что такое сице в православии
КРАТКИЙ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА,
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МОЛИТВОСЛОВЕ.
АБИЕ – тотчас, сразу
АКАФИСТ – «неседальный», – молитва, при чтении которой не сидят
АЛЛИЛУИА – «хвалите Бога»
АМИНЬ – истинно; истинно так
БЕ – он был, она была, оно было
БЕЗВЕСТНЫЙ – неведомый, неизвестный
БЕЗМЕСТНЫЙ – неприличный, непристойный
БЕЗПРИКЛАДНЫЙ – беспримерный, несравненный
БЛАГОСТЫНЯ – добро, милосердие, правда
БЛАГОУТРОБИЕ – милосердие, доброта сердца
БЛАЖЕ – благой, добрый (звательный падеж)
БЛАЖИТИ – славить, восхвалять
БО – ибо, потому что
БОГОЛЕПНО – достойно Бога
БОГОРОДИЧЕН – краткое молитвословие в честь Богородицы
БЫСТЬ – он был, она была, оно было
ВЕЛЬМИ – весьма, очень
ВЕТИЯ, ВИТИЯ – красноречивый оратор, проповедник
ВИССОН – дорогая одежда пурпурного цвета
В КНИЗЕ ЖИВОТНЕЙ – в книге жизни
В ОНЬЖЕ – в который
ВОНЯ – запах, аромат
ВСКУЮ – зачем, для чего
В СТРАСЕ – в страхе
ВСЯЧЕСКАЯ – все, всех
ГЛАС – 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений
ГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться
ГОБЗОВАНИЕ – изобилие, многоплодие
ГОРЕЕ – превыше; хуже
ДА БЫХ АЗ ОТСЕЛЕ ПРЕСТАЛ – дабы я отныне перестал
ДА ДОВЛЕЕТ – пусть будет достаточна
ДЕСНИЦА – правая рука
ДЕТЕЛЬ – дело, деятельность
ДОБРОТА – добрые качества, красота
ДОГМАТИК –
песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе
ДОЛЕ – внизу, в преисподней
ДОНДЕЖЕ – до тех пор, пока
ДРЕВЛЕ – некогда, когда-то, в древности
ДУШЕ – дух (звательный падеж)
ЕГДА – когда; в то время как
ЕДА – неужели; разве
ЕДА КАКО – чтобы не
ЕЖЕ – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык
ЕММАНУИЛ – «с нами Бог»
ЕРОДИЙ – цапля, аист
ЕХИДНА – ядовитое животное; змея
ЖРЕТИ – приносить жертву
ЗАКОНОПОЛОЖИТИ – указывать путь закона
ЗАНЕ – ибо, так как, потому что
ЗАНЕЖЕ – ибо, так как, потому что
ЗЕЛИЕ – зелень, трава
ЗЕЛО – очень, весьма
ЗРАК – вид, образ, лицо
ИЖЕ – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык
ИЗВЕСТВОВАТИ – утверждать, удостоверять
ИЗВЕСТНО – наверно, твердо
ИМЖЕ – тем, те; который, которым
ИМЯ РЕК – «назови имя»
ИНОГДА – некогда, когда-то
ИРМОС –
начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы
ИСПЕРВА – из древности, из начала
ИСПОВЕДАНИЕ – открытое признание
ИССОП – трава, из которой делаются кропила
ИСТОЩАТИ – опустошать, разрушать
КАНОН –
песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т. к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари
КОЛЕСНИЦЕГОНИТЕЛЬ – правящий колесницей
КОЛЬКРАТЫ – сколько раз
КОНДАК –
краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом
КУПИНА – куст, кустарник
ЛЕПОТА – красота, великолепие
ЛЕПТА – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты
ЛИШШЕ – больше, сверх того
МЕРТВЫЕ ВЕКА – давно умершие
МЕСТНИК – злобный отмститель
МИЛОТЬ – верхняя шерстяная одежда, плащ
МНОГОЧАСТНЕ – много раз
НАИПАЧЕ – особенно же
НАКАЗАНИЕ – научение, вразумление
НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ – всегда светлый, незаходящий, вечный
НЕДЕЛЯ – воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение заповеди
НЕ КТОМУ – более не
НЕ ЛЕТЬ – нельзя, невозможно, не подобает
НЕПОДОБНЫЙ – недостойный, непристойный
НЕПЩЕВАТИ ВИНЫ О ГРЕСЕХ – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех
НЕСЫТЫЙ – алчный, надменный
НИЖЕ – и не, также не
НИЦ – вниз, лицом на землю
НИЧТОЖЕ ВЕЛИЕ – ничего особенного
НИЧТОЖЕ ДИВНО – ничего удивительного
НЫРИЩЕ – нора, развалины здания
ОБЕТШАТИ – обессилеть, одряхлеть
ОБИНУТИСЯ – отступить от чего-либо; НЕ ОБИНУТИСЯ – смело поступать, не отступать
ОБОЮДУ – с той и с другой стороны
ОКАЯННЬИЙ – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный
ОКРЕСТ – вокруг, около
ОЛЕ – восклицание, выражающее удивление или скорбь
ОМЕТЫ – края одежды
ОН ПОЛ – другая сторона
ОТЧАЯННЫЙ – потерявший всякую надежду
ОЧЕРВЛЕННЫЙ – окрашенный в багряный цвет
ОЧИМА – (двумя) глазами
ПАКИ – еще, снова, опять
ПАЧЕ – более, выше, превыше, лучше
ПОГЛУМИТИСЯ – размышлять; издеваться
ПОЖРАТИ – приносить жертву
ПОЖРУ – принесу жертву
ПОЛУДЕННЫЙ – бывающий в полдень; южный
ПОМАВАТИ – дать знак
ПОНЕ – хотя, по крайней мере
ПРЕВЫСПРЕННЫЙ – находящийся выше всего
ПРЕДВАРИТИ – предупредить, стать или сделать раньше
ПРЕЗИРАТИ – не смотреть, не придавать значения, не замечать
ПРЕЛОЖЕНИЕ ОСЕНЕНИЕ – тень, легкое подобие непостоянства
ПРЕМЕНЕНИЕ – перемена, изменчивость
ПРЕПОЛОВИТИ – достигнуть половины
ПРИЗИРАТИ – обращать внимание, благосклонно смотреть
ПРОБАВИТИ – продолжить, продлить
ПРОСТЫЙ – прямой, правый, простой
РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал
РОГ – символ крепости и славы
РУКАМА – (двумя) руками
СЕДМИЦА – семь дней, неделя
СЕНЕ – сень (звательный падеж)
СИМВОЛ ВЕРЫ – краткое изложение основ веры
СКИМЕН – молодой лев, львенок
СТЕЗЯ – тропа, узкая дорога
СТИХИРА – похвальная песнь в честь праздника или святаго
СТРАННА – таинственна, странствующа, непричастна
СТРАННО – таинственно, необъяснимо
СТРАСТЬ – страдание; страсть
СЫЙ – сущий, существующий
ТАЯЖДЕ – то же самое
ТЕМ (ТЕМЖЕ) – поэтому
ТЛЯ (ТЛЕНИЕ, ИСТЛЕНИЕ) – порча, разрушение; первородный грех
ТОКМО – только, лишь только
ТОЩНО – усердно, тщательно
ТРОПАРИ ТРОИЧНЫЕ – тропари в честь Святой Троицы
ТРОПАРЬ – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго
ТУНЕ – даром, напрасно
УБО – итак, следовательно
УГЛЕБАТИ – погрязать, тонуть
УСТАВИ СТРЕМЛЕНИЕ – останови поток
УЩЕДРИТИ – милосердовать, ущедрить
ХУДОЙ – плохой, злой
ЧЕСТНЫЙ – достойный, драгоценный, дорогой
ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)
Значение слова сице
Сице в словаре кроссвордиста
Конец же его сице : живяше на Мунтианскои земли, и приидоша на землю его турци, начаша пленити; он же удари на них, и побегоша турци.
«О велицем князи нашем Александре Ярославиче, о умном и кротком и смысленном, о храбром, тезоименитом царя Александра Макидоньского, подобнике царю Алевхысу крепкому и храброму, сице бысть повесть о нем, ему же бяше Бог лета приложил по его правде, и угобзи ему Бог дни и чьсти в славу его.
Ортигия, доведавшися о побеждении сестер своих, с великою || жалостию посла к Согйллу царю татарскому, дабы отдал греком возмездие за кровь свою, сице прилагающи: аще того не учинишь, мы саблями своими греком путь во всю Асию отворим.
Тешит нас Дионисий Ареопагит, в книге ево сице [3] пишет: сей убо есть воистину истинный християнин, зане[4] истиною разумев Христа и тем благоразумие стяжав, исступив убо себе, не сый в мирском их нраве и прелести,[5] себя же весть трезвящеся и измененна всякаго прелестнаго неверия, не токмо даже до смерти бедствующе истины ради, но и неведением скончевающеся всегда, разумом же живуще, и християне суть свидетельствуемы.
Сей Дионисий научен вере Христове от Павла апостола, живый во Афинех, прежде, даже не прийти в веру Христову, хитрость имый исчитати беги небесныя; егда ж верова Христови, вся сия вмених быти яко уметы.[6] К Тимофею пишет в книге своей, сице глаголя: «дитя, али не разумеешь, яко вся сия внешняя блядь[7] ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба?
Престоли, херувими и серафими освящение от бога приемлют и сице восклицают: благословенна слава от места господня!
Егда же бысть Василий, и повеле пети две ангельския речи, а третьюю, человеческую, сице : аллилуия, аллилуия, слава тебе, боже!
Михаил Павлович Шишкин
Се же бяше не огнь, ни столпъ, но видъ ангельскый: ангелъ бо сице являеться ово столпомъ огненомъ, ово же пламеномь.
аще сице
Смотреть что такое «аще сице» в других словарях:
да — 2 (421) союз 1. При однородных членах предлож. В знач. соединит. И, да: даите ми ѿ двора по ·г҃· голуби да <по> ·г҃· воробьи. ЛЛ 1377, 16 об. (946); пособи б҃а дѣлѩ по сиротахъ да попецалусѩ ѡ мнѣ. ГрБ № 283, 70 XIV; а коржанъ да моиши(н)… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
се — Сей сии, сия, сие; сь, си, се (15) 1. Указат. местоим. Указывает на одно из сопоставимых лиц (или на один из сопоставимых предметов): Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: се мое, а то мое же. 19. 955: Яко же при Соломанѣ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
нъ — (> 10000) I. Союз. 1.Противит. Указывает на противопоставление членов предлож. или частей сложного предлож. Но, а: молю же вьсѣхъ почитаѭщихъ не мозѣте клѧти. нъ исправльше. почитаите. ЕвОстр 1056–1057, 294г (запись); нѣмчина не сажати в… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
обьщии — (489) пр. 1.Относящийся ко всем или многим: Надъ мрьтв‹ыи›мь не ‹пла›чи нъ надъ несъмыс‹ль›||ныимь. онъ бо обьшть пѹть. а се сво˫а волѧ. (κοινή) Изб 1076, 77–77 об.; достоино… къ ѡбьщемѹ възвѣщати ѹчителю. [о Федоре Студите] и не възмощи… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
одолѣти — Одолеть одолѣти осилить, превзойти, победить (2): О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. 26. А ты, буи Романе, и Мстиславе! … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
водьныи — (97) пр. 1.Относящийся к воде: лоуче бо съ оуставъмь пити вино. съ величаниѥмь водьноуоумоу питию. и вижъ ми въ мироу вино пиющиихъ ст҃ыихъ моужъ. Изб 1076, 237 об.; нынѣ оубо ликоуеши и съ бесплътьныими. христа непрестаньно славословѩ. ѡтъ бога… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Игоревъ — Игорев Игоревъ, а, о притяж. прилаг. к имени Игорь (10): Слово о пълку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова. 1. Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстіи о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! 1. Се вѣтри,… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
слово — (3) 1. Высказывание; то, что сказано: Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! 26. Отъвѣщашя ему июдеи: „Мы законъ имаамъ и по закону нашему дължънъ есть умрѣти, яко сынъ божии творить … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
на — 1 (на50000) предл. I. С вин. п. 1.Употребляется при обозначении предмета, на поверхность которого направлено действие, движение с целью расположения, размещения кого л., чего л. на нем: платити. ѿ капи. и ѿ всѧкого вѣснаго товара. что кладѹть… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
плавати — Плавать плавати (2) 1. Не тонуть, держаться на поверхности воды или какой л. жидкости: Ты буи Рюриче и Давыде! Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? 29. И егда въсхотѣ (строитель церковный) лияти въ кандило масло то, и се видѣ мышь… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул
Официальный сайт монастыря
ЧИН ПРИСОЕДИНЕНИЯ БАПТИСТОВ.
Секта баптистов возникла в Англии,в 1640 году.Основателем ее был Джон Смит.Секта придерживается крайнего протестантизма,особо подчеркивая недопустимость крещения младенцев.Некоторые ответления баптизма придерживаются учения о безусловном предопределении.
Учение баптистов противоречит догмату VII Вселенского Собора и Константинопольского Собора 1156 года.Еретики практикуют крещение в одно погружение. В согласии с 7 правилом II Вселенского собора и 50 правилом святых Апостолов,члены этого общества не имевшие православного Крещения присоединяются к Церкви как язычники. «В первый день делаем их христианами,во второй оглашенными,потом в третий заклинаем их,с троекратным дуновением в лице,и во уши:и тако оглашаем их,и заставляем пребывати в Церкви,и слушати Писания,и тогда уже крещаем их.» Но перед чинопоследованием Крещения они обязаны отречься от всех своих заблуждений.Порядок присоединения должен регламентироваться епархиальным архиереем.Он,в соответствии с постановлением Святейшего Синода (1840.II.20),может разрешить присоединение сектантов через Крещение и без испрашивание каждый раз на то разрешения.Лица принявшие Крещение в Православной Церкви и затем совращенные в секту должны также пройти чин присоединения,а затем,по правилу св.Мефодия патриарха Константинопольского,над ними читаются «Молитвы очистительные о от отвержения обращающихся ко истинней вере»,и они сподобляются благодати св.Мира.Так как это действие относится к разряду публичной исповеди,то оно может совершаться лишь архиереем или с его благословения (Карф.пр.6,7).
Архiерей или iерей,приходящаго да испытаетъ,како разумеетъ ученiе баптистовъ :таже покажетъ ему отличiе онаго отъ ученiя Православныя Церкве.
По довольнемъ же испытанiи и наставленiи,повелитъ ему исповедати вся грехи,елики отъ юности своея памятствуетъ.Разрешения,по исповеди,не подаетъ ему.Въ часъ же присоединенiя поставляетъ его при входе въ церковь.Архiерей,одеянъ въ мантiю,епiтрахiль,омофоръ и мiтру,или iерей,одеянный въ епiтрахiль и фелонь,станетъ близь церковныхъ дверей,и желающаго быти православнымъ хрiстiаниномъ вопрошаетъ:
Во имя Отца,и Сына,и Святаго Духа,Аминь.
И возложивъ руку на приклоненную главу его,диакону рекшу:Господу помолимся, и клиру:Господи,помилуй, чтет молитву сию:
Господи Боже истины,призри на раба Твоего (имя),ищущаго прибегнути ко святей Твоей православней Церкви и подъ кровомъ Ея сохранитися.Обрати его отъ заблуждения прежняго пути его ко истинней яже въ Тя вере,и подаждь ему благодать,еже ходити въ заповедехъ Твоихъ.Да будутъ очи Твои взирающе на него милостию выну,и уши твои,еже слышати гласъ моления его,и тако да сопричтится ко избранному Твоему стаду.Тя бо поютъ вся силы небесныя,и Твоя есть слава,Отца и Сына и Святаго Духа,во веки вековъ.Аминь.
По молитве сей,вопрошаетъ приемлимаго:
Вопросъ (далее»В»):Отрицаешся ли ложнаго учения,аки бы предопределение человеков ко спасению,или отвержение их бывает не по Божественному Предведению их веры и добрых дел,или их неверия и нечестия,но по некоей непреодолимей судьбе?
Ответъ (Далее «О»).Отрицаюся сего лжеучения.
В.Отрицаешися ли ложного учения,аки бы крестити подобает токмо верующих возрастных,младенцы же верных не во гресех раждаются и не имут нужды во благодатнем Возрождении?
О.Оставляю таких лжеучителей.
В.Отвергаеши ли неправое мнение,аки бы в Таинстве Евхаристии хлеб и вино не прелагаются в Тело Христово и Кровь,и суть токмо видимые знамения Тела и Крове Христовых?
О.Отвергаю сие неправое мнение.
О.Отступаю,и общения с сими лжеучительми имети не буду.
О.Желаю от всего моего сердца.
О.Верую во Единаго Бога,в Троице славимаго,Отца и Сына и Святаго Духа,и покланяюся Ему.
И сотворив земной поклон,чтет символ веры.
Посем предстоятель глаголет:
Благословенъ Богъ,просвещаяй всякаго человека,грядущаго въ мiръ.
И присоединяемого вопрошает:
Обещаешися ли Священное Писание по истолкованию,еже предаша нам Отцы и Учителие Церковнии,и еже собержит Православная Церковь,испытовати и уразумевати?
О.Обещаюся и потщуся.
В.Апостольская правила и другая,на Седми Вселенских и Девяти Поместных Соборех постановленная,и прочая Православныя Церкви предания и уставы приемлиши ли?
В.Веруеши ли,яко в Церкви Своей святей Господь наш Иисус Христос учредил Таинств седмь,яко необходимых:Крещение,Миропомазание,Причащение,Покаяние,Священство,Брак и Елеосвящение,чрез нихже подаваемою благодатию вернии раби Христовы бывают наследницы жизни вечныя?
О.Сице о святых Таинствах верую,и оная седмь в Церкви Божией,ко спасению чад Ея,необходимыми исповедую.
В.Веруеши ли,яко никтоже чист от скверны,аще и един день жития его,вси бо в беззаконии зачинаются и во гресех раждаются:того ради подобает крестити и младенцы по вере их родителей и восприемников?
В.Веруеши ли,яко в Крещении,при троекратнем погружении в стихийную воду с произнесением слов:во имя Отца и Сына и Святаго Духа,крещаемый приемлет отпущение всех грехов и возраждается в жизнь духовную и святую?
О.Верую и исповедую.
В.Веруеши ли,яко в Евхаристии,под таинственными виды хлеба и вина,причащаются вернии Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную?
О.Верую и исповедую.
В.Веруеши ли ты,что Дева Матия,родившая Христа Бога нашего,есть Приснодева и воистину Богородица,и того ради достойно есть почитати Ея,как честнейшую херувим и высшию сил бесплотных,и поклонятся Ей благоговейно,как первейшей о нас к Богу Ходатаице?
О.Так верую и в молитвах прибегати к Ней потщуся.
В.Веруеши ли ты,что Крест Господа нашего Иисуса Христа,на нем распятаго,не есть с тех пор орудие проклятия и смертной казни,но спасения и жизни вечной знамение,еже на себе изображающе,сетей вражиих избегаем?
О.Сице о Кресте Господнем верую,и сим спасительным знамением ограждати себе от сетей лукаваго со упованием потщуся.
В.Веруеши ли ты,что апостоли,мученицы и все святии,ихже наша Церковь чтит и в молитвах призывает,есть воистину угодники Божии,со Христом во Царствии Небеснем пребывают и о нас грешных молятся?
О.Верую,и святых угодников Божиих отныне в мольбу призываю.
О.Обещаю чествовати,как в Православной Церкви заповедано. зываю.
В.Веруеши ли ты,что Христос есть Глава Церкви,и Он дал есть пастырям Ея власть вязати и решити грехи человеков,благодатию Святаго Духа,рек апостолом:Приимите Дух Свят.Им же от-
пустите грехи,отпустятся им:и имже держите,держатся?
О.Верую,и послушание священноначалию церковному обещаю.
О.Истинно все,что аз изрек,сие исповедую,и содержати до конца жития моего содержати потщуся,нелицемерно ко христианстей вере прихожду и присоединитися ко святей Церкви желаю.
Посем предстоятель подает присоединяемому конец омофора,аще святитель,или конец епитрахили,аще иерей,и глаголет:
Вниди в Церковь Православную,и совершенно отринув заблуждения,в нихже был еси,чти Отца Вседержителя,Сына Его Иисуса Христа,и Духа Святаго,иже от Отца исходит,Троицу единосущную и нераздельную.
Таже предстоятель повелит ему колена преклонити и глаголет сам стихи сия:
Посли Духъ Твой,и созиждутся,и обновиши лице Земли.
Спаси раба Твоего,Боже мой,уповающаго на Тя.
Господи,услыши молитву мою,и вопль мой къ Тебе да приидетъ. По изглаголании,диакону рекшу:Господу помолимся,и кли-
По молитве повелевает ему возстати,глаголя:
Стани добре,стани со страхомъ,и предъ Евангелиемъ и святымъ Крестомъ Спасителя утверди данное тобою обещание.
Благословенъ Богъ,хотяй всемъ человекомъ спастися и въ разумъ истины приити,сый благословенъ во веки.
Преклони колена Твоя предъ Господемъ Богомъ,егоже исповедалъ еси,и приимеши оставление греховъ твоихъ.
Преклоншу ему колена и главу,предстоятель разрешает его, сице:
Посем аще некрещен есть в Церкви,сподобляется честной купели,аще же крещен миропомазуется по чину святаго Мефодия об приходящих от отступления.И абие посем приступает ко святейшему Причащению.
Чин присоединения римо-католиков
Каноническая справка
Не существует единой для всей Церкви практики чиноприема латинян. На святой горе Афон они принимаются чрез таинство Крещения, как искажающие учение о Святой Троице. В Русской Церкви такая же практика существовала до Московского Собора 1666–1667 гг., постановившего принимать их через Миропомазание. Однако, в XVIII веке решением Синода было постановлено принимать этих еретиков чрез таинство Покаяния. Сейчас в Русской Церкви также не существует единообразия в принятии латинян (учение которых претерпело кардинальные перемены по сравнению с XIX веком в сторону удаления от Евангелия) и для уяснения того, как должно присоединять еретика, следует обращаться к правящему епископу.
ЧИНОПОСЛЕДОВАНIЕ
А рхiерей или iерей, приходящаго да испытаетъ, како разумеетъ ученiе Римско-Латинскiя церкве: таже покажетъ ему отличiе онаго отъ ученiя Православныя Церкве.
По довольнемъ же испытанiи и наставленiи, повелитъ ему исповедати вся грехи, елики отъ юности своея памятствуетъ. Разрешенiя, по исповеди, не подаетъ ему. Въ часъ же присоединенiя поставляетъ его при входе въ церковь. Архiерей, одеянъ въ мантiю, епiтрахiль, омофоръ и мiтру, или iерей, одеянный въ епiтрахiль и фелонь, станетъ близь церковныхъ дверей, и желающаго быти православнымъ хрiстiаниномъ вопрошаетъ:
Вопрошенiе: Хощеши ли прiити въ соединенiе веры православно-кафолическiя?
Тогда предстоятель благословляетъ его, глаголя:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
И возложивъ руку на приклоненную главу его, дiакону рекшу: Господу помолимся, и клиру: Господи, помилуй, чтет молитву сiю:
Г осподи Боже истины, призри на раба Твоего (имя рекъ), ищущаго прибегнути ко святей Твоей православней Церкви и подъ кровомъ Ея сохранитися. Обрати его отъ заблужденiя прежняго пути его ко истинней яже въ Тя вере, и подаждь ему благодать, еже ходити въ заповедехъ Твоихъ. Да будутъ очи Твои взирающе на него милостiю выну, и уши твои, еже слышати гласъ моленiя его, и тако да сопричтится ко избранному Твоему стаду. Тя бо поютъ вся силы небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки вековъ. Аминь.
П о молитве сей, вопрошаетъ прiемлимаго:
Отрицаешися ли неправаго ученiя, аки бы для изображенiя догмата о исхожденiи Святаго Духа не довлеетъ Самаго Христа Спасителя изреченiе: Иже отъ Отца исходитъ, и аки бы потребно к сему слову Христову прибавленiе: и отъ Сына?
Вопросъ: Отрицаешися ли неправаго мненiя, аки бы не довлеетъ исповедати Главою Вселенскiя Церкве Господа нашего Iисуса Христа, и аки бы глава всея Церкве есть римскiй епископъ?
Вопросъ: Отрицаешися ли неправаго мненiя, аки бы святiи апостоли не равную власть духовную получиша от Господа нашего Iисуса Христа, но княземъ ихъ бяше святый апостолъ Петръ, и аки бы единъ римскiй епископъ есть преемникъ его, и аки бы не суть равни римскому епископу преемницы апостольстiи, епископи иерусалимскiй, антиохiйскiй, александрiйскiй и друзiи?
Вопросъ: Отступаеши ли отъ согласiя съ теми, иже римскаго папу мнятъ вышша быти Вселенскихъ Соборовъ и непогрешима?
Ответъ: Отступаю отъ таковаго мненiя.
Вопросъ: Отрицаешися ли прочихъ ученiй латинскаго вероисповеданiя, древнихъ и новыхъ, яже слову Божию, истинному Преданiю Церковному и определенiямъ Седми вселенскихъ Соборов противна суть?
Вопросъ: Желаеши ли убо соединитися Святей, Православней, Кафоличестей, Восточней Церкви?
Ответъ: Желаю отъ всего моего сердца.
Вопросъ: Веруеши ли, и како, во Единаго Бога, въ Троице славимаго, и поклоняешися ли Ему?
Ответъ: Верую во Единаго Бога, въ Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, и покланяюся Ему.
И сотворивъ земной поклонъ, чтетъ символъ веры.
П осемъ предстоятель глаголетъ:
Благословенъ Богъ, просвещаяй всякаго человека, грядущаго въ мiръ.
И присоединяемого вопрошает:
Правила апостольскiя и на седми Вселенскихъ и девяти Поместныхъ Соборехъ утвержденныя, и прочая Православныя Церкве преданiя и уставы прiемлеши ли?
Вопросъ: Исповедуеши ли, яко книги Божественнаго Писанiя, по разуменiю, еже содержитъ Православная Церковь, прiимати и толковати подобает?
Ответъ: Прiемлю и изъявляю, яко тако надлежитъ быти.
Вопросъ: Веруеши ли, яко душамъ преставльшихся не огнь чистилищный что пользуетъ, иже не существуетъ, но великую ослабу и отраду приносятъ милостыни и молитвы за нихъ, наипаче же Бескровная Жертва?
Ответъ: Верую и прiемлю.
Вопросъ: Исповедуеши ли, яко Церкви Православно-Кафоличестей Глава есть Господь нашъ Iисусъ Христосъ, и поставляемымъ отъ Духа Святаго пастыремъ обещаеши ли нелицемерное послушанiе?
Ответъ: Исповедую, и пастыремъ Церкве Православныя повиноватися обещаю.
П осемъ предстоятель подаетъ присоединяемому конецъ омофора, аще святитель, или конецъ епитрахили, аще иерей, и глаголетъ:
Вниди въ Церковь Православную, и совершенно отринув заблуждениiя, въ нихже былъ еси, чти Отца Вседержителя, Сына Его Iисуса Христа, и Духа Святаго, иже отъ Отца исходитъ, Троицу единосущную и нераздельную.
И тако введъ, поставляетъ его предъ амвономъ, идеже на столе положени суть Крестъ и Евангелiе. Идущимъ же имъ, поется псаломъ 66:
Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всехъ языцехъ спасенiе Твое. Да исповедятся Тебе людiе, Боже: да исповедятся Тебе людiе вси. Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людемъ правостiю и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людiе, Боже, да исповедятся Тебе людiе вси. Земля даде плодъ свой: благослови ны, Боже Боже нашъ, благослови ны, Боже: и да убоятся Его вси концы земли.
Т аже предстоятель повелитъ ему колена преклонити и глаголетъ самъ стихи сiя:
Посли Духъ Твой, и созиждутся, и обновиши лице Земли.
Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя.
Буди ему, Господи, столпъ крепости отъ лица вражiя.
Господи, услыши молитву мою, и вопль мой къ Тебе да приидетъ.
По изглаголанiи, дiакону рекшу: Господу помолимся, и клиру:
Господи, помилуй, чтетъ со умиленiем молитву сiю:
Г осподи Боже Вседержителю, согрешающимъ образы покаянiя предлагаяй и заблуждшимъ путь правый показуяй, во еже бы ни единому погибнути, но всемъ мощно бе спастися. Благодаримъ Тя, яко и сему рабу Твоему (имя рекъ) возсиялъ еси светъ познанiя Твоея истины, и сподобилъ еси его ко святей Твоей Православно-Кафоличестей Церкви прибегнути. Даждь убо ему соединитися оней нелицемерно и невозвратно: сопричти его избранному Твоему стаду: сотвори его сосудъ честенъ и жилище Святаго Твоего Духа, яко да темъ всегда просвещаемъ и наставляемъ, спасительныя заповеди Твоя нерушимо соблюдетъ, и тако небесныхъ Твоихъ благихъ воспрiятiя сподобится. Ты бо еси Богъ милости и щедротъ и человеколюбiя, и Тебе славу возсылаемъ, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.
П о молитве повелеваетъ ему возстати, глаголя:
Стани добре, стани со страхомъ, и предъ Евангелiемъ и святымъ Крестомъ Спасителя утверди данное тобою обещанiе.
Он же, возставъ, речетъ:
Веру православно-кафолическую, юже ныне добровольне исповедую, целу и ненарушиму даже до конечнаго моего издыханiя, Богу содействующу, твердо содержати, и заповеди ея радетельно и радостно исполняти потщуся, соблюдая въ непорочности, елико мощно сердце мое. Во уверенiе сего моего обещанiя целую словеса и Крестъ Спасителя моего. Аминь.
П о лобызанiи, предстоятель глаголетъ:
Благословенъ Богъ, хотяй всемъ человекомъ спастися и въ разумъ истины прiити, сый благословенъ во веки.
Преклони колена Твоя предъ Господемъ Богомъ, егоже исповедалъ еси, и прiимеши оставленiе греховъ твоихъ.
Преклоншу ему колена и главу, предстоятель разрешаетъ его, глаголя сице:
Г осподь нашъ Iисусъ Христосъ, ключи царствiя небеснаго апостоломъ вручивый, и давый имъ и ихъ преемникомъ власть вязати и решити грехи человековъ, чрезъ мене, недостойнаго архiерея (iерея), прощаетъ тя, чадо (имя рекъ), и разрешаетъ отъ связанiя клятвеннаго или запрещенiя, и отъ всехъ греховъ Твоихъ. И азъ, данною мне отъ Него властiю, присоединяю тя ко православней Церкви и привожду ко общенiю божественныхъ Таинствъ церковныхъ, и благословляю тя Именемъ Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
П осемъ присоединенный станетъ, ожидая мvропомазанiя (аще же присоединенъ по третьему чинопрiему, Причащенiя).