что такое самострел на войне

Членовредители Великой войны

что такое самострел на войне. yayayaya. что такое самострел на войне фото. что такое самострел на войне-yayayaya. картинка что такое самострел на войне. картинка yayayaya. Героизм и самоотверженность — лишь одна сторона войны. Боевые действия могут выглядеть красиво на страницах книги или на экране телевизора, но в реальности всё гораздо страшнее и прозаичнее. Вполне настоящая возможность быть убитым во время боя и существующие нормативные документы, регламентирующие призыв в армию и увольнение из её рядов, часто оказывались достаточной причиной для сознательного и добровольного причинения сильных телесных повреждений самому себе. Выбор между смертью и инвалидностью многими солдатами делался в пользу последней.

Героизм и самоотверженность — лишь одна сторона войны. Боевые действия могут выглядеть красиво на страницах книги или на экране телевизора, но в реальности всё гораздо страшнее и прозаичнее. Вполне настоящая возможность быть убитым во время боя и существующие нормативные документы, регламентирующие призыв в армию и увольнение из её рядов, часто оказывались достаточной причиной для сознательного и добровольного причинения сильных телесных повреждений самому себе. Выбор между смертью и инвалидностью многими солдатами делался в пользу последней.

«Палечники» на марше

«В госпитали тыла поступило большое число нижних чинов с поранениями пальцев на руках. Из них только с пораненными только указательными пальцами — 1200. Отсутствие указательного пальца на правой руке освобождает от военной службы. Поэтому, а также принимая во внимание, что пальцы хорошо защищаются при стрельбе ружейной скобкой, есть основание предполагать умышленное членовредительство…»

Это же явление получило распространение и в годы Первой мировой войны. Возникновение его обычно относят к периоду «Великого отступления» 1915 года. Опыт симуляции боевого ранения с целью отправиться в тыл был якобы перенят у австрийских войск и тогда же за него для «палечников» была введена смертная казнь.

В действительности же существуют свидетельства об инцидентах саморанений уже в ходе Восточно-Прусской операции 1914 года. Например, штабс-капитан 7-го Сибирского сапёрного батальона В. М. Молчанов (в годы Гражданской войны в России – видный участник Белого движения) вспоминал:

«Я видел перевязочные пункты, где было полно наших раненых… И меня первым делом поразило, что сёстры страшно заботятся о них, а они все ранены в пальцы, это были полки второй очереди. Я спрашиваю сестёр: «Чего вы нянчитесь с ними, ведь они же палечники! Они на воздух выставляют пальцы, чтобы их ранило…».

Кому война не по зубам

Тогда же самокалечение начало бытовать в тылу как способ избежать воинского призыва. Это иллюстрирует письмо некоего доктора Александра Вальпуха из Воронежа своему родственнику в Одессу. Член Комиссии по освидетельствованию нижних чинов делился житейской мудростью с юношей – вероятно, племянником:

«Очень прошу Колю не быть легкомысленным… Лица без каких бы то ни было ясно выраженных недостатков идут в строй. Но есть могучая 54 ст[атья] по которой многих приходится освобождать. Она гласит, что, если у лица окажется отсутствие не менее 10 зубов в одной челюсти или 14 зубов в двух, то оно считается негодным, причем зубы мудрости в счет не идут».

Молодому человеку настоятельно рекомендовалось позаботиться об удалении зубов даже с незначительными признаками кариеса. «Он должен сейчас удалять понемногу испорченные зубы и потом подсчитать: осталось ли должное количество, указанное в ст[атье] 54. Конечно, чем больше удалить, тем лучше», – рекомендовал доброхот. Впрочем, его увещевания были напрасны. Письмо Вальпуха в Одессу было перехвачено Главной военно-цензурной комиссией и не дошло до адресата.

О дальнейшей судьбе одессита Коли Вальпуха можно только догадываться. Любопытно другое: ровно 100 лет спустя, 1 октября 2014 года, в России была принята действующая редакция «Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учёт, призыве на военную службу…». И в разделе 2, в расписании болезней, «могучая 54 статья» – находится на своём прежнем месте.

Тщетные попытки борьбы

О «самострелах» до начала «Великого Отступления» не раз упоминал генерал Ю. Н. Данилов.

«К концу 1914 г… появились уклоняющиеся в виде палечников», — писал он, отмечая, что «уже в октябре-ноябре 1914-го года пришлось ввести суровые наказания за умышленное причинение себе или через другое лицо увечий или повреждений здоровья».

Одним из примеров упомянутых наказаний является параграф 2 приказа войскам 2-й армии Северо-Западного фронта № 173 от 20 ноября 1914 г. Текст его приводится с незначительными сокращениями:

Подобное отношение к своему долгу считаю недопустимым, бесчестным и подлым в отношении к товарищам, которые на местах умирают смертью честных и славных воинов, преступной перед дорогой нашей Родиной и обожаемым Монархом, за которых дерется теперь вся Россия.

Поступков таких в русской армии не должно быть: посему предписываю командирам частей… членовредителей сейчас же предавать полевому суду и расстреливать, как подлых изменников».

Военные власти полагали, что на фронте членовредительство не примет большого распространения, надеясь, что можно будет одолеть его ещё «на подступах к передовой». Для этого в военных госпиталях вводился строгий режим проверки возможных симулянтов. Например, у солдат из числа великорусских крестьян основной формой саморанений были «порубы» частей тела. Обычно те ссылались на случайные травмы при хозяйственных работах, что было сложно опровергнуть.

На практике «самострелы» подчас не только не оказывались под судом, но и удостаивались наград. Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич-младший порой встречал проходившие санитарные поезда. Обходя вагоны, он вручал по одному знаку отличия Военного ордена Св. Георгия примерно на 5–8 легкораненых нижних чинов. В результате солдаты, решившиеся на самокалечение, дабы покинуть передовую, иногда оказывались георгиевскими кавалерами.

Развитие «искусства» саморанения

Неудачи русской армии в кампанию 1915 года и начало «Великого отступления» привели к всплеску саморанений, ставших многочисленным явлением. История прапорщика К., разоблачённого генералом А. А. Свечиным, была лишь одним из многих примеров.

Известный впоследствии красный партизан Бадила Гагиев в своей автобиографии описал договорённость с эскадронным писарем Степановым о нанесении друг другу ранений из винтовки. Для большей правдоподобности было решено прострелить Степанову руку, а Гагиеву – ногу. Последний выстрелил по пальцам руки товарища с расстояния. Пуля оторвала Степанову два пальца и он, страдая от боли, лишился возможности ранить Гагиева.

Данный эпизод любопытен хитростью, к которой прибегли уклонисты – стрельбе с расстояния. На тот момент для военных врачей не составляло труда идентифицировать ранение как «самострел» по пороховому осадку на кожных покровах вокруг раны. Изобличённые поначалу объясняли его наличие ранением разрывной пулей. Однако в дальнейшем было установлено, что при попадании в тело она оставляет ожог на коже вокруг выходного отверстия раны.

Искусство нанесения саморанений прогрессировало, росло и их число. Видный военный специалист Генерального штаба генерал-майор П. И. Изместьев отмечал: «Тысячи так называемых палечников отстреливают себе пальцы, рубят их, вырывают зубы, растравляют раны, чтобы уйти из боя…». Зачастую же в самокалечении видели возможность вообще избежать призыва.

Источник

Значение слова «самострел»

что такое самострел на войне. android bar znachenije. что такое самострел на войне фото. что такое самострел на войне-android bar znachenije. картинка что такое самострел на войне. картинка android bar znachenije. Героизм и самоотверженность — лишь одна сторона войны. Боевые действия могут выглядеть красиво на страницах книги или на экране телевизора, но в реальности всё гораздо страшнее и прозаичнее. Вполне настоящая возможность быть убитым во время боя и существующие нормативные документы, регламентирующие призыв в армию и увольнение из её рядов, часто оказывались достаточной причиной для сознательного и добровольного причинения сильных телесных повреждений самому себе. Выбор между смертью и инвалидностью многими солдатами делался в пользу последней.

2. Охот. Ловушка особого устройства, напоминающая лук. Ловят хорьков маленькими капканами и самострелами. С. Аксаков, Рассказы и воспоминания охотника. Подойдя к тому месту, где был установлен самострел, Григорий, боясь неосторожно задеть в темноте шнур, лег на живот и стал шарить перед собой руками. А. Иванов, Повитель.

1. Ранение, умышленно нанесенное солдатом самому себе (с целью уклонения от военной службы). Под вечер всех троих привели обратно — у всех самострелы в левую ладонь. Симонов, Солдатами не рождаются.

2. Разг. Солдат, нанесший себе умышленное ранение. — Известно, стреляют себе в руки, ваше благородие. И он расставил свои руки, — правую ниже, левую выше, чтобы показать, что такое делают сейчас самострелы. Сергеев-Ценский, Лютая зима.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Самострел — членовредитель; человек, намеренно нанёсший себе огнестрельное ранение, обычно с целью попасть в госпиталь и таким образом избежать участия в боевых действиях. Подобное приравнивается к дезертирству с поля боя.

Самострел — самоделка детей, дворовая игрушка наподобие арбалета.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

самостре́л I

1. устар. военн. то же, что арбалет; приспособление для метания стрел ◆ Впервые о применении самострела на Руси сообщается в Радзивилловской летописи под 1159 годом. Интернет

3. охотн. стреляющая ловушка ◆ Оказалось, что, помимо арбалетов, банар широко используют для охоты различные самострелы и самоловы. «Вокруг света», 1989 г.

самострел II

1. военн. нанесение огнестрельных ран самому себе как метод уйти от военной службы ◆ В довершение всего, 2-й лейтенант Форест Гудвин определённо хотел доложить о моём самостреле и рекомендовать отдать меня под суд. Боб Нинер, «Ну разве я «самострел»?»

2. одуш. человек, совершивший самострел [1]

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое самострел на войне. USSR bot. что такое самострел на войне фото. что такое самострел на войне-USSR bot. картинка что такое самострел на войне. картинка USSR bot. Героизм и самоотверженность — лишь одна сторона войны. Боевые действия могут выглядеть красиво на страницах книги или на экране телевизора, но в реальности всё гораздо страшнее и прозаичнее. Вполне настоящая возможность быть убитым во время боя и существующие нормативные документы, регламентирующие призыв в армию и увольнение из её рядов, часто оказывались достаточной причиной для сознательного и добровольного причинения сильных телесных повреждений самому себе. Выбор между смертью и инвалидностью многими солдатами делался в пользу последней.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: повырастать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое самострел на войне

Убитым при подавлении крестьянских восстаний, умершим от голода после коллективизации и расстрелянным в годы Большого террора посвящается

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ СМЕРТНЫХ КАЗНЕЙ

С возникновением государств существовавший во многих обществах обычай кровной мести трансформируется в уголовное наказание — смертную казнь, применяемую от имени власти. Историю смертной казни рассматривают с того времени, когда действия, подлежащие наказанию, стали определяться законом, а наказания стали назначать представители государственной власти. Такой подход исключает из истории большой период кровной мести, когда обиженный человек сам или с помощью родни мстил за обиду или за нанесенный вред убийством обидчика. Таким образом, древние государства получили смертную казнь как уже действующее средство наказания в виде убийства в отмщение. Очевидно, что в убийстве в виде мести и смертной казни в виде наказания много общего. Разница состоит лишь в том, что в государстве смертная казнь назначается на основании установленных властью законов, а убийства в виде отмщения происходили и происходят согласно соблюдаемым обычаям и считаются не только правом, но и обязанностью мстителей.

В подходах к убийству из мести и казни от имени государства имеются и другие общие моменты. Если убийство из мести сопровождалось разрушением дома и разграблением имущества виновного, то и при государственном наказании дом казненного часто разрушался или сжигался, а его имущество конфисковалось. Если во время мести убивали вместе с виновным и его близких родственников, то остатки этого обычая некоторое время сохранялись и при назначении смертной казни государством. Таким образом, именно в первобытные времена зародились и окрепли жестокие обычаи, по которым возмездие осуществлялось по принципу «воздай равным за равное», искупление и очищение больших и малых преступлений производилось кровью, а устрашение — посредством жесточайших мук.

В первобытных сообществах и в государствах Древнего мира подход к выбору наказания за убийства и другие преступления базировался на принципе талиона (лат. lex talionis), согласно которому наказание должно возместить вред, причиненный преступлением, т.е. уравнять наказание с причиненным ущербом. Принцип талиона просматривается в еврейском праве и закреплен в Ветхом Завете («Око за око»): «. а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб» (Исх. 21: 23—25). Он просматривается также в римских Законах двенадцати таблиц и в средневековых германских законах. В русском праве этот принцип сохранился в Соборном уложении 1649 г., которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «Отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет. самому ему тоже учинить». В Воинском артикуле Петра Первого 1715 г. предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Однако у многих народов уже на ранних этапах развития существовало и понятие «цены крови», означавшее, что за убитого можно было расплатиться не собственной жизнью, а деньгами или их эквивалентом.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАЗНЕЙ

Смертная казнь во все времена выполняла и выполняет функцию превенции, т.е. общего предупреждения совершения преступлений. При этом основную сдерживающую роль играет страх преступника перед наказанием, которое с большой вероятностью может последовать за преступлением. Зная это, древние правители стремились сделать казнь наиболее мучительной и устрашающей. На различных этапах человеческой истории применялись как простые виды смертной казни (повешение, отсечение головы, расстрел), так и квалифицированные, т.е. более жестокие, назначаемые за особо опасные преступления. Известный русский юрист и правовед Александр Федорович Кистяковский в своем «Исследовании о смертной казни» приводит такие способы умерщвления, распространенные в прошлом, как повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение, сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни, с возвышенности в море, в пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, затаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка, закапывание в землю живым, отрезание грудей и другие[1].

Известны и некоторые другие жестокие виды казней. Так, в Древнем Китае одной из разновидностей казни было обескровливание комарами, слепнями и другими насекомыми привязанного к столбу раздетого человека. Известна китайская притча, когда монах, увидев казнимого таким образом преступника, из жалости стал отгонять от него сосущих кровь насекомых. Почувствовав это, несчастный открыл глаза, поднял голову и плюнул в лицо монаху. На вопрос монаха, почему вместо благодарности он плюет ему в лицо, человек ответил, что теперь вместо уже насытившихся насекомых прилетят новые, голодные и злые, и это только увеличит его муки.

Римский император Тиберий практиковал следующий вид казни: напоив несчастных допьяна вином, им, охмелевшим и беспомощным, перевязывали члены, и они изнемогали и погибали от задержки мочи. Другой император, Калигула, приказывал перепиливать живых людей пилой. (Случаи такой казни были во время восстания крестьян в Тамбовской области в 20-е гг. прошлого столетия.) Император Макрин в качестве казни замуровывал в стену живых людей (2: 128).

Российские правители — Иван Грозный и Петр Первый — сажали своих противников на кол. Одним из видов казней, сохранившихся с древних времен до XX века, была казнь по жребию — децимация (от лат. decimatio, от decimus — «десятый»). Децимация применялась как высшая мера наказания в римской армии за потерю знамени, бунт и даже за дезертирство. Самый ранний документированный случай ее применения относится к 471 г. до н.э. При децимации наказываемое подразделение разделялось на десятки независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей, иногда путем забивания камнями или дубинками. Оставшиеся в живых солдаты также наказывались: в их рационе пшеница заменялась ячменем, им запрещалось спать внутри лагеря и т.д. (3: «Красе», X). Децимация как возможное наказание прописана и в Воинском уставе Петра I — «Артикул воинский», назначающий наказания за воинские преступления. В России децимация применялась также во время Гражданской войны наркомом Львом Троцким (Бронштейн Лейба Давидович). Так, 29 августа 1918 г. 2-й Петроградский полк под Казанью был разгромлен Каппелем, оставил позиции и бежал. По указанию Троцкого были расстреляны комиссар полка Пантелеев, командир Гнеушев и каждый десятый красноармеец. Трупы расстрелянных побросали в Волгу и для верности проутюжили винтами катеров. На следующий день утром жители Свияжска выловили несколько обезображенных тел. Это были петроградские рабочие — полиграфисты, не обученные даже азам военного дела. Несчастных похоронили монахи на монастырском кладбище Успенского монастыря (4: Гл. 4). Во время обороны Петрограда в октябре 1919 г. в отступающих красноармейских частях также расстреливали каждого десятого красноармейца. Децимации подвергались и другие части Красной Армии (например, на Хабаровском фронте 26 декабря 1921 г. и 5 января 1922 г.). В Финляндии во время Гражданской войны в начале 1918 г. был случай применения децимации к пленным красногвардейцам белофиннами, которые расстреляли всех командиров и каждого пятого рядового бойца. Этот случай известен как «лотерея Хуруслахти» по названию реки, на льду которой была осуществлена казнь (5: 316).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *