что такое секта определение кратко

Значение слова «секта»

что такое секта определение кратко. android bar znachenije. что такое секта определение кратко фото. что такое секта определение кратко-android bar znachenije. картинка что такое секта определение кратко. картинка android bar znachenije. 1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.

1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.

2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, оторванная от народных масс.

[От лат. secta — учение, направление, школа]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.

СЕ’КТА, ы, ж. [латин. secta, букв. отрезанная, отделенная]. 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. С. баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

се́кта

1. религиозная община, проповедующая идеи, не признаваемые господствующей церковью ◆ Наконец, в раннем исламе с его идеей «цепи пророков», последним из которых является Мухаммед, можно увидеть и черты гностической ереси: именно такую идею провозглашала известная гностическая секта манихейцев. Рафаил Нудельман, «Тайны вечных книг: ученые исследуют Коран», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. обособленная группа людей, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах ◆ Это была секта кустарей ― продавцов отретушированных, грубо подкрашенных анилиновыми красками трафаретных карточек со всякой неподцензурной всячиной; … Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. любая обособленная группа людей ◆ Я даже огорчаться не смею. Я низшая секта, неприкасаемый. Слышал мой разговор с Колькой? Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое секта определение кратко. USSR bot. что такое секта определение кратко фото. что такое секта определение кратко-USSR bot. картинка что такое секта определение кратко. картинка USSR bot. 1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: примыкание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое секта и как не стать сектантом?

Слово «секта» относится к тем негативно окрашенным словам, от которых становится не по себе. Но по мнению исследователей современного сектантства, поддаться влиянию опасного учения может любой человек. Предупрежден, значит, вооружен. Рассказываем о разных направлениях и классификации сектантского движения, схемах манипуляции и признаках, по которым можно распознать деструктивное учение на стадии вербовки.

Что такое секта?

Секта — это термин, которым принято называть независимую группу, проводящую свою религиозную деятельность в противовес основной религиозной общине. Но, учитывая, что религия – многообразный и видоизменяющийся феномен жизни, данное определение весьма расплывчатое. Более того, термин уже вышел за пределы религиоведения и считается социальным или юридическим понятием.

Происхождение слова «secta» разными источниками трактуется по-разному. Одни переводят его как «учение, направление, школа». Другие – как «отрезанная, отделенная» или тождественная слову «ересь». Третьи считают его итерацией латинских слов, которые переводятся как «следовать» (за лидером, определяющим направление). Независимо от перевода слово «секта» чаще используется как оскорбительное, непременно связанное с обманом или жульничеством.

Хотя изначально понятие не несло ничего негативного. В Древней Греции оно обозначало любую школу, отделившуюся от общепринятого философского учения. Первых христиан, например, многие римские авторы называли иудейской сектой. И уже в укрепившейся христианской церкви это слово стало ассоциироваться с любым ложным учением, отличным от канонического.

В современной России сектантскими называют отдельные направления индуизма, буддизма, а также баптизм, адвентизм, мормонизм, сайентологию. Но в некоторых странах «сектантами» называют только последователей религиозных меньшинств. В США, например, протестанты избираются в сенат, а в странах Западной Европы распространено преимущественно лютеранство. Возможно, поэтому научно-необъективное понятие «секта» в большинстве стран заменено на толерантное Новые Религиозные Движения (НРД).

С учетом всех уточнений относительно слова «секта», определение можно немного изменить: это сообщество, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на базе новой доктрины или религиозно-мистического опыта конкретного человека.

Типы сект.

Негативное отношение к сектам может объясняться тем, что большинство людей считают их непременно тоталитарными. А слово «сектант» употребляют как синоним понятию «религиозный фанатик». Это не совсем правильно. Да, среди новых учений есть откровенно опасные и экстремистские. Это японское движение «АУМ Синрике», американская организация «Храм Народов». Некоторые из них запрещены законом. Но есть немало таких, что не опаснее любой организации. Примером может быть баптизм.

Общепринятой глобальной классификации религиозных общин пока нет. Есть критерии, по которым общины считают сектантскими в конкретной стране. В России действующие секты различают:

По типам религиозного руководства:

По времени возникновения:

По виду деятельности:

Четких границ Церкви не может обозначить ни один религиозный деятель. Поэтому распознать небезопасную секту лучше на стадии вербовки.

Как распознать опасную секту?

Понятие «секта» в юриспруденции не определено и по закону о свободе вероисповедания все религиозные убеждения формально равноправны. Но на практике этот закон имеет обратную сторону: некоторые сектантские группировки становятся опасными для людей. Опасность проявляется на четырех уровнях: личности, семьи, общества и государства.

Схемы манипуляции.

Такого количества опасных для психики учений, как сегодня, не было никогда. Важно отличать схемы, по которым они заманивают все новых последователей:

Остальные варианты у разных сект могут отличаться или зависеть от характера новичка. Одного достаточно просто выслушать, другого нужно беспрерывно загружать новой информацией, для третьего – создать иллюзию элитарного клуба «только для избранных». При нужном подходе новичок сам начинает искать контакта, а вне секты чувствует себя, как наркоман без дозы.

Признаки деструктивного учения.

Любая секта – это «государство в государстве» со своими внутренними законами, системой поощрения и наказания. Но есть признаки, по которым можно отличить опасные сектантские общины:

Что привлекает людей в сектах?

Упор при вербовке делается не на интеллект, а на эмоции. Но невозможно манипулировать сознанием человека, если он сам не позволяет этого делать. Чтобы «приманка» сработала, нужно, чтобы совпали два условия:

Но некоторые стремятся попасть в секты, они этого хотят. Чем же так привлекательны секты и почему люди туда идут добровольно?

Причина 1. Поиск смысла жизни.

Рано или поздно человек начинает раздумывать: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей миссии?». Без ответа он чувствует себя морально сломленным, иногда впадает в депрессию. Это могут быть старики, оставшиеся без поддержки близких. Или те, кто после травм не могут заниматься любимым делом. В особой группе риска подростки без четкого представления о своем «Я». Именно они становятся жертвами сектантских рекрутеров.

Как только такой человек попадает в поле зрения сектантов, ему предлагают стройную концепцию «правильной жизни». В обмен на выполненные условия сектанту гарантируют успех, любовь окружающих, место в раю.

Причина 2. Специфические отношения с миром.

Низкая самооценка, сложные отношения в семье, переживания социальной несправедливости, желание присоединиться к значимой общине – все это характерные черты потенциального сектанта. Состояние отчужденности усиливается ощущением того, что человека недооценили в привычном социальном окружении.

Сектантская группа помогает сектанту чувствовать себя полноценной личностью. Более того, чтобы повысить свою привлекательность, секты работают адресно и ориентируются на индивидуальные потребности каждого человека.

Причина 3. Личная драма.

Душевная травма, как правило, связана с расставанием, сложными отношениями в паре, смертью близкого, тяжелой болезнью, возрастными кризисом, непониманием родителей. Наедине с собой человек чувствует себя раздавленным, незащищенным, лишенным будущего. Кто-то переживает этот кризис самостоятельно, кто-то впадает в зависимости, кто-то ищет поддержки у незнакомых людей.

Парадокс, но страх психотерапевта оказывается сильнее, чем страх перед сектой. Зато вербовщики отлично выполняют роль психотерапевта, который обещает возвратить жизненную энергию.

Причина 4. Патологический альтруизм.

Как утверждает девиз древнегреческой медицины «Только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Сам по себе альтруизм – благородное дело. Но вместе с чрезмерной уступчивостью чужим интересам, он может принять патологические формы. Особенно часто проявляется такое сочетание у идеалистически настроенных юношей или девушек, разочарованных в реальном мире.

Чтобы завлечь таких людей, вербовщику достаточно упомянуть о том, что миссия секты – улучшить мир. В дальнейшем из таких сектантов формируется низший и средний класс исполнителей.

Конечно, каждый случай всегда особенный. У каждой секты есть своя целевая аудитория и свои способы вербовки. Но все они используют человеческие слабости, привлекая своими простыми и понятными ответами на мучающие вопросы.

Как не попасть в опасную секту?

По мнению сектоведов, любой человек подвержен влиянию сектантского учения. Ведь вербовщиков обучают специальным техникам, которыми завлекают новичков применяются на улице, в ВУЗах, при личном контакте, в интернете.

Как избежать вербовки?

Попавший в тоталитарную секту человек резко меняется и меняется не в лучшую сторону, а негативные последствия для его психики могут остаться на всю жизнь. Поэтому по отношению к близким работает универсальное правило – опека и внимание. Сектантами зачастую становятся люди неуверенные, тревожные, перенесшие психологическую травму. Если любви будет хватать дома, они вряд ли будут искать ее где-то еще.

Выводы:

Источник

Секта

Се́кта – 1) рели­ги­оз­ное тече­ние, отко­лов­ше­еся от основ­ного рели­ги­оз­ного направ­ле­ния, под­верг­шее суще­ствен­ной реви­зии его веро­уче­ние, создав­шее соб­ствен­ную орга­ни­за­цию; 2) рели­ги­оз­ная группа (община), обла­да­ю­щая соб­ствен­ным веро­уче­нием, создан­ным её осно­ва­те­лем (осно­ва­те­лями) с нуля или на осно­ва­нии заим­ство­ва­ний веро­учи­тель­ных поло­же­ний из других рели­ги­оз­ных учений, жестко обособ­ля­ю­щая себя от внеш­него мира, име­ю­щая во главе тота­ли­тар­ного лидера, поль­зу­ю­ще­гося мани­пу­ля­тив­ными и иными сред­ствами для под­дер­жа­ния стро­гой внут­рен­ней дис­ци­плины и экс­плу­а­та­ции адеп­тов.

В хри­сти­ан­ском истол­ко­ва­нии поня­тие «секта» чрез­вы­чайно тесно свя­зано с поня­тием ереси и лже­уче­ния (лож­ного учения). Дли­тель­ное время слова «ересь» и «секта» рас­смат­ри­ва­лись в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии как сино­нимы. Незна­чи­тель­ному раз­гра­ни­че­нию эти тер­мины под­верг­лись в Новое время, когда слово «секта» стало обо­зна­чать группу или орга­ни­за­цию, а «ересь» – ее учение. Однако в гре­че­ском пра­во­слав­ном бого­сло­вии до сего­дняш­него дня в обоих зна­че­ниях исполь­зу­ется лишь слово «ересь».

С точки зрения Пра­во­сла­вия, секта всегда несет отри­ца­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики, извра­ще­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Такое отри­ца­ние может быть скры­тым или откры­тым. В первом случае, секта стре­мится сохра­нить види­мую пре­ем­ствен­ность с хри­сти­ан­ством, исполь­зует хри­сти­ан­скую сим­во­лику и тексты. К таким сектам отно­сятся Сви­де­тели Иеговы, мор­моны, муниты и пр. В доре­во­лю­ци­он­ной России к ним при­над­ле­жали, напри­мер, хлысты и скопцы. Эти секты стре­мятся назвать себя хри­сти­а­нами, исполь­зуют Библию, однако пере­смат­ри­вают хри­сто­ло­гию – основу хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, отри­цают догмат о Вопло­ще­нии Сына Божьего. Во втором случае отвер­же­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики про­ис­хо­дит открыто и секта, как пра­вило, имеет откро­венно язы­че­ские истоки, пред­став­ляя собой одну из форм совре­мен­ного неоязы­че­ства (напри­мер, «Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Кришны», «АУМ Син­рикё» и пр.). Такая секта уже не псевдо­хри­сти­ан­ское учение, а, обычно, «оско­лок» одной или несколь­ких язы­че­ских рели­гий.

При этом для всех сект свой­стве­нен:

Секты не сле­дует путать с ино­сла­вием. Если секты для Пра­во­сла­вия явля­ются прин­ци­пи­аль­ным ино­ве­рием (то есть иной рели­гией), то ино­сла­вие в той или иной сте­пени сохра­няет основ­ные Дог­маты хри­сти­ан­ства.

Учение Иисуса Христа об отно­ше­нии к сек­тан­там.

В насто­я­щее время совре­мен­ными рели­гио­ве­дами дела­ется попытка внутри Церкви под­ме­нить пра­во­слав­ную тер­ми­но­ло­гию свет­ской и секу­ля­ри­зи­ро­вать саму стра­те­гию цер­ков­ной про­по­веди в среде заблуд­ших. Вытес­ня­ется тра­ди­ци­он­ное для Церкви деле­ние ере­ти­ков по трем чинам, и на перед­ний план выхо­дят соци­аль­ный, уго­лов­ный, меди­цин­ский и пра­во­вой аспекты в оценке и клас­си­фи­ка­ции того или иного не пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Такие состо­яв­ши­еся поня­тия, как «тота­ли­тар­ные» секты, «деструк­тив­ные» культы и т. д., ни в коей мере не отве­чают рели­ги­оз­ным и веро­учи­тель­ным оцен­кам ложных веро­уче­ний, и пере­ме­щают про­блему пре­одо­ле­ния сек­тант­ской экс­пан­сии, из плос­ко­сти рели­ги­оз­ной в плос­кость поли­ти­че­скую. Здесь на перед­ний план выхо­дит соци­аль­ная оценка каких-либо сек­тант­ских веро­уче­ний и, таким обра­зом, раз­мы­ва­ется пред­став­ле­ние о любой секте именно как о группе людей, одер­жи­мой той или иной ересью. Уже сейчас актив­ность про­ве­де­ния мис­си­о­нер­ской работы с какой-нибудь сек­тант­ской груп­пой обу­слов­ли­ва­ется не пагуб­но­стью ее заблуж­де­ний (ересей), а именно соци­аль­ной респек­та­бель­но­стью или нере­спек­та­бель­но­стью. Таким обра­зом, целые рели­ги­оз­ные группы ино­слав­ных (по пре­иму­ще­ству) и сек­тан­тов ока­зы­ва­ются вне поля мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти Церкви. И все вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ется на мало­чис­лен­ных мар­ги­наль­ных груп­пах, не име­ю­щих такого же обшир­ного рас­про­стра­не­ния на тер­ри­то­рии нашей страны, как като­лики, люте­ране, бап­ти­сты, адвен­ти­сты и пяти­де­сят­ники.

Подоб­ное новое направ­ле­ние в оте­че­ствен­ной мис­сио­ло­гии уже полу­чило наиме­но­ва­ние в духов­ных школах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви как «тота­ли­тар­ная теория».

Без сомне­ния, любое отступ­ле­ние от истины заслу­жи­вает при­сталь­ного вни­ма­ния со сто­роны пра­во­слав­ного мис­си­о­нера. Но при этом нельзя забы­вать, что миссия свя­щен­ника, и миссия врача, тем более сле­до­ва­теля про­ку­ра­туры, есть разные миссии, кото­рые, сле­до­ва­тельно, и исполь­зуют разные методы и под­ходы в осу­ществ­ле­нии своей работы. Не дело свя­щен­ника зани­маться сыском, и не дело сыс­каря – духов­ни­че­ство.

Непра­во­слав­ное отно­ше­ние к сектам воз­никло в резуль­тате силь­ного вли­я­ния аме­ри­кан­ских рели­гио­вед­че­ских школ и направ­ле­ний. Изжить этот виток секу­ля­ри­за­ции – и озна­чает воз­вра­ще­ние к биб­лей­скому и свя­то­оте­че­скому отно­ше­нию к сек­тан­там, ере­ти­кам и заблуд­шим.

Сама мис­си­о­нер­ская работа с заблуд­шими не должна при­об­ре­тать формы край­ней нетер­пи­мо­сти и даже враж­деб­но­сти, что, без сомне­ния, будет про­ти­во­ре­чить духу хри­сти­ан­ской любви и еван­гель­ской откры­то­сти. Именно секу­ля­ри­за­ция раз­лич­ных форм мис­си­о­нер­ской работы с сек­тан­тами при­вно­сит в созна­ние отдельно взятых горе-мис­си­о­не­ров дух мир­ской нетер­пи­мо­сти и агрес­сии по отно­ше­нию к заблуд­шим. В основ­ном подоб­ным духом нетер­пи­мо­сти к отпав­шим зара­жены нео­фиты. Войдя в Цер­ковь, они так и не изба­ви­лись от пост­ком­му­ни­сти­че­ского метода веде­ния борьбы с «оппо­зи­ци­о­не­рами» самыми дикими и бес­сер­деч­ными мето­дами. Их «мис­си­о­нер­ская» дея­тель­ность сво­дится только к сбору ком­про­мата на заблуд­ших и орга­ни­за­ции их травли в судах и СМИ, с при­вле­че­нием служб без­опас­но­сти и зако­но­да­тель­ных орга­нов власти.

Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме» (декабрь 1994 г.), в част­но­сти, уточ­няет: «В то же время Архи­ерей­ский Собор при­зы­вает всех верных чад Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви широко про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Гос­пода нашего Иисуса Христа, созда­вать кате­хи­зи­че­ские школы, разъ­яс­нять людям пагуб­ность лже­уче­ний, помо­гать тем, кто вре­менно осту­пился, под­дав­шись про­па­ганде сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков. Однако про­ти­во­сто­я­ние ложным взгля­дам не должно сопро­вож­даться нетер­пи­мым отно­ше­нием к самим носи­те­лям несов­ме­сти­мых с хри­сти­ан­ством учений… Мы при­зы­ваем всех членов Церкви молиться о про­све­ще­нии одер­жи­мых лож­ными уче­ни­ями и твердо хра­нить пере­дан­ное нам…»

Ап. Петр писал о своем Боже­ствен­ном Учи­теле: «Ибо вы к тому при­званы, потому что и Хри­стос… нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ).

Иссле­дуя отно­ше­ние Сына Божия к сек­тан­там Его вре­мени, мы сумеем отде­лить рели­гио­вед­че­ские пле­велы все­ян­ные на ниве рос­сий­ского апо­сто­лата от доброй пше­ницы Еван­гель­ского Пра­во­слав­ного Бла­го­вест­во­ва­ния.

Биб­лей­ское учение о сама­ря­нах (с учетом выше обо­зна­чен­ных про­блем) заслу­жи­вает нашего осо­бого вни­ма­ния. Сама­ряне: этни­че­ско-рели­ги­оз­ная группа, клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. Данная этни­че­ская группа воз­никла из сме­ше­ния евреев, насе­ляв­ших Север­ное (Изра­иль­ское) цар­ство, с пере­се­лен­цами из разных обла­стей асси­рий­ской импе­рии ( 4Цар.17:24 ; 1Езд. 4:9-10 ), кото­рые и засе­лили опу­стев­шие (после изгна­ния евреев в Вави­лон) города Сама­рии. Пер­во­на­чально сама­ряне окорм­ля­лись иудей­скими свя­щен­ни­ками (леви­тами – 4Цар.17:27 ), но позже они создали свое соб­ствен­ное свя­щен­ство, аль­тер­на­тив­ное иудей­скому. Есть у сама­рян и свой соб­ствен­ный (аль­тер­на­тив­ный) текст Торы (Пяти­кни­жия Моисея), извест­ное «Сама­рян­ское Пяти­кни­жие». Данный текст имеет отли­чия от масо­рет­ского (еврей­ского) текста пяти первых книг Библии. Так, напри­мер, назва­ние горы «Гевал» ( Втор. 27:4 ) заме­нено на «Гари­зим» и т. д. – всего около 6 тыс. несов­па­де­ний. Сама­ряне еже­годно празд­нуют на горе Гари­зим Пасху и др. рели­ги­оз­ные празд­ники, уста­нов­лен­ные в Книге Левит.

Хри­стос вос­при­ни­мал сама­рян именно как отступ­ни­ков от истин­ной веры Изра­иля. Отправ­ляя уче­ни­ков на про­по­ведь, Он гово­рил им: «… на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» ( Мф. 10:5 ). Подоб­ное низ­ве­де­ние ере­ти­ков сама­рян до поло­же­ния нече­сти­вых языч­ни­ков наглядно харак­те­ри­зует глу­бину их заблуж­де­ний. В беседе с сама­рян­кой, отве­чая на ее вопрос, какая из двух вер более соот­вет­ствует истине (сама­рян­ство или иуда­изм), Гос­подь со всею опре­де­лен­но­стью заяв­лял: «Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь, а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев» ( Ин. 4:22 ); здесь Он отож­деств­ляет Себя Самого, сло­вами «мы знаем», с вет­хо­за­вет­ною верою и прямо про­ти­во­по­став­ляет ее заблуж­де­ниям сама­рян. К тому же сами сама­ряне про­яв­ляли агрес­сию по отно­ше­нию к Сыну Божию, видя в нем только пра­во­вер­ного иудея. Ска­зано: «но там не при­няли Его, потому что Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим» ( Лук. 9:53 ). Послед­няя исто­рия заслу­жи­вает осо­бен­ного нашего вни­ма­ния.

Беседа Сына Божия с сама­рян­кой при­несла куда боль­ший резуль­тат. Ска­зано: «И многие Сама­ряне из города того уве­ро­вали в Него по слову жен­щины, сви­де­тель­ство­вав­шей, что Он сказал ей все, что она сде­лала. И потому, когда пришли к Нему Сама­ряне, то про­сили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще боль­шее число уве­ро­вали по Его слову» ( Ин. 4:39-41 ).

Извест­ная притча о Добром Сама­ря­нине ( Лк. 10:30-37 ) есть не что иное, как притча о «добром ере­тике и сек­танте». Именно так она и вос­при­ни­ма­лась совре­мен­ни­ками Иисуса Христа. Гос­подь в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ставит сек­танта сама­ря­нина выше и пра­во­вер­ного свя­щен­ника, и пра­во­вер­ного левита. Именно «добрый сама­ря­нин» ока­зался под­лин­ным ближ­ним для постра­дав­шего от раз­бой­ни­ков. Увы! Но и в наше время многие сек­танты в нрав­ствен­ном смысле стоят намного выше своих бого­слов­ских про­тив­ни­ков. Многие из тех обви­не­ний, кото­рые неко­то­рые пра­во­слав­ные рели­гио­веды воз­во­дят против сек­тан­тов, могут в боль­шей мере быть исполь­зо­ваны против нас самих.

Сама­ряне пред­став­ля­ются в Еван­ге­лиях и более бла­го­дар­ными по отно­ше­нию ко Христу. Из десяти очи­щен­ных про­ка­жен­ных только один вер­нулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, бла­го­даря Его; и это был Сама­ря­нин» ( Лук. 17:16 ).

Еван­гель­ское учение о сама­ря­нах и есть Еван­гель­ское учение об отно­ше­нии Христа к сек­тан­там (ере­ти­кам). Ни в коей мере не усту­пая им пер­вен­ство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих пра­во­вер­ных и выстра­и­вает мис­си­о­нер­скую работу с ними с пози­ции вни­ма­тель­ного и даже люб­ве­обиль­ного отно­ше­ния к ним самим. Воз­можно, именно из-за такой нрав­ственно выве­рен­ной системы отно­ше­ний с сама­ря­нами для неко­то­рых иудеев Хри­стос и Сам выгля­дит как «Сама­ря­нин». Ска­зано: «…Иудеи отве­чали и ска­зали Ему: не правду ли мы гово­рим, что Ты Сама­ря­нин…» ( Ин. 8:48 ).

Мис­си­о­нер только тогда будет иметь успех в про­по­веди, когда поста­ра­ется насколько воз­можно отож­де­ствить себя с объ­ек­том про­по­веди. Хри­стос это сделал все­цело. Ска­зано: «Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» ( Фил. 2:6-7 ).

Только та про­по­ведь будет услы­шана, кото­рая учи­ты­вает все, даже субъ­ек­тив­ные, осо­бен­но­сти объ­екта про­по­веди. Ска­зано: «Ибо, будучи сво­бо­ден от всех, я всем пора­бо­тил себя, дабы больше при­об­ре­сти: для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но под­за­ко­нен Христу,— чтобы при­об­ре­сти чуждых закона; для немощ­ных был как немощ­ный, чтобы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лался всем, чтобы спасти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1Кор. 9:19-22 ). Ап. Павел ради дела бла­го­вест­во­ва­ния отож­деств­лял себя даже с фари­се­ями (этими после­до­ва­тель­ными вра­гами Христа и хри­сти­ан­ства); одна­жды он (ап. Павел) запи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­лева, колена Вени­а­ми­нова, Еврей от Евреев, по учению фари­сей» ( Фил. 3:5 ).

Нам трудно до конца понять всю сте­пень само­отож­деств­ле­ния самого себя с заблуд­шими в жизни ап. Павла; иногда это дохо­дило и до само­от­ре­че­ния во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлу­чен­ным от Христа за бра­тьев моих, родных мне по плоти… ( Рим. 9:3 ). Иными сло­вами, он сам был готов нахо­диться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, нахо­дятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» ( 1Пет. 3:19 ). Слу­же­ние про­по­веди заблуд­шим всегда должно носить жерт­вен­ный харак­тер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, ска­зав­шего: «Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ).

По учению апо­сто­лов, «ере­тика, после пер­вого и вто­рого вра­зум­ле­ния, отвра­щайся» ( Тит. 3:10 ). «После пер­вого и вто­рого», — то есть, необ­хо­димо упо­тре­бить мак­си­мум усилий. Апо­столы не реко­мен­дуют про­яв­лять и чрез­мер­ную враж­деб­ность по отно­ше­нию к отпав­шим: «Если же кто не послу­шает слова нашего в сем посла­нии, того имейте на заме­ча­нии и не сооб­щай­тесь с ним, чтобы усты­дить его. Но не счи­тайте его за врага, а вра­зум­ляйте, как брата» ( 2Фес. 3:14-15 ). Так же ап. Павел реко­мен­дует про­яв­лять мило­сер­дие и к нахо­дя­щимся под дис­ци­пли­нар­ным (кано­ни­че­ским) запре­ще­нием: «Для такого довольно сего нака­за­ния от многих, так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь» ( 2Кор. 2:6 ).

Общая тональ­ность рели­ги­оз­ных собе­се­до­ва­ний (даже нося­щих обли­чи­тель­ный харак­тер) не должна пере­хо­дить в грубые формы. Ска­зано: «Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; будьте всегда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» ( 1Пет. 3:15 ). Но подоб­ное внешне мягкое отно­ше­ние к ере­ти­кам нико­гда в апо­столь­ском учении все же не пере­хо­дило пре­де­лов доз­во­лен­ного.

Апо­стол Любви Иоанн Бого­слов учил: «Кто при­хо­дит к вам и не при­но­сит сего учения, того не при­ни­майте в дом и не при­вет­ствуйте его. Ибо при­вет­ству­ю­щий его участ­вует в злых делах его» ( 2Ин. 1:10-11 ). Ап. Иуда при­зы­вал гну­шаться «…даже одеж­дою, кото­рая осквер­нена плотью» ( Иуд. 1:23 ), Конечно, здесь име­ются в виду руга­тели, «…посту­па­ю­щие по своим нече­сти­вым похо­тям» ( Иуд. 1:18 ). Но и весь стро­гий тон посла­ния ап. Иуды не избе­жал напо­ми­на­ния о мило­сер­дии к отпав­шим: «И к одним будьте мило­стивы, с рас­смот­ре­нием…» ( Иуд. 1:22 ).

Ярким при­ме­ром отли­чия «тота­ли­тар­ной теории» виде­ния про­по­веди по отно­ше­нию к заблуд­шим может послу­жить и повест­во­ва­ние из древ­него пате­рика, кото­рым я и хочу завер­шить данный доклад: «Гово­рили об авве Мака­рии Еги­пет­ском, что одна­жды, вос­ходя из скита на гору Нит­рий­скую, будучи близок к месту, он сказал своему уче­нику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встре­тил эллина – это был жрец Педала, кото­рый нес боль­шую вязанку дров для сожже­ния и бежал. И закри­чав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вер­нув­шись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оста­вил его напо­ло­вину мерт­вым. Потом, подняв дрова, он снова побе­жал. И пройдя немного вперед, авва Мака­рий встре­тил его и сказал ему: «Здрав­ствуй, здрав­ствуй, тру­до­лю­бец!» И жрец, уди­вив­шись, пошел к нему и сказал: «Что доб­рого ты нашел во мне, что почтил меня при­вет­ствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруж­да­ешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруж­да­ешь себя напрасно?» Он сказал: «Я уми­лился от при­вет­ствия, и узнал я, что ты – слу­жи­тель вели­кого Бога; но другой монах, злой, кото­рого я встре­тил, оскор­бил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец гово­рил: «Я не отпущу тебя, если ты не сде­ла­ешь меня мона­хом». И они пошли к месту, где нахо­дился брат, при­вели его в цер­ковь горы; и когда уви­дели там жреца, были изум­лены. Они кре­стили его, сде­лали мона­хом, и мно­же­ство элли­нов сде­ла­лись хри­сти­а­нами из-за него.

При­ме­ча­ния:

1. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.
2. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб. Т. 2. С. 25–26.
3. Тол­ко­вая Библия. Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Сток­гольм, 1987. Т.З. С. 186.
4. Ком­мен­та­рий блж. Фео­фи­лакта на Лк. 9, 56.
5. Мака­рий Еги­пет­ский, прп. Тво­ре­ния. Биб­лио­тека Отцов и Учи­те­лей Церкви. М.: Палом­ник, 2002.

Рели­гия и право, № 1(40), 2007. С. 5–7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *