что такое рыбный текст
§ 67. Lorem ipsum
В западной традиции рыбой выступает фрагмент латинского текста из философского трактата Цицерона «О пределах добра и зла», написанного в 45 году до нашей эры. Впервые этот текст был применен для набора шрифтовых образцов неизвестным печатником еще в XVI веке.
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.
Сегодня этот текст используют практически все дизайнеры, набирающие рыбу латиницей. Абзац считается каноническим во всех справочниках по типографике и предлагается к использованию в статьях, посвященных изготовлению макета верстки при отсутствии финальных текстов. В руководствах по работе с фирменным стилем крупных международных компаний именно с этих слов начинаются образцы верстки. Существуют даже издания с названием Lorem ipsum.
Футболка «Лорем ипсум» в нашем магазине
Впрочем, этот текст безнадежно далек от оригинала. Он даже уже не родственник 32 абзаца первой книги цицероновского трактата:
Sed ut perspiciatis, unde omnis iste natus error sit voluptatem accusantium doloremque laudantium, totam rem aperiam eaque ipsa, quae ab illo inventore veritatis et quasi architecto beatae vitae dicta sunt, explicabo. nemo enim ipsam voluptatem, quia voluptas sit, aspernatur aut odit aut fugit, sed quia consequuntur magni dolores eos, qui ratione voluptatem sequi nesciunt, neque porro quisquam est, qui dolorem ipsum, quia dolor sit, amet, consectetur, adipisci velit, sed quia non numquam eius modi tempora incidunt, ut labore et dolore magnam aliquam quaerat voluptatem. ut enim ad minima veniam, quis nostrum exercitationem ullam corporis suscipit laboriosam, nisi ut aliquid ex ea commodi consequatur? quis autem vel eum iure reprehenderit, qui in ea voluptate velit esse, quam nihil molestiae consequatur, vel illum, qui dolorem eum fugiat, quo voluptas nulla pariatur?
Интересно узнать, в какой момент слова из середины предложения (dolorem ipsum) стали началом традиционного типографского абзаца (Lorem ipsum).
Желающим использовать в своей верстке именно неправильный вариант следует убедиться, что в нем нет ничего непристойного — за годы модификации этого рыбного текста многие шутники чего только не повписывали туда.
Все-таки, lingua latina non penis canina est.
Почему рыбный текст — это плохо и чем настоящий контент лучше Lorem Ipsum
(Мы продолжаем переводить цикл статей по UX/UI. Полную подборку можно найти в коллекции « Образцы UX»)
Тестирование — это очень важный этап разработки удобных цифровых продуктов. Когда вы тестируете продукт с реальным контентом, гораздо выше шансы получить полезный фидбэк, что в свою очередь позволит вам сделать пользовательский опыт еще лучше.
Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.
Что такое Lorem Ipsum?
Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен. Lorem Ipsum подставляют, чтобы не задерживать рабочий процесс и чтобы согласовать дизайн с заказчиком.
“Lorem Ipsum — это текст-рыба, который используют издатели и дизайнеры, если оригинальный текст недоступен”
Этот текст используется в печатной отрасли с 1500-х годов, а недавно он получил свое распространение и в сфере информационных технологий. Считается, что Lorem Ipsum так популярен благодаря своей непримечательности и равномерному распределению букв: якобы такой текст меньше отвлекает при тестировании.
Reference site about Lorem Ipsum, giving information on its origins, as well as a random Lipsum generator.
Проблемы с Lorem Ipsum
Как можно создать дизайн для того, чего ты не понимаешь? Как самый незначительный текст может повлиять на опыт взаимодействия?
Тестирование с Lorem Ipsum — это как блуждать в океане без карты: невозможно найти путь.
Людям сложно будет прокомментировать то, чего они не знают, и вам сложно проектировать то, чего вы не знаете. Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик.
“Используя Lorem Ipsum, вы просто откладываете решения о контенте в долгий ящик”
Реальный контент лучше
Под реальным контентом я имею в виду тексты, похожие на те, что будут у вас в итоге: примерно из вашей области, примерно нужной длины, написанные похожим тоном.
Если вы тянете с контентом, потому что хотите сделать все идеально — не нужно. Проведите небольшое исследование, вставьте хоть какие-то тексты, протестируйте и соберите быстрый фидбэк. Потом можно сделать еще итерацию, и еще — пока не получится хорошо. Есть масса способов написать реальный контент, несколько из них я перечислю ниже.
Соберите ценный фидбэк
Контент должен иметь отношение к вашему продукту. Прочитав ваши тексты, люди смогут прокомментировать как смысл написанного, так и стиль изложения. Это позволит вам проанализировать: удалось ли донести нужную мысль? вызывает ли выбранный стиль и тон доверие пользователей?
Иногда участники тестирования поднимают такие вопросы, о которых вы еще даже не задумывались. Они могут показать примеры решений, которые могли бы улучшить ваш дизайн. С Lorem Ipsum у вас не будет этого преимущества.
Адаптируйте дизайн под длину текста, а не наоборот
В наше время никто не понимает латынь, поэтому дизайнеры часто обрезают текст lorem ipsum как им удобно, чтобы дизайн выглядел аккуратно и красиво. Реальный контент может быть совершенно другой длины. Можно обозначить какой-то диапазон текста (например, от 400 до 600 слов), но никто не напишет вам статью размером точно в 600 слов.
Когда вы используете реальный контент, не получится подбирать слова под лейаут. Вам придется копать глубже и адаптировать лейаут под контент. Убедитесь, что дизайн учитывает различные размеры текста, и задумайтесь об ограничениях и сценариях использования.
Где взять реальный контент
Привлеките своих клиентов
Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы. У него за плечами годы опыта, и он может привнести в дизайн много полезного. Можно вовлечь клиента в процесс создания контента и обсуждать с ним все вопросы и сомнительные моменты. Кроме того, можно спросить клиента о полезных ресурсах или попросить прокомментировать дизайн. Конкретнее формулируйте свои запросы, чтобы клиент понимал, что вам от него нужно.
Используйте контент партнеров вашего клиента
Скажем, в платформе, которую вы проектируете, будет секция новостей, а контент для этой секции будет загружаться через API из изданий The Time или The Daily Telegraph. Что ж, вы можете использовать в прототипе тексты из этих изданий. Даже если партнеры со временем поменяются, контент в прототипах все равно останется актуальным.
“Клиент обычно разбирается в своей области лучше, чем вы”
Используйте контент конкурентов
Обычно, когда вы проводите анализ конкурентов, у вас собирается приличный список продуктов, похожих на ваш (если, конечно, вы не разрабатываете какое-то уникальное решение). Можно использовать тексты конкурентов — все лучше, чем Lorem Ipsum.
Попросите участников тестирования подсказать ресурсы
В ходе тестирования попросите людей поделиться ресурсами, которыми они часто пользуются в повседневной жизни. Такой подход хорошо работает, когда вы ориентируетесь на определенную нишу и целевую аудиторию. Участники тестирования помогут вам подобрать правильный контент. Обычно людям приятно помочь, и они не пожалеют времени на выполнение вашей просьбы. Главное попросите вежливо и по-доброму.
Подытожим
С Lorem Ipsum в дизайне нет души, нет эмоций. Когда вы используете реальный контент, вам приходится задумываться, какое сообщение вы хотите донести до пользователей? Поэтому давайте забудем про “здесь будет какой-то текст” и начнем работать с реальным контентом.
Эта статья была впервые опубликована на Marvel Why Testing with Real Content Is Better Than Lorem Ipsum. Большое спасибо Грэму Фултону за иллюстрации.
Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать — нажмите 👏 (можно “хлопать” несколько раз!)
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes
Подкидывает идеи как привлечь, удержать и направить внимание пользователя
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.
Текстовая «рыба». Для чего она нужна и где ее «поджарить»
Один из основных этапов разработки сайта – это создание дизайна страниц. И часто веб-дизайнеру еще до публикации сайта нужно продемонстрировать заказчику внешний вид каждого раздела.
Сайт – это не только красивые картинки. На нем еще обязательно должен присутствовать текст. И вот как будет выглядеть этот текст на страницах, тоже нужно показать клиенту.
Заниматься плагиатом и брать тексты с других сайтов не следует. Хорошо, если у заказчика уже есть готовый «набор» уникальных текстов для каждой страницы. Ну а если текстов нет? Как продемонстрировать, как будет выглядеть текст на сайте?
Для решения этого вопроса используется текстовая «рыба», которая не несет смысловой нагрузки и применяется только для имитации содержания страниц ресурса.
Осмысленный текст может отвлекать внимание от дизайна, поэтому «рыбу» использовать куда целесообразней.
Самый распространенный текст «рыбы» — это «Lorem ipsum», искаженный отрывок из трактата Цицерона, написанный на латинском языке еще в 45 году до нашей эры.
Но это не значит, что в роли текста-рыбы можно использовать только этот текст. Применять можно любую тарабарщину, написанную вручную или сгенерированную с помощью специальных сервисов.
Текст-«рыба» применяется только для временного размещения, и как только у вас появится готовый, уникальный контент, нужно сразу заменить им залитый изначально словесный бред.
Созданию «рыбы» нужно уделять максимум внимания. Перечитайте текст-заполнитель, убедитесь, что в нем нет нецензурных выражений, оскорблений и тому подобного.
Сегодня многие иностранные специалисты выступают против использования «рыбы», утверждая, что контент – это самое важное в создании сайта. Но если готовых текстов для ресурса нет, использование такого текста остается единственным выходом из ситуации.
Сервисы для генерации текстовой «рыбы»
«Рыба» — это особое блюдо, и ее, даже текстовую, лучше готовить каждый раз по-разному, иначе быстро приестся.
Freelance.Today решил подсказать вам несколько ресурсов для генерации рыботекста.
Самый популярный – это Lipsum.com. Он позволяет задать нужные параметры текста — количество слов, параграфов, абзацев, страниц. Готовую тарабарщину остается только скопировать из браузера и вставить куда нужно. Сервис работает на многих языках, в том числе на русском и украинском.
Можно приготовить сладкий «рыба» — текст про тортики и пирожные. Для этого используйте ресурс Cupcake Ipsum.
Если вам по нраву творчество Самуэля Джексона, то можете использовать Samuel L. Ipsum. Ресурс генерит текст из самых популярных выражений героев фильмов, которых он сыграл.
Хочется чего-то неимоверно крутого? Сгенерите текст на Hipster Ipsum.
Любителям колбасных изделий придется по вкусу тарабарщина, созданная с помощью Bacon Ipsum.
А если вы любите сыр, добро пожаловать на Cheese Ipsum.
Текст для вегетарианцев можно сгенерить на Veggie Ipsum.
И напоследок, два русских генератора бредотекста:
Что такое текст-«рыба»?
Текст-«рыба» имеет функцию заполнения места или сравнения воздействия рисунков шрифта
Рыбным текстом называется текст, служащий для временного наполнения макета в публикациях или производстве веб-сайтов, пока финальный текст еще не создан. Рыбный текст также известен как текст-заполнитель или же текст-наполнитель. Иногда текст-«рыба» также используется композиторами при написании музыки. Они напевают его перед тем, как сочинены соответствующие слова. Уже в 16-том веке рыбные тексты имели широкое распространение у печатников.
Целенаправленность при одновременной бессмысленности содержания
Рыбные тексты также применяются для демонстрации различных видов шрифта и в разработке макетов. Как правило их содержание бессмысленно. По причине своей функции текста-заполнителя для макетов нечитабельность рыбных текстов имеет особое значение, так как человеческое восприятие имеет особенность, распознавать определенные образцы и повторения. В случае произвольного набора букв и длины слов ничто не отвлекает от оценки воздействия и читаемости различных шрифтов, а также от распределения текста на странице (макет или площадь набора). Поэтому большинство рыбных текстов состоят из более или менее произвольного набора слов и слогов. Таким образом образцы повторения не отвлекают от общей картины, а шрифты имеют лучшую базу сравнения. Преимущественно конечно, если рыбный текст кажется в некоторой степени реалистичным, не искажая тем самым воздействие макета финальной публикации.
Неразборчивость или удобочитаемость? Вот в чем вопрос
Самый известный текст-«рыба», называемый Lorem ipsum, имеет свои корни в 16-том веке. Lorem ipsum был создан на псевдо-латыни, которая приблизительно соответствует настоящей латыни. Этот текст содержит ряд настоящих латинских слов. Как и большинство других текстов, Lorem ipsum не имеет смысла, а лишь имитирует ритм большинства европейских языков использующих латиницу. Латинское происхождение и относительная бессмысленность текста Lorem ipsum хороши тем, что не привлекают к себе внимания и не отвлекают от дизайна.
Недостатком является то обстоятельство, что в латыни некоторые буквы используются чаще или реже других, что создает другое изображение печати. Кроме того в латинском языке заглавная буква используется только в начале предложений. Тем самым Lorem ipsum не отображает написание, к примеру, имен собственных. Вследствии этого использование этого текста в качестве визуального заполнителя макета в испанском языке ограничено. Если вы хотите использовать рыбный текст для сравнения особенностей шрифтов, то имеет смысл выбрать текст содержащий, по возможности все буквы и типичные для языка специальные знаки.
В настоящее время существует множество читаемых рыбных текстов. В большинстве случаев они используются только в целях заполнения места. Часто эти альтернативы классического Lorem ipsum занимательны и рассказывают небольшие, веселые или бессмысленные истории.
Происхождение и значение текста Lorem ipsum
Согласно большинству источников Lorem ipsum представляет собой отрывок одного из трактатов Цицерона и его корни уходят в 45 век до н. э. Взявшись за поиски происхождения одного из самых странных слов в латыни «consectetur» учитель латинского языка нашел соответствия с текстом Цицерона «De finibus bonorum et malorum» («О пределах добра и зла») достаточно известного в средневековье: «Neque porro quisquam est, qui dolorem ipsum, quia dolor sit, amet, consectetur, adipisci velit [. ]» (Перевод: «нет никого, кто возлюбил бы, предпочел и возжаждал бы само страдание только за то, что это страдание. »). Типичный текст Lorem ipsum звучит приблизительно так: «Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisici elit, sed eiusmod tempor incidunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim [. ]».
Сегодня употребляются лишь фрагменты оригинального текста Lorem ipsum. Предполагается, что с течением времени некоторые буквы были удалены и некоторые добавлены в слова изначального текста. Именно поэтому на сегодняшний день существуют несколько вариантов текста, немного отличающихся друг от друга. По причине своего древнего происхождения Lorem ipsum не имеет авторских прав.
В 60-е годы при публикации листов Letraset текст Lorem ipsum получил известность за пределами печатников и дизайнеров (буквы-наклейки на прозрачной пленке были популярны и распространены до 80-х годов). Позже версии этого текста поставлялись с настольными издательскими системами (DTP = Desktop-Publishing), такими как PageMaker и др.
Автоматическое распознавание Lorem ipsum при подготовке к печати
С распространением компьютеров и программ для верстки и дизайна рыбные тексты находили все большую известность. Если раньше в «рыбах» использовалось лишь постояное повторение некоторых строк текста Lorem ipsum, то сегодня текст Цицерона служит основой многих рыбных текстов или их генераторов. Основываясь на оригинальном тексте происходит автоматическая генерация более длинных абзацев Lorem ipsum или же создание абсолютно новых рыбных текстов.
На сегодняшний день последовательность слов текста Lorem ipsum настолько распространена и общепринята, что многие DTP-программы в состоянии создать рыбные тексты с начальной секвенцией «Lorem ipsum». Большое преимущество имеет тот факт, что эта последовательность также распознается при редактировании данных в подготовке к печати. При помощи предупреждающего сигнала можно избежать нечаяного попадания оставшегося рыбного текста в печать.
Некоторые интернет-провайдеры используют с выгодой для себя то обстоятельство, что поисковые системы не распознают рыбные тексты, тем самым не различая осмысленную информацию от бессмысленной: таким образом целенаправленно созданная «рыба» со специальной комбинацией поисковых слов может привести к повышенной посещаемости. Увеличивая тем самым доходы от рекламы, которые зависят от количества результатов поиска того или иного веб-сайта.
О рыбных текстах: неожиданности, которые таит «рыба»
Артемий Лебедев, известный дизайнер, когда-то писал про рыбные тексты. С тех пор в среде дизайнеров укоренилось мнение, что все рыбные тексты всегда должны выглядеть естественно и привлекательно.
Мы тоже стараемся делать такую рыбу, чтобы над ней можно было от души посмеяться вместе с заказчиком. Если же есть подготовленные для сайта тексты, тогда используем их. Или пишем сами несколько абзацев по теме, часто их потом и используют.
Но иногда такая рыба может и сама насолить. В случае повышенной неадекватности отдельных представителей заказчика связный текст, как оказалось, бывает вреден.
Однажды мы делали фирменный стиль и сайт для дочернего предприятия одного известного на всю Россию холдинга. В результате внутрикорпоративных интриг (о, это тема, заслуживающая отдельной заметки), мне пришлось выступать перед людьми, встреча с которыми никак не должна была состояться.
Иностранный исполнительный директор, с которым мы работали по проекту, улетел в командировку на другой континент, оставив нас наедине с management board.
Несмотря на всероссийскую (да, пожалуй, и всемирную) известность холдинга и прогрессивного иностранного CEO, сама контора так и осталась насквозь совковой. Соответствующий подобрался и management board. Принять участие в обсуждении макета явилась даже тетушка-завхоз (гордо именуемая заместителем по AХЧ).
Возможности отказаться от этой встречи не было. На повестке — обсуждение макетов.
Количество и качество участников стало для меня неожиданностью. Да и предыдущие работы по фирменному стилю никаких затруднений не вызвали, а потому на макете были подготовленные совместно с пиар-менеджером и практически согласованные уже тексты.
Обсуждение макета свелось к обсуждению текстов.
— А у нас скоро откроется еще два объекта, надо поменять количество.
— А давайте вот тут еще перефразируем.
— Можно вот тут заголовок поменять?
Попытки вернуть management board в русло конструктивного диалога ни к чему не привели. Каждую минуту мы все равно сваливались в обсуждение текстов. Тщетно пытался я объяснить, что это макет, что обсуждаем мы не тексты, а оформление, что наполнение сайта все еще пишет пиар-служба, что содержимое можно будет редактировать прямо на сайте.
Некоторых читателей, наверное, уже посетило озарение. Мол, надо было ставить совершенно левый текст. Ничего подобного! Читайте дальше.
Был на макете блок с левым текстом. Когда management board, обуреваемый творческим порывом, добрался до него, послышались возгласы:
— А это что такое?
— Что это за бессмыслица?
— Какое отношение это имеет к нашей компании?
— Почему на картинке кораблик?
— Вы что, тексты не подготовили?
Последнюю реплику, кстати, бросил человек, прекрасно понимавший, что готовить тексты должны не мы. У него были свои мотивы.
Мои объяснения по поводу природы и назначения рыбного текста, по-видимому, до конца дней останутся тайной для нескольких представителей management board. Этим попытался воспользоваться один из зачинщиков внутрикорпоративной интриги (о, какие там были группировки), предложив «расторгнуть контракт». К счастью, этого гражданина удалось успокоить.
Все закончилось хорошо, а я извлек из этой истории некоторые уроки:
К счастью, с тех пор нам не приходилось больше сталкиваться с подобной ситуацией. Возможно, благодаря внесенным в договор изменениям и предварительной беседе, которую мы в обязательном порядке проводим с заказчиком.