что такое словарная работа в детском саду
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне
1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов.
Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово.
4 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека. 2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь
Какой бывает словарь?
2 часть. Теоретическая.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Принципы словарной работы:
1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста?
Задачи словарной работы:
1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3. активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3 часть. Дискуссионная.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Вопрос: назовите приёмы словарной работы?
Приёмы словарной работы:
называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
Вопрос: назовите методы словарной работы?
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д / с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Показ кинофильмов и диафильмов.
Чтение художественных произведений.
Словарно-логические упражнения
Вопрос: Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».
Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик?
4 часть. Практическая
— Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом.
— приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе.
5 часть. Решение кроссворда.
Продолжаем решать кроссворд.
11 – иносказательное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория
6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение
5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет
9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур
10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора
7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.
8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы
6 часть теоретическая (Приложение 3)
— требование к речи воспитателя.
— Содержание словарной работы вне занятий.
— Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться?
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.
Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.
Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.
Консультация «Обогащение словарного запаса в ДОУ»
Наталья Аркадьевна Попова
Консультация «Обогащение словарного запаса в ДОУ»
• Понятие словарной работы.
• Задачи и содержание словарной работы.
• Своеобразие методики словарной работы.
Методика развития словаря.
Свойства слова:
Слово — основная лексическая единица, выражающая понятие.
В каждом слове можно выделить 1. его значение или заключенный в нем смысл (лексическое значение, 2. звуковой состав (звуковое оформление, фонетическая выраженность. 3. Грамматическое оформление и морфологическая структура. (Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова, правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов); 4 и. синтаксис – словосочетания и предложения (правила построения высказываний из слов, сочетаемость и порядок следования слов; и 5. словообразование – образование слов.
Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Развитие словаря, задачи, приемы словарной работы
Значение словарной работы
Словарная работа занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.Имеет большое значение для общего развития ребенка: способствует накоплению и уточнению представлений, формированию понятий, развитию содержательной стороны мышления.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.
От уровня развития эмоционально-оценочной лексики зависит эмоциональное развитие дошкольников, понимание им эмоционального состояния других людей.
Задачи словарной работы:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)
3. Активизация словаря.
2 категории слов:
а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,
б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)
4. Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные).
Можно выделить специальные дополнительные задачи:
Обогащение словаря детей народными образными выражениями, пословицами, поговорками, метафорами, эпитетами. Также синонимами, антонимами и др.
Усвоение детьми основного и переносного значения слова.
Формирование навыков словообразования и др.
В развитии словарядетей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Количественный рост словаря.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.
Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Содержание словарной работы в ДОУ.
Словарь ребёнка-дошкольника включает:
• Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
• Природоведческий словарь: название явлений неживой природы, растений, животных
• Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др)
•Эмоционально-оценочная лексика: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, радостный, честный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, фразеологические сочетания (бежать сломя голову, синонимы
• Слова, обозначающие время, пространство, количество.
Направления словарной работы.
(На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях) В. И.Логинова выделила три таких направления:
• расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений,
• усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира
• введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Критерии отбора слов:
• коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей,
• соответствие выбранного слова содержания представлений, рекомендованных программой детского сада,
• частота употребления слова в речи взрослых, с которыми общаются дети,
• отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность,
• трудности произношения, сложности грамматических форм,
• учет уровня овладения лексикой родного языка детьми данной группы,
• значимость слова для решения воспитательных задач,
• значимость слова для понимания детьми данного возраста смысла художественных произведений,
• отбор слов, относящихся к разным частям речи (существительные, прилагательные, наречия).
Принципы словарной работы:
• единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления,
• связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей,
• опора на активное и действенное познание окружающего мира,
• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности,
• раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование.
Методы словарной работы:
Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря)
• непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
• опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.
Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны:
• рассматривание игрушек, картин с хорошо знакомым содержанием,
• чтение художественных произведений,
• словарные упражнения.
Основные методы словарной работы.
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается, нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.
Поручения и задания.
Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение.При этом он должен:
1) внимательно выслушать, что ему говорят;
2) понять содержание обращенной к нему речи;
3) запомнить сказанное;
4) выполнить поручение;
5) дать словесный отчет о выполненном;
6) в итоге оказать помощь.
Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.
Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те беседы соответствует их интересам и психике.
Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи детей.
Рассказы по картинкам.
Живой рассказ должен предпочитаться чтению по книге, но на определенной ступени художественное чтение, как таковое, отмежевывается от рассказа и выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи.
Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.
Дети любят стихи; любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Обогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.
Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.
Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.
Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.
Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.
Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.
Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества У каждого на свете есть любимый уголок земли, где по-особому шелестит листва, где широкие просторы и выше небо, где так привольно и легко.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Машины из картонных коробок Одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы является обеспечение развития личности детей дошкольного возраста с учётом.
Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.