что такое рытвины на поверхности почвы
Образование оврагов
Овраги – это форма рельефа, которая имеет вид ложбин с достаточно большой глубиной, образовываются, чаще всего, при вымывании водой. Овраги считаются проблемой, так как они появляются в неожиданных местах на холмистой и равниной местности, ухудшают состояние почвы, меняют характер подстилающей поверхности, а также нарушают экосистемы. Если длина некоторых оврагов может быть несколько метров, то других – растягивается на километры. По возрасту образования овраги бывают зрелыми и молодыми. Чтобы не допустить их развитие, как только их обнаружат, необходимо укреплять грунт: насаждать деревья, вводить избыточную влагу. В ином случае есть вероятность потерять целые гектары плодородной земли.
Причины образования оврагов
Специалисты выделяют большое количество причин возникновения оврагов. Это не только природные, но и антропогенные причины. Основные из них:
Растительный покров – это основная защита от образования оврагов в земле. Если люди ведут какую-либо хозяйственную деятельность, в результате которой могут появиться пустоты под землей и овраги, необходимо ликвидировать эти причины: зарыть ямы, выровнять грунт, насадить новые культуры, отвести сток воды в другое место.
Стадии образования оврагов
На первой стадии появляется рытвина, дно которой располагается параллельно поверхности земли. Если причина не устраняется сразу, то наступает вторая стадия. Во время нее углубление в земле стремительно увеличивается в размерах, промоина становится глубже, шире и длиннее. У обрыва становятся крутые и опасные склоны.
После этого наступает третья стадия. В это время овраг развивается в направлении водораздела. Склоны рытвины сильнее увлажняются, осыпаются и разрушаются. Обычно овраг развивается до тех пор, пока не достигнет грунтового слоя. На четвертой стадии, когда овраг достиг громадных размеров, его рост прекращается. В результате такая форма рельефа портит любую местность. Здесь практически нет растительности, а животные могут попасть в природную ловушку, и далеко не все представители фауны смогут успешно из нее выбраться без травм.
Конспект урока окружающего мира «Поверхность нашего края»
Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Поверхность нашего края»
с использованием презентации
(по учебнику Плешакова А.А. «Окружающий мир»)
· Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Учить работать с картой.
· Познакомить учащихся с понятиями: овраг, балка, карьер, терриконы, свалка. Рассказать о причинах появления и мерах борьбы с ними.
· Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитывать бережное отношение к природе.
1. Учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».
2. Презентация «Поверхность нашего края».
1. Организационный момент
Сообщаются тема и цели урока.
2. Проверка знаний и умений
— Ребята, рассмотрите внимательно физическую карту России. Какой рельеф вы видите на физической карте России? (На территории России есть низменности, равнины, плоскогорья и горы.)
— Каким цветом они обозначены на карте? (Равнины– зеленым, возвышенности – желтым, плоскогорья – светло-коричневым)
— Где расположена территория нашего края? (Территория нашего края расположена на Восточно-Европейской равнине)
— Какие здесь встречаются формы рельефа? (На Восточно-Европейской равнине встречаются равнины и холмы)
— Расскажите о строении холмов. (У холмов есть подошва, склон, вершина.)
— Гора тоже имеет подошву, склон и вершину. Чем она отличается от холма? (Гора и холм различаются высотой.)
Если говорить точнее, высота равнин-низменностей от 0-200 м, возвышенностей – 200-500 м, плоскогорий – 500-800 м.
— Какие горы есть на территории России? Покажите их на карте.
— Как используется территория нашего края? (Строятся города, сёла, деревни; прокладываются дороги; обрабатываются земли.)
3. Работа над новой темой
Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах, терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.)
Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами попробуем выяснить, откуда они появляются на нашей планете?
А) Мы с вами живем на Восточно-Европейской равнине. Чем она характеризуется? ( Это холмистая равнина.)
— Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается. При этом, он губит большие участки плодородной почвы.)
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
Еще одной из причин появления оврага является неправильная распашка земель. Сравните иллюстрации. Как неправильная распашка может привести к появлению оврага? (Проводить распашку земель на холмистой равнине можно только поперек склона, чтобы дождевая и талая вода не вымывала почву по бороздам.)
— Поперек небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуют надежный живой заслон для потоков воды.
Б) Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным.
— Как можно его использовать? (Засыпать карьер и на этом месте утроить поле или посадить лес; можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу )
В) Посмотритена необычные горы, которые появились на нашей планете по вине человека. Такие горы называют терриконы. Образовались они из отходов (пустых пород) при добыче полезных ископаемых.
— Чем опасны терриконы? (Они занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.)
— Как люди борются с ними? (Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.)
Г) Свалка – места земли занятые строительным мусором (битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др.) Подобные свалки уродуют поверхность нашей земли.
