что такое северный морской путь

Что такое Северный морской путь. Объясняем простыми словами

Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Это самый короткий морской путь, связывающий европейскую и азиатскую часть России: от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему всего 14 000 километров, тогда как дорога через Суэцкий канал составит 23 000 километров.

Акватория Северного морского пути

По Севморпути завозят товары на территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. Также его используют крупные компании — «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «НОВАТЭК» — для перевозки грузов.

У российских властей амбициозные планы по развитию Севморпути: они расчитывают, что к 2030 году он станет глобальным транспортным коридором для международных перевозок.

Использование Севморпути имеет свои преимущества по сравнению с другими маршрутами:

Пример употребления на «Секрете»

«У России есть все возможности предложить миру принципиально новую логистику благодаря Севморпути».

(Первый замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков — о будущем Северного морского пути.)

Критика

Не все разделяют энтузиазм по поводу большого будущего Севморпути. Так, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев называет причины, по которым Северный морской путь не сможет конкурировать как транзитный маршрут:

Также компании отказываются от использования Севморпути ради сохранения уникальных природных экосистем Арктики, опасаясь, что движение судов может поставить под угрозу экологию региона.

Цифры

История

Освоение Севморпути началось ещё в XVI веке и было связано с именами Баренца, Дежнева, Отто Шмидта. Первые транспортные перевозки однако были осуществлены только только в 1935 году. Он активно использовался в годы Второй мировой войны: по нему тихоокеанский флот выходил в Баренцево море, а также снабжались порты необходимым товарами.

Источник

Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте

Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.

что такое северный морской путь. %D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5. картинка что такое северный морской путь. картинка %D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D0%B8 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%8B %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

что такое северный морской путь. %D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5 %D1%81 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5 %D1%81 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8. картинка что такое северный морской путь. картинка %D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9 %D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5 %D1%81 %D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

что такое северный морской путь. %D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%B2 %D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%85 %D0%BF%D0%BE %D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8 %D0%BF%D0%BE 2019 %D0%B3%D0%BE%D0%B4. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%B2 %D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%85 %D0%BF%D0%BE %D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8 %D0%BF%D0%BE 2019 %D0%B3%D0%BE%D0%B4. картинка что такое северный морской путь. картинка %D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82 %D0%B2 %D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%85 %D0%BF%D0%BE %D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83 %D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8 %D0%BF%D0%BE 2019 %D0%B3%D0%BE%D0%B4. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

что такое северный морской путь. %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B %D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0 %D0%A1%D0%9C%D0%9F. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B %D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0 %D0%A1%D0%9C%D0%9F. картинка что такое северный морской путь. картинка %D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B %D0%B8 %D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F %D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0 %D0%A1%D0%9C%D0%9F. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Источник

Севморпуть. Мировое транспортное будущее или грандиозное прожектерство?

Севморпуть. Очень многие наши сограждане полагают, что это главная транспортная мировая артерия будущего, возможно, уже и не столь отдаленного. Но так ли это на самом деле?

На первый взгляд, выгоды Севморпути в сравнении с традиционными маршрутами, прокладываемыми между Европой и Азией через Суэцкий канал, очевидны. Так, например, путь через Суэц из Кореи в Англию имеет протяженность свыше 23 тыс. км, а та же дорога через СМП составит только свыше 14 тыс. км.

что такое северный морской путь. 1558898811 1558898859. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558898811 1558898859. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558898811 1558898859. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Иными словами, путь через русский Север получается намного короче, чем через южные моря и Индийский океан. И это, как полагают многие, является ключевым фактором, который предопределит коммерческую успешность Севморпути.

Вот и «плод коллективной мудрости» по имени википедия подсказывает следующие экономические выгоды СМП:

1. Экономия на топливе, стоимости фрахта судна и оплате труда его экипажа.

2. Отсутствие платежа за проход судна, существующего в Суэцком канале.

3. Нет очередей (как в случае с Суэцким каналом).

4. Нет рисков пиратских атак.

А уважаемый Виктор Кузовков, автор размещенной на «ВО» статьи «Рост российского влияния в Арктике. Станет ли во льдах жарко?» добавляет к этому еще и геополитический фактор. Который заключается в том, что маршрут через Суэц пролегает в зонах контроля ВМС США и НАТО. В эпоху, когда Китай представлял из себя не более чем молчаливую фабрику дяди Сэма, это было совершенно не важно. Но сейчас, когда Китай является просыпающимся и встающим на ноги экономическим и политическим гигантом и не боится противостоять США по ряду направлений, на его морские транспортные артерии могут и «надавить». Ну а на российском СМП, конечно, ничего такого случиться не может, поэтому Севморпуть представляет собой большой интерес для китайского руководства.

Давайте попробуем разобраться, насколько все это правильно.

Экономия на фрахте судна

Казалось бы, чего уж проще – раз рейсы через СМП короче, чем через Суэц, то и платить за аренду транспортного судна придется меньше. Но давайте сперва задумаемся вот над чем – за аренду какого судна придется платить дешевле? Или, перефразируя этот вопрос – какие суда могут ходить Севморпутем?

Есть такое понятие: «ледовый класс судна», и это целая иерархия, которую регламентирует «Российский морской регистр судоходства». В других страна существуют свои аналогичные документы, но наш наиболее подробен и детализирован, потому возьмем для примера именно его.

Так вот, в самом низу иерархии расположены суда, которые вообще не имеют ледового класса и не предназначены для хождения в районах, где возможен лед. Затем идет Ice1, судам, которым присвоен этот класс разрешено самостоятельное эпизодическое плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и в сплошном льду в канале за ледоколом при толщине льда до 0,4 м. Потом идут Ice2 и Ice3 – последнему разрешается следование за ледоколом при толщине льда до 0,7 м. Но только в неарктических морях.

Затем начинаются арктические классы. Всего их шесть, начинаются они с Arc4 (Л1), которым разрешено самостоятельное плавание в разрежённых однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летнее-осеннюю. За ледоколом можно идти во льдах толщиной до 0,7 м в зимнее-весеннюю и до 1,0 м в летнее-осеннюю навигацию. А заканчиваются Arc9, которые способны самостоятельно пробиваться сквозь многолетние арктические льды 3,5 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 4,0 м в летнее-осеннюю. Ну а дальше начинаются уже ледокольные классы Icebreaker6-9.

Так какие же суда могут ходить по Севморпути? Да любые! Даже те, которые вообще не имеют ледового класса. Вот только ходить они могут лишь летне-осеннюю навигацию, которая длится от 2 до 4 месяцев в году, в зависимости от ледовой обстановки

что такое северный морской путь. 1558899023 sudov. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558899023 sudov. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558899023 sudov. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

При этом им, для прохода СМП требуется помощь ледоколов. Даже летом. Нет, здесь, конечно, возможны некоторые варианты – если погода очень сильно благоприятствует, то небольшое транспортное судно, не имеющее ледового класса, быть может и сумеет проскочить вдоль берега. Но может и не проскочить, тут многое зависит от природы: и в обычном состоянии СМП ледокол все же будет нужен.

А что в весенне-зимнюю навигацию, под которой на СМП понимаются 8-10 месяцев в году? Здесь все очень просто – на северную трассу допускаются суда с ледовым классом не ниже Arc4, причем они должны следовать строго в сопровождении ледоколов. Теоретически СМП могут попробовать пройти и без ледокольного сопровождения, но это далеко не всегда возможно (все опять же зависит от природы), и на это могут отважиться только суда с ледовым классом не ниже Arc7. Причем и тут все непросто, так как автору не совсем ясно, смогут ли даже Arc7 пробиться между Дудинкой и Чукоткой.

Естественно, что для того, чтобы идти из Китая или Кореи через Суэц, никакой ледовый класс не нужен.

что такое северный морской путь. 1558899216 95008561. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558899216 95008561. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558899216 95008561. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Вот и получается, что что вместо того, чтобы вести груз через Суэц, можно зафрахтовать абсолютно такое же судно и идти на нем по СМП. Но лишь 2-4 месяца в году. А куда девать это самое судно в остальное время? Очевидно, «гонять» через тот же Суэц. Таким образом, выгоду своему владельцу такой фрахт будет приносить далеко не круглый год.

А вот для того, чтобы круглогодично ходить СМП – извольте строить судно ледового класса Arc4, а лучше – Arc7.

что такое северный морской путь. 1558899428 1797. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558899428 1797. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558899428 1797. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Насколько это дороже? Точных цифр, увы, автор привести не сможет, но судя по объему работ – намного дороже. Для того, чтобы судно могло ходить во льдах требуется его усиление буквально по всем параметрам. Более крепкими должны быть абсолютно все элементы его набора – шпангоуты, стрингеры, балки набора, форштевень. Помимо того, что обшивка и палубы должны быть прочнее, нужны еще специальные «накладки», так называемые ледовые пояса. Более мощной должна быть энергетическая установка, так как ей предстоит не только «толкать» само судно, но и «распихивать» лед, даже в том случае если оно следует за ледоколом.

А удобства экипажа? Извините, но обеспечить приемлемые условия для его жизни и работы на судне в южных морях – это одно, а на СМП, при температуре за минус пятьдесят – это «немного» другое. А груз? Разумеется, многим категориям груза совершенно неважен температурный режим, но ведь есть и другие. И что, делать для них еще и отапливаемые трюмы?

Мало того. Нужно понимать, что Севморпуть – это север. Даже не так – это Настоящий Русский Север условия существования на котором не просто сложны – они экстремальны. И техника там изнашивается намного быстрее, чем в сравнительно мягких экваториальных условиях. Этот факт даже отечественная налоговая умудрилась признать, разрешив применять поправки к сроку амортизации для оборудования, эксплуатирующегося в районах Крайнего Севера. Поэтому срок службы у полярных судов либо будет меньше своих «экваториальных аналогов», либо их изначально при строительстве надо делать дороже, с тем, чтобы обеспечить увеличенный ресурс.

Понятно, что все это – лишь общие рассуждения, но если уж браться за оценку экономической эффективности фрахта судна – надо учитывать все вышеупомянутые факторы, а также, наверняка, и много такого, о чем автор, не будучи профессионалом, просто не смог упомянуть. Но нужно понимать, что в результате правильного, учитывающего все факторы расчета, стоимость фрахта судна, способного ходить в полярных условиях может оказаться даже выше, чему судна для южных морей. Несмотря на меньшие расстояния маршрута.

Экономия на стоимости топлива

Много это, или мало? С учетом того, что стоимость топлива, по имеющимся у автора данным, может колебаться в пределах от 150 до 400 долл. за тонну (цена в Сингапуре 2014-2016 г) выгода в летние месяцы для этого судна составила (грубо) от 58 до 153 тыс. долл. Много это, или мало? «Таньцзянь», вообще говоря, не слишком крупное судно.

что такое северный морской путь. 1558899533 mnogocelevoe sudno tian jian. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558899533 mnogocelevoe sudno tian jian. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558899533 mnogocelevoe sudno tian jian. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Его валовая вместимость составляет 26770 тонн, дедвейт 37979 тонн. Длина 189,99 метра, ширина 28,5 метра, осадка 8,6 метра. Максимальная записанная скорость 15,1 узла.

Если предположить, что в этом рейсе «Тяньцзянь» шел в полном грузу – получается, что экономия на тонну груза составила 2,16-5,71 долл. Это немало. Но не будем забывать, что «Тяньцзянь» прошел в один из двух самых комфортных месяцев. Не забудем, что у судов ледового класса Arc4 расход топлива на тонну грузов в целом будет выше, чем у обычных судов той же валовой вместимости (более тяжелый корпус, более мощная энергетическая установка). И еще, не будем забывать, что у более крупных кораблей расход топлива на тонну перевозимого груза заметно ниже (эффект масштаба), а значит и экономия будет меньше.

Далее. Насколько можно понять из публикаций, «Тяньцзянь» обошелся без помощи ледокола (хотя это и не факт) но вот зимой, или же в более сложных ледовых условиях сэкономить 15 дней у него бы не получилось – как ни крути, а скорость за ледоколом будет ниже, соответственно, увеличится время на маршруте. И еще. Сложность ледовой обстановки напрямую зависит от удаления от нашего берега. То есть чем ближе к Северному полюсу – тем толще лед. Вроде бы, ну в чем проблема – ходите ближе к нашим берегам… А проблема на самом деле очень большая, потому что, как ни странно, эти районы мелководны. И крупнотоннажные суда, имеющие осадку до 15 м нельзя проводить у наших берегов, их маршруты должны будут пролегать значительно севернее, то есть там, где им обязательно понадобится помощь ледоколов.

Экономия на оплате труда экипажа

Не будет никакой экономии, потому что будет сплошной перерасход. Нет, конечно, если считать, что экипаж будет получать оплату за свои труды ровно по тем же ставкам, что и за южные моря – тогда оно конечно. Например, если предположить, что «Тяньцзянь» при переходе по СМП шел с той же средней скоростью, с которой шел бы по маршруту через Суэц, то в этом случае, при почасовой оплате, экономия составила бы примерно 43% от суммы, которую пришлось бы затратить при плавании через Суэц.

Вот только не будем забывать, что ходить Севморпутем – это намного более тяжелый труд, чем ходить всякими там Индийскими океанами. У нас, на всем протяжении СМП действует районный коэффициент 2 – то есть по тарифной сетке работник той же профессии там должен получать вдвое больше, чем его коллега той же квалификации где-нибудь в Московской или Ленинградской областях. И в рыночных условиях дифференциации заработных плат не избежать – за постоянный труд на Севморпути экипажам придется платить намного дороже, чем за обычные маршруты через Суэц.

Кстати сказать, вопрос не только в условиях труда. Тому же капитану нужна еще и спецподготовка для плавания в ледовых условиях, то есть такой капитан будет более квалифицированным.

Отсутствие платежа за проход Суэцким каналом

Что есть, то есть, следуя по Севморпути, платить за проход Суэцким каналом платить не придется. Зато придется платить ледоколам за проводку. Как дорого?

Чуть более 5 лет тому назад, приказом от 4 марта 2014 г. Федеральной службы по тарифам были утверждены тарифы на ледокольную проводку судов, оказываемую ФГУП «Атомфлот».

что такое северный морской путь. 1558898806 546560 original. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558898806 546560 original. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558898806 546560 original. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Эти тарифы рассчитаны на 1 тонну перевозимого груза, и зависят от ледового класса судна, его валовой вместимости, навигации и длины маршрута. Приводить из полностью нет никакого смысла, но отметим, что тот же «Тяньцзянь», если он не имеет ледового класса, при проводке по всем зонам СМП заплатил бы 1 072,42 руб. за одну тонну валовой вместимости (а не фактически перевозимого груза). В марте 2014 г доллар примерно 36 рублей, так что китайцам пришлось бы раскошелиться примерно на 30 долларов США. Но это – летом. А вот в зимне-весеннюю навигацию, «Танцзянь», при отсутствии ледового класса вообще не допустили бы. Ну а если она у него есть, и по российским стандартам соответствует, скажем, Arc4, то проход был бы возможен, но ставка при этом выросла бы до 1 340,57 руб. или 37,23 долл. за тонну.

Аналогичная ставка для прохода Суэцким каналом составляет от 8 до 12 долл.

Но вот что интересно – судя по всему, тарифы «Атомфлота» не менялись и по сию пору. Очевидно, что спустя более чем 5 лет они изрядно устарели, и вряд ли обеспечивают сколько-то приемлемую прибыль нашему ФГУП – как никак, за это время инфляция даже по официальным данным превысила 42%. Видимо, тут действует окрик «сверху», с тем, чтобы сделать привлекательным проход по СМП для иностранцев. Но даже и сегодня, когда доллар стоит 65 руб., «Тяньцзянь» пришлось бы заплатить примерно 16,5 долл. в летне-осеннюю навигацию и 20,62 долл. в зимнюю. Как видим, тариф в зимнюю навигацию полностью «съел» всю экономию на топливе (около 6 долл максимум), и все равно остался выше, чем оплата за проход Суэцким каналом.

Отсутствие очередей

Отсутствие очередей и связанных с ними простоев был бы прекрасен, если бы не одно «но!». Сегодня, когда объем грузопотока по Севморпути невелик, наш ледокольный флот вполне способен проводить суда по требованию, то есть, когда появляется такой заказ. Но что будет, если произойдет кратное увеличение судов? А если их количество вырастет на порядки, о чем, собственно, и мечтают многие, желающие превращения СМП в «новый шелковый путь»? Увы, никаким разумным количеством ледоколов с этим будет не справиться, волей-неволей придется формировать караваны. А караваны – означают простои, пока караваны формируются, тут уже ничего поделать нельзя.

Отсутствие риска нападения пиратов

Вот уж чего-чего, но пиратов на Севморпути не ожидается совершенно наверняка. Но давайте подумаем, каким образом компенсируются «пиратские» риски? Очень просто – путем страхования грузов. Таким образом, вопрос плавно перетекает в плоскость стоимости страховки, хотя некоторые предпочитают пользоваться наемниками для охраны грузов.

Вопрос лишь в одном – а будет ли страховка судов, перемещающихся по СМП, дешевле чем обычная страховка при следовании по маршруту через Суэц? Ну да, пиратов, конечно, нет, но зато в наличии практически безлюдная местность, с очень непростыми условиями судоходства, с совершенно неразвитой инфраструктурой портов/аэродромов, с огромными сложностями, которые возникнут при необходимости спасения экипажей терпящих бедствие судов и самих этих судов. В общем, возможно, в далеком и светлом будущем, когда на СМП будет столько же судов, сколько автомобилей в Москве в часы пик на дорогах, страховки и подешевеют, но пока этого не произошло, следует ожидать дорогих тарифов. Даже невзирая на пиратов.

Но, может, потепление?

Действительно – у нас тут куча ученых, которые пророчат глобальное потепление, но тогда условия движения по СМП должны ощутимо улучшиться… Но должны ли? Дело в том, что снижение уровня льда вовсе не обязательно должно облегчать навигацию. Ледовые условия могут стать даже более непредсказуемыми, потому что такое потепление может увеличить количество айсбергов, отколовшихся от таящих льдов, и перемещающихся малопредсказумым образом. Кто желает сыграть в очередной «Титаник»?

А как же геополитика?

На самом деле политический аспект прямо-таки вопиет к иностранным грузоотправителям, чтобы ни в коем случае не делать ставку на Севморпуть.

Ведь что должна сделать компания, собирающаяся организовать круглогодичную перевозку грузов по Севморпути? В первую очередь, построить флот грузовых судов ледового класса Arc4. Служить эти суда будут несколько десятков лет, и работать они должны только на СМП, потому что если придется отправлять их Суэцким каналом, то избыточная прочность корпусов, избыточная мощность машин и т.д. приведут их к экономической неэффективности. Может, они конечно и будут работать в прибыль, но эта прибыль будет меньше, чем та, которую получила бы компания используя обычные суда. Соответственно, часть прибыли будет упущена, а на языке экономики «упущенная выгода» и «убыток» являются синонимами.

Иными словами, вложившись в строительство арктического флота, компания должна быть уверена в том, что в ближайшие 30 лет или даже более никто не воспрепятствует этому флоту ходить Севморпутем, и что проход СМП будет оставаться экономически выгодным.

А кто может дать такие гарантии?

О невероятном

Как мы видим, во внешней политике Россия сегодня возвращается на позиции СССР. То есть РФ сегодня пытается противостоять гегемонии США, при этом Европа, увы, остается на стороне «хороших парней из-за океана». НАТО, несмотря на различные трения, все же сохраняется как организация, а европейские страны вполне дружно одобряют очередные антироссийские санкции. И вот РФ вынуждена играть роль «антиамериканского» полюса мира, вот только ее экономические и военные возможности ни в какое сравнение не идут с аналогичными возможностями СССР. Нам-то во всяком случае придется это делать, у нас просто нет другого выхода, но какая коммерческая компания способна будет гарантировать, что конфликт между РФ и западным миром не усилится и не приведет к каким-то формам экономических войн, делающих проход СМП нерентабельным? Скажем, какой-нибудь чудовищный портовый сбор для судов, неспособных предъявить «квиток» о проходе Суэцким каналом?

Вроде бы, совершенно оторвано от реальности. Но если уж мы беремся рассуждать о будущем, в котором возможна военно-морская блокада Китая (пчелы против меда, Европа прямо таки спит и видит, как бы отказаться от дешевых китайских товаров), то почему бы и нет? И даже если абстрагироваться от всего вышесказанного, и принять как данность, что блокада Китая все-таки возможна, то и тогда нужно понимать, что Севморпуть не дает китайским судам экономической безопасности. ВМС США с опорой на Японию и ВМС НАТО с опорой на Англию и Норвегию способны не допустить их до начала СМП, либо заблокировать проход после выхода из него.

А теперь – о реальной опасности

У тарифов, которые платят страны за проход Суэцким каналом, есть один неоспоримый плюс. Они управляемы. А все потому, что плата за проход этим каналом, поступает в бюджет государства Египет. А Египет… как бы это сказать… при всем уважении к его суверенитету совершенно не в той весовой категории чтобы пытаться навязывать свои правила мировым державам. И если он попытается взимать больше, чем разумная и принятая сторонами плата, то не приходится сомневаться, в том, что египетскому правительству очень быстро «поставят на вид».

А вот кто сможет «поставить на вид» державе, чьего ядерного потенциала более чем достаточно для того, чтобы вогнать Соединенные Штаты Америки в каменный век за полчаса?

Любая иностранная компания, оценивая перспективы СМП, перед тем, как строить флот арктических судов, посмотрит на государство, которое устанавливает правила на Севморпути. И что оно видит? Российскую Федерацию, стоящую в оппозиции всему западному миру, но самое главное – страну, с совершенно неустойчивой экономикой. И где гарантия, что не сегодня, но лет так через 10-15 новому руководству РФ не захочется немножко так заставить поделиться компанию своими прибылями, «слегка» взвинтив цены за ледокольные услуги? В этом случае компании-перевозчики, рискнувшие вложиться в строительство арктического флота понесут крайне существенные убытки, а вот возможностей надавить на РФ с целью снижения этих тарифов у мирового сообщества практически нет.

Какому коммерсанту нужны такие риски?

Вывод

Он на удивление прост. Развивать Севморпуть безусловно важно и нужно, потому что это – наша транспортная артерия, обеспечивающая и снабжение примерно 20 миллионов наших сограждан-северян, да и необходимость вывоза полезных ископаемых никто не отменял. Есть и другие причины – ведь мы объявили полярную область от своих границ до Северного полюса своими владениями, надо их обживать. И, безусловно, если в какой-то момент времени мы сможем предложить адекватные условия транзита по СМП, то некая часть грузопотока действительно может сместиться с Суэца к нам.

что такое северный морской путь. 1558900530 27 4327095 boris vilkitsky. что такое северный морской путь фото. что такое северный морской путь-1558900530 27 4327095 boris vilkitsky. картинка что такое северный морской путь. картинка 1558900530 27 4327095 boris vilkitsky. Северный морской путь начинается у Новой Земли и ведёт до Чукотки, проходя через пять морей. Крупнейшие его порты — Мурманск, Архангельск, Диксон и др.

Но Севморпуть ни сегодня, ни в обозримом будущем ни в каком случае не сможет конкурировать с классическими маршрутами через Суэцкий канал, увы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *