что такое ртс в автомобиле
Дополнительный обогреватель РТС («Умный фен»)
После приобретения автомобиля обратил внимание, что салон автомобиля прогревается относительно долго. Стал думать, как устранить выявленный недостаток.
Для СВОИХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ увидел несколько решений (плюсы и минусы — моё субъективное мнение):
I. Webasto
Плюсы:
1. Прогреваются салон и двигатель;
2. Устанавливается как правило штатно.
Минусы:
1. Дорого;
2. Достаточно глубокое внедрение в топливную и охлаждающую систему;
3. Полный цикл прогрева около 30 минут;
4. Требуется хорошо заряженный аккумулятор;
5. При прогретом двигателе забываешь, что коробка не прогрета.
II. «Умный фен» — РТС
Плюсы:
1. Штатная установка;
2. Тёплый воздух в салон поступает через 2-5 минут после запуска автомобиля, при этом двигатель и коробка прогреваются равномерно;
3. Цена ниже первого варианта, установка значительно легче.
Минусы:
1. Пока не увидел.
III. Самый простой: ничего не делать, использовать своё транспортное средство как есть
Плюсы:
1. Всё остаётся штатным;
2. Дёшево;
3. Безопасно.
Минусы:
1. … и еще …
Поразмыслив таким образом, я решил остановиться на втором варианте. На форуме Тигуан-клуба нашёл объявление о продаже, написал и приобрёл у автора (ему отдельное спасибо) оригинальный «умный фен» — РТС (артикул 1K0963235E) и прилагаемый установочный комплект (доставка очень быстрая, товар качественный).
Сам ставить поленился, у дилера дорого, поэтому установку и адаптацию доверил рекомендованному мне специалисту, теперь рекомендую другим — зовут Дмитрий, +7 (925) 543-80-60, делает всё быстро, очень аккуратно и за вменяемую цену. Процесс установки наблюдал, он несложный, но есть мелкие ньюансы, на которых обычный обыватель может споткнуться.
Теперь мой VW оборудован дополнительным обогревателем. Провёл первое реальное испытание — при температуре на улице около минус пяти и ночной открытой парковке у дома, через две минуты после запуска автомобиля и повороте ручки управления климатом на максимальную температуру, в салон начинает поступать достаточно тёплый воздух, при достижении температуры двигателя (охлаждающей жидкости) 70 градусов РТС автоматически отключается — всё работает, как заявлено производителем.
В качестве бонуса Дмитрий произвёл скрытое подключение видео регистратора напрямую к блоку предохранителей, теперь видеозапись включается автоматически при включении зажигания.
«Безмозглый» РТС
Что это такое? Это ТЭН, который нагревается (мощность примерно 1 кВт) и при включении вентилятора отопителя из дефлекторов вентиляции начинает дуть тёплый воздух. Код детали (1K0 963 235 F). У «умного» РТС код (1K0 963 235 E), но он и стоит значительно дороже, а именно дороже на 9282 рубля! Даже если купить дешевле «умный» РТС то за его цену можно купить два «безмозглых»!) Тёплый воздух начинает дуть из дефлекторов через одну минуту. Через 5 минут в салоне тепло. Расход топлива увеличивается на 0.1 л/ч., это происходит тогда, когда включен РТС, но это какие то ничтожные 0.1 л/ч на холостых оборотах, а каков эффект) Эффект скажем так — достигнут.
Если бы мне не предложили РТС обогреватель за хорошую цену то возможно с его установкой я не стал заморачиваться. Жаль конечно, что РТС не ставят с завода на авто с двигателем TSI, а ставят лишь на авто с двигателем TDI.
Работает это всё дело через реле. «+» берём с монтажного блока через предохранитель 100А, «-» берём с кузова. У «безмозглого» 3 плюса и 1 минус.
Перейдём к плюсам «безмозглого» РТС отопителя перед «умным» РТС отопителем:
1) цена, на порядок ниже и это главный аргумент. 2) Не нужно подключаться к CAN шине. 3) Не нужно активировать через VAG COM.
Минусы: немного колхоза, а именно установка кнопки включения отопителя, ведь работу он начинает принудительно, но колхоз ли это, с какой стороны посмотреть) ведь и автомобиль мы снимаем с сигнализации, нажав кнопку на брелке сигнализации! Короче, я позаботился согревать зимой в авто себя и будущего владельца – он то это оценит)))
Что такое РТС? Как работает РТС на Камри? Ответ внутри.
Впереди зима!
А это значит что опять будут вопросы как греет, тепло или холодно и т.д.
Поэтому пока не началась эта истерия, пишу пост заранее, тем более что на востоке и севере нашей страны, зима уже вот-вот войдет в свои права.
Речь пойдет, разумеется, о Камри в 55 кузове.
Что есть в арсенале у японца для холодов с завода? Ну на самом деле не так и много, но и не так уж и мало. Разумеется есть печка, достаточно мощная с хорошим по производительностью вентилятором, который нагревает салон равномерно как спереди так и сзади. Сзади установлены дефлекторы обдува в ноги и в центральном боксе-подлокотнике. Так же у всех машин есть подогрев сидений спереди и обогрев лобового стекла в зоне «дворников». В более дорогих версиях появляется возможность регулировать температуру сзади (3-я зона), подогрев заднего дивана, а так же лобовое стекло уже начинает подогреваться полностью. Подогрева руля в 55 кузове не было, а жаль.
Но и это не все. Тойота не была бы Тойотой если бы не придумала простые, надежные и эффективные решения для решения задач.
Одной из таких систем, является система РТС (Positive temperature coefficient — элементы с положительным температурным коэффициентом). Эта штуковина установлена во многих Тойотах, в том числе и в Камри 55. Правда о ее наличии и о том что она у них работает (или не работает), большинство владельцев попросту не знают. Поэтому давайте поймем как она работает, какие есть условия ее включения, ну и ее реальную полезность или бесполезность.
0. Система представляет собой керамический радиатор, который нагревается при подаче на него напряжения. Установлен он в корпусе печки и обдувается вентилятором, тем самым теплый воздух поступает в салон сразу (по сути как фен).
1. Система работает сама.
РТС сама решает когда ей включаться и на какой мощности, регулировать эти параметры мы не можем.
Итак, система включается когда:
1.1 столбик термометра опускается к отметки +10 