что такое славословная служба
5. Служба славословная
5. Служба славословная
В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «Славословной». Название это происходит от того, что на утрени этих праздников поется великое славословие, хотя нет полиелея. Устав этой службы не всегда вполне одинаков: так как она представляет собою, как бы нечто среднее между службой праздничной и службой будничной, вседневной, то она иногда приближается больше к праздничной службе, а иногда носит характер более будничный. Поэтому в дни, когда положена славословная служба, надо особенно внимательно справляться с указаниями Типикона. Так, например, обычно бывает при славословной службе вечерня вседневная, на которой читается обычная рядовая кафизма, на «Господи воззвах» стихиры на 6, и входа нет, а на утрени канон на 6; но иногда бывает Вечерня великая со входом и даже с чтением паремий. На славословной утрени перед Великим славословием поется «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, чего не бывает на повседневной утрени.
Число этих малых праздников, которым назначена славословная служба значительно. Из них большая часть праздников русским святым. Славословных праздников нерусским святым всего около 14–ти. Таковы например, праздник Обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября, Зачатие св. Иоанна Крестителя 23 сентября, Положение Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне 2 июля, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня («Происхождение» здесь значит «вынос», или крестный ход с крестом, происходивший в Константинополе) 1 августа, праздник Перенесения Нерукотвореннаго Образа, или Святого Убруса 16 августа, Положение пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, и Церковное Новолетие 1 сентября, которое хотя и отмечено в Типиконе полиелейным знаком, но совершается, согласно указанию Типикона утреня лишь славословная, хотя вечерня великая со входом и паремиями.
Славословная утреня совершается также в дни отдания всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных, а также на второй день Рождества Христова 26 декабря, второй день Богоявления 7 января, второй день Пятидесятницы — Духов день, отдание Пасхи, в сырную субботу, когда празднуется память всем святым в постничестве просиявшим, в субботу Акафиста на пятой седмице Великого поста, в Лазареву субботу и в Великую Субботу на Страстной седмице.
На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано.
Читайте также
Служба
Служба Священник: Благословен Бог наш…Хор: Аминь. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас (Трижды).Диакон: Миром Господу помолимся.Хор: Господи помилуй (на каждом прошении).Помолимся Господу о небесном мире и о спасении душ наших.Помолимся Господу об
Епархиальная пресс-служба
Епархиальная пресс-служба Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз обращал внимание священнослужителей и церковных работников на неуклонный интерес светских кругов, прежде всего журналистов, к Православию. Вот почему в системе церковного
Ночная служба
Ночная служба Он был афонским архимандритом, но когда в Сербии началась война, попросился домой, чтобы собирать народ на молитву. За семь лет постриг сорок монахов и монахинь, восстановил четыре горных монастыря.Я бывал у него в гостях, жил по строгому афонскому уставу с
2. Служба внутри Египта
2. Служба внутри Египта Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым командовал Чану-ни, служивший писцом у Тутмоса IV,
4. Служба полиелейная
4. Служба полиелейная В дни так называемых «Средних» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах знаком + креста, напечатанного красным цветом, совершается уже не Всенощное бдение, а служба, носящая название «Полиелейной». Эта служба во многом похожа на Всенощное
6. Служба шестиричная
6. Служба шестиричная В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком черного цвета (в отличие от такого же знака красного цвета, коим обозначается служба славословная, как мы видели выше), представляющим собою три точки,
14. Служба субботняя
14. Служба субботняя Субботняя служба имеет свои особенности, отличающие ее от службы остальных дней седмицы. Устав субботней службы изложен в Типиконе: в главе 12–ой «О службе субботней, егда поется Бог Господь»; глава 13–я «О службе субботней, егда поется аллилуиа» и в
Ночная служба
Ночная служба Он был афонским архимандритом[4], но когда в Сербии началась война, попросился домой, чтобы собирать народ на молитву. За семь лет постриг сорок монахов и монахинь, восстановил четыре горных монастыря [в частности: Свято-Стефановский монастырь в Горне
Новая служба
Новая служба Психологическая подоплека удаления Савелова в монастырь прослеживается весьма четко. Он не хотел идти в военный поход, боялся этого — и объяснял себе понятный для мирного, домашнего человека страх неблагочестием войны, опасностью ее для души (но не для
Религия и служба
Религия и служба В центре всех наших литургий — как обычной сорокаминутной утренней службы во вторник, так и двенадцатичасовой службы в Судный День — лежат две молитвы. Я назову их «Символом веры» и «Службой»: эти названия хорошо передают их сущность. Их синагогальные
Служба Богу
Служба Богу Служение, или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определенному чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры.Через богослужение
ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА
ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА Ее полезность для раскрытия умно-сердечной молитвыНадо службы церковные все выстаивать. И я тебе скажу, что нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных дух молитвенный. Кто
Служба отечеству
Служба отечеству Как-то меня пригласили на освящение квартиры одного чиновника. Быстро одевшись, я вышел на улицу, где меня поджидал слуга этого господина, крепкий солдат. Пока мы шли, я спросил его, давно ли он на службе?— Я уже, батюшка, второй год в отставке.— А сколько
Вера православная
СООБЩЕСТВО-СОЗДАНО ДЛЯ ЛЮБЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.
Служба славословная.
В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «Славословной». Название это происходит от того, что на утрени этих праздников поется великое славословие, хотя нет полиелея. Устав этой службы не всегда вполне одинаков: так как она представляет собою, как бы нечто среднее между службой праздничной и службой будничной, вседневной, то она иногда приближается больше к праздничной службе, а иногда носит характер более будничный. Поэтому в дни, когда положена славословная служба, надо особенно внимательно справляться с указаниями Типикона. Так, например, обычно бывает при славословной службе вечерня вседневная, на которой читается обычная рядовая кафизма, на «Господи воззвах» стихиры на 6, и входа нет, а на утрени канон на 6; но иногда бывает Вечерня великая со входом и даже с чтением паремий. На славословной утрени перед Великим славословием поется «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, чего не бывает на повседневной утрени.
Число этих малых праздников, которым назначена славословная служба значительно. Из них большая часть праздников русским святым. Славословных праздников нерусским святым всего около 14–ти. Таковы например, праздник Обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября, Зачатие св. Иоанна Крестителя 23 сентября, Положение Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне 2 июля, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня («Происхождение» здесь значит «вынос», или крестный ход с крестом, происходивший в Константинополе) 1 августа, праздник Перенесения Нерукотвореннаго Образа, или Святого Убруса 16 августа, Положение пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, и Церковное Новолетие 1 сентября, которое хотя и отмечено в Типиконе полиелейным знаком, но совершается, согласно указанию Типикона утреня лишь славословная, хотя вечерня великая со входом и паремиями.
Славословная утреня совершается также в дни отдания всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных, а также на второй день Рождества Христова 26 декабря, второй день Богоявления 7 января, второй день Пятидесятницы — Духов день, отдание Пасхи, в сырную субботу, когда празднуется память всем святым в постничестве просиявшим, в субботу Акафиста на пятой седмице Великого поста, в Лазареву субботу и в Великую Субботу на Страстной седмице.
На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано.
Устав-схемы шестиричных и славословных служб
Устав-схемы шестиричных и славословных служб
Простая служба (шестиричная)
Смотрим по Часослову
Вечерня
Чтец: Предначинательные молитвы
(если читался 9-й час, то начинаем с «Приидите, поклонимся»)
Чтец: 103-й псалом
Чтец: Кафизма рядовая
Хор: Стихиры на «Господи, воззвах» на 6
Слава и ныне: Минеи (под субботу догматик)
входа нет
Прокимен дня говорит священник
Чтец: «Сподоби, Господи»
Хор: Стихиры на стиховне
Чтец: Ныне отпущаеши, Святый Боже по Отче наш
Хор: Тропарь, слава и ныне – Богородичен
Священник – Премудрость
Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века
Именем Господним благослови, отче
Священник – «Слава Святей…»
Утреня
Чтец: «Слава в Вышних Богу»
«Бог Господь» на тропарный глас
Тропарь, слава и ныне – Богородичен
Кафизмы рядовые, ектений нет, седальны по каждой кафизме
Каноны Октоиха и Минеи
Катавасия по 3,6,8,9 песнях – ирмосы последнего канона
По 3-й песни малая ектения, седальны
По 6-й песни ектения, кондак и икос
На 9-й песни поем «Честнейшую»
После катавасии 9-й песни поем «Достойно есть»
Светилен октоиха, Минеи и Богородичен октоиха
Чтец: Хвалитные псалмы (из Часослова)
Слава Тебе, показавшему нам свет
Если есть стихиры на хвалитех,
то поем их после хвалитных псалмов,
а потом читаем :
Слава Тебе, показавшему нам свет, – Вседневное славословие
Хор: Стихиры на стиховне из октоиха, Слава и ныне: Богородичен
Чтец: Благо есть исповедатися Господеви… (в Часослове),
Святый Боже по Отче наш
Хор: Тропарь святаго, Слава и ныне – Богородичен
Священник – Премудрость
Хор – Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века.
1-й час, многолетие поем после 1-го часа.
Славословная служба
Отличия от шестиричной:
— после каждой кафизмы малая ектения
— после 9-й песни «Достойно есть» не поется
— катавасия по каждой песни канона
— поется«Всякое дыхание», стихиры на хвалитех, Великое славословие
— конец такой же, как у полиелейной и бденной службы
Служба славословная
В дни так называемых «малых» праздников, обозначаемых в богослужебных книгах особым знаком красного цвета, представляющим собою три точки, «несовершенно окруженные», совершается служба, носящая название «Славословной». Название это происходит от того, что на утрени этих праздников поется великое славословие, хотя нет полиелея. Устав этой службы не всегда вполне одинаков: так как она представляет собою, как бы нечто среднее между службой праздничной и службой будничной, вседневной, то она иногда приближается больше к праздничной службе, а иногда носит характер более будничный. Поэтому в дни, когда положена славословная служба, надо особенно внимательно справляться с указаниями Типикона. Так, например, обычно бывает при славословной службе вечерня вседневная, на которой читается обычная рядовая кафизма, на «Господи воззвах» стихиры на 6, и входа нет, а на утрени канон на 6; но иногда бывает Вечерня великая со входом и даже с чтением паремий. На славословной утрени перед Великим славословием поется «Всякое дыхание» и стихиры на хвалитех, чего не бывает на повседневной утрени.
Число этих малых праздников, которым назначена славословная служба значительно. Из них большая часть праздников русским святым. Славословных праздников нерусским святым всего около 14-ти. Таковы например, праздник Обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме 13 сентября, Зачатие св. Иоанна Крестителя 23 сентября, Положение Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне 2 июля, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня («Происхождение» здесь значит «вынос», или крестный ход с крестом, происходивший в Константинополе) 1 августа, праздник Перенесения Нерукотвореннаго Образа, или Святого Убруса 16 августа, Положение пояса Пресвятой Богородицы 31 августа, и Церковное Новолетие 1 сентября, которое хотя и отмечено в Типиконе полиелейным знаком, но совершается, согласно указанию Типикона утреня лишь славословная, хотя вечерня великая со входом и паремиями.
Славословная утреня совершается также в дни отдания всех двунадесятых праздников Господских и Богородичных, а также на второй день Рождества Христова 26 декабря, второй день Богоявления 7 января, второй день Пятидесятницы — Духов день, отдание Пасхи, в сырную субботу, когда празднуется память всем святым в постничестве просиявшим, в субботу Акафиста на пятой седмице Великого поста, в Лазареву субботу и в Великую Субботу на Страстной седмице.
На славословной утрени начало утрени до окончания канона следует порядку утрени Вседневной, исключая катавасии на каноне, которая бывает по праздничному, а начиная от пения «Всякое Дыхание» конец утрени следует во всем порядку праздничному, как было выше указано.
Православная Жизнь
Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.
Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.
Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.
Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?
Думаю, вы все знаете, что каждый день православного календаря посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника. Для каждого святого или праздника установлен свой ранг богослужебного почитания, и это естественно, ведь «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Всего таких рангов в нашем богослужении пять. Они носят название «знаки Типикона». Типикон – это богослужебная книга, рассказывающая, как служить в тот или иной день, и напротив каждого дня в году в ней расставлены специальные знаки. Именно они и указывают, какого ранга сегодняшняя служба.
Первый ранг – простая служба, или служба без знака. Таких служб в нашем календаре подавляющее большинство. Она самая короткая по длительности, читают на ней гораздо больше, чем поют. Собственно, празднуемому святому на такой службе молитвословий мало, гораздо больше их обращено к Богу, Богородице и недельному святому. Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник посвящен ангелам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и всем усопшим. Чем проще служба, тем больше молитв недельным святым, чем торжественней – тем больше празднуемому святому. Богослужения четвертого и пятого ранга вообще отменяют молитвы недельным святым.
Второй ранг – шестеричная служба, или служба на шесть. По форме она мало отличается от простой, но в ней гораздо больше молитвословий, посвященных святому дня, причем в каждом богослужебном фрагменте их шесть, от чего она и получила название.
Третий ранг – служба со славословием, или славословная служба. По строю она почти простая, но здесь уже гораздо больше песнопений, посвященных празднуемому в этот день святому или празднику, и почти нет песнопений недельным святым. Интересная особенность этой службы – праздничное окончание: торжественно поется завершающий богослужение гимн –
«Великое славословие» (на службе без знака и шестеричной этот текст читается). Именно поэтому эту службу так и назвали.
Четвертый ранг – служба с полиелеем, или полиелейная служба. Это уже полноценная праздничная служба. Пения гораздо больше, чем чтения. В середине службы поется полиелей – особое песнопение, состоящее из избранных стихов 134-го и 135-го псалма, прославляющее милость Господню (отсюда и название: по греческие «полиелей» – много милости). На этом богослужении, в отличие от всех предыдущих, читается Евангелие, подобранное специально к празднику или памяти святого, а также совершается елеопомазание: все верующие прикладываются к праздничной иконе, и священник помазывает их освященным маслом. Нужно отметить, что большинству почитаемых святых положен именно этот ранг, пятого ранга удостаиваются совсем немногие.
Пятый ранг – это всенощное бдение. Раньше это богослужение совершалось всю ночь, что и дало ему название. По своему порядку оно очень похоже на полиелейное, но отличается от него большей торжественностью. Например, во время всенощного бдения торжественно поется псалом в начале и совершается полное каждение храма, в середине службы освящается хлеб, пшеница, вино и елей, которые после елеопомазания раздаются верующим. Как ни странно, большинство прихожан знакомо только с этой службой. Именно она совершается вечером по субботам, а также накануне великих праздников и памяти великих святых.
Мы наметили общие принципы построения служб. В следующих статьях будем более подробно разбирать каждую из них, но уже этой информации достаточно, чтобы иметь представление, что нас ждет на той или иной вечерней службе.