что такое слово пастыря
Слово пастыря
Патриарх Московский и всея Руси (до 1 февраля 2009 — Митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл (Владимир Гундяев)
«Сло́во па́стыря» — религиозно-просветительская программа, выходящая на «Первом канале» российского телевидения с 23 апреля 1994 года. Производитель — ООО «ТВ Пита».
Выходит каждую субботу в 9:45. Ведущий — Патриарх Московский и всея Руси (до 1 февраля 2009 — митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев).
Содержание
История
Впоследствии передачу стал постоянно вести митрополит Кирилл (Гундяев).
Помимо изложения нравственных и вероучительных принципов Церкви, митрополит высказывал в программе свою позицию на некоторые текущие события в Церкви и мире, такие как Празднование 1020-летия крещения Киевской Руси и связанные с ним политические события на Украине; и другое.
1 февраля 2009 года программа, впервые с 2001 года, вышла в воскресенье, перед трансляцией интронизации нового патриарха, и была посвящена биографии её ведущего.
После своей интронизации Патриарх Кирилл заявил, что он продолжит вести передачу, но её формат будет изменён [2] ; передача стала в значительной мере освещать проповедническую деятельность Патриарха.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Слово пастыря» в других словарях:
Слово пастыря (телепрограмма) — Слово Пастыря Жанр Религиозно просветительская программа Ведущий Патриарх Московский и всея Руси (до 1 февраля 2009 Митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл (Владимир Гундяев) Страна производства … Википедия
ГОМИЛЕТИКА — [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия
Кирилл (Патриарх Московский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Кирилл. Патриарх Кирилл … Википедия
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси — Предстоятель Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси (занял патриарший престол в феврале 2009 года). Ранее митрополит Калининградский и Смоленский (1991 2009), председатель Отдела внешних церковных связей Московского… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Павский, Герасим Петрович — Акварельный портрет кисти И. Реймерса Герасим Петрович Павский (4 марта 1787 Павский погост Лугского уезда Петербургской губернии 7&# … Википедия
Павский — Павский, Герасим Петрович Герасим Петрович Павский (4 марта 1787 Павский погост Лугского уезда Петербургской губернии – 7 (19) апреля 1863 Санкт Петербург) священник Русской Церкви, прото … Википедия
Павский, Герасим — Герасим Петрович Павский (4 марта 1787 Павский погост Лугского уезда Петербургской губернии – 7 (19) апреля 1863 Санкт Петербург) священник Русской Церкви, протоиерей, филолог, экзегет, переводчик Библии, основоположник русской библейско… … Википедия
Павский Герасим Петрович — Герасим Петрович Павский (4 марта 1787 Павский погост Лугского уезда Петербургской губернии – 7 (19) апреля 1863 Санкт Петербург) священник Русской Церкви, протоиерей, филолог, экзегет, переводчик Библии, основоположник русской библейско… … Википедия
Никанор Бровкович — (Александр Иванович) архиепископ херсонский, род. 20 го ноября 1826 г. Его отец был священником в селе Высоком Могилевской губ., там же, где священствовали его дед и прадед. Фамилия Бровковичей принадлежала к старинному дворянскому роду, одна… … Большая биографическая энциклопедия
Макарий (Глухарев) — Архимандрит Макарий (в миру Михаил Яковлевич Глухарев; 1792 15 мая 1847) российский православный миссионер, переводчик Библии. Обладал редкими способностями к языкам. В возрасте семи лет уже мог переводить короткие тексты с русского на… … Википедия
Слово пастыря
«Сло́во па́стыря» — религиозно-просветительская программа, выходящая на «Первом канале» российского телевидения с 23 апреля 1994 года. Производитель — ООО «ТВ Пита».
Содержание
История
Помимо изложения нравственных и вероучительных принципов Церкви, митрополит высказывал в программе свою позицию на некоторые текущие события в Церкви и мире, такие как Празднование 1020-летия крещения Киевской Руси и связанные с ним политические события на Украине; и другое. В конце 90-х, начале 00-х выпуски программ нередко состояли из ответов на письма телезрителей.
После своей интронизации Патриарх Кирилл заявил, что он продолжит вести передачу, но её формат будет изменён [4] ; передача стала в значительной мере освещать проповедническую деятельность Патриарха но примерно раз в месяц программа выходит в прежнем формате.
После награждения сотрудникам передачей высокими Патриаршими орденами и грамотами, Святейший Патриарх Кирилл произнёс свою речь о проекте [5] : «20 лет существует программа «Слово пастыря». Она осуществляется силами того коллектива, который здесь представлен. С самого начала мы со многими из вас работали. За эти 20 лет произошло, конечно, очень много в жизни нашей Церкви, нашей страны, в жизни нашего народа.
В каком-то смысле наши передачи, если на них критически посмотреть, были реакцией, в первую очередь, на то, что происходило со всеми нами. И даже по тональности передач можно судить о том, что за эти 20 лет и Церковь, и страна, и народ наш прошли очень большой путь. Глубоко удовлетворен тем, что эти передачи на протяжении 20 лет не теряют своей актуальности, и что все вместе мы трудимся для того, чтобы они были источником не только знаний, но и духовного энтузиазма для многих и многих людей. Хотел бы сердечно вас всех поблагодарить»
Слово пастыря (телепрограмма)
Слово пастыря (телепрограмма)
Патриарх Московский и всея Руси (до 1 февраля 2009 — Митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл (Владимир Гундяев)
«Сло́во па́стыря» — религиозно-просветительская программа, выходящая на «Первом канале» российского телевидения. Производитель — ООО «ТВ Пита».
Выходит каждую субботу в 9:00. Ведущий — Патриарх Московский и всея Руси (до 1 февраля 2009 — митрополит Смоленский и Калининградский) Кирилл (Гундяев).
История
Впоследствии, в том же году, передачу стал постоянно вести митрополит Кирилл (Гундяев).
Помимо изложения нравственных и вероучительных принципов Церкви, митрополит высказывал в программе свою позицию на некоторые текущие события в Церкви и мире, такие как Празднование 1020-летия крещения Киевской Руси и связанные с ним политические события на Украине; и другое.
1 февраля 2009 года программа, впервые с 2001 года, вышла в воскресенье, перед трансляцией интронизации нового патриарха, и была посвящена биографии её ведущего.
После своей интронизации Патриарх Кирилл заявил, что он продолжит вести передачу, но её формат будет изменён [2] ; передача стала в значительной мере освещать проповедническую деятельность Патриарха.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Слово пастыря (телепрограмма)» в других словарях:
Моя родословная (телепрограмма Первого канала) — У этого термина существуют и другие значения, см. Моя родословная. Моя родословная Жанр познавательная Производство АВК «Продакшн», ПАН АРС синема Ведущий Чурикова Я.А. Страна производства … Википедия
Здесь и сейчас (телепрограмма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Здесь и сейчас (значения). Здесь и сейчас Кадр из заставки Жанр … Википедия
ЖКХ (телепрограмма) — ЖКХ Жанр общественно правовая передача Производство Красный Квадрат Ведущий Елена Проклова Страна производства … Википедия
Большие олимпийские гонки (телепрограмма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Большие гонки (фильм). Русская версия логотипа игры «Большие гонки». «Большие гонки» спортивно развлекательное шоу, популярное более чем в 30 странах мира. Шоу выходит в России с 2005 года.… … Википедия
ЖУРНАЛИСТИКА ЦЕРКОВНАЯ В РОССИИ — До 1917 г. перед церковной периодической печатью ставились преимущественно информационные и духовно просветительные задачи. Редакторами и сотрудниками церковных изданий в этот период были, как правило, представители духовенства. Первоначально… … Православная энциклопедия
Список программ Первого канала — Перечень программ, выходивших или выходящих на Первом канале российского телевидения. Содержание 1 О телеканале 2 Информационные 3 Утренние каналы … Википедия
Фабрика звёзд — Логотип проекта «Фабрика звёзд» Жанр музыкальная программа Производство Телекомпания ВиД (до 2007 года), Красный Квадрат … Википедия
† СЛОВО ПАСТЫРЯ
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
О драхме, овце и сыне (Среда. Седмица 24-ая по Пятидесятнице)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Несмотря на суровые слова Господа Иисуса, несмотря на Его высокие требования, люди еще более «приближались к Нему». И особенно — «мытари и грешники». Но, как и в последующие времена, были вокруг и те, кто, не видя бревна в своем глазу, не по разуму ревновал «о чистоте рядов» последователей Христовых.
Показать полностью. Эти люди, называемые в те времена «книжниками и фарисеями», «роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». В ответ Господь рассказал три притчи, в которых не только показал, насколько каждый человек дорог Ему, но и — насколько все в человеке Ему дорого. Во-первых, Он сказал: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А нашед, возьмет ее на плечи свои с радостью». Вслед за этой притчей Господь рассказал вторую: «Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет»? А напоследок Господь рассказал притчу о блудном сыне. В этих трех притчах перед нами и — свободный, самоопределяющийся человеческий дух (блудный сын); и — телесный материальный состав (драхма); и — его животная душа (овца). И — радость на небе о спасении всего. И нашедшая драхму «созовет подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною»! И нашедший овцу «созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». И обретший сына устраивает пир. Вот только и овцу, и драхму активно искали. А сына отец не искал, но терпеливо ждал, когда придет в себя. И едва это произошло, отец радостно выбегает навстречу, и не дает даже произнести приготовленную речь. И душа, и тело — в полной власти Бога. Он может и попустить телесной болезни, и в один миг исцелить. Для того, — чтобы заблудший дух пришел в себя. Встреча Небесного Отца с возвратившимся сыном может произойти на всяком месте: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Но если человек сам не подвизается, «как добрый воин», то неизменно терпит «кораблекрушение в вере». Хотя при этом Господь может сохранить здоровыми и душу, и тело. Но тогда на страшном суде они будут еще большим укором, будут дополнительным обвинением и обличением так и не обратившегося духа.
† Божие благословение вам, дорогие братья и сестры, в предстоящий день. Слава Богу за все.
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
О том, для кого пишутся святые книги (Вторник. Седмица 24-ая по Пятидесятнице)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господь Иисус Христос продолжал Свой земной путь и, как обычно, «с Ним шло множество народа». Тут были все: и кто сознательно искал путь в Царство Небесное, и кто, не отдавая себе отчета, просто хотел быть с Иисусом, видеть и слышать Его; и кто искал только исцеления, или был увлечен любопытством.
Показать полностью. Среди всех были и ученики Господни, которых Он Сам избрал и приблизил к Себе. Иисус же постоянно учил. Что-то Он говорил наедине ученикам, но чаще обращался ко всем. И многое казалось невыполнимым. Например, даже в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), или о том, чтобы подставлять правую щеку после удара по левой. Так и сегодня. Ко всем, кто шел за ним, Господь, «обратившись, сказал»: «если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником». Эти слова до конца понятны лишь тому, кто уже сделал свой выбор. У остальных они могут вызвать или желание понять, или — безнадежное недоумение, или — сокрушенный вздох о своем несовершенстве. У иных — даже протест. Но слышать должны все
Так и впоследствии. Подавляющее большинство православных книг написано монахами и о монашеской жизни. И житийная литература показывает, в основном, примеры людей, которые до смерти подвизались за Христа. Почему же почти нет наставлений, как обыкновенному мирянину жить в обычном течении жизни, выполняя обычные житейские обязанности. Дело в том, что и Сам Господь, и святые учители Церкви говорили и писали для тех, кто готов идти до конца, чтобы никому не поставить преграды. А то — познакомится начинающий христианин с узким кругом своих обязанностей, и гордо успокоится. Дескать, остальное меня не касается. Остальное только длякаких-то совсем других людей, называемых «святыми», или «монахами»! На самом же деле все — для всех. Хотя, конечно, не всякий уже сейчас готов ко всему. Да и — сохрани нас Бог — покуситься на то, что пока превышает наши возможности! Господь учил трезво оценивать свои силы: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее»? «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, когда тот еще далеко, он пошлет к нему посольство — просить о мире». Во вступлении к своей замечательной книге, именуемой «Лествица», автор ее, игумен Синайской горы Иоанн, пишет: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому»? Я отвечал им: «все доброе, что только можете делать, делайте. Никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний. К нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте. Не касайтесь чужой части, будьте довольны оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». Это — предисловие к книге. А далее — сама духовная книга, помогающая взойти на самую высоту. И уже в том будет великая польза, если, прочитав ее, перестанем думать, что уже достигли совершенства, едва перестав воровать или пьянствовать.
† Божие благословение вам, дорогие братья и сестры, в предстоящий день. Слава Богу за все.
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
О мере любви (Понедельник. Седмица 24-ая по Пятидесятнице)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В послании к Тимофею, отправленному в Ефес устраивать церковную жизнь, Апостол Павел особенно просит вразумлять тех, кто занимался «баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере».
Показать полностью. И далее, говоря о конечной цели всех Апостольских трудов, Павел определяет ее, как «любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры». Вот, сегодня опять о любви. Вчера мы видели урок человеку, желавшему узнать, кто его ближний, уверенному, что он знает, что такое любовь. Впрочем, есть традиция толковать вчерашний рассказ, как притчу о нашем спасении. «Впавший в разбойники» — погибающий в грехах человеческий род. Священник и левит — ветхозаветные закон и пророки, не давшие спасения. Самарянин — сам Иисус Христос. Гостиничник — епископ, которому вверено попечение о Божьих людях. Предполагаемое возвращение Самарянина — второе Христово пришествие. И как же хочется, чтобы это было, действительно, только притчей! Но слова «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 37) звучат неумолимо ясно. Итак, во вчерашнем рассказе Господь показал должную меру любви по отношению ко всякому, кого Он Сам в данный момент к нам приблизил. Но оставалась надежда, что, может быть, больше не попадется на моем пути чужой человек в подобной беде, и не придется мне, подобно священнику и левиту, снова пройти мимо. Но сегодняшнее чтение разрушает и эту лукавую надежду. Господь говорит: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе: ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Мы устраиваем пиры специально для близких сердцу. Но оказывается, надо звать тех, кто нам чужд, незнаком, а порой и грязен, и противен. И даже не ждать, что, может быть, сами случайно забредут, но — самим звать! Невероятно и непостижимо, как… сама любовь. Как, собственно, Сам Бог. Потому что, собственно, Бог и есть любовь (Ин. 4, 8). И тут только одно может немного утешить и обнадежить. Вспомним, как еще в сомнениях бродя вокруг церковной ограды, мы с ужасом узнавали, что нам предстоит соблюдать посты, оставить те или иные греховные привычки, выполнять те или иные непривычные обязанности. И вот, сколь многое из этого уже стало для нас естественным и привычным, без чего мы уже не представляем своей жизни.
† Божие благословение вам, дорогие братья и сестры, в предстоящий день. Слава Богу за все.
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея – одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Подробностей жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.
После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга – Евангелие от Матфея.
Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину.
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ – ДВЕ ЛЕПТЫ ОТ ДУШИ И ТЕЛА
Начинается Рождественский пост. Намерение освящает дело. Что пользы в перемене стола с мясного на постный, или в прочих вещах, если Христос – не в центре намерений? Вот Павел апостол говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Показать полностью. Перефразируем, не согрешая слова Павла: «Не едите ли, не пьете ли, или иного чего себя добровольно лишаете, воздерживайтесь во славу Божию». Пища нас не приближает к Богу и не отдаляет, но намерение приближает, и дело внешнее получает силу внутреннюю от того, Кому дело посвящено. Итак, намереваясь поститься, посвятим посильное воздержание Тому, Кто родился от Девы в пещере близ Вифлеема. При таком посвящении самое скромное воздержание не останется без плода, а при ложных целях и великое постничество будет либо вредным, либор бесполезным. У западных пост перед Рождеством так и называется – Адвент, что означает «посвящен приходу». Мало посему говорить людям: «Не ешьте мяса. Не пейте молока». Нужно говорить: «Готовьтесь Христа встречать. Разбудите помыслы и идите навстречу Господу. Помните, ради Кого упрощаете жизнь и упражняетесь в скромности».
Говорят, когда в Риме строили собор святого Петра, задали один и тот же вопрос двум разным людям, носившим камни на строительство. «Чем вы занимаетесь?», – спросили их. «Я, – говорит один, – нанялся камни носить, чтобы семью кормить». «А я, – сказал другой, – строю храм в честь апостола Петра». Очевидно, что при одинаковости мускульных усилий и равности оплаты, делали они совсем разную работу. И если какой храм стоит столетиями, то благодаря работникам второго рода, а никак не первого. Вот и мы давайте разберемся с намерениями.
– Ты что делаешь, доктор? – Я в лице больных учусь Христу служить и облегчаю человеческие страдания.
– Ты что делаешь, учитель? – Я детям открываю двери в мир знаний, чтобы им было жить интересно, и они со временем пользу стали приносить.
– А ты, постник, что делаешь? – Я помню о Господе и хочу встретить Его со всей Церковью в Рождественские дни.
– А может, ты просто похудеть стараешься, здоровье поправить? – Нет. Это не разгрузочные дни. Это – посильная жертва. Это мои две лепты от души, и от тела.
Человек беззащитен, как вдова, но и он обязан приносить жертвы. Приносимых лепт должно быть именно две, как и тех динариев, которые дал Добрый Самарянин содержателю гостиницы (См. Лук. 10:35) было два. В притче два динария – это Ветхий и Новый Завет, черпая из которых можно продолжать лечить избитого человека (Адама) в гостинице (Церкви), пока не вернется Господь. А две лепты в жертве вдовицы это знак нашей двойственности. И от души, и от тела нужно принести по лепте в жертву, и от внутреннего сокровенного человека, и от внешнего. От тела – воздержание в пище. От души – голодание глаз, неподвижность языка, затворенный слух. Вторая лепта даже важнее первой. Времена-то информационные. И кто не есть колбасу, но подставляет голову под любой телевизионный или компьютерный ветер, тот сомнительно постится. Тому «надует голову» означенными ветрами вплоть до духовного менингита и последующей госпитализации. Но нам нужна свобода, в первую очередь – внутренняя, нужна легкость помыслов и чистота намерений. Окна душевного дома нужно закрывать так, чтобы не был слышен крик и шум Вавилонских улиц.
Рождество Христово было подготовлено всей внутренней историей Израиля и всей внешней историей мира. Совокупная праведность Авраамовых детей сделала возможным вначале рождение Девы-Матери, а потом от Нее – Нового Адама. Но и внешний мир, не помышляя о том, был вовлечен в великую работу. Так перепись Августа заставила Марию с Иосифом отправиться в Вифлеем, чтобы исполнилось древнее пророчество Михея: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2) Следовательно, и всемогущий кесарь, обожествленный подобострастием рабов, служил целям Христовым, сам того не понимая. Стоит думать, что и ныне, и до скончания века, все происходящее таинственно связано с Господом Иисусом и Его Промыслом. Только мы, помрачившись в разуме, рвем картину мира, приписываем мертвым стихиям власть и свободу действия, и не замечаем Божественного присутствия. У суетного человека вера суетна. У лгущего человека надежды ложны. Для того, чтобы навести с помощью Бога внутри себя относительный порядок и очистить око ума, нам и нужен пост. Пост двоякий, – душевный и телесный, – каков и сам человек.
Трудно сказать, сколько людей будут распутывать внутренние узелки и вести и тайную борьбу за веру. Очень много таких людей, по определению, не бывает. Но даже малое присутствие таких людей делает историю живой и стремящейся к Богу. Итак, проверим намерения и – с Богом!
Протоиерей Андрей Ткачев
† СЛОВО ПАСТЫРЯ запись закреплена
Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Показать полностью. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
КАК ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ ПОСТОВ
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост. соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
КАК ПРИУЧИТЬ СЕБЯ К ПОСТУ
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.