что такое служебный вагон
Поезда для вождей: кому по железной дороге можно было путешествовать с настоящим комфортом
На самом деле для любого человека на советском пространстве главным средством передвижения был вовсе не автомобиль, как утверждали классики, а поезд. Железнодорожная сеть была густая, практически всепроникающая, и до абсолютного большинства основных населенных пунктов можно было добраться по рельсам. Цены на этот транспорт поддерживались социальные, даже купе могли позволить себе многие, а уж плацкарт и вовсе превратился в советский микрокосм в вакууме. Но даже в насквозь демократическом мире железных дорог СССР существовало и пространство для избранных, что, в общем, тоже отражало окружающую строителя социализма действительность. Периодически на стальных магистралях Союза появлялись спецпоезда, для спецпассажиров которых обеспечивались спецусловия, начиная с секретного спецвокзала. Впрочем, подобные составы не были каким-то исключительно советским изобретением, ведь с недоступным обычным гражданам комфортом любили (а кое-где любят и сейчас) перемещать себя из точки А в точку Б очень важные персоны и в достаточно капиталистических государствах. Что такое литерные поезда, как они появились и устроены — в обзоре Onliner.
О паровозах и королевах
Казалось бы, европейские монархи должны были быть людьми весьма консервативными, приверженными милой сердцу старине и недолюбливающими любой прогресс с непредсказуемыми последствиями. Однако на самом деле оказалось, что такое выдающееся изобретение, как железная дорога на локомотивной тяге, многие из них оценили довольно быстро. Первая в мире магистраль такого рода и общественного пользования (между Стоктоном и Дарлингтоном в северо-восточной Англии) открылась в 1825 году, а уже в 1842-м железнодорожная сеть Великобритании развилась так, что пригодилась и царствовавшей в то время королеве Виктории. 13 июня она уселась в специально изготовленный для нее салон-вагон (построенный двумя годами ранее) и отправилась со станции Слау, расположенной в 4 километрах от Виндзорского замка, на лондонский вокзал Паддингтон. Аттракцион королеве понравился, и спустя семь лет из Слау была проложена ветка, заканчивавшаяся прямо напротив ее резиденции в Виндзоре. С тех пор железнодорожный транспорт регулярно использовался британскими монархами как для поездок между Лондоном и Виндзором, так и для путешествий по стране.
Королевский поезд (Royal Train) стал непременным атрибутом державного антуража. Периодически его составы модернизировались, строились новые вагоны и локомотивы, и бо́льшая часть этого подвижного состава, по британской традиции, сохранена и демонстрируется сейчас в специализированных железнодорожных музеях.
Материалы
Классификация подвижного состава РЖД. Вагоны.
Классификация вагонов.
Вагоны разделяются
По своему назначению вагоны разделяются на две основные группы
Пассажирский вагон
Пассажирский вагон имеет кузов, который представляет собой закрытое помещение со всеми основными устройствами, необходимыми для пассажиров (оборудование для сидения или лежания, системы отопления, вентиляции и освещения, туалетные помещения, удобные входы и выходы и т.п.).
Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов – ресторанов, почтовых, багажных и специального назначения.В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны отличаются своим устройством.
По назначению различают вагоны:
· дальнего следования – для перевозки пассажиров на большие расстояния. Эти вагоны бывают купейными или плацкартными. Они оборудованы жесткими или мягкими диванами для лежания и поэтому называются жесткими или мягкими вагонами;
· местного сообщения – для перевозки пассажиров на более короткие расстояния, преимущественно в дневное время. В этих вагонах имеются удобные кресла для сидения;
· пригородные – для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в сравнительно короткое время (1-2 ч); они оборудованы диванами (жесткими или мягко-жесткими) для сидения;
· вагоны – рестораны – для организации питания пассажиров в пути следования. В вагоне имеются зал, кухня, кладовые с холодильными установками для хранения продуктов и другие отделения;
· почтовые – для перевозки почтовых грузов. Вагон имеет кладовые, зал для почтовых операций и помещения для обслуживающего персонала;
· багажные – для перевозки багажа пассажирских поездов. В вагонах имеются кладовые с погрузочно – разгрузочными механизмами и помещениями для обслуживающего персонала;
· почтово – багажные – используемые в качестве почтовых и багажных вагонов на участках железных дорог с небольшими пассажирскими перевозками.
Пассажирскими вагонами специального назначения являются вагоны-лаборатории, служебные, санитарные, вагоны-клубы и т.п.
Грузовые вагоны
Грузовые вагоны в зависимости от вида перевозимых грузовразделяются на следующие основные типы:
· крытые – для перевозки зерновых и других сыпучих грузов нуждающихся в защите от атмосферных осадков, для транспортировки тарно-упаковчных и высокоценных грузов. Вагон имеет крытый кузов, обычно оборудованный люками и дверями;
· полувагоны – для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), контейнеров, различных машин и др. Вагон имеет открытый кузов, чаще всего оборудованный дверями и разгрузочными люками;
· платформы – для перевозки длинных и громоздких грузов (лесоматериалы, прокат, строительные материалы и их полуфабрикаты), контейнеров, автомашин и т.д. Эти вагоны имеют настил пола на раме и обычно откидные борта;
· цистерны – для перевозки жидких и газообразных грузов (нефть, керосин, бензин, масла, кислоты, сжиженные газы, и т.п.). Кузовом вагона служит специальный резервуар (котёл) обычно цилиндрической формы, имеющий люки для налива и устройства для слива груза;
· изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов (мясо, рыба, молоко, фрукты и т.п.). В этих вагонах кузов имеет изоляцию и оборудование для создания необходимых температурного и влажностного режимов. Современные изотермические вагоны строят в виде самостоятельных рефрижераторных секций с центральной холодильной установкой или с полным комплектом всего холодильного оборудования в каждом вагоне (автономный рефрижераторный вагон). Раньше были распространены с льдосоляным охлаждением;
· вагоны специального назначения – для грузов, требующих особых условий перевозки. К этой группе относятся транспортёры для перевозки тяжеловесных и громоздких грузов, вагоны для перевозки автомашин, цемента, скота и других специфических грузов, а также вагоны, предназначенные для технических нужд железных дорог (вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.).
В зависимости от технической характеристики и пассажирские и грузовые вагоны различаются:
· по осности – двухосные, четырёхосные, шестиосные, восьмиосные и многоосные. Вагоны бывают бестележечные и тележечные;
· по материалу и технологии изготовления кузова – цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, в основном сварные с отдельными клёпаными узлами;
· нагрузке от колёсной пары на рельсы
· нагрузке на 1 м пути и другими параметрами;
· по габариту подвижного состава, которому они удовлетворяют, и по ширине железнодорожной колеи – ширококолейные и узкоколейные.
По месту эксплуатации вагоны подразделяются
Общесетевые вагоны допускаются для движения по всей сети железных дорог страны.
Вагоны
Железная дорога в основном служит для перевозки грузов и пассажиров. Поэтому и вагоны бывают пассажирские и грузовые. С Пассажирскими
Грузовые вагоны, здесь все сложнее, давайте разберемся, какие бывают грузы. По своим свойствам грузы различают по размерам, свойствам и состоянию. Исходя из этого конструкторы создали различные конструкции грузовых вагонов, причем различаются они только конструкцией рамы и кузова, чтобы можно было совместить с базовой ходовой частью вагона, ударно-тяговым механизмом и конечно же тормозным оборудованием.
Возьмем крытые вагоны, состоят они из крыши,стен с двумя дверями и деревянного пола. Что в нем можно перевозить? Абсолютно все что угодно, кроме крупногабаритных, сыпучие грузы в мешках, жидкие в емкостях. Встает другой вопрос, рентабельна ли эта перевозка?
К примеру песок, уголь, руда нужно это все расфасовать и загрузить, кто же этим будет заниматься? Следовательно крытые вагоны для таких грузов не подойдут, а вот сахар, мука, цемент и многие другие грузы, которые боятся влаги, в самый раз.
Также имеются и полувагоны без откидных люков, для разгрузки таких вагонов нужны специальные вагоно-опрокидыватели. Такие вагоны и служат для перевозки угля, песка, щебня, а так же в них перевозят лес, трубы, строй материалы и многое другое. Влага таким грузам не помеха.
Только в меньших количествах. Хочется отметить, что сыпучие грузы при движении состава выветриваются под воздействием воздушных масс, хоть и незначительная часть и на первый взгляд практически незаметна. Все же за год выветривается около 10 млн. тонн угля, это примерно 20 составов груженных углем. Для предотвращения этого, грузы поливают специальной жидкостью, которая при высыхании дает твердую корку и тем самым не дает выветриваться грузу.
Цистерны предназначены для перевозки жидких грузов. Это большая емкость цилиндрической формы с заливной горловиной. В таких цистернах перевозят нефть, бензин и другие жидкие грузы.
3.2. Характеристика вагонов, общие сведения
Независимо от типа и назначения каждый вагон состоит из основных узлов (рис.3.1); кузова 1; ударно-тяговых устройств 2; тормозного оборудования 3; ходовой части 4.
Кузов служит для размещения в нем грузов. Он прочно укрепляется на раме и по своему устройству зависит от рода перевозимого в нем груза. Тип грузового вагона и устройство определяются его назначением и конструкцией кузова. В эксплуатации находится большое разнообразие кузовов грузовых вагонов, поэтому они классифицируются в зависимости от:
• рода перевозимых грузов. Делятся на открытые (у платформ, полувагонов, думпкаров, хопперов-дозаторов и транспортеров) и закрытые (у крытых, цистерн, изотермических, зерно- и цементовозов и других крытых вагонов бункерного типа). В свою очередь закрытые делятся на кузова: без теплоизоляции, с теплоизоляцией и различными системами принудительного охлаждения (обогрева) грузов или без них;
• устройств для погрузки и выгрузки грузов с дверями на боковых стенах или с люками в крыше и полу (при отсутствии крыши — только с люками в полу).
К ходовой части вагона относятся тележка с рамой, колесные пары, буксы с подшипниками, детали рессорного подвешивания и др.
Тормозное оборудование служит для замедления движения или полной остановки поезда и удержания его на месте.
Ударно-тяговые (автосцепные) устройства предназначены для сцепления вагонов друг с другом и с локомотивом, передачи тяговых и сжимающих усилий, возникающих в поезде, а также для удержания вагонов в составе на определенном расстоянии.
Для сравнения различных вагонов пользуются их технико-экономическими характеристиками и параметрами, основными из которых являются грузоподъемность, тара, коэффициент тары, удельный объем, нагрузка на ось, нагрузка от колесной пары на рельс, погонная нагрузка и база.
Грузоподъемность — это максимально допустимая масса груза, который можно погрузить в данный вагон. Эта величина в тоннах проставляется на боковых стенах кузова, бортах платформ, котлах цистерн масляной краской в установленных для этого местах.
Тара вагона — общая масса вагона в порожнем состоянии. Эта величина в тоннах проставляется на раме вагона с обеих сторон.
Коэффициент тары показывает долю массы порожнего вагона, приходящуюся на 1 т полезного груза при загрузке его до полной грузоподъемности. Этот измеритель характеризует выгодность использования вагонов разных типов и определяется делением тары на грузоподъемность.
Нагрузка на ось получается делением общей массы вагона — тары и грузоподъемности (брутто) за вычетом массы колесных пар на число осей вагона.
Нагрузка от колесной пары на рельс определяется делением веса брутто на число колесных пар. Эта нагрузка допускается не более 215.7 кН, а для вагонов отдельных типов 245,11 кН. Эффективность вагона определяется также погонной или статической нагрузкой, приходящейся на 1 м пути.
Погонная нагрузка подсчитывается делением массы брутто вагона на длину его по осям сцепления автосцепок, для магистральных линий максимальная погонная нагрузка установлена 78 кН/м, исходя из прочности мостов и других искусственных сооружений. База вагона — расстояние между осями пятников.
Вагоны различных типов, имея близкие по значению характеристики, общие некоторые параметры и совершенно одинаковые отдельные составные части, тем не менее, отличаются друг от друга, в основном, устройством кузова.
Габарит подвижного состава
По габариту подвижного состава различают вагоны, предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны; вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог РФ; и вагоны для международных сообщений.
Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определенному габариту с целью предотвращения возможности соприкосновения вагонов со станционными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути. По своим размерам грузовые вагоны соответствуют габаритам подвижного состава (ГОСТ 9238-83).
Под габаритом подвижного состава подразумевают предельное поперечное, перпендикулярное оси пути, очертание, в котором, не выходя наружу, должны помещаться установленные на прямом горизонтальном пути как в порожнем, так и в нагруженном состоянии не только новые вагоны, но и вагоны, имеющие максимальные нормируемые допуски и износы.
Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (рис. 3.2) оставляется некоторое пространство,
предназначенное для смешений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми и вертикальными колебаниями подвижного состава на рессорном подвешивании и понижением его из-за износов в деталях. Габарит подвижного состава связан с размерами колеи железных дорог; чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее.
ГОСТ устанавливает габариты подвижного состава Т, Тц, Тпр и 1-Т для железных дорог СНГ, Балтии и Монголии (табл. 3.1);
Таблица 3.1
Единые габариты подвижного состава
Габарит
Высота,
мм
Ширина,
мм
Назначение
Для сети железных дорог СНГ. Балтии и Монголии
Для сети железных дорог СНГ. Балтии и европейских стран
• габарит Т (см. рис. 3.2) предназначен для подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог России, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений С;
• габарит Тц — для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;
• габарит Тпр — для полувагонов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, внешним и внутренним подъездным путям промышленных и транспортных предприятий;
• габарит 1-Т — для подвижного состава, эксплуатируемого по всем путям железных дорог России, других стран СНГ, Монголии и Балтии;
• габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ предназначены для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СНГ колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.
Знаки к надписи на грузовых вагонах
Каждая единица подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
1) технический знак Российских железных дорог;
2) информацию завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;
3) дату и место производства установленных видов ремонта;
5) грузоподъемность, номер;
6) на крытых, полувагонах и некоторых других типах вагонов наносится объем кузова;
7) на наружной поверхности хребтовой балки крепят табличку с указанием наименования предприятия изготовителя;
9) марку стали кузова вагона;
10) знак «К» — композиционные колодки;
11) на нижней части кузова нанесен знак кронштейна для транспортировки вагона;
12) на хребтовой балке надпись «Авторежим»;
13) на отдельных типах вагонов указан род перевозимого груза, например «Зерно», «Цемент», «Бензин», «Серная кислота», «Молоко» и др;
14) на специализированных вагонах наносят трафареты о степени опасности груза «Огнеопасно», «Ядовито», «С горок не толкать» и др;
15) на боковых стенах наносится знак транзитности и габаритности вагона, например: «МС»;
16) черный прямоугольник для меловых надписей и наклейки ярлыков;
17) на котлах цистерн накладными цифрами нанесен калиброванный тип, по которому, измерив уровень налива и зная вид перевозимого груза, можно определить его объем и массу с помощью специальных таблиц.
Номер вагона имеет восемь знаков и наносится на боковой стене и хребтовой балке рамы вагона.
Система восьмизначной нумерации вагонов была введена в 1985 г. Она обладает достаточной емкостью на длительный период, имеет защитный код и соответствует условиям использования при решении эксплуатационных и многих других задач с помощью ЭВМ. Значительно полнее, чем ранее, в номере вагона отражены такие важные его характеристики, как длина, масса тары, грузоподъемность. Всего выделено более 180 типов грузовых вагонов, в том числе более 60 типов транспортеров.
В каждом роде подвижного состава типы вагонов сгруппированы по объединяющим их признакам. Как правило, внутри группы вагоны «расставлены» по длине, т.е. для типов вагонов, имеющих большую длину, установлена большая по значимости нумерация. Внутри групп предусмотрена резервная емкость, которая будет использована в будущем для перспективных вагонов или при увеличении числа вагонов данного типа.
Вторая цифра для всех видов вагонов, кроме прочих, номер которых начинается с 3, кодирует осность: цифры 0—8 означают четырехосные, 9 — восьмиосные вагоны.
Все шестиосные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам (у шестиосных вагонов вторая цифра номер — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая цифра определяет для крытых вагонов объем кузова, для платформ — длину рамы, для 4-осных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для цистерн — специализацию, для рефрижераторных — типы.
Третий знак номера содержит дополнительную характеристику: для восьмиосных полувагонов — наличие люков в полу и торцевых дверей, для прочих вагонов и цистерн — род перевозимого груза, для рефрижераторных вагонов и ледников — особенности конструкции.
Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона характеристики не содержат.
Цифра 9 в седьмом знаке номера является признаком наличия у вагона сквозной переходной площадки.
Восьмая цифра в инвентарном номере вагона является контрольной. Она позволяет определить правильность написания его в перевозочных документах и правильность считывания.
Другие знаки и надписи на подвижном составе и специальном подвижном составе наносятся в порядке, установленном ОАО «РЖД» (бывшем МПС России). Пример размещения знаков и надписей на грузовом вагоне приведен на рис. 3.3.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Служебный вагон
Служебный вагон прицепляется в конец поезда. [1]
Служебные вагоны практически не используются в Европе, пока еще они используются в Канаде. В Соединенных Штатах профсоюзы железнодорожников с помощью лоббистов протолкнули в четырех штатах закон, в соответствии с которым служебные вагоны являются обязательными. Во всех других штатах использование служебных вагонов в товарных составах остается предметом переговоров при заключении коллективных соглашений. В любом случае пример со служебными вагонами показывает, что замещение вводимых факторов производства является не таким простым делом, как это следует из экономического анализа. [2]
Количество служебных вагонов и вагонов-мастерских зависит от исполнения энергопоезда. Кроме того, отдельно поставляется оборудование топливо подачи, шлако-уда Нения. [3]
В служебном вагоне имеются купе для обслуживающего персонала, туалет, душ, котельная, кухня. [5]
В служебном вагоне имеются отделения с полками для обслуживающего персонала, туалет, душ, котельная, кухня. На кухне имеются электрическая плита, кипятильник и холодильный шкаф. Под крышей размещены шесть баков для запаса воды. Под полом вагона расположены аккумуляторные батареи. [6]
При обслуживании служебного вагона рефрижераторного поезда ( секции) осуществляет приготовление пищи для бригады, обслуживающей рефрижераторный поезд ( секцию), и дежурство в период отдыха бригады. [7]
Рассмотрим случай с железнодорожными служебными вагонами в товарных составах. Администрация железных дорог заявляет, что с учетом технического прогресса нет необходимости устраивать в товарных поездах служебные вагоны. В частности, их следует заменить релейной системой, которую можно установить на соединительном устройстве последнего вагона поезда. Этот небольшой черный ящик содержит вращающийся стробоскоп и приборы, которые контролируют скорость поезда, давление в тормозах, а также другие необходимые данные и передают их машинисту локомотива. Релейная система стоит всего 400 дол. И естественно, релейная система заменяет одного члена поездной бригады. [8]
Вагоны, дизель-электростанция, машинное отделение и служебный вагон соединены между собой переходными защитными гармониками. [9]
Пробег специальных подвижных единиц, снегоочистителей, специальных и служебных вагонов железных дорог и Министерства путей сообщения для нужд эксплуатации, перебазирование пассажирских вагонов с дороги на дорогу в составе грузовых поездов и пересылка грузовых съемных приспособлений дорог оформляются пересылочными ведомостями ( форма ГУ ЗЗ) без оплаты тарифа. [11]
Номер, начинающийся с цифры 970, обозначает четырехосные технические и служебные вагоны рефрижераторных поездов и секций не для перевозки грузов. Если после 97 третьей цифрой номера стоит 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9, то это обозначает служебные или специальные вагоны не для перевозки грузов. [12]
Поезд-рефрижератор состоит из 23 вагонов: вагон-машинное отделение, вагон-дизель-электростанция, служебный вагон и 20 вагонов для грузов. Посредине состава установлен вагон-дизель-электростанция. К ней с одной стороны прицеплен вагон-машинное отделение, а с другой стороны служебный вагон. Все три вагона соединены проходными площадками с гармониками. К машинному отделению и служебному вагону прицеплено по 10 грузовых вагонов. [13]
В России выбран лучший служебно-технический вагон
Состояние вагона-победителя теперь станет стандартом, на который будут равняться
В Центральной дирекции по ремонту пути назвали победителей первого сетевого конкурса «Лучший служебно-технический вагон – 2018». Самый лучший вагон нашёлся на Северо-Кавказской дороге.
Под управлением дирекции действует 101 путевая машинная станция (ПМС), в чьём пользовании находятся около 3 тыс. служебно-технических вагонов для сопровождения производственной деятельности, проживания и питания работников.
Как рассказал «Гудку» заместитель начальника Дирекции по кадрам и социальным вопросам Андрей Симаков, в прошлом году на каждой ПМС были организованы рабочие группы из специалистов охраны труда, кадрового блока, механизации, профессиональных лидеров и руководящих кадров предприятий, которые ежемесячно, с выездом на линию, оценивали состояние всех вагонов. Каждый вагон после осмотра получал баллы. За лучшие показатели ответственным за состояние вагона работникам начислялась премия. Вагоны, набравшие наибольшее количество баллов в течение года, стали победителями конкурса в трёх номинациях. Коллективы ПМС, занявших первые места, получили премию в 300 тыс. руб., за вторые места – 200 тыс. руб., за третьи – 100 тыс. руб.
«Лучшим служебно-техническим вагоном для сопровождения» стал вагон коллектива опытной ПМС № 143 Северо-Кавказской дирекции по ремонту пути, признанный максимально удобным и функциональным служебно-техническим вагоном для сопровождения путевой техники. Заместитель начальника Северо-Кавказской дирекции по кадрам Илья Маскин заверил: «Состояние вагона-победителя теперь станет стандартом, на который будут равняться другие ПМС нашей дирекции».
Второе место в данной номинации присуждено вагону ПМС № 148 Куйбышевской дирекции по ремонту пути. Третье место получил вагон ПМС № 18 Дальневосточной дирекции по ремонту пути.
В номинации «Лучший служебно-технический вагон для проживания» первое место занял вагон ПМС № 66 Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути. Второе место присуждено вагону ПМС № 88 Октябрьской дирекции по ремонту пути. Третье место занял вагон ПМС № 230 Горьковской дирекции по ремонту пути.
«Лучшим служебно-техническим вагоном-столовой» назван вагон ПМС № 45 Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути. Второе место занял вагон ПМС № 216 Западно-Сибирской дирекции по ремонту пути. Третье – вагон ПМС № 111 Северной дирекции по ремонту пути.
«Работа на ПМС разъездная. Люди живут и работают в служебно-технических вагонах весь ремонтный сезон.
Мы прилагаем усилия для нормального содержания вагонных помещений. Но хотим, чтобы и работники заботились о временном месте своего пребывания, – сообщил Андрей Симаков. – Конкурс достиг своих целей, в нынешнем году объявим новый».
Большинство эксплуатируемых ПМС служебно-технических вагонов построены с 1980 по 1985 год. Для создания комфортных условий работы и проживания дирекция выделяет предприятиям средства на покупку бытовой техники, мебели, кондиционеров, стройматериалов для ремонта помещений.