что такое сертификационный базис

Сертификационные требования (базисы) к оборудованию РТОП

Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движения

© 2010 – Ноябрь 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Источник

Что такое сертификационный базис

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изделия авиационной техники

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТИ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТИ, ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Aircraft. Flight safety, reliability, testability and maintainability programmes. General requirements

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» (ОАО «ЛИИ им.М.М.Громова») и Федеральным государственным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

1 Область применения

Применение требований стандарта к другим воздушным судам (в том числе ранее разработанным, а также воздушным судам, не являющимся самолетами и вертолетами) определяется по усмотрению разработчика воздушного судна.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

2.2 безопасность полета: Свойство воздушного судна в целом, характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без вреда лицам или имуществу.

2.3 ведущий научно-исследовательский институт по направлению: Определенная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти научно-исследовательская организация авиационной промышленности, проводящая опережающие и прикладные исследования, а также осуществляющая формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики в определенной области авиационной науки и техники.

2.4 головной исполнитель: Организация, осуществляющая руководство проектом создания воздушного судна (авиационной программой) и представляющая в отношениях с заказчиками всех участников проекта.

2.5 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

2.6 запасная часть: Составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же составной части в целях поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.

2.7 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

2.8 изделие: Объект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.

2.9 изделие комплектующее: Составная часть авиационной техники, являющаяся конструктивно законченным стандартным или иным изделием, необходимым для применения авиационной техники по назначению (например, комплекс, система, прибор, блок, модуль, деталь, механизм и т.п.), поставляемым по заказу лиц, осуществляющих создание, эксплуатацию и/или ремонт авиационной техники, либо самостоятельно создаваемым такими лицами.

2.10 комплексная программа обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности: Организационный технический документ, определяющий содержание работ, их результаты (отчетные документы) и исполнителей работ, подлежащих выполнению на стадиях жизненного цикла определенного типа воздушного судна для обеспечения высокого уровня его эксплуатационно-технических характеристик, включая выполнение заданных требований к показателям безопасности полета, надежности, контролепригодности и эксплуатационной и ремонтной технологичности воздушного судна и его составных частей.

контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его приспособленность к проведению контроля заданными средствами.

надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

2.13 образец: Воздушное судно, авиационный двигатель или воздушный винт.

отказ (failure): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

2.15 отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.

2.17 разработчик: Организация, осуществляющая разработку авиационной техники и принимающая на себя ответственность в отношении ее типовой конструкции.

ремонтная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при всех видах ремонта, кроме текущего.

2.19 сертификат типа: Документ, выдаваемый уполномоченным органом по сертификации для подтверждения того, что типовая конструкция образца соответствует требованиям сертификационного базиса.

2.20 сертификационной базис: Документ, содержащий требования к летной годности и охране окружающей среды, применимые к данному образцу авиационной техники.

2.21 составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

2.22 типовая конструкция: Конструкция образца авиационной техники (включая его летные и эксплуатационные характеристики и их ограничения), соответствие которой применимым требованиям устанавливается по результатам сертификации.

эксплуатационная технологичность: Технологичность конструкции изделия при подготовке его к использованию по назначению, техническом обслуживании, текущем ремонте и утилизации.

2.24 эксплуатационно-технические характеристики: Характеристики надежности, безопасности полета, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности.

2.25 эксплуатант: Лицо, на законном основании владеющее воздушным судном и осуществляющее или планирующее осуществлять на нем полеты.

2.26 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включающая в себя в общем случае: использование изделия по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и все виды ремонта, кроме тех, которые выполняются на условиях временного вывода изделия из эксплуатации (например, капитальный ремонт).

3 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

Источник

Что такое сертификационный базис

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июня 2019 года N 184

— Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии со статьями 8, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2004, N 35, ст.3607; 2013, N 23, ст.2882; 2014, N 30, ст.4254; 2015, N 29, ст.4380; 2016, N 1, ст.82; 2017, N 27, ст.4224, N 32, ст.5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст.1593; 2000, N 17, ст.1875; 2010, N 28, ст.3705; 2015, N 49, ст.6976; 2016, N 42, ст.5929, 2018, N 37, ст.5763; 2019, N 10, ст.979)

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

в Министерстве юстиции

6 сентября 2019 года,

регистрационный N 55851

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 17 июня 2019 года N 184

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»

21.1 Содержание Федеральных авиационных правил

регулируют порядок взаимодействия участников процесса обязательной сертификации гражданских ВС и другой АТ и подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой АТ требованиям Правил;

(c) Правила в части наименования, структуры (нумерации) и содержания разработаны с учётом Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», издание одиннадцатое, июль 2010 г., Приложения 19 «Управление безопасностью полетов», издание первое, июль 2013 г., к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководства по летной годности Doc 9760 ICAO, издание третье, 2014 г., Руководства по управлению безопасностью полетов Doc 9859 ICAO, издание третье, 2013 г. (опубликованы на сайте Международной организации гражданской авиации www.icao.int), Постановления Комиссии Европейского Союза N 748/2018 от 03.08.2018 (опубликованы на сайте Европейского Агентства по безопасности полетов www.easa.europa.eu), Параграфа 14 Части 21 Кодекса Федеральных Нормативных Правовых Актов Соединенных Штатов Америки (опубликованы на сайте Правительства Соединенных Штатов Америки www.govinfo.gov), Авиационных правил, Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», принятых на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (опубликованы на сайте Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета www.armak-iac.org).

21.2 Термины и определения

Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах, приведены в приложении N 3 к Правилам.

21.3А Эквивалентные требования

Заявитель разрабатывает проект изменения Сертификационного базиса, в котором требование, соответствие которому установить невозможно, заменяется эквивалентным требованием.

Заявитель направляет проект изменения Сертификационного базиса и материалы, подтверждающие обеспечение уровня летной годности изделия в Уполномоченный орган.

Уполномоченный орган на основании представленных Заявителем материалов утверждает изменение Сертификационного базиса.

21.4 Сертификационные работы

(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с методами определения соответствия, выбранными Заявителем, согласованными с Авиарегистром, утвержденными Уполномоченным органом и указанными в разработанной Заявителем Программе сертификационных работ.

(d) Сертификационные работы выполняются в соответствии с Программой сертификационных работ.

Уполномоченный орган по результатам рассмотрения Заключения Авиарегистра и приложенных к Заключению доказательной документации принимает решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, путем утверждения актов сертификационных испытаний, в случае выявления угрозы безопасности полетов предлагает Заявителю внести изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ для установления соответствия объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Уполномоченный орган отвечает за принятое решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

21.4А. Виды работ, проводимые Уполномоченным органом и Авиарегистром

Уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.

Авиарегистр осуществляет выполнение указанных в подпункте (b) пункта 21.4А Правил работ, на возмездной основе за счет средств Заявителя. В случае выявления оснований, указанных в подпункте d) пункта 21.4 Правил допускается заключение дополнительных соглашений к существующим договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(a) Уполномоченный орган проводит следующие виды работ:

(1) рассмотрение Заявки и приложенной к ней доказательной документации;

(2) утверждает состав макетной комиссии;

(3) уведомление Заявителя о принятии Заявки;

(4) утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных работ;

(5) утверждение Программы сертификационных (квалификационных) работ;

(6) одобрение эксплуатационной документации в части, установленной настоящими Правилами;

(7) утверждение доказательной документации и итоговых результатов сертификационных (квалификационных) работ;

(8) утверждение актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний, сводного акта СИ;

(9) утверждение Сертификационного (Квалификационного) базиса;

Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в Приложениях 1 и 2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.

(b) Авиарегистр проводит следующие виды работ:

(1) экспертиза Программы сертификационных (квалификационных) работ;

(2) изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Сертификационного (Квалификационного) базиса и возможности их выполнения;

(3) оценка необходимости разработки СТУ;

(4) экспертиза проекта Сертификационного (Квалификационного) базиса;

(5) проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета;

(6) мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний;

(8) контроль полноты и качества СИ (КИ), в соответствии с утвержденным Уполномоченным органом Программой сертификационных работ;

Источник

Что такое сертификационный базис

что такое сертификационный базис. posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460. что такое сертификационный базис фото. что такое сертификационный базис-posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460. картинка что такое сертификационный базис. картинка posobiya po vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom budut vyplachivatsya v bezzayavitelnom poryadke460. Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движения

что такое сертификационный базис. utverzhden poryadok opredeleniya granic. что такое сертификационный базис фото. что такое сертификационный базис-utverzhden poryadok opredeleniya granic. картинка что такое сертификационный базис. картинка utverzhden poryadok opredeleniya granic. Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движения

что такое сертификационный базис. p1110798(1)(1). что такое сертификационный базис фото. что такое сертификационный базис-p1110798(1)(1). картинка что такое сертификационный базис. картинка p1110798(1)(1). Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что такое сертификационный базис. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. что такое сертификационный базис фото. что такое сертификационный базис-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка что такое сертификационный базис. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движения

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что такое сертификационный базис. gor doc obzor. что такое сертификационный базис фото. что такое сертификационный базис-gor doc obzor. картинка что такое сертификационный базис. картинка gor doc obzor. Реестр сертификатов типа на радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемое для обслуживания воздушного движенияОбзор документа

Методические рекомендации N МР21.004 «Ревизия 01. Процедура сертификации авиационной техники» (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 17 июля 2020 г.)

Список сокращений

Ссылочная документация

1. Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21» 2019, введенные в действие приказом Минтранса России N 184 от 17.06.2019 г.

2. Методические рекомендации N МР-21.001 «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ». Росавиация, издание 02, изм. 01, 2020.

3. Методические рекомендации N МР-21.002 «ПРОЦЕДУРА КВАЛИФИКАЦИИ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ». Росавиация, издание 01, 2019.

4. Методические рекомендации N МР-21.003 «ПОРЯДОК КЛАССИФИКАЦИИ И ОДОБРЕНИЯ МОДИФИКАЦИЙ ТИПОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ». Росавиация, издание 01, 2020.

5. Временное положение о взаимодействии ФАВТ и ВП МО РФ (независимых инспекций) на предприятиях и в организациях промышленности Российской Федерации при сертификации авиационной техники гражданского назначения, ее разработке и производстве.

Введение

Данные МР применимы к сертификации вновь создаваемой АТ (заявки на выдачу сертификата типа), сертификации модификаций АТ отечественной разработки и импортируемой АТ зарубежной разработки (СР по ДСТ, главным изменениям и второстепенным изменениям 1 ), сертификационных работ по заявке на получение СГКИ и главных изменений КИ категории А.

Предложения по корректировке МР направлять в соответствии с приложением Л.

(1) подача Заявки в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;

(2) рассмотрение Заявки Уполномоченным органом, организация работ по сертификации;

(3) проведение этапа макета изделия;

(4) проведение сертификационных (квалификационных) работ;

(5) экспертиза Авиарегистром результатов сертификационных (квалификационных) работ;

(6) оформление Заключения Авиарегистром;

(7) выдача Одобрительного документа Уполномоченным органом.»

В МР данные этапы сгруппированы в четыре основных этапа сертификации, этапы названы следующим образом:

По каждому из этих этапов в МР в последующих разделах приведены пояснения.

1 Подача Заявки на получение Одобрительного документа. Регистрация Заявки (Этап «1»)

1.1 Схема этапа «1»

Общая схема процесса рассмотрения Заявки представлена на рисунке ниже:

1.2 Подача заявки

Заявка оформляется Заявителем по Формам [2]. Формы Заявок размещены на сайте Росавиации.

Заявка направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию). Заявка может быть направлена двумя способами:

1) в электронном виде на электронную почту rusavia@scaa.ru;

2) в бумажном виде (оригинал Заявки) по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Ленинградский проспект, 37, корпус 2.

К Заявке должны быть приложены все необходимые документы:

Направляемые документы должны быть согласованы с НИ в объеме, указанном в [5] и со службой сертификации Разработчика в соответствии с п. 21.6(а) ФАП-21.

Направляемые с Заявкой материалы в части используемых форм и содержания должны учитывать рекомендации МР-21.001 [2], МР-21.002 [3], МР-21.003 [4], а также требования к оформлению программы СР в соответствии с п. 21.4(b) ФАП-21.

1.3 Рассмотрение Заявки

При рассмотрении Заявки оценивается:

— наличие у Заявителя действующего Сертификата Разработчика, или Заявки на получение Сертификата Разработчика;

— правильность заполнения Заявки;

— наличие необходимых подписей;

— достаточность указанной информации;

— возможность и целесообразность рассмотрения запроса Заявителя в рамках ранее полученных и зарегистрированных Росавиацией Заявок (без открытия нового проекта, путем приобщения вновь полученных материалов к существующим проектам);

Для сертифицируемой в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ дополнительно проверяется:

— наличие сопроводительного письма уполномоченного органа государства Заявителя;

— при наличии двухстороннего соглашения и согласованных сертификационных процедур между органом страны Заявителя, уполномоченным на проведение сертификационных работ и Росавиацией проверяется соответствие документов указанным в соглашении процедурам.

При наличии замечаний к Заявке или к приложениям к Заявке, Заявка может быть отклонена УСАТ с указанием причин отклонения или могут быть запрошены дополнительные материалы. Материалы могут быть запрошены ответственным сотрудником УСАТ по оперативным каналам связи у ответственного исполнителя, указанного в рассматриваемой Заявке Заявителя, либо официальным письмом.

При целесообразности рассмотрения материалов в рамках ранее зарегистрированных Заявок, УСАТ, в зависимости от специфики вопроса, может направить материалы в АР с извещением Заявителя о приобщении вновь полученных материалов к существующим проектам, либо учесть их при выпуске Одобрительного документа.

При отсутствии замечаний к Заявке и целесообразности открытия нового проекта сотрудник УСАТ переходит к ее регистрации.

1.4 Регистрация Заявки

После проверки соответствия Заявка регистрируется в электронном реестре Росавиации, ей присваивается индивидуальный номер по системе, принятой в Росавиации.

Заявка на сертификацию модификаций может содержать несколько сертифицируемых модификаций, в таком случае рассматриваемые модификации могут быть зарегистрированы Росавиацией под одним номером и рассматриваться в рамках одного проекта.

После регистрации Заявки ответственным сотрудником УСАТ Дело проекта. Материалы, поступившие с заявкой, размещаются сотрудником УСАТ в Деле проекта.

Дело проекта содержит необходимую информацию по сертификационным документам, созданным в рамках СР по Заявке, информацию по участникам СР и организационным решениям, принятым в процессе выполнения СР. Наименование Дела проекта содержит регистрационный номер Заявки, содержимое Дела проекта для сведения приведено в приложении А.,

1.5 Передача Заявки в Авиарегистр России для организации сертификационных работ, информирование Заявителя

УСАТ оценивает необходимость привлечения АР 2 к сертификационным работам и принимает Решение о направлении Заявки и материалов в АР для организации сертификационных работ.

О принятом решении УСАТ информирует Заявителя и АР письмом. Письмо содержит информацию:

— о принятии и регистрации Заявки;

— о присвоенном Заявке регистрационном номере;

— о направлении Заявки в АР;

— дополнительную информацию по организации работ (например, дату рабочего совещания этапа «2», указания по организации рабочих групп 3 ).

— о назначении ответственного специалиста УСАТ (при необходимости);

— о контактах АР для обращения по вопросам проведения дальнейших работ по экспертизе.

Для сертифицируемой в России импортируемой АТ информирование Заявителя осуществляется в соответствии с двухсторонним соглашением 4 и согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств.

Документация, полученная от Заявителя с заявкой, размещается УСАТ на облачном хранилище

УСАТ может провести рассмотрение материалов самостоятельно без передачи работ в АР в случаях:

— когда требуется корректировка КДСТ (приведение в соответствие с ранее оформленными и одобренными документами, согласованными в соответствии с требованиями нормативной документации и установленными процедурами);

— когда прикладываемые материалы и суть Заявки не требуют привлечения экспертов специализированных областей знаний, не требуют значительных трудозатрат на проработку и могут быть рассмотрены специалистами Росавиации;

— когда необходимо устранение ошибок в КДСТ;

— когда требуется изменение реквизитов Заявителя;

2 Планирование сертификационных работ. Этап макета. Экспертиза Сертификационного базиса и Программ сертификационных работ. (Этап «2»)

2.1 Схема этапа «2»

Выполняемые в рамках этапа 2 рассмотрение документов, поступивших с Заявкой, формирование РГ или комиссии, являются действиями по планированию СР и определению потребных ресурсов для выполнения экспертизы.

2.2 Рассмотрение Авиарегистром России материалов Заявки

2.2.1 Организация сертификационных работ, определение состава участников сертификационных работ

Руководитель проекта АР в соответствии с внутренними процедурами, принятыми в АР:

— организовывает рассмотрение документов, полученных с Заявкой, при необходимости запрашивает у Заявителя дополнительную информацию, необходимую для экспертизы документов;

— взаимодействует с Заявителем для организации дальнейших работ и согласования порядка предоставления документов и обмена информацией;

— формирует на основании Решения Росавиации (по п. 1.5 МР) проект состава РГ (или комиссии), в который включает экспертов АР и экспертов СЦ, которые будут участвовать в экспертизе материалов по Заявке (проекту);

— организовывает ведение записей по статусу рассматриваемых документов в рамках Заявки, их структурированный учет и хранение;

— организовывает направление в Росавиацию документов, прошедших экспертизу АР, которые подлежат последующему утверждению Росавиации;

— отслеживает информацию о состоянии проекта в целом, имеющихся проблемах и технических вопросах, информирует Росавиацию и участников СР о текущем состоянии СР.

С целью определения кандидатов в РГ (или комиссии) и рассмотрения материалов, поступивших с Заявкой, Руководитель проекта АР обменивается информацией и замечаниями, организовывает и проводит рабочие совещания с представителями СЦ и Заявителя.

Рабочая группа экспертов формируется исходя из принципов отсутствия конфликта интересов у экспертов РГ, соответствия квалификации экспертов области рассматриваемой заявки, соответствия количества экспертов уровню сложности проекта и уровню рисков в области летной годности (в т.ч. исключения избыточности экспертов), учета имеющегося опыта Заявителя по качественному выполнению подобных сертификационных работ).

В случае возникновения проблемных вопросов, связанных с проработкой поступивших материалов, формированием РГ (или комиссии) и ее работы Росавиацией по предложению АР может проводиться рабочее совещание с участниками РГ.

Порядок взаимодействия участников СР при выполнении экспертизы документов после утверждения РГ представлен в разделе 3.2.2

2.2.2 Объем рассматриваемых на этапе материалов

Ниже приведена таблица с пунктами ФАП-21, поясняющая объем рассматриваемых документов.

Документы, выделенные в таблице жирным шрифтом, подлежат согласованию АР и утверждению Росавиацией по результатам выполненной АР экспертизы.

Для проектов сертификации в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ в рамках экспертизы дополнительно запрашиваются и рассматриваются перечни TSO/ETSO, выпущенные ДЛГ (AD), статистика эксплуатации парка и серьезные инциденты и происшествия (их причины и корректирующие действия Разработчика) для формирования вопросов требующих углубленной оценки при сертификации.

При выполнении проектов сертификации в Российской Федерации импортируемой зарубежной АТ в части запрашиваемых документов АР руководствуется также двухсторонним соглашением и согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств (если они оформлялись).

2.2.3 Экспертиза Сертификационного базиса (СБ) (Квалификационного базиса (КБ))

После рассмотрения спецификации или технического описания, поступивших с Заявкой, АР в соответствии с требованиями 21.4(А)(b) ФАП-21 проводит экспертизу предложенных Заявителем документов содержащих СБ (или КБ) или перечень пунктов СБ, проводит экспертизу их достаточности, оценку применимой редакции норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации, при необходимости готовит предложения по добавлению или исключению пунктов требований, добавлению или исключению СТУ. Откорректированный и уточненный Заявителем по замечаниям АР СБ подлежит согласованию АР и последующему утверждению Росавиацией.

Для сертифицируемой импортируемой АТ, по результатам проработки документов, АР совместно с Заявителем готовит проект СБ в виде документа CRI с применимой редакцией норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации, перечнем пунктов требований, определяемых различиями действующих в Российской Федерации норм летной годности (и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации) и применимых норм летной годности государства Заявителя, а также перечнем пунктов СБ которые не были выполнены Заявителем ранее, но определены АР как необходимые для выполнения. В СБ отдельным разделом включаются ссылки на документы содержащие технические вопросы (в виде документов CRI), сформированные на основании: различий методик подтверждения требований СБ в российских нормах и зарубежных нормах, результатов проработки экспертами опубликованных ДЛГ и повторяющихся проблем в эксплуатации, имеющегося опыта экспертов АР в части рассматриваемой конструкции.

Формат документов CRI приведен в приложении Ж. Документ с СБ подлежит согласованию с Заявителем, АР и авиационными властями государства Разработчика. Документ с СБ может уточняться в процессе проведения СР.

Если по результатам экспертизы СБ для второстепенных изменений импортируемой АТ и главных несущественных изменений импортируемой АТ АР не выявлено необходимости уточнения СБ, необходимости выставления дополнительных требований и, если подтверждаемые требования могут быть четко соотнесены с действующими в РФ нормами летной годности и применимым редакциям норм, то отдельный документ содержащий СБ в рамках проекта может не издаваться. В таком случае АР приводит описание результатов экспертизы базиса в Заключении по пункту 3.4 МР.

2.2.4 Экспертиза программ сертификационных работ (ПСР)

После рассмотрения СБ (или КБ) АР, в соответствии с требованиями ФАП-21 21.4А(b), проводит экспертизу ПСР на предмет достаточности предложенных заявителем МОС, запланированных работ и оформляемых доказательных документов, соответствия ПСР требованиям 21.4(b)(с) ФАП-21, готовит и прорабатывает с Заявителем предложения по ее корректировке. В ПСР должны быть отражены все сертификационные документы, запланированные Заявителем для предоставления в АР согласно требованиям ФАП-21.

Если объем рассматриваемых материалов по планированию работ значительный (например, ПСР по самолету транспортной категории), то АР рассматривает ПСР на данном этапе как комплексную, в которой должны быть указаны ссылки на разработку других, более подробных, ПСР и сроки их разработки. В таком случае дополнительные ПСР могут рассматриваться в согласованные Заявителем с АР сроки в рамках РГ на следующем этапе.

Для сертифицируемой импортируемой АТ рассматривается ПСР, оформленные в ходе первоначальной сертификации в Авиационных властях государства Разработчика. Необходимость оформления дополнительной ПСР в рамках поданной заявки определяется АР в зависимости от специфики СР и объема дополнительно выставленных сертификационных требований.

2.2.5 Организация этапа макета

Если СР по Заявке предполагают проведение этапа макета, то обсуждение некоторых имеющихся у АР вопросов, более подробное рассмотрение СБ и ПСР проводится на этапе макета с участием специалистов Заявителя. В этом случае АР обсуждает с Заявителем и СЦ дату проведения макета и, после получения от Заявителя Уведомления о готовности к проведению этапа макета по п. 21.20А ФАП-21, представляет в Росавиацию проект состава макетной комиссии для утверждения. Утвержденный состав макетной комиссии направляется Росавиацией всем организациям, представители которых участвуют в работах по проекту с информацией о дате и месте проведения макета, месте проведения, контактной информацией представителя Заявителя. Работы на этапе макета и оформление протокола макета выполняются в соответствии с п. 21.20B, п. 21.20C ФАП-21. По результатам проведения этапа макета и после устранения замечаний макетной комиссии Заявителем формируются и представляются в АР на экспертизу уточненные проекты СБ и ПСР.

2.3 Утверждение сертификационного базиса, программы сертификационных работ и состава рабочей группы

По результатам выполненной экспертизы документов, полученных с Заявкой (или уточненных Заявителем по результатам экспертизы АР) состав рабочей группы, а также СБ и ПСР подлежат утверждению.

Формирование состава рабочей группы и представление его на утверждение выполняется в течение трех недель после получения Решения Росавиации или даты проведения этапа макета.

Степень участия Росавиации при рассмотрении и утверждении документации определяется с учетом уровня рисков в области летной годности и защиты окружающей среды, с учетом сложности проекта, а также с учетом наличия уже выполненной ранее сертификации зарубежным уполномоченным органом.

Для проектов сертификации второстепенных изменений АТ отечественной разработки, а также для проектов сертификации импортируемой АТ (за исключением заявок на сертификацию новых, ранее не сертифицированных в РФ типов ВС) утверждение состава РГ, ПСР, перечня пунктов СБ и документа CRI (содержащего СБ) выполняется АР с учетом положений МР, ФАП-21 и подписанных соглашений в области сертификации АТ. В случае привлечения экспертов сторонних организаций состав РГ подлежит утверждению Росавиацией в соответствии с ФАП-21. Об утвержденных документах АР информирует Заявителя с возвратом цветных утвержденных копий или подлинников (при необходимости) и, в дальнейшем, прикладывает документы к Заключению направляемому в Росавиацию по пункту 3.4 МР.

Для неотмеченных в предыдущем абзаце проектов сертификации Руководитель проекта АР передает в Росавиацию СБ, ПСР, и проект состава РГ, согласованные АР для их последующего утверждения Росавиацией.

По результатам рассмотрения документов УСАТ:

— утверждает состав РГ;

— утверждает ПСР и СБ (или перечень требований к летной годности и охране окружающей среды) (если к ним отсутствуют замечания).

Утвержденные составы РГ направляются Росавиацией всем организациям, представители которых участвуют в работах по проекту и включены в состав РГ.

Утвержденные документы (СБ и ПСР) направляются Заявителю с копией в АР. При наличии замечаний к документам сотрудник УСАТ сообщает замечания Руководителю проекта и ответственному исполнителю Заявителя и по оперативным каналам связи, либо официальным письмом.

Электронные копии утвержденных документов размещаются сотрудником УСАТ в Деле проекта.

3 Сертификационные (квалификационные) работы. Экспертиза документации (Этап «3»)

3.1 Схема этапа «3»

Общая схема этапа представлена ниже.

3.2 Организация сертификационных работ и экспертиза доказательной документации

3.2.1 Подготовка к сертификационным испытаниям

Руководитель проекта АР после получения от Росавиации утвержденной ПСР, а также состава РГ направляет их копии участникам РГ для руководства в работе.

Программа СР и СБ могут уточняться в процессе проведения работ. При необходимости Заявитель направляет в АР на экспертизу и последующее утверждение Росавиацией новые версии этих документов.

В соответствии с пунктом 21.4(b)(с)(d), 21.4А ФАП-21 участники СР могут приступать к рассмотрению материалов и участвовать в проводимых СИ по конкретной Заявке в соответствии с утвержденной Росавиацией ПСР и на основании утвержденных Росавиацией программ СИ. Для Заявок на получение Сертификата типа к СИ приступают после выполнения требований п. 21.23А(а) и п. 21.29(b) ФАП-21.

Эксперты АР, привлекаемые эксперты СЦ и представители НИ при рассмотрении предъявляемых Разработчиком документов контролируют процедуры выполнения сертификационных работ и могут отказать Заявителю в рассмотрении материалов, если требования ФАП-21, в том числе отмеченные выше, не выполнены.

3.2.2 Рассмотрение и согласование документации участниками работ

Документы предусмотренные утвержденной ПСР предоставляются Заявителем в АР на рассмотрение и проведение экспертизы по мере их разработки Заявителем, электронная копия может направляться в СЦ (экспертам РГ).

По желанию Заявителя в АР на экспертизу может направляться либо сразу подлинник документа, утвержденного Заявителем и НИ (если предусмотрено согласование НИ), либо только его цветная электронная копия с последующим предоставлением подлинника документа, уточненного Заявителем по всем полученным замечаниям по результатам экспертизы, для окончательного согласования.

Руководитель проекта АР ведет учет поступающей документации в соответствии с утвержденными ПСР, транслирует поступающую документацию экспертам РГ для организации экспертизы.

При выполнении работ руководитель проекта и ведущие эксперты РГ по тематическим панелям (секциям):

— контролируют процесс экспертизы документов, текущий статус документов, текущее состояние ПСР и решают возникающие организационные проблемы;

— координируют деятельность экспертов (участников РГ) при рассмотрении и согласовании документации;

— оценивают необходимость рассмотрения документации экспертами других тематических панелей (секций) РГ;

— прорабатывают необходимость личного участия экспертов в сертификационных испытаниях и прорабатывают организационные вопросы участия в испытаниях с Заявителем;

— проводят по мере необходимости рабочие совещания;

— информируют по мере необходимости АР и Росавиацию о состоянии работ, планируемых совещаниях, проблемах, необходимости проведения совещания на уровне Росавиации или АР.

Согласование документов участниками РГ может выполняться либо ручным подписанием оригинала документа, либо, если проводилась экспертиза электронной версии документа удаленно, направлением отдельного листа согласования (цветного сканированного листа согласования с указанием обозначения и наименования документа, наличием фразы о выполненной экспертизе и подписью эксперта) в электронном виде руководителю проекта или ведущему эксперту тематической панели (секции) с последующим предоставлением в АР подлинника данного подписного листа. После проведения экспертизы и согласования документации, ведущий эксперт тематической панели (секции) передает документ с листами согласования руководителю проекта АР.

АР по результатам выполненной в рамках РГ экспертизы согласовывает документацию и передает документы, требующие утверждения Уполномоченным органом, в УСАТ Росавиации (цветную копию в электронном виде с листами согласования и подлинник документа). При передаче оригиналов документации в Росавиацию передающая сторона уведомляет Заявителя по оперативным каналам связи о факте согласования и передачи документации.

УСАТ, после утверждения документов, направляет их Заявителю (цветную копию в электронном виде с листами согласования и, при необходимости, подлинник документа) с уведомлением АР.

Действия Заявителя при представлении документации следующие:

1) направить документ на экспертизу в АР;

2) проработать замечания с экспертами утвержденной РГ (используя по возможности оперативные каналы взаимодействия и передачи информации);

3) направить в АР уточненный по результатам замечаний экспертизы документ (если документ потребовал доработки);

4) проконтролировать получение уведомления о согласовании (и при необходимости утверждении) документа и получить согласованную копию документа (или подлинник).

3.2.3 Общие требования к контролю документации, представляемой на рассмотрение

В процессе проведения СР Заявитель представляет на рассмотрение участникам СР различную доказательную документацию. Сертификационная (в том числе доказательная) документация установленным в АР порядком в рамках РГ проходит экспертизу на соответствие требованиям норм летной годности и охраны окружающей среды. Документация, требующая последующего утверждения Росавиацией, после ее согласования передается АР в Росавиацию.

При согласовании документации АР и ведущие эксперты тематических панелей (секций) РГ дополнительно контролируют что:

— наименование и содержание документа соответствует запланированным в ПСР. В том числе, что документ содержит ссылку на ПСР и наименование СР в рамках которой он разработан;

— представленные Заявителем документы согласованы со службой сертификации Заявителя (согласно п. 21.6) и НИ (в объеме согласно [5]);

— представленные Заявителем документы подписаны назначенными участниками СР из состава утвержденной РГ и содержат понятную расшифровку лица, подписавшего документ;

— подписи назначенных участников СР, службы сертификации Заявителя и НИ сопровождаются указанием даты подписания;

— объем приведенной в документации информации по содержанию и результатам выполненных работ достаточен для установления соответствия.

3.2.4 Требования к представляемой на рассмотрение документации по сертификационным испытаниям

В процессе проведения СР Заявитель представляет на рассмотрение участникам СР документацию, связанную с проведением СИ. При согласовании такой документации АР и участники СР контролируют, что:

— выполнены требования п. 21.9 ФАП-21 в части обеспечения условий проведения СИ;

— выполнены требования п. 21.7 ФАП-21 в части утверждения кандидатур ведущих летчиков испытателей (если применимо);

— СИ проводятся на основании утвержденной в установленном порядке программы сертификационных испытаний;

— СИ проводятся в аккредитованных Уполномоченным органом испытательных лабораториях (обязанность Разработчика по п. 21.243 (10) ФАП-21);

— документы содержат необходимую информацию по части метрологического обеспечения и аттестации испытательного оборудования (обязанность разработчика по п. 21.243 (10) ФАП-21)

— документы содержат необходимую информацию, удостоверяющую соответствие экземпляра изделия, предназначенного для сертификационных работ, конструкторской документации (обязанность Разработчика по п. 21.243 (22) ФАП-21);

3.2.5 Требования к экспертизе акта сертификационных работ

При проработке и согласовании акта СР АР дополнительно контролирует, что:

— содержатся ссылки на номер и дату заявки, зарегистрированной Росавиацией, ссылки на дату и документы этапа макета (если этап проводился) и номер актуальной редакции ПСР утвержденной Росавиацией;

— структура и выводы акта отражают результаты СР;

— учтены все пункты СБ, в том числе эквивалентные требования и СТУ;

— выполнение требований СБ четко выделено по тексту акта и обосновано;

— раздел «Установленные ограничения» отражает фактические результаты СР, зафиксированные в доказательной документации;

— все документы, предусмотренные ПСР разработаны, согласованы в установленном порядке и ссылки на них даны в акте (в том числе документы предусмотренные п. 21.8 ФАП-21);

— все документы, указанные в тексте акта, отражены в разделе акта «Список литературы» и «Доказательная документация»;

— все указанные в разделе акта «Список литературы» и «доказательная документация» документы требующие согласования и утверждения на момент согласования акта утверждены и согласованы в необходимом объеме с назначенными участниками РГ;

— копии указанных в акте документов имеются в АР.

3.2.6 Экспертиза документации для проектов сертификации импортируемой авиационной техники

Для сертификации импортируемой АТ положения пунктов 3.2 МР применяются с учетом специфики оформления зарубежных документов. В рамках выполнения СР Заявителем передаются все доказательные документы, которые были вновь выпущены Заявителем по процессу сертификации и ранее выпущенные Заявителем доказательные документы если они применимы к подтверждению требований СБ. АР в рамках РГ проводит экспертизу соответствия представленных материалов сформированному СБ. По части эксплуатационных документов запрашиваются и прорабатываются документы приведенные в п. 21.8 ФАП-21.

3.3 Рассмотрение результатов сертификационных работ

После выполнения всего объема СР Заявитель представляет в АР необходимую документацию в соответствии с ФАП-21. Перечень документации приведен ниже в таблице.

Документы, отмеченные в таблице жирным шрифтом и выделенные цветом, подлежат после согласования АР передаче на утверждение в Росавиацию. Листы передаваемых на утверждение в Росавиацию документов предварительно проштамповываются АР.

Заявитель после согласования акта СР с АР направляет в АР и Росавиацию уведомление и представление в соответствии с ФАП-21.

3.4 Подготовка Заключения о возможности выдачи Одобрительного документа

По результатам выполнения всех предусмотренных СР и получения от Заявителя всех, согласованных в установленном порядке, документов, предусмотренных ФАП-21, АР готовит:

— Заключение о возможности выдачи одобрительного документа по установленной Росавиацией форме [2];

— Проект КДСТ в соответствии с [2] или проекты листов ДСТ в соответствии с [2] (содержащих установленные АР СБ и ограничения по установке и эксплуатации).

Рекомендуется подготовленный АР проект КДСТ предварительно рассмотреть совместно с Заявителем с целью проверки и подтверждения правильности изложенной информации.

После утверждения Заключения АР передает данное Заключение, проект КДСТ (или проект ДСТ) и все необходимые для утверждения документы по проекту в Росавиацию с официальным письмом. Документы полученные АР с заявкой от Росавиации повторно в Росавиацию не направляются.

Информация о факте завершения экспертизы направляется АР согласно его процедурам Заявителю.

Проект КДСТ (или ДСТ) направляется в формате word и pdf.

В числе сертификационных документов передаются также все ПСР, Программы СИ, доказательная документация, эксплуатационная документация по пункту 21.8 ФАП-21. Для проектов сертификации импортируемой АТ передаются документы дополнительных технических проверок (технические CRI) и другие доказательные документы, если они передавались в рамках экспертизы.

4 Рассмотрение результатов сертификационных работ. Выдача Одобрительного документа

4.1 Схема этапа

На данном этапе все полученные по Заявке материалы рассматриваются УСАТ.

4.2 Рассмотрение выполненных сертификационных работ и экспертизы по Заявке

4.2.1 Проверка Росавиацией полученных материалов

После получения от АР комплекта прошедших экспертизу сертификационных документов и проекта КДСТ (ДСТ) УСАТ выполняет проверку качества экспертизы АР и полноты выполненных Заявителем и АР работ:

— проверку комплектности полученных материалов на соответствие ФАП-21;

— проверку учета в итоговых документах применимых пунктов СБ;

— проверку комплектности полученных от АР материалов на соответствие акту СР;

— выборочную проверку отдельных документов, приложенных к акту, правильность их оформления и соответствие участников СР, подписавших документы, списку утвержденной РГ;

— проверку правильности формулировок в акте СР;

— выборочную проверку ЭД на предмет наличия в ЭД зафиксированных в акте установленных ограничений;

— выборочную проверку ТУ на наличие необходимой информации;

— проверку Заключения АР и сделанных в нем выводов;

— выборочную проверку правильности указания параметров и формулировок в проекте КДСТ (или проекте ДСТ);

По результатам проработки указанных в п. 4.2.1 материалов Росавиация может:

— запросить дополнительные материалы у Заявителя и/или АР;

— вернуть материалы на доработку в АР с пояснениями по выявленным замечаниям с информированием Заявителя;

— вернуть материалы на доработку Заявителю с пояснениями по выявленным замечаниям с информированием АР;

— организовать совещание с участниками СР по выявленным проблемным вопросам.

4.2.2 Одобрение документации Заявителя

После устранения выявленных замечаний и проверки наличия всех предусмотренных документов, в том числе требуемых ФАП-21 УСАТ утверждает документы в объеме, предусмотренном ФАП-21 с учетом положений данных МР. Сканированные копии одобренных документов, копии всех поступивших от АР сертификационных документов, а также Заключение АР прикладываются к делу проекта.

4.2.3 Проверка наличия Сертификата Разработчика

После устранения всех выявленных замечаний и одобрения документации УСАТ проверяет также наличие у Заявителя действующего сертификата Разработчика с областью действия соответствующей Заявке. Проверка выполняется на основании п. 21.4A(11) ФАП-21.

Если все критерии выполнены, то ответственный исполнитель УСАТ готовит Одобрительный документ. Если сертификат Разработчика на момент подготовки Одобрительного документа отсутствует или область действия не соответствует требуемой, то Заявитель информируется о приостановке работ до устранения замечаний (получения Заявителем Сертификата Разработчика).

4.3 Подготовка и выдача Одобрительного документа. Закрытие проекта

Если все условия выполнены специалист УСАТ готовит к подписанию проект Одобрительного документа.

После подписания Одобрительных документов специалист УСАТ передает Заявителю письмом одобренные документы и Одобрительный документ в соответствии с Заявкой, копия письма направляется НИ Заявителя для последующего контроля при приемке изделий.

Копия Одобрительного документа прикладывается сотрудником УСАТ к делу проекта. Подписанный Одобрительный документ (СТ, ДСТ, СГКИ) и КДСТ публикуются на сайте Росавиации. Для ОГИ Росавиация направляет Заявителю цветную копию Одобрительного документа без размещения на сайте.

Для сертифицируемой в России импортируемой АТ информирование Заявителя осуществляется в соответствии с согласованными сертификационными процедурами между уполномоченными органами государств. Передача оригинала Одобрительного документа Заявителю осуществляется через АР.

После направления письма сотрудник УСАТ закрывает проект в реестре Росавиации.

1 Применимо для второстепенных изменений в случае отсутствия в области действия сертификата разработчика выданного Росавиацией привилегий по сертификации второстепенных изменений согласно п. 21.91В (а).

3 Рабочие группы, комиссии, в качестве рабочих органов привлекаемых для участия в сертификационных работах, могут формироваться Росавиацией в соответствии с п. 21.5 (а) ФАП-21

4 Заключенные Росавиацией соглашения опубликованы на сайте Росавиации (www.favt.ru)

5 Аккредитованные Росавиацией организации, привлекаемые АР, участвуют в работах на основании решения Росавиации в соответствии с п. 21.5 (b) ФАП-21

6 Информация по аккредитации экспертов аудиторов Росавиацией содержится в Положении о представителях Росавиации, документ опубликован на сайте Росавиации (www.favt.ru)

7 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается одобрительный документ Авиационных властей страны Разработчика

8 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается техническое описание главного изменения

9 Для Заявок на ДСТ (STC), ОГИ, ОВИ запрашивается программа сертификационных работ, содержащая перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, а также сравнение действующих в Российской Федерации норм летной годности и требований по охране окружающей среды от воздействия авиации с применимыми нормами летной годности государства Заявителя применительно к рассматриваемой заявке.

Состав дела проекта Росавиации
(справочное)

Содержание материалов дела проекта:

1. Заявка и/или письмо с Заявкой.

2. Материалы полученные с Заявкой.

3. Переписка о приеме и регистрации Заявки (извещения Заявителя, передача в АР).

4. Протоколы установочного совещания, ознакомительных встреч, этапа макета.

5. Сертификационный базис, ПСР, программы СИ.

6. Доказательная документация и утверждаемые ЭД и ТУ.

8. Одобрительный документ.

9. Письмо по возврату документов Заявителю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

№ ппНаименование Сертификационных требований (базиса)Дата утверждения
1Сертификационные требования (базис) к всенаправленному азимутальному ОВЧ-радиомаяку (РМА, VOR)13.05.2016
2Сертификационные требования (базис) к широкозонным и аэродромным многопозиционным системам наблюдения05.08.2016
3Сертификационные требования (базис) к необслуживаемому автономному радиоретранслятору ОВЧ диапазона29.08.2016
4Дополнение к сертификационным требованиям (базису) к комплексу средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД) с целью подтверждения функций сбора и учета данных о предоставленном аэронавигационном обслуживании в воздушном пространстве Российской Федерации.03.05.2017
5Сертификационные требования (базис) к наземной станции автоматического зависимого наблюдения вещательного типа 1090ES05.10.2017
6Сертификационные требования (базис) к аэродромному радиолокационному комплексу (аэродромному первичному обзорному радиолокатору со встроенным моноимпульсным вторичным радиолокатором)12.12.2017
7Сертификационные требования (базис) к трассовому радиолокационному комплексу (трассовому первичному обзорному радиолокатору со встроенным моноимпульсным вторичным радиолокатором)12.12.2017
8Сертификационные требования (базис) к радиопередатчику ОВЧ диапазона19.12.2017
9Сертификационные требования (базис) к радиопередатчику ВЧ диапазона19.12.2017
10Сертификационные требования (базис) к радиоприемнику ВЧ диапазона19.12.2017
11Сертификационные требования (базис) к радиостанции ВЧ диапазона19.12.2017
12Сертификационные требования (базис) к приводной радиостанции19.12.2017
13Сертификационные требования (базис) к наземному оборудованию двухчастотной радиомаячной системы посадки метрового диапазона17.01.2018
14Сертификационные требования (базис) к широкозонным и аэродромным многопозиционным системам наблюдения17.01.2018
15Сертификационный требования (базис) к многопозиционным системам наблюдения аэродромным20.03.2018
16Сертификационный требования (базис) к многопозиционным системам наблюдения широкозонным20.03.2018
17Сертификационные требования (базис) к комплексу средств автоматизации удаленного видеонаблюдения за воздушными судами, транспортными средствами и другими объектами на площади маневрирования аэродрома, а также за воздушными судами, совершающими взлет и посадку04.09.2018
18Дополнение № 1 к сертификационным требованиям (базису) к радиопередатчику ВЧ диапазона27.11.2018
19Сертификационные требования (базис) к приемопередатчикам ОВЧ диапазона14.12.2021
20Сертификационные требования (базис) к передатчикам ОВЧ диапазона21.01.2019
21Сертификационные требования (базис) к приемникам ОВЧ диапазона21.01.2019
22Сертификационные требования (базис) к системе коммутации речевой связи (СКРС)15.07.2019
23Сертификационные требования (базис) к аэродромному радиолокационному комплексу (аэродромному первичному обзорному радиолокатору со встроенным моноимпульсным вторичным радиолокатором)17.07.2019
24Сертификационные требования (базис) к трассовому радиолокационному комплексу (трассовому первичному обзорному радиолокатору со встроенным моноимпульсным вторичным радиолокатором)17.07.2019
25Сертификационные требования (базис) к моноимпульсному вторичному радиолокатору17.07.2019
26Сертификационные требования (базис) к радиомаяку, предназначенному для передачи самогенерируемых сообщений расширенного сквиттера по линии передачи данных системы автоматического зависимого наблюдения 1090 ES22.07.2019
27Сертификационные требования (базис) к диспетчерским пультам02.03.2020
28Сертификационные требования (базис) к радиолокационной системе обзора лётного поля21.08.2020
29Сертификационные требования (базис) к маркерному радиомаяку ОВЧ диапазона09.11.2020
30Сертификационные требования (базис) к всенаправленному УВЧ-радиомаяку дальномерному (РМД, DME)26.11.2020
31Сертификационные требования (базис) к комплексу документирования и воспроизведения информации01.03.2021
32Сертификационные требования (базис) к маркерному радиомаяку ОВЧ диапазона (дополнение №1)31.03.2021
33Сертификационные требования (базис) к коммутационному центру системы обмена сообщениями ОВД09.04.2021
34Сертификационные требования (базис) к комплексу средств автоматизации управления воздушным движением (КСА УВД)14.05.2021
35Сертификационные требования (базис) к автоматическому радиопеленгатору ОВЧ диапазона20.08.2021
36Сертификационные требования (базис) к системе радиовещетельного/вещательного автоматического зависимого наблюдения с использованием линии передачи данных режима 423.08.2021
37