что такое саспенс в литературе
Саспенс – что это такое, сравнение с понятием «катарсис», мастера этого жанра
Большинство из нас связывают термин «саспенс» с жанром кино и литературы и немалая доля истины в этом есть. В русском языке это слово употребляется только в таком значении, а вот, например, у англичан он применяется гораздо шире. Учитывая, что многие слова кочуют из языка в язык, узнать более широкий смысл этого понятия будет точно не лишним.
Саспенс – что это?
В определении саспенс – это состояние психического возбуждения и неопределенности, возникающих в ожидании исхода событий. Такое ожидание развязки сопровождается тревожным беспокойством. Данное понятие вот уже несколько десятилетий исследует множество представителей когнитивных наук, но однозначной формулировки так предоставлено и не было. Психологи, занимающиеся данной темой, на вопрос саспенс – что это такое, определяют явление, как смешанное эмоционально состояние, сопровождающееся страхом, когнитивной неопределенностью и надеждой.
Саспенс и катарсис
Если с тем, что такое саспенс мы более менее разобрались, то катарсис стоит рассмотреть подробнее. Определение катарсиса зависит от точки зрения, с которой его рассматривать, поэтому стоит разложить его в двух плоскостях.
Саспенс – что это за жанр?
Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.
Что такое саспенс в кино?
Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.
Жанр саспенс в литературе
Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.
Мастера саспенса
Среди кинематографистов и литераторов есть немало легендарных творцов в жанре саспенс. Будет интересно узнать о ярчайших представителях жанра и мы, кто добился в этой области выдающихся результатов и обрел широкую известность.
Из писателей, добившихся успеха в жанре саспенса можно выделить:
Как построить Саспенс?
Са́спенс (англ. suspense «неопределённость, беспокойство, тревога ожидания; приостановка»; от лат. suspendere «подвешивать») — состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при описании бытовых и жизненных ситуаций.
Мастером Саспинса был Альфред Хичкок. Он умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного.
Саспенс можно описать как «ожидание действия» «Как только на экране или в книге происходит действие — саспенс исчезает.
Хичкок утверждал то что аудитория, которая знает больше, чем герои на экране, будет более активно и эмоционально вовлечена, в то что происходит на экране. «Пусть зрители играют в Бога» – так Хичкок кратко изложил свое главное правило саспенса.
Как вызвать саспенс?
Первым делом следует обратить внимание на тот очевидный факт, что читатель никогда не будет испытывать беспокойства и тревожного ожидания по отношению к герою, если этот самый герой ему не симпатичен. Поэтому нужен такой герой и такие обстоятельства в который симпатия читателя или зрителя достигнет наивысшей точки.
Второе. Драматическая ситуация. Герой по ходу сюжета должен попадать в безвыходные положения, требующие от него мобилизации всех его физических и моральных сил, проявления лучших качеств. Именно когда главный герой сражается с могущественным антагонистом или с непреодолимыми внешними обстоятельствами, читатель проникается к нему симпатией, начинает сопереживать. Конечно, при условии, что цель, которую преследует главный герой, для читателя близка и понятна.
Особенность саспенса – это постепенное, даже неторопливое нарастание ужаса, когда перехватывает дыхание. Такое нарастание можно показать несколькими средствами.
Изменения в окружающей обстановке.
Эти изменения происходят не сразу, и о них говорят какие-то мелкие, вроде бы малозначимые детали, вызывающие усиление напряжения. Например, необычные звуки в подземелье, падающие капли, шуршание, скрябанье по камням и список можно продолжить. Можно использовать тактильные ощущения, что-то коснулось руки. или зрительные, например Герой бреется перед зеркалом, опускает голову вниз, чтобы помыть бритву, а отражение в зеркале (пока герой не видит) зло смотрит на самого себя.
Разнообразные сенсорные ощущения должны вызывать у читателя/зрителя ассоциации с чем-то нехорошим, но делать это надо не прямо, а намеками. Так будет намного страшнее.
Второй прием Это Герой не ведающий страха.
Это когда в самом начале автор к примеру, предварительно рассказывает о страшном доме, А главный герой, не зная этой истории, или наоборот зная, все равно идет туда, чтобы доказать себе, что он не слабак, или просто на спор.
Прием третий Неприятные, тревожные ситуации.
Ограничьте возможности героя.
Очень страшно становится когда возможности героя ограничены. Он может быть заперт в темной комнате или лишен подвижности. Например, Главный герой, сидя в комнате слышит чьи-то шаги, он не знает, кто находится за дверью, но точно это чужой. Этот кто-то подходит к двери. Взгляд героя притягивается к дверной ручки, которая медленно начинается поворачиваться. Но самое ужасное то, что герой ничего не может сделать ибо прикован к инвалидному креслу!
САСПЕНС И ЭФФЕКТ УДИВЛЕНИЯ
На этом все. Материал для статьи был взят из интернета.
Саспенс
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Ко́декс Американской Ассоциации Кинокомпаний, также известный как кодекс Хе́йса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Снимать фильмы не по кодексу было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров.
Синемá веритé (фр. cinéma vérité букв. «правдивое кино») — термин, обозначающий экспериментальное направление, первоначально сформировавшееся в кинодокументалистике Франции, связанное с обновлением выразительных и повествовательных возможностей кинематографа.
По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.
Те́хнотри́лер — гибридный жанр, в котором используются темы шпионских триллеров, научной фантастики и военной повести. По сравнению с другими жанрами в технотриллерах достаточно большое внимание уделяется техническим описаниям — с детализацией технологии в технотриллерах может сравниться лишь научная фантастика. В таких произведениях широко раскрываются принципы работы техники, внутренняя механика шпионажа, боевых искусств и политики. Часто весь сюжет превращается в подробное описание этих сторон.
Значение слова «саспенс»
Использование саспенса в кинематографе обычно связывают с именем Альфреда Хичкока, признанного «мастером саспенса». Хичкок умел искусно создавать в своих фильмах атмосферу тревожной неопределённости, напряжённого ожидания, боязни неизвестного, предчувствия чего-то ужасного. Вслед за Хичкоком этот приём получил широкое распространение и в голливудском кино, и в кинематографах других стран. Одним из самых ярких примеров применения саспенса стал фильм ужасов «Хеллоуин» (США, 1978, 91 мин.) режиссёра Джона Карпентера.
са́спенс
1. кино сюжетное напряжение; элемент жанрового фильма, особенно характерный для детектива, триллера и фильма ужаса ◆ В Музее кино покажут Альфреда Хичкока — фильмы, снятые королём чёрного юмора и саспенса во время проживания в Британии. Наталия Королева, «Кино», 1997 г. // «Столица» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наркотрафик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое саспенс в литературе, кино и играх?
Любители копаться в литературных и сценарных изысках интересуются, что такое саспенс в кино, литературе и видеоиграх? Речь о распространенном приёме, изначально появившемся именно в кинематографе. Он применяется для создания напряжённого момента, за которым следует драматичная кульминация или резкий спад напряжения в сцене.
За основу бралась англоязычная терминология, в английском Suspense переводится как «Неопределённость». Впервые этот термин использовал небезызвестный Альфред Хичкок, однако ещё в эпоху немного кинематографа подобная концепция активно штудировалась.
Например, когда граф Дракула вставал из гроба и пугал окружающих. Даже через 80 лет глобально ничего не изменилось. Предполагается, что легендарные братья Люмьер в знаменитом «Прибытии поезда» делали ставку именно на этот эффект: при приближении состава зрители, не привыкшие к подобным зрелищам, испытывали страх и ужас.
Что такое саспенс в литературе и кино?
Вернёмся к Альфреду Хичкоку, который мастерски использовал данный приём в «Птицах» и других шедеврах, где ставка делалась именно на постепенное нагнетание напряжения. В саспенсе существуют два обособленных вида: открытый и закрытый.
Различия проявляются исключительно для зрителя, но не для героя. В первом варианте наблюдатель понимает, какой источник опасности выявлен для протагониста. Во втором же добавляется элемент мистики и непредсказуемости, мне он нравится значительно больше.
Основные жанры, где это практикуется – ужасы и триллеры. В видеоиграх принцип идентичный, зависящий исключительно от авторского замысла и работы сценаристов.