что такое синквейн по литературе 6 класс пример
Составление синквейна с примерами
Если вы еще не знаете что такое cинквейн, то я вам сейчас объясню.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему форумов:
Форум (существительное, выражающее главную тему)
Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)
Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)
Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)
Общение (заключение в форме существительного)
Пример на тему любви:
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Пример синквейна на тему жизни:
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Еще записи из этой рубрики:
помогите составить синквейн к бабьему лету
Бабье лето.
Ясное, теплое.
Наступает, согревает, радует.
Прекрасная короткая пора.
Осень.
помогите уже задолжал( по теме белокочанная капуста
Белокочанная капуста.
Вкусная, полезная.
Вырастает, созревает, увядает.
Богатый кладезь витаминов.
Овощ.
помогите составить с кошкой
Кошка.
Пушистая, ласковая.
Мурлыкает, играет, бегает.
Любимый домашний питомец.
Животное.
Помогите составить с весной
Весна.
Теплая, холодная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Лето.
помогите составить с медведем и ландышем
Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.
Ландыш.
Зеленый, свежий.
Растет, цветет, пахнет.
Красивый весенний цветок.
Растение.
помогите составить на тему несчастной любви
помогите придумать синквейн к капельке
Несчастная любовь.
Напрасная, неразделенная.
Ранит, колит, убивает.
Безумное чувство, приносящее боль.
Слезы.
Капелька.
Маленькая, круглая.
Образуется, лежит, падает.
Небольшой объем жидкости.
Вода.
помогите составить про праздник святки и про масленицу!!
Святки.
Православные, праздничные.
Наступают, радуют, веселят.
Очень древний праздник.
Бог.
Масленица.
Яркая, разгульная.
Веселит, смешит, бодрит.
Древний обряд, связанный с проводами зимы.
Блины.
помогите составить синквейн на тему магазин, депутат, курумоч.
Магазин.
Продуктовый, бытовой.
Работает, продает, обслуживает.
Хорошо, когда нет огромных очередей в магазине.
Деньги.
Депутат.
Умный, честный.
Говорит, спорит, обсуждает.
Мало у нас порядочных и честных депутатов в стране.
Власть.
Курумоч.
Крупный, международный.
Принимает, отправляет, управляет.
Интересное название аэропорта в городе Самара.
Самолет.
помогите пожалуйста составить на тему молодежь))
помогите составить со словом «бабочка»
Помогите составить синквейн на тему симметрия
Молодежь.
Активная, здоровая.
Учится, работает, отдыхает.
Даешь молодежь!
Юность.
Бабочка.
Оранжевая, голубая.
Вырастает, улетает, погибает.
Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
Насекомое.
Симметрия.
Точная, приближенная.
Существует, отсутствует, нарушается.
Одно из понятий в физике.
Асимметрия.
Помогите составить к слову миниатюра.
Миниатюра.
Графическая, скульптурная.
Создается, рисуется, дорабатывается.
Искусство создания произведений малых форм.
Творение.
А Мне нужен синквейн к главе «Фрейлина 3 императриц» из «Неугасимой лампады»…Краткая суть:баронессу отправили в ссылку, но она на зоне не сломалась,сносила все обиды,потом пошла работать в барак к зараженным от эпидемии сыпняка,мотивируя желанием служить Богу..ну и там скончалась…
Вот надо к словам жизнь и любовь относительно данного произведения..Всю голову сломала(((
Жизнь.
Жестокая, мучительная.
Подавляет, унижает, ломает.
Порой кажется, что не сможешь пережить этот ад.
Смерть.
Любовь.
Чистая, святая.
Просветляет, возвышает, помогает.
Главная добродетель из трех в христианстве.
Бог.
помогите пожалуйста на слово политика
Политика.
Внутренняя, внешняя.
Устанавливает, достигает, выполняет.
Искусство управления государством.
Власть.
помогите написать на слово «гаджет»
Гаджет.
Маленький, функциональный.
Работает, дополняет, расширяет.
Компактное устройство, выполняющее определенные задачи.
Компьютер.
Помогите составить про млекопитающихся)
Млекопитающие.
Сумчатые, плацентарные.
Рождаются, живут, умирают.
Этот класс широко распространен во всем мире.
Животное.
сочините синквейн про предательство скворца к дождевому червю.
Хоть я и не совсем понимаю, о чем конкретно идет речь, но составить, исходя только из вашего комментария, могу. Получилось вот так:
Предательство скворца.
Подлое, ужасное.
Подставляет, унижает, обижает.
Из-за подставы скворца бедного дождевого червя съели.
Погибель.
пожалуйста помогите составить с именем Маргарита
Маргарита.
Самостоятельная, хитрая.
Лукавит, соблазняет, впечатляет.
Женское имя, обозначающее «жемчуг».
Цветок.
Помогите составить со словами — дети, птичка. Спасибо.
Дети.
Прекрасные, озорные.
Играют, шалят, радуют.
Цветы нашей жизни.
Радость.
Птичка.
Хрупкая, маленькая.
Летит, клюет, поет.
Уменьшительно-ласкательное от слова птица.
Небо.
помогите составить на тему Биология!
Биология.
Скучная, интересная.
Учит, просвещает, отвлекает.
Естественная наука о жизни.
Человек.
помогите надо на тему синица
Синица.
Длиннохвостая, подвижная.
Выделяется, гнездится, питается.
Истребляет лесных вредителей.
Птица.
помогите составить на тему подчинительных союзов. Вот:
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Части предложения между собой.
Речь.
про лед и велосипед.
Лед.
Твердый, холодный.
Замерзает, скользит, обжигает.
Не сможет согреть руки.
Зима.
Велосипед.
Быстрый, трехколесный.
Катает, катится, едет.
Навстречу ветру и приключениям.
Колеса.
помогите составить про сферу
Сфера.
Круглая, гладкая.
Прыгает, катится, смотрит.
Сфера Луны над Землей.
Шар.
Помогите составить про машину.
Машина.
Быстрая, надежная.
Жужжит, едет, везет.
По необъятным просторам дорог.
Скорость.
пожалуйста к слову огонь.
Огонь.
Яркий, теплый.
Освещает, греет, очищает.
Хоронит груз прошлого под пеплом.
Жар!
Синквейн на картину Рождение Венеры и если можно Диамант на картину Тайная вечеря Леонардо да Винчи,буду очень благодарен! или за место Тайной вечерии, можно Мону Лизу))) заранее огромное спасибо!)
Рождение Венеры.
Нежная, ослепительная.
Очаровывает, влюбляет, выходит.
Она из пены морской.
Афродита.
Мона Лиза.
Таинственная, загадочная.
Улыбается, щурится, скрывает.
То, что знает лишь она.
Улыбка.
Помогите составить к словам: «море», «дельфин», и «собака»
Море.
Синее, пенное.
Плещется, бушует, хранит.
В себе тайны прошлого.
Глубина.
Дельфин,
Веселый, умный.
Плавает, выпрыгивает, рисует.
Только ему понятные картины.
Океан.
Собака.
Верная, смелая.
Лает, кусает, охраняет.
Самый лучший друг человека.
Верность.
помогите составить на тему карбид кремния
Карбид кремния.
Химический, твердый.
Реагирует, твердеет, блестит.
Основа для изготовления драгоценных камней.
Соединение.
Помогите составить на темы: однообразие; счастье.
Однообразие.
Монотонное, похожее.
Надоедает, тревожит, печалит.
Каждый день похож на остальные.
Скука.
Счастье.
Бесконечное, всеобъемлющее.
Приходит, переполняет, наполняет.
Жизнь в ярких красках.
Гармония.
на тему: Сигизмунд. Готово:
Сигизмунд.
Мудрый, справедливый.
Решает, борется, правит.
На престоле Священной Римской Империи.
Император.
помогите составить со словами дождь, холод.
Холод.
Ужасный, пронизывающий.
Сковывает, звенит, усыпляет.
В больших снежных сугробах.
Мороз.
Дождь.
Мокрый, серый.
Идет, барабанит, стучит.
По крышам мелкими каплями.
Лужи.
Помогите написать синквейн о Распутине.
Распутин.
Загадочный, опасный.
Лечит, исцеляет, заговаривает.
Царская семья ему доверяла.
Здоровье.
Помогите составить к повести «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
Поучительная, завораживающая.
Впечатляет, волнует, интересует.
Сельма Лагерлёф — автор этой повести.
Сказка.
пожалуйста подскажите нам еще к слову математика.
Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.
помогите составить к слову почка (как орган человека)
Почка.
Парная, важная.
Находится, накапливает, выводит.
Орган мочевыделительной системы у человека.
Анатомия.
Помогите пожалуйста составить синквейн на произведение «Рудольфио».
Я не читал этого произведения, поэтому получилось в общих чертах. Если бы написали краткое содержание, было бы поточнее.
Рудольфио.
Увлекающее, познавательное.
Восхищает, поучает, радует.
Автор произведения — Распутин В. Г.
Творение.
Помогите составить к словам блок-схема и команда. Заранее очень благодарна))))
Блок-схема.
Точная, наглядная.
Описывает, показывает, выражает.
Графическое представление решения задачи.
Алгоритм.
Команда.
Дружная, сплоченная.
Побеждает, проигрывает, отдыхает.
Небольшое объединение людей.
Успех.
помогите пожалуйста составить к слову биотехнология!спасибо)
Биотехнология.
Сложная, промышленная.
Изучает, используется, применяется.
Основывается на многих дисциплинах.
Наука.
Погода.
Ясная, пасмурная.
Меняется, портится, прогнозируется.
Текущее состояние атмосферы.
Природа.
Эрудит.
Начитанный, образованный.
Познает, размышляет, отвечает.
Человек, обладающий большими познаниями.
Ученый.
нужен синквейн к слову функция..помогите
Функция.
Числовая, социальная.
Отражает, выполняет, показывает.
Отношение между какими-то элементами.
Термин.
Здравствуйте. Помогите пожалуйста составить к слову табакерка. Спасибо.
Табакерка.
Маленькая, янтарная.
Изготавливается, хранит, закрывается.
Используется для хранения нюхательного табака.
Коробочка.
Нужен на тему Лондон.
Лондон.
Крупный, красивый.
Располагается, занимает, завораживает.
Столица Великобритании и Северной Ирландии.
Англия.
СРОЧНО, ПОМОГИТЕ!! СИНКВЕЙН ТЭФФИ ИЛИ ЗОЩЕНКО))
Тэффи.
Знаменитая, русская.
Родилась, училась, писала.
Псевдоним Лохвицкой Надежды Александровны.
Женщина.
Зощенко.
Умный, талантливый.
Воевал, возглавлял, работал.
Родился в семье художника и актрисы.
Писатель.
Пожалуйста помоги составить на тему: На поле Куликовом или на тему России
На поле Куликовом.
Степном, широком.
Была, прошла, кипела.
Битва с войском Мамая.
Победа.
Россия.
Великая, огромная.
Находится, продает, покупает.
Умом Россию не понять.
Отечество.
Что такое синквейн и как его составить?
В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.
Что такое синквейн?
Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.
Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.
Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.
Классический традиционный синквейн составляется так:
Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.
Педагогическая ценность синквейна
В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.
С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.
Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.
Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.
Как составить синквейн: практические рекомендации
Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».
1 строка
1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.
2 строка
2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:
Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:
Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.
3 строка
3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.
При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.
4 строка
4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.
Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:
То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:
5 строка
5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:
Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».
Примеры синквейнов
Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.
Купаться, отдыхать, гулять.
Война
Убивает, мучает, стреляет.
Я видел фильмы про войну.
Школа
Учит, помогает, направляет.
Мне нравится ходить на уроки.
Бабушка
Жалеет, нянчит, присматривает.
У бабушки самые вкусные пирожки.
Вишня
Цветет, пахнет, зреет.
Обожаю вишневое варенье.
Салют
Стреляет, сверкает, грохочет.
Это символ радости и победы.
Ребенок
Смеется, радуется, растет.
Полиция
Ловит, оберегает, стережет.
Мой город самый безопасный.
1 сентября
Идем, учиться, знакомиться.
Первый раз – в первый класс!
Гражданин
Строит, выступает, следит.
Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.
Определение синквейна
Синквейн — это методический приём, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам. Цель этого метода — резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному в школе материалу.
Использование синквейна направлено на развитие критического мышления и активацию умственной деятельности. При его написании необходимо обнаружить и выделить в изучаемой теме основные моменты, проанализировать их и «вложить» в стихотворение, учитывая все правила составления каждой его строчки, чтобы донести до окружающих. А также этот метод стал свободным творчеством: в каждом случае в итоге получается небольшое оригинальное стихотворение, в которое заложен определённый смысл.
История возникновения метода
Форма синквейна (от фр. cinquains, англ. cinquain) была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хайку и танка, характерными для японской культуры. Написанные ею синквейны были изданы в 1914 году в посмертном собрании стихотворений, а также несколько раз переиздавались.
Ею была придумана традиционная форма составления пятистишья, основанная на подсчёте слогов в каждом стихе. Всего в нём было 22 слога. Структура синквейна выглядела так: 2 — 4 — 6 — 8 — 2, где цифра — это количество слогов в каждой строчке.
Впоследствии многие другие авторы дополняли и развивали эту стихотворную форму. Благодаря этому были созданы такие варианты, как:
Правила составления
Однако в педагогике как эффективный учебный метод используется дидактический синквейн, в котором большую роль играет содержательность и способ составления каждой строки, а слоговая зависимость уходит на второй план. Составлять такие стихотворные формы достаточно просто и даже увлекательно, главное — понять принцип, хорошо освоить и «почувствовать» его, и тогда можно стать настоящим мастером в их написании.
Правила составления синквейна и пример на основе самой темы «синквейн»:
В итоге получилось:
Выразить многое в нескольких словах.
При этом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например, первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (к примеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или из словосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действия могут описываться составными сказуемыми.
Польза в педагогической практике
В дидактических целях синквейн уже довольно давно успешно применяется в американских школах, а с некоторых пор (примерно с 1997 года) — и в России. Этот метод — игровая деятельность, позволяющая разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую тему через игру, сделать её более интересной.
Поскольку пятистрочное стихотворение — результат анализа и синтеза уже имеющихся и недавно полученных новых данных, этот приём используется для итоговой проверки изучаемой темы. Метод можно также использовать на первоначальной стадии до ознакомления с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по данному вопросу, ведь они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В процессе урока эта информация дополняется и корректируется, после чего при составлении нового пятистишия можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали ребята.
Прежде всего следует объяснить ребёнку, что синквейн — это возможность уместить в краткую форму собственные мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать своё мнение по любой теме и по любому вопросу. Сначала можно потренироваться с детьми на написании пятистиший о самых простых и знакомых предметах, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или какой-либо праздник — даже может превратиться в поздравление или подпись для открытки.
Таким образом, можно выделить достоинства метода:
Примеры на разную тематику
Синквейн можно легко составить на абсолютно любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:
Тема | Синквейн |
Жизнь | Жизнь. Бурная, яркая. Спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти самого себя. Искусство. |
Человек | Человек. Разумный, чувствующий. Думает, мечтает, стремится. Общество делает человека тем, кто он есть. Личность. |
Радость | Радость. Безграничная, светлая. Вдохновляет, исцеляет, восхищает. Сотвори добро — и радостно на сердце. Улыбка. |
Дружба | Дружба. Крепкая, долгая. Сближает, связывает, помогает. Дружеские отношения — великая ценность. Доверие. |
Дом | Дом. Уютный, тёплый. Защищает, оберегает, согревает. Нет места лучше дома. Любовь. |
Бабушка | Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, лелеет, нянчит. У бабушки самые вкусные пирожки. Забота. |
Лето | Лето. Жаркое, беззаботное. Гулять, играть, отдыхать. Этим летом мы ездили на море. Каникулы! |
Мораль | Мораль. Общественная, общепринятая. Управляет, определяет, воспитывает. Мораль и право регулируют поведение людей. Этика. |
Труд | Труд. Развивающий, интересный. Облагораживает, изменяет, развивает. Трудиться нужно на совесть. Работа. |
Война | Война. Страшная, напрасная. Озлобляет, пугает, разрушает. Борьба за свободу Родины. Герои. |
Синквейн — это универсальный метод: он может с успехом применяться не только на уроках литературы и русского языка, но и во время других гуманитарных занятий. Например, на уроке географии можно использовать его для лучшего понимания информации о континентах, природных зонах и т. д. :