что такое система управления войсками

Система управления войсками

В системе управления войсками одним из важных элемен­тов являются органы управления, т. е. отдельные лица руководящего состава, возглавляющие воинские формирования различной масштаба и предусмотренные шта­тами коллективы должностных лиц, наделенные определен­ными полномочиями и выполняющие возложенные на них функциональные обязанности. Такие органы управления яв­ляются штатными (постоянными). К ним относятся командиры, их заместители, штабы, воспитательные органы, начальники родов войск, специальных войск и служб. В то же время могут создаваться нештатные (временные) органы управления для выполнения отдельных функций по управлению войсками.

Объектами управленияв системе управления войсками являются боевые средства (оружие), части, подразделения, подчиненные органы управления.

Особая роль в управлении войсками принадлежит командирам и штабам.

Командир является центральной фигурой в управле­нии войсками. Он руко­водит подразделениями и частями в соответствии с права­ми, предоставленными ему законами и регламентируемыми уставами, наставлениями, приказами старших командиров. На него возлагается вся полнота от­ветственности за дисциплину, морально-психологическое состоя­ние, воспитание и обучение личного состава, за постоянную боевую готовность и боеспособность подразделения, части, соединения, за качество управления войсками, правильное их применение в бою и успешное выполнение ими постав­ленных задач.

Командир должен знать против­ника, лично наблюдать за действиями своих войск и войск противника на поле боя и в решающие моменты быть в наи­более важном месте, на главном направлении. Своевременно влияя на ход боя имеющимися в его распоряжении си­лами и средствами, он добивается точного выполнения по­ставленных задач, разгрома противника даже меньшими силами.

Командир-единоначальник в процессе управления вой­сками должен опираться на коллектив, так как в одиночку он не в состоянии справиться с решением всех вопросов. По­этому командир управляет войсками не только лично, но и через штаб, своих заместителей, органы воспитательной работы, начальников родов войск, специальных войск и служб, опирается в про­цессе управления на весь личный состав.

Штаб является первым помощником командира в ру­ководстве войсками, основным органом, обеспечивающим уп­равление ими в период подготовки и в ходе боя. Вся работа штаба строится на основе решений и указаний командира, а также распоряжений вышестоящего штаба.

Важнейшей обязанностью штаба является постоянное знание обстановки, её глубокий и всесторонний анализ. Это обеспечивается тщательной организацией разведки, настойчивым добыванием данных о противнике, непрерывным изучением истинного положения, состояния и боевых возможностей своих войск, характера местности, метеорологических условий, радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановки.

В процессе организация боя штаб в короткие сроки производит сложные расчеты, прогнозирует возможные результаты боя, подготавливает командиру предложения по применению имеющихся сил и средств. Он занимается планированием боя, доводит до войск задачи, помогает командиру организовать и непрерывно поддерживать взаимодействие войск в ходе выполнения поставленных задач.

Первостепенной заботой штаба является организация всестороннего обеспечения боя, пунктов управления, связи, скрытого управления войсками, комендантской службы и практическая работа в подразделениях и частях по непосред­ственной подготовке их к выполнению боевых задач. В ходе боя штаб осуществляет постоянный контроль за своевремен­ным и точным выполнением подразделениями и частями поставленных задач, оказывает им необходимую помощь. Важнейшими обязанностями штаба являются представление донесений вышестоящему штабу о ходе боя, постоянная информация командиров и штабов подчиненных и взаимо­действующих подразделений и соседей о новых данных об­становки, учет личного состава, материальных средств и доз облучения, комплектование подразделений и частей всем необходимым для боя, изучение и доведение до войск бое­вого опыта.

Велика роль в управлении войсками начальника штаба. Он является первым заместителем командира и имеет право от его имени отдавать распоряжения войскам, а также за­местителям командира, офицерам родов войск, специальных войск и служб. Обо всех своих распоряжениях он докладывает командиру, а командир информирует его о принятых реше­ниях и отданных подчиненным распоряжениях. Работа ко­мандира и начальника штаба строится на основе взаимопо­нимания, творческого, делового контакта. Это способствует достижению единства мнений, укрепляет авторитет коман­дира, объединяет усилия командира и штаба.

Начальник штаба должен всегда знать обстановку, пред­видеть возможные её изменения и быть готовым доложить свои соображения по решению на бой, знать, где находятся, что делают, как обеспечены и в чём нуждаются войска. Он несет личную ответственность за организацию и поддержа­ние непрерывного управления подразделениями и частями, непосредственно руководит работой штаба и как основной организатор работы всего аппарата управления направляет его деятельность на своевременное проведение мероприятий, связанных с подготовкой и ведением боя. Начальник штаба согласовывает работу заместителей командира, штаба, на­чальников родов войск, специальных войск и служб при решении конкретных задач управления войсками.

Важными элементами системы управления яв­ляются пункты управления, на которых размещаются органы управления. В состав каждого пункта управления включаются в необходимом соотношении органы и средства управления, а также подразделения обес­печения и обслуживания. Наименование, количество и состав пунктов управления зависят от масштаба воинского фор­мирования.

В соответствии с иерархической структурой ор­ганов управления в соединениях и частях развертывается система пунктов управления. Пункты управления могут быть стационарными и подвижными (на машинах, самолетах, вер­толетах, кораблях и железнодорожных составах). На различ­ных иерархических уровнях системы управления создается взаимосвязанная система пунктов управления, включаю­щая командные, вспомогательные и другие пункты управ­ления.

Командные пункты являются основными пунктами управ­ления, на которых размещаются: командование, основной со­став штаба и служб. На командный пункт, как правило, поступает обобщенная информация об обстановке для до­клада командиру и вышестоящему органу управления, здесь принимается решение, на основе которого штаб планирует, доводит задачи до войск, организует взаимодействие, всесто­роннее обеспечение и контроль.

Для повышения живучести системы управления и для размещения остального личного состава органа управления создаются запасные командные пункты, вспомогательные и тыловые пункты управления. Командные пункты различных уровней оснащены средствами связи и автоматизации.

В подразделении создается командно-наблюда­тельный пункт. С него обеспечивается не только ру­ководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением. В состав этого пункта управления входят командир, его заместитель, офи­церы штаба, командир приданного (поддерживающего) под­разделения, связисты и охрана. Все они размещаются в не­скольких или одной бронированной машине, оснащен­ной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины в укрытии, обеспечивающем наблюдение за полем боя и непрерывное управление подразделением.

Состав пунктов управления обычно непостоянен, они создаются по возможности немногочисленными. Однако каж­дый из них должен иметь в своем составе необходимый ми­нимум офицеров и средств управления, обеспечивающий руководство подчиненными войсками и позволяющий при необходимости временно принять на себя выполнение функ­ций вышестоящей или нижестоящей инстанции управления.

Пункты управления в тактических звеньях создаются высокоподвижными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться в новые районы. В их составе используются танки, бронетранспортеры, командно-штабные и другие специальные машины управления, оборудованные средствами связи, наблюдения и другой технической аппа­ратурой, обеспечивающей непрерывное руководство войска­ми в любых условиях обстановки при нахождении команди­ров и штабов на месте и в движении.

Пункты управления перемещаются по мере изменения положения войск в ходе боя, как правило, скачками и в связи с высокими темпами наступления, быстрыми измене­ниями в обстановке при ведении обороны и встречного боя чаще, чем прежде. Продолжительность пребывания пунктов управления на одном месте сокращается. В наступлении, например, командиры подразделений практически постоян­но находятся в движении, а пункты управления вышестоя­щих инстанций перемещаются по нескольку раз в сутки.

Под средствами управления понимается обширный комплекс различных машин, приборов, устройств и приспо­соблений, используемых в процессе руководства войсками в целях повышения его эффективности. Являясь материальной основой управления, они облегчают и ускоряют работу командира, офицеров штаба и других органов управления, позволяют им получать и обрабатывать сведения о противнике, своих войсках, соседях и другие данные обстановки, подготавливать необходимые для правильного руководства войсками данные и расчеты, разрабатывать боевые документы, доводить до подчиненных боевые задачи, поря­док взаимодействия и обеспечения, контролировать выполнение ими поставленных задач, успешно решать другие вопросы, связанные с управлением войсками. В настоящее время управление войсками базируется на развитой информационно-техни­ческой основе. Органы управления всех уровней оснащены большим количеством программно-аппаратных и других технических средств, необходимых для руковод­ства войсками в сложных условиях современной войны. Для нужд управления войсками в общевойсковом бою создаётся система связи, применяются средства наблюдения, средства автоматизации управления вой­сками.

Под системой связи понимается комплекс применяемых в подразделении, части, соединении средств связи, обеспе­чивающий своевременный и высококачественный обмен ин­формацией в процессе управления войсками. Система связи служит технической основой системы управления. Система связи включает совокупность узлов, центров, станций, линий связи, объединенных общностью организации и порядка их исполь­зования.

Основой системы связи являются подвижные узлы свя­зи, создаваемые для надежного управления. Каждый узел связи объединяет в своем составе разнообразные техниче­ские средства при обязательном соблюдении условий элек­тромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. Это обеспечивает комплексное применение имеющихся средств связи, при котором на каждом направлении исполь­зуются одновременно или поочередно несколько различных средств (радио-, радиорелейные, проводные, подвижные, сигнальные). Коммутация на узле связи проводных линий, а также телефонных аппаратов и радиостанций, выделен­ных для управления, позволяет при необходимости со­вершать быстрый переход с одного средства связи на дру­гое, обеспечивает взаимозаменяемость каналов связи.

Узлы связи должны быть высокомобильными, способны­ми быстро развертываться, свертываться и перемещаться, обесточивать связь не только на месте, но и в движении.

Для обеспечения живучести системы связи организуют­ся запасные и обходные линии связи. При этом связь может осуществляться по сети (радио- и радиорелейная), по на­правлению (радио-, радиорелейная, проводная и подвижными средствами), по оси (радиорелейная, проводная и под­вижными средствами), по круговому маршруту (подвижны­ми средствами).

Система связи каждого подразделения, части, соедине­ния согласуется с системой связи вышестоящего и ниже­стоящего звеньев управления. Это дает возможность уста­навливать связь через инстанцию вверх и вниз, а также позволяет использовать узлы и линии связи вышестоящего звена управления для связи с другими подразделениями, частями, соединениями и с соседями.

Средства наблюдения позволяют командирам и штабам получать данные о положении и действиях своих войск и войск противника, о местности, погоде и других условиях обстановки непосредственно на местности при подготовке и в ходе боя. Они дают возможность офицерам быстро составить представление о сложившейся обстановке на основании визуального наблюдения или наблюдения с помощью технических средств.

Совокупность средств автоматизации (ЭВМ, средства сбора данных обстановки, аппаратуры ввода, вывода, отобра­жения и хранения информации), установленная на пунктах управления и объединенная системой связи, представляет автоматизированную систему управления войсками.

Автоматизированные системы управления войсками пред­назначены для автоматизации сбора, передачи и обработки информации, решения информационных, расчетных задач, проведения математического моделирования боевых действий прогнозирования обстановки, в целях реализации и обеспечения основных функций управления войсками.

При функционировании системы решаются следующие за­дачи:

информационные (добывание, сбор, накопление, хранение, обобщение, поиск, адресация, передача, отображение инфор­мации о противнике, своих войсках и условиях выполнения поставленных задач);

вычислительные (расчеты по планированию боевых дейст­вий, распределению ресурсов, подготовка данных для отобра­жения и оценки обстановки, составление справочных дан­ных);

логико-аналитические (подготовка, обработка и анализ различных данных, оценка выполнения поставленных задач, принятие решения);

контрольные (контроль за доведением до войск сигналов, команд, приказов, директив, распоряжений и их выполне­нием).

Источник

Что такое система управления войсками

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ. ТРЕБОВАНИЯ,ПРЕДЯВЛЯЕМЫЕ К УПРАВЛЕНИЮ.

УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ВКЛЮЧАЕТ :

· непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки;

· постановку задач подчиненным;

· организацию и поддержание взаимодействия;

· организацию и оцуществление мереприятий по повышению (поддержанию) боеготовности войск и обеспечению их боеспособности по боевому, техническому и тыловому обеспечению;

· организацию систем управления и непосредственное руководство подразделениями и частями в бою;

· постоянный контроль за выполнением подчиненными подразделениями и частями поставленных задач и оказание им помощи.

ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ВОЙСКАМИ :

УСТОЙЧИВОСТЬ означает, что управление должно осуществляться в любых условиях воздействия противника. Ни удары средств поражения, ни действия подразделений или частей противника не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Даже если противнику удалось нарушить управление войсками, то оно должно быть немедленно восстановлено.

Требование НЕПРЕРЫВНОСТИ управления предпологает постоянное, без каких либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя, воздействие органов управления на подчиненные подразделения и части в интересах успешного выполнения ими поставленных задач. Для достижения непрерывности управления войсками необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и частями, вышестоящим командиром и штабом.

Под ОПЕРАТИВНОСТЬЮ управления понимают быстрое обеспечивающее упреждение противника в действиях, осуществление всех мероприятий по управлению войсками при подготовке и в ходе боя.

СКРЫТНОСТЬ управления войсками заключается в сохранении в тайне от противника всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, начальниками родов войск, специальных войск и служит в период подготовки и в ходе боя. Как свидетельствует опыт минувших войн, из-за нарушения скрытности управления, войска не- редко несли неоправданные потери и не выполняли поставленных задач.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

· личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач;

· централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач;

· твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь;

· оперативное и гибкое реагирование на изменение обстановки;

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ.

Для надежного и эффективного осуществления управления подразделениями, частями и соединениями при подготовке и в ходе боя создается СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ. В ней функционально связаны 4 основных элемента :

Под ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ понимаются отдельные лица руководящего состава и немногочисленные коллективы офицеров, возглавляющие воинские формирования различного масштаба и выполняющие функции по управлению подразделениями, частями и соединениями при подготовке и в ходе боя. К ним относятся командиры, их заместители, штабы, начальники родов войск, специальных войск и служб.

Под СРЕДСТВАМИ УПРАВЛЕНИЯ понимается обширный комплекс различных машин, приборов и приспособлений, используемых в процессе руководства войсками, в целях повышения его эффективности. К ним относятся :

· средства связи и наблюдения;

· средства механизации и автоматизации управления войсками;

ПУНКТЫ УПРАВЛЕНИЯ это специально оборудованные и оснащенные места, с которых осуществляется руководство войсками при подготовке и в ходе боя. В состав каждого пункта управления включаются :

Наименование, количество и состав пунктов управления зависит от масштаба воинского формирования.

КОМАНДНО-НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ создается в подразделениях. С него обеспечивается не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением.

В состав этого пункта управления входят : командир, его заместитель, офицеры штаба, командир приданного (поддерживающего) подразделения, связисты и охрана. Все они размещаются в нескольких или одной бронированной машине, оснащенной средствами связи и другими техническими средствами управления, а если позволяет обстановка, вне машины, в укрытии, обеспечивающем наблюдени за полем боя и непрерывное управление подразделением.

Кроме того в батальоне, для организации управления технического обеспечения создается ПУНКТ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ (ПТН).

В полку для управления подразделениями создается КП и ТПУ. Элементом КП является НП

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ (КП) предназначается для руководства войсками при подготовке и в ходе боя. Он считается основным ПУ, так как на нем находится большая часть аппарата управления во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важные задачи, связанные с руководством войсками. Из его состава может выделяться НП для наблюдения за полем боя, а в наиболее ответственный период боя и для руководства войсками, действующими на важном направлении или в отрыве от главных сил.

ТЫЛОВОЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ (ТПУ) предназначен для управления подразделениями технического обеспечения и тыла.

1. Группа управления :

o группа управления тылом;

o группа управления техническим обеспечением;

2. Группа обеспечения.

За организацию ТПУ отвечает заместитель командира по тылу. Площадь, занимаемая КП, ТПУ :

· Sкп,тпу = 0.05 * 0.06 кв.км = 150 * 300 м.

Состав ПУ обычно непостоянен, они создаются по возможности немногочисленными, высокоподвижными, способными быстро развертываться и перемещаться в новые районы.

ПУ перемещается по мере изменения положения войск и в ходе боя, как правило скачками. Их перемещение осуществляется скрытно, с использованием маскирующих и защитных свойств местности. При непродолжительных остановках они размещаются ком- пактно, а при длительном нахождении на одном месте рассредотачиваются; в целях защиты от ВТО противника личный состав может распологаться вне бронеобъектов, используя укрытия и складки местности. При любом расположении организуется надежная оборона и охрана ПУ подразделениями комендантской службы, а там, где их нет, силами и средствами подчиненных подразделений и частей.

Пункты управления организуются и развертываются в соответствии с решениями командира

ПОД СИСТЕМОЙ СВЯЗИ понимается комплекс применяемых в подразделении, части, соединении средств связи, обеспечивающий своевременный и высококачественный обмен информацией в процессе управления войсками.

В подразделениях система связи объединяет одной или несколькими радиосетями незначительное количество радиостанций, находящихся в распоряжении командиров подразделений; в зависимости от обстановки используются также проводные, подвижные и сигнальные средства связи.

Основой системы связи в вышестоящих инстанциях являются подвижные узлы связи. Они должны быть высокомобильными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться, обеспечивать связь не только на месте но и в движении.

Система связи каждого подразделения, части и соединения согласуется с системой связи вышестоящего и нижестоящего звеньев управления. Это дает возможность устанавливать связь через инстанцию вверх и вниз, а также позволяет использовать узлы связи и линии связи вышестоящего звена управления для связи с другими подразделениями, частями, соединениями и с соседями.

Ответственность за организацию и состояние связи несет начальник штаба. За связь с подразделениями или частями технического обеспечения и тыла отвечают соответствующие заместители командира.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КОМАНДИРА БАТАЛЬОНА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К БОЮ (МАРШУ).

Основные мероприятия по управлению войсками осуществляются чаще всего параллельно в нескольких инстанциях,то есть каждая нижестоящая инстанция включается в выполнение данных мероприятий почти одновременно с вышестоящей, с небольшим отрывом по времени, начиная работу на основании предварительных боевых распоряжений.

Иногда мероприятия по управлению войсками осуществляются на различных уровнях последовательно : нижестоящее звено приступает к работе после завершения ее вышестоящим звеном, или при сочетании параллельного и последовательного методов работы органов управления нескольких инстанций.

Независимо от применяемых методов работы органы управления всегда должны предоставлять подразделениям, частям достаточное время для качественной подготовки к выполнению принятых решений.

Командир батальона управляет подразделениями путем отдачи устных приказов, распоряжений, а также командами и сигналами. Порядок работы командира батальона по организации боя зависит от конкретной обстановки, полученной задачи и наличия времени. Работу по организации боя он начинает,как правило,с получением боевого приказа (боевого, предварительного боевого распоряжения) или после объявления командиром полка решения на бой.

С получением боевого приказа или боевого распоряжения командир батальона :

1. Уясняет полученную задачу.

2. Определяет мероприятия, которые необходимо провести для быстрейшей подготовки подразделений к выполнению полученной задачи.

3. Производит расчет времени.

4. Ориентирует своих заместителей и командиров о предстоящих действиях.

6. Оценивает обстановку.

7. Принимает решение. Докладывает его Командиру Полка

8. Проводит рекогонсцировку.

10. Организует взаимодействие и всестороннее обеспечение боя.

При уяснении полученной задачи командир батальона должен понять :

· цель предстоящих действий;

· замысел старшего командира (особенно способы разгрома противника);

· задачу, место в боевом порядке и роль батальона в бою;

· задачи соседей и порядок организации взаимодействия с ними;

· время готовности к выполнению задачи;

При оценке обстановки командир батальона должен изучить :

· состав, положение, степень защищенности, возможные пути выдвижения и рубежи развертывания системы огня и заграждений, сильные и слабые стороны противника и возможный характер его действий;

· состав, положение, состояние, возможности, защищенность и обеспеченность своих подразделений;

· состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними;

· характер местности и ее влияние на действия подразделений, а также наиболее вероятные направления действий низколетящих самолетов и вертолетов противника;

· радиационную, химическую и биологическую (бактериологическую) обстановку.

Кроме того при оценке обстановки учитывается состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.

В результате оценки обстановки командир батальона делает выводы, праизводит необходимые тактические расчеты и намечает отдельные элементы решения.

В решении командир батальона определяет :

· боевые задачи подразделениям;

· основные вопросы взаимодейстия;

Кроме того в решении могут определяться задачи по видам обеспечения. Основу решения составляет ЗАМЫСЕЛ БОЯ в котором определяется :

· направление сосредоточения основных усилий;

· способы разгрома противника (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить с указанием порядка огневого поражения и мер по его обману);

· Решение командир батальона оформляет на своей рабочей карте.

В БОЕВОМ ПРИКАЗЕ командир батальона указывает :

1. Краткие выводы из оценки противника.

2. Объекты и цели, поражаемые средствами старшего начальника (командира) на направлении предстоящих действий, а также задачи соседей и разграничительные линии с ними.

3. Боевую задачу батальона и замысел боя.

4. После слова «ПРИКАЗЫВАЮ» ставятся боевые задачи подразделениям.

6. Время готовности к выполнению задачи.

7. Место КНП и заместителей.

Практическая работа командира батальона в подчиненных подразделениях проводится в целях их своевременной и полной подготовки к бою.

ОРГАНИЗУЯ УПРАВЛЕНИЕ командир батальона определяет :

· места и время развертывания КНП и приданных подразделений, порядок их перемещения в ходе боя;

· порядок поддержания связи и радиообмена;

· способы и сроки представления донесений;

степень инженерного оборудования КНП и порядок их охраны;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *