что такое семафор на железной дороге объяснить ребенку
Конспект занятия по ознакомлению с железнодорожными профессиями «В гостях у Семафорчика»
Анжела Горохова
Конспект занятия по ознакомлению с железнодорожными профессиями «В гостях у Семафорчика»
Конспект «В гостях у СЕМАФОРЧИКА»
Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей и взрослых; закрепление материала по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями.
Знакомить родителей с играми на железнодорожную тему, которые могут использовать в семье для досуга.
Развивать спортивные и двигательные навыки у детей и взрослых, через различные средства физической культуры.
Пропаганда и формирование здорового образа жизни семей детского сада.
Воспитание физической культуры и нравственной сплочённости семьи.
Предварительная работа: рисование с детьми свою семью; заучивание стихотворения «Кем быть?», песни «Мы – юные железнодорожники».
Оборудование: бейджики с названием команд, музыкальное сопровождение; стол для жюри, скамейки для участников, магнитные доски, тоннель – 2шт. ; мячи, ориентиры для эстафет, гимнастические палки, 2 мольберта, 2 листа, мелки восковые, грамоты, медали.
(праздник начинается под сопровождение веселой песенки И. Корнелюка «Про семью!»)
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости – уважаемые мамы, папы, дети! Мы очень рады видеть Вас в нашем зале. Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи. Поприветствуем их!
Оценивать наши успехи будет жюри в составе:.
А сейчас слово предоставляется жюри..
Зачитываются критерии оценки эстафет и напутственное слово.
Ведущий: Вести наши соревнования буду я. А помогать в проведении нашего праздника мне будет
У дороги, у железной,
Встал суровый постовой.
Как посмотрит глазом красным –
Значит, ехать поезду опасно. Значит это СЕМАФОР.
Семафорчик:
Мальчишки и девчонки,
А также их родители!
В наш спортивный зал, скорее поспешите Вы!
Здесь будут состязания, детишек, пап и мам,
Кто будет победителем,
Потом расскажем Вам!
Ведущий: Скажи Семафорчик, а с чего у тебя начинается утро?
Семафорчик: Конечно же, с утренней зарядки!
Ведущий: Молодец, ты Семафорчик правильно начинаешь свой день, вот и сейчас я предлагаю нашим командам начать наш праздник с разминки, т. е с зарядки. Ты мне поможешь?
Семафорчик: Да, с удовольствием! (проводит разминку под музыку).
Ведущий: Здорово, это у вас получилось! Мне понравилось! А вам ребята, понравилось! Команды, обратите внимание, это ваши болельщики, поприветствуем их! Болельщики, как вы умеете хлопать? А как топать?
А кричать ура! Давайте прорепетируем
Ведущий: Просим жюри оценить 2 конкурса Приветствие и Разминка.
Ведущий: А пока жюри обсуждает, у нас музыкальная разминка. Дети старшей группы исполнят песню «Мы – юные железнодорожники».
(Выходят дети и под фонограмму из кинофильма «Приключения Электроника»).
Ведущий: Предоставляется слово жюри. (Объявляются результаты за 2 конкурса).
Семафорчик:
Вот ребята смелые, ловкие, умелые!
Родители их – важные, сильные, отважные.
Ведущий: Ну, а теперь эстафета «Тоннель».Команды выстраиваются в колонну по одному: ребенок, взрослый, взрослый.. По сигналу ребенок проползает через тоннель, оббегает стойку и возвращается по прямой передавая эстафету маме или папе. Взрослые подбегают к туннелю, прокатывают мяч через него, оббегают стойку и бежит к команде, передавая эстафету другому взрослому.
Игра начинается по сигналу.
Заступать за линию старта запрещается.
Обязательно приносить упавшие мячи.
Побеждает команда, которая при прохождении дистанции придет первой.
Ведущий: Семафорчик скажи, а ты знаешь, кто работает на железной дороге?
Семафорчик: Конечно. А вот знают ли их наши участники?
Ведущий: Сейчас проверим. Итак, интеллектуальный конкурс «Назови железнодорожные профессии».
Команды по очереди называют железнодорожные профессии. Команда, которая больше назовет, та и получает балл.
Ведущий: Просим жюри подвести итоги за 2 конкурса. А теперь дорогие болельщики поиграем с вами. (Игра со зрителями)
Семафорчик:
Чья семья сильнее всех?
Только их здесь ждет успех!
— Следующий конкурс «Перенеси багаж». Команде дается шест (гимнастическая палка). Ребенок, цепляется за шест, взрослые берутся за концы шеста и таким образом, преодолев дистанцию, возвращаются на места. Команда, которая пробежит быстрее, получает бал. (звучит фонограмма).
Ведущий: Посмотри, Семафорчик. Какую выставку рисунков приготовили наши дети. Так они видят свою семью.
Семафорчик: А взрослые очень хорошо умеют рисовать, и предлагаем взрослым нарисовать, как они видят свою семью.
Ведущий: Конкурс «Нарисуй свою семью». Взрослые должны с завязанными глазами нарисовать всех членов семьи. (фонограмма).
Ведущий: Просим жюри оценить 2 конкурса. А пока послушаем стихотворение в исполнении детей «Кем быть?»
Семафорчик: (звучит музыка «Паровозик из Ромашкова»). Всех нас музыка зовет путешествовать вперед!
Ведущий: Правильно, следующий конкурс эстафета «Путешествие в Москву»
В круг ставятся стулья один возле другого, сиденьями наружу. Их на один меньше, чем играющих. Водящий стула не имеет,он ходит вокруг сидящих на стуле участников с флажком в руке и говорит: «Я еду в Москву. Приглашаю всех желающих ехать со мной». Все присоединяются к нему.
По этой команде все бегут к стульям и занимают места. Тот, кто остается без места, становится водящим, получает флажок и повторяет игру.
Ведущий: А теперь конкурс (перетягивание каната) «Команда самых сильных железнодорожников». Две команды становятся напротив друг друга, берутся за канат и по команде начинают перетягивать. Та команда, которая перетянет канат – побеждает.
Ведущий: а сейчас жюри просим оценить 2 конкурса. И подвести итоги и объявить победителей наших соревнований. А пока проверим ваши знания о железной дороге.
Для детей о железной дороге.
Без него не сядешь в поезд, без него и места нет, проводник вам не поможет, вам не сможет дать (билет)
Бывает пассажирский, товарный, грузовой, почтовый и багажный, слыхали про такой? (поезд)
Пропускает поезда, знает все – кому куда, поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит (дежурный по станции)
Отдельная комната в пассажирском вагоне (купе)
Как называется головной вагон, управляемый машинистом (локомотив)
Кто главный в локомотивной бригаде? (машинист)
Как называется профессия хозяина пассажирского вагона? (проводник)
Как называется заграждение на переезде, которое закрывает дорогу машинам? (шлагбаум)
У трамвая есть сестричка – в семь вагонов (электричка)
Как называется в поезде место между вагонами? (тамбур)
Для взрослых о железной дороге
Какие перевозки осуществляются по стальным магистралям России? (перевозят людей и грузы)
Кого называют диспетчером движения? (поездной диспетчер)
Человек, какой профессии принимает и отправляет поезда, пропускает их через станцию? (дежурный по станции)
Какая главная обязанность помощника машиниста? (следить за сигналами на дороге и обо всем докладывать машинисту)
Меняют ли колеса у вагонов? Когда? (меняют, когда появляется «ползун» выше 2мм)
Основное устройство железных дорог? (железнодорожный путь)
Загадайте загадку про поезд.
Загадайте загадку о своей профессии.
Сколько часов в сутки проводится работа всех объектов энергохозяйства железных дорог? (круглосуточно)
Почему машинист видит светофор при сильном тумане? (на локомотиве имеется своя сигнализация – маленький светофорчик, который повторяет показания путевых).
Ведущий: Вот и подошли к концу наши соревнования, жюри готово объявит результаты. Команды, за Семафориком в одну колонну становись!
Жюри объявляет результаты, вручает медали, призы и грамоты.
Ведущий:Наш праздник хочется закончить такими словами:
Пусть это все только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо – семья
Храните ее, берегите её,
Нет в жизни важнее цели!
Берегите друг друга,
Берегите друг друга, обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Рядом вместе побудьте! (О. Высотская)
Ведущий: Спасибо Вам. До свидания!
Имитационные и сюжетно-ролевые игры в процессе знакомства с железнодорожными профессиями Наш детский сад осуществляет систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников.
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессиями «Педагогическая находка» b]Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Страна мастеров»[/b].
Стихи по ознакомлению дошкольников с профессиями Стихи о профессиях. «Шахтер». Опасная, но мирная Профессия – шахтер. Мужественно трудится Под землею он. Нам необходимы Уголь и руда,.
День воспитателя. НОД по ознакомлению с профессиями в старшей группе НОД в старшей группе. «День Воспитателя» Воспитатель: Лукманова М. Б. вед. – Добрый день друзья! Мы рады видеть Вас! Сегодня день.
Конспект занятия «Карлсон знакомится с профессиями» Возраст : дети подготовительной группы (6-7 лет) Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.
Конспект занятия по ознакомлению детей с профессиями «Ярмарка профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Академия детства СП д/с №8. Конспект занятия по ознакомлению детей с профессиями.
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у сказки» Тема: «в ГОСТЯХ У СКАЗКИ». Программное содержание. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение и его.
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и профессиями «Строитель» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромНа тему : «Знакомство детей с профессией Строитель (со строительными профессиями)» в.
Конспект занятия по ознакомлению с водой и ее свойствами «Капитошка в гостях у ребят» 1. Введение в игровую ситуацию. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришел в детский сад, увидела на пороге серебряное.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Да! Точно, точно! По теме железной дороги часто слышал про семафор. У Сергея Михалкова в стихотворении про Дядю Степу машинист у полустанка кочегару говорит: «От вокзала до вокзала сделал рейсов я немало, но готов идти на спор – это новый семафор».
Обратите внимание: не «светофор», а именно «семафор». Так что же, на железных дорогах все таки семафоры?
Семафоры появились на железных дорогах гораздо раньше светофоров, ими регулировали движение поездов еще на заре паровозной эры. Увидеть сегодня в действии семафоры на железных дорогах России практически невозможно, они уходят в историю – почти исчезнувший вид железнодорожной сигнализации, применяемый лишь на отдельных малодеятельных глухих участках наших дорог.
Одним из таких участков является Соблаго – Кувшиново в Тверской области, объявленный в 2013 году заповедной зоной, где на трех небольших станциях Скакулино, Селижарово и Ранцево продолжают и сегодня применяться двукрылые входные семафоры.
Как устроен семафор и как он работает
Семафор представляет собой металлическую мачтовую конструкцию с сигнальными крыльями в верхней ее части. Первые семафоры были деревянными. Окрашен семафор в яркий красный цвет.
У них еще есть сигнальные огни для темного времени суток и этим они чем-то действительно напоминают своих последователей – светофоры. Но днем сигнальные огни семафора не видно, потому что у него нет специальных линз, как у светофоров, там стоят обычные цветные светофильтры и в светлое время суток машинисты руководствуются показаниями именно сигнальных крыльев семафора.
В старину на семафорах вручную зажигали керосиновые лампы, а сейчас используют электрические.
Семафоры бывают двукрылой конструкции и попроще – однокрылыми. Входные двукрылые семафоры, которые сохранились в Тверской области на участке Соблаго – Кувшиново, разрешают или запрещают въезд поезда с перегона на станцию и имеют несколько сигнальных положений:
Два поднятых крыла, как гласит инструкция, под углом 135 градусов к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью, означает, что поезду разрешается следовать на железнодорожную станцию на боковой путь с готовностью остановиться на станции.
Грузовой поезд прибывает на станцию Селижарово. Поезд следует по открытому на два крыла сигналу семафору на боковой путь. Тверская обл., ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Одно поднятое крыло под углом в 135 градусов к мачте, второе в вертикальном положении параллельно мачте днем или с одним зеленым огнем ночью – входной сигнал открыт, путь свободен, поезд принимается на главный путь на станцию с остановкой.
Входной поднятый на одно крыло семафор на станции Ранцево, Тверская обл., ОКТ ж.д. Фото: Дмитрий Чернов
Горизонтальное положение верхнего крыла, второе в вертикальном положении параллельно мачте днем, ночью – один красный огонь: «стой, запрещается проезжать» сигнал.
Входной двукрылый семафор в закрытом сигнальном положении на станции Ранцево, Тверская обл., ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Управляет крыльями семафора дежурный стрелочного поста по команде дежурного по станции, поворачивая специальный рычаг, соединенный тросами с крыльями семафора. Входные семафоры, как правило, располагаются на достаточно большом удалении от стрелочного поста на станции, чтобы машинист заранее мог увидеть с перегона, какой сигнал – разрешающий или запрещающий – показывают крылья семафора. Тросы могут тянуться от стрелочного поста к входному семафору порой чуть ли ни на километр.
Нахулиганить на станции и просто так перевести приводной рычаг семафора, чтобы изменить положение крыльев, не получиться, поскольку он оборудован замком Мелентьева. Ключ от замка хранится на посту в так называемом централизаторе, где он блокируется электрическим сигналом, подаваемым от дежурного по станции с центрального поста.
Стрелочный пост на станции Селижарово и приводной рычаг входного семафора. Фото: Алексей Алексеев
Централизатор с ключами на стрелочном посту. Фото из открытых источников.
Приводной рычаг входного семафора с «убегающими» далеко вдаль к семафору гибкими тягами и замком Мелентьева под крышкой с литерой «Н». Станция Скакулино, Тверская обл. ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Гибкие тяги приводного механизма семафора. Станция Селижарово, Тверская обл., ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Компенсатор привода гибких семафорных тяг. Станция Селижарово, Тверская обл., ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Разница между светофором и семафором
С первых лет жизни мы учим детей переходить дорогу только на разрешающий сигнал. Благо современные города оборудованы огромным количеством светофоров, призванных обеспечивать безопасность всех участников движения. Смена цветов на сигнальном приборе выступает для нас руководством к действию. Другое дело семафор, который является чем-то диковинным и необычным. Большинство людей считают его аналогом светофора, но установленным не на автомобильной, а на железной дороге. Так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться, чем отличается светофор от семафора.
Определения
Светофор – оптическое устройство, регулирующее движение пешеходов и транспортных средств (автомобилей, поездов, трамваев, речных и морских судов и т. д.). Принцип действия основан на подаче световых сигналов. История устройства насчитывает порядка 150 лет. Первый светофор был установлен в столице Британии неподалеку от здания парламента в 1868 году. Поскольку его создатель являлся специалистом в области разработки железнодорожных семафоров, новое устройство немногим отличалось от своего прообраза. Оснащенное двумя подвижными стрелками, оно имело ручное управление.
Светофор
Сигналы, подаваемые светофором, были предназначены исключительно для транспортных средств и использовались с целью обеспечения безопасности пешеходов. Регулировка движения в темное время суток осуществлялась при помощи вращающегося газового фонаря, загоравшегося красным и зеленым цветами. В 1869 году данный элемент устройства взорвался, нанеся осколочные ранения полицейскому.
Первый светофор автоматического типа с не подсвеченными надписями «Stop» и «Proceed» был запатентован в Америке в 1910 году. Что же касается аналога современного трехцветного устройства, то он появился на улицах Нью-Йорка и Детройта спустя десять лет. В Россию данное новшество пришло лишь в 1930 году. Первый светофор был установлен в Ленинграде, второй, спустя несколько месяцев, – в Москве.
Семафор – сигнальный прибор стационарного типа, используемый на железных дорогах. Представляет собой высокую мачту с закрепленными на ней подвижными крыльями (от одного до трех), положение которых является ориентиром для машиниста. В темное время суток и при отсутствии хорошей видимости на приборе загораются сигнальные огни красного, зеленого и желтого цветов. Последний, наряду с опущенными дополнительными (вторым и третьим) крыльями семафора, свидетельствует о необходимости снижения скорости поезда.
Горизонтальное положение верхнего указателя и запрещающий красный сигнал являются призывом к остановке транспортного средства. Тогда как расположенное под углом 135 градусов основное крыло и зеленый «маячок» говорят о том, что путь свободен. Стоит отметить, что семафоры на железной дороге были широко распространены в СССР до 1950-х годов. Во второй половине XX века им на смену пришла светофорная сигнализация. Впрочем, на некоторых участках путей по-прежнему используются устаревшие приборы.
Сравнение
Как видно из определений, рассматриваемые сигнальные приборы обладают целым рядом отличий. Начнем с того, что светофор является более современным и универсальным устройством для регулировки движения. Он используется как на автомобильных и железных дорогах, так и для подачи сигналов водному транспорту. Тогда как семафор – это устаревший прибор. Сегодня им оснащены лишь малодеятельные промышленные участки железнодорожных путей. Если сигналы светофора распространяются на всех участников движения, то семафор предназначен только для машинистов. В зависимости от положения стрелки водитель локомотива предпринимает определенные действия или же спокойно продолжает путь.
Еще одно отличие светофора от семафора заключается в конструкции устройств. Первое является прибором оптической сигнализации. Он состоит из корпуса и закрепленной на ней линзовой головки, испускающей свет от светодиодов или ламп накаливания. Сигналы подаются в круглосуточном режиме. Семафор же – это мачта с крыльями. Последние используются для подачи визуальных сигналов. Подсветка указателей включается лишь в темное время суток и в условиях плохой видимости. В остальное же время она не функционирует.
Подведем итог, в чем разница между светофором и семафором.
Значение слова «семафор»
1. Сигнальное устройство в виде мачты или столба с подвижными крыльями и огнями, устанавливаемое на железнодорожных путях. Семафор открыт. □ На станции зажигают огни; ярче и выше всех зеленоватый огонь семафора. М. Горький, Скуки ради. Почтовый поезд остановился у закрытого семафора. Соколов, Искры.
2. Мор. Береговой знак (мачта с реем), устанавливаемый на берегу для подачи сигналов судам.
3. Мор. Способ зрительной сигнализации, осуществляемой путем условных движений рук с флажками. — С «Ретвизана» передали, семафором: «Терплю бедствие, имею пробоину». Степанов, Порт-Артур. || Береговой знак (специальное устройство, аппарат) судоходной обстановки, предназначенный для регулирования движения судов.
[Франц. sémaphore от греч. ση̃μα — знак и φορός — несущий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Семафор (железная дорога) — устройство для регулирования железнодорожного движения.
Сигнальный семафор — устройство для визуальной связи между кораблями с использованием азбуки Морзе.
Флажный семафор — способ визуальной передачи сообщений между кораблями с использованием языка жестов.
Семафор (информатика) — объект, служащий для синхронизации потоков выполнения при обращении к разделяемому ресурсу в многопоточном приложении.
СЕМАФО’Р, а, м. [от греч. sēma — знак и phoros — несущий]. Сигнальный столб на железнодорожных путях, указывающий машинисту, закрыт или открыт путь для движения поезда (ж.-д.). Открыть, закрыть с. Поезд остановился, потому что с. закрыт. || Столб на берегу для сигнализации проходящим судам (мор.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
семафо́р
1. сигнальное устройство в виде подвижных крыльев или в виде рея на столбе, мачте
2. # ж.-д. сигнал в виде одного или нескольких крыльев, шарнирно закреплённых на мачте перпендикулярно оси пути с возможностью поворота на некоторый угол в вертикальной плоскости; как правило, горизонтальное положение крыла означает «сигнал закрыт» (проезд сигнала запрещён), а положение под 45° к горизонту (вверх или вниз в зависимости от применяемой сигнальной системы) — «сигнал открыт».
3. морск. способ зрительной сигнализации, осуществляемый флажками, изменением положения рук
4. прогр. средство синхронизации многопоточных процессов, используемое для управления доступом к разделяемым ресурсам
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: серость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чем железнодорожный светофор отличается от семафора
Нередко можно услышать, как современные приборы световой сигнализации, используемые на железной дороге, люди называют семафорами. Это – распространенная ошибка. Сейчас и на железной, и на автомобильной дороге используются светофоры. Исключения бывают, но они крайне редки.
Но почему железнодорожные светофоры так часто называют семафорами?
На заре развития железных дорог сигнализации никакой вообще не было. Когда-то в ней просто не было необходимости. Поездов было немного, они, как правило, друг другу не мешали, да и скорость у них была сначала невелика, чтобы быстро и безопасно остановиться. Однако время шло, количество поездов увеличивалось, росли и скорости. И железнодорожники в какой-то момент задумалось о том, что движение поездов нужно как-то регулировать.
К слову, наша страна была одним из пионеров в деле внедрения средств сигнализации на железной дороге. Именно в России и в Британии впервые начали использовать различные сигналы для машиниста, которые давали бы ему понять, можно ли отправляться со станции. В нашей стране для этих целей использовался поворотный диск, установленный на крыше вокзала. По его положению машинист паровоза знал, разрешено ли ему трогаться, или нужно еще подождать. Для того, чтобы этот диск было лучше видно, его окрашивали в красный цвет. Таким образом, красный тогда по факту являлся не запрещающим, а скорее разрешающим сигналом. Со временем сигналы и обозначения стали более разнообразны и вышли за пределы станций.
Это стало возможным с появлением семафора. Семафор представляет собой высокую мачту с одним или несколькими крыльями, положение которых (подняты они или опущены) указывало машинисту на то, свободен ли путь, и как именно ему разрешается (если разрешается) проследовать по пути.
По ночам крыльев семафора не было видно, потому на них вручную каждый вечер зажигали газовые фонари, а сами семафоры были оборудованы цветными стеклами. Таким образом семафоры, подобно сегодняшним светофорам, сигнализировали машинисту издалека.
Разумеется, в те годы никакой автоматики не было. Управлял семафорами дежурный стрелочного поста, поскольку и оборудовались они в основном при стрелках. Однако, чтобы машинист мог понимать заранее, можно ли ему продолжать движение, устанавливались они на значительном расстоянии от поста. Естественно, дежурный стрелочник не бегал к ним по километру и более каждый раз, когда нужно было сменить сигнал. Управлял он ими прямо с поста при помощи тянущихся до семафора тросов.
По материалам ресурса «Железнодорожный рельс».