что такое сетевая программа дополнительного образования
Что такое сетевая программа дополнительного образования
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г. Ершова Саратовской области»
__________ А.В. Широкова
Протокол №_____ от_____________
МБУ ДО «Дом детского творчества
г. Ершова Саратовской области»
_____ О.Н. Чернышова
Приказ № ____ от _______________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуемая в сетевой форме
«Школа юного туриста-краеведа»
МедведеваИрина Николаевна, методист
РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного туриста-краеведа» МБУ ДО «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области» (далее МБУ ДО «ДДТ г. Ершова» разработана в рамках туристско-краеведческой направленности в соответствии с:
«Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196);
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
СанПиНа 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 №4);
Уставом МБУ ДО «ДДТ г. Ершова».
В связи с этим идея данной программы заключается в расширении образовательного пространства на основе интеграции дополнительного и общего образования, где сетевыми партнёрами являются МБУ ДО «ДДТ г. Ершова Саратовской области», расположенный по адресу: г. Ершов, ул.Локомотивная, д.96 и МОУ «СОШ №3 г. Ершова Саратовской области», расположенная по адресу: г. Ершов, ул. Некрасова, д.7.
Способы реализации сетевого взаимодействия и обязательства организаций партнёров:
МБУ ДО «ДДТ» осуществляет руководство образовательной программой, курирует работу всей программы, отвечает за организацию экскурсий, встречу с интересными людьми, реализацию содержательной части модуля, организует итоговую и промежуточную аттестации, подготовку документации, работу по подготовке обучающихся к муниципальному конкурсу «Юных туристов-краеведов» и его проведение, к конкурсам и соревнованиям туристско-краеведческой направленности различных уровней;
МОУ «СОШ №3 г. Ершова» является базой для проведения практических занятий в спортивном зале с необходимым оборудованием и на спортивной площадке с разметкой для изучения туристической техники и соревнований с участием специалистов образовательной организации.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного туриста-краеведа» – это реализация её в сетевой форме, это новый опыт для образовательных учреждений Ершовского района и города Ершова. Это – интеграция дополнительного и общего образования в рамках реализации национального проекта «Успех каждого ребёнка».
Отлич ительные особенности сетевой дополнительной общеразвивающей программы «Школа юного туриста-краеведа» по сравнению с аналогичными программами: О.Ю. Станкевич «Основы туризма», г. Соликамск, 2017 г. и Б.Ю. «Юные туристы-краеведы», г. Киров, 2018 г.заключаются в том, что в нее внесены темы краеведческого характера, раскрывающие специфику природных, экологических условий и истории Ершовского района.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она рассчитана для поэтапного развития школьников и позволяет привлечь к занятиям туризмом большее количество детей разного возраста, в частности 7-10 лет, обеспечивает рост качества и количество мероприятий туристско-краеведческой направленности, а также способствует привлечению квалифицированных специалистов к обучению детей, повышению их мотивации, родителей и педагогов к реальной деятельности в туристско-краеведческой направленности, способствует развитию здорового образа жизни, любви к природе и истории родного края через практическую деятельность.
Адресат программы и его возрастные особенности. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет.
Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста (7-10 лет) характеризуются тем, что он начинает создавать своё социальное «я». В первом классе у детей только формируется гордость за свой новый социальный статус. Ему нравится быть частью общества, он понимает свое взросление. Это самое время для развития социальной составляющей личности ребёнка. В этом для себя новом обществе он занимаетопределённую позицию, социальную роль. Обучающийся понимает, как работают законы его нового общества. И для него необходимо: найти друзей; добиться расположения; чувствовать себя комфортно, принадлежать к группе (без группы нет чувства комфорта); иметь возможность влиять на принятие общественных решений (вносить вклад). Тут ребёнок уже осмысленно подходит к выбору тактики. Необходимо следовать правилам, которые установлены в этом обществе – только так можно стать его частью, этому, как нельзя лучше, способствует занятия в туристско-краеведческом объединении.
Комплектация состава туристско-краеведческого объединения происходит из обучающихся 7-10 лет. Рекомендуемый минимальный состав группы: от 12-15 человек. При наборе обучающихся принимаются все желающие, относящиеся к основной группе здоровья. Перед походом и спортивными соревнованиями каждый член группы должен предоставить допуск врача. При приеме обучающихся в туристское объединение необходимо получить от родителей (законных представителей) заявление о зачислении детей, заявление об обработке персональных детей.
Сроки и объём освоения программы. Программа «Школа юного туриста-краеведа» рассчитана на 36 часов обучения, которые реализуются в течение 16 недель.
Режим занятий. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в МБУ ДО «ДДТ» или МОУ «СОШ №3 г. Ершова», продолжительность учебного часа – 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : формирование у обучающихся основных знаний и умений пешеходного туризма и краеведческой деятельности.
Обучать базовым знаниям, умениям и навыкам пешеходного туризма;
обучать элементам техники и тактики пешеходного туризма;
обучать основам организации туристического похода;
формировать базовые знания по краеведению.
развивать индивидуальные способности и инициативу учащихся.
развивать внимательность при выполнении практических упражнений, наблюдательность к предметам и явлениям внешнего мира, творческое воображение в походах и путешествиях.
развивать физические качества: силу, выносливость и координацию движений.
воспитывать гуманное отношение к природе.
вырабатывать организаторские навыки, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать и правильно вести себя в коллективе.
формировать уважение к истории и культуре родного края.
воспитывать коммуникативные навыки, потребность во взаимоотношениях и умении общаться в коллективе.
1.3 Планируемые результаты
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного туриста-краеведа» обучающиеся должны знать…
Предметные результаты: базовые знания, умения и навыки пешеходного туризма:
основные сведения о климате, растительном и животном мире Ершова и Ершовского района;
основные сведения по истории, культуре своего населенного пункта и своего края;
памятники истории, культуры и природы родного края;
порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте;
группы условных знаков;
понятие азимута и его определение;
устройство компаса, понятие ориентиров;
туристские узлы, способы их вязки и условия применения;
технику передвижения по местности с природными препятствиями;
состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке;
правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током.
планировать маршрут с учетом посещения интересных мест;
разрабатывать маршрут по интересным местам своего края и сбирать краеведческий материал;
определять стороны горизонта по небесным светилам и местным предметам;
ориентироваться на местности;
разрабатывать простейшую тактику прохождения отдельных участков, препятствий;
готовить личное и групповое снаряжение туриста;
организовывать туристский быт;
участвовать в туристических слетах, соревнованиях;
ухаживать за телом, одеждой и обувью.
делать комплекс упражнений утренней зарядки;
оказывать первую доврачебную помощь.
Личностными результатами изучения программы «Школа юного туриста-краеведа» является формирование следующих умений:
способности гордиться своей Родиной;
бережного отношения к природе;
владение начальными навыками адаптации в меняющихся условиях;
ответственности перед командой.
Метапредметными результатами изучения программы «Школа юного туриста-краеведа» является формирование следующих универсальных учебных действий:
умения планировать, контролировать и оценивать свои действиям;
умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умения координировать движение в туристических походах;
умения определять общую цель и работать в команде над ее достижением.
1.4 Содержание программы
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Школа юного туриста-краеведа»
Перечень разделов и
Модуль 1. Азбука туриста-краеведа. 36 часов
Раздел №1. Краеведение. Экология. 8 часов
Вводное занятие. Туристские возможности Ершовского района
Ершовский район. Что рассказывает карта Ершовского района?
Исторические и культурные достопримечательности района.
Природа в городе и за его чертой.
Социологические исследования «Экология городской среды»
Итого по разделу 1:
Раздел №2. Топография. Ориентирование – 12 часов
Топографическая подготовка юного туриста.
Игра «Топографическое лото
Местность. Топографические элементы местности.
«Построение сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ»
«Построение сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных программ»
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и определяет цели дополнительного образования детей:
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются, это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ участвуют образовательные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Для включения различных партнеров в сетевую форму в образовательной организации разрабатывается концепция и программа развития. Высокая мотивация организаций-партнеров к разработке и развитию программ, ориентированы на современные образовательные потребности на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов сотрудничества. При разработке модели сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ выстраивается сетевое взаимодействие, учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, организация форм совместной деятельности.
В основу проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ положены такие принципы, как:
Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются договорные отношения, а также нормативные акты органов управления образованием по оптимизации сети учреждений и выбору модели сетевой организации; реализации дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих юридическое оформление решения органов управления образованием; договоры между участниками сети.
Основная идея сетевого взаимодействия- альтернатива для будущего образования.
Первое основание – изменение самого образования, проявляющегося, прежде всего, в смене его институционального ядра. Институциональным ядром сегодня могут быть только сетевые структуры. Для ситуации управления это означает, что необходимо связать сетевым образом ряд учебных заведений. Условием формирования такой сетевой структуры является ряд содержательно-организационных ходов.
Второе основание – формирование новых структур, отвечающих за воспроизводство человеческого капитала. Внедрение и постепенная формализация проектного, программного, экспертного методов работы приводит к более ясной политики в образовании.
Разработанный алгоритм формирования образовательного пространства, может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида с целью максимального удовлетворения образовательных интересов участников образовательного процесса. Инновационность сетевого партнерства в образовательном пространстве обеспечит: расширение количества образовательных программ; расширение различных форм обучения; применение различных современных учебных методик.
Образовательные учреждения, входящие в сеть, обеспечивают вариативное пространство для обучения учащихся, создавая условия для усиления их учебной мобильности на основе использования возможностей партнеров образовательного процесса. Характеристикой обучения в сетевом взаимодействии становится его открытость.
Открытость является важной характеристикой, определяющей ее динамику и комплексность взаимодействия со средой. Открытое образование выполняет набор функций: социальной мобильности, социального контроля, снижения рисков неудач через обеспечение индивидуальной стратегии социализации и пр. Выявленные характеристики открытости в совместной образовательной деятельности сетевого взаимодействия позволяют определить сущность понятия «открытая система обучения» как самоорганизующейся системы, способной динамично реагировать на актуальные изменения социального заказа и результатов обучения. Структура сетевого взаимодействия способна к самоорганизации и дает возможность ее готовности к самоорганизации. В основе объединения педагогов в сеть — инициатива отдельных учителей, творческих коллективов образовательных учреждений. На уровне ОУ или района инициатива оформлена локальным актом, в котором утверждена методическая тема, ответственные лица.
Изменения в системе общего образования являются многомерными и разнонаправленными. Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития, которое осуществляется в формах совместной коллективной деятельности, во взаимосвязи формирования ценностно-смыслового содержания и деятельности субъектов инновационного развития ОУ. Действия сетевых образовательных организаций: совместное методическое проектирование, совместное повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия, совместное методическое проектирование.
Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп: прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах измерения; косвенные показатели, которые сложно измерить и которые проявятся с отсроченным эффектом.
К первой группе относятся следующие показатели: профессиональная активность учителя.
результаты мониторинговых исследований;
количество и качество методических разработок, программ, положений, ученических проектов, учебно-методических проектов учителей;
степень удовлетворенности участников образовательных проектов (учеников, родителей, учителей);
Ко второй группе относятся такие показатели, как успешность педагогического коллектива и возможность реализации интеллектуального потенциала; социальная активность и готовность к инновационным изменениям;
степень востребованности инновационного опыта;
разнообразие и эффективность применения учителями образовательных технологий.
При правильном использовании технологии внедрения инновационного продукта в образовательный процесс ОУ могут быть достигнуты следующие эффекты:
проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода; четкое структурирование учебного материала;
оптимальный отбор содержания образования по учебным дисциплинам; повышение индекса инновационной активности педагогического коллектива; положительная динамика развития профессиональных компетенций.
Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности.
Существующие концептуальные трактовки сетевого взаимодействиябазируются на основных положениях программы развития школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей.
В результате сетевого взаимодействия образовательной организации возрастает качество методической работы, направленной на сопровождение системы образования. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ для решения задач дополнительного и неформального образования и социализации детей состоит из групп, критериев и показателей, которые связаны с:
1) созданием условий для повышения качества образования школьников, соответствующих потребностям сформированности ключевых компетентностей, качества воспитания, качества образовательных программ;
2) обеспечением доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса;
3) созданием условий для организации педагогического процесса – показателя эффективности образовательных услуг.
Формирование сетевого взаимодействия ОУ для решения задач модернизации образования позволяет сформировать систему образования высокого качества.
Приложение N 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ
Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.
4. Сторонами договора о сетевой форме являются:
Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.
5. Образовательная организация-участник (за исключением иностранных образовательных организаций) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы.
6. Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками).
В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.
Рабочие программы реализуемых иностранной образовательной организацией частей сетевой образовательной программы включаются в нее на соответствующем языке обучения.
7. Использование сетевой формы предусматривается образовательной программой, на которую осуществляется прием на обучение обучающихся, либо осуществляется переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.
8. При приеме на обучение по сетевой образовательной программе обучающийся зачисляется в базовую организацию на обучение по указанной программе.
9. Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации в сетевой форме основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.
Зачисление обучающихся в организацию, обладающую ресурсами, не производится.
На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.
11. Выплата обучающимся по сетевой образовательной программе стипендий и других денежных выплат, предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством об образовании, осуществляется базовой организацией в течение всего срока реализации сетевой образовательной программы.
По решению организации-участника обучающимся может быть назначена дополнительная стипендия, иные денежные выплаты, предоставлены дополнительные меры социальной поддержки в порядке, определяемом указанной организацией. Установление указанных стипендий или иных денежных выплат, предоставление дополнительных мер социальной поддержки не является основанием для отмены либо приостановления базовой организацией выплаты стипендий, иных денежных выплат или предоставления установленных мер социальной поддержки.
12. Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.
Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией-участником, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в базовой организации.
13. По завершению освоения в полном объеме части сетевой образовательной программы обучающиеся отчисляются из образовательной организации-участника в связи с завершением обучения.
В случае, если сетевой образовательной программой предусматривается проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся совместно базовой организацией и образовательной организацией-участником, отчисление обучающихся осуществляется после проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации.
Выдача документов об обучении по сетевым образовательным программам, не предусматривающим проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных договором о сетевой форме.
15. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы, в том числе использования ресурсов организаций-участников, определяются договором о сетевой форме.
Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации.
16. В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме подлежит изменению и (или) расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы после внесения изменений в образовательную программу в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.
17. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок (в том числе в связи с академическим отпуском, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме.
1 Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.