что такое скене в древней греции
Скена
Смотреть что такое «Скена» в других словарях:
скена — палатка Словарь русских синонимов. скена сущ., кол во синонимов: 1 • палатка (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
СКЕНА — (греч. skene первонач. палатка), в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров. От слов skene и лат. scaena произошло слово сцена … Большой Энциклопедический словарь
скена — (греч. skēnē, первонач. палатка), в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров. От слов skēnē и латинского scaena произошло слово «сцена». * * * СКЕНА СКЕНА (греч. skene, первонач. палатка), в… … Энциклопедический словарь
скена — (гр. skene) в древнегреческом театре первонач. временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров; затем стена, расположенная позади орхестры, являлась архитектурным фоном действия трагедии. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка
Скена — ж. Палатка, сооружение для переодевания и выхода актеров, выполняющие в дальнейшем роль декорации, архитектурного фона (в древнегреческом театре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
СКЕНА — • Scaena, Σκηνή, см. Theatrum, Театр, 8 … Реальный словарь классических древностей
СКЕНА — • Scaena, Σκηνή, см. Theatrum, Театр, 8 … Реальный словарь классических древностей
Скена — в др. гр. театре первонач. палатка для переодевания актеров, расположенная у края орхестры. Впосл. в кач ве С. стали возводить постоян. постройки с тремя дверями. В рим. театре периода Империи фасад С. богато украшенное 2 или 3 этажное здание… … Античный мир. Словарь-справочник.
Скена — сцена в античном театре. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
скена — ск ена, ы (в древнегреческом театре) … Русский орфографический словарь
Значение слова «скена»
ске́на
1. истор. помещение для переодевания и выхода актёров (в древнегреческом театре)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гипертрофированный (прилагательное):
Синонимы к слову «скена»
Предложения со словом «скена»
Понятия, связанные со словом «скена»
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «скена»
Когда нужно было показать, что происходит по ходу действия внутри дома, из дверей скены выкатывалась повозка на деревянных колёсах – с актёрами.
Скена находилась недалеко от орхестры, её передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца.
На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями.
СКЕНА
Смотреть что такое «СКЕНА» в других словарях:
скена — палатка Словарь русских синонимов. скена сущ., кол во синонимов: 1 • палатка (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
скена — (греч. skēnē, первонач. палатка), в древнегреческом театре временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров. От слов skēnē и латинского scaena произошло слово «сцена». * * * СКЕНА СКЕНА (греч. skene, первонач. палатка), в… … Энциклопедический словарь
скена — (гр. skene) в древнегреческом театре первонач. временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров; затем стена, расположенная позади орхестры, являлась архитектурным фоном действия трагедии. Новый словарь иностранных слов. by EdwART … Словарь иностранных слов русского языка
Скена — (греч. skene, основное значение палатка) одна из трёх частей здания древнегреческого театра (С., Орхестра и места для зрителей). Вначале временное деревянное помещение для переодевания и выхода актёров. С усложнением театрального действия … Большая советская энциклопедия
Скена — ж. Палатка, сооружение для переодевания и выхода актеров, выполняющие в дальнейшем роль декорации, архитектурного фона (в древнегреческом театре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
СКЕНА — • Scaena, Σκηνή, см. Theatrum, Театр, 8 … Реальный словарь классических древностей
СКЕНА — • Scaena, Σκηνή, см. Theatrum, Театр, 8 … Реальный словарь классических древностей
Скена — в др. гр. театре первонач. палатка для переодевания актеров, расположенная у края орхестры. Впосл. в кач ве С. стали возводить постоян. постройки с тремя дверями. В рим. театре периода Империи фасад С. богато украшенное 2 или 3 этажное здание… … Античный мир. Словарь-справочник.
Скена — сцена в античном театре. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь
скена — ск ена, ы (в древнегреческом театре) … Русский орфографический словарь
Театральное здание в классической Греции
Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э. Представляло собой круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.
Содержание
Орхестра
Первая орхестра (букв. «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов — сценических гимнов в честь бога Диониса. Она располагалась при склоне Акрополя над храмом Диониса (то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса) и представляла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела — алтарь Дионису (впоследствии — обязательная принадлежность любого театрального здания даже тогда, когда посторонние сюжеты окончательно вытеснили дионисийский репертуар из греческого театра). На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет (флейстист, игравший на флейте-авлосе — инструменте, который в представлении греков связывался с дионисийским культом), а также — первоначально — актёр-протагонист (исполнитель главной, первоначально — единственной роли в пьесе).
Театрон (места для зрителей)
На склоне холма полукругом располагались места для зрителей, сначала — только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. Зрительные места назывались «театрон» (букв. «место для зрелищ»). В V веке в Афинах и других городах строят деревянные сиденья для зрителей, позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. С IV века, начиная с театра в Эпидавре (архитектор — Поликлет Младший), проходом могут разделяться группы передних и задних рядов сидений (то есть зрительный зал разделяется на нечто подобное современному партеру и, собственно, амфитеатр в современном понимании). Обычно в театроне первые — почётные — места со спинками и балдахином (этот ряд именовался проэдрия) предназначались для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом (в театре Диониса было 67 мраморных кресел в первом ряду), остальные — без спинок и на открытом солнце — для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало каноническим; в театре помещались все жители города.
Скена
В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. Первоначально она располагается на расстоянии от орхестры, потом примыкает к ней по касательной, а в самых поздних зданиях срезает передней прямой часть круга. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу.
С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.
С конца XIX века ведутся споры о существовании в V—IV веках между орхестрой и скеной специальной низкой сцены (в современном понимании) для актёров, ограниченной с боков теми же параскениями. В современной театроведческой и археологической науке господствует мнение, что такой сцены в классический период не существовало.
Проскений
Проскений (от греч. proskenion — место перед сценой) — передний фасад скены, служил для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.
Пароды
Между параскениями и боковыми сиденьями театрона располагались проходы-пароды; через них могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор. Если актёры заходили через левый парод, то считалось, что герой прибыл из дальней страны; тот же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа.
Орхестра
Орхестра (др.-греч. ὀρχήστρα ) в античном театре — круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актёров, хора или музыкантов. Название переводится как «место для плясок».
Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры — пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.
Во все времена существования античного театра в середине орхестры стояла фимела — круглый жертвенник в честь Диониса. На нём приносили жертву перед началом представления (обычно свинью). На ступенях фимелы стоял авлет (флейстист).
Сзади орхестры на некотором расстоянии возводилась скена (сначала — палатка для переодевания, затем выполняла функции сценического задника). Орхестру полукругом огибали сиденья для зрителей, сначала деревянные, потом — каменные. Первый ряд — проэдрия — предназначался для наиболее почтенных афинских граждан и не отгораживался от орхестры.
В эллинистическое время актёры выступают на проскении (он же логейон) — специальной сценической площадке между орхестрой и скеной, а орхестра становится местом для хора и музыкантов. В эллинистическое время первый ряд отгораживается от орхестры особым бортиком и поднимается чуть выше. Скена позднегреческого театра соединяется с орхестрой по касательной. В римских театрах передняя линия скены пересекает орхестру по хорде, а ещё чаще — по диаметру; соответственно орхестра постепенно становится полукруглой.
В эпоху Возрождения с её преклонением перед античностью возводились театры, формы которых повторяли формы античных театров (архитектуры следовали преимущественно описаниям Витрувия). С течением времени псевдоантичная орхестра нового времени трансформировалась в оркестровую яму, а также дала название оркестру — коллективу музыкантов.