что такое сбитый летчик
Сбитый летчик
«Сбитый летчик» – уничижительное клеймо, которое навешивают на людей по разным поводам. Например, для рынка труда я в свои 46 «сбитый летчик». У меня огромный опыт, но специалисты по найму убеждены, что мой опыт устарел, а запал израсходован. «Сбитыми летчиками» называют тех, кто когда-то преуспел, но это было так давно, что об этом уже никто не помнит. Мой знакомый когда-то был топовым в своей теме журналистом, но он уже давно «не в пуле», что-то где-то пописывает, но все это «уже не то». Сбитый летчик – это списанный, неактуальный, вчерашний человек.
Сбитыми летчиками чувствуют себя многие после 45. Когда-то они были успешными в профессии, но молодые взяли верх в мире, где скорость ошибочно ценится выше мудрости. И вот они страдают, не понимая, как выйти из этого замкнутого круга.
Если человек ощущает себя сбитым летчиком, то он, на самом деле, просто проехал свою остановку. Мы все в жизни как минимум несколько раз «пересаживаемся» в другие поезда. Меняем профессии, браки, города и страны. И это нормально. Если вы чувствуете себя бодро и уверенно, вы в своем «поезде», и он вас везет. Если же начинаете думать, что вы сбитый летчик, значит, ваш поезд давно в тупике, а вы все сидите и верите, что едете.
Выйти из состояния сбитого летчика ничего не делая не получится. Нужно переписывать свою стратегию жизни. Допустим, вы – тот некогда топовый журналист. Умом вы понимаете, что вернуться в журналистику вы уже не сможете, там все давно занято. Но душой вы все еще там, вы все сидите в том поезде, когда все уехали на другом. Нужно садиться и пересобирать свою жизнь заново.
Нужно искать в себе нереализованные мечты и желания. Не возвращаться мысленно в прошлую жизнь, чтобы там всем что-то доказать, а набраться смелости и начать жить заново. Искать новые ценности и радости. Прислушиваться к себе и выискивать там, внутри, то, к чему вас еще тянет, что вас еще заводит. А потом, найдя, развивать это, заниматься этим и учиться этому радоваться. Возможно, это будет приносить существенно меньше денег, чем раньше. Но один из немногих плюсов возраста в том, что деньги со временем утрачивают свое магическое значение.
Сбитый Летчик
Начинаем наш сериал про плохих начальников. Спасибо за терпение, но таковы законы мыльной оперы. Представляю первую серию этого многосерийного сериала.
Выявляем Сбитого Летчика в организации – инструкция по выявлению и план действий
Итак, у вас есть подозрение, что ваш начальник – во-первых, плохой начальник и, во-вторых, очень похоже, что он – Сбитый Летчик. Иначе зачем вам читать этот пост и тратить свое время. Займитесь работой, ведь у вас прекрасный руководитель.
Кто он такой?
Так вот, Сбитый Летчик – это тот самый Мужик, у которого ВСЁ БЫЛО. То есть его лучшие годы, пик карьеры уже позади. Он уже хорошо понимает, что обратно наверх пути нет, былой славы, успехов и авторитета ему не видать, хотя потребность в том, чтобы ощутить прежние эмоции, еще сохранилась. Потребность сохранилась, а возможности уже не те.
В чем проблема?
Скорость работы в возглавляемых ими подразделениях замедляется. Вокруг них собираются такие же Сбитые Летчики, ведь с такими спокойнее. Можно дольше продержаться в действующей позиции.
Как выявить?
С этим типом все достаточно просто. Сбитые Летчики даже особо не маскируются. Но тем не менее для облегчения идентификации привожу четыре признака Сбитого Летчика (хотя можно привести их с добрый десяток).
Биография. Если посмотреть его биографию внимательно, то его теперешняя позиция ниже, чем по крайней мере две предыдущие.
Взгляд. Немного уставший; без энтузиазма; спокойный; зачастую немного снисходительный. Энтузиазм и эмоции во взгляде появляются только тогда, когда вспоминает о прошлом, при возврате к настоящему взгляд тут же возвращается в “исходное положение”.
Легко впасть в искушение и определять Сбитого Летчика по возрасту. Но это зачастую не так. Я наблюдал Сбитых Летчиков уже в 35 лет. В 35 лет человек уже морально на пенсии. Не потому, что он себе заработал, а потому, что у него кончился запал, пропала энергия и он уже ничего не хочет. А есть люди 70 лет, с которыми ты себя чувствуешь Сбитым Летчиком.
Можно ли вылечить?
Очень трудно поддается лечению. Практически невозможно лечить Сбитых Летчиков. Что-то у них сломалось внутри. И как это лечить, я, честно говоря, не знаю.
Что вам с ним делать?
Что делать, если вы начальник Сбитого Летчика Если его сбили не в вашей организации, а он пришел к вам устраиваться на работу, не брать к себе ни в коем случае.
Если так получилось, что сбили его в вашей организации, то проявить уважение и срочно убирать с лидерских, руководящих позиций. Если индустрия и бизнес достаточно традиционные и предыдущие знания имеют значение, оставьте Сбитых Летчиков на уровне экспертов и советников. Если все очень динамично, то даже в экспертной позиции вам Сбитые Летчики не нужны.
Что делать, если Сбитый Летчик ваш коллега
Что делать? Не рассчитывайте на многое, но если будете оказывать уважение к былым заслугам, то хотя бы мешать вам не будет. Но с уважением и почетом к былым заслугам надо держать меру. А то человек в коммуникациях с вами забудет что он – Сбитый Летчик.
Если ваш начальник Сбитый Летчик, а вас это устраивает – добро пожаловать в мир Сбитых Летчиков.
Если у вас начальник Сбитый Летчик, а вы хотите роста в своей карьере – ищите другое место работы. Ничего из работы под управлением Сбитого Летчика не будет. Тоже быстро станете походить на Сбитого Летчика. Валите подальше от Сбитых Летчиков.
Шесть лет назад турки сбили российский СУ-24, а летчика Олега Пешкова и спасателя Александра Позынича подло расстреляли в воздухе
Сегодня, 24 ноября, исполняется ровно шесть лет со дня гибели военного летчика, Героя России Олега Пешкова.
Не вдаваясь в подробности гражданской войны или сирийской трагедии, которая началась с 2010 года, отметим лишь, что Россия в сентябре 2015 года, по просьбе президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада, направила туда свои вооруженные силы для защиты государства от антиправительственных террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры».
24 ноября пара истребителей F-16 ВВС Турции атаковала и сбила российский бомбардировщик Су-24. Анкара утверждала, что два Су-24, национальная принадлежность которых была неизвестна, приблизились к границам турецкого воздушного пространства.
По данным Минобороны России, Су-24М из состава российской авиагруппы в Сирии не нарушал воздушные границы и никаких предупреждений не получал. Кроме того, как заявили российские военные, атакующий турецкий самолет вторгся в воздушное пространство Сирии. Российский бомбардировщик упал на сирийской территории в 4 километрах от границы.
Сразу после получения информации началась спасательная операция, и в район падения самолета и катапультирования экипажа вылетели пять вертолетов Ми-8.
Судмедэксперты установили причину смерти Олега Пешкова, пилота российского самолета Су-24, сбитого американской ракетой натовского истребителя.
По данным экспертизы, катапультировавшийся из самолета Олег Пешков получил 8 пулевых ранений в результате огня, открытого с земли турецкими террористами.
Часть пуль прошла по касательной, а остальные ранения были проникающими, нанесли организму летчика множественные повреждения, задев легкие и органы брюшной полости. Кроме того, на теле пилота были обнаружены множественные раны и гематомы (от ударов, по уже мертвому телу).
Агентство Reuters распространило интервью с командиром бандгруппы Альпасланом Челиком из турецкой ультраправой националистической и экстремистской организации «Серые волки», который утверждал, что именно он и его люди обстреляли российских летчиков, когда они спускались на парашютах. Во время съемки Челик держал в руках стропы парашюта.
Фото: Альпаслан Челик (в центре) и его бандгруппа
Фото: Турецкое посольство в Москве. Стихийный протест. 24 ноября 2015 г.
Этот подлый акт имел большой резонанс в России, в этот же день вечером многие российские патриоты пришли к турецкому посольству и организовали стихийные протесты против террористической политики Эрдогана.
Фото: Посольство Турции в Москве. 24 ноября 2015 г.
После этого Россия ввела в отношении Турции санкции, в частности запретив ввоз ряда продовольственных товаров.
А сейчас хочу остановиться на некоторых важных деталях этого резонансного преступления со стороны Турции.
Многочисленные российские и зарубежные расследования доказали, что Турецкое правительство в Сирии взаимодействует со многими террористическими организациями. Активную роль в этой деятельности отведена вышеназванной экстремистской организации «Серые волки».
Для информации: деятельность организации «Серые волки» признана незаконной и запрещена во многих странах Европы… В России же она не запрещена.
Здесь стоит напомнить, что сразу после того как 14 ноября 2015 года в сирийском небе турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, многие азербайджанские диаспоральные организации России открыто выступили против мер российского правительства по введению санкций в отношении Турции. Против политики российских властей выступила даже общероссийская общественная организация «Всероссийский азербайджанский конгресс» (ВАК). Своими действиями они фактически поддержали Турцию…
Для информации: 15 мая 2017 года Верховный Суд РФ удовлетворил иск Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» (ВАК) по причине несоответствия его устава российскому законодательству. Это означает, что ВАК длительное время занимался деятельностью, противоречащей государственным интересам России.
На первомайской демонстрации и марше «Бессмертного полка» 9 мая 2019 года в Москве в сети были распространены видеоролики, на которых видно, что азербайджанская диаспора принимает участие в указанных мероприятиях с флагами Азербайджана и турецкой национально-фашистской организации «Серые волки». Этим видео был сделан скрытый пантюркистский намёк России о том, что, сбив в своё время в Сирии российский Су-24, сегодня мы можем спокойно пройти с флагом «Серых волков» и по Тверской улице Москвы…
А несколько дней назад глава турецких «Серых волков» Девлет Бахчели подарил Эрдогану карту тюркского мира, почти половину, которой составляют территории Российской Федерации. И вовсе не случайно президент Турции провёл в Стамбуле саммит Тюркского совета, который принял решение переименоваться в Организацию тюркских государств. В ходе встречи также была сформулирована доктрина “Тюркского мира” на период до 2040 года.
Фото: Евгений Сатановский подверг жёсткой критике провокационные действия Турции
Известный российский учёный, востоковед и политолог Евгений Сатановский подверг жёсткой критике провокационные действия Турции и назвал отмеченные на карте российские регионы реальными турецкими аппетитами. А вот на карте “Серых волков” Тюркской областью стал даже и полуостров Ямал… Сатановский призвал правительство России дать жесткие и адекватные ответы на пантюркистские выходки Турции…
Провокационная выходка главы турецких «Серых волков» Девлета Бахчели была «пробным шаром» для выяснения настроений, как в мире, так и в России. Некоторые российские эксперты в этом усмотрели начало практического запуска пантуранской политики в отношении России и российских регионов, где традиционно проживают граждане России – представители тюркской идентичности…
Кроме того, эксперты прогнозируют, что турецкие «Серые волки» во главе Девлетом Бахчели получили карт-бланш на усиление пантюркистской идеологи, дальнейшее объединение туркоязычных народов РФ, а также отторжение в будущем этих российских регионов…
К сожалению, в России не осудили должным образом этот провокационный поступок главы турецких националистов. Дело в том, что в соответствии с законодательством РФ (статья 280.1УК РФ) предусмотрена ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Генеральная прокуратура и Следственный комитет России на законном основании могут возбудить уголовное дело и объявить в международный розыск Девлета Бахчели.
Самое интересное было то, что представитель «Серых волков» Алпарслан Челик, который взял на себя вину за гибель российского летчика Олега Пешкова в Сирии, потом заявил, что он не виноват. Прокуратура турецкого Измира сняла с Челика обвинения в убийстве Пешкова из-за «недостаточности улик»… И он не понес никакой ответственности за убийства Пешкова и Позынича…
Фото: Алпарслан Челик не понес никакой ответственности за убийства Пешкова и Позынича
И здесь хочется привести в качестве примера похожий случай. 9 ноября 2020 года в небе над Арменией азербайджанскими военными был сбит Ми-24, который сопровождал автоколонну российской военной базы. Вертолёт потерпел крушение вне зоны боевых действий, подвергшись огневому воздействию из ПЗРК с земли. Погибли два члена экипажа – командир, майор Юрий Ищук и бортовой авиационный техник, старший лейтенант Роман Федина. После совершения этого преступления официальный Баку несколько раз заявлял, что проводит расследование и виновные в нём будут наказаны. Но, по примеру Турции, Азербайджан ничего не предпринимает и лишь вводит в заблуждение российскую сторону…
В сети имеется много информационных сообщений и версий, о том, что российский вертолет сбили турецкие военные во главе генералом Османом Эрбашом.
Считаю, что пришло время, чтобы турецкую национально-фашистскую организацию «Серые волки» объявили вне закона в Российской Федерации, за многократные провокации и преступления против России.
Возвращаясь к основной теме статьи, хочу с удовлетворением отметить, что к пятилетней годовщине 24 ноября 2020 года на базе Военно-космических войск РФ в Сирии был торжественно открыт памятный знак герою, его именем названа стоянка, с которой он уходил в последний полет. Есть в военном городке Хвеймине и улица Пешкова. Имя Олега Пешкова носит одна из школ Липецка, где он жил последние годы.
Поистине, герои не умирают, они становятся бессмертными!
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Новое в блогах
Сбитый летчик
Иллюстрация: Bridgeman/Fotodom
Я — «сбитый летчик». Печальный и ироничный термин предложен Александром Кабаковым. «Сбитый летчик» — это в современной России наиболее распространенный статус для людей моей профессии. Среди журналистов «сбитых летчиков» полно, и мое сомнительное преимущество заключается в том, что я хотя бы понимаю: я — «сбитый летчик».
Быть «сбитым летчиком» — это специфическое ощущение. Когда-то давно я занимался важным, интересным, захватывающим и серьезным делом. У меня было даже и небеспочвенное ощущение, что мои статьи влияют на окружающий мир, изменяют жизнь к лучшему (ну, или, по крайней мере, в ту сторону, которую я считал лучшей). Я мог влиять на принятие законов, на умонастроения большого количества людей, на решения, принимаемые как властью, так и частными людьми… Ну, или, во всяком случае, мне казалось, что я мог влиять на всякие такие штуки. И это захватывало. Это действительно было похоже на полет на сверхзвуковом истребителе, хотя я никогда не летал на сверхзвуковых истребителях. Но было похоже. Перло не по-детски. Приятно было думать также, что снизу за твоими мертвыми петлями восторженно следят красивые девушки. А о недоброжелателях своих приятно было думать с улыбкой пренебрежения, поскольку они ведь тоже были где-то внизу, крохотные, как маковая росинка.
И вдруг меня сбили. Когда тебя сбивают, ты не сразу даже понимаешь, что произошло. Тебе продолжает казаться, будто ты все еще летишь, а ты уже падаешь, двигатели издают отвратительный истошный рев, а позади машины стелется черный дым. Но ты не видишь дыма и даже не слышишь рева, потому что тебя еще и контузило.
Наконец ты все-таки соображаешь, что сбит, и катапультируешься. Так произошло почти со всеми известными мне журналистами, почти со всеми известными мне политиками, с огромным множеством известных мне предпринимателей и с некоторыми представителями других профессий.
Главная ошибка, которую допускает «сбитый летчик», катапультируясь, заключается в том, что летчик ищет оправданий катапультирования. «Не хотел идти на сделку с совестью», «не поступился профессиональными принципами», «добивался независимости», «не сошелся по идеологическим вопросам», «решил начать свое дело»… Это все отмазки. Есть одна-единственная причина, чтобы катапультироваться: тебя сбили.
В современных условиях, как правило, «сбитый летчик» благополучно приземляется в какое-нибудь относительно вонючее социальное болото и некоторое время добирается до своих. Он ждет, что его встретят как героя, а его встречают как «сбитого летчика». То есть ничего страшного: здороваются, хлопают по плечу, ставят на довольствие, выдают новую летную куртку. Но к полетам больше не допускают. Разве что к тренировочным, и то лучше на тренажере.
«Сбитых летчиков» вроде меня вокруг пруд пруди. В лучшем случае «сбитые летчики» относятся друг к другу доброжелательно и поддерживают друг друга, но чаще ревнуют, меряются числом и достоинством былых наград, рассказывают о былых подвигах и ранениях. Некоторые даже пишут мемуары.
В среде «сбитых летчиков» принято думать, будто мы отстранены от полетов злонамеренным и коррумпированным начальством. Что однажды начальство сменится (с нашим ли участием или без него), и вот тогда мы снова сядем за штурвал, послушная машина разбежится по взлетке и свечкой взмоет в небо (в федеральный телеэфир, в обновленный парламент, в правительство, на биржу). И это третья распространенная ошибка «сбитого летчика».
Да, злонамеренное начальство когда-нибудь сменится, послушные машины когда-нибудь взлетят свечкой в федеральный телеэфир. Но за штурвалом буду не я, и никто из моего поколения. И даже никто из младшего поколения «сбитых летчиков» вроде Андрея Лошака или Олега Кашина. Будут какие-то совсем новые и совсем молодые люди.
Так я думаю. И, честно говоря, не знаю, как мне смириться с этой мыслью.
Сбитые летчики: как действовать на карьерных виражах
Как не стать «сбитым летчиком»? Какие карьерные ошибки могут разрушить даже самую успешную историю роста? Об этом карьерный консультант и амбассадор Forbes Ontology Анна Рыжкова поговорила с ведущими представителями в областях executive search и коучинга.
Конечно, у каждого своя карьерная история — уникальная, с драматическими поворотами. Но увы, на перегруженном сегодня трудовом рынке все очень жестко, ни у кого нет ни времени, ни причин эту вашу историю читать. Все просто: как только что-то в вашей профессиональной биографии кажется подозрительным, останавливает глаз, вызывает сомнения — рекрутер просто переключается на следующего кандидата.
Итак, каких ошибок стоит избегать, если вы хотите быть действительно привлекательным кандидатом?
1. Нарушенный баланс
Успешная карьера всегда хорошо сбалансирована: в первую очередь в вашем CV не должно быть ничего слишком.
Слишком много проектов. Каждый год меняли компанию? Не годится. Один раз, конечно, можно ошибиться и попасть «не туда», но постоянно последние пять лет? Маловероятно.
Слишком долго работали в одном месте. Просидели 15 лет в одной компании? Никуда не годится: замылился глаз, потеряли видение рынка, слишком «заточены» под узкие задачи. Или просто нашли теплое место, чтобы особенно не напрягаться. Ленились, потеряли чувство драйва и не нашли мотивации искать новые вызовы — в любом случае, не годится.
2. Недостаточно качественного роста
Недостаточно просто найти оптимальный темп смены проектов: важно не только количество, но и качество. Лучшие специалисты готовы переходить в новые качественные категории.
Чтобы совершать качественные карьерные движения, нужно быть способным:
Менять роли. Даже если ваша роль интересная и топовая, сегодня все хотят видеть динамику. Движение, ваша способность и, главное, собственная потребность расти, мобильно подстраиваясь под постоянно меняющиеся интересы рынка, – вот то, что действительно хорошо продается. Так что хорошее карьерное движение предполагает регулярную смену ролей и позиций (и тогда, может быть, вам простят длительную задержку в одной компании).
Браться за вызовы. Достижения должны чем-то измеряться. Желательно, чем-то впечатляющим. Ваша готовность не просто плыть по течению, а преодолевать, создавать, решать, разбираться с завалами — это огромный, огромный звездный плюс.
3. Неидеальная репутация
Репутация кардинально влияет на карьеру. Это только кажется, что пока мы не звезды, никто нас не видит: любое наше движение на рынке оставляет след. Конфликты, ошибки, поражения, провалы, плохая коммуникация, разрывы. Вы уволили кого-то когда-то, а он теперь принимает решения? Некрасивая история с увольнением кого-то может иметь большие последствия. Вас уволили 10 лет назад за ошибку, которую вы больше никогда не повторили? Тот, кто будет рассказывать о вас, вспомнит только плохое. Но самое главное — скандалы. Никто не любит скандалов, тем более связанных с нечистоплотным поведением, воровством или мошенничеством. И, конечно, никто не будет разбираться: кто был прав, кто виноват, кто на самом деле украл, кого подставили, что просто слухи, а что правда. На всякий случай все просто постараются держаться подальше — и вуаля! — кажется, у вас «черная метка» и вам больше никто ничего не предлагает. Так что, рассматривая оффер, хорошенько подумайте: будете ли вы гордиться этим этапом своей карьеры? Или стоит поискать место попрестижнее?
4. Отсутствие видимых результатов
Вы связываетесь не с теми. Компании, с которыми мы сотрудничаем, довольно сильно влияют на наш имидж. Можно двигаться в нужном темпе, спокойно меняя проекты раз в 5-7 лет, можно браться за самые проблемные участки и бросаться грудью на амбразуры всех черных дыр, но те, кто следят за нашими успехами, посмотрят на другое: с кем вы? Насколько успешен ваш бизнес? Как выглядит глобальный результат вашего труда? Сколько бы вы ни бились, ваши компании и проекты всегда не из десятка лучших в своих областях? О них вообще никто ничего не знает? Что ж… следующий.
5. Непроявленная личная мотивация
У вас не загораются глаза при мысли о завтрашнем рабочем дне? Тогда, может быть, это конкретное место не для вас. Если вы вообще не умеете получать реальное удовольствие от того, что делаете, — это катастрофа. Никому больше неинтересны люди, которые просто хотят управлять. Востребованы неравнодушные: те, кто хочет сделать что-то для клиента, создать крутой продукт, что-то исправить, что-то изменить. Предлагают не абстрактный менеджмент, а конкретный оффер.
И даже если вы все делали правильно и не совершили ни одну из вышеперечисленных ошибок, гарантий остаться на высоте нет: многое в карьере зависит от случая. Существуют разные ситуации, которые могут вас «сбить». Болезнь или декрет, выбившие вас из рядов трендовых специалистов на длительный срок, эмоциональное выгорание или какие-то невеселые личные обстоятельства. Специфика отрасли, в которой высоких позиций пересчитать по пальцам и двигаться особенно некуда, или просто внутренний страх браться за новый проект, когда за плечами оглушительный успех, — а вдруг второй раз волшебства не случится?
Даже действительно больших топ-менеджеров с грандиозными проектами за плечами могут не хотеть — ну, а вдруг предложат что-то более соответствующее масштабу и звезда уйдет? Успешных и знаменитых часто не берут из-за страха, что они будут «перетягивать одеяло на себя». Опять же громкие проекты часто сопровождаются скандалами, интригами, сплетнями — никто не хочет всего этого в своей команде. И вот вы вроде бы были звездой, а сейчас, совершенно неожиданно, «сбитый летчик».
«Сбитые летчики»: что поможет подняться «в небо»?
Итак, вы и есть он, «сбитый летчик»? Что же, хорошая новость в том, что это не конец: падение с карьерных высот совершенно необязательно приводит к окончательному краху. После того как вы отряхнете запачканную одежду, потрете все синяки и ушибы, вам придется как-то жить дальше, лучше всего — осмысленно и с целью и надеждой подняться снова. Иногда в перерывах между взлетами лучшее, что можно сделать, — это потратить время на себя: заняться восстановлением своей целостности, оценить, насколько питательна среда вокруг, пересмотреть жизненные стратегии — в навигации по этим вопросам могут помочь такие программы, как Forbes Ontology.
Что касается работы над CV, эксперты полагают, что существует алгоритм действий, который поможет вернуть успех.
Сергей Сиротенко, Executive Coach, INSEAD:
«В ситуации, когда вы уже потеряли позиции, совет запоздалый, но я все равно скажу: с первого осмысленного дня вашего карьерного движения помогайте другим. Всегда и всем. Не жалейте времени, не экономьте сил, не жадничайте лишнего телодвижения, которое ничего не даст вам в текущем моменте. Дело не только в хорошей карме и социально одобряемом поведении: помните о перспективе, укрепляя свой социальный капитал — именно он вывезет в случае неудачи.
Что касается практических советов, то первое, что необходимо сделать, обнаружив свои пошатнувшиеся позиции, — признать реальность. Не ту, в которой вы великий и ужасный, генеральный директор и собственник. А другую. Проверьте нарратив, в котором вы существуете сегодня, насколько он объективен? И попробуйте сконструировать новый. В котором вы не «генеральный директор», а «человек, который когда-то был генеральным директором, а сейчас ищет работу». Сейчас у вас есть время — так потратьте его с пользой, вместо того чтобы суетиться: найдите свою новую идентичность, чтобы нарратив звучал таким, каким вы хотите, чтобы он был.
Это может быть горько. Это совершенно точно очень трудно. Это потребует мужества и необходимости отгоревать все потерянное, в том числе кусочки старой идентичности. Но без этого вы не сможете сдвинуться с мертвой точки. Люди могут застревать именно потому, что не признают, не отпускают прошлое.
Другой важный момент: создавайте активность и «движуху». Может быть, это совсем не то, чего сейчас хочется (а хочется больше всего спрятать потерянное лицо и чтобы никто ничего не узнал). Но это просто необходимо: двигайтесь, встречайтесь, влезайте во всевозможные проекты и безумные идеи. Ходите на встречи, знакомьтесь с новыми людьми и идеями — в ворохе этих пока непонятных историй и взаимной пользы к вам наверняка прилипнут новые возможности».
Дина Акимова, управляющий партнер Boyden Executive Search:
«Как исправить ситуацию, когда вы перестали быть интересны рынку, зависит от конкретных обстоятельств. Но основная мысль: нужно показать всем, чего вы на самом деле стоите. Например, спуститесь на ступеньку ниже. Сбавьте ожидания и цифры, выходите на позицию проще и начинайте движение вверх заново. Еще один старый проверенный вариант: «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» — уезжайте в регионы и поднимите там что-то неподъемное, во что уже никто не верил. Если у вас все получится, возвращение будет триумфальным, а о провалах все быстро позабудут.
Часто возможности уменьшаются с опытом. Если вы всю жизнь провели на одном месте и даже построили что-то замечательное, но вдруг выходите на рынок, то не стоит даже смотреть в сторону проектов, где требуется большая жизненная энергия: какие-то большие командные изменения, трансформация, вывод на рынок новых продуктов или какой-то сумасшедший рывок, что называется change — скорее всего, сюда будут искать молодых людей. Но если, наоборот, речь идет о методичной упорной работе, которая может быть немного рутинной, где нужно шагать вперед каждый день, передавать навыки молодежи, мотивировать команду, run — вот здесь человек с опытом и большим багажом может быть интересен. Другой вариант — уйти в консалтинг. Возможно, это тоже будет про потерю статуса и позиции, но зато это будет выглядеть уместным.
И еще одно очень важное — не врите. В первую очередь себе и затем нанимателю, рекрутеру. Не позиционируйтесь так, как будто все хорошо. Если вы считаете, что стоите 500 000, а дают за вас только 200 000 — значит правда в том, что вы не стоите 500 000. Иногда говорят: «Вы ничего не понимаете, мы вообще такие классные вещи делали. Не смотрите, что мы банкроты». Но это в корне неверно, нужно говорить: «Да, мы ошиблись, да, прогорели». На самом деле даже осознанный негативный опыт можно продать. Если есть ощущение, что человек находится в осознанности относительно этого опыта, он принимает ответственность на себя, он понимает, что он сделал что-то не так, рефлексирует, — это можно продать.
И тут один лайфхак: продавайте все-таки не агентству. Как бы грустно это ни звучало, агентства работают со звездами, и, если вы уже не они, вы там никому не интересны. Другое дело — внутренний HR. Их риски гораздо меньше, так что они с большей охотой закроют глаза на какие-то ваши несовершенства и дадут новый шанс (а заодно спокойно закроют необходимую позицию хотя бы на несколько месяцев, и даже если ваш шанс не выгорит, что ж, хотя бы полгода у них не будет головной боли).
Самое главное, что делают действительно успешные и всегда востребованные люди, — уходят вовремя. Это такое очень тонкое чутье: интуитивно видеть точку, когда линия роста немного заваливается, еще в самом начале. И тогда можно уходить в долгосрочный отпуск, в консалтинг, в совет директоров, учиться в «Сколково» — делать паузу, осмысленно заполненную паузу, в которой всем понятно, что вы набираетесь новых сил перед прыжком, пересматриваете, делаете аудит. И тогда, когда вы снова выходите на рынок, вас уже воспринимают, как после апгрейда, и хотят еще больше, чем прежде».