что такое слова с непроверяемыми орфограммами
Непроверяемые гласные в корне слова. Примеры
В ряде слов русского языка существуют непроверяемые гласные в корне. Их невозможно проверить ударением. Такие слова называют словарными.
Разноместность ударения в словах
При произношении слов и их форм ударение может менять свое место и переходить с приставки на корень, суффикс или окончание. Тогда говорят, что в русском языке ударение разноместное, например:
Гласный в корне слова, оставшись без ударения, искажается и слышится неясно.:
Способы проверки безударных гласных в корне
К этим словам можно подобрать проверочные слова, в которых сомнительный гласный прозвучит четко и ясно, то есть он окажется в сильной позиции — под ударением.
Существует два способа проверки безударных гласных в корне:
1. подбор родственных слов:
2. изменение формы слова:
Непроверяемые безударные гласные в корне
Но не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением, так как ни один из вышеуказанных способов не может помочь. В таких словах ударение, как правило, статично, то есть не перемещается на безударный корневой гласный при изменении формы слова или при подборе однокоренных слов, например:
Тогда говорят, что эти безударные гласные являются непроверяемыми. Написание таких слов, имеющих непроверяемые безударные гласные в корне, рекомендуется запоминать или справляться в случае затруднения в орфографическом словаре.
Примеры слов с непроверяемыми гласными в корне слова
Видеоурок
Проверяемые орфограммы в корне слова. Непроверяемые орфограммы в корне слова
Что такое орфограмма?
Понятие корня
Избежать орфографических ошибок в работах детей поможет правильное и своевременное их знакомство с термином «корень слова». Важным моментом является и то, как этим понятием оперируют школьники при дальнейшем обучении русскому языку.
Дети сами замечают, что в родственных словах встречается одинаковое сочетание букв. Оно несет главную смысловую нагрузку, в результате чего все слова в цепочке близки по своему значению, а общая часть и называется корнем.
Орфограммы в корне слова
Кроме того, на орфографических минутках, которые тоже рекомендуется проводить ежедневно, необходимо выполнять задания, где требуется подчеркнуть орфограммы в корне слова.
Проверяемые орфограммы
В школьной практике сегодня существует несколько подходов к классификации слов по наличию в них ошибкоопасных мест. Одна из групп содержит проверяемые орфограммы в корне слова.
Надо отметить, что именно проверяемые орфограммы в корне слова вызывают наибольшие затруднения у школьников всех возрастов. Чтобы быть уверенным в правильности выбора той или иной буквы при написании слова, необходимо подобрать проверочное. Для этого ребенок обязан точно знать, где находится буква, которую он собирается проверять. Лишь убедившись в том, что она стоит в корне, он будет подбирать проверочное слово. Вот здесь и пригодится весь словарный запас ребенка и его умение образовывать новые слова.
Непроверяемые написания
Особую группу составляют слова, в которых присутствуют непроверяемые орфограммы в корне слова. Чаще всего их правописание необходимо запоминать. Педагоги владеют системой специальных заданий, выполнение которых приводит к прочному запоминанию слов и грамотному их написанию при последующем использовании.
Для учащихся каждого класса рекомендованы перечни слов для запоминания, куда включены непроверяемые орфограммы в корне слова. Ученики, имея такие справочники, привыкают пользоваться ими во время проверки написанного или при возникновении затруднений.
Орфограммы гласных
Безошибочного написания безударной гласной в корне слова можно добиться, если ученик умеет:
Орфограммы согласных
Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.
Непроверяемые гласные в корне – что это такое, как их правильно объяснять на уроке и как запомнить их правописание
Гласные, которые нельзя проверить никаким способом. Их надо запомнить.
Непроверяемые гласные – это такие гласные, которые невозможно проверить. Чтобы написать слово с непроверяемой гласной без ошибок, надо посмотреть в словарь и запомнить правописание. Например, в слове «собака» гласный «о» – непроверяемый. Мы пишем «о», потому что так нам велит словарь.
Давайте разбираться, чем эти гласные отличаются от проверяемых и чередующихся, как их объяснять на уроке русского языка, и как правильно запоминать.
Чем непроверяемые гласные отличаются от проверяемых
Если гласная непроверяемая, значит в современном русском языке нет способа, которым ее можно было бы проверить. А проверяемую гласную проверить всегда можно.
Например, в слове «сп…койно» невозможно проверить первый гласный «о». Ну вот нет такого слова, в котором этот гласный был бы под ударением. Следовательно, мы должны открыть словарик, увидеть там, что «спокойно» пишется через «о», написать «о» и запомнить.
А вот в слове «м…лодой» букву «о» можно проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное слово, в котором «о» окажется под ударением. Например «молодость».
В слове «ж…лтый» гласная тоже проверяемая. Чтобы определить, «е» надо писать или «о», мы «слушаем» однокоренные слова: желтеть, желтизна, желток, желтоватый – в них во всех прослушивается «е». Значит, пишем «ё», а не «о».
Чем непроверяемые гласные отличаются от чередующихся
Вот с чередующимися немного сложнее, слабые ученики всегда их путают и с проверяемыми, и с непроверяемыми.
Смотрите, непроверяемая гласная не проверяется и ни от чего не зависит. А чередующаяся гласная всегда зависит от условий чередования. Например, в слове «расти» мы пишем «а», потому что она перед ст/щ, а в однокоренном «поросль» – «о», потому что она не перед ст/щ.
В слове «протирать» мы пишем «и», потому что после корня есть «а». В слове «протереть» пишем «е», потому что там после корня нет «а».
Чтобы отличать непроверяемые гласные от корней с чередованием, надо просто запомнить эти самые корни. Их не так уж и много, и они однотипные. Например: бер/бир, тер/тир, мер/мир, дер/дир, лож/лаг, рост/раст, гор/гар.
На чем основывается выбор непроверяемой гласной
Действительно, почему словарь говорит, что в слове «собака» надо писать «о», а в слове «караван» – «а»?
Выбор каждой гласной всегда чем-то обоснован. В случае с непроверяемыми гласными – историей возникновения слова. Филологи изучили происхождение исконного слова «собака» и тюркского «караван» и пришли к выводу, что этимологические гласные там (самые древние, самые первые) – именно «о» и «а».
И мы пишем эти гласные в словах как бы «в дань» традиции, обеспечиваем преемственность языковой нормы.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Как оформлять в тетради орфограммы с непроверяемыми гласными
Когда вы выполняете упражнение по русскому языку, там обязательно есть слова с пропущенными буквами. Например «л…нол…ум».
Ваша задача – не просто вставить буквы и написать «линолеум», а объяснить каждую из них.
Объяснение – это всегда ответ на следующие вопросы:
Ответить на вопрос «что» – значит подчеркнуть непроверяемую гласную одной чертой. Ответить на вопрос «где» – значит выделить ту часть слова (морфему), в которой эта гласная находится.
А чтобы ответить на последний вопрос, надо рядом в скобочках написать «словарное слово» или «запомнить». Сокращенно, конечно: «сл. сл.» или «зап».
В случае со словом «линолеум» надо подчеркнуть одной чертой буквы «и», «е», выделить корень «линолеум» и написать рядом: «(сл. сл.)».
Если вы первый раз слышите вот о такой системе объяснения орфограмм, прочитайте о ней подробнее в моей статье и обязательно посмотрите мое видео по этой теме.
Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Как выучить непроверяемые гласные
В учебниках русского языка эти гласные выносятся в специальные рамочки, чтобы школьники обращали на них внимание. Рядом с этими рамочками обязательно есть упражнения, в которых используются слова с непроверяемыми гласными.
Самый эффективный способ быстро выучить эти слова – просмотреть учебники и прорешать упражнения. Прорешать – то есть выполнить именно письменно, оформляя каждую орфограмму так, как я объяснял выше.
Еще словарные слова обычно выносятся в общий перечень в конце учебника и их можно поучить там. Но я вам рекомендую именно первый способ, потому что когда вы учите и еще пишете, запоминание происходит намного быстрее, слова надолго остаются в памяти.
Третий способ – заниматься на бесплатных онлайн-тренажерах. Например, вот на этих:
Есть еще несколько материалов для запоминания непроверяемых гласных, их я порекомендую в следующем блоке.
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Заключение
Наш разговор о непроверяемых гласных подошел к концу. Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье, чтобы я смог ее доработать и улучшить. Был ли этот материал вам полезен, воспользовались ли вы теми материалами, на которые я ставил ссылки.
Как лично вы запоминаете слова с непроверяемыми гласными, сложно вам дается этот материал или легко?
Тема урока: «Непроверяемые орфограммы»
Тема урока : «Непроверяемые орфограммы».
Тип урока : урок закрепления знаний и способов действий.
— формировать умения работать с орфографическим словарём;
— развивать орфографическую зоркость учащихся;
— воспитывать интерес к русскому языку.
Ведущий вид деятельности : продуктивный, творческий, проблемный.
Методы : проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.
Формы проведения урока : коллективная, индивидуальная, групповая.
— карточки для индивидуальной и групповой работы;
— орфографический словарь, толковый словарь;
— орфографический словарь, толковый словарь.
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
1. Организационный этап.
Создание учебной мотивации.
Проверка готовности к уроку русского языка.
— Ребята, прочитайте внимательно тему нашего сегодняшнего урока на экране.
«Непроверяемые орфограммы» (Слайд 1)
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке русского языка? Как вы поступаете, если нельзя подобрать способ проверки буквы орфограммы?
— Зачем нужен словарь?
— Какие бывают словари?
— Как пользоваться словарём?
— Правильно, сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.
— Подумайте, а чем ещё мы будем заниматься на уроке русского языка?
Дети внимательно читают тему урока, думают, высказывают свои предположения.
(Мы будем говорить о словаре. Зачем нам нужен словарь? Кто его изобрёл? Как пользоваться словарем?)
(Мы будем тренироваться в грамотном написании словарных слов. Будем учиться отличать словарные слова от слов, которые можно проверить.)
Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.
Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.
Планирование учебных задач.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
— Каждый из вас видел словарь и уже пользовался им дома и во время урока. Расскажите, в каких случаях вам приходилось обращаться к словарю?
— А какие бывают словари?
Учитель показывает Толковый словарь Ожегова, Орфографический словарь Ушакова.
Словари бывают разные, в зависимости от той работы, которую они выполняют. Орфографический словарь учит нас правильному написанию слов с буквами непроверяемыми орфограммами.
Толковый словарь даёт нам толкование, объяснение смысла слова, его значения. Есть словари синонимов и антонимов, словарь иностранных слов. Этимологический словарь рассказывает нам об истории возникновения слова, его исторических корнях. (Слайд 3)
Дети вспоминают свои жизненные ситуации, рассказывают о тех случаях, когда пользовались словарем. (Когда мы не знаем, как правильно написать слово, то смотрим в словарь. Когда мы переводим с английского языка, то смотрим в словарь.) Дети смотрят на словари, сравнивают их, высказывают свои предположения об их назначении.
Внимательно читают справочный материал о словарях на экране.
Построение логической цепочки рассуждений, поиск известной информации,
установление причинно-следственных связей, обобщение.
Диалог с учителем, с соседом.
3. Систематизация и закрепление знаний
— Вернёмся к теме нашего урока. Когда нам приходиться подчинятся команде словаря?
Если в словах встречаются непроверяемые написания, то словарь нам помогает правильно написать такие слова.
— К какому словарю мы обращаемся за помощью в случае затруднения в написании слов? Вспомните, как называют такие слова?
— Какие словарные слова вам уже знакомы?
— Запишите только те слова, в которых непроверяемые орфограммы. Работа в парах с опорой на экран.
Воробей, волчица, лиса, медведь, заяц, лосиха, барсук, енот. (Слайд 4) Проверьте свои записи.
Докажите, что остальные слова можно проверить. Дети записывают оставшиеся слова и подбирают проверочные к безударным гласным. Фронтальная работа на доске и в тетрадях.
— Сегодня мы продолжим знакомство со словарными словами. Откройте свой учебник на страницах орфографического словаря.
Вспомните правила работы со словарем. Расскажите их. (Слайд 5)
Памятка работы со словарём.
Внимательно прочитай слово.
Определи, на какую букву оно начинается.
Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
-Найдите и выпишите слова с буквами непроверяемого непроизносимого согласного в корне слова. Отметьте непроверяемую букву орфограммы подчеркиванием. Индивидуальная работа с орфографическим словарем и в тетради. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте записи с опорой на экран.
Здра в ствуйте, лес т ница, праз д ник, чу в ство. (Слайд 6)
Вывод: Словарные слова – это такие слова, в которых есть непроверяемые орфограммы. О написании таких слов нужно узнать в орфографическом словаре.
Дети вспоминают свой жизненный опыт и приводят пример таких слов.
Дети слушают вопрос, думают, вспоминают известный учебный материал. (Это орфографический словарь. Слова с непроверяемым написанием называют словарными словами.)
Дети работают в парах, обсуждая выбор словарных слов.
Самопроверка с опорой на экран.
Дети доказывают, что остальные слова можно проверить. Подбирают проверочные слова к безударным гласным и записывают парами на доске тетради (волчица – в о лк).
Дети вспоминают правила работы со словарем и рассказывают их. Соотносят свои правила с памяткой на экране.
Дети внимательно слушают задание учителя, работают с орфографическим словарём, выписывают слова по заданию. Взаимопроверка тетрадей.
Дети слушают вопрос учителя, высказывают свои предположения, читают вывод на слайде.
Дети составляют и записывают предложение со словарным словом по своему выбору. Могут обратиться за помощью на экран.
Дети вместе с учителем выполняют движения под мелодию песни «Вместе весело шагать»
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, построение речевого высказывания.
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Как и многих учителей начальных классов, нас волнует проблема грамотного письма обучающихся. Ведь наряду с такими сложными орфограммами, как написание слов с проверяемыми гласными и согласными, остаётся актуальной проблема написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, то есть словарных слов. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил нас задуматься над развитием орфографической зоркости детей при работе со словарными словами на уроках русского языка.
Цель этой статьи показать, как можно эффективно тренировать орфографическую зоркость при работе на уроках русского языка со словарными словами.
Содержимое разработки
Работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
учитель начальных классов
Как и многих учителей начальных классов, нас волнует проблема грамотного письма обучающихся. Ведь наряду с такими сложными орфограммами, как написание слов с проверяемыми гласными и согласными, остаётся актуальной проблема написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, то есть словарных слов. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил нас задуматься над развитием орфографической зоркости детей при работе со словарными словами на уроках русского языка.
Цель этой статьи показать, как можно эффективно тренировать орфографическую зоркость при работе на уроках русского языка со словарными словами.
Словарная работа является основным средством обогащения словарного запаса школьников как в начальной, так и средней школы. По словам Л.В. Щербы, «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка».
Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе.
Говоря о системе, мы имеем в виду методическую интерпретацию данного понятия Т.Г.Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений».
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми безударными гласными (ворона, малина), двойными согласными (класс, суббота), звонкими и глухими согласными
(вокзал), непроизносимыми согласными (лестница). Во вторую группу включены слова, написание которых подчиняется правилам, которые изучаются только в средней школе. Это слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть), сложные слова с соединительными гласными о или е (самолёт, путешествие), наречия (сверху, снизу, слева, справа), слова с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр). К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников (праздник).
При разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся.
Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:
— приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.
Выделяем следующие этапы системы:
Первичное восприятие группы слов.
Закрепление правописания группы слов.
проверка усвоения правописания данных слов.
Как мы работаем над словарными словами, как тренируем орфографическую зоркость при изучении этих слов?
Начиная работу с первого класса, поставили следующие цели:
раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.
Слова с непроверяемыми написаниями нами используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и контрольных работах.
Наши ученики имеют индивидуальные словарики. В основном работа со словарём проходит коллективная, а со второго полугодия 2 класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной.
Все слова, рекомендуемые для изучения, разделили на тематические группы.
А теперь более подробно остановимся на каждом этапе работы со словарным словом.
Этап первичного восприятия является, безусловно, наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной. Работа по предъявлению новых слов проводится следующим образом:
1. рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку, установление значения этого предмета;
2. проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
3. чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании.
4. решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? можно ли проверить эту букву?
Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме заполнить;
5.подбор ознакомительных слов указывается на единообразное написание в корнях, составление словосочетаний и предложений;
6.подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.
Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции. Предъявление слов провожу через карточки- картинки, иллюстрации; пословицы, поговорки; загадки; тексты, описательные тексты; предложения.
На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять их в устной речи. В одной из своих статей Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».
Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:
орфоэпическое чтение вслух слов;
краткий орфографический разбор;
запоминание с опорой на главный тип памяти;
запись под диктовку;
Тренировочно-закрепительный этап это многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, то есть обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.
Уроки русского языка начинаем с чтения слов словарику или орфографической разминки. Для этого даём слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал. На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями.
В качестве эффективных приёмов формирования орфографической зоркости можно выделить следующие упражнения: подчёркивание «опасных» мест в слове, письмо с «дырками», нахождение чужих ошибок, списывание с различными заданиями, диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы и т. д.
При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов развития орфографической зоркости является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.
Учётно–контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному (лучше слабому ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради.
Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме. В результате учёта и анализа ошибок видно насколько эффективно прошла работа по отработке орфографической зоркости. Если в результате такого анализа мы выясняем, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.
Подобный подход к развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Эффективность системы подтверждается результатами словарных диктантов: количество ошибок сокращается в 8 и более раз.
Проверочная работа № 1.
Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик.
См..родина ябл..ня м..дведь
Проверочная работа №1. 3-4 классы.
Прочитайте вопросы и письменно дайте полные ответы на них, используя слова для справок: огурец, товарищ, работа, овощи.
Кому дал книгу Вася? Чем наполнена корзина? С чем Марина отлично справилась? Что засолила мама?
Проверочная работа № 2. 1 – 2 классы.
Прочитайте. Составьте пословицы из двух столбиков.
Не гони коня кнутом, (а у петуха сапожки)
Работе время,…. ( …а корми овсом.)
Проверочная работа №2. 3-4 классы.
Подберите словарные слова с безударными гласными в корне: