что такое семантика вопроса
Значение слова «семантика»
1. Значение (слова, оборота речи, грамматической формы).
[От греч. σημαντικός — обозначающий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В качестве инструмента изучения применяют семантический анализ. В конце XIX — начале XX века семантика часто называлась также семасиоло́гией (от др.-греч. σημασία — знак, указание). Учёные, занимающиеся семантикой, до сих пор обычно называются семасиологами. Также «семантикой» может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц (например, «семантика глаголов движения»).
СЕМА’НТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. sēmantikos — обозначающий] (лингв.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т. п.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сема́нтика I
1. лингв. смысл, информационное содержание языка или его отдельной единицы
2. лингв. раздел языкознания, изучающий этот смысл
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: массажёр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Статья » Семантика вопроса»
Статья: СЕМАНТИКА ВОПРОСА
Вопросительные и повествовательные предложения противопоставлены друг другу по грамматическим признакам и по назначению в процессе коммуникации: повествовательное предложение — это предложение информирующее, а вопросительное предложение — это предложение, запрашивающее, требующее информацию. Иллокутивная и императивная составляющие являются важнейшими компонентами семантической организации вопросительного предложения. Ср.: «Вопрос — это не разновидность мысли, а разновидность речевого действия, разновидность общения посредством речи» [2, с. 33].
Имплицитным компонентом семантики вопроса является сема ‘незнание’. По определению Ф.С.Лиманова, «вопрос представляет собой «знание о незнании» [4, с. 49]. Данный компонент вопросительной семантики может быть эксплицирован при помощи сложноподчиненного предложения с предикатом знания в главной части:
Я не знаю, то свет или мрак? / В чаще ветер поет иль петух? / Может, вместо зимы, на полях / Это лебеди сели на луг? (С.Есенин). Семантический компонент незнания может быть актуализирован вследствие ослабления императивной составляющей — в случае неопределенности, обобщенности, устраненная тема адресата вопроса, при самоадресации вопроса:
Земное ль в ней очарованье, /Иль неземная благодать? (Ф.Тютчев); Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С.Есенин).
Следует отметить, что характер пресуппозиций, объем содержательной и характер запрашиваемой информации различны в частновопросительных и общевопросительных предложениях. Предметом вопроса в частновопросительном предложении является лишь часть предметной ситуации. Факт наличия или отсутствия той или иной предметной ситуации не относится к области запрашиваемой информации, говорящий располагает неполной, но вполне достоверной информацией о реалии. Область незнания в общих вопросах составляет реальность или ирреальность ситуации как предмета мысли говорящего, говорящий не располагает достоверной информацией о ситуации в целом. Ср.: Кто пришел? — Пришел ли он?
Различным является и характер утверждения/отрицания в этих видах вопросительного предложения. В частных вопросах (именующихся также диктальными) категория утверждения/отрицания является отражением качества самой предметной ситуации. Как и в повествовательных предложениях, «ретранслирующих», «регистрирующих» некий положительный или отрицательный факт действительности и характеризующихся отстраненностью, индифферентностью субъекта речи, категория утверждения/отрицания в частно-вопросительном предложении имеет статус объективной категории, отражающей отношения объективной действительности: Кто пришел? Что ты делаешь? Как поживаешь? Откуда дровишки? О чем ты плачешь? Почему ты не спишь? Кого сегодня нет?
В общевопросительном предложении на уровне его семантической организации воспроизводится факт сознания субъекта речи, некая мыслимая (или домысливаемая) ситуация, то есть факт, не имеющий статуса достоверности и подлежащий верификации, осуществляемой с помощью собеседника. Утверждение и отрицание в общевопросительных предложениях относятся к области «незнания» (составляют предмет вопроса) и соотносятся с категорией истинности знания о действительности (в том числе о данном, конкретном, единичном факте). Категория утверждения/отрицания в общевопросительных предложениях является модальной по своей сути (не случайно общие вопросы называются модальными).
Таков характер утверждения/отрицания в альтернативном, или дизъюнктивном, вопросе и общевопросительном предложении, семантика которого не усложнена выражением гипотезы. Однако пресуппозиция недостоверности, отсутствие у говорящего достаточно полной информации о реалии делают возможным использование общевопросительного предложения для выражения гипотезы. Утвердительность/отрицательность как категории модального плана информативной семантики высказывания является особенностью вопросов-предложений:
«Влюблена? » — вопросительно соображал он (М. Горький); «Я ведь некрасивая? « (М. Горький); «Здравствуйте, — сказал Моня. — А муж уехал? « (В. Шукшин).
Утверждение/отрицание в вопросах этого типа выражает отношение говорящего к высказываемому в виде положительной или отрицательной оценки истинности того, о чем говорится в предложении. Взаимосвязь объективно-информативно и субъективно-информативного планов высказываемого определяет общий положительный или отрицательный характер высказываемого в предложении.
Степень уверенности говорящего в высказываемом предложении зависит от полноты его знания о реалии. Чем достовернее информация, которой располагает говорящий, тем большая степень уверенности выражена в предложении. Денотатом вопроса может быть, например, непосредственно наблюдаемая ситуация. Пре-суппозиционную основу вопроса в этом случае составляет достоверное знание. Ср.:
— Мы, что, кажется, в картошку сели? — «А сами не видите? « — сказал летчик (В. Шукшин).
В условиях неоднозначного контекста утвердительный или отрицательный смысл высказываемого предположения может быть недостаточно дифференцированным:
-Ну что, сынку? Помогли тебе твои ляхи? (Н. Гоголь) (= ведь не помогли); А Варавка кричал ему: «Европа мы или нет?» (М. Горький) (= ведь ты же царь, а не дитя).
Таким образом, категория утверждения/отрицания в общевопросительном предложении является категорией модального плана высказывания. Утверждение/отрицание как отражение связей и отношений реальной действительности в общем вопросе заключено в модальные рамки гипотетической модальности и подается в свете положительной или отрицательной оценки реальности этих связей со стороны говорящего лица. Модальная сущность этой категории в общевопросительном предложении предопределяет возможность градации степени утверждения (отрицания). Общий вопрос, не содержащий элемента предположения, может быть квалифицирован как нулевой член модальной парадигмы утверждения/отрицания. Общий вопрос, осложненный выражением позитивного или негативного предположения, занимает смежные с ним области «слабого» утверждения или «слабого» отрицания.
Семантика вопросов.
В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.
Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается на определенное исходное, базисное знание, выступающее его предпосылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.
1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.
Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как. улавливающий,или «провокационный». Пример такой уловки — древнегреческий софистический [28] вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него — и «да», и «нет» — приводит к признанию, что ты бил своего отца.
Функции вопросов.
По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: 1)уточняющие, или ли-вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.
1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что. »; «Является ли. »; «Действительно ли, что. » — и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса — «ли-вопрос».
Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка — это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.). Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одной из альтернатив: р Ú ù p. Отсюда другое название этого вопроса — закрытый, или альтернативный вопрос.
2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрено данное преступление?».
Грамматический признак восполняющих вопросов — наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? — и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что представляет собой исследуемый объект. Отсюда и название восполняющего вопроса — «что-вопрос».
В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знание выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международный суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Америку», «Совершено определенное (данное) преступление».
Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою множество высказываний, определяемых вопросительным словом (кто? что? когда? какой? и т.д.). Найденный ответ дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах: месте, времени, причинах и т.д. исследуемых явлений. Поскольку ответ на что-вопрос — это выбор истинного суждения из множества возможных, то его называют открытым вопросом.
Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1178 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Что такое семантика простыми словами?
Семантика – слово, пришедшее в наш язык из греческого, где его смыслом было «значимый». В филологии оно впервые было применено во Франции М. Бреалем, занимавшимся не только развитием языка, но и историей. О том, что такое семантика, могут рассказать многие языковеды. Под термином принято понимать такую науку, которая посвящена смыслу слова, множеству букв и предложений.
А если попонятнее?
Наиболее общее значение термина (именно его обычно подразумевают) можно уточнить как «лексическая семантика». Она занимается осмысленной нагрузкой отдельно взятых слов. А вот языковеды, исследующие алфавиты, сохранившиеся с древности, знают, какова смысловая нагрузка отдельных букв. Некоторые специалисты занимаются текстами, фразами, законченными предложениями. Такая область – еще одно из полей применения семантического научного подхода.
Разбирая, что такое семантика, нужно обязательно упомянуть о родстве с другими дисциплинами. В частности, тесны связи с:
Рассматривая науку подробнее, необходимо сразу сформулировать объект, который она исследует: семантическое поле. Это такой комплекс терминов, для которых свойственен некий общий фактор.
Объект исследования
Если спросить филолога, что такое семантика, специалист расскажет: термином принято обозначать науку, занимающуюся не только осмысленной нагрузкой слов, но и философскими языковыми аспектами. Кроме того, распространяется дисциплина и на используемые программистами языки, на формальную логику, семиотику. Посредством разработанных в семантике инструментов можно провести результативный анализ текста. Благодаря этой науке можно вычленить соотношения фраз, слов, символов, взаимосвязь со значениями.
Впрочем, описанное значение – лишь общее представление, что такое семантика. На самом деле в настоящее время понятие намного шире. Оно применяется для некоторых специализированных философских течений и даже в рамках одного из подходов, призывающих людей изменить свое отношение в мире, уйти прочь от «культуры потребления». Проблема эта в последние годы стала действительно актуальной, и одно из ее решений получило наименование «общая семантика». Стоит признать, у нее есть немало поклонников.
Понимание сути
Так сложилось, что семантика языка – наука, для которой очень актуальна проблема понимания. Проще говоря, обыватель запросто может сказать, чем занимается математика или физика, но не всякий быстро сориентируется в сфере исследования семантики. Что удивительно, не столько лингвисты, сколько психологи поставили перед собой задачу формулирования понимания сути семантики. В то же время интерпретация символов, знаков – вопрос, свойственный строго лингвистике и никакой иной науке. Значение отыскивают с учетом обстановки, в которой объекты применялись: специфики сообщества, контекста, обстоятельств.
Лингвистическая семантика особенное внимание уделяется мимике, телодвижениям, звукам, как способам передачи информации. Все это формирует значимый контекст. Для письменного языка роль таких структурных факторов играют абзацы и знаки препинания. Общий термин, обозначающий эту область информации – семантический контекст. Аналитическая деятельность в области семантики тесно связана с рядом сопутствующих дисциплин, занимающихся лексикой, этимологией символов и слов, правилами написания и произношения. Наука связана и с прагматикой.
Особенности науки
Семантика языка занимается строго определенными вопросами, ей характерна конкретная область знаний. Свойства этой дисциплины зачастую позволяют характеризовать ее как синтетическую. Рассматриваемая сфера тесно сплетается с языковой философией, имеет связь с филологией, семиотикой. В то же время наблюдается резкий контраст с синтаксическими правилами, комбинаторикой, не обращающей внимание на смысловую нагрузку используемых символов и знаков.
Особенность семантики в наличии значимых связей с репрезентативными смысловыми теориями, в том числе рассматривающими взаимосвязи, соответствия и истинность смысла. Это уже не просто языковая наука, но философская дисциплина, которая фокусируется на реальности и отражении ее через возможности языка.
Лингвистика
Эта наука – одна из дополнительных областей, включенных в общее дерево семантики как дисциплины исследования. Объект внимания этой сферы семантики – лексика. Лингвистика занимается смысловой нагрузкой, характерной словарным уровням, предложениям и фразам. В равной степени лингвистика анализирует и более крупные объекты – тексты, расширенные повествования.
Изучая лингвистику и семантику, необходимо четко представлять тесные взаимосвязи субъектов. Для лингвистики становятся важными перекрестные ссылки и примененные обозначения. Особенность этого направления – исследования взаимоотношений, свойственных единицам лингвистики. Как и семантика предложения, лингвистика особенное внимание уделяет словосочетаниям, правда, в несколько ином ключе. Здесь исследователи фокусируются на омонимах, анонимах, синонимах, паронимах, метрономах. Задача, стоящая перед ними, – осмыслить довольно крупные элементы текста, скомпоновав их из небольших, и расширить смысловую нагрузку, насколько это представляется возможным.
Монтагская грамматика
Автором этой структуры семантики стал Ричард Монтегю. Впервые свои теории он озвучил в 1960-м. Идея заключалась в такой систематизации определений, которая применяла бы терминологию лямбда-исчисления. Продемонстрированные им материалы наглядно доказали, что присущий тексту смысл можно разложить на части, элементы, используя правила сочетания. Внимание обратили и на факт относительной немногочисленности таких правил.
В то время впервые прозвучал термин «смысловой атом». Его понимание, равно как и работа с примитивами, легли в базу семантики вопросов в семидесятые годы. Так начала развиваться мыслительная гипотеза. И сегодня многие признают, что грамматика Монтегю была исключительно стройным, логичным изобретением. К сожалению, ее отличием от семантики речи была выраженная изменчивость, определяемая контекстом. Язык, как считал Монтегю, был не просто системой ярлыков, закрепленных за предметами и явлениями, но инструментальным набором. Он обращал внимание, что значимость каждого из таких инструментов не в привязке к конкретным объектам, а в специфике функционирования.
А на примерах?
Семантика в прочтении Монтегю хорошо иллюстрируется следующим образом. Филологам знакомо понятие «семантическая неопределенность». Это ситуация, когда в отсутствии ряда частей контекста невозможно определить точный смысл объекта (слова, фразы). Более того, нет таких слов, идентификация которых была бы стопроцентно возможной и верной в отсутствии окружения.
Формальная семантика
Эта идея была сформулирована, как усовершенствование постулатов Монтегю. Она принадлежит к теоретическим высоко-формализованным подходам и работает с естественными языками. Таким методом может быть проанализирована и русская семантика. Особенность – в присвоении различным единицам значений: истинности, функциональной зависимости, индивидуальности. Для каждой единицы затем выявляется истинность, соотношение в аспектах логики относительно иных предложений. Все это позволяет получить достаточный объем сведений для анализа текста в целом.
Истинно-условная семантика
Автором этой теории выступил Дональд Дэвидсон. Теория принадлежит к числу формализованных. Основная идея – в определении связей между предложениями. Подход предполагает работу с естественными языками. Семантика слова, предложения, текста обязывает выискивать и описывать такие условия, при которых некоторый объект исследования становится истинным.
Например, только в ситуации, когда снег белого цвета, истинным будет выражение «снег белый». То есть фактически задача филолога – определить, в каких условиях значение фразы становится истиной. В семантике слова заранее задан набор значений, выбранных на базе конкретного объекта, и задается набор правил, позволяющих их объединять. Практическое применение такого метода – формирование абстрактных моделей, в то же время суть подхода – в определении соответствия между выражениями и реальными вещами и событиями, а не абстрактными результатами моделирования.
Искусственная семантика
Под этим термином принято понимать такие фразы, слова, на базе которых формируется полезное содержимое. Задача лингвиста – составить семантическое ядро, которое будет привлекать внимание читателя. Наиболее актуален этот термин в настоящее время в применении к современным технологиям, в частности, интернету. Чтобы повысить посещаемость виртуальной странички, важно таким образом сформировать ее текстовое наполнение, чтобы присутствовали ключи, способные заинтересовать пользователя. Искусственная семантика в настоящее время широко применяется в рекламных целях.
Информатика предлагает трактовать семантику как раздел, занимающийся осмысленностью конструкций, свойственных языку. Это, в некоторой степени, противоположно синтаксису, чья сфера ответственности – форма выражения конструкций. Семантика – набор правил, позволяющих трактовать синтаксис. В то же время значения заданы непрямо, лишь ограничены возможности понимания объявленных слов, символов. Принято говорить о семантике как отношениях, свойствах, дающих формальное представление об объекте. Применяется логический подход, на основании которого строятся модели и теории, базирующиеся на интерпретации полученной информации.
Семантика как метод продвижения проекта
Применяя базовые правила семантики, специалист может разработать такое ядро, которое затем будет базой для формирования СЕО-программы. Семантическое ядро – список запросов, которые аудитория может ввести в виртуальной системе поиска, чтобы ознакомиться с услугами, товарами, в которых нуждается. Чтобы сформировать такое ядро корректно, нужно представлять, в чем клиент нуждается, какие перед ним стоят цели.
Определение потребностей целевой аудитории чаще всего предполагает интервьюирование либо бриф-опрос. Правильно подойдя к этой задаче, можно сформулировать с высокой степенью точности, в чем нуждается пользователь.
Семантическое ядро: особенности
Чтобы правильно сформировать этот базовый для продвижения проекта объект, необходимо сперва разобраться с природой пользовательских запросов. Таковые подразделяются на четыре крупные категории:
Информационные поисковые запросы
Таковые люди спрашивают у поисковой системы, если перед ними стоит какой-то нуждающийся в решении вопрос. Система выдает список сайтов, в большей или меньшей степени соответствующих заданному, после чего клиент начинает поочередно переходить по страничкам из верхнего перечня выдачи, изучая результаты на предмет релевантности. Останавливается человек, когда удается обнаружить необходимые данные.
Чаще всего информационные запросы начинаются с вопросительного слова, хотя нередко прибегают к относительно неочевидному для машинного языка выражению мысли – запрашивают помощь или советы, отзывы или правила (инструкции). Если владелец ресурса знает, какие именно запросы чаще всего приводят к нему пользователя (или могли бы приводить), необходимо формировать семантическое ядро под каждую страницу с учетом этой информации. Если проект некоммерческий, то именно информационные запросы приносят почти весь объем трафика. Чтобы монетизировать сайт, можно прибегнуть к контекстной рекламе или другим сходным возможностям.
Навигация и транзакции
Навигационные – это такие запросы, которые дают четкую характеристику виртуальной странички. Именно благодаря им в будущем будут осуществляться переходы.
Транзакции, по мнению многих специалистов СЕО, являются наиболее любопытной категорией из всех возможных запросов. Через них можно получить представление, для каких целей клиент ищет сайт. Одни нуждаются в материале для ознакомления, другие скачивают файлы, третьи совершают покупки. Зная особенности транзакционных запросов, можно построить собственный бизнес в интернете. Между прочим, некоторое время назад именно через них развивались почти все, предлагающие услуги, сайты, а также виртуальные магазины.
Особенность вопроса
Не все так легко и просто. Запросы, которые может выявить СЕО-специалист, составляя семантическое ядро, применяются всеми конкурентами. С одной стороны, их использование не может быть гарантом успеха программы продвижения – слишком много соперников. В то же время их отсутствие делает программу развития сайта практически невозможной. Применяя конкурентные запросы, можно успешно привлечь аудиторию на продвигаемую страницу. Если предполагается раскрутка на основе именно таких запросов, нужно проконтролировать, что пользователь, оказавшись на страничке, может совершить соответствующую транзакцию.
Не все уверены, стоит ли применять такой тип запросов, если продвигается страница не коммерческого, а информационного характера. Специалисты заверяют, что это абсолютно корректное решение. При этом нужно предусмотреть возможность совершения пользователем действий на страничке. Самый простой вариант – контекстная реклама, соответствующая содержимому, партнерская программа.
Общие запросы
Это такие формулировки, из которых сложно понять, что именно ищет пользователь. Например, это могут быть «двигатель авто» или «кисточка для румян». По какой причине пользователь ищет информацию, только из самого запроса совершенно не ясно. Кто-то заинтересован, как предмет устроен и из чего сделан, другой ищет возможность купить, а третий исследует ассортимент предложения на рынке. Возможно, пользователь хочет найти инструкцию по самостоятельному изготовлению предмета или осуществлению работы, но другой человек заинтересован в том, чтобы заказать услугу – например, поклейку обоев в комнате. Учитывать общие запросы при формировании контекстного ядра нужно, но не стоит делать на них особенный акцент, если проект не посвящен, например, всем возможным типам кисточек для румян или обоям и всему, что с ним связано, от производственных вопросов до правил окрашивания.
Частотность: конкуренция на каждом шагу!
Характеристика частотности – одна из ключевых при выборе подходящего наполнения семантического ядра. В общем случае все запросы делятся на три крупные группы, при этом к низкой частоте относятся попадающие в месяц в поисковую систему менее двух сотен раз, к высокой частоте причисляют запрашиваемые более тысячи раз вопросы, а средний уровень – все, что между указанными границами.
Указанные значения – общие, для каждой конкретной области они будут уникальными, цифры существенно варьируются. Чтобы правильно сформировать семантическое ядро, нужно не просто знать показатели поисковой системы по запросам, которые предполагается включить, но и представлять иерархическую структуру развиваемого сайта, прорабатывать внутреннюю оптимизацию. Одним из самых полезных современных инструментов для формирования семантического ядра специалисты признают «Яндекс.Вордстат». Он помогает выявить частоту запросов, на основании чего можно составить расширенный перечень и избавиться от лишних, пустых запросов. Для создания структуры рекомендуется сделать не менее трех циклов работы с перечнем запросов при применении возможностей «Яндекс.Вордстат».