что такое сетевая гостиница
История отелей 2: попасть в отельные сети
Про историю отельной индустрии в общем я уже писала, а сегодня расскажу про такое явление, без которого современная индустрия гостеприимства просто немыслима, — отельные сети. Кто-то их обожает за единый стандарт и ожидаемость, кто-то ненавидит за безликость и предсказуемость. Однако от роскошного номера в Ritz-Carlton вряд ли бы кто оказался, а в Holiday Inn в командировке приходилось жить хотя бы один раз каждому.
Удивительно, но для отельной индустрии сети являеются относительно новой формой, и при этом составляют основу бизнеса: на сегодняшний день в мире насчитывается несколько сотен сетей, а по данным Всемирной туристской организации, каждый четвертый отель принадлежит к какой-нибудь сети.
Первые сетевые отели появились в конце 1930-х годов в США и стали очень популярны именно в Новом Свете: примерно 70% всех отелей Соединенных Штатов являются сетевыми.
Наверное, тут можно провести аналогию с сетевым фастфудом. Однако «сетевой» не всегда означает «дешевый» — например, сеть Radisson вполне можно назвать премиальной.
Гостиница Рэдиссон Ройал, Москва (Radisson Royal Hotel, Moscow)
Американские сети вообще отличаются масштабом, а вот в Италии, где отельный бизнес часто семейный, сети гораздо более скромных размеров.
В 1919 году Конрад Хилтон, будущий глава огромной империи, приобрел небольшой отель Mobley в техасском городке Сиско. Бизнес пошел в гору, и молодой предприниматель купил еще несколько отелей в Техасе, а затем и в Нью-Мексико. Преодолев не без трудностей Великую Депрессию, в 1946 году Конрад Хилтон основал компанию Hilton Hotels Corporation. В 1950-1960-е годы сеть вышла за пределы США и стала первой в мире международной отельной сетью.
Сегодня компания Hilton Hotels Corporation управляет более чем 540 отелями в почти 80 странах мира, а общий номерной фонд составляет около 200 тысяч. Кроме того, именно сеть Hilton запустила систему отельного франчайзинга и открыла первый отель рядом с аэропортом. Hilton владеет несколькими брендами, в том числе в средней ценовой категории, такими как Hilton Garden Inn и Hampton Inn. Компании также принадлежит легенда Нью-Йорка — роскошный отель Waldorf Astoria.
Самый главный Hilton в мире: Waldorf Astoria на Манхэттене.
Внесли свой важный вклад в историю и развитие отельной индустрии и другие известные бренды. Например, сеть Sheraton появилась в 1939 году на Восточном побережье США и уже в 1947 стала первой отельной сетью, акции которой котировались на Нью-йоркской фондовой бирже, а в 1958 году запустила первую в мире электронную программу бронирования номеров.
Сегодня, Sheraton входит в состав Starwood Hotels. Нужно признать, что большая часть сетевых отелей принадлежит все-таки мейнстримовской категории 3 звезды, и такие отели очень востребованы.
Сеть Best Western, основанная в 1946 году,является крупнейшей сетью в мире: в нее входит более 4 тыс отелей в 95 странах.
У каждого есть свои пристрастия, но вот американские исследователи отельной индустрии уверены, что выбор в пользу той или иной сети зависит от возраста гостя. Например, бренду Marriott все возрасты покорны и он считается самым любимым в США. Holiday Inn выбирают путешественники младше 30 лет, а гости постарше отдают предпочтение Hilton.
Несмотря на многолетнюю историю известные бренды не стоят на месте и открывают новые сети со ставкой на концептуальный дизайн. Сеть бутиков-отелей Andaz от Hyatt, появившаяся в 2007 году, ориентирована на высокую кухню и аутентичные впечатления. Edition от Marriott — это творение легендарного отельера и автора концепции бутик-отеля Яна Шрагера, сочетающий индивидуальный подход небольшого бутика и размах огромной сети.
Сеть Kerry Hotels, дочка люксовой Shangri-La, пока представлена только отелем в Шанхае, но в 2012 ожидается открытие отеля в Пекине. Здесь упор делают на кулинарные изыски: в отеле 11 театров-кухонь и собственная пивоварня, где для гостей сварят пиво под их собственной маркой.
Что такое сетевые отели
Отели ориентируются не только на финансовый уровень своих клиентов, но и на их национальную принадлежность. Например, в Iber Hotel общепринятым языком считается немецкий (хотя понятно, что в ходу и английский). А изначально французский, но уже давно распространившийся по миру Club Med тщательно хранит французский корпоративный язык.
Многие отели делают своей фирменной «фишкой» внешний вид. Так, в цепочке Sofitel присутствует явный намек на восток: пестрые покрывала в номерах, марокканские балкончики и т.д. Отель цепочки Marriott, на каком бы пляжном курорте ни был построен, все равно выглядит как офисное здание большого города.
Но даже при этом на пляжах вы их не всегда найдете. Например, Sheraton открыл отели в Турции, но расположены они исключительно в городской зоне. С помощью высокой цены и ограниченного набора «демократических» услуг (то есть системы «все включено», мини-клубов и т.д.) мировые цепочки отсекают не самую привлекательную для них публику. Отели Sheraton и Marriott даже на египетских курортах (где процветает полупансион и all inclusive) предлагают в качестве базового питания только завтраки.
Национальные цепочки стараются не только вкусно накормить, но и умело развлечь. Поэтому в пляжных сетевых отелях на массовых курортах обычно работают сильные команды аниматоров. Тут тебе и аквааэробика по утрам, и танец живота после обеда, и сильные развлекательные программы вечером. При многих отелях можно даже записаться на курсы английского, а то и турецкого языка. Для детей, соответственно, своя анимация: в каждой уважающей себя гостинице должен быть мини-клуб, где няня-воспитатель (обычно румынского, польского или даже русского происхождения) обучает малышей лепке, рисованию и всяким спортивным играм. И делает это, как правило, на родном языке ребенка. А вот в Sol Melia в Хорватии разделения на детей и взрослых нет, и под вечер к столикам кафе начинают выходить Белоснежки с гномами, Снежные королевы и прочие мультяшно-книжные герои, которые всем подряд рассказывают сказки, причем на английском (!).
На прощание анекдот. Один турист на протяжении долгого времени отдыхал в Турции, причем в отелях одной и той же сети. Но лет через шесть почему-то решил сменить «ориентацию» и поехал в Хорватию, где любимой цепочки не оказалось. Скрепя сердце, гостиничный фанат согласился на проживание в «четверке», примерно равной турецкой. Однако через 10 дней в аэропорту он в полном расстройстве чувств рассказывал всем отъезжающим туристам, что лучше снова поедет в Турцию, зато в проверенный отель, потому что здесь (о, ужас!) ему даже ни разу не предложили шампанское в номер?
Крупнейшие отельные сети России. Рейтинг Forbes
Чемпионат мира по футболу 2018 года не только принес много положительных эмоций болельщикам, но и существенно увеличил прибыль международных гостиничных сетей в России. За время проведения чемпионата 11 городов посетили около 5 млн иностранных туристов. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), почти все номера отелей удавалось реализовывать по максимально разрешенной цене. Это особо отметили управляющие гостиницами в регионах.
«В Екатеринбурге латиноамериканцы и египтяне бронировали номера через свои турфирмы, и отели смогли продать их по самой высокой — в рамках постановления правительства — цене, — рассказала представитель РСТ Ирина Тюрина. — Японцы, шведы и французы предпочитали бронирование через онлайн-сервисы, что немного снизило доходы». А в Саранске, например, по ее словам, не хватило номерного фонда, чтобы разместить всех желающих: «Гостиницы были забиты 12 суток, загрузкой даже пришлось поделиться с соседними городами, Пензой и Ульяновском».
Почти все постояльцы отелей были иностранцами, многие из них останавливались в отелях международных сетей. Благодаря этому загрузка в сетевых гостиницах в летние месяцы стала рекордной, а в среднем по году — намного выше обычной. В Москве лидером за два месяца соревнований среди сегментов гостиничного рынка был люксовый. По данным компании JLL, он нарастил показатель загрузки на 12% к прошлому году, до 86%. По динамике средней цены за номер тоже всех опередил люксовый сегмент, зафиксировавший 4-кратный рост, до 71 200 рублей. По доходности на номер люксовые отели увеличили показатель на 366%, до 60 900 рублей.
Санкт-Петербург третий год подряд показал в летние месяцы высокий уровень загрузки, но в целом, как отметили в JLL, чемпионат не принес ожидаемых результатов отельерам Северной столицы. «Судя по динамике показателей отдельных сегментов рынка, в этот период в Петербурге был преимущественно низкобюджетный спрос, чемпионат отпугнул традиционных туристов. Москва же, безусловно, выиграла, полностью оправдав прогнозы как по росту цены, так и по росту загрузки», — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL в России и СНГ Татьяна Веллер.
Несмотря на разные результаты, обоим городам удалось нарастить доходность номеров в первые два месяца этого лета, правда, разными темпами: в Москве доходность на номер поднялась на 224%, до 19 100 рублей, в Санкт-Петербурге она выросла только на 9%, составив 9300 рублей.
Международные отельные сети готовились к чемпионату мира четыре года. В Москве было введено 5400 брендированных гостиничных номеров, в Санкт-Петербурге — более 1100. «Это была борьба за дорогого во всех отношениях гостя в условиях растущей конкуренции и растущего качества предложения на рынке», — считает Татьяна Веллер.
hoteladvisor
Все об отелях и гостиничном деле
На данный момент в мире более 16 миллионов гостиниц, каждая 4ая гостиница входит в какую-либо сеть.
Пришло время познакомиться с десятком основных игроков этого рынка.
1.InterContinental Hotels Group (IHG)
На первом месте расположилась самая крупная в мире гостиничная сеть InterContinental Hotels Group (IHG). На 2012 год:
— 4480 отелей по всему миру (13 из них в России)
— 658348 номеров и апартаментов
Британская компания, которй менее 10 лет, в состав которой входят такие бренды : Crowne Plaza, Candlewood Suites, InterContinental, Hotel Indigo, Staybridge Suites, Holiday Inn, Holiday Inn Express и.т.д.
За 2011 год сеть обросла 43 новыми отелями и 11187 новыми номерами.
2. Hilton Worldwide
Второе место по праву занимает компания Hilton Worldwide, основанная в 1919 году Конрадом Хилтоном на 2012 год насчитывает :
— 3843 отеля ( 3 отеля в России)
— 633238 номеров
Американская сеть, с почти вековой историей, под своим крылом объединила такие бренды как : Waldorf Astoria Hotels and Resorts, Conrad Hotels & Resorts, Hilton Hotels & Resorts, Doubletree (DoubleTree by Hilton), Embassy Suites Hotels, Hilton Garden Inn, Hampton Inn и Hampton Inn & Suites, Homewood Suites by Hilton, Home2 Suites by Hilton и Hilton Grand Vacations.
За 2011 год сеть обросла 154 отелями и 27300 номерами.
3. Marriott International
4. Wyndham Hotel Group
Группа из сети отелей и курортов, расположенных в 67 странах мира, в основном в США и Канаде. На 2012 год:
— 7205 отелей (3 отеля в России)
— 613126 номеров
Компания Wyndham Hotel Group была основана в 1981 году в США, и на сегодняшний день включает в себя бренды: Wyndham, Wingate by Wyndham, Hawthorn Suites, Ramada, Knights Inn и AmeriHost Inn, Days Inn, Super 8, Baymont Inn & Suites, Microtel Inns and Suites, Travelodge, Howard Johnson.
За 2011 Сеть лишилась 2 отелей, а номеров стало больше на 391.
Accor Group — французская компания, в управлении которой на 2012 год находятся :
— 4426 отелей (11 отелей в России)
— 531714 номеров
Кроме отелей, компания владеет сетями ресторанов, казино и туристических компаний. Бренды: Novotel, Mercure,Pullman, Sofitel, Suite Novotel, Formule 1, Ibis, All Seasons, Etap, Motel 6 и.т.д.
За 2011 год было построено 197 новых отелей и 25108 номеров.
6. Choice Hotels International
Американская гостиничная корпорация, основана в 1940 году на 2012 год :
— 6023 отеля (нет отелей в России)
— 502460 номеров
Бренды : бренды: Econo Lodge и Rodeway Inn, Quality Inn, MainStay Suites, Comfort Inn, Comfort Suites, Quality, Sleep Inn, Clarion, Suburban Extended Stay Hotel, Choice Hotels, Econo Lodge и Rodeway Inn.
За 2011 год +61 отель + 7315 номеров
7. Starwood Hotels and Resorts
Американская корпорация основана в 1969 году, на 2012 год :
— 1077 отелей (5 отелей в России)
— 315346 номеров
Бренды Starwood Hotels & Resorts: Sheraton Hotels & Resorts, W Hotel и Four Points Hotels by Sheraton, Westin Hotels & Resorts, St. Regis, The Luxury Collection, Le Meridien, Aloft.
В 2011 году было построено 36 новых отелей и 6646 новых номеров.
Британская гостиничная сеть, название которой было результатом выбора расположения для большинства гостиниц, входящих в сеть. На 2012 год :
— 4078 отелей (2 отеля в России)
— 311598 номеров
Всего лишь один бренд «Best Western». 4078 отлей под одним брендом, это достойно уважения.
Итак, за 2011 год + 63 отеля и 4443 номера.
9.Home Inns (+Motel 168)
Самая крупная Азиатская гостиничная сеть, после консолидации стала одним из лидеров китайского и мирового рынков. На 2012 год :
— 1426 отелей (нет отелей в России)
— 176562 номера
Основные бренды: Home Inn, Motel 168.
Огромный рост за 2011 год : + 608 отлей и 82664 номера
10. Carlson Rezidor Hotel Group
Корпорация объединила пять гостиничных компаний мирового масштаба. На 2012 год :
— 1077 отелей
— 165802 номера.
Бренды : Park Inn hotels, Regent International Hotels, Park Plaza Hotels & Resorts, Radisson Hotels & Resorts и Country Inns & Suites By Carlson.
За 2011 год потеряли один отель, но прирост номеров был в 741 шт.
Известные сети гостиниц
Гостиничный бизнес достаточно давно превратился из множества национальных отраслей, работающих отдельно и независимо в каждом государстве, в единое экономическое пространство. Оно охватывает практически все развитые страны и государства, активно занимающиеся туризмом. Это вполне логично – было бы странным, если бы процессы глобализации, происходящие во всем мире, не затронули такой международный бизнес, как гостиничный. Именно поэтому в настоящее время лидерами по оказанию слуг в сфере отельного предпринимательства являются мировые бренды, каждый из которых представлен множеством гостиниц, раскиданных по всей планете.
Наиболее крупные из них известны практически любому обывателю, что неудивительно: по некоторым данным каждая пятая гостиница в мире принадлежит гигантским транснациональным корпорациям. А если учесть размеры и вместимость принадлежащих им отелей, становится понятным, что они контролируют около половины общемирового рынка гостиничных услуг.
Для того чтобы иметь более полное представление о лидерах рассматриваемого сегмента бизнеса, следует рассмотреть наиболее известные сети отелей, остановившись на самых крупных из них.
InterContinental Hotels Group
Созданный в 2003 году в Великобритании оператор сети отелей среднего и высшего класса чаще называют кратким наименованием IHG. Он управляет наибольшим количеством гостиниц, если учитывать их номерной фонд. На данный момент корпорация контролирует более 680 тысяч номеров, причем эта цифра с каждым годом стабильно увеличивается примерно на 2-3%. Количество отелей, которыми управляет IHG, превышает четыре с половиной тысячи. В России открыто 13 отелей, находящихся под контролем группы, четыре из которых – в Санкт-Петербурге. Помимо одноименного с корпорацией бренда под управлением IHG находятся также известнейшие HotelIndigo, CrownPlaza и многие другие.
Hilton Worldwide
Одной из старейших (основана в начала прошлого века, а именно в 1919 году) и наиболее известных корпораций в сфере отельного бизнеса заслуженно считается HiltonWorldwide. Пережив в последние несколько лет ряд реорганизаций и поглощений, Хилтон еще более укрепил свое положение, уверенно занимая второе место среди мировых туристических гигантов.
Американская корпорация управляет более 4 тысячами отелей по всему земному шару. Она контролирует общий номерной фонд в количестве, лишь немногим уступающем IHG, но также значительно превышающим 670 тысяч. Стабильный и уверенный рост, демонстрируемый корпорацией, а также активность на рынке слияний и поглощений не исключают возможность того, что компания возглавит список лидеров.
Marriott International
Еще одна американская сеть, названная по имени создавшего ее в 1927 году Джона Марриотта, также крайне успешно работает в последние годы, неизменно наращивая объемы оказываемых услуг. Корпорация контролирует около 3800 отелей с общим номерным фондом, превышающим 660 тысяч номеров.
Под управлением одного из мировых лидеров гостиничного бизнеса находится в настоящее время 16 различных брендов, наиболее известными из которых являются Renaissance и Ritz-Carlton. По популярности среди клиентов и раскрученности бренда в мире Marriott не уступает никому, за исключением, может быть, Hilton.
Wyndham Hotel Group
Американская корпорация, занимающаяся управлением огромной сетью курортов и гостиниц, которые расположены в почти 70 странах, основное внимание сосредоточила на деятельности в США и Канаде. Именно там находится большинство из ее более семи с половиной тысяч отелей. По их количеству компания является безусловным лидером среди всех гостиничных сетей мира.
При этом номерной фонд, находящийся под управлением группы, уступает трем предыдущим корпорациям и составляет в настоящее время примерно 650 тысяч номеров. В России корпорацией открыто три отеля – по одному в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Accor
Наиболее крупная из французских компаний, занимающихся отельным бизнесом, AccorGroup управляет несколькими брендами, гостиницы которых расположены по всему миру. В России также присутствует 11 отелей данной корпорации под двумя известными брендами: Novotel и Ibis.
AccorGroup контролирует более 3,5 тысяч гостиниц с общим номерным фондом примерно 450 тысяч номеров. Самыми популярными брендами группы являются небезызвестные Sofital, GrandMercure и уже упоминавшиеся Novotel и Ibis. Компания обладает наиболее высокими темпами ежегодного прироста находящихся под контролем отелей и величины номерного фонда – около 3%.
Choice Hotels International
Еще одна американская корпорация, присутствующая в списке лидеров гостиничного бизнеса, была создана в 1940 году. В настоящее время он управляет более 6 тысячью отелей с общим номерным фондом примерно 450 тысяч номеров. Наиболее известными брендами сети являются EconoLodge, QualityInn, ComfortInn и RodewayInn.
Корпорация прославилась в середине прошлого века, активно изобретая и вводя в сферу гостиничного бизнеса буквально цепочку новшеств, среди которых были:
Starwood Hotels and Resorts
Среди уже упоминавшихся в списке лидеров американских компаний, корпорация StarwoodHotelsandResorts является наиболее молодой, так как создана в 1969 году. Она представлена пятью отелями в России, а в целом по миру управляет сетью из 1170 заведений с общим номерным фондом, составляющим примерно 330 тысяч номеров.
Корпорация по праву считается одной из самых быстрорастущих, уверенно увеличивая количество подконтрольных гостиниц с каждым годом.
Наиболее популярными и известными брендами, которыми управляет Starwood, является давший название корпорации, а также Sheraton, Aloft, TheLuxuryCollection и несколько других, менее известных.
Best Western
Вторая по величине (после лидирующей в данном списке InterContinentalGroup) британская сеть гостиниц, отели которой расположены в 82 государствах. Основным регионом размещения является Европа (прежде всего, Франция) и северо-западная часть США. Под управлением Best Western находится номерной фонд, составляющий 310 тысяч номеров в более чем 4 тысячах отелей.
Одной из особенностей гостиниц данной корпорации считается крайне дружелюбное и снисходительное отношение к животным, вместе с которыми приезжают на отдых их клиенты. Сотрудниками BestWestern разработаны оригинальные специальные маршруты для прогулок гостей с питомцами, особое меню для животных и множество других приятных мелочей.
Home Inns
Единственный представитель азиатских компаний в списке корпораций-лидеров, занимающихся гостиничным бизнесом. Создана в Китае и объединила в себе несколько относительно некрупных сетей, главными из которых были давшая название HomeInns и Motel 168. В настоящее время корпорация занимает лидирующее место на китайском рынке гостиничных услуг и одно из ведущих в мире.
Под управлением HomeInns находится более 2,2 тысяч отелей с общим номерным фондом более четверти миллиона номеров. Компания развивается стремительными темпами, недоступными никому более – почти на 20% ежегодно.
Carlson Rezidor Hotel Group
Корпорация образовалась в результате объединения пяти крупных компаний, занимавшихся гостиничным бизнесом в серьезных масштабах. В результате в настоящее время группа CarlsonRezidor контролирует более 1,1 тысячи отелей в почти восьми десятках государств. Общий номерной фонд корпорации составляет примерно 165 тысяч номеров.
Наиболее популярными и известными брендами, которыми управляет группа, считаются ParkInnhotels, ParkPlaza, RegentInternational и несколько других. В последние годы корпорация практически не наращивает объемы, показывая небольшой прирост.