что такое сетевая форма обучения в вузе

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Информация об изменениях:

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Источник

Что такое сетевая форма обучения в вузе

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Источник

Приложение N 1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации
и Министерства просвещения
Российской Федерации
от 5 августа 2020 г. N 882/391

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ

Сетевая образовательная программа может включать в себя части, предусмотренные образовательными программами различных видов, уровней и (или) направленностей.

4. Сторонами договора о сетевой форме являются:

Сторонами договора о сетевой форме могут являться несколько организаций-участников.

5. Образовательная организация-участник (за исключением иностранных образовательных организаций) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы.

6. Сетевая образовательная программа в соответствии с договором о сетевой форме утверждается базовой организацией самостоятельно либо совместно с образовательной организацией-участником (образовательными организациями-участниками).

В случае, когда сетевая образовательная программа утверждается базовой организацией самостоятельно, образовательная организация-участник разрабатывает, утверждает и направляет базовой организации для включения в сетевую образовательную программу рабочие программы реализуемых ею частей (учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов), а также необходимые оценочные и методические материалы.

Рабочие программы реализуемых иностранной образовательной организацией частей сетевой образовательной программы включаются в нее на соответствующем языке обучения.

7. Использование сетевой формы предусматривается образовательной программой, на которую осуществляется прием на обучение обучающихся, либо осуществляется переход к использованию сетевой формы в период реализации образовательной программы с внесением изменений в образовательную программу в порядке, установленном локальными нормативными актами базовой организации.

8. При приеме на обучение по сетевой образовательной программе обучающийся зачисляется в базовую организацию на обучение по указанной программе.

9. Зачисление в образовательную организацию-участника при реализации в сетевой форме основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанную организацию без отчисления из базовой организации в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

Зачисление обучающихся в организацию, обладающую ресурсами, не производится.

На период реализации части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике обучающиеся не отчисляются из базовой организации.

11. Выплата обучающимся по сетевой образовательной программе стипендий и других денежных выплат, предоставление иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством об образовании, осуществляется базовой организацией в течение всего срока реализации сетевой образовательной программы.

По решению организации-участника обучающимся может быть назначена дополнительная стипендия, иные денежные выплаты, предоставлены дополнительные меры социальной поддержки в порядке, определяемом указанной организацией. Установление указанных стипендий или иных денежных выплат, предоставление дополнительных мер социальной поддержки не является основанием для отмены либо приостановления базовой организацией выплаты стипендий, иных денежных выплат или предоставления установленных мер социальной поддержки.

12. Освоение части сетевой образовательной программы в образовательной организации-участнике сопровождается текущим контролем и промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом сетевой образовательной программы, и в порядке, установленном образовательной организацией-участником.

Результаты промежуточной аттестации, проводимой образовательной организацией-участником, являются результатами промежуточной аттестации по сетевой образовательной программе и не требуют зачета в базовой организации.

13. По завершению освоения в полном объеме части сетевой образовательной программы обучающиеся отчисляются из образовательной организации-участника в связи с завершением обучения.

В случае, если сетевой образовательной программой предусматривается проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся совместно базовой организацией и образовательной организацией-участником, отчисление обучающихся осуществляется после проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Выдача документов об обучении по сетевым образовательным программам, не предусматривающим проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации, осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных договором о сетевой форме.

15. Финансовое обеспечение реализации сетевой образовательной программы, в том числе использования ресурсов организаций-участников, определяются договором о сетевой форме.

Организации-участники не вправе взимать плату с обучающихся за реализацию части сетевой образовательной программы и (или) предоставление ресурсов для ее реализации.

16. В случае невозможности участия организации-участника в реализации сетевой образовательной программы (в том числе в связи с прекращением ее деятельности, приостановлением действия или аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности образовательной организации-участника) договор о сетевой форме подлежит изменению и (или) расторжению, а реализация оставшихся частей сетевой образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы после внесения изменений в образовательную программу в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации.

17. При наличии обучающихся, не завершивших освоение сетевой образовательной программы в установленный срок (в том числе в связи с академическим отпуском, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет), по истечении срока договора о сетевой форме указанный договор может быть продлен, либо реализация оставшихся частей образовательной программы осуществляется базовой организацией без использования сетевой формы. С согласия указанных обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, не имеющих основного общего образования, может быть осуществлен переход на другую сетевую образовательную программу, реализуемую в соответствии с иным договором о сетевой форме.

1 Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134.

Источник

Сетевая форма обучения

Перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

что такое сетевая форма обучения в вузе. article5aea6b8e29e367.07524023. что такое сетевая форма обучения в вузе фото. что такое сетевая форма обучения в вузе-article5aea6b8e29e367.07524023. картинка что такое сетевая форма обучения в вузе. картинка article5aea6b8e29e367.07524023. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Неизбежная реорганизация производства, связанная с развитием науки и внедрением инновационных технологий, ставит новые задачи перед образовательными организациями, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В том числе, эти изменения требуют совершенного нового подхода в обучении молодых специалистов.

Отметим, что стратегия развития науки и образования уже закреплена законодательно, Указом Президента России № 559 и Постановлением Правительства №211. В данных документах 2020 год обозначен, как дата, когда не менее пяти ВУЗов России должны войти в список лучших мировых университетов.

Согласно утвержденной стратегии, ключевым направлением развития российских ВУЗов должна стать:

Специалисты уверены, что такие задачи могут быть реализованы только при условии внедрения новых форм обучения. Именно поэтому перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

что такое сетевая форма обучения в вузе. article5aea6bcd870d83.55920795. что такое сетевая форма обучения в вузе фото. что такое сетевая форма обучения в вузе-article5aea6bcd870d83.55920795. картинка что такое сетевая форма обучения в вузе. картинка article5aea6bcd870d83.55920795. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Что такое сетевая форма обучения?

Сетевая форма обучения – метод реализации образовательных программ с использованием ресурсов самых разных организаций (образовательных (в том числе иностранных), производственных, медицинских, научных и т.д.), обладающих возможностями для проведения учебной/производственной практики или других видов учебной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы.

Хорошо известно, что прогресс в науке невозможен без тесного взаимодействия ученых всего мира. Вместе с тем, учитывая, что все продукты научной деятельности используются, прежде всего, в ведущих отраслях экономики и бизнеса, возникла необходимость внедрения сетевой формы обучения, которая предполагает практическую деятельность молодых специалистов в условиях прямого сотрудничества с производством и бизнесом.

Нельзя не отметить, что сетевая форма обучения также направлена на мотивирование руководителей предприятий, которые могут оказать содействие в практическом обучении студентов, проявлять заинтересованность к привлечению молодых квалифицированных кадров. При этом главный вклад предприятий в процесс подготовки квалифицированных кадров – предоставление материально-технической базы, позволяющей студентам закрепить теоретические знания на практике, а ученым – создавать новые технологии, основываясь на реальных потребностях производства.

Сетевое обучение, как форма, предполагающая вовлечение в ход подготовки специалистов всех сфер производства, материальных и кадровых ресурсов, должна иметь четкую структуру с определением круга обязанностей и ответственности всех участников процесса.

Кстати, именно разработкой четкого плана регулирования межсетевого взаимодействия различных организаций и занимается Минобрнауки, поскольку в сфере компетенции ведомства как раз и находится создание единого плана обучения и выдача лицензий на тот или другой вид образовательной деятельности.

что такое сетевая форма обучения в вузе. article5aea6c3a445f83.55982259. что такое сетевая форма обучения в вузе фото. что такое сетевая форма обучения в вузе-article5aea6c3a445f83.55982259. картинка что такое сетевая форма обучения в вузе. картинка article5aea6c3a445f83.55982259. Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Преимущества сетевой формы обучения

Построение сетевой формы обучения существенно расширяет возможности всех участников обучающей программы. Но хочется отметить, в первую очередь, преимущества, открывающиеся для будущих специалистов. Благодаря сетевой форме обучения они имеют возможность:

Подчеркнем, что параллельное обучение в разных образовательных организациях осуществляется по единой учебной программе. Например, студент изучает симметрично программы двух ВУЗов, имеющих согласованный учебный план, но при этом молодой специалист получает два диплома по смежным специальностям.

Кроме такого варианта обучения, сотрудниками Минобрнауки разработаны программы, включающие любое из направлений:

Все эти составляющие по выбору студента могут быть включены в учебный план, и на каждом этапе обучения он получает диплом, сертификат или удостоверение о прохождении обучения и присвоении квалификации.

Дополнительным бонусом сетевого обучения является признание дипломов ВУЗами-партнерами, что существенно расширяет возможности студентов, в том числе – на международном уровне.

Перспективы сетевого обучения

В свете неуклонного развития научно-технического прогресса и в связи с объявленными Президентом России приоритетными направлениями повышения роста экономики и обеспечения конкурентоспособности/безопасности государства, сетевая форма обучения сегодня признана едва ли не самой прогрессивной системой образования. Специалисты утверждают, что именно она открывает максимально полный доступ к самым передовым достижениям науки и техники.

Источник

Сетевые образовательные программы

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.

В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им. Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В БФУ им. И. Канта прибыли студенты программы «Реклама и связи с общественностью» из САФУ им. М.В. Ломоносова и СВФУ им. М.К. Аммосова для изучения модуля по геобрендингу. В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Приятно отметить, что первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов стал проект БФУ им. И. Канта. Его важность заключается в том, что он сможет помочь апробировать организационные механизмы взаимодействия: оформление документов, прием делегаций, интеграцию с вузовским учебным процессом. Когда вместе с ректорами федеральных вузов мы продумывали цели и задачи сетевого взаимодействия, нам очень важным представлялось объединение наших собственных усилий, обмен ресурсами. Но в реальной практике мы пошли еще дальше: наши студенты получили уникальную возможность учиться у практиков и экспертов международного уровня.

– Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта

В 2015-2016 учебном году БФУ им. И. Канта по сетевому соглашению объявляет набор на пять программ бакалавриата, а также участвует в четырех сетевых программах подготовки магистров.

Сетевые программы, в которых принимает участие БФУ им. И. Канта

Сетевые программы особенно привлекательны для студентов, решивших продолжить образование в магистратуре.

Новая форма подготовки магистров предоставляет обучающимся максимум возможностей в освоении уникальных профессиональных компетенций, получение которых, наверно, было бы невозможно в пределах отдельно взятого региона. В рамках сетевой программы студенты смогут не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными этих вузов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов.

– Ирина Кукса, первый проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта

АБИТУРИЕНТ! Поступление на сетевые образовательные программы ничем не отличается от обычного приёма. Дополнительные испытания не предусмотрены. Учебные дисциплины, освоенные в любом из вузов сети, будут засчитаны бакалавру и магистранту, а в дипломе выпускника будет указано, в каком из университетов пройден тот или иной учебный модуль.

Мне кажется, это потрясающая идея – ездить для учёбы в другие университеты. Во-первых, это новые преподаватели, с другим опытом, с другими подходами. Во-вторых, это личный контакт с будущими коллегами по всей России. В-третьих, это прекрасная возможность познакомиться с самой Россией. И сетевое взаимодействие между федеральными университетами позволяет нам всё это увидеть и понять.

– Мария Слепцова, студентка СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «Реклама и связи с общественностью», прошла учебный модуль по геобрендингу в БФУ им. И. Канта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *