что такое символ в литературе

Деталь. Символ. Подтекст

Содержание:

Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

В рассказе Чехова «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов несколько раз снимает шинель, надевает вновь, запахивается в нее. Эта деталь показывает изменение поведения в зависимости от обстоятельств. Гоголь почти незаметно дополняет образ Плюшкина деталью – его часы с остановившимся маятником, затянутые паутиной, можно воспринимать как остановившееся для героя время

Символ – это изображение или предмет, который обозначает что-то еще. Это может быть буква, которая является символом звука. Флаги являются символами наций. В литературе это художественный образ, раскрывающийся через сравнение с другими понятиями. Символы добавляют многослойность и глубину в историю. Они похожи на метафору или аллегорию, но имеют безграничное количество значений. Слово «весна» в произведении часто обозначает не только конкретное время года, но и начало жизни или наступление нового этапа, пробуждение симпатии или любви. Символ уводит читателя за пределы материального, стремясь постичь «высшую» сферу.

Сравнение, художественная деталь, пейзаж и даже заголовок и литературный герой может быть символом. Так, название пьесы Островского «Гроза» стало символом отчаяния и очищения. Плюшкин – символ крайне скупого человека: «Прореха на теле человеческом».

Подтекст — скрытый, не выраженный явно смысл текста. Это огромный жизненный опыт, знания, размышления писателя, которые расшифрует каждый вдумчивый читатель. Для этого иногда достаточно соотносить фрагменты текста друг с другом, обращать внимание на ассоциации, повторы и реминисценцию. Эрнест Хемингуэй, который опирался на подтекст в своем минималистском подходе к письму, даже придумал для него термин: теория айсберга. Он полагал, что более глубокие линии сюжета должны находится под поверхностью текста, как большая часть айсберга под водой.

Хемингуэй, однако, не первооткрыватель подтекста – Чехов широко его использовал в своих рассказах, у Льва Толстого подтекст улавливается в «Анне Карениной». У американского же автора подтекст настолько важен, что образовывает второй, не менее весомый план повествования, не совпадающий с первым, но даже противоречащий ему. И в то же время подтекст не существует без основного текста, с этой целью специально и очень точно организованного.

Источник

Что такое символ в литературе

Символы в живописи и литературе

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств); синий (цвет неба) — символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну, — символ божественного совершенства.

Другая группа символов — предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь — символ мира, цветок нарцисса — символ смерти, младенец — символ человеческой души. Свет — символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) — символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание мира, вселенной, определение судеб всего сущего; рыбная ловля — обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра — символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях — символ ереси.

Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума. Иероглифы древних египтян, китайцев и японцев — это символы, которые заключают в себе целые сложные понятия, иногда и полные предложения.

Символ активно использовался в искусстве до второй половины XIX века и только потом стал большой редкостью.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации. Поэтому символы так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. Очень много символов в картинах Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.

Автор замечательной книги «Мир Рубенса» К. В. Уэджвут пишет:

«Вениус особенно славился своими знаниями символов, таких художественных образов, с помощью которых можно было визуально передать абстрактные идеи. Такие символы теперь применяются в живописи очень редко, так что немногим из нас они известны. Например, голубь с оливковой ветвью обозначает мир, весы — правосудие, лавровый венок — победу. Однако в XVI столетии пропаганда идей через символы была общепринятой формой искусства как народного, так и возвышенно-интеллектуального. Святые, конечно, обладали собственными атрибутами. Символом святой Екатерины было колесо, на котором она приняла пытку, Марии Магдалины — сосуд с нардовым миром, которым она умащала ступни ног Иисуса, для святого Иеронима — лев, с которым он подружился в пустыне. Но даже на портретах, аллегориях и светских картинах использовались различные символы, служащие бессловесными комментариями. На картинах птицы, цветы и животные изображались с вполне определённой целью. Заяц означал бдительность, кот или кошка — свободу, змея — мудрость. Разные цветы указывали на разные добродетели, а если их лепестки опадали, то это означало эфемерность молодости и красоты.

От каждого художника требовались знания таких символов, и для их объяснения существовали даже специальные учебники. Не слишком запутанные символы приводили всех в восторг, образованным людям нравилось расшифровывать скрытый смысл изображений на картинах. Такая учёная игра придавала интерес даже самым приземлённым работам…»

что такое символ в литературе. %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 1. что такое символ в литературе фото. что такое символ в литературе-%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 1. картинка что такое символ в литературе. картинка %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 1. Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема «Mеmento mori» из Дрезденской галереи.

что такое символ в литературе. %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 2. что такое символ в литературе фото. что такое символ в литературе-%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 2. картинка что такое символ в литературе. картинка %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 2. Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

Раздумья художника Яна де Хема о человеческой жизни перекликаются с заповедями Христа из Его Нагорной проповеди:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут». (Мф. 6:19–20).

Большую роль играют символические детали и в портрете. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.

что такое символ в литературе. %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 3. что такое символ в литературе фото. что такое символ в литературе-%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 3. картинка что такое символ в литературе. картинка %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 3. Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

На этом портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Е. С. Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе, печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, — символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Словом, при внимательном и вдумчивом рассматривании портрета Е. С. Авдулиной приходишь к мысли, что во время работы над ним художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера:

Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете,
Таков удел прекрасного на свете.

Символику очень часто использовал в своих могучих философских пейзажах Якоб ван Рейсдал. Ярким примером тому является его знаменитое «Еврейское кладбище» из Дрезденской галереи.

что такое символ в литературе. %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 4. что такое символ в литературе фото. что такое символ в литературе-%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 4. картинка что такое символ в литературе. картинка %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B 4. Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.

Картина прекрасно показывает, как творческое воображение автора изменяет натуру для выражения замысла. Сохранилось два рисунка Рейсдала с натуры (музей Тейлера, Харлем), изображающие еврейское кладбище. Однако в картину, по сравнению с рисунками, внесено много изменений. Создавая её, Рейсдал сохранил из рисунков очертания гробниц бывшего врача французского короля Генриха IV, главного раввина Амстердама и богатого горожанина, но вместо пологой равнины появляются холмы, а также ручей, сухие деревья, радуга. Несомненно, что привнесённые детали имеют символическое значение, служат выражению идеи картины.

Тревожный, напряжённый солнечный свет, пробившийся сквозь тяжёлые грозовые тучи, освещает передний план картины: могильные памятники из полированного мрамора, огромное сухое дерево, трухлявый пень на берегу бурного ручья. Позади, в грозовом сумраке, видны руины какого-то величественного сооружения.

На фоне руин и засохших деревьев (символов смерти) богатые гробницы кажутся вызовом вечности, забвению, необратимому течению времени, которое символизирует ручей. Они олицетворяют человеческое тщеславие, гордыню. Но мрачное настроение картины, следы смерти и разрушения, трещины в надгробиях свидетельствуют о том, что и этим прочным и дорогостоящим сооружениям не избежать общей участи. Невольно приходят на память стихи Г. Р. Державина:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Но не всё так безнадёжно. Два холма на картине служат не только символом неизменности, нерушимости законов бытия. Они также символизируют и «путь в небо», путь к духовному возвышению, являются атрибутом спокойного, духовного мирного существования (поскольку гора наполняет дух чувством высоты, освобождает от мелких устремлений). «Да принесут горы мир людям и холмы правду» (Псалтирь 71:3). Вода в ручье символизирует очищение, смывание греха и пробуждение к новой духовной жизни. А главное, в левой части картины, над холмом, поросшим зелёной травой (в христианстве зелёный цвет — символ бессмертия, надежды, роста духа святого в человеке), мы видим двойную радугу, которая одновременно символизирует и трон небесного суда, и примирение Бога с людьми. Все эти символы указывают на возможность очищения, спасения и вечной жизни путём обуздания греховных страстей, соблюдения Божьих заповедей.

Итак, картина Рейсдала — рассуждение о смысле человеческой жизни. По свидетельству знаменитого пейзажиста Констебля, картина при жизни автора называлась «Аллегория жизни человеческой». Тщетно человеку надеяться обрести бессмертие, вечную память, создавая материальные памятники. Всё тленно на земле. И вечная жизнь, спасение достижимо только через духовную жизнь, искреннюю веру в Бога, добродетельное краткое земное существование.

Приведём и примеры использования символов в литературе.

В первой песне «Ада» Данте рассказывает, как он, пройдя половину жизненного пути, заблудился в сумрачном лесу. С большим трудом добрался он до холма, надеясь с вершины его определить для себя верный путь и выбраться из леса, но оттуда вышли навстречу ему три страшных зверя: рысь, лев и волчица. Испугавшись и боясь окончательно погибнуть в тёмном лесу, Данте обратился за помощью к великому римскому поэту Вергилию, который весьма кстати внезапно появился перед испуганным итальянским поэтом. И Вергилий помог Данте спастись от хищников и выбраться из лесного мрака, для чего предложил ему путешествие по всем кругам ада и чистилища, чтобы, став мудрее в этом путешествии, впредь ходить только верной дорогой.

Очень много символов в трагедии Гёте «Фауст», особенно во второй её части.

Символы используются и в архитектуре. Очень выразительна, например, символика православных храмов. Здание храма всегда выражает определённую христианскую идею и может иметь форму креста, так как на кресте был распят Иисус Христос; форму круга (символ идеального и вечного); форму корабля (это означает, что церковь подобно кораблю помогает людям безопасно плыть по бурному морю житейскому к тихой счастливой гавани духовного саморазвития и добродетельной жизни). Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов. Крест, венчающий храм, — это символ христианской веры и божественного присутствия. А крест, совмещённый с якорем и покоящийся на шаре, символизирует главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь.

Словом, любителю искусства знание символов, возможность обратиться к специальной литературе по символике просто необходимы для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания художественных произведений, которое кроется за их внешней формой.

Источник

Что такое символ в литературе

Особый художественный образ, вид иносказания.

Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ паруса, например, в одноименном стихотворении М. Ю. Лермонтова может быть истолкован как изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, как образ свободы, как образ романтика (которому нужна буря, а не покой), как образ философа, ищущего истину и т. п., причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои переносные значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между предметом или явлением, которые обозначаются каким-то словом в языке, и другим предметом или явлением, на которые мы переносим это же словесное обозначение. Например, «утро» как начало суточной активности может сопоставляться с началом человеческой жизни. Так возникают и метафора «утро жизни», и символическая картина утра как начала жизненного пути:

В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.

Вл. Соловьев

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен ОГРОМНЫМ МНОЖЕСТВОМ ЗНАЧЕНИЙ (по сути дела – неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга. Так, в строках стихотворения А. Блока «Ты была светла до странности. »:

Я твоей любовной ласкою
Озарен – и вижу сны.
Но, поверь, считаю сказкою
Небывалый знак весны

В отличие от аллегории символ глубоко эмоционален; чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста. Наконец, в аллегории и в метафоре предметное значение слова может «стираться»: иногда мы его почти не замечаем (так, при упоминании в литературе 18 века Марса или Венеры мы часто почти не вспоминаем живо обрисованных персонажей античных мифов, а знаем лишь, что речь идет о войне и о любви.

Метафора Маяковского «дней бык пег» рисует образ пестрых дней человеческой жизни, а не образ быка пятнистой масти.

Формальное отличие символа от метафоры в том, что метафора создается как бы на наших глазах: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, потому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно. Мы опознаем символику «зари» и в метафоре «на заре туманной юности», и в тексте, где метафоризм ослаблен:

И над Отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

и в совсем не метафорическом по своему строению тексту:

Ты помнишь первую любовь
И зори, зори, зори?

А. Блок

Откуда же берется символический смысл образа? Основная особенность символов – в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам, к обрядам. Слова: утро, зима, зерно, земля, кровь и прочее – с незапамятных времен запечатлелись в памяти человечества именно как символы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами.

Так, Данте в своей «Божественной комедии» использовал все многообразие значений «солнце», которое восходило к языческим культам, а затем и к христианской символике. Но он создал и новую символику «солнца», которая затем вошла в «солнце» у романтиков, у символистов и так далее. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих же накопленных значений.

Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному: в зависимости от индивидуальных особенностей читателя.

Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названия многих реалистических произведений 19 века: «Мертвые души» Н. Гоголя, «Обрыв» И. Гончарова, «Фальшивый купон» Л. Толстого.

Источник

Nav view search

Навигация

Искать

Разделы сайта

Это интересно

Вход на сайт

Реклама на сайте

Интересный журнал

Интересное

Символизм в литературе

что такое символ в литературе. litersym8. что такое символ в литературе фото. что такое символ в литературе-litersym8. картинка что такое символ в литературе. картинка litersym8. Деталь – художественный прием, который подчеркивает вещественную или событийную достоверность, придавая написанному дополнительную выразительность. Обстановка, пейзаж, внешность помогают представить изображаемую сцену, предмет или характер в своей индивидуальности. Читая произведения классиков, можно быть уверенным, у каждой детали есть функция и смысловая нагрузка. Литературоведы классифицируют художественные детали, выявляя фактографические (прорисовывающие факты действительности), символические (деталь – символ самостоятельного образа, несущего иносказательный смысл), психологические (необходимы для раскрытия внутреннего мира персонажа) и др.Символ — (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

Символ тесно связан по происхождению и принципам образного претворения действительности с другими видами иносказаний. Но, в отличие, например, от образного параллелизма или сравнения (эти иносказательные образы, как правило, состоят из двух частей, то есть двучленны), образ-символ является одночленным. В символе, опять-таки в отличие от образного параллелизма и сравнения, тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.

В отличие от метафоры, образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова-метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.

Символический образ может возникнуть как результат использования самых разнообразных образных средств: метафор, образных параллелизмов, сравнений. В некоторых случаях образ-символ создается без использования каких-либо других видов иносказаний.

В отличие от аллегории, символический образ не имеет прямолинейного, рассудочного значения. Он всегда сохраняет живые, эмоциональные ассоциации с широким кругом явлений.

Образы-символы широко используются в литературных произведениях: в лирике, в эпосе и драматургии. Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских «подсказок» выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни. Писатели используют символизацию (создание образов-символов) для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.

Во многих произведениях Лермонтова символами часто становятся явления природы. Символизация — излюбленный прием поэта-романтика, размышляющего о судьбе человека в широком контексте мировой, вселенской жизни. Одинокие сосна и пальма («На севере диком стоит одиноко. »), одинокий старый утес («Утес»), дубовый листок («Дубовый листок оторвался от ветки родимой. ») — символы одиноких людей, страдающих от своего одиночества или отчуждения. «Тучка золотая» — символ недолговечного счастья, которое заставляет человека страдать.

Емким символом является природа в поэме «Мцыри»: это мир, в котором романтический герой видит подобие идеального мира «тревог и битв», созданного им в душе. Природа — цель и смысл его бегства из монастыря, «родина», куда он мечтает вернуться. Но природа становится для Мцыри и грозным соперником: барс, с которым герой вступил в схватку, не просто сильный и красивый зверь, это символ грубой силы природы, ее враждебности человеку. Бой с барсом символичен: он стал поединком материи природы, воплощенной в барсе, и несгибаемого, гордого человеческого духа, воплощенного в Мцыри.

Символизация, создание символов на основе самых разнообразных ассоциаций — яркая черта романтической литературы. Однако и писатели-реалисты используют символы, создавая многозначные образы-обобщения, связанные с различными сторонами жизни людей.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» в ключевые моменты духовных исканий героев автор создает образы-символы, проясняющие отношение героев к жизни, помогающие понять их самопознание или прозрение. Например, раненный в битве под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «бездонное синее небо». Символ неба здесь — одновременно символ психологический, проясняющий состояние души героя, и символ философский, выражающий отношение писателя к жизни, понимание ее бездонной глубины и множественности целей, которые могут возникнуть у человека и человечества.

Образ-символ вишневого сада — основа пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Этот символ раскрывает представления персонажей и автора о жизни, о судьбе, о времени, становится образным «эхом» духовного мира героев. Кроме того, вишневый сад — философский символ, который подчеркивает связь времен, взаимопроникновение различных пластов жизни, судеб бывших и новых хозяев сада, молодого поколения, устремленного в будущее.

Можно выделить два основных типа символов.

К первому типу можно отнести символы, имеющие опору в культурной традиции. Они — часть культуры, для их построения писатели используют язык культуры, в принципе понятный более или менее осведомленному читателю. Конечно, каждый такой символ приобретает индивидуальные смысловые оттенки, близкие писателю, важные для него в конкретном произведении.

Такими «культурно-историческими» символами являются образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», «огня», «венца», «щита» и «меча», «розы», «креста», «соловья» и многие другие. Символами могут стать ранее созданные культурой образы, герои, сюжеты. Например, библейский образ пророка, образ сеятеля и притча о сеятеле из Евангелия, средневековые образы-символы Прекрасной Дамы и ее рыцаря, образ Одиссея и его скитания («одиссея»), образ Ариона — мифического певца, спасенного дельфином, и т. д. Это как бы готовые символические конструкции, которые писатели могли дополнять, переосмысливать, создавая на их основе новые вариации символических образов. В русской литературе особенно часто источником новых символов служила античная мифология, а также библейские образы и сюжеты.

Ко второму типу можно отнести символы, создававшиеся без опоры на культурную традицию. Такие символы возникали на основе смысловых отношений внутри одного литературного произведения или ряда произведений. Таковы символы вишневого сада в пьесе А.П.Чехова, барса в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», дуба «уединенного», «патриарха лесов», в стихотворениях А.С.Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » и «Когда за городом, задумчив, я брожу. », бешено мчащейся «Руси-тройки» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Особенно часто индивидуальные символы создавались русскими писателями-символистами, считавшими их не просто одним из видов иносказательных образов, а важнейшей категорией художественного мировоззрения. Например, в поэзии А.А.Блока, который широко использовал традиционные символы («роза», «крест», «щит», София, Царица, Прекрасная Дама и т. п.), основное место занимают именно индивидуальные символы, созданные поэтом.

Прекрасную Даму ранних стихотворений Блока сменяют Незнакомка и Снежная Дева, образ-символ «отрока, зажигающего свечи» сменяется образом-символом человека, «пригвожденного к трактирной стойке», спасающегося в винном угаре от ужасов и соблазнов «страшного мира». «Страшный мир» — один из самых емких и значительных символов в поздней лирике Блока. Этот образ возникает как итог символического осмысления поэтом всего, что он видит в окружающем мире и в себе самом. В лирике Блока от стихотворения к стихотворению, от цикла к циклу развертываются образы-символы пути, дали, движения, «кольца существованья»: они выражают представления поэта о вечном и преходящем в жизни людей, о его судьбе и судьбах мира, создают «миф» о человеке и времени.

Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX — начала XX в. не совпадают с традиционными. Для них символ был не только художественным образом, способным выразить обобщенные представления о мире и человеке. Символ для них — важнейший «инструмент» в их особом способе постижения реальности. Это средство познания-проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей». Символ рассматривался писателями-символистами в одном ряду с такими эстетическими категориями, как «прекрасное», «безобразное», «трагическое», «комическое». Но и широкое эстетическое восприятие символа казалось недостаточным. Многие символисты считали символ категорией «сверхэстетической», категорией мировоззрения, элементом мифологического восприятия мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *