что такое самопрезентация для детей

Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

что такое самопрезентация для детей. aed31a2abea3253b48594917d723a7a5. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-aed31a2abea3253b48594917d723a7a5. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка aed31a2abea3253b48594917d723a7a5. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне» Светлана Карпушкина
Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

(рассказ о Карпушкиной Светлане Станиславовне)

Самопрезентация «Все мы из детства» или Расскажи мне обо мне. «

Карпушкина Светлана Станиславовна, педагог-организатор МБОУ СОШ № 2 города Кузнецка.

Расскажу немного о себе.

Слайд 2-3. Когда я была маленькой девочкой…

что такое самопрезентация для детей. detsad 429233 1564212468. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 429233 1564212468. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 429233 1564212468. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Я мечтала быть директором детского сада, как моя бабушка – Посадская Прасковья Михайловна.

Слайд 4-5-6-7. Когда я немного подросла…И пошла учиться …

что такое самопрезентация для детей. detsad 429233 1564212505. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 429233 1564212505. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 429233 1564212505. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Я решила быть учительницей начальных классов, как моя мама. Моя МАМА – Тулупова Нина Алексеевна.

Слайд 8-9-10. Но время шло. Все менялось. Менялись мои мечты и предпочтения. То я хочу стать знаменитым режиссером-постановщиком! Снимать мультики или кино про любовь и школу…Моя МАМА – методист Дома пионеров. А я учусь у нее организовывать праздники.

что такое самопрезентация для детей. detsad 429233 1564212664. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 429233 1564212664. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 429233 1564212664. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Слайд 11. То хотела работать декоратором в театре.

То решила, что буду модельером!

Создам самую лучшую коллекцию одежды для учеников и моей мамы-учительницы!

Слайд 12. Но, к сожалению, не все детские мечты сбываются!

И моя мечта учиться в Москве осталась мечтой.

Москва далеко, а в родном городе можно получить немало хороших специальностей!

Слайд 13. Время летит быстро! Вот и закончена учеба в Кузнецком техникуме электронных приборов.

что такое самопрезентация для детей. detsad 429233 1564212544. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 429233 1564212544. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 429233 1564212544. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

И вот я – дипломированный специалист!

что такое самопрезентация для детей. detsad 429233 1564212562. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 429233 1564212562. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 429233 1564212562. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Слайд 15. Но со временем я поняла, что работа на заводе – это «НЕ МОЁ»!

Ответом на мои метания и искания стал РАЗВАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Нет завода – нет проблемы! Зато есть ВЫБОР!

Слайд 16. И выбрала я работу в детском саду.

Здравствуй, здравствуй, ДЕТСКИЙ САД!

Ждешь меня ты и ребят!

Слайд 17. В детском саду хорошо! А в школе – лучше!

Вот и сбылись мои детские мечты!

Ведь педагог-организатор, это – и «маленький директор» в своей «Школьной гостиной», это и учитель для маленьких и взрослых, это и декоратор-оформитель, и модельер-конструктор.

Слайд 18. Наша ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ – УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ, Я! (фото)

Слайд 21,22. Фото (Я + ТЫ = МЫ МЫ ВМЕСТЕ)

Слайд 23. Я очень люблю свою работу! И работаю под девизом: «Все дела творчески! А иначе, зачем?»

СМОТРИТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ!

Прикреплённые файлы:

что такое самопрезентация для детей. detsad 393895 1550999043. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 393895 1550999043. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 393895 1550999043. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»«Расскажи сказку». Дидактическая игра для детей 2–6 лет Многофункциональная д/и: » Расскажи сказку» предназначена для детей от 2 до 6 лет. Цель игры: формировать умение пересказывать знакомую.

что такое самопрезентация для детей. detsad 1533009 1554058563. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 1533009 1554058563. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 1533009 1554058563. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»Игра по развитию речи «Посмотри и расскажи» Развитие связной речи на материале авторских сказок «Колобок» «Маша и Медведь». Занятия по картинкам с изображением последовательно разворачивающихся.

Логопедический проект «Расскажи стихи руками» Логопедический проект «Расскажи стихи руками» Участники: дети старшей группы «ЗВЕЗДОЧКИ», родители, воспитатели, учитель-логопед Вид проекта:.

«Расскажи мне сказку». Проект Проект «Расскажи мне сказку» (группа «Светлячок») ПРОБЛЕМА. В настоящее время, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными.

что такое самопрезентация для детей. detsad 1956391 1559549011. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-detsad 1956391 1559549011. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка detsad 1956391 1559549011. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»Самопрезентация Меня зовут Наталья Игоревна Дзендзелюк. Проживаю в городе Калининграде. В 2017 году я окончила Балтийский Федеральный Университет им. Иммануила.

Самопрезентация воспитателя ДОУ Уважаемые коллеги и гости! Разрешите представиться- Луттиева Екатерина Николаевна г. Петрозаводск Республика Карелия, муниципальное бюджетное.

Самопрезентация «Частичка моей любимой работы с детьми» 1. слайд. Плужникова Ирена Антановна Воспитатель первой квалификационной категории Стаж работы: 32 года Сведения об образовании Лебедянское.

Ученический проект-самопрезентация «Я — лучшая!» 4 класс Ученический проект-самопрезентация «Я – лучшая!» ученицы 4 класса МАОУ СОШ № 279 Федоровой Маргариты. Всех приветствую, друзья! Рита Фёдорова.

Источник

Развитие навыков самопрезентации у младших школьников

В начале работы я провела тестирование детей, которое показало насколько дети умеют общаться. По результатам теста вышло, что дети умеют прекрасно слушать своего собеседника, а в разговоре с ним вступают очень редко, особенно если это взрослый человек, то в разговор они не вступают вообще. После этого я пересмотрела и перестроила уроки чтения.

Чтобы стать хорошим собеседником и заставить себя слушать, необходимо уметь ярко и образно говорить. Это может только тот, кто овладел такими техническими умениями, над которыми мы начали работать на уроках.

1 умение. Научились правильно дышать, чтобы обеспечить опору своему голосу. Каждый урок чтения начинали с речевой гимнастики, выучили ряд упражнений, выполнение которых обеспечивает правильную осанку, настраивает наше тело на активную речевую работу:

вариант “А” – встать спиной к стене, прислоняясь к ней затылком, лопатками и пятками.
вариант “Б” – сесть ровно, плечи развернуть, голову держать прямо перед собой и чуть вниз, подбородок не должен подниматься кверху.

Упражнением научили регулировать речевое дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно добирать воздух во время паузы, дышать легко, естественно.

Глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи.

После разученных упражнений на уроках в игровой, шутливой форме повторяли упражнения на считалках, на коротких стишках.

2 умение. Учились дикционно чисто говорить, проговаривая буквы не “склеивая” и не “глотая” окончания слов.

Чтобы этому научиться для этого нужно потренироваться. И на помощь нам пришли скороговорки. Это маленькие тексты обычно содержат максимальное количество “трудных”, “скользких” мест для произношения, но благодаря многократному повторению, вы добьетесь “чистоты выговора”, как писал М. Ломоносов.

Перед каждым произведением у нас была приговорка:

“Говорим четко, внятно, чтобы было всем понятно”.

Начали мы со скороговорок, где большее количество гласных, а потом перешли к согласным, парным, сонорным, щипящим.

3 умение. Говорить, выражая голосом свои чувства, правильно интонируя, придавая голосу окраску. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера.

Упражнение: Он пришел. (Чтение ровным голосом)

Он пришел? (Чтение умеренно – повышенным голосом)

Снег пошел! ( Чтение повышенным голосом)

В устной речи мы его выделяем наиболее громким произношением

Упражнение: на пословицах ( выделяем голосом подчеркнутые слова)

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Различают несколько видов пауз –

А) физиологическая или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;

Б) синтаксические паузы – связаны с синтаксической структурой предложения. Синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью:

темп: медленный, замедленный, средний с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный

Упражнение: проговаривать скороговорки сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тараторят.

Затем переходим к небольшим стихам:

Хороша зима!
По ней
Мчится поезд из саней.
За кушан или за пояс
Ты держи меня сильней
Чтоб не выпасть из саней

5. Тон (тембр) – это эмоциональная окраска голоса человека.

Тон играет исключительную роль в устной речи. Он отражает самые разнообразные чувства, переживания, душевные состояния человека, передает все оттенки радости и горя, веселья и печали, ласки и грубости, похвалы и порицания.

Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковый

Упражнение: 1. Произнеси по разному междометие

О!
удивленно
радостно
недовольно
испуганно
маленькое слово
восторженно
нежно
вопросительно
Да!
задумчиво
скорбно
дерзко
иронически

Упражненик 2. Прочитай любую скороговорку разным тоном.

От топота копыт пыль по полу летит.

а) радостно, восторженно(“Как красиво мчатся кони!”)
б) раздраженно, недовольно (Фу, как напылили.)

Упражнение 3. Чтение маленьких стихотворений

Прочитайте стихотворение так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

— Фу, футбол! ( с отвращением)

Упражнение 4. Анализ текста, нахождение опорных слов, характеризующих персонаж.

Тайна (таинственным, интригующим голосом).

Я тебе
Открою тайну,
Никому
Не говори!
Если рано
Ты проснешься,
Если встанешь
До зари
Если тихо
Выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей и т.д.

Вся работа над жестами и мимикой была построена в три этапа :

I этап – “Без слов” – Задача этого этапа – познакомить детей с различными видами жестов и мимики, употребляемых в ситуациях, когда можно “сказать” без слов.

II этап – “Жест, мимика и слово”

III этап – “Слово, жест, мимика”.

Рассматривали рисунки – схемы с изображением различных видов мимики.

Познакомились с различными видами жестов ( движение рук, головы) и я составила каталог жестов:

После знакомства с видами жестов и мимики я предлагала различные ситуации, а дети с помощью жестов и мимики изображали соответствующие действия и состояние участников этих ситуаций.

Дома – вы пришли домой радостные и молча сообщаете маме(папе) что получили “5”. (Поднимаем руку с радостными пальцами и весело улыбаемся)

2. На втором этапе дети осознают вспомогательную роль жестов и этому способствует выполнение таких задач.

1) Чтение друг другу считалок, используя ритмические жесты.

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.

2) Разучивание небольших веселых стишков, где они использовали различные жесты и мимику.

Няня на ночь Нину мыла
Нина мыла не любила
Но не ныла Нина,
Нина – молодчина

3. На третьем этапе я сформировала у детей понятие о жестах и мимике как средствах выразительности устной речи.

1) Читали небольшие рассказы, басни, отрывки из сказок, разыгрывали эти отрывки, используя необходимые жесты и мимику.
2) Читали по ролям.
3) Инсценировали сказки, где ребята сами изготавливали костюмы героев и действия этих героев оживляли.

И если я сейчас задаю на дом задание : “Прочти выразительно” или расскажи выразительно, у детей нет вопроса: А как это? Они читают и рассказывают ярко, образно заразительно, привлекая внимание слушателей, используя памятку и все свои умения и интонационные элементы.

как подготовится к выразительному чтению.

Сейчас свою работу в начальной школе я строю в 4 этапа:

Речевая гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе дикцию, учит видеть красоту слова, стоить простые предложения и несложные тексты.

Интонационная гимнастика – которая развивает у ребят на всех уроках в начальной школе интонационные средства выразительной речи в слове, предложении, тексте.

Язык общения при помощи мимики и жестов.

Детский театр- создание в классе театрализованного кружка.

Источник

Притянуть успех: как самопрезентация помогает в жизни

что такое самопрезентация для детей. 756215171121368. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-756215171121368. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 756215171121368. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Термин «самопрезентация» в современном русском языке означает представление человеком самого себя с целью создания нужного впечатления у окружающих. Эксперты разделяет самопрезентацию на профессиональную и личностную. Первую используют в рабочей или учебной среде, вторую — при построении любовных и дружеских отношений. Эффективно презентовать себя можно с помощью короткого устного или письменного рассказа, а также «выкладывая» контент в социальные сети и профессиональные сообщества.

Самопрезентация на собеседовании

Грамотно представлять себя при поиске новой работы — целое искусство. Красивая самопрезентация открывает многие двери. Чтобы выгодно себя подать, нужно продемонстрировать сильные стороны и нивелировать слабые. Тогда человек получит желаемую должность.

При первом контакте впечатление формируется за 3-5 секунд, отмечает российский психолог и психоаналитик Людмила Полянова. Поэтому одинаково неправильно и крадучись входить в комнату для переговоров, и врываться, громко распахивая дверь. У работодателя должно сложиться ощущение, что перед ним адекватный, вежливый, но уверенный в себе человек.

После приветствия обычно начинается рассказ о себе. Здесь Людмила Полянова рекомендует придерживаться правила «краткость — сестра таланта». Идеальная самопрезентация занимает не больше одной-полутора минут. Если человек говорит дольше, это вызывает отторжение. Эксперт напоминает о правиле Elevator pitch: пока лифт поднимается до этажа (это обычно не более 30-40 секунд) надо настолько заинтересовать собеседника, чтобы он захотел продолжить общение. На собеседовании эффективен этот же принцип.

что такое самопрезентация для детей. 756153096665209. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-756153096665209. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 756153096665209. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Важно также очень качественно себя оценить, уверен коуч и бизнес-тренер Николай Григорьев. Не лишним будет спросить у друзей, родственников, коллег о своих сильных и слабых сторонах. После этого коуч рекомендует заранее написать текст самопрезентации. На плюсах сделать акцент, а минусы — компенсировать. Например, не «ленивый», а «умеющий соблюдать баланс между трудом и отдыхом».

В начале послание может получиться слишком длинным и нескладным. Это нормально. После первых набросков текст нужно сокращать: Николай Григорьев рекомендует добиться того, чтобы в нем было не более 120-150 слов. Тогда его можно озвучивать на собеседовании.

В самопрезентации стоит делать упор на умения и навыки, важные для должности, на которую человек претендует. Например, глубокие познания в кулинарии для главного бухгалтера не нужны, а вот знание специальных программ приветствуется.

что такое самопрезентация для детей. 755871281939029. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-755871281939029. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 755871281939029. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Главное в разговоре — объяснить, какую пользу вы можете принести компании. Например, увеличить продажи или поток клиентов. Желательно привести пример успешного решения похожих задач на предыдущем месте работы. Важно не «перегнуть палку»: слишком расхваливать себя точно не стоит.

«Вести себя достойно и в меру скромно, не «бомбардировать» своими знаниями и качествами. Избегать фраз: «вы должны мне платить столько-то», «вы обязаны мне предоставить ДМС». Если специалист хороший и умеет себя подать, то и так очевидно, что за три копейки он себя не продаст», — отмечает Полянова.

Екатерина Завьялова, эксперт по построению международной карьеры, резюмирует основные правила подготовки к беседе, способной заинтересовать собеседников:

Но презентовать себя специалисту нужно не только на собеседовании, но и в Сети. Даже если человек — отличный профессионал, если он никак не проявляет себя в коммуникативных пространствах, никто об этом никогда не узнает. Николай Григорьев рекомендует работать над «личным брендом». Для этого подойдут социальные сети, профессиональные сообщества.

что такое самопрезентация для детей. 756061471198027. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-756061471198027. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 756061471198027. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

«Интересный пост на форуме маркетологов может прочитать директор крупной компании и даже вступить в дискуссию. Его имя будет «на слуху», при поиске работы это пригодится», — отметил Николай Григорьев.

Любая карьера не «усыпана розами», продолжает специалист. В биографии любого человека есть спорные моменты — увольнения не по собственному желанию, частая смена работы, крупные штрафы. Скрывать и замалчивать это смысла нет. Григорьев советует идти по другому пути — признать свою ошибку и рассказать, какой вывод вы сделали из ситуации.

«Адекватный работодатель сумеет понять сотрудника и даст ему шанс проявить себя в компании», — резюмирует специалист.

Основные ошибки на собеседовании

Самопрезентация в личном общении

Встретить вторую половинку и завести друзей проще людям с хорошим навыком представления себя. И, наоборот, если человек не умеет общаться, он вряд ли будет восприниматься окружающими адекватно.

Вспомните ваше первое свидание. Скорее всего, оно было наполнено неловкостью, а в некоторые моменты вам обоим было некомфортно. Вы шли на встречу с боязнью, и ваша тревога передалась другому человеку. Умение произвести впечатление — важный и мощный инструмент. Его использование может привести как к расположению, так и отторжению других людей.

Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.

Всех привлекают легкие в общении собеседники, с которыми не надо подбирать слова. В самом начале важно расположить к себе собеседника. Зачастую некоторые уже при первой первой встрече начинают хвастаться — высокими доходами, недвижимостью, положением в обществе, «набивают себе цену». Такая «самопрезентация» скорее отпугнет. По мнению психолога, лучше говорить о себе меньше и больше задавать вопросов собеседнику. Людям нравятся люди, которые интересуются их жизнью. В отличие от профессиональной самопрезентации, в личной скромность будет более уместной.

что такое самопрезентация для детей. 755845242216746. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-755845242216746. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 755845242216746. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Хвастовство и излишняя самоуверенность не красят ни мужчину, ни женщину. Когда в каждом слове чувствуется вызов и конкуренция, вряд ли с вами захотят продолжить диалог, уверен эксперт. Не стоит говорить фразы: «я столько в жизни прошел, вам и не снилось», «я всегда оказываюсь прав».

«Дружеские или любовные отношения с конкуренцией не могут быть эффективными. В близких люди ищут поддержку и опору, но никак не конфронтацию», — сообщает Денисов-Мельников.

Одна из основных ошибок при общении — презентация себя как изначально незаинтересованного, недоступного человека. Фразы «сначала добейся», «сейчас не до тебя», «я попробую выкроить время, но не обещаю», хороши, только если хочется избавиться от собеседника.

Основные ошибки при знакомстве и общении

Вести себя естественно и искренне — залог успеха при первом знакомстве и последующем общении. Важно не изображать из себя персону, который вы не являетесь. Даже если взаимной симпатии не случится, хорошо, что люди поймут это в начале общения. Потратить друг на друга много времени, а потом понять, что человек «не тот» — сомнительная затея.

Тренер, автор курса в МИТРО, международный эксперт Ольга Мерц предлагает следовать пяти главным советам для развития самопрезентации:

Источник

Кто я такой? Как научить детей рассказывать о себе

что такое самопрезентация для детей. 590. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-590. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка 590. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Если вас попросят рассказать о себе, с чего вы начнёте? С имени? Где вы родились? Что вы любите? В школе и не только детей тоже часто просят рассказать о себе. Они смущаются и путаются, иногда такое не проходит даже с возрастом. Наш блогер, специалист по коммуникациям Мила Кузнецова, — о том, как научить детей не бояться самопрезентаций.

В последнее время мы с дочкой много говорим о самопрезентации. Для современного ребёнка это важно.

Много раз на разных тренингах или в групповой работе я замечала, как даже взрослые, когда их просят представиться и рассказать о себе, теряются и говорят первое, что приходит в голову. Включается спонтанное мышление, и — прав был Эдвард де Боно, сказав, что лучшая идея никогда не приходит первой.

Почему так происходит

Большинство взрослых — и уж тем более детей — не имеют заранее заготовленного ответа на вопрос «Кто я такой?» Нас учат, что готовиться надо к тому, где ставят оценки. За самопрезентацию оценок не ставят. Поэтому просьба рассказать о себе застаёт человека врасплох.

Конечно, мы знаем о себе все, — здесь нельзя «завалить экзамен». Проблема в том, что мы можем рассказать о себе слишком много: где и когда мы родились, где мы живём, кто наши родители, какие фильмы мы любим, как зовут любимого кота и т. п. Возникает сильный расфокус, и в нужный момент мы озвучим не самое важное, а то, что спонтанно лежит на поверхности.

А что, если готовиться заранее?

Что, если мы заранее вместе с ребёнком подготовим ответ на вопросы «Кто я?», «Что могу о себе рассказать?». Прежде всего это полезно тем, что дает уверенность в себе. Ребёнок не просто осознает себя в формате «Я существую» или «Я — молодец», это подкрепляется конкретными деталями и становится более убедительным. Для окружающих это тоже важно: представляясь, человек перестает быть «тёмной лошадкой». К тому, кто делится информацией о себе, больше доверия.

Кроме того, заранее продуманный ответ на вопрос «Кто я?»:

Как это сделать

Шаг 1. Из всего, что можно рассказать о ребёнке, нужно вместе с ним выбрать два-три тезиса (не больше!), с которыми ему будет комфортно ассоциировать себя. Длинный рассказ здесь не нужен.

Шаг 2. Продумать конкретные формулировки и записать. Предложения должны быть короткими и без заумных слов. Обычно на представление уходит пара секунд, поэтому важно быть понятым правильно.

Шаг 3. Потренироваться говорить текст. И время от времени повторять.

Мы проделали это вместе с дочкой, получилось так:

Если в самом начале дочка смущалась и путалась, то после нескольких репетиций пришли спокойствие и уверенность. Так человек учится говорит о себе, осознавая себя как личность и вступая в подростковую жизнь.

Не забываем называть имя

Перед началом текста представления важно не забыть называть свое имя. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Некоторые дети называют себя очень тихо, слишком торопливо или скомканно. Называя свое имя, человек привлекает к себе общее внимание, а это не каждому комфортно. Но все приходит с тренировкой.

Конечно, с возрастом тезисы, которыми себя презентует ребёнок, будут меняться по мере изменения интересов. Но навык презентовать себя останется и будет полезен и в школе, и в студенчестве, и, конечно, во взрослой самостоятельной жизни.

А вы готовы к ответу на вопрос «Кто я такой?»

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Самопрезентация детей младшего школьного возраста

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель начальных классов

Фоменко Татьяна Павловна

1.1. Понятие «самопрезентация» в зарубежных и отечественных исследованиях

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации младших школьников

2.2. Исследование и интерпретация «Самопрезентации детей младшего школьного возраста».

Актуальность. В последнее время количество работ, посвящённых феномену самопрезентации, значительно увеличилось. Одной из самых значимых человеческих потребностей является потребность в общении, принятии и призвании, именно эта потребность предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе.

Вопросы формирования благоприятного впечатления и самопрезентации значимы для человека в любом возрасте. Ребёнок, младший школьник не меньше взрослого хочет понравиться окружающим людям, в первую очередь, учителю.

Не смотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные и возрастные различия, и если особенности самопрезентации подростков и взрослых изучены достаточно хорошо, то особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста практически не изучаются, что определило тему нашего исследования.

Цель исследования: изучить особенности самопрезентации младших школьников.

Объект исследования: самопрезентация.

Предмет исследования: особенности самопрезентации младших школьников.

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что:

1) наиболее значимыми для самопрезентации людьми у младших школьников выступают родители и учитель;

2) существуют гендерные различия в самопрезентации младших школьников.

Структура курсовой работы представляет собой научное исследование, состоящее из: введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложения и списка использованной литерытуры.

1. Раскрыть понятие самопрезентации в научных исследованиях.

2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.

3. Сформировать комплекс методов исследования « Самопрезентация детей младшего школьного возраста».

4. Выявить и проанализировать особенности самопрезентапции детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдения, анкетирование, тестирование, статистическая обработка результатов исследованипя.

База исследования: В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 класса средней школы № 4 г. Апрелевки.

Глава 1. Теоретическое исследование самопрезентации младших школьников

1.1. Феномен «самопрезентация» в зарубежных и отечественных исследованиях

Термин «самопрезентация» прочно вошёл в научную лексику. Сейчас самопрезентация является важной темой не только в социальной психологии, но и в консультативной и клинической.

Первые фундаментальные исследования самопрезентации были начаты на Западе, в конце 50-х, начале 60-х годов. И одним из первых исследователей самопрезентации был Эрвин Гоффман, труд которого стал уже классическим.

В его концепции проявляются элементы ролевой теории, и, согласно Э. Гоффману, жизнь подобна театру, а каждый человек – «актер», действующий согласно определенной роли.

Одним из центральных вопросов, рассматриваемых в зарубежных теориях самопрезентации, является вопрос о детерминации самопрезентации. Можно выделить три группы детерминант самопрезентации: мотивационные, личностные и ситуационные детерминанты самопрезентации [10].

Традицию анализа мотивационных детерминант самопрезентации положили Э. Джонс и Т. Питтман, высказавшие предположение, что в основе самопрезентации лежит мотив власти, и создавшие классификацию стратегий самопрезентации. В основе этой классификации лежит типология пяти видов власти (власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника и власть сострадания). Соответственно, каждая из пяти стратегий самопрезентации направлена на получение одного из пяти видов власти:

1. Заискивание (ingraditation). Эта стратегия направлена на достижение власти обаяния путем создания образа привлекательного человека.

2. Самопродвижепие (self-promotion) – это демонстрация субъектом своей компетентности и достижение таким образом власти эксперта.

3. Запугивание (intimidation). Цель этой стратегии – казаться опасным и использовать власть страха,

4. Примерность (exemplification) – демонстрация духовного превосходства, стремление казаться достойным подражания и достижение власти наставника.

5. Мольба (supplication) – демонстрация слабости, которая дает возможность использовать власть сострадания [13].

Типология стратегий самопрезентации Джонса и Питтмана стала очень популярной среди исследователей самопрезентации, изучению этих стратегий посвящено много работ. Такая популярность этой типологии закономерна, и не только благодаря систематичности изложения авторами своих идей, но и потому, что объяснение самопрезентации через мотив власти кажется наиболее достоверным.

Действительно, связь между самопрезентацией и властью очевидна. Практически любая ситуация социального взаимодействия подразумевает, что партнер по взаимодействию, которым может быть, как отдельный индивид, так и социальная группа, обладает определенным «ресурсом влияния» на субъекта и имеет возможность регулировать поощрения н наказания. В ситуации, когда поощрения и наказания целиком зависят от конкретной социальной группы или «аудитории» в более широком смысле, единственным способом «добиться своего» является открытая, публичная демонстрация тех качеств, которые соответствуют ожиданиям и идеалам этой аудитории. Управление впечатлением в этом случае имеет с властью двустороннюю связь: с одной стороны, позволяет индивиду противостоять власти других людей, демонстрируя согласие с ними, а с другой стороны, дает ему возможность контролировать действия других и влиять на них, манипулируя их восприятием своего «Я» [18].

Э. Джонс и Т. Питгман в своей концепции связывают самопрезентацию прежде всего с властью в ее инструментальном понимании как с целенаправленным использованием субъектом мотивов другого человека [19]. Такое понимание породило стереотип, связанный с манипулятивной природой самопрезентации, хотя, наряду с инструментальной мотивацией, самопрезентация затрагивает и другие мотивационные процессы.

Связь самопрезентации с «мотивами Я» отмечают и другие авторы. Так, Д. Майерс в своем известном учебнике «Социальная психология» определяет самопрезентацию как «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» [13, С. 96]. По мнению Майерса, в основе самопрезентации лежит стремление «позаботиться о своем Я», именно поэтому субъект стремится понравиться аудитории и произвести благоприятное впечатление, чтобы таким образом поддержать завышенную самооценку.

Созвучные с идеями Майерса предположения высказывали также Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски, которые отмечали, что индивид намеренно или ненамеренно стремится представить желаемый образ себя как в глазах окружающих, так и в собственных глазах. Т.е. одним из мотивов самопрезентации является поддержание позитивного образа Я и самоусиление [14].

Самопрезентация часто связывается исследователями с мотивом получения одобрения. Схожее мотивационное объяснение самопрезентации дает Р. Харре. Согласно Харре, главным мотивом деятельности человека является завоевание уважения. Основным средством для этого служит самовыражение (экспрессия), с помощью которого субъект производит определенное впечатление (импрессию) на других людей. Продуктом функционирования экспрессивной системы является репутация субъекта. Поэтому каждый человек, совершая какой-либо поступок, направленный на решение практических проблем, большое значение придает вербальным объяснениям своих действий. Целью вербальных объяснений является показать, что эти поступки «совершены разумным и, следовательно, достойным уважения субъектом» [Цит. по 20, С. 215].

Распространенным подходом к анализу детерминации самопрезентации является попытка рассмотреть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации достижения и мотивации избегания неудачи и выделили в соответствии с этими мотивами приобретающую самопрезентацию и защитную самопрезентацию.

Приобретающая (утвердительная) самопрезентапия выражает мотив достижения. Для неё характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами).

Защитная самопрезентация проявляется в осторожном поведении и направлена на избегание негативных оценок и неодобрения, поскольку в ее основе лежит мотивация избегания неудач [20].

Все рассмотренные выше концепции самопрезентации предпринимают попытку объяснить существование феномена самопрезентации и ответить на вопрос: «Почему субъект стремится контролировать впечатление о себе?» и отвечают на него через анализ мотивов субъекта самопрезентации.

Помимо анализа мотивации самопрезентации для американской социально-психологической традиции характерно также привлечение к объяснению феномена самопрезентации дополнительных теоретических конструктов, объясняющих индивидуальные различия в склонности людей управлять впечатлениями о себе в различных ситуациях взаимодействия. Наиболее распространенными являются понятия «публичное самосознание» и «самомониторинг». Теории, связанные с анализом этих понятий, можно назвать личностными теориями детерминации самопрезентации.

Р. Викланд первым высказал идею о том, что в различных ситуациях внимание субъекта к своему публичному Я неодинаково, и ввел термин «объективное самосознание».

Состояние объективного самосознания – это состояние, которое возникает у субъекта в процессе осознания чужих оценок. Такое состояние характеризуется сфокусированностью внимания на оценках со стороны окружающих людей и, как следствие, на самом себе и собственном поведении [Цит. по 14]

Р. Викланд подчеркивал, что основной регулятор внимания субъекта к своему публичному Я – это нормы и ценности, отмечая, что основная функция такого осознаваиия – это соотнесение себя с миром, и заостряя таким образом внимание не на личностных, а на социальных детерминантах самопрезентации [14].

Однако концепция объективного самосознания получила иное развитие в теории публичного самосознания А. Фенигстейна, М, Шеиера и А. Басса, Эти авторы определили публичное самосознание как тенденцию субъекта направлять свое внимание на себя как социальный объект и противопоставили свою точку зрения взглядам Викланда, рассматривая самосознание не как состояние, а как личностную черту. При этом публичное самосознание – это диспозиция личности, связанная с особенностями процессов распределения внимания субъектом,

А. Фенигстейн описывает взаимосвязь между распределением внимания и актуализацией процесса самопрезентации следующим образом. В процессе социального взаимодействия внимание субъекта может быть направлено либо на себя, либо на внешние стимулы. Если внимание субъекта направлено на себя, то он начинает осознавать себя в качестве объекта оценки со стороны окружающих его людей, что приводит к увеличению внимания к собственным действиям и контролю за ними, т.е. к самопрезентации. При этом такая фокусировка внимания на себе может иметь два вида причин:

1) ситуационные (например, в ситуации присутствия другого человека субъект с большей вероятностью будет осознавать себя как социальный объект, чем в ситуации, когда он находится наедине с собой);

В отечественной психологии проблема самопрезентации изучается в рамках общепсихологической и социально-психологической традиций.

В рамках общей психологии самопрезентация рассматривается как один из вариантов демонстративного поведения. При этом демонстративное поведение определяется как выразительное поведение с осознаваемой или неосознанной целью привлечь особое внимание окружающих к тем или иным особенностям личности [12].

А. Кравченко подробно анализирует вопрос о детерминации самопрезентации, выделяя три основные «мотивационные доминанты» демонстративного поведения:

1. Мотивация достижения. Эта мотивационная доминанта связана с инструментальным демонстративным поведением, т.е. с таким аспектом самопрезентации, как достижение конкретных целей и результатов во взаимодействии путем увеличения социального контроля;

2. Защитная мотивация. Защитное демонстративное поведение связано с тем, что субъект стремиться обеспечить себе безопасность в социальном взаимодействии и снизить тревогу в связи с возможными неудачами;

3. Эго-мотивация. Как отмечает автор, можно найти несколько подтверждений тому факту, что у человека существует самостоятельная демонстративная потребность, не связанная с другими потребностями [12].

Отдельное направление исследований связано с изучением проблемы самораскрытия и разграничением феноменов самопредъявления и самораскрытия. Понятие «самораскрытие» имеет более широкое значение, чем оперативно-технический термин «самопрезентация». Так, КВ. Амяга выделяет два критерия, по которым эти феномены могут быть сопоставлены:

1. специфика содержания;

2. специфика назначения передаваемой информации.

Так, по первому критерию более широким понятием является понятие самопрезентации, поскольку самопрезентация, в отличие от самораскрытия, не ограничено только личной информацией, которую передает субъект партнеру о взаимодействию. По второму же критерию более широким оказывается понятие самораскрытия, т.к. цели самораскрытия гораздо более многообразны, чем цели самопрезентации, т.е. самопрезентация рассматривается автором как процесс, направленный на реализацию инструментальных целей во взаимодействии [1].

В рамках социальной психологии самопрезентация рассматривается в контексте проблемы общения и его эффективности.

Ю.М. Жуков рассматривает самопрезентацию в рамках анализа делового общения как одну из составляющих коммуникативного процесса. Для регуляции коммуникации существуют три группы правил общения: правила коммуникативного этикета, правила согласования коммуникативного взаимодействия и правила самоподачи. Самоподача выполняет две основные функции:

1) создание у реципиента определенного впечатления;

2) регуляция собственного поведения коммуникатора.

Таким образом, самоподача необходима для того, чтобы коммуникация была эффективной [10].

В исследованиях Е В. Михайловой самопрезентация рассматривается как процесс исполнения социальной роли. При этом обсуждается проблема обучения самопрезентации в публичном выступлении. Так, автор выделяет два основных способа организации коммуникатором своего поведения. Первый способ основан на предварительном выборе образа самопрезентации и его воплощении с помощью обыденных представлений о социальных ролях и своего житейского опыта. Второй способ связан с поиском и привнесением в свое поведение отдельных элементов успешной самопрезентации. Проведенные эксперименты позволили сделать вывод о том, что более эффективной является самопрезентация, основанная на использовании житейских представлений испытуемых об исполнении социальных ролей. Наименее эффективной является самопрезентация, основанная на обучении отдельных признакам. Средняя эффективность характерна для самопрезентации, основанной на использовании обоих способов [14].

Г.В. Бороздина рассматривает самопрезентацию как вмешательство коммуникатора в процесс формирования своего образа у партнера по взаимодействию. Самоподача, по ее мнению, это управление вниманием, которое заключается в том, что коммуникатор способен привлекать внимание реципиента к определенным аспектам своего Я, влияя тем самым на тот образ, который создается у партнера. Г.В. Бороздина выделяет соответственно 4 механизма социального восприятия, лежащих в основе управления вниманием: самоподача превосходства, самоподача привлекательности, самоподача отношения и самоподача актуального состояния и причин поведения [4].

Таким образом, отечественные социально-психологические концепции самопрезентации имеют две основные особенности:

1) рассмотрение самопрезентации в контексте реального общения и взаимодействия людей;

2) рассмотрение самопрезентации как средства, необходимого для регуляции этого общения

Подводя итог анализу классических теорий самопрезентации, необходимо отметить, что эти теории затрагивают несколько проблемных аспектов, требующих своего решения

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [3].

Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.

В младшем школьном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны [15].

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Ребёнок включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Основной деятельностью младшего школьника, его важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.

В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса следует разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают такие компоненты, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизацию [ 9 ].

Развитие мыслительной деятельности младшего школьника во многом зависит от осознания им собственных мыслительных процессов. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Ни одна психическая функция младшего школьника не может осуществляться без памяти. Память – это запоминание, хранение и воспроизведение наших запоминаний, дел и переживаний. Память является процессом отражения. Можно выделить две формы памяти: произвольную и непроизвольную. Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Опыт показывает, что первокласснику зачастую трудно запомнить домашнее задание или конкретную просьбу учителя, хотя при этом он запоминает довольно сложный слоган рекламы, выражения на иностранном языке, футбольные и хоккейные термины. Дети легче запоминают непонятное, если оно ярко и фантастично представлено. Непроизвольная память так же важна для ребенка, как и произвольная. Она достаточно продуктивна, ибо с возрастом расширяется ее объем, и ребенок может «черпать» из кладовых памяти уже усвоенные образы и содержание для более глубокого усвоения новых знаний. Произвольная же память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем ее развития выступают приемы запоминания [ 17 ].

Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание, могут быть различны, но всех объединяет яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. Сильные эмоциональные переживания оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность, и младший школьник не может сосредоточиться на неясном и непонятном.

Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеет дело с произвольным вниманием. В процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Рассматривая произвольное внимание, нужно рассмотреть его свойства. К ним относят сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается. «перескакивает» с одного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает. Распределение внимания – это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито [6].

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Восприятие – это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. Дети, у которых описательный тип, ориентированы на фактический материал. То есть они могут пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будут. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения может не запомнить его сути [15].

Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное. особенное. а яркое. то есть то, что выделяется на фоне других предметов. Младшие школьники не могут пока анализировать воспринимаемые свойства и качества предметов. В процессе обучения дети часто путают похожие буквы и цифры, зеркально их изображают, так как их восприятие слабо дифференцировано.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение [8].

Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища [17].

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

Говоря об отношении к коллективу, как о свойстве характера, следует сказать, что младший школьник еще слабо ориентирован на коллектив. Скорее всего, для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребенка через систему поручений и участие ребенка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества [3].

Ребенок младшего школьного возраста чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Младшие школьники в силу возрастных особенностей – подражательности, развития эмоциональной сферы – достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Ребенок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить и переубедить [7 ].

Младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабоуравновешен. Но он просто еще не научился в полной мере этому. С развитием волевой сферы придет умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является развитость эмоциональной сферы. Развитость эмоциональной сферы – это способность ребенка сопереживать, волноваться, испытывать такие чувства, как гнев, радость, боль, страх и т.д.

В младшем школьном возрасте наряду с уже имеющимися потребностями в общении детей в процессе игры появляется потребность, которую ребенок удовлетворяет в ходе учебной деятельности. Эти новые яркие ощущения вызывают целую гамму чувств, связанную, прежде всего, с тем, какую нишу занимает ребенок в глазах учителя и сверстников.

Как правило, ребенок не может долго сердиться и быть грустным. Срабатывает внутренний механизм защиты от стрессов и отрицательных воздействий окружающего мира [3].

Интеллектуальные чувства обуславливаются познавательной деятельностью ребенка. Они связаны с решением жизненных задач. Именно в младшем школьном возрасте, когда ребенок находится на гребне изменения своей жизни, поскольку игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, заменяется на более трудную и ответственную – учебную, ребенок постоянно решает усложняющиеся жизненные задачи. Деятельность ребенка вызывает сложную гамму чувств. Это удивление перед обширными новыми знаниями, чувства сомнения в правильности решения той или иной задачи, радость по поводу открытия новых, неизведанных знаний. В основе переживаний ребенка, которые он испытывает, познавая новый для него неизведанный мир, лежит чувство любви к знаниям.

Нравственные чувства – это чувства человека, которые определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом. Это – любовь, доброжелательность, товарищество, справедливость, дружба и т.д. Именно в них отражается отношение ребенка к моральным требованиям общества. Вначале нравственные чувства малоосознанные. Подрастая, младший школьник учится ориентироваться в нравственных ценностях. Постепенно появляется осознанность нравственных чувств, выбор друзей переходит в качественно новый уровень. Ребенок нуждается в поддержке взрослого, который покажет, поможет, поймет.

В основе эстетических чувств лежит удовлетворение эстетических потребностей ребенка [5].

Формирование самосознания в процессе онтогенеза проходит определенные стадии, которые чаще всего связывают с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень возможностей познания себя, способностей к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения.

Одним из ведущих исследователей самосознания человека — B.C.Мухиной — разработаны и описаны структура самосознания и ее развитие в онтогенезе [21]. Под структурой понимается «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях». При этом выделяются следующие основные структурные компоненты самосознания: осознание имени, притязание на признание, временное осознание, половая идентификация, осознание прав и обязанностей.

Обращаясь непосредственно к изменению структуры самосознания в онтогенезе, В.С. Мухина выделяла следующие особенности.

• В основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны. Имя собственное становится тем ядром, которое в совокупности с Я выражает сознаваемую человеком собственную сущность. Индивид в процессе онтогенеза «вживается» в свое имя, оно становится для него частью его сущности. Оно изменяет свою форму в зависимости от контекста ситуации и может быть уменьшительно-ласкательным или именем-отчеством и т. п. Идентифицируясь с формой имени, человек выбирает соответствующее ситуации и поведение. На протяжении жизни человека меняется суть осознания собственного физического облика, особенно ярким примером может служить изменение телесного самовосприятия в младшем подростковом возрасте, когда оно становится фрагментарным. Таким образом, в первое, изначальное звено структуры самосознания входит единство имени собственного, Я и определенного физического облика.

• Притязание на признание также претерпевает изменения в процессе онтогенеза. Так, маленькому ребенку присуще стремление «быть хорошим», которое выражается в старании сделать то, что понравится маме и папе. У подростка выходит на первый план притязание на признание его внутреннего мира окружающими. Притязание на признание взрослого человека чаще всего связанно с его социальным успехом.

Чувство половой принадлежности также влияет на формирование личности. Эта структурная единица самосознания заполняется через подражание ребенка взрослому одного с ним пола. В результате у ребенка формируется чувство тождественности с определенным полом. С этим чувством связано многое и в поведении взрослого человека, и в его мировоззрении и очень часто проявляется в стереотипном восприятии, например, социальных ролей.

• Психологическое время личности определяет историю развития вышеперечисленных изначальных основ самосознания. Образы памяти и воображения помогают соотносить свое Я во всех временных интервалах. Наличие осознаваемой перспективы в будущем стимулирует личность к развитию. Этот факт становится особенно значимым в пожилом возрасте. Восприятие времени человеком меняется на протяжении его жизни. Так, для пожилого человека значительно удлиняется субъективное восприятие прошлого при сокращении настоящего, последние 15 — 20 лет жизни сжимаются до восприятия их как настоящего.

• Бытие в социальном пространстве включает в себя осознание прав и обязанностей личности. Маленький ребенок быстро узнает о том, что и как он должен делать, чтобы «быть хорошим», но до определенного времени не осознает значения своего права на права. В подростковом возрасте картина меняется: теперь ребенок намного лучше знает и признает именно свои права, но в специфическом контексте данного возраста. Взрослый человек принимает на себя множество обязанностей, а его права прописаны в законе. Отношение к правам в пожилом возрасте становится более щепетильным, поскольку считается, что наличие жизненного опыта «повышает право на права», иногда даже появляется претензия на «право на обязанности», возможно из-за страха «оказаться не у дел».

«Присвоение структуры самосознания складывается через механизм идентификации», т.е. в процессе онтогенетического развития происходит идентификация с именем, полом, «образом Я» во временной перспективе, ценностями (а значит, правами и обязанностями) социума и образцами, развивающими притязание на признание. Одновременно «присвоенные звенья структуры самосознания наполняются индивидуально окрашенным содержанием и закрепляются в личности благодаря ее способности к обособлению

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самопрезентации младших школьников

2.1. Организация и проведение исследования

Предметом нашего исследования являются особенности самопрезентации младших школьников

В исследовании приняли участие 20 младших школьников в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 класса средней школы № 4 г. Апрелевки. Среди них 8 мальчиков и 12 девочек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе детям предлагались методики исследования. Исследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально. Как правило, встреча с ребёнком проходила после уроков в кабинете психолога, чтобы ничто не могло отвлечь ребёнка от работы. Первоначальной идеей было проводить беседу с ребёнком во время большой перемены, однако, как правило, одноклассники интересовались процедурой исследования и мешали процедуре проведения исследования, поэтому было принято решение о проведении исследования в послеурочное время.

Второй этап исследования предполагал обработку полученных данных.

1. Для изучения представлений респондентов о типичных ситуациях самопрезентации применялась разработанная нами анкета «Типичные ситуации самопрезентации» (Приложение 1).

2. Шкала самооценки мотивации одобрения Д. Крауна, Д. Марлоу (Приложение 2)

Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам. Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности. Шкала Кроуна-Марлоу состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения).

Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю.Л.Ханин, 1974, 1976).

Шкала применяется при исследовании

– мотивации одобрения (социальной желательности);

– для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;

– при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

Одним из проявлений социальности человека является субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих его людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности человека.

Испытуемым предлагается сравнить каждое утверждение с особенностями своего поведения и отметить их соответствие/несоответствие.

Данная методика применялась нами для выявления самооценки мотивации одобрения испытуемых.

Результаты исследования отражены в следующем параграфе.

2.2. Анализ результатов исследования

Результаты исследования представлены в таблицах и графиках.

Первоначально для исследования была использована анкета «Типичные ситуации самопрезентации».

Наиболее часто упоминаемая ситуация, которая, по мнению детей, требует управления впечатлением, это ситуация хорошо ответить на уроке. Эту ситуацию упомянули все дети, отвечавшие на вопросы анкеты «Типичные ситуации самопрезептации». При этом 40% из них выбрали эту ситуацию, как наиболее знакомую для них. Это вполне совпадает с возрастными особенностями младших школьников, для которых учитель – наиболее значимый взрослый.

Так же всеми детьми упоминается ситуация «знакомство с людьми». При этом дети упоминают сразу несколько ситуаций знакомства, например, «знакомство с играющими на детской площадке детьми» и «знакомство с соседями», «знакомство с друзьями родителей». В качестве объекта самопрезентации могут выступать родители одноклассников, понравившийся ребёнок противоположного пола, соседи, друзья родителей (диаграмма 1).

Следующую категорию ситуаций, упоминаемых детьми, можно условно назвать «Общение», Общие описания этой ситуации, такие как «общение с людьми», «общение», использовали 15% детей. Как и в случае с ситуациями знакомству один и тот же ребёнок мог описывать сразу несколько ситуаций общения, различавшихся объектом самопрезентации. Среди них были: общение с учителем, общение с друзьями, общение с родителями, общение с родственниками, общение с одноклассниками (диаграмма 2).

Диаграмма 1. Соотношение упоминаний различных партнёров по коммуникации в ситуации знакомство

что такое самопрезентация для детей. hello html m39fb3283. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-hello html m39fb3283. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка hello html m39fb3283. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Как видим, наиболее значимым для детей младшего школьного возраста является самопрезентация себя при знакомстве с учителем, наименее значимым – при знакомство с друзьями родителей

Диаграмма 2. Соотношение упоминаний различных партнёров по коммуникации в ситуации общения

что такое самопрезентация для детей. hello html m7f8c9ff. что такое самопрезентация для детей фото. что такое самопрезентация для детей-hello html m7f8c9ff. картинка что такое самопрезентация для детей. картинка hello html m7f8c9ff. Светлана Карпушкина Самопрезентация «Все мы из детства, или Расскажи мне обо мне»

Итак, наиболее значимо произвести благоприятное впечатление для детей при общении с родителями, что понятно – ребёнок должен быть уверен в том, что родители его любят.

Наименее важным оказалось общение с одноклассниками. Однако, стоит заметить, что показатели по всем упоминаемым детьми ситуациям достаточно высоки, т.е. дети имеют достаточно широкий выбор людей, которым они хотят нравится.

Все ситуации самопрезентации, описанные детьми, можно условно разделить на две категории: ситуации знакомства, в которых объектом самопрезентации является незнакомый человек, и ситуации «общения», где в качестве объекта самопрезентации выступает уже знакомый ребёнку субъект.

Рассмотрим результаты методики Д. Марлоу и Д. Крауна, результаты которой отражены в таблице 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *