что такое скоростной велосипед
Скоростные велосипеды
9 минут Автор: Михаил Скворцов 2474
Скоростной велосипед имеет многоступенчатую трансмиссию, что принципиально отличает его от классического велосипеда с одной передачей. Большой проблемой для сингспида (single-speed – одна скорость) являются крутые и затяжные подъемы, особенно без перпендикулярного уклона дороги. Пониженные передачи скоростного байка уменьшают скорость, но дают возможность преодолевать горки без дополнительных силовых затрат. Высокие передачи позволяют разогнать велосипед на ровных участках, и по скорости он будет превосходить синглспид.
Преимущества и недостатки скоростного велосипеда
Для поездок по городу на ровных дорогах и простых покатушек по паркам и набережным наличие скоростного велосипеда не принципиально. Здесь вполне подойдет простой прогулочный байк с одной передачей: он и стоит дешевле и не потребует частого обслуживания.
Другое дело – дальние поездки по трассам, грунтовкам и, тем более, бездорожью. Здесь уже потребуется более стойкий велик, который проедет при любых условиях, сэкономит силы, сделает поездку более комфортной. Представить себе длительный туристический маршрут на синглспиде, мягко говоря, сложно, хотя, в принципе, ничего невозможного нет.
В сравнении с односкоростной моделью, велосипед с многоступенчатой трансмиссией имеет ряд преимуществ:
Посмотрим с другой стороны, в чем односкоростные модели выигрывают у своих «соперников»:
Спорное преимущество односкоростной модели – снижение веса благодаря отсутствию переключателей и кассет. Справедливо только при сравнении идентичных моделей с кассетой и без. Ставить в один ряд, например, легкий шоссейник со скоростями и стальной дорожник в этом смысле неправильно.
Какими бывают скоростные велосипеды
По типу трансмиссии велосипеды со скоростями можно поделить на три вида:
Двойная система переключения передач имеет две системы звезд – спереди у каретки и на задней втулке. За переброс цепи по передним и задним звездам отвечают соответствующие переключатели – передний и задний. Стандартные системы:
На одну переднюю звездочку приходится несколько задних: большая звезда спереди сочетается с маленькими задними, и наоборот. Средние значения, например, 2 х 5 соразмерны с передаточным отношением синглспида. Управление переключателями осуществляется манетками, расположенными на руле: слева – передним, справа – задним переключателем.
Одинарная система переключения передач включает только заднюю кассету, один переключатель и, соответственно, одну манетку. Спереди цепь ходит только по одной ведущей звезде, как на синглспиде.
Городские велосипеды со скоростями дают возможность комфортнее передвигаться по дорогам с уклонами, имеют более развитую тормозную систему – передний и задний v-brake против барабанного заднего тормоза обычного байка.
Стоит отметить, что в городе скоростные дорожники ходят лучше, нежели горные: есть высокие передачи, большие колеса, геометрия заточена под движение по ровным дорогам.
Планетарная система переключения передач расположена во втулке заднего колеса. Трансмиссия с планетарной втулкой сочетает характеристики одинарной систем переключения и синглспида:
Переключение передач осуществляется при движении накатом, в отличие от классической системы, где цепь перебрасывается по звездам при педалировании.
Преимущества планетарной втулки:
Недостатки планетарных втулок: существенный привес, высокое трение и низкая выносливость механизмов, высокая цена велосипеда. С учетом этого, планетарки целесообразно использовать только в условиях городской езды и на пригородных трассах.
Как переделать синглспид
Попробуем обычный велосипед превратить в скоростной, с одинарной системой переключения. Для этого понадобится:
Инструменты и рабочие аппараты:
На самом первом этапе следует выбрать тип тормозов, какие установим потом на велосипед. Смотрим на перья и вилку – если на них нет посадочных мест под тормоза (на классических рамах они не предусмотрены), то приобретаем клещи. Если гнезда есть, берем v-brake. Другой, более сложный, вариант – установить аналогичную вилку под векторы, а назад поставить клещ. В этом случае придется снять и поменять вилку.
Как переделать односкоростной байк в многоскоростной – пошаговая инструкция:
1. Снять заднее колесо с помощью гаечного ключа и разбортировать его.
2. Разомкнуть и снять цепь – она больше не понадобится.
3. Из двух цепей сделать одну, на 128 звеньев для 6-ти скоростной кассеты. Для разжима дополнительных звеньев к стандартной цепи и их соединения понадобится выжимка.
4. Далее необходимо поставить бестормозную втулку в заднее колесо. Работа делится на 3 этапа: демонтаж обычной втулки, переспицовка колеса и установка новой втулки. Переспицовку сделать достаточно сложно, поэтому данную работу лучше доверить мастеру. А простой вариант – приобрести готовое колесо с 6-тизвездочной кассетой.
5. При самостоятельной установке звездочек понадобится съемник кассеты.
6. Поставить заднее колесо на перья стандартной рамы не получится – скоростные втулки шире. Для этого потребуется разжать перья на 2-3 см. Сделать это проще всего на станке.
7. Следующим этапом будет установка дерайлера – заднего переключателя. Выбрать следует устройство с креплением на ось, т.к. специальное крепление на классических рамах не предусмотрено.
8. Поставить передний тормоз – процедура стандартная.
9. Передняя звездочка на односкоростных байках имеет более толстые зубья, поэтому скоростная цепь на них не налезет. Снимаем звезду в паре с шатуном, зубья обтачиваем на фрезеровочном станке.
10. Собрать велосипед: установить колесо на дропауты перьев, переднюю звезду на каретку и зажать цепь.
11. Когда заднее колесо на месте, ставим задний клещевой тормоз.
12. Установка заднего шифтера для переключателя на правую сторону руля.
13. Соединить манетку и переключатель, тросик закрепить на верхней трубе рамы хомутиками.
14. На последнем этапе проверить и отрегулировать переключатель.
Путем изменения конфигурации трансмиссии и установки новой тормозной системы из простого байка можно сделать скоростной.
Советы по выбору велосипеда со скоростями
На сегодня в продаже преобладают скоростные велосипеды, поэтому выбирать есть из чего. В это семейство попадают все классы:
Чтобы правильно выбрать себе скоростную модель, необходимо определиться, где и по каким маршрутам планируется ездить. Например, для езды по городу не обязательно брать профессиональный горный или шоссейный байк с большим количеством передач, достаточно будет классической дорожной модели или велосипеда на планетарной втулке. Впрочем, последних отличает завышенная цена.
Кроме цели поездок, немаловажную роль играет стоимость, и оба эти фактора тесно связаны друг с другом. Для поездок в агрессивных условиях езды и туризма не стоит экономить на модели – так придется больше тратиться на обслуживание и переделки. Если же цели скромные, к примеру, пару раз в неделю выкатить на 50 км, то можно выбрать недорогую модель – она будет экономически оправдана. И конечно, обращаем внимание на бренды и подделки под них.
Велосипед должен быть удобным в поездках. Многоскоростные модели дают возможность равномерно распределить усилия, сделать передвижения более комфортными. Но не забываем о таком важном параметре, как размер рамы. Он должен полностью соответствовать росту велосипедиста. Для сверки существуют таблицы ростовок, и конечно, обращаем внимание на собственные ощущения на «примерке» велосипеда.
Рамы делятся на мужские и женские. Последние созданы для удобства велосипедисткам слезать и залезать на велосипед. В принципе, мужчинам будут удобны и мужская и женская рамы, а вот женщинам на мужских рамах было бы некомфортно.
С учетом этих простых рекомендаций удастся выбрать подходящий для себя велосипед и получать удовольствие от катаний не один сезон.
6 лучших скоростных велосипедов
Скоростные велосипеды становятся все более популярными и многим людям летом заменяют автомобиль. Они подойдут любителям активного отдыха и просто тем, кто хочет быстро передвигаться по городу. От обычных скоростные модели отличает количество передач и возможность регулировать нагрузку. Качественный велосипед позволяет сэкономить силы, увеличить скорость и сделать поездку более приятной.
Как выбрать скоростной велосипед
От классического велосипеда скоростной отличает многоступенчатая трансмиссия. С помощью нее можно регулировать нагрузку. При заезде в гору можно ставить первую или вторую передачу, что позволит преодолеть возвышенность без дополнительных силовых затрат. На скоростных велосипедах удобнее совершать дальние поездки, путешествовать по бездорожью и пересеченной местности. При выборе внимание стоит обратить на количество скоростей, размер рамы и тормоза.
Тип трансмиссии
Велосипедная трансмиссия – это система из нескольких деталей, с помощью которых сила передается на заднее колесо. В нее входит набор из задних звезд, цепь, переключатель, тросики, рубашка для троса. Трансмиссии делятся на следующие группы:
Класс
Скоростные велосипеды делятся на несколько видов в зависимости от условий эксплуатации и стиля катания:
Рама играет не менее значительную роль, чем подвеска или тормоза. Это основная часть, каркас, к которому крепятся другие детали. От прочности рамы зависит и срок службы, и комфорт во время движения. Делают эту деталь из следующих материалов:
Помимо материала рамы обращать внимание нужно и на ее размер:
Если речь идет о детском велосипеде, то размеры будут немного другими:
Размер рамы влияет на комфорт поездок и безопасность. Именно от него зависят параметры других частей: подседельной и верхней трубы. К примеру, если низкий человек купит велосипед с рамой 20”, то он просто не сможет достать ногами до земли.
С выбором обода покупатели сталкиваются редко, но при покупке стоит узнать, из какого материала сделана эта деталь. От ее качества зависит, будет ли велосипед крутить восьмерки и какие нагрузки способен выдержать металл. Обод делают из следующих материалов:
Помимо материала, на характеристики детали также влияет длина, ширина, параметры спицевания (количество спиц, смещение отверстий).
Втулка
Втулка отвечает за вращение колеса. Чем качественнее выполнена эта деталь, тем легче разгоняется велосипед, тем большую скорость он поддерживает. Передние втулки представляют собой простую конструкцию, в отличие от задних, которые бывают следующих видов:
Чаще всего втулки делают из алюминия, но встречаются детали из карбона или стали. На технические характеристики материал изготовления оказывает мало влияния.
Тормоза
Тормоза являются не менее важной деталью, чем колеса или рама. От того, насколько быстро велосипедист затормозит, нередко зависит безопасность. Большинство байков оснащаются дисковыми и ободными тормозами. Последние зажимают колесо с двух сторон, постепенно замедляя их вращение. Ободные тормоза меньше нагреваются, легко настраиваются и дешево стоят. Но за счет своей конструкции они быстро изнашиваются, поэтому их необходимо менять каждые 200-300 км.
Дисковые тормоза состоят из стального диска, который зажимает колесо. Они считаются более эффективными, чем ободные, реже нуждаются в замене. Однако неправильная настройка или попадание посторонних частей может быстро вывести систему из строя. Бюджетные модели чаще всего оснащаются ободными тормозами, а горные и внедорожные варианты – дисковыми.
Подвеска
Подвеска нужна, чтобы защитить велосипедиста от ударов и сильной тряски. По конструкции различают следующие виды:
Количество передач
Сегодня можно встретить велосипеды, которые имеют от 1 до 33 скоростей. Чем больше это значение, тем выше цена модели. Но добиваться максимального значения не стоит: количество в этом случае не означает качество. Оптимальной считается цифра от 18 до 27. Влияет на качество езды и количество ведущих звездочек.
Покрышки
Шины различаются по сезонности (летние и зимние), по диаметру, материалу изготовления (искусственный или натуральный каучук), а также протектору. Чаще всего на дорожные и городские велосипеды устанавливают полуслики или шипованную резину, которая отводит воду от пятна контакта и обеспечивает хорошее сцепление даже на пересеченной местности.
Дополнительные опции
Дополнительные аксессуары повышают комфорт и безопасность езды. Некоторые из них идут в комплекте, другие же нужно приобретать отдельно:
Более дорогие модели оснащены крыльями, светоотражателями, звонком и подножкой. В дешевых велосипедах все эти удобства отсутствуют, поэтому их необходимо приобретать отдельно.
Лучший скоростной велосипед для мальчиков
Горный Novatrack Racer 20 считается лучшим решением для мальчиков от 7 до 10 лет. Он предназначен для катания вне дорог, оснащен алюминиевыми ободами и шипованной резиной. Стальная рама диаметром 20” подойдет на рост от 115 до 135 сантиметров. Велосипед выполнен из бюджетных материалов, поэтому амортизация отсутствует, а вилка жесткая.
Но все недостатки искупаются низкой ценой: и сам МТВ, и детали сделаны из простых материалов, поэтому ремонт можно провести своими руками. На Novatrack Racer установлены ободные тормоза типа V-Brake, а количество передач – от 6 до 12. Покупатели рекомендуют покупать модели с одной звездочкой, поскольку конструкция Novatrack не рассчитана на 2 передних звездочки.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Лучший скоростной велосипед для девочек
Для девочек от 10 до 14 лет лучшим выбором будет горный Schwinn Ella 24. Первое, что бросается в глаза, – его дизайн. Все детали выполнены в приятных мятных оттенках с серебристыми вставками. Вес велосипеда довольно внушительный для подростка – 13 килограмм, поэтому поднять он его самостоятельно не сможет. Безопасность велосипедиста обеспечивают два прогулочных ободных тормоза и жесткая вилка.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Лучший взрослый скоростной велосипед
Шоссейный Merida Cyclo Cross 300 понравится тем, кто уже достаточно давно катается и хотел бы перейти на новый уровень. Данная модель отличается качественными комплектующими Shimano и используется для спортивного катания в дисциплине велокросс. Благодаря облегченной раме из алюминия вес велосипеда составляет всего 10 кг. Несмотря на это, он способен выдержать нагрузку до 100 кг.
Merida Cyclo Cross выпускается в нескольких размерах: с диаметром рамы 18, 19, 20, 21, 22 и 23 дюйма. На велосипеде есть 20 скоростей и 2 звезды системы. Во время езды владелец ощущает себя достаточно комфортно – несмотря на то, что у шоссейного байка отсутствует амортизация.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Лучший горный скоростной велосипед
Горные велосипеды являются самыми удобными на данный момент моделями, поэтому на рынке есть множество предложений на самый разный кошелек. Наиболее оптимальным соотношением цены и качества обладает Stinger Highlander 100V. Выполненный в зелено-синей гамме, он предназначен для активной езды по пересеченной местности. Впрочем, и на городских дорогах его также можно использовать.
В отличие от других моделей, Stinger Highlander оснащен двухподвесной амортизацией с ходом вилки 50 мм. Рама выполнена из специального сплава особо прочной стали, что обеспечивает хороший накат. Многоскоростная система Shimano поддерживает 18 скоростей, что позволяет без труда заезжать даже на высокие склоны.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Лучший недорогой скоростной велосипед
Недорогой велосипед STELS Navigator 350 Gent 28 Z010, несмотря на свою цену, выполнен из качественных материалов и оснащен 7-скоростной трансмиссией с 1 звездой. Каретки, манетки и задний переключатель выполнен компанией Shimano. Вилка жесткая, а амортизации нет, но и STELS Navigator предназначен для городских дорог, а не для пересеченной местности.
За счет простой конструкции велосипед легко собирать и ремонтировать. Дополнительным плюсом является наличие в комплектации багажника, подножки и корзинки.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Лучший подростковый скоростной велосипед
Хорошим вариантом для подростков станет горный велосипед Forward Unit 20 3.0 с 18 скоростями. На байке могут кататься мальчики и девочки от 7 до 11 лет ростом до 135 см. От других моделей Unit 20 3.0 отличает наличие амортизации Hard tail и мягкой вилки. Также стоит отметить дисковые тормоза, которые позволяют мгновенно останавливать велосипед. Рама сделана из стали Hi ten, а обода из алюминиевого сплава. Велосипед подойдет для катания по городу в спортивном стиле или для путешествий по бездорожью.
Характеристики
Плюсы
Минусы
Выбрать велосипед непросто: на рынке сотни моделей, которые отличаются ценой, материалом и комплектующими. Скоростные велосипеды делятся на горные, шоссейные, подростковые, дорожные. При подборе обращать внимание прежде всего нужно на его функции. Для велокросса не стоит выбирать горный байк, а для езды по бездорожью – дорожный. Также важен тип тормозов, размер рамы и качество деталей.
Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать?
Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.
Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?
Что значит «переключить передачу»?
Переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие «на педалях».
Зачем велосипеду скорости?
В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:
При правильно подобранных передачах:
А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.
Сколько скоростные трансмиссии бывают?
Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.
Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.
Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.
Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?
Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.
Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.
Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?
Сколько все это стоит?
Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.
На фото 10 и 11 скоростная кассета.
Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?
Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.
Поломки переключения передач.
Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:
Какие виды переключателей на руле бывают?
Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают:
Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.
Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.
Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.
Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.
Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.
На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.
Так сколько же нужно скоростей для счастья?
Ответим на этот вопрос так. Как и в статье сколько стоит хороший велосипед мы отметим, что все зависит от применения велосипеда и места катания.
Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.
Для городских и складных велосипедов нет необходимости в количестве скоростей более 7-9. Для них тезис «чем больше, тем лучше» не работает.
Для горных велосипедов среднего и высокого уровня уже сегодня предлагаются решения 1×10, 1×11 (Одна звезда спереди и 10-11 сзади). При этом «всего» 10-11 скоростей хватает даже для гористой местности. На более доступных велосипедах чаще встречаются варианты вроде 2×10, 3×9.
Для любительского катания, достаточно уже 18 скоростей. Катание в городе, парке или лесных массивах менее требовательно к передаточным соотношениям.