что такое системные переменные
Что такое системные переменные
Добрый день уважаемые читатели и гости блога, сегодня я с вами хочу обсудить вот такую тему, что такое переменные среды Windows, где их можно использовать, как в обычной практике пользователя, так и в практике системного администратора, я вам приведу несколько примеров. Как все это дело настраивается и изменяется под ваши нужны, на мой взгляд это фундаментальные знания, понимание которых вам лучше покажет принцип работы операционных систем семейства Windows.
Что такое переменные среды windows
Давайте разберемся в понятии, и так переменная окружения ( environment variable ) это специального рода ссылки уменьшенного размера, на определенные объекты операционной системы Windows, используемые разными программами для хранения информации и взаимодействия с ней. Можно провести аналогию с относительными ссылками на сайтах, где нет явного указания на протокол. Чаще всего это пути до конкретных директорий в ОС.
Где используют переменные среды Windows
Приведу несколько примеров:
Список переменных сред windows 10
Приведенный список, в полной мере подойдет и для Windows 7 и для Windows 8.1, все проверенно лично. Уверен, что данные знания, очень сильно вам помогут оптимизировать свою работу.
Как вывести список всех переменных Windows
В Windows 10 и других версиях, можно вывести список всех переменных сред Windows, для этого откройте командную строку от имени администратора и введите команду SET. В результате вы получите все переменные среды windows 10 по умолчанию для конкретной операционной системы.
Для удобства вы можете экспортировать весь этот список в текстовый файл, для этого введите:
Что такое системные и пользовательские переменные Windows?
Системные и пользовательские переменные среды всегда были сложной темой обсуждения для повседневных пользователей ОС Windows. Что они делают? В учебнике в интернете сказано добавить переменную PATH, но что это? Где я могу найти эти переменные? На все эти вопросы в ближайшее время будет дан ответ. Мы постарались дать вам общее представление о том, что такое системные переменные и переменные среды пользователя и как вы можете их использовать.
В этом посте мы обсудим переменные среды, системные и пользовательские переменные, а также способы их добавления и изменения. Затем мы перейдем к динамическим системным переменным и посмотрим, как их использовать в командной строке.
Что такое переменная среды
Переменная среды состоит из двух отдельных слов: «Среда» и «Переменная». Давайте сначала обсудим «переменную». Это означает, что сущность может хранить значение и варьироваться от компьютера к компьютеру. Windows предоставляет «Среду» для приложений для выполнения и выполнения операций, и именно это делает первое слово. Объединяя оба, переменные среды — это те динамические объекты, которые хранят значения, предоставленные средой. Теперь среда предоставляет значения, которые помогают другим программам получать важную информацию о системе. Как будто есть переменная окружения, называемая windir, которая соответствует каталогу, в котором установлена Windows. Чтобы увидеть это в действии, откройте окно обозревателя и введите %windir% в адресной строке. Папка установки Windows откроется.
Точно так же вы можете ссылаться на каталог Windows, используя переменную ‘windir’ в других программах и скриптах. Существует множество других переменных, к которым можно получить доступ, «TEMP» или «TMP» — это переменная, которая указывает на каталог, в котором хранятся все временные файлы. Самая популярная переменная Path — это та, которая указывает на каталоги, содержащие исполняемые файлы. Так что вы можете запустить программу из командной строки в любом другом каталоге. Мы объяснили путь позже в этом посте. Все эти переменные пригодятся, когда вы что-то разрабатываете или часто используете оболочку.
Что такое переменные среды системы и пользователя
Очень похоже на то, как работает реестр в Windows, у нас есть переменные среды системы и пользователя. Системные переменные являются общесистемными и не меняются от пользователя к пользователю. Принимая во внимание, что пользовательские среды настраиваются по-разному от пользователя к пользователю. Вы можете добавить свои переменные под пользователем, чтобы другие пользователи не влияли на них.
Просто для вашей информации, так как мы обсуждаем эту тему подробно. Системные переменные имеют меньший приоритет, чем пользовательские переменные. Таким образом, если есть некоторые пользовательские переменные с тем же именем, что и системные переменные, то будут учитываться пользовательские переменные. Переменная пути генерируется другим способом. Эффективным путем будет переменная «Пользовательский путь», добавляемая к переменной «Системный путь». Таким образом, порядок записей будет системных записей, за которыми следуют пользовательские записи.
Как добавить и изменить переменные среды
Небольшое предупреждение, прежде чем мы пойдем глубже. Создайте точку восстановления системы и постарайтесь не вмешиваться в существующие параметры, настроенные для вашей системы. Пока, если вы не уверены в своих действиях. Чтобы открыть окно «Переменные среды», выполните следующие действия:
Щелкните правой кнопкой мыши значок «Этот компьютер» и выберите «Свойства».
Теперь в этом окне выберите «Расширенные настройки системы» в левой части.
Нажмите последнюю кнопку с надписью «Переменные среды», чтобы открыть наше предназначенное окно.
Как только вы откроете это, вы сможете просматривать пользовательские и системные переменные отдельно. Имя переменной находится в первом столбце, а ее значение — во втором. Соответствующие кнопки под таблицей позволяют вам «Добавить», «Редактировать» и «Удалить» эти переменные.
Использование переменной Path
Путь является наиболее используемой переменной среды. Как я уже упоминал, он указывает на каталоги, которые содержат исполняемые файлы. После того, как вы правильно настроили переменную Path, вы можете использовать эти исполняемые файлы из любой точки системы. Давайте попробуем понять это на примере. Откройте окно переменных среды и найдите «Путь» в системных переменных.
Нажмите «Изменить», а затем нажмите «Новый», не играя с другими элементами управления прямо сейчас. Теперь нажмите кнопку обзора и выберите папку, в которой находится нужный исполняемый файл. Нажмите «ОК» и сохраните все. Я добавил исполняемый файл ‘Visual Studio Code’ в путь.
Теперь, чтобы запустить ваше приложение, откройте командную строку и введите имя исполняемого файла, который был в папке. Вы можете предоставить дополнительные аргументы, если программа поддерживает это. Программа будет запускаться из командной строки, фактически не находясь в каталоге, из которого вы выполнили команду. В этом красота переменной Path.
Список всех переменных среды
Откройте командную строку и введите «SET» и нажмите Enter. Будет отображен весь список переменных с их текущими значениями, и вы можете обратиться к нему для внесения изменений в свой компьютер.
Динамические переменные среды
В отличие от обычных переменных, динамические переменные среды предоставляются CMD, а не системой. Вы не можете изменять значения этих переменных, и они расширяются до различных дискретных значений при запросе. Мы обычно используем эти переменные для пакетной обработки, и они не хранятся в среде. Даже команда «SET» не покажет эти переменные. Некоторые из динамических переменных среды:
Некоторые из динамических переменных среды:
Это было в значительной степени о системных и пользовательских переменных среды в Windows. Windows имеет гораздо больше переменных — не забудьте проверить их с помощью команды «SET».
Переменные среды
Содержание:
Переменные среды́ (ударение на «Ы») – специальные текстовые переменные в операционной системе, которые хранят, как правило, определённые настройки или системные пути. Также сущность имеет альтернативное название – «переменная окружения» (англ. «environment variable»).
Переменные среды в основном создаются сценариями оболочки операционной системы или самим пользователем. В Windows переменные окружения хранятся в реестре, а управляются через специальную оснастку в разделе «Свойства системы». Как и любая классическая переменная, переменная среды состоит из короткого названия, по которому к ней производится доступ, и значения, которое используется в различных операциях.
Большинство переменных окружения Windows хранят в себе адреса различных системных папок, к которым можно получить быстрый доступ из командной строки, сценария, штатного Проводника или любого продвинутого файлового менеджера. Зная хотя бы часть системных переменных и создавая собственные, Вы можете значительно автоматизировать работу с файлами на Вашем ПК. И наша статья расскажет как именно.
Что такое переменные окружения Windows
Хотите быстро открывать любые нужные Вам папки, запускать Командную строку из любой директории или создавать автоматические сценарии для перемещения файлов? Тогда Вам просто необходимо знать, что такое переменные среды!
Сегодняшняя статья, думаю, будет интересна, в первую очередь, продвинутым пользователям Windows. Хотя, в принципе, знать о предмете разговора не помешает никому. Речь идёт о такой сущности операционной системы как переменные средЫ (ударение на последнем слоге).
Исполняемой средой в Windows является оболочка Командной строки (CMD.EXE). Соответственно переменные эти будут работать в первую очередь в консоли. Однако, поскольку Командная строка поддерживается на уровне системы всеми штатными средствами Windows, переменные окружения будут также отлично работать, например, в Проводнике, в Планировщике заданий или в любых BAT-файлах. Это даёт широкий простор для их применения в сфере автоматизации рутинных процессов при работе с файлами.
Общие данные о переменных окружения
Переменные среды чаще всего разделяют на системные и локальные. Системные могут, в свою очередь, быть встроенными в Windows изначально (имеют наивысший приоритет) или добавлены различными установленными программами. Такие переменные доступны из любой учётной записи и хранятся в разделе реестра HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Environment.
Локальные переменные среды тоже могут создаваться программно, однако, часто их создают сами пользователи вручную. Такие переменные доступны только в рамках активной в данный момент учётной записи пользователя, а в реестре хранятся в ветках HKEY_CURRENT_USER\Environment и HKEY_CURRENT_USER\Volatile Environment.
Физически переменная окружения являет собой строковый или мультистроковый параметр реестра. Имя его одновременно является именем переменной, а значение, соответственно, её содержимым. В качестве содержимого может выступать любая текстовая информация, команды, пути к папкам или даже ссылки на другие переменные. В последнем случае имя переменной, на которую ссылаются, обрамляется с двух сторон символами «%»:
Кстати, вышеупомянутый способ обрамления имени переменной среды знаками процента используется для вызова её значения в окружении Windows. Например, если в Командной строке Вы хотите вывести текущую дату, Вы можете воспользоваться командой ECHO и переменной DATE в формате: «echo %date%» (без кавычек). Значения переменных можно произвольно комбинировать с любым текстом или значениями других переменных, при условии, что Вы их имена тоже заключите в конструкцию «%. %»:
Думаю, общее представление о том, что такое переменные среды у Вас уже есть, поэтому давайте углубимся в их изучение и рассмотрим более подробно.
Переменные среды Windows
Смотреть существующие переменные среды, как мы уже выяснили, можно в реестре. Однако, это не совсем удобно, поскольку они раскиданы по нескольким веткам. Гораздо проще ознакомиться с полным списком доступных переменных окружения через Командную строку. Для этого вызовите её (WIN+R – cmd – Enter) и введите команду SET без каких-либо дополнительных параметров:
Стоит сказать, что список здесь немного неполный, поскольку не содержит ряда встроенных системных переменных, вроде DATE, TIME, RANDOM и т.п. Начнём, пожалуй, с них.
Системные переменные среды
Локальные переменные среды
Если системные переменные окружения доступны всегда по всей системе, то локальные работают только в рамках конкретной учётной записи пользователя. Их количество может быть значительным, а состав отличаться даже для разных пользователей одного и того же ПК. Однако, есть ряд переменных, которые обычно присутствуют везде.
Создание и правка переменных среды
Как видим, переменных окружения уже изначально существует довольно много. Однако, это не значит, что Вы будете их использовать все и должны помнить наизусть. Более того, на практике Вам может недоставать каких-нибудь значений и Вы, возможно, захотите создать собственные переменные окружения. Благо, что в Windows для этого есть, как минимум, три штатных способа!
Создание переменных среды в Редакторе реестра
Как мы уже говорили, переменные среды хранятся в реестре Windows. Соответственно, там же мы их можем создавать и править. Это не самый правильный способ, но, тем не менее, такая возможность есть.
Чтобы создать, к примеру, локальную переменную окружения откройте Редактор реестра (WIN+R – regedit – Enter) и в ветке HKEY_CURRENT_USER\Environment создайте новый параметр расширяемого строкового, строкового или мультистрокового типа с нужным именем и значением. К примеру, создадим переменную MYNAME со значением «Руслан»:
Чтобы переменная стала доступна в системе нужно либо перезагрузить Windows, либо только сам Проводник. Последнее можно довольно просто сделать при помощи Диспетчера задач (CTRL+SHIFT+ESC). Достаточно только найти процесс «Проводник» (или explorer.exe) и перезапустить его (либо, в более ранних версиях Windows, снять задачу и создать её заново):
После перезапуска оболочки Windows добавленная переменная будет доступна во всех системных компонентах. Проверить же доступность можно, как всегда, в Командной строке через команду ECHO (echo %myname%).
Создание переменных среды в Командной строке
Если Вы уже привыкли к работе в консоли Windows, то создавать переменные среды Вы сможете и прямо в ней. Для создания и правки переменных в Командной строке используется уже знакомая нам команда SET. Только, если для вывода списка переменных мы использовали её без каких-либо параметров, то теперь нам потребуется дополнить команду именем переменной и её значением. Например, создать переменную MYSURNAME со значением «Тертышный» можно так: SET MYSURNAME=Тертышный:
Проверить доступность переменной можно не только уже знакомой командой ECHO но и при помощи всё той же SET с указанием имени переменной: SET MYSURNAME. Если же Вы к предыдущей команде припишите знак «=», то получившаяся функция удалит переменную окружения с указанным именем, например: SET MYSURNAME= (удалит переменную MYSURNAME).
При создании переменной окружения прямо в реестре она там отображалась, но для доступа к ней требовался перезапуск среды. При создании же в консоли перезапуск не нужен. Новая переменная становится доступной сразу после объявления. Правда, она нигде не сохраняется на постоянной основе и использовать её можно только в текущем сеансе Командной строки.
Чтобы сохранить такую переменную в реестр Вам потребуется выполнить манипуляции с командой REG. Например, для сохранения переменной в виде локальной команда будет следующей: REG ADD HKCU\Environment /v MYSURNAME /t REG_EXPAND_SZ /d Тертышный или REG ADD HKCU\Environment /v MYSURNAME /t REG_EXPAND_SZ /d %MYSURNAME%:
Создание переменных среды через Свойства системы
Наиболее безопасным и удобным для простого пользователя, на мой взгляд, является работа с переменными среды через одноимённую оснастку. Чтобы получить к ней доступ вызовите «Свойства системы» (контекстное меню значка «Компьютер» – «Свойства»), перейдите на вкладку «Дополнительно» и нажмите кнопку «Переменные среды» в самом низу:
В открывшемся окне можно управлять некоторыми уже существующими системными и локальными переменными окружения, а также создавать новые. В принципе, здесь ничего сложного нет – всё весьма наглядно. Для создания новой переменной достаточно заполнить всего два поля с её именем и значением. Как и в случае с добавлением переменной через реестр, здесь также требуется перезапуск среды для полноценной работы.
Примеры использования переменных среды
Наконец-то мы разобрались (надеюсь :)) с принципами создания и изменения переменных среды и сейчас рассмотрим несколько практических примеров их применения. Скажу сразу, что применений Вы можете придумать сами большое множество. А, если Вы понимаете синтаксис BAT-файлов, то возможности перед Вами откроются весьма обширные.
Одной из самых полезных системных переменных окружения, на мой взгляд, является %COMSPEC%. Если взглянуть на её значение, то мы увидим, что она запускает Командную строку. Однако, если Вы введёте данную переменную в адресной строке открытой в данный момент папки, то консоль автоматически откроется из этой директории. Такой «фокус» очень удобен, если Вы работаете с консольными приложениями и не хотите каждый раз вводить вручную адрес папки с исполняемыми файлами:
Часто при работе с консолью требуется получить путь или имя рабочей папки. Чтобы не вводить его, опять же, вручную, намного удобнее воспользоваться системной переменной среды %CD%. Данная переменная, как мы знаем, хранит путь активной в данный момент директории.
Переменные, хранящие в своём значении пути, довольно удобно использовать для быстрого перехода к нужным папкам в том же Проводнике. Например, чтобы открыть директорию временных файлов пользователя достаточно ввести в адресную строку %TMP%, а для доступа к папке Windows – %WINDIR% и нажать Enter. Здесь можете создать и свои переменные, например, %DWNLD% для открытия папки загрузок, %DSK% для Рабочего стола и т.п.
Рассмотрим популярную практическую задачу, использующую вышеупомянутый тип переменных – очистка каталога с временными файлами. Как мы знаем, часто различные программы не «убирают» за собой «мусор». В результате этого директория временных файлов медленно но верно увеличивается в объёме. Если Вам хочется автоматизировать её очистку, создайте BAT-файл следующего содержания:
Первая команда удалит каталог временных файлов со всеми подпапками, не спрашивая Вашего подтверждения. Вторая же заново создаст его. Стоит, однако, заметить, что, если Вы запустите такой «батник» во время работы системы, то папка TEMP полностью может и не удалиться, поскольку в ней могут находится ресурсы, используемые активными программами. В принципе, это не смертельно, но консоль выдаст ошибки.
Если же хотите чтобы всё прошло безупречно, лучше запускать очистку при старте Windows, закинув BAT-файл в папку «Автозагрузка» (путь обычно: %APPDATA%\Microsoft\Windows\Start Menu\Programs\Startup). Таким образом очистка будет происходить автоматом при каждом запуске системы и не будет стопориться активными процессами, поскольку они ещё не запущены.
В ряде случаев полезной бывает и переменная %RANDOM%. По умолчанию она генерирует случайное число от 0 до 32767. Однако, диапазон можно ограничить приписав после переменной конструкцию » %% число», где «число» – максимальная нужная величина диапазона. Например, получить число от 0 до 10 можно так: «ECHO %RANDOM% %% 11» (в диапазоне всего 11 чисел, включая 0). Немного «заморочившись» можно даже написать простенькую игру «Угадай число» в виде следующего BAT-файла:
SET /a GUESS=%RANDOM% %% 101
SET /p «try=Ваше число: «
if %try% LSS %GUESS% (echo Загаданное число больше.& goto begin)
if %try% GTR %GUESS% (echo Загаданное число меньше.& goto begin)
if %try%==%GUESS% echo Вы угадали!& pause
Вышеприведённый код реализует игру на угадывание числа от 0 до 100, которое получается как раз из системной переменной окружения %RANDOM%. Для нормального отображения кириллицы набор команд нужно сохранить в виде BAT-файла с кодировкой OEM 866 или DOS (в разных Блокнотах она обозначена по-разному). Быстро запустить его на выполнение можно из любой папки при помощи вышеупомянутого способа с использованием переменной %COMSPEC% и ввода имени BAT-файла:
Выводы
Несмотря не то, что переменные среды в большинстве случаев используют лишь системные администраторы и программисты, они могут здорово пригодиться и простым пользователям! Зная всего несколько из них и умея создавать собственные, Вы без особых проблем сможете, как минимум, получать быстрый доступ к любым нужным папкам.
Если же Ваш интерес будет большим, нежели просто попробовать, что это такое, то Вы можете пойти дальше и писать уже собственные пакетные файлы, автоматизирующие процессы удаления, перемещения и создания файлов с нужными Вам данными. И, пускай Командная строка не так функциональна как, скажем, консоль Linux bash, в умелых руках она может творить буквально чудеса! Не верите? Попробуйте сами!
Что такое Windows PowerShell и с чем его едят? Часть 2: введение в язык программирования
Исторически утилиты командной строки в Unix-системах развиты лучше чем в Windows, однако с появлением нового решения ситуация изменилась.
Для PowerShell можно писать сценарии на интерпретируемом мультипарадигменном языке, в котором есть элементы классического процедурного, объектно-ориентированного и даже функционального программирования: условный переход, циклы, переменные, массивы, хэш-таблицы, классы, обработка ошибок, а также функции, командлеты и конвейеры. Предыдущая статья была посвящена основам работы в среде, а сейчас мы предлагаем вниманию читателей небольшой справочник для программистов.
Оглавление:
Писать код можно в любом текстовом редакторе или с использованием интегрированной среды разработки — проще всего взять Windows PowerShell ISE из комплекта поставки серверных операционных систем Microsoft. Нужно это только для достаточно сложных скриптов: короткие наборы команд проще выполнять в интерактивном режиме.
Комментарии
Использование комментариев считается частью хорошего стиля программирования наряду с правильными отступами и пробелами:
Переменные и их типы
Для инициализации переменной (присвоения ей значения) применяется оператор присваивания (символ =):
Объявить переменную можно с указанием ее типа в квадратных скобках (оператор приведения типов) перед именем или значением:
PowerShell поддерживает неявное преобразование типов, кроме того тип переменной может меняться на ходу (например, при помощи оператора присваивания), если он не указан принудительно — в этом случае интерпретатор выдаст ошибку. Определить тип переменной из предыдущего примера можно при помощи вызова метода GetType():
Существует некоторое количество командлетов для управления переменными. Их список в удобной форме выводится с помощью команды:
Для просмотра объявленных переменных и их значений можно использовать специальный командлет:
Такой способ кажется чрезмерно громоздким, с переменными намного удобнее работать через операторы или обращаясь к их свойствам и методам напрямую. Тем не менее командлеты имеют право на существование, поскольку позволяют задать некоторые дополнительные параметры. Важно понимать, что пользовательские переменные определены только в рамках текущего сеанса. После закрытия консоли или завершения сценария они удаляются.
Системные переменные
Вдобавок к операторам и командлетам для обращения к объявленным переменным существует псевдонакопитель Variable:. Работать с ним можно по аналогии с другими накопителями, а переменные в этом случае напоминают объекты файловой системы:
Области видимости
Переменные окружения (среды)
Из PowerShell доступен еще один псевдонакопитель Env:, с помощью которого можно обратиться к переменным среды. При запуске оболочки они копируются из родительского процесса (т.е. из инициировавшей текущий сеанс программы) и обычно их первоначальные значения совпадают со значениями в панели управления. Для просмотра переменных окружения используется командлет Get-ChildItem или его псевдонимы (алиасы): ls и dir.
Эти переменные представляют собой последовательности байтов (или символов, если угодно), интерпретация которых зависит только от использующей их программы. Командлеты *-Variable с переменными среды не работают. Чтобы обратиться к ним, придется использовать префикс диска:
Арифметические операторы и операторы сравнения
Операторы присваивания
Логические операторы
Условный переход
Операторы ветвления в PowerShell стандартные: IF(IF…ELSE, IF…ELSEIF…ELSE) и SWITCH. Рассмотрим их использование на примерах:
Циклы
В языке PowerShell есть несколько разновидностей циклов: WHILE, DO WHILE, DO UNTIL, FOR и FOREACH.
Цикл с предусловием работает, если/пока оно выполняется:
Циклы с постусловием отработают хотя бы один раз, потому что проверка условия производится после выполнения итерации. При этом DO WHILE работает, пока условие истинно, а DO UNTIL — пока оно ложно:
Количество итераций цикла FOR известно заранее:
В цикле FOREACH осуществляет перебор элементов массива или коллекции (хэш-таблицы):
Массивы
В переменных PowerShell хранятся не только единичные объекты (число, строка и т.д.), но и множественные. Самая простая разновидность таких переменных — массивы. Массив может состоять из нескольких элементов, из одного элемента или быть пустым, т.е. не содержать элементов. Для его объявления используется оператор @(), который понадобится нам в следующей статье — он очень важен для добавления в массив других массивов (создания многомерных массивов), передачи массивов в функции в качестве аргумента и тому подобных задач:
В большинстве случаев оператор @() можно опустить:
В этом случае массив из одного элемента инициализируется следующим образом
Для обращения к элементам массива используется начинающийся с нуля целочисленный индекс и оператор индекса (квадратные скобки):
Можно указать несколько индексов через запятую, в т.ч. повторяющихся:
Обратите внимание, что значения целочисленного массива могут быть больше максимального значения индекса массива с данными. В этом случае возвращаются все значения до последнего:
В PowerShell массивы могут содержать элементы разных типов или быть строго типизированными:
Пример создания строго типизированного массива:
Хэш-таблицы
Еще один базовый тип переменных в языке PowerShell — хэш-таблицы, которые также называют ассоциативными массивами. Hashtable похожи на JSON object и строятся по принципу ключ-значение. В отличие от обычных массивов, доступ к их элементам осуществляется по именованным ключам, которые являются свойствами объекта (также можно использовать оператор индекса — квадратные скобки).
Пустая хэш-таблица объявляется с помощью служебного символа @ и операторных скобок:
При объявлении можно сразу создать ключи и присвоить им значения:
Для добавления элемента в хэш-таблицу нужно присвоить ей еще несуществующий ключ или воспользоваться методом Add(). Если присваивание делается с существующим ключом, его значение изменится. Для удаления элемента из хэш-таблицы используется метод Remove().
Переменные этого типа можно передавать в качестве аргументов функциям и командлетам — в следующей статье мы изучим как это делается, а также рассмотрим еще один сходный тип — PSCustomObject.
Функции
В языке PowerShell есть все необходимые для процедурного программирования элементы, включая функции. Для их описания используется служебное слово Function, после которого требуется указать имя функции и заключенное в операторные скобки тело. При необходимости передать в функцию аргументы их можно указать сразу после имени в круглых скобках.
Для примера создадим функцию возведения числа в квадрат:
Отметим, что в теле функции можно использовать любые объявленные до ее вызова переменные, а вызов функций в PowerShell может показаться непривычным: аргументы (если они есть) не заключаются в круглые скобки и разделяются пробелами.
Из-за способа передачи аргументов саму функцию иногда приходится заключать в скобки:
При описании функции можно присвоить аргументам значения по умолчанию:
Существует и другой синтаксис для описания аргументов функции, кроме того параметры могут считываться из конвейера — все это пригодится в следующей статье, когда мы будем рассматривать экспортируемые модули и создание собственных командлетов.
Обработка ошибок
В PowerShell существует механизм Try…Catch…Finally, позволяющий обрабатывать исключительные ситуации. В блок Try помещается код, в котором может возникнуть ошибка, а в блок Catch — ее обработчик. Если ошибки не было, он не выполняется. Блок Finally выполняется после блока Try вне зависимости от возникновения ошибки, а блоков Catch может быть несколько для исключений различных типов. Само исключение записывается в не требующую объявления переменную по умолчанию ($_) и может быть легко извлечено. В примере ниже мы реализуем защиту от ввода некорректного значения:
На этом рассмотрение основ программирования на языке PowerShell стоит закончить. В следующих статьях мы подробнее изучим работу с переменными разных типов, коллекции, регулярные выражения, создание функций, модулей и собственных командлетов, а также объектно-ориентированное программирование.