что такое семья объяснение для детей
Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.
Конспект занятия «Семья — это семь я»
Цель: раскрыть смысл взаимоотношений в семье для сохранения и ее укрепления; привести учащихся к осознанию ответственности за создание семьи.
Вспомним детство,угадайте загадку:
«Крашеное коромысло над рекой повисло»
В чем смысл пословицы? «Семь раз отмерь – один раз отрежь»
(подумай хорошо, рассмотри несколько вариантов и только потом сделай). Загадка и пословица имеют то общее, которое поможет нам решить маленький ребус
Это волшебное число-7
7 – символизирует тайну, а также изучение неизвестного и невидимого. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы. Недаром семь дней Божественного творения, семь нот гармонии представляют семерку совершенным числом. С этим число рождаются и воспитываются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Их вдохновение требует уединения и одиночества. Это их потребность и их стихия. С цифрой 7 становятся яркими личностями, людьми с мировым именем. Обладатели 7 талантливы, эмоциональны и любознательны, имеют хорошее чувство юмора и сконность к изобретательству.
— СЕМЬЯ.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
Что означает слово «семья»?
1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.
2. 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Семья – многосторонние отношения супругов,отношения с детьми с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Цель нашего клчаса поговорить о взаимоотношениях в семье.
По итогам видим, что все хотят иметь счастливую семью.
Что для этого нужно знать и что нужно делать – над этим мы и поработаем.
Для начала выявим типы семей:как понять- полная, неполная семья.
Но это не так важно, важно что все хотят иметь счастливую семью.
(работа в группах на листах)
1. Определите и запишите те факторы, которые есть в счастливой семье
Занятие «Моя семья» (старшая группа)
Анна Шильченко
Занятие «Моя семья» (старшая группа)
Цель: показать значение семьи в жизни человека.
Задачи: закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям.
Ход занятия
Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся. Дружит с солнцем ветерок,
Дружит с бабочкой цветок,
Всё с друзьями пополам
Только ссориться друзьям
— А теперь присаживайтесь (стулья стоят по кругу, в середине стол на котором лежит альбом с семейными фотографиями детей). Сейчас я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, сразу же скажите, какая сегодня тема нашего занятия.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья).
— Саша, назови тему нашего занятия? («Семья»).
— Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат; живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.)
— Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
2. Беседа по фотографиям.
(Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение)
Главное в жизни это семья,
Где есть мама, папа и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая семья!
У каждого из нас есть семейный альбом, в котором хранятся фотографии всех членов семьи. Вот и у нас есть альбом с вашими семейными фотографиями. И сейчас я предлагаю вам составить рассказ о своей семье и показать на фотографии всех членов своей семьи. (при затруднении в составления рассказа задаю вопросы)
• сколько человек в твоей семье?
• какие члены семьи у тебя есть (мама, папа, бабушка и т. д.)
• кто самый младший, а кто самый старший в твоей семье?
• кто старше всех?
• какой домашний адрес, профессия и место работы твоих родителей?
• С кем ты больше всего любишь играть?
— Молодцы, ребята, вы много можете рассказать о семье.Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши самые близкие родственники, ваши родные, ваша семья, которые помогут вам и поддержат вас в любой ситуации.
3. Пальчиковая гимнастика
Моя семья. Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
4.- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Моя семья» (дети передают друг другу мяч, подбирая слова, которые характеризуют семью)
(родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая)
5. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывать. Слушайте внимательно.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой. (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
— Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
7. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
Кто живет ладно, у того все складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы!
своей семьи и создается общая картина.
Итог занятия.
Ребята, давайте ещё раз встанем, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
«Папа, мама, я — спортивная семья» (старшая группа) Ведущая: Добрый вечер, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие мамы и папы, болельщики и гости! Как хорошо, что мы все вместе собрались на.
Долгосрочный проект на тему «Планета — семья» (старшая группа). Срок реализации: 1,5 месяца. Вид проекта: Познавательный Участники: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей. Направленность: Познавательная,.
Конспект НОД «Моя семья» (старшая группа) Задачи. Уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях, о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Конспект занятия «Рассказывание по картине «Семья ежей» (старшая группа) Задачи:Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); учить подбирать однокоренные.
НОД «Моя семья» (старшая группа) ЗАДАЧИ:расширять и систематизировать знания детей о семье, родственных отношениях в семье; упражнять в правильном построении предложений,.
Проект «Моя семья-моё богатство» (старшая группа) Проект «Моя семья- моё богатство».Тип проекта: творческий. Длительность: долгосрочный Аннотация к проекту: «Семья – это та самая среда,.
Проект «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей направленности) Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 25 «Ягодка» Проект Тема: «Я и моя семья» (старшая группа компенсирующей.
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Моя семья» (старшая группа) ПРОЕКТ «Моя семья» по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе Выполнила: воспитатель Холина Мария Владимировна.
Организованная образовательная деятельность «Моя семья» (старшая группа) рганизованная образовательная деятельность «Моя семья» Цель: сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать.
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «7 Я равно семья»
Юлия Сушко
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «7 Я равно семья»
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы (5-6 лет)
«7 Я = СЕМЬЯ»
Цель: Создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит.
Задачи:
Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление;
Формировать умение отгадывать ребусы, загадки на слух, выделяя значимые характеристики;
Активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье;
Обогащать словарь новыми словами
Воспитывать любовь и уважение к семье, к близким.
Предварительная работа:
Закрепление фамилии, имени, отчества родителей;
Рассматривание фотоальбома «Моя семья»;
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Материал и оборудование:
Кубик с изображением членов семьи (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка)
Листы с изображение дерева по количеству детей для создания генеалогического древа.
Мягкая игрушка «Сердечко»
Литература:
1. Шорыгина Т. Е. Моя семья. Методическое пособие. – М. ; ТЦ Сфера, 2012
2. Шипошина Т. В. Иванова Н. В. Семейные сказки. Беседы с детьми о семье и семейных ценностях. – М. ; ТЦ Сфера, 2019
3. Белоусова Л. Е. Удивительные истории: Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста: [Методическое пособие] / Л. Е. Белоусова. – СПб. : Детство-пресс, 2000
Ход занятия:
Слайд 1 (На экране автобус)
-Предлагаю вам совершить поездку на автобусе. А чтобы сесть в этот автобус нам нужно отгадать ребус
Слайд 2 (На экране ребус «7Я»)
— К цифре 7 приставим «Я» получается? (Семья).
— И наш автобус отправляется по маршруту «СЕМЬЯ». Поехали
— Первая остановка «ОБЪЯСНЯЛКИ»
— Посмотрите, кого вы видите на экране? (бабушка, дедушка, мама, папа, дети, брат, сестра)
— Правильно. Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья)
— Часто мы слышим и произносим слово СЕМЬЯ. Знаете ли вы, что значит слово «СЕМЬЯ»? (Ответы детей)
— Семья — это я и три поколения: мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сёстры. Это самые близкие и родные люди, любящие друг друга, заботящиеся друг о друге и помогающие друг другу. Это самое дорогое для любого человека.
— Скажите, кто самый старший в семье. (Бабушка и дедушка)
— А какие члены семьи самые младшие? (Мальчик и девочка)
— Каким общим словом можно назвать мальчика и девочку? (Дети)
— Как вы думаете, кем они приходятся друг другу? (Брат и сестра)
— Кто они для бабушки и дедушки? (Внуки, мальчик – внук, девочка – внучка)
— Каким одним общим словом можно назвать папу и маму? Кем они приходятся детям? (Родители)
— Молодцы! А нам пора в дорогу. Поехали!
Слайд 5 (На экране по мере отгадывания появляются изображение отгадок)
— Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.
* В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (Мама)
* Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый … (Папа)
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший… (Брат)
* Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (Сестрёнка)
* Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
Наш любимый … (Дедушка)
* Лучше всех носочки вяжет,
Сказку славную расскажет,
Кто испечёт оладушки?
Конечно, наша… (Бабушка)
* Все загадки отгадали,
Все родных своих узнали:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
Кто-то деда с бабой —
Все родные, с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна … (Семья)
— ЗдОрово! Вы большие молодцы! А нам пора. Поехали!
— Остановка «СПОРТИВНАЯ». Пора размяться.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй. (Хлопки в ладоши)
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку. (Ходьба на месте)
Мама руки поднимает. Раз-два, раз-два (Поднятие рук поочерёдно)
Папа бодро приседает. Раз-два, раз-два. (Приседания)
Делает мой братик Сева. (Руки на поясе, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.» (Бег на месте и наклоны головой в стороны)
— Ну, вот, размялись и можем ехать дальше. Занимаем места. Поехали!
Д/игра: «Какой, какая?» (Игра с кубиком на гранях которого изображены: бабушка, дедушка, мама, папа, мальчик, девочка)
— Взгляните, какой у меня кубик. На его гранях можно увидеть изображения разных членов семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, брата и сестры. Это самые родные вам люди. А какие они, мы сейчас узнаем. Вы должны подобрать как можно больше слов, которые расскажут о них. А о ком вы будете говорить узнаем при помощи кубика.
(ребенок бросает кубик и даёт определение того члена своей семьи, который изображён на грани:
Мама (Какая) (Ответы детей)
Папа (Какой) (Ответы детей)
Бабушка (Какая) (Ответы детей)
Дедушка (Какой) (Ответы детей)
Сестра (Какая) (Ответы детей)
Брат (Какой) (Ответы детей)
Д/и с мячом «Скажи наоборот»
Дедушка пожилой, а внук …
Мама женщина, а папа ….
Папа высокий, а дочка ….
Сестра старшая, а братик….
Дедушка толстый, а бабушка ….
У брата волосы короткие, а у сестры …
У папы портфель большой, а у сына….
Брат – мальчик, а сестра….
— Поиграли. Поехали дальше!
— Посмотрите, дерево. Но оно непростое, а СЕМЕЙНОЕ. Ведь каждая семья похожа на большое дерево: она растёт, как и дерево, на нём появляются новые веточки и листочки, любящие тепло и ласку. Корнями этого дерева являются бабушки и дедушки. Толстые ветки дерева – это ваши папы и мамы, а листочки – это вы детки.
Это дерево называют «СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО» или «ГЕНЕОЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО». Давайте повторим вместе, как называется это дерево (Ответ хором)
— Ну, что же продолжим нашу поездку.
— Мне бы хотелось, чтобы на этой остановке вы сказали по одному доброму, ласковому слову, характеризующему вашу семью. Предлагаю начать так: «Я люблю свою семью, потому что она…. (Дети передают друг другу Сердечко, произнося фразу и продолжая её)
— Как же я рада, что у вас такие прекрасные семьи! Ну, а наш маршрут заканчивается. Осталась только одна остановка. Поехали!
— Остановка «Музыкальная»! Слушаем музыку и танцуем!
Звучит песня Е. Курячий «Моя семья» в исполнении М. Мельник. Дети танцуют.
— Ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Что запомнилось вам больше всего? (Ответы детей)
— Ребята, как здорово, что у каждого из нас есть семья, любимый дом, родные люди, которые любят нас, приходят на помощь в трудные минуты. И вы тоже должны ценить своих близких, не огорчать их, заботились о них. На память о нашей поездке я хочу подарить вам вот эти деревья, которые вы превратите в семейные, генеалогические древа. (Детям раздаются листы с изображением деревьев)
Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей группы Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель:Расширять представление детей.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Я и моя семья» Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром. Цель: посредством формирования у детей представлений о семье, создать.
Конспект НОД по познавательному развитию «23 февраля — День Защитника Отечества» для детей старшей группы Цель: ознакомление детей с понятием «защитники Отечества»; развитие патриотических чувств. Задачи: поддерживать познавательный интерес.