что такое слуцкие пояса
Слуцкие пояса
Известные на весь мир Слуцкие пояса — это одна из национальных реликвий Беларуси. Великолепный образец прикладного искусства, ставший не только своеобразным культурным символом, но и неким брендом всей страны.
Слуцкие пояса — это удивительно красивый, дорогой и символичный предмет мужского гардероба. Он был доступен только тем, кто относился к высшим сословиям знати. Пояса в Беларуси ткали еще в 18 веке. С ними часто связаны многочисленные загадки, семейные тайны и мистические истории.
Изготовление Слуцких поясов
Слуцкие пояса изготавливались вручную на шёлковой основе с применением серебряных и золотых нитей. Именно поэтому они и стоили так дорого. В 1796 году стоимость всего одного пояса могла быть от 50 до 100 рублей. Если сравнивать по тому курсу получается действительно недешево. Бутылка шампанского, например, тогда могла стоить всего 1,5 рублей. А нанять карету с шестью лошадями на целый месяц можно было всего за 60 рублей. При этом и то и другое также считалось признаком достатка.
За все время было произведено всего 10 тысяч слуцких поясов. В течение одного года хороший, опытный мастер мог изготовить не более 7-8 таких поясов. Стоит отметить, что ткачами могли быть только мужчины. Забавно, что автор известного стихотворения «Слуцкие ткачихи» Максим Богданович не знал об этом. Поэтому в его творении пояса ткутся женщинами.
Интересные факты
Слуцкие пояса были длинными и узкими:
Они все отличались по своему колориту и узору. Но орнамент на них всегда строился по одному и тому же принципу. В середине было несколько поперечных полос, цветных и гладких. Они чередовались с другими полосами с небольшим растительным узором, который потом повторялся на продольном крае.
Самыми дорогими и ценными считались двух и четырех уровневые пояса. Это было особым достижением слуцких виртуозов. За счет отточенного уровня мастерства они могла изготавливать на одном и том же поясе сразу две или четыре лицевые, разноузорные стороны. Соответственно тот, у кого был такой пояс, мог складывать его каждый раз по-новому, и у окружающих возникало мнение, что у него сразу несколько поясов, а значит, он особенно богат.
Еще более ценными и трудными с точки зрения производства считались литые пояса. С лицевой стороны у них могло быть совершенно не видно шелка. Он весь мог быть закрыт золотой или серебряной нитями. Основная проблема в производстве таких поясов заключалась в том, что золотые нити практически всегда ложились не так как нужно. Поэтому уже готовое изделие приходилось несколько раз прокатывать при помощи специальных катков. В результате нити под действием катка расплющивались, и получалась абсолютно ровная поверхность. По концам пояса обычно размещалось два стебля с цветами. Примерно к 80 годам 18 века персидские мотивы были полностью вытеснены местными узорами, например:
Если присмотреться, то с боковой стороны можно заметить специальную метку. Это знак того где именно был изготовлен пояс – в Слуцке. Именно в данном городе Беларуси в 1758 году возникло первое мануфактурное производство поясов. Специально для того чтобы обучить местных мастеров пригласили известного турецкого ткача Яна Маджарского. На то чтобы обучить каждого мастера требовалось не менее семи лет.
Со временем Слуцкие пояса настолько распространились и стали такими известными, что они превратились в некий бренд и стали синонимом всех шелковых длинных поясов. При этом совершенно не играло роли, где те на самом деле были изготовлены в Слуцке, Лионе, Гродно или Кобылках.
История создания Слуцких поясов
Все начиналось с того что на Белорусские и Украинские земли которые включались в состав Речи Посполитой пришла мода на узорчатые ткани и широкие, длинные пояса изготовленные в восточном стиле. Первое время эти предметы гардероба завозились особенно богатыми магнатами из Персии и Турции. В особенности золототканые пояса. При этом стоили они просто колоссальных денег. Стоимость одного пояса могла достигать 500 дукатов. Именно такое положение и привело к необходимости создавать собственное производство. В итоге на реке Случь специально для этого строится особняк, в котором и запускается первое производство.
Интересный факт: на тот момент белорусские мастера уже давно заложили прочные фундамент местного ткачества, которое существовало уже более двух столетий. Во время организации нового производства в Слуцке уже существовало две фабрики.
Все дошло до такого уровня, что каждый шляхтич считал делом чести носить узорчатый пояс. Начало стремительно развиваться местное производство. Ткачи быстро развивались и постигали все секреты мастерства и вырабатывали свой неповторимый стиль. Шелковые и драгоценные нити завозились из Гданьска. Обычные нити производились самостоятельно.
Последние десятилетия 18-го века стали спадом популярности производства поясов. После официального распада Речи Посполитой ношение шляхетской одежды было под полным запретом. После этого в 1844 году Слуцское производство было окончательно закрыто, а пояса превратились в коллекционные реликвии и разошлись по множеству различных музеев. На данный момент все технологии, которые применялись при производстве поясов, считаются забытыми и утраченными.
В нашем туристическом каталоге Вы можете найти подходящую усадьбу и в живую увидеть Слуцкие пояса и другие этнические реликвии РБ.
История костюма
«От Ромула до наших дней».
November 2021
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Избранное
Слуцкие пояса
Название получили от города Слуцк (Минская область, Беларусь), где в 1740-х годах было организовано производство поясов, заменивших привозные восточные пояса и ставших принадлежностью богатого белорусского, польского, украинского и русского мужского костюма.
Основным отличием в орнаменте слуцких поясов является симметрия, чаще двоичная, т.е. узор повторяется дважды по обеим сторонам пояса.
Порой слуцкий пояс вертикально вшивался в одежду священника — орнат. Перед вами — вшитый пояс с декором типа «расцветающие пни».
Слуцкие пояса неплохо сохранились до наших дней в коллекциях музеев Белоруссии и Украины, России, Польши и Прибалтики.
Небольшой видеоролик по Слуцким поясам и сведения о выставке в Минске
Чтобы чуть больше узнать о Слуцких поясах необходимо чуть подробнее изучить культуру Польши и Турции на период с 15-18 века.
Реконструкция шляхетского костюма XVIII века
Интересная, на мой взгляд, статья в журнале «Вокруг света»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.
Необычайно красивый, символичный и дорогой предмет мужского гардероба, доступный только выходцам из высших сословий – слуцкие пояса – ткали в Беларуси ещё в XVIII веке. С ними связаны удивительные события и семейные тайны, загадочные и порой мистические истории.
Сегодня старинные слуцкие пояса – раритет: в Беларуси хранятся единичные экземпляры и фрагменты, а большая часть произведений национального декоративно-прикладного искусства находится в музейных и частных коллекциях мира.
Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI–XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов.
В наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление – «слуцкий пояс».
Белорусские ткачи создали свои неповторимые узоры и символичные мотивы, эксклюзивную технологию. Мировую известность приобрели пояса Слуцкой персиарни – мануфактуры богатейшей и влиятельной династии Европы Радзивиллов.
Первая персиарня возникла в Несвиже, но по распоряжению Михаила Казимира Радзивилла Рыбаньки в 1750-е годы ее перенесли в Слуцк, который издавна славился искусными ткачами.
Для руководства был приглашен известный мастер Ян Маджарский (Аванес Маджарянц армянского происхождения, работавший в Стамбуле, Станиславе). В 1777-1807 годах мануфактурой руководил его сын Леон.
Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.
Очень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии…
Но даже несмотря на знак «Меня сделал Слуцк», это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века.
Полагают, что сегодня в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. И почти все они находятся за пределами Беларуси: в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях.
Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты.
Классический слуцкий пояс – это роскошная длинная (до 3,5-4 м) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).
Шикарный аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур использовалась черная сторона; в повседневной жизни – зеленая и серая.
По композиции слуцкий пояс разделен на три части: два прямоугольных завершения («головы») и основная часть («середник»).
На «головах» ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся «лусковой» (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор «в горошек».
Вдоль сторон пояса – узкий бордюр с растительным орнаментом. Концы также завершает полоса с орнаментом и кисти.
Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался «литым», ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.
На каждом поясе слуцкие мастера ставили особые метки: во времена Речи Посполитой – на латинице, позже на кириллице: «SLUCK», «SLUCIAE», «SLUCIAE FECIT», «MEFECIT SLUCIAE» («Меня сделал Слуцк»), «ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ»…
Редчайшая коллекция слуцких поясов из Государственной картинной галереи БССР насчитывала 48 единиц. В 1940 году часть коллекции экспонировалась в Москве на выставке, приуроченной к Декаде белорусского искусства, затем вернулась в Минск. Тогда же пояса были сфотографированы и описаны. Сохранились и документы, подтверждающие, что слуцкие пояса принадлежат белорусскому музею. Пояса пропали во время Великой Отечественной войны. По одной из версий, в период оккупации они были вывезены в Кенигсберг и попали в «Опись экспонатов, похищенных и уничтоженных фашистской армией в 1941-1944 годы». По другой версии, пояса уцелели и хранятся в одном из музеев России или Украины. Есть и третья версия, в соответствии с которой ящик с поясами вначале войны мог быть спрятан в подземном ходе, находившемся рядом с галереей. Судьбу экспонатов сегодня активно изучают специалисты Национального художественного музея.
Это фотография пояса, сделанная мной в Несвижском замке
А вот так изготовляют эти чудо-пояса
Надеюсь вам, друзья, было интересно увидеть эти удивительные рукотворные работы.
Как делают Слуцкие пояса
Чтобы познакомится с поясами и посмотреть как сейчас возраждается старинное производство солнечным мартовским днем 2015 года мы отправились из Бобруйска в районный центр Слуцк. Ровная лента шоссе неспешно извивалась между лесами и полями. Весенние пейзажи радовали глаз
Здесь мы остановились, чтобы снять усадьбу на которой было размещено свыше десятка скворечников. Пока снимали, нас обогнала лошадь
Где-то рядом с шоссе нам попался Т-34-85 на постаменте
А это настоящая Апиева дорога на подъезде к Слуцку
Напротив обустроенная набережная реки Случ
Ротонда на набережной Случа
Отправляемся в производственно-культурный центр
У входа нас встречает скульптура ткача с поясом в руках. По традии пояса изготовляли мужчины. Счаталось, что золотое и серебряное шитье тускнело от женских рук
Вот сколько здесь всего много. В производственно-культурный комплекс «Слуцкие пояса» входят: Музей истории слуцких поясов, кафе «Старый город» и сувенирная лавка.
Нам очень повезло, одновременно с нами прибыла экскурсия школьников и мы практически сразу отправились с ней на производство, а музей посмотрели потом. Даже билеты нам добрые беларусы продали после того, как мы сходили на экскурсию.
В 2012 году Советом Министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций изготовления Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы, которую поручено реализовать на РУП «Слуцкие пояса».
В рамках Реализации программы и модернизации производства предприятием закончена реконструкция производственного корпуса по улице М. Богдановича (как раз здесь мы и находимся).
Мы не ошиблись, что приехали на предприятие именно в год окончания государственной программы. Можно посмотреть на некоторые итоги и результаты реализации гопрограмм в Беларуси.
У проходной производственных помещений с торца здания. Здесь все серьезно. Солидные доски над входом сообщают нам, что РУП «Слуцкие пояса» входит в РПТО «Белхудожпромыслы», а все это безобразие курирует Управление делами Президента Республики Беларусь. Это вам не хухры-мухры.
В новый швейно-ткацкий цех входит:
-Участок ручного ткачества.
-Участок вышивки.
-Участок по изготовлению мягких сувенирных игрушек.
-Швейный участок.
-Раскройный участок.
-Производственная лаборатория по разработке новых швейных и тканых изделий и изделий с вышивкой.
С целью изучения технологий и техник ткачества, сохранения народных традиций на предприятии действует и развивается участок ручного переборного ткачества. В 2012 году предприятием приобретено 9 станков ручного ткачества, трудоустроены и обучены на предприятии 12 ткачих. Это позволило увеличить выпуск сувенирной продукции, расширить ассортимент изделий народно-хозяйственных промыслов. На ручных ткацких станках производятся комплекты салфеток, рушники, пояса, куклы сувенирные, сувениры, сумки, костюмы сценические, покрывала, закладки, комплекты столовые, салфетки, скатерти, накидки. Источник
Поднимаемся на самый верхний этаж и заходим на участок ручного ткачества. Участок представляет собой просторное производственное помещение в котором тремя рядами стоят около 15 ручных ткацких станков. Эдакая мануфактура XXI века.
Проходим между рядами станков и пытаемся разобраться как они работают
В разные станки заправлены разные нити, помню нам что-то рассказывали об их количестве, но вот что я уже забыл. Кажется на этих станках можно ткать полотна шириной в 1200-2020 нитей
Рядом с некоторыми станками лежит уже готовая продукция
Ремонтный эпизод. Если со станком случается что-то серьезное, то потом приходится вручную вдевать больше тысячи нитей. На это уходит более 8 часов
Эти станки используются для ткания широких полос материала, из которых потом можно пошить сувенирную продукцию или сразу использовать ввиде полотенец и скатертей. Это наверное единственный случай когда термин домотканная материя не подходит к такому типу ткани.
Слуцких поясов мы здесь не увидели. Я даже более вам скажу, нам так и не удалось посмотреть где и как их делают. Тут одно из двух. Либо по причине использования нитей из драгметаллов пояса ткут в специальном помещении, либо мы просто не попали на производственный цикл с поясами.
В цеху работала примерно половина станков, но шум стоял приличный
Практически все ткачихи стеснялись фотоаппарата и отказались позировать на камеру
Не помню как называются эти детали. Челноки? А внутри их шпули?
Технологическая таблица. Их нее можно понять какая продукция делается на этом станке. Посмотрите в нижнем правом углу. Пояса все-таки делают. Нам просто не повезло.
Очень непривычно видеть деревянный ткацкий станок в чистом, светлом современном помещении, а не в полутемном зале музея
При желании под руководством мастера можно попробовать самой сделать несколько операций на станке
Переходим в соседнее помещение. Здесь на маленьких и уже современных станках в ручную ткут неширокие полотна где-то в 600-800 нитей
А вот так выглядит ткацкий процесс на видео. Обратите внимание на шум в цеху и на то как проворно ткачихи управляются с различными подвижными деталями не запутываясь в многочисленных нитях
Если выглянуть из окна участка, то можно увидеть продовольственный магазин построенный на месте здания суда. Именно здесь в 1967 году произошла трагедия и погибли люди. Об этом я писал в 2013 году в конце своего поста о Слуцке
Спускаемся вниз к проходной и проходим мимо стендов с наглядной агитацией
Идем в производственно-культурный комплекс «Слуцкие пояса» купить задним числом билеты на экскурсию и посмотреть Музей истории слуцких поясов.
Сам музей встречает нас настоящим «пантеоном славы» поясов.
Слуцкий пояс — элемент мужского костюма Великого княжества Литовского. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца.
Первоначально пояса привозились с Востока — из Османской империи, Персии, поэтому их называли стамбульскими или персидскими. В 1758 году на территории Речи Посполитой была организована мануфактура с целью производства поясов. Назывались такие мануфактуры — «персиарни» (белор. персіярні), от места происхождения прототипа слуцкого пояса. Наиболее известной была Слуцкая мануфактура на территории современной Белоруссии, создателем которой был Михаил Казимир Радзивилл (1702—1762 годы), великий гетман Литовский.
В конце 1757 года в Слуцк был приглашён знаменитый турецкий мастер Ованес Маджаранц, армянин по национальности. Он некоторое время работал в Станиславе (Ивано-Франковск), затем в Несвиже. В Станиславе проходили обучение два слуцких художника — Ян Годовский и Томаш Хаецкий. В 1758 году Ованес Маджаранц заключает договор с Михаилом Казимиром Радзивиллом о создании «фабрики перской» для изготовления «пояса с золотом и шелком» с обязательным обучением «работе перской» местных умельцев.
Первоначально были приглашены мастера из Османской империи и Персии. Поэтому первые пояса делались с восточными узорами. Обучение ткача длилось не менее семи лет. Когда местными мастерами был освоен процесс изготовления поясов, то ими стали использоваться местные мотивы в узорах поясов — незабудки, васильки, ромашки, листья клена, дуба.
В Речи Посполитой имя Ованеса Маджаранца было переделано на местный манер — Ян Маджарский.
Его правнучка Елизавета является матерью Монюшко Станислава — знаменитого композитора и дирижера.
Сын Маджарского — Левон (Лявон) на рубеже 18-19 веков становится арендатором Слуцкой мануфактуры, где уже работали около 60 ткачей. Мастерство местных ткачей было настолько велико, что кунтушевые пояса, сделанные даже за пределами Слуцка, стали называть слуцкими.
Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Речи Посполитой. Их производство было организовано и на московских и лионских фабриках. В Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.
На территории современной Польши наиболее известные персиарни находились в Кобылке и Липкове под Варшавой, где изготовление поясов наладил Яков Пасхалис. Несколько производств находились в Кракове и Гданьске. Эти фабрики находились под большим влиянием Слуцкой мануфактуры.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года, пережив третий раздел Речи Посполитой и польское восстание 1830 года. На территориях, вошедших в состав Российской империи, слуцкие пояса вышли из моды и стали применяться как элемент декорации в костёлах. В дальнейшем пояса стали предметом коллекционирования и включены в музейные экспозиции как образцы «древнебелорусского искусства».
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, длительное время считались утерянными. В 2014 году в городе Слуцке начали машинное изготовление копий слуцких поясов. Также на предприятии был открыт Музей истории слуцкого пояса.
Сохранилось не так много подлинных слуцких поясов. Они имеются в коллекциях следующих музеев:
— Государственный исторический музей в Москве;
— Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К Крапивы[3];
— Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге;
— Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе;
— Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины;
— Львовский исторический музей;
— Смоленский государственный музей-заповедник;
— Минский областной краеведческий музей города Молодечно[6];
— Историко-археологический музей в Гродно;
— Национальный музей в Варшаве;
— Белорусский национальный художественный музей;
— Слонимский краеведческий музей;
— Слуцкий краеведческий музей;
— Гродненский государственный историко-археологический музей;
— Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».
Интересно, что ни в Несвижском, Гродненском и Слуцком музеях поясов я не видел. Может просто не заметил? Мануфактура не моя стихия.
Небольшая инсталяция в зале музея позволяет перенестсь в атмосферу XVIII века
Интересно, что
Узоры для поясов разрабатывались не ткачами, а художниками.
При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота.
Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.
Использованы материал Википедии
Реконструкция процесса изготовления пояса в условиях мануфактуры
А эта экспозиция рассказывает о традиционном народном ткачестве
Традиционные беларуские пояса так называемого слуцкого типа имеют много общего с атрибутом панского костюма
Этнграфическая экспозиция
И еще предметы ткацкого искусства
Покидаем музей и пытаемся протиснутся к сувенирному киоску.
Сувенирный киоск. Снять детально всю сувенирку не было никакой возможности из-за ребятишек, а пережидать не было времени. Практически все ребята покупали самые недорогие сувениры в виде закладок. Большие и хорошие вещи стоили дорого.