что такое сложные слова в русском языке 3 класс
Сложные слова
Сложные слова
Сложные слова — это слова, имеющие в своём составе два (и более) корня.Они образуются как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
(Текст статьи по учебнику 1915 г. [1] )
Содержание
Понятие о собственном и несобственном сложении слов
Сложение слов бывает двух видов — собственное и несобственное.
Собственным сложением называется такое, которое производится при помощи гласной о или е; напр.: водовоз, землетрясение, Цареград.
Несобственным сложением называется непосредственное сложение слов, без помощи гласной о или е; Царьград, себялюбие, сумасшедший.
К несобственному сложению относятся и слова, сложенные с приставками, то есть 1) с предлогами (приходить); 2) с наречиями ни, не, наи (никто, некто, неудача, наидобрейший).
Правописание сложных слов
Собственное сложение
Гласными, служащими для образования слов собственным сложением, могут быть лишь о и е.
Несобственное сложение
У слов, образованных несобственным сложением и представляющих собой соединение либо имен с именами, либо имен с глаголами, первая половина бывает или 1) именительным падежом, или 2) косвенным падежом, или 3) какой-нибудь глагольной формой. Поэтому при правописании таких сложных слов надо обращать внимание на их состав и писать соответственно словообразованию. Напр.
Царьград………..царь — И. падеж;
пятьсот………..пять — И. пад.;
пятиэтажный…пяти — Р. пад. (из выражения пяти этажей);
сумасшедший….с ума — Р. пад. (из выраж. с ума сойти);
немогузнайка…..не могу — 1-е лицо (из выраж. не могу знать);
скопидом………..скопи — повелительное наклонение (из выражения скопить дом).
Дополнительно
Различать составные части слов (приставки, корни, суффиксы) было важно в дореволюционной орфографии. Это связано со сложными дореволюционными правилами переноса слов (на другую строку), по которым слово следовало делить по этимологическому составу (с некоторыми уступками в пользу слогового).
Но (отчасти) и в современной орфографии применяется такой метод переноса слов. Так, по правилам 1956 года, дробить приставку при переносе слов (на другую строку) — хотя и допустимо, но не желательно. [2] Можно перенести слово бе-зумный, но лучше без-умный; ра-зочарованный и раз-очарованный. [3]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Сложные слова» в других словарях:
сложные слова — слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»); см. Словосложение. * * * СЛОЖНЫЕ СЛОВА СЛОЖНЫЕ СЛОВА, слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ… … Энциклопедический словарь
Сложные слова — слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ, образующих структурно семантическое единство. Образуются либо объединением двух и более полнозначных слов или их основ в цельнооформленный комплекс по определённому… … Большая советская энциклопедия
Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике
Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике
слова-близнецы — В лексической стилистике: сложные слова и фразеологические единицы, образованные посредством повтора, ассонанса или аллитерации. Авось да небось … Учебный словарь стилистических терминов
СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК — ’СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук’ (‘Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines’, 1966) книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко ‘эпистемы’),… … История Философии: Энциклопедия
Сложносокращённые слова — разновидность сложных слов (См. Сложные слова); слова, возникшие на основе составных наименований и терминов путём сокращения всех или части слов, их составляющих. Основные типы С. с.: 1) образованные из начальных звуков или названий… … Большая советская энциклопедия
Слова с двумя корнями. Примеры
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Урок по теме «Сложные слова». 3-й класс
Класс: 3
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных слова, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
Ход урока
1) Организационный момент.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2) Активизация знаний.
– Давайте вспомним при помощи чего могут образовываться новые слова? Какие части слова в этом участвуют? Приведите примеры. ( Бег – забег – беговая – бегун – бегать.)
– Сегодня вы узнаете ещё один способ образования новых слов.
3) Знакомство с новой темой.
– Прочитайте стихотворение Е. Измайлова.
Стихи весёлые читай,
А для чего они – смекай!
Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД
В слове ВЫХОД, в слове ВХОД,
В слове ХОДИКИ стучало,
И в ПОХОДЕ вдаль шагало.
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили –
По воде они поплыли.
Паром ходит ПАРОХОД,
В паре ходят ПАР и ХОД.
4) Беседа по прочитанному.
– Какие слова жили отдельно?
– В каких словах жило-было слово ход? (Выход, вход, ходики, поход.)
Задание: выпишите эти слова и разберите их по составу. (Один ученик комментирует запись слов и разбор их по составу.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные).
– При помощи каких частей слова образовались новые слова от слова ход?
– Что произошло со словами ПАР и ХОД? ( Их соединили.)
– Какое слово получилось? (Пароход.) На экране высвечиваются слова и картинка с изображением парохода).
5) Проблемная ситуация.
– Запишите это слово в тетрадь и попробуйте разобрать его по составу. (Выслушиваются варианты детей.)
– Сколько корней в этом слове? (Два). Какие?
– Сколько основ в этом слове? ( Две.)
– Какая буква соединяет эти два корня (основы)? (Гласная – О).
– Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни? (Соединительная).
– Объясните значение этого слова. (Судно с паровым двигателем.)
– Такие слова, как пароход называются сложными.
6) Игровой момент.
– Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов.
*Жили – были слова НОС и РОГ.
– Когда их соединили, какое слово получилось? (Носорог). На экране высвечивается картинка с этим животным.
– С помощью чего соединили эти слова? (С помощью гласной буквы о.)
– Запишите это слово в тетрадь, разберите его по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
– Что означает слово НОСОРОГ? (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.)
– Почему это животное так назвали? (Выслушиваются ответы детей).
*Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА.
– Когда их соединили, что получилось? (ПТИЦЕФЕРМА.) На экране высвечивается картинка.)
Задание: запишите слово в тетрадь и разберите по составу. ( Вызываю ученика к доске.)
– Объясните значение этого слова.
– Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы.
*Жили-были слова ЛЁД и КОЛ.
– Когда их соединили, какое слово получилось? ( ЛЕДОКОЛ).
– Запишите это слово и разберите его по составу. (Вызываю ученика к доске.)
– Объясните значение этого слова.
– Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды.
– Сделаем вывод: какие слова называются сложными?
-Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е.
7) Работа с деформированным предложением.
На экране записаны слова:
Др…бил, мощный, льдины, л..д…кол.
Задание: Прочитайте, составьте из данных слов предложение. (Ответы детей.)
– Мощный ледокол дробил льдины.
– Запишите это предложение в тетрадь, разберите его по членам предложения и частям речи. Дайте характеристику этому предложению. (Дети выполняют задание самостоятельно.)
– Проверим как вы справились с этим заданием. (Ответы детей.)
8) Физминутка. Проводится гимнастика для глаз.
– Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.
– Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова– отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.
9) Загадки.
1) На полу крошка-слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).
На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.
2) Его работа-
В глубине на самом дне.
Его работа –
В темноте и в тишине.
Но кто же он,
Ответь-ка на вопрос? (Водолаз.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием в тетрадь и разбирает его по составу.
3) Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает это слово с комментированием и разбирает его по составу.
4) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней – козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)
На экране появляется картинка. Ученик записывает слово с комментированием и разбирает его по составу.
– Из скольких частей (корней) состоят слова? Как называются такие слова?
– На какую часть в слове падает ударение? (На вторую.)
– Значит, в первой части слова какая орфограмма может вызвать затруднение? (Безударная гласная-0).
– Как проверяем безударную гласную в корне слова? Назовите два способа проверки.
– В каком слове написание первого корня может вызвать затруднение? (Водолаз).
– Подберите к первой части (корню) этого слова проверочные слова.( Воды, водный.)
– Есть ли отличия в образовании этих сложных слов? Как образованы два последних слова?
– Есть ли в них соединительная гласная? ( Нет.)
– Эти слова образованы сложением двух основ.
– Какой вывод можем сделать? Как ещё могут образовываться сложные слова? (Сложением двух основ.)
10) Работа в парах.
Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, разберите их по составу.
Образец: рубить мясо – мясорубка.
1.Резать овощи – ……………..
2.Варить кофе – ……………..
3.Ловить мышей – ……………
4.Любитель книг – ……………
5.Ходит по луне – ……………..
Проверка. (Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход.)
– Из каких частей состоит первая основа каждого слова?
– Из каких частей состоит вторая основа каждого слова?
11) Итог.
– С написанием и образованием каких слов познакомились на уроке?
– Как образуются сложные слова? – Для чего люди используют такие слова? (Для краткости речи, для замены словосочетаний одним словом.)
– Понравился ли вам урок? Что было интересным для вас на уроке?
– Кого можно отметить за активную работу на уроке?
Домашнее задание: с. 40, упр.90, учить правило.
Творческое задание: придумать свои сложные слова и записать их на листочек.