Со свалками также нужно бороться: проводить сортировку мусора и перерабатывать его на специальных заводах; разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
4. Закрепление изученного
· Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора)
· У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)
· Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы)
· Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
· Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)
Когда вы вырастите ребята, постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание.
С. 7-13 прочитать параграф, подготовить пересказ; с. 11 – ответы на вопросы «Проверь себя».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как выровнять участок на даче, если рельеф имеет множество ям, рытвин или холмов
Рельеф дачного участка может быть довольно сложным, непригодным для строительства. Землю выделяют по карте района, не слишком заботясь о её состоянии. Многим владельцам приходится задумываться, как выровнять участок на даче. Надо изучать технологии и выбирать наиболее подходящие для себя варианты. Существуют разные способы решения проблемы, которые можно применить в заданных условиях. Читайте до конца, и вы сможете определить наиболее удобный и эффективный способ планировки участка.
Для чего нужно выравнивание
Благоустройство участка, посадки растений или постройка вспомогательных сооружений требуют выравнивания поверхности. Любые неровности несут немало проблем:
Помимо этих факторов есть ещё один, самый простой – на ровной площадке проще и удобнее производить любые работы – хозяйственные, огородные, строительные. Даже обычная установка садовой скамейки требует выравнивания площадки. Если в планы входит строительство более серьёзных сооружений – бани или сарая, выравнивание станет одним из первых этапов выполнения работ.
Сразу после постройки дома приступают к планировке остальной площади участка. Это делается потому, что строить на обработанной поверхности гораздо труднее – после первого же дождя площадка покрывается слоем грязи, затрудняющей работы. Если рельеф позволяет, проще сначала завершить строительство, после чего выровнять участок.
Механический или ручной способ
Выбор методики зависит от величины и состояния поверхности участка. Обычно, для небольших площадей (4-6 соток) выбирают ручное выравнивание, а для более крупных наделов (6-12 соток и более) используют технику.
Для ручной обработки поверхности используют простые инструменты, имеющиеся у любого пользователя:
Для удаления небольших неровностей используют простое приспособление типа бороны. Собирают конструкцию, напоминающую приставную лестницу (можно использовать готовое устройство). На неё крепят колышки в несколько рядов, кладут на землю и передвигают по поверхности. За несколько проходов неровности исчезают, и остаётся только утрамбовать почву. Для этого используют различные приспособления (катки).
Другой способ – на колышки, вбитые в землю, натягивают шнур так, чтобы он располагался строго горизонтально (проверяют строительным уровнем). Используя его как ориентир, заполняют грунтом ямы и рытвины, разглаживают поверхность граблями. Мелкие всхолмлённые участки снимают с помощью лопаты, излишки грунта сбрасывают в ямы. Обработанная поверхность рыхлая, поэтому её надо уплотнить с помощью катка.
Механическое выравнивание земельного участка требует использования различных машин – тракторов, культиваторов и прочих средств. Работа выполняется гораздо быстрее, но аренда техники обходится довольно дорого. Используются разные методики обработки поверхности. Выбор, как правило, обусловлен состоянием участка, размерами неровностей и другими факторами. Кроме того, учитывается цель выравнивания – благоустройство участка, или подготовка поверхности под высаживание растений.
Вручную обычно устраняют лишь мелкие изъяны поверхности – рытвины, ямы, небольшие складки. Это довольно трудоёмкое занятие, требующее времени и физических усилий. Для обработки больших площадей с крупными перепадами высот применяются различные технические устройства. Рассмотрим их внимательнее:
Использование трактора
Использование трактора – самый эффективный и быстрый способ выровнять участок на даче. Можно обработать большие площади, устранить серьёзные неровности рельефа.
Существует большое количество навесного оборудования, которое устанавливается на трактор и позволяет решать определённые задачи. Могут быть использованы:
Эти приспособления способны справиться с неровностями разной высоты и плотности. На выполнение работы уходит гораздо меньше времени, чем при ручном выравнивании.
Однако, использование трактора возможно не всегда. Для него нужно обеспечить возможность подъезда к участку, требуется место для маневрирования. Кроме того, использование подобных машин на слишком крутых склонах не допускается. Максимальное значение уклона для колёсных тракторов составляет 8-9°, а для гусеничных – 12°. Если участок имеет сложную конфигурацию и расположен на крутом склоне, работа трактора становится невозможной.
Применение культиватора
Культиватор – это компактная машина для обработки земли. Она предназначена для вспашки, боронения, работы с различными видами навесного оборудования. Конструкция культиватора состоит из двигателя, колёсной пары и рукоятки для управления.
Небольшой размер устройства позволяет использовать его на небольших площадках. Несмотря на компактность, мощность культиватора вполне позволяет обрабатывать грунт любой плотности.
Так как выровнять землю на участке малой величины с помощью крупной техники невозможно, использование культиватора часто становится единственным эффективным способом устранения ям и рытвин. Как правило, работа происходит в 2 этапа:
Установить на культиватор большие навесные приспособления – отвал или борону – не получится. Это несколько снижает возможности методики, уменьшает скорость обработки участка. Однако, есть и преимущества. Например, возможность выровнять небольшой участок, или узкую полосу земли.
Образование оврагов
Овраги распространены широко в лесостепной и степной зонах и появляются в процессе водной эрозии. Водная эрозия это процесс размыва почв а также рыхлых подстилающих их пород потоками воды, которые стекают со склонов во время проливных дождей или таяния снега. Элементы неровного рельефа земного ландшафта образуют гидрографическую сеть которая состоит из различных путей стока талых и дождевых вод тесно взаимосвязанных между собой.
Рисунок-1. Интенсивный рост оврага в зоне развития оползневых участков ( оползней)
Для водных потоков, текущих в оврагах, базисом эрозии является уровень реки, озера или другого оврага в которых они впадают. Для рек конечным базисом эрозии являются уровни больших водоемов в которые они несут свои воды. Колебания уровней в этих водоемах соответственно изменяют положение базиса эрозии.
Когда вершина оврага и все его отвершки достигают высших точек местности, с которой овраг собирает свои воды, то общее количество воды, поступающее в овраг, больше не увеличивается, и поэтому рост оврага прекращается. После прекращения роста оврага его продольный профиль принимает форму плавной кривой, называемой профилем равновесия. Склоны его выполаживаются и зарастают растительностью. Овраг превращается в балку.
В процессе роста оврага его вершина может подойти к озеру, роднику, или тающему леднику. Во всех этих случаях овраг окажется несущим воду не только в период выпадения дождя или таяния снега, но и постоянно, то есть овраг превратится в ручей или речку( рисунок-2).
Стадии образования оврагов
Первая стадия образования оврага начинается когда на крутом склоне образуется рытвина или промоина имеющая треугольное поперечное сечение.Дно такой промоины расположено практически параллельно поверхности земли. Вторую стадию овраг проходит когда происходит расширение и углубление промоины или рытвины и уменьшается продольный уклон дна.
В это время как правило создается у вершины обрыв высотой до десяти метров. Со временем такая рытвина расширяется значительно и приобретает трапецеидальную форму в поперечном отношении. Под конец второй стадии образования оврага в нижней части вырабатывается плавный продольный профиль транзитного русла. В пределах русла, размыв почвы уравновешивается в какой то мере приносом грунта. Там где вода уже теряет в скорости в самой нижней части оврага, у устья откладывается конус выноса.
Рисунок-2. Овраг превращенный в ручей
На третьей стадии образования овраг развивается преимущественно в сторону водораздела.В результате подмывания берегов оврага происходит их увлажнение и осыпание а за счет этих явлений происходит и расширение его поперечного сечения. Каждый год длина оврага может увеличиваться на десять или пятнадцать метров. К оврагу вода протекает по боковым тальвегам с второстепенных площадях водосбора или бассейнов. В этот период начинают развиваться ответвляющиеся овраги-отвершки.
Продолжает развивается овраг до тех пор, пока не достигнет прочных грунтовых слоев, которые не подаются размыву. Или до тех пор пока не уменьшиться водосборный бассейн который питает его вершину и размыв прекратится. Глубинная эрозия на четвертой стадии и подмыв берегов оврага постепенно прекращается и овраг перестает развиваться и расти.
Склоны оврага приобретают устойчивое очертание и зарастают растительностью. Овраг постепенно превращается в балку. Склоны оврага наибольшую крутизну имеют у самой вершины. Ближе к устью оврага в самой низкой его части, склоны приобретают более пологие очертания и покрываются почвенным слоем.
Основные причины образования оврагов
Образованию оврагов и быстрому их росту способствует также и неправильное использование земель. Имеется в виду распашка склонов балок и направление вниз по склону борозд при пахоте, пастьба на склонах скота, которая ведет к уничтожению травяного покрова. Очень часто причиной возникновения оврагов может стать неправильно запланированные и не укрепленные канавы при дорожной полосы.
***** РЕКОМЕНДУЕМ выполнить перепост статьи в соцсетях!
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Поверхность нашего края»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
Тема: Поверхность нашего края.
(учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир»)
Тип урока: Урок изучения нового материала .
Образовательная: Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
Развивающие: Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Методы обучения: словесные, наглядные
Формы учебной деятельности: фронтальная, работа в парах
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, физическая карта России, карточки с заданиями.
— Доброе утро, ребята. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
— Почему в целом свете нет страны, сердцу милей? ( Россия – это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить )
2. Актуализация знаний ( слайд с картой)
-Ребята, что это за карта? (физическая карта нашей страны)
-Что мы можем на ней увидеть? (формы земной поверхности)
Учитель: Ребята, рассмотрите физическую карту России. Какие основные формы рельефа вы видите? (На территории России есть: горы и равнины ).
Учитель: приведите примеры гор на территории России. (Уральские, Кавказские).
-Какие горы бывают по высоте? ( высокие и низкие )
Учитель: приведите примеры равнин. (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская).
Учитель: Какие бывают равнины? ( холмистые -встречаются возвышенности в виде холмов и плоские -поверхность абсолютно ровная).
Слайд карты Сахалина
3. Выявление места и причины затруднения
— Ребята, мы с вами убедились в том, что на территории России и Сахалина есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности, или холмы, и плоскогорья.)
— Давайте подумаем, как эти формы земной поверхности использует в хозяйственной деятельности человек? ( где чаще всего человек строит населённые пункты, на каких поверхностях сажает культурные растения;)
Слайд с фотографиями.
— Что вы почувствовали, рассматривая эти фотографии? Почему?
-Эти фотографии показывают нам результат хозяйственной деятельности человека или разрушительные силы природы?
— Как называются эти объекты? (ответят не все) А вы уверены в том, что это именно то, о чём вы говорите.
-В чём наше затруднение? (мы не знаем, как правильно называются эти объекты)
— Значит, чему мы должны сегодня научиться? (1.как называются эти объекты, 2.узнать причины их появления, 3.способы борьбы )
4. Построение выхода из затруднения.
-А откуда мы можем узнать всё это? (с различных источников информации, в т.ч., учебник)
— Сегодня на уроке основную информацию мы будем получать из учебника.
5.Изучение нового материала.
-Что такое овраг? ( можно прочитать)
-На каких формах поверхности они встречаются?
-Как происходит образование оврагов?
-Чем овраг отличается от балки?
-А теперь покажите, на какой фотографии, по вашему мнению, находится овраг, а на какой – балка?
— Ребята, овраг и балка – это последствия разрушительной деятельности самой природы.
-Помимо того, что в самой природе происходят такие явления, но, зачастую. Ещё и человек, в результате своей деятельности, наносит природе вред.
СЛАЙД (карьер, свалки)
— Ребята, вы знаете, что это такое?
(Карьер – это огромная рана на поверхности земли. Когда-то в карьере добывали песок, глину, известняк, уголь и др. полезные ископаемые. После окончания разработок карьер остался заброшенным и образовалась огромная яма)
— Ребята, а это что такое?
(Свалка – места земли, занятые строительным мусором: битым кирпичом, осколками стекол, плитами и многим др. Свалки возникают возле строек. Строители сваливают туда остатки строительных материалов.)
-Ребята, а теперь я предлагаю вам подумать, какие меры борьбы с ранами на земной поверхности вы можете предложить?
Работа в парах (БЫСТРО. )
— В каком доступном вам источнике можно проверить правильность ваших предположений? (В учебнике.)
— Воспользуйтесь этим источником для проверки.
(Ответы детей.) с.140-142
— А как вы считаете, есть ли проблемы, о которых мы сегодня говорили, в нашем крае, в нашей области. (свалки и карьеры. Результатом добычи песка и угля являются карьеры, которых по всему острову очень много. В частности, в Поронайском районе).
6. Первичное закрепление
Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. (Гора)
У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм)
Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка)
Я нахожусь на краю поля, а образовался я от неправильного распахивания земли. (Овраг)
— Какие важные вопросы мы с вами сегодня обсуждали?
— Удалось ли вам получить ответы на них?
— А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. (песня Сахалин)
У вас на парте лежат кружочки. Если вам все было понятно, то поставьте восклицательный знак, если остались вопросы, то вопросительный знак.
— Ребята, я уверена, что когда вы вырастите, вы постарайтесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.
6. Домашнее задание.
— Прочитать параграф на стр. 7-13; ответить на вопросы «Проверь себя».
Прочитать про терриконы (разноуровневое задание)
— Также я предлагаю вам выполнить творческое задание : написать обращение к жителям о том, как они должны использовать поверхность нашего края, чтобы сохранить его для будущих поколений.
3. Работа над новой темой
Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах,
терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и
Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и
животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
— Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой
рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,
кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.
3. Работа над новой темой
Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, заброшенные карьеры, свалки в оврагах,
терриконы). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и
Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и
животных, об охране воды и воздуха. Нажно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)
А чтобы сделали вы, чтобы на Земле не было таких мест? (Ответы детей)
— Как вы думаете, как образуется овраг? (Образование оврага начинается с маленькой
рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и
Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой,
кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку.