что такое семья по мнению детей
Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Семья
В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.
Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.
В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):
Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:
– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)
– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)
Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:
Мама, так тебя люблю,
Я большому кораблю
Маму крепко поцелую,
Мама – солнышко мое.
С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».
– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)
Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.
– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)
– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)
– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)
Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):
Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.
После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).
Семьи большие и маленькие (5–6 лет)
Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.
Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.
– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.
– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.
– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.
– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)
И в нашей квартире
На толстеньких ножках
То с куклой, то с кошкой,
– Сколько детей в этой семье?
– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)
– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.
После игры воспитатель возвращается к беседе:
– У кого дома есть братья или сестры?
– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.
– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.
Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.
– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Когда они выросли и поженились,
Они нисколько не изменились:
Шли годы: осень на смену весне.
Не юноша и девушка,
И рассказывают сказки,
В креслах сидя рядом,
– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)
От ходьбы она устает.
Посажу ее в самолет.
Отдохнет она наконец.
– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:
Скажем бабушке: «Спасибо».
– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)
В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)
В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых
– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.
…Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!
– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.
– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)
– А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».
– За что мама была благодарна дочери?
– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?
– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)
– Папа, подари мне барабан.
– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.
– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.
– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.
– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.
Рассказываем детям о роли и значении семьи
Советы родителям, которые помогут воспитать у детей любовь и уважение к своей семье и близким
Семья обеспечивает основные потребности детей и помогает им выжить в этом мире. Это место, где дети узнают об окружающем мире и учатся понимать свои чувства, произносят первые слова и делают первые шаги. Кроме обучения применению своих природных способностей дети узнают и впитывают ценности своих родителей. Система ценностей, их восприятие, интуиция и понимание мира – все родом из семьи.
Дети должны знать о том, что семья очень важна и значима в их жизни. Они должны знать, что в час нужды они могут обратиться за помощью и поддержкой именно к своей семье. Это знание повышает их уверенность в себе и помогает спокойно и стойко противостоять стрессовым ситуациям. Уверенность в себе и чувство защищенности помогают им сталкиваться и преодолевать реалии жизни.
Разговор с детьми о роли семьи и нравственных ценностей родителей, а также их практическая демонстрация – это основные способы раскрыть перед детьми огромное значение семьи.
Разговор с детьми о важности семьи
1. История семьи. Если вы просто сядете рядом с детьми и начнете рассказывать им историю вашей семьи, это может показаться им довольно скучным занятием. Лучше вставлять эти истории в повседневные разговоры. Так они будут более ярче откладываться в памяти малышей.
2. Любовь и забота. Большинство исследований доказали важность любви и заботы для воспитания детей. Родители должны прикладывать все силы, чтобы их дети чувствовали себя любимыми, защищенными и обожаемыми. Дети, которых родители оберегают и лелеют, редко демонстрируют проблемное поведение и, как правило, вырастают зрелыми и порядочными людьми. В повседневных беседах с детьми чаще говорите о своей любви и привязанности к близким и о том, как все вы готовы поддержать друг друга в горе и радости.
3. Преданность. Преданность – это еще одна важная семейная ценность, которой можно научить детей с помощью бесед. Важно убеждать малышей в том, что они очень много значат для своих родителей, братьев и сестер, а также в том, что очень важно ставить семью на первое место. Преданности детей к своей семье следует учить тонко и тактично во время семейных бесед и при различных совместных делах. Важно, чтобы дети научились поддерживать членов своей семьи, братьев и сестер.
4. Ответственность. Детям также нужно прививать чувство ответственности как часть семейных ценностей. Они должны знать, что играют важную роль в жизни семьи, поэтому им необходимо ответственно выполнять все, о чем их просят.
Практическая демонстрация детям важности семьи и ее ценностей
Детям раннего возраста еще не хватает социального понимания или социальных способностей, что является причиной того, почему они подражают действиям других людей. Они больше склонны следовать поступкам родителей, а не их просьбам. Поэтому крайне важно, чтобы родители стали образцом для подражания и демонстрировали малышам семейные ценности не на словах, а на деле.
1. Ставьте семейные встречи в приоритет. Важно, чтобы родители придавали большое значение семейным собраниям и торжествам. Когда дети увидят, что вы всегда серьезно относитесь к семейным встречам, они тоже научатся по-настоящему ценить семью. Кроме того, на семейных мероприятиях дети учатся любви и заботе, которые члены семьи проявляют по отношению друг к другу.
2. Уважайте окружающих. Для того чтобы внушить детям уважение к другим людям, родители сами должны уважать окружающих и своих детей в частности. Это самый лучший способ научить малышей уважать и ценить людей. Дети учатся уважению не только у родителей, но и у других членов семьи, поэтому братья и сестры должны проявлять уважение и внимание друг к другу.
3. Не забывайте о пустяках. При обучении детей важности семьи и ее ценностей мелочи и пустяки тоже очень важны и значимы. Это причина, почему вы должны включать мелкие привычки в повседневную жизнь. Например, отмечайте в календаре дни рождения всех членов семьи, это поможет детям понять, как близким людям важны приятные мелочи и сюрпризы.
4. Создавайте семейные традиции. Традиции и обычаи также являются хорошим способом обучения детей важным семейным ценностям. Семейные традиции, которые подчеркивают значение и оказывают внимание членам семьи за их достижения и успехи, помогают детям понять важность каждого родного человека. Поскольку в таких обычаях и традициях каждому члену семьи придается значение, дети учатся ценить своих близких и вдохновляться их примером.
5. Пусть дети принимают участие в работе по дому. Для того чтобы дети лучше понимали важность семьи и ценностей родителей, они должны выполнять работу по дому. Это усиливает их чувство принадлежности к семье. Возлагая на детей обязанности по дому, следует начать с более легких видов работ, а затем переходить к важным и сложным заданиям. Независимо от сложности задач, которые вы даете своим детям, вы должны одобрять и хвалить их за проделанную работу.
6. Демонстрируйте любовь к детям в действии.
Что такое семья — история, структура, главные функции и для чего нужна семья
Что такое семья — ее значение в жизни человека
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мы помним, что «семья — это социальная ячейка общества».
Интуитивно понятно, что человек – это существо социальное, а значит он всегда стремится быть частью группы (класс, коллектив, друзья, кружок по интересам, партия). Мало кто способен получать удовольствие от постоянного одиночества. Наверно — только заядлые интроверты.
Большинство страшится остаться одинокими по жизни и выстраивают тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов — что это такое? Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.
История понятия
По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода содвигала мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.
Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.
Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.
Что такое семья, с точки зрения законодательства РФ
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим положение российских семей, является Семейный кодекс (СК) Российской Федерации. Он был принят в 1995 году, но регулярно обновляется и дополняется новыми положениями. Последние поправки в него датируются 6 февраля 2020 годом.
Семья – это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.
Кто является членом семьи
Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены:
Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.
Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем по закону «О статусе военнослужащих» уже не входят в состав членов семьи.
Братья и сестры входят в состав семьи, но признаются близкими родственниками.
Бывшие жена или муж, сожители (так называемые гражданские супруги) не являются членами семьи.
Характерные особенности семейных правоотношений
Характерными особенностями семейных отношений являются:
Что такое семья: трактовки разных наук
В наше время существует несколько научных течений, которые по-разному трактуют, что такое семья. Хотелось бы выделить три основных трактовки, которые способны более точно передать смысл термина семья:
Существуют определённые признаки семьи:
Что такое семья простыми словами?
В житейском плане семья представляет собой людей, которые проживают на одной территории. А в дореволюционной России количество членов семьи определяли по числу «едоков», обедающих за одним столом.
Институт семьи в нашей стране почти всегда был под пристальным вниманием. Заключение брака исторически определялось светскими и церковными нормами права. В современной системе семейного права определение слова «семья» выглядит так — это круг лиц, которые связаны правами и обязанностями на основе родства, брака и усыновления.
Какие бывают семьи
Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:
Главные функции семьи
1. Репродуктивная. Важной функцией семьи является продолжение рода — деторождение и воспитание детей.
2. Воспитательная. Семья воспитывает новых членов общества, способствует передаче им опыта, норм и знаний. Старшие в семье передают свою жизненную философию и мудрость новым поколениям. С малых лет в своей семье человек усваивает настоящие жизненные ценности и учится нормам морали. Долгая семейная жизнь способствует развитию личности каждого её члена в течение всего времени.
3. Эмоциональная. Человек в любом возрасте находит покой и отдых в своём доме, где близкие люди смогут понять, помочь и поддержать. Эмоционально-психологическое значение семьи специалисты ставят на первое место.
4. Экономическая. С экономической точки зрения, семья — это «копилка», где совместно накапливаются материальные ценности и улучшается личное благосостояние человека, обеспечиваются его финансовые потребности. Для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов, семья — основная материальная поддержка.
5. Развивающая (досуговая). Гармоничная здоровая семья развивает человека. Родители и дети проводят вместе время, путешествуют, учатся и приобщаются к эстетическим ценностям.
6. Сексуальная. Значение этой функции — в удовлетворении сексуальных потребностей между мужем и женой.
Вышеперечисленные функции можно удовлетворить, не находясь в семейных отношениях. Но объединить все функции может только семья.
Что значит семья для детей
Для малыша это место занимает значительную позицию, именно там он произносит свое слово «мама», совершает свои достижения – первые шаги, полностью выученный алфавит. Родители всеми силами стараются дать ему все, в чем он нуждается – забота, любовь, поддержка, понимание, ласка. Они прививают ему моральные устои, рассказывают о традициях, способствуют познанию окружающего мира.
Дети не могут оценить всю ценность обладания полноценной семьей, пока не повзрослеют. Взрослые должны описывать ему значимость семейных отношений, чтобы малыш понимал, куда ему обратится в трудный момент за поддержкой.
Зачем создавать семью и кому лучше не стоит этого делать?
Вопрос «Как создать семью?» обычно задают люди, которые не имеют спутника жизни, ищут новых знакомств и мечтают обрести любовь. В некоторых случаях один из партнёров (чаще мужчина) может быть и не готов к серьёзным семейным отношениям
Когда оба человека в паре любят и уважают друг друга, имеют схожие взгляды и приоритеты, вопрос о том, как завести семью, не возникает. Всерьёз думать о браке и детях можно лишь после того, как встретишь подходящего партнёра. Психологи не советуют делать смыслом и целью жизни создание семьи, так как в этом случае человек становится одержим идеей, что обычно не приводит ни к чему хорошему.
Наиболее частые причины, по которым люди создают семьи:
Так как времена, жизнь, общество и нормы сильно изменились и продолжают трансформироваться, современный человек в светском государстве волен сам выбирать, с кем ему жить и стоит ли эти отношения оформлять в органах ЗАГСа.
Взрослый человек, который знает свои желания и потребности и осознаёт себя как личность, не будет поддаваться чужому влиянию, а будет слушать только свой внутренний голос.
Обязательна ли семья взрослому человеку?
Зачем заводить семью? Есть несколько общих причин, по которым жизнь с партнёром и детьми многим кажется выгоднее и безопаснее:
Кому лучше не стоит заводить семью
Обычно с созданием семьи психологи советуют не спешить людям, которые:
Многие женщины и мужчины, создав семью под давлением обстоятельств или других людей, вскоре начинают жалеть, устают и разочаровываются, но вынуждены продолжать жить в нелюбви из-за детей, жилья, страха и т. д.
Только встретив действительно своего человека, близкого по духу, мышлению и целям, можно создать по-настоящему прочный союз. В этом случае вопросы типа «Стоит ли заводить семью и детей, в каком возрасте это делать?» даже не возникают.
«Мне и одному хорошо»
Иногда даже взрослые, состоявшиеся и умные люди, которые вроде бы довольны своей одинокой холостяцкой жизнью, под влиянием окружения начинают сомневаться в собственной нормальности. Родители недоумевают, почему дочь или сын не хочет заводить семью, не понимая, что такими вопросами и настойчивостью ухудшают жизнь своему ребёнку. Семейные подруги, друзья и коллеги постепенно отдаляются, общих интересов становится меньше, и человек начинает сомневаться: может, действительно к определённому возрасту обязательно нужно заводить семью и детей.
На одинокого взрослого человека в нашем обществе до сих пор смотрят с недоверием: его начинают подозревать в нетрадиционной ориентации, каких-либо болезнях, психических отклонениях, отвратительном неуживчивом характере. Таким людям приписывают разгульный образ жизни либо затворничество, обвиняют в эгоизме, украдкой посмеиваются над ними и жалеют.
Человек, который по-настоящему счастлив, который нашёл своё предназначение, умеет получать удовольствие от жизни, не может быть неполноценным только лишь из-за отсутствия семьи. Важно всегда слушать свой внутренний голос. Если мужчине или женщине действительно не комфортно от одиночества и хочется найти свою вторую половинку, это повод задуматься. Но если человек живёт полной жизнью, не имея семьи, и это не приносит ему проблем или беспокойства, он не должен оглядываться на мнение других (пусть даже близких) людей и меняться в угоду их взглядам и желаниям.
В чём же суть Семьи
Все давно забыли о том, что семья прежде всего создается для удобства мужчины и женщины, а не для удобства их родственников, государства, общества и т.д. Она нужна, чтобы обеспечить базовые потребности каждого из партнеров. Это две самостоятельные личности, живущие рядом, не более того. Они не обременены взаимозависимостями, хотя доверяют друг другу и могут положиться друг на друга в любой ситуации. Семья — это равноправное партнерство без взаимопоглощения, взаимопожертвования. Многие забывают о партнере и о себе, начиная работать на образ правильной успешной семьи у них в голове, а семья — это просто двое.
Назревает вопрос, почему же большинство семей не могут выстроить здоровые отношения внутри семьи? Ответ очень прост: никто из них изначально не являлся самостоятельной личностью, у нас общество не взрослых людей, а трудоустроенных детей. Многие вступили в брак только затем, чтобы отсрочить свое взросление и вступление в самостоятельную жизнь, переложив на партнера те обязанности, которые выполнять не хочется или не умеется. Многие до вступления в брак, не чувствуют себя полноценными людьми, и только находясь в браке, склеившись полностью с партнером и его умениями в единое целое, чувствуют себя полноценными. (МЫ это сделали…, МЫ смогли…, У НАС получилось…)
Такое поведение характерно для связки Родитель-Ребёнок, а не Мужчина-Женщина. По сути в современный брак вступают не две зрелые личности, готовые познать друг друга, а люди, нашедшие в партнёре аналог родителя или ребенка.
Не спешите плеваться ядом, ссылаясь на всякие шизотерические источники, в которых говорится, что семья должна быть единым целым, мужчина и женщина должны слиться воедино, заботиться друг о друге и прочее, прочее. Да, это действительно так, но речь тут идет о Мужчине и Женщине, о полноценных самостоятельных личностях, которые УЖЕ полностью познали себя и готовы к тому, чтобы познать, а не поработить Вселенную другого.
Вывод очевиден: перед тем как создавать полноценную семью, необходимо самим стать полноценными, самостоятельными, понять, чего от жизни хочется. К слову сказать, такое психологическое взросление не только улучшит семейный быт, но и в первую очередь поможет решить много личных проблем, а также избавит вас от неадекватного выбора партнера, основанного на комплексах, обидах на родителей, желании что-то кому-то доказать и т.д.
Решиться на изменения очень сложно, но смелым всегда Вселенная дарит подарки.