что такое секта определение кратко
Значение слова «секта»
1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.
2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, оторванная от народных масс.
[От лат. secta — учение, направление, школа]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.
СЕ’КТА, ы, ж. [латин. secta, букв. отрезанная, отделенная]. 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. С. баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
се́кта
1. религиозная община, проповедующая идеи, не признаваемые господствующей церковью ◆ Наконец, в раннем исламе с его идеей «цепи пророков», последним из которых является Мухаммед, можно увидеть и черты гностической ереси: именно такую идею провозглашала известная гностическая секта манихейцев. Рафаил Нудельман, «Тайны вечных книг: ученые исследуют Коран», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. обособленная группа людей, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах ◆ Это была секта кустарей ― продавцов отретушированных, грубо подкрашенных анилиновыми красками трафаретных карточек со всякой неподцензурной всячиной; … Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. любая обособленная группа людей ◆ Я даже огорчаться не смею. Я низшая секта, неприкасаемый. Слышал мой разговор с Колькой? Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: примыкание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое секта и как не стать сектантом?
Слово «секта» относится к тем негативно окрашенным словам, от которых становится не по себе. Но по мнению исследователей современного сектантства, поддаться влиянию опасного учения может любой человек. Предупрежден, значит, вооружен. Рассказываем о разных направлениях и классификации сектантского движения, схемах манипуляции и признаках, по которым можно распознать деструктивное учение на стадии вербовки.
Что такое секта?
Секта — это термин, которым принято называть независимую группу, проводящую свою религиозную деятельность в противовес основной религиозной общине. Но, учитывая, что религия – многообразный и видоизменяющийся феномен жизни, данное определение весьма расплывчатое. Более того, термин уже вышел за пределы религиоведения и считается социальным или юридическим понятием.
Происхождение слова «secta» разными источниками трактуется по-разному. Одни переводят его как «учение, направление, школа». Другие – как «отрезанная, отделенная» или тождественная слову «ересь». Третьи считают его итерацией латинских слов, которые переводятся как «следовать» (за лидером, определяющим направление). Независимо от перевода слово «секта» чаще используется как оскорбительное, непременно связанное с обманом или жульничеством.
Хотя изначально понятие не несло ничего негативного. В Древней Греции оно обозначало любую школу, отделившуюся от общепринятого философского учения. Первых христиан, например, многие римские авторы называли иудейской сектой. И уже в укрепившейся христианской церкви это слово стало ассоциироваться с любым ложным учением, отличным от канонического.
В современной России сектантскими называют отдельные направления индуизма, буддизма, а также баптизм, адвентизм, мормонизм, сайентологию. Но в некоторых странах «сектантами» называют только последователей религиозных меньшинств. В США, например, протестанты избираются в сенат, а в странах Западной Европы распространено преимущественно лютеранство. Возможно, поэтому научно-необъективное понятие «секта» в большинстве стран заменено на толерантное Новые Религиозные Движения (НРД).
С учетом всех уточнений относительно слова «секта», определение можно немного изменить: это сообщество, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на базе новой доктрины или религиозно-мистического опыта конкретного человека.
Типы сект.
Негативное отношение к сектам может объясняться тем, что большинство людей считают их непременно тоталитарными. А слово «сектант» употребляют как синоним понятию «религиозный фанатик». Это не совсем правильно. Да, среди новых учений есть откровенно опасные и экстремистские. Это японское движение «АУМ Синрике», американская организация «Храм Народов». Некоторые из них запрещены законом. Но есть немало таких, что не опаснее любой организации. Примером может быть баптизм.
Общепринятой глобальной классификации религиозных общин пока нет. Есть критерии, по которым общины считают сектантскими в конкретной стране. В России действующие секты различают:
По типам религиозного руководства:
По времени возникновения:
По виду деятельности:
Четких границ Церкви не может обозначить ни один религиозный деятель. Поэтому распознать небезопасную секту лучше на стадии вербовки.
Как распознать опасную секту?
Понятие «секта» в юриспруденции не определено и по закону о свободе вероисповедания все религиозные убеждения формально равноправны. Но на практике этот закон имеет обратную сторону: некоторые сектантские группировки становятся опасными для людей. Опасность проявляется на четырех уровнях: личности, семьи, общества и государства.
Схемы манипуляции.
Такого количества опасных для психики учений, как сегодня, не было никогда. Важно отличать схемы, по которым они заманивают все новых последователей:
Остальные варианты у разных сект могут отличаться или зависеть от характера новичка. Одного достаточно просто выслушать, другого нужно беспрерывно загружать новой информацией, для третьего – создать иллюзию элитарного клуба «только для избранных». При нужном подходе новичок сам начинает искать контакта, а вне секты чувствует себя, как наркоман без дозы.
Признаки деструктивного учения.
Любая секта – это «государство в государстве» со своими внутренними законами, системой поощрения и наказания. Но есть признаки, по которым можно отличить опасные сектантские общины:
Что привлекает людей в сектах?
Упор при вербовке делается не на интеллект, а на эмоции. Но невозможно манипулировать сознанием человека, если он сам не позволяет этого делать. Чтобы «приманка» сработала, нужно, чтобы совпали два условия:
Но некоторые стремятся попасть в секты, они этого хотят. Чем же так привлекательны секты и почему люди туда идут добровольно?
Причина 1. Поиск смысла жизни.
Рано или поздно человек начинает раздумывать: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей миссии?». Без ответа он чувствует себя морально сломленным, иногда впадает в депрессию. Это могут быть старики, оставшиеся без поддержки близких. Или те, кто после травм не могут заниматься любимым делом. В особой группе риска подростки без четкого представления о своем «Я». Именно они становятся жертвами сектантских рекрутеров.
Как только такой человек попадает в поле зрения сектантов, ему предлагают стройную концепцию «правильной жизни». В обмен на выполненные условия сектанту гарантируют успех, любовь окружающих, место в раю.
Причина 2. Специфические отношения с миром.
Низкая самооценка, сложные отношения в семье, переживания социальной несправедливости, желание присоединиться к значимой общине – все это характерные черты потенциального сектанта. Состояние отчужденности усиливается ощущением того, что человека недооценили в привычном социальном окружении.
Сектантская группа помогает сектанту чувствовать себя полноценной личностью. Более того, чтобы повысить свою привлекательность, секты работают адресно и ориентируются на индивидуальные потребности каждого человека.
Причина 3. Личная драма.
Душевная травма, как правило, связана с расставанием, сложными отношениями в паре, смертью близкого, тяжелой болезнью, возрастными кризисом, непониманием родителей. Наедине с собой человек чувствует себя раздавленным, незащищенным, лишенным будущего. Кто-то переживает этот кризис самостоятельно, кто-то впадает в зависимости, кто-то ищет поддержки у незнакомых людей.
Парадокс, но страх психотерапевта оказывается сильнее, чем страх перед сектой. Зато вербовщики отлично выполняют роль психотерапевта, который обещает возвратить жизненную энергию.
Причина 4. Патологический альтруизм.
Как утверждает девиз древнегреческой медицины «Только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Сам по себе альтруизм – благородное дело. Но вместе с чрезмерной уступчивостью чужим интересам, он может принять патологические формы. Особенно часто проявляется такое сочетание у идеалистически настроенных юношей или девушек, разочарованных в реальном мире.
Чтобы завлечь таких людей, вербовщику достаточно упомянуть о том, что миссия секты – улучшить мир. В дальнейшем из таких сектантов формируется низший и средний класс исполнителей.
Конечно, каждый случай всегда особенный. У каждой секты есть своя целевая аудитория и свои способы вербовки. Но все они используют человеческие слабости, привлекая своими простыми и понятными ответами на мучающие вопросы.
Как не попасть в опасную секту?
По мнению сектоведов, любой человек подвержен влиянию сектантского учения. Ведь вербовщиков обучают специальным техникам, которыми завлекают новичков применяются на улице, в ВУЗах, при личном контакте, в интернете.
Как избежать вербовки?
Попавший в тоталитарную секту человек резко меняется и меняется не в лучшую сторону, а негативные последствия для его психики могут остаться на всю жизнь. Поэтому по отношению к близким работает универсальное правило – опека и внимание. Сектантами зачастую становятся люди неуверенные, тревожные, перенесшие психологическую травму. Если любви будет хватать дома, они вряд ли будут искать ее где-то еще.
Выводы:
Секта
Се́кта – 1) религиозное течение, отколовшееся от основного религиозного направления, подвергшее существенной ревизии его вероучение, создавшее собственную организацию; 2) религиозная группа (община), обладающая собственным вероучением, созданным её основателем (основателями) с нуля или на основании заимствований вероучительных положений из других религиозных учений, жестко обособляющая себя от внешнего мира, имеющая во главе тоталитарного лидера, пользующегося манипулятивными и иными средствами для поддержания строгой внутренней дисциплины и эксплуатации адептов.
В христианском истолковании понятие «секта» чрезвычайно тесно связано с понятием ереси и лжеучения (ложного учения). Длительное время слова «ересь» и «секта» рассматривались в христианском богословии как синонимы. Незначительному разграничению эти термины подверглись в Новое время, когда слово «секта» стало обозначать группу или организацию, а «ересь» – ее учение. Однако в греческом православном богословии до сегодняшнего дня в обоих значениях используется лишь слово «ересь».
С точки зрения Православия, секта всегда несет отрицание христианской догматики, извращение основ христианского вероучения. Такое отрицание может быть скрытым или открытым. В первом случае, секта стремится сохранить видимую преемственность с христианством, использует христианскую символику и тексты. К таким сектам относятся Свидетели Иеговы, мормоны, муниты и пр. В дореволюционной России к ним принадлежали, например, хлысты и скопцы. Эти секты стремятся назвать себя христианами, используют Библию, однако пересматривают христологию – основу христианского вероучения, отрицают догмат о Воплощении Сына Божьего. Во втором случае отвержение христианской догматики происходит открыто и секта, как правило, имеет откровенно языческие истоки, представляя собой одну из форм современного неоязычества (например, «Международное общество сознания Кришны», «АУМ Синрикё» и пр.). Такая секта уже не псевдохристианское учение, а, обычно, «осколок» одной или нескольких языческих религий.
При этом для всех сект свойственен:
Секты не следует путать с инославием. Если секты для Православия являются принципиальным иноверием (то есть иной религией), то инославие в той или иной степени сохраняет основные Догматы христианства.
Учение Иисуса Христа об отношении к сектантам.
В настоящее время современными религиоведами делается попытка внутри Церкви подменить православную терминологию светской и секуляризировать саму стратегию церковной проповеди в среде заблудших. Вытесняется традиционное для Церкви деление еретиков по трем чинам, и на передний план выходят социальный, уголовный, медицинский и правовой аспекты в оценке и классификации того или иного не православного вероучения. Такие состоявшиеся понятия, как «тоталитарные» секты, «деструктивные» культы и т. д., ни в коей мере не отвечают религиозным и вероучительным оценкам ложных вероучений, и перемещают проблему преодоления сектантской экспансии, из плоскости религиозной в плоскость политическую. Здесь на передний план выходит социальная оценка каких-либо сектантских вероучений и, таким образом, размывается представление о любой секте именно как о группе людей, одержимой той или иной ересью. Уже сейчас активность проведения миссионерской работы с какой-нибудь сектантской группой обусловливается не пагубностью ее заблуждений (ересей), а именно социальной респектабельностью или нереспектабельностью. Таким образом, целые религиозные группы инославных (по преимуществу) и сектантов оказываются вне поля миссионерской деятельности Церкви. И все внимание сосредотачивается на малочисленных маргинальных группах, не имеющих такого же обширного распространения на территории нашей страны, как католики, лютеране, баптисты, адвентисты и пятидесятники.
Подобное новое направление в отечественной миссиологии уже получило наименование в духовных школах Русской Православной Церкви как «тоталитарная теория».
Без сомнения, любое отступление от истины заслуживает пристального внимания со стороны православного миссионера. Но при этом нельзя забывать, что миссия священника, и миссия врача, тем более следователя прокуратуры, есть разные миссии, которые, следовательно, и используют разные методы и подходы в осуществлении своей работы. Не дело священника заниматься сыском, и не дело сыскаря – духовничество.
Неправославное отношение к сектам возникло в результате сильного влияния американских религиоведческих школ и направлений. Изжить этот виток секуляризации – и означает возвращение к библейскому и святоотеческому отношению к сектантам, еретикам и заблудшим.
Сама миссионерская работа с заблудшими не должна приобретать формы крайней нетерпимости и даже враждебности, что, без сомнения, будет противоречить духу христианской любви и евангельской открытости. Именно секуляризация различных форм миссионерской работы с сектантами привносит в сознание отдельно взятых горе-миссионеров дух мирской нетерпимости и агрессии по отношению к заблудшим. В основном подобным духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Войдя в Церковь, они так и не избавились от посткоммунистического метода ведения борьбы с «оппозиционерами» самыми дикими и бессердечными методами. Их «миссионерская» деятельность сводится только к сбору компромата на заблудших и организации их травли в судах и СМИ, с привлечением служб безопасности и законодательных органов власти.
Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г.), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам…»
Ап. Петр писал о своем Божественном Учителе: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос… нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ).
Исследуя отношение Сына Божия к сектантам Его времени, мы сумеем отделить религиоведческие плевелы всеянные на ниве российского апостолата от доброй пшеницы Евангельского Православного Благовествования.
Библейское учение о самарянах (с учетом выше обозначенных проблем) заслуживает нашего особого внимания. Самаряне: этническо-религиозная группа, классическая секта внутри иудаизма. Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское) царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи ( 4Цар.17:24 ; 1Езд. 4:9-10 ), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами – 4Цар.17:27 ), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» ( Втор. 27:4 ) заменено на «Гаризим» и т. д. – всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит.
Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «… на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» ( Мф. 10:5 ). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4:22 ); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» ( Лук. 9:53 ). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.
Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» ( Ин. 4:39-41 ).
Известная притча о Добром Самарянине ( Лк. 10:30-37 ) есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте». Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно «добрый самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.
Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» ( Лук. 17:16 ).
Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих правоверных и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «…Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин…» ( Ин. 8:48 ).
Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил. 2:6-7 ).
Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:19-22 ). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Фил. 3:5 ).
Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти… ( Рим. 9:3 ). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. 3:19 ). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ).
По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3:10 ). «После первого и второго», — то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» ( 2Фес. 3:14-15 ). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» ( 2Кор. 2:6 ).
Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.
Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин. 1:10-11 ). Ап. Иуда призывал гнушаться «…даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд. 1:23 ), Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «…поступающие по своим нечестивым похотям» ( Иуд. 1:18 ). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением…» ( Иуд. 1:22 ).
Ярким примером отличия «тоталитарной теории» видения проповеди по отношению к заблудшим может послужить и повествование из древнего патерика, которым я и хочу завершить данный доклад: «Говорили об авве Макарии Египетском, что однажды, восходя из скита на гору Нитрийскую, будучи близок к месту, он сказал своему ученику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встретил эллина – это был жрец Педала, который нес большую вязанку дров для сожжения и бежал. И закричав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вернувшись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оставил его наполовину мертвым. Потом, подняв дрова, он снова побежал. И пройдя немного вперед, авва Макарий встретил его и сказал ему: «Здравствуй, здравствуй, трудолюбец!» И жрец, удивившись, пошел к нему и сказал: «Что доброго ты нашел во мне, что почтил меня приветствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруждаешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруждаешь себя напрасно?» Он сказал: «Я умилился от приветствия, и узнал я, что ты – служитель великого Бога; но другой монах, злой, которого я встретил, оскорбил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец говорил: «Я не отпущу тебя, если ты не сделаешь меня монахом». И они пошли к месту, где находился брат, привели его в церковь горы; и когда увидели там жреца, были изумлены. Они крестили его, сделали монахом, и множество эллинов сделались христианами из-за него.
Примечания:
1. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.
2. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25–26.
3. Толковая Библия. Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм, 1987. Т.З. С. 186.
4. Комментарий блж. Феофилакта на Лк. 9, 56.
5. Макарий Египетский, прп. Творения. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. М.: Паломник, 2002.
Религия и право, № 1(40), 2007. С. 5–7