что такое служебный автомобиль
Служебный транспорт –это как?
5 ответов
Служебный транспорт- это транспорт, осуществляющий перевозку и доставку сотрудников к месту работы. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.
Служебный транспорт имеет каждая мало мальски приличная контора, даже если штат сотрудников у неё не велик, обычно служебный автомобиль есть, как минимум, у директора. И, как правило, в случае необходимости остальные сотрудники тоже могут им воспользоваться в рабочих целях.
Служебный транспорт — это когда компания или организация покупает, берет в аренду автобус (несколько), БУС, автомобиль (предоставляется для некоторых работников, обычно при хорошей должности) для доставки своих работников к (с) места работы.
Транспорт, который возит только работников определенного предприятия. Если хорошая фирма, предприятие, то все работники записываются. Либо есть своя карта, удостоверение. То есть, что-то, что подтверждает личность работника. В таких автобусах почти все работники занимают сидячие места. Ведь автобус рассчитан на определённое количество людей. У транспорта есть свой установленный маршрут. А также, время, в которое он должен быть в таком то месте.
В моем городе есть шахта, туда возят работников. Автобус едит по всему городу и собирает работников. Так как город маленький, то все друг другу знают. Но, я тоже не понимаю, почему нет никаких ограничений. Любой человек может зайти в этот автобус и поехать. И здесь вся надежда на водителя, который будет запоминать каждое лицо.
Такой транспорт считается бесплатным, так как он доставляет каждого работника на место работы. И часто рабочий транспорт ездит даже в другой город за своими сотрудниками. Но, как правило, это делают только крупные предприятия, где очень много работников.
Служебный транспорт, это транспорт, который находится в собственности компании и им могут пользоваться работники. Это и обычные автомобили легковые, и микроавтобусы, автобусы. Собственник компания, либо она берет его во временное пользование, и перевозит сотрудников, к примеру утром служебный автобус забирает работников с остановок и привозит на предприятия, завод или фабрику. Часто крупные фирмы имеют даже свой целый автопарк, они пользуются даже несколькими видами транспорта.
К примеру авто и водитель нанятый, который возит директора, тоже является служебным транспортом. К примеру часто бухгалтера пользуются служебным авто, чтоб попасть в налоговую для сдачи документов.
Служебный транспорт может утром забирать и вечером довозить до остановки, если транспорт находится в промышленном и отдаленном района или даже области. Это удобно для всех сотрудников, когда в пользовании есть авто, то и проблем меньше организационных.
Использование служебного автомобиля в личных целях
Использование служебного транспорта в личных целях директором коммерческой компании или сотрудниками фирмы — явление в Российском бизнесе достаточно частое. Нередко оно рассматривается как дополнительный элемент мотивации сотрудников. Насколько законно и безопасно так использовать машину?
Служебный автомобиль в личных целях 
Согласно законодательству РФ, свободное использование коммерческого (служебного) транспорта в личных целях запрещено. Связано это, в первую очередь, с тем, что вся деятельность бизнеса подконтрольна и регламентирована обязательной бухгалтерской отчетностью.
На каждую поездку служебного автомобиля составляется путевой лист, списывается топливо, насчитывается заработная плата водителю. Затраты на поездку четко рассчитываются и списываются бухгалтерией как затраты на производственную деятельность, после чего вычитаются из налогооблагаемой прибыли.
Если коммерческий транспорт используется несанкционировано, не подтверждается никакими внутренними правилами и инструкциями, не проводится по бухгалтерии и не сопровождается списанием затрат, то компания несет потери:
Разумеется, будут проблемы с налоговыми органами, которые любые расходы и затраты на служебный транспорт воспринимают как расходы деятельности компании.
Когда можно приватно использовать коммерческий транспорт?
Только когда в коммерческой компании на этот счет действуют легальные правила (один из вариантов):
Первый вариант понятен и прозрачен — все затраты проводятся по бухгалтерской отчетности. Во втором случае компания должна четко определить «правила игры» и сформулировать в инструкциях основные вопросы: как компенсируется расход ГСМ, как контролируется пробег по спидометру, как ведется отчетность по использованию транспорта, и как используются автомобили.
Правила частного использования служебного автомобиля должно быть утверждены руководящими органами компании и согласованы с налоговыми органами в рамках действующего законодательства.
Какие нужны документы?
Чтобы сотрудник компании мог без последствий управлять служебным автомобилем в нерабочее время, у него на руках должны быть:
Любой из этих документов временно снимает транспортное средство с баланса компании и переносит ответственность за сохранность и целостность авто, а также затрат на ГСМ и амортизацию на водителя, сидящего за рулем. При этом, документы должны оформляться каждый раз, когда автомобиль выезжает из парка компании не по служебной надобности (то есть, по путевому листу). Именно по этой причине такой механизм использования машины не слишком практичен.
Как оформить автомобиль сотрудника (аренда)
Еще один, более простой и законный способ использовать служебный автомобиль в личных целях — аренда. Но не аренда авто сотрудником у компании, а наоборот: аренда компанией личного транспорта сотрудника. При этом, аренда может быть оформлена как на само авто, так и на машину с водителем.
И в том, и в другом случае, использовать в нерабочее время арендованную машину можно без дополнительных документов, так как владелец авто имеет к нему право доступа в любое время.
Если же оба варианта аренды транспортного средства компанию не устраивают, потребуется акт приема/передачи служебного транспортного средства определенному сотруднику, который может использовать его во внеслужебных целях.
Допускается также аренда сотрудником служебного автомобиля на определенное время. Но в этом случае, система бухгалтерского учета будет сложнее, так как придется рассчитывать налог на доход компании с аренды своего транспорта.
Возмещение расходов при использовании служебного авто
Вопросы возмещения затрат на используемый в личных целях служебный автомобиль — один из главных вопросов, которые компания должна сразу решить и узаконить документально, чтобы не нести убытки и не подвергнуться санкциям сотрудников налоговой инспекции.
Способов возмещения сотрудником денежных расходов при эксплуатации служебного транспорта несколько:
Руководство компании само выбирает форму начисления и погашения затрат, после чего схема прописывается в правилах фирмы и отражается в бухгалтерской документации.
Точно так же контроль неслужебной эксплуатации автомобиля может вестись по пробегу (разрешенное количество километров, которые можно проехать на коммерческом авто при личной эксплуатации), что позволяет ограничить и контролировать амортизацию машины и затраты на ее обслуживание и ремонт.
Схема такого контроля проста: руководство компании учитывает цифру пробега до и после поездки в оговоренные временные периоды, а затем отнимает от общего пробега пробег по служебным заданиям (высчитывается по путевым листам). Полученный остаток — и есть расстояние, которое машина проехала в личных целях сотрудников, и оно переводится в количество топлива по техническим характеристикам и амортизацию и диагностической карте автомобиля.
FAQ (часто задаваемые вопросы)
В заключении отметим, что использование коммерческого (служебного, корпоративного) транспорта в личных целях директора или сотрудников компании допускается. Но только в том случае, если в Политике, должностных инструкциях и приказах четко указаны условия такой эксплуатации и методы контроля затрат. Отдельный случай — аренда авто у компании и аренда машины компанией у сотрудника, где действуют правила аренды движимого имущества.
Несогласованная с руководством и никак не контролируемая неслужебная эксплуатация корпоративного транспортного средства запрещена законом, так как ведет к прямым имущественным и материальным убыткам (расходы на ГСМ, амортизация ТС). В случае ее выявления, сотрудник будет нести финансовую, административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
Для чего нужен служебный автомобиль?
Какие документы нужны чтобы ездить на служебной машине?
Водительское удостоверение, свидетельство о праве собственности (ПТС), полис ОСАГО, путевой лист.
Можно ли использовать служебный автомобиль в личных целях?
Ответственность за использование служебного авто в личных целях или передачу третьим лицам Использование служебных автомобилей сотрудниками организаций в личных целях запрещается. Это обусловлено тем, что компания в таком случае несет имущественные и материальные потери.
Что такое служебный автомобиль?
Служебный автомобиль — это автомобиль, который работодатель предоставляет в пользование работнику. Право работника на пользование служебным автомобилем может следовать непосредственно из трудового договора или из отдельного соглашения между работодателем и работником.
Кто должен ремонтировать служебный автомобиль?
Обслуживание и ремонт служебного автотранспорта в специальных цехах или автосервисах Сей час на всех предприятиях, независимо от формы собственности автомобильный транспорт ремонтируется силами водителя, в результате чего водитель не дополучает зарплату.
Можно ли ездить на служебной машине без путевого листа?
Как ездить без путевого листа на служебном автомобиле? Все организации, в том числе индивидуальные предприниматели, использующие транспортные средства для осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа, обязаны иметь при себе путевые листы.
Как передать авто сотруднику?
Можно ли использовать такси в личных целях?
Эксплуатация транспортного средства, используемого в качестве такси, в личных целях не допустима. А причина тому — исключение самовольного использования транспортного средства в целях перевозок пассажиров в нарушение требований законодательства. И самое основное — обеспечение безопасности перевозки пассажиров.
Что значит в личных целях?
Под личными целями рассматривается некоммерческое использование экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи гражданина.
Как правильно оформить использование личного автомобиля в служебных целях?
Так, использование машины в интересах работодателя можно подтвердить соглашением к трудовому договору; принадлежность автомобиля работнику подтверждается копией технического паспорта личного автомобиля, заверенной в установленном порядке; порядок расчета компенсации подтверждается справкой-расчетом о сумме компенсации.
Кто возмещает ущерб при дтп на служебном авто?
В соответствии с п. 1 ст. 1068 ГК РФ лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. ДТП произошло на служебной машине в момент исполнения трудовых обязанностей, следовательно, причиненный ущерб будет возмещаться вашим работодателем.
Что делать если попал в дтп на рабочей машине?
Что делать если попал в дтп на служебной машине?
Если работник на служебной машине попал в аварию, ущерб пострадавшему возмещает работодатель, который потом может предъявить регрессный иск. Но прежде чем его удовлетворять, надо установить наличие предусмотренных законом условий. Например, проверить, привлечен ли работник к административной ответственности.
Что такое служебный транспорт?
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
Прежде всего, отметим, что такого понятия как служебный транспорт действующее законодательство не содержит. Как правило, этот термин обозначает транспорт, используемый для осуществления управленческих функций. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, осуществляющие функции перевозки пассажиров, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.
В том случае, если для служебных поездок используется личный автотранспорт, то компенсация учитывается в составе расходов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы были установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 «Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
В соответствии с указанным постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:
Нормы на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, не установлены.
СЛУЖЕБНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сегодня многие компании не имеющие отношения к автомобильной отрасли держат на балансе транспортные средства. Данное обстоятельство является источником постоянной головной боли у специалиста по охране труда, поскольку транспорт выдается не только водителям, но и торговым представителям, менеджерам по продажам, руководству и прочим.
Тема служебного транспорта хорошо (или не очень) проработана с точки зрения бухгалтерского учета, но совершенно забыта с позиций охраны труда.
Возникает путаница по целому ряду процедур. Как оформлять выпуск на линию? Нужно ли проходить медосмотр? Что делать если служебный автомобиль попал в ДТП? Нужен ли дежурный механик? Нужен ли путевой лист? Как списать ГСМ? И много других вопросов, которые мы постараемся разобрать в этой статье.
Для начала давайте определимся с вариантами принадлежности транспортного средства
Мы можем приобрести транспорт на юридическое лицо, можем заключить договор с организацией, у которой берем машину в аренду, а можем заключить договор с работником об аренде его личного автомобиля. Это важно, потому что в гражданском праве есть понятие ответственности без вины. Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности в соответствии со статьей 1079 ГК РФ (Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих), обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности.
Кроме того, юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. В соответствии со Статьей 1068. ГК РФ. (Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником).
Таким образом, если предприятие приобрело транспорт и передало его в управление работнику, то при ДТП, фирма, в лице своего директора делит всю ответственность с работником, управляющим транспортным средством.
Переложить ответственность на работника можно только в случае если вместе с трудовым договором предприятие заключило с ним договор аренды его личного автомобиля или дополнительное соглашение к трудовому договору о использовании личного автомобиля в служебных целях.
Многие горе-авторы пишут о том, что для компенсации затрат необходимо, что бы работник предоставлял чеки на бензин, иначе будут проблемы с налоговой. На самом деле единственный способ списать ГСМ – это путевой лист, но об этом мы поговорим попозже.
Теперь важно понять для чего мы используем транспорт
Есть два варианта: собственные нужды и для извлечения прибыли.
Если мы заключаем договора перевозки, осуществляем доставку людей или грузов, то это вариант «извлечение прибыли» и тут организация охраны труда в компании ничем не отличается от обычного автотранспортного предприятия. А именно, назначается работник ответственный за безопасность дорожного движения и ответственные за выпуск машин на линию (дежурные механики). Эти люди должны обладать соответствующей квалификацией.
Если же мы используем машины исключительно для собственных нужд, то нам нужно понять, кем является работник, управляющий автотранспортом.
Здесь тоже возможны два варианта. Водитель и обычный сотрудник.
Поскольку ничего не мешает назвать водителя в штатном расписании менеджером, то все упирается в определение его трудовой функции. Работник, который приходит на работу для того, что бы возить кого-то или чего-то, выполняет функционал водителя.
Водитель обязан проходить (В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ):
В свою очередь и юридические лица обязаны обеспечить требования указанные в законе «О безопасности дорожного движения»:
Статья 20 Федерального закона № 196-ФЗ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;
обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Данное требование распространяется не только на компании, использующие служебный транспорт для извлечения прибыли, но и на тех, кто использует автомобили для собственных нужд. Такое мнение было высказано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26.
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Из вышесказанного следует, что если сотрудник возит только одного себя любимого (управление автомобилем не изменяет его трудовую функцию), то формально он не является водителем и медосмотры проходить не обязан. Также нет необходимости в полноценной службе эксплуатации транспорта (или еще хуже передаче всех полномочий специалисту по охране труда).
Получается, что для водителя обязанность управлять автомобилем может быть фактором, определяющим вредные условия труда. А менеджерам машина выдается как бонус или элемент статуса.
Но большинство компаний хотят списывать (принимать к учету) ГСМ
А мы с вами уже говорили, что единственный инструмент для списания ГСМ – это путевой лист. Не важно, оформлен он по типовой форме или утвержден приказом по предприятию, путевой лист будет действительным, если на нем указаны данные о прохождении медосмотров, стоит отметка дежурного механика об исправности ТС, указаны километраж и количество топлива в баке.
Если сотрудник приходит с утра на работу и берет со стоянки закрепленный за ним транспорт, то проблем не возникает. А если он ездит на служебном транспорте и по рабочим делам и после работы? Как тогда списать бензин, потраченный за выходные в поездке на дачу?
Тут рискует не только предприятие, но и сам сотрудник у которого могут найти прибыль (компания фактически компенсировала ему стоимость бензина) с которой не уплачен НДФЛ.
Опять же возникнут проблемы в случае ДТП в нерабочее время.
Выходом является каждый раз передавать транспорт в личное пользование, оформляя соответствующий акт, а утром принимать его обратно, но в силу трудозатратности данного процесса мы даже не будем его рассматривать.
Подведем итог
Если посмотреть на проблему с другой стороны, нам нужно выбрать хотим ли мы оформлять документацию, обеспечивать наличие квалифицированного персонала и списывать ГСМ? Или для нас важнее сделать систему как можно проще.
Если по закону мы можем обойтись без оформления путевых листов, медосмотров и ответственных, а это возможно в случае если мы не выполняем работ по перевозке за деньги и не имеем необходимости в водителях по сути, то можно передать служебный автомобиль сотруднику в виде «куска металла».
Для этого у нас должно быть разработано соответствующее положение, где мы закрепляем ответственность и обязанности по содержанию транспортного средства за сотрудником. Приказ о передаче ему автомобиля и доверенность, на основании которой он будет управлять предоставленным ему служебным транспортом.
Правда при этом придется смириться с тем, что мы не сможем принять к учету ГСМ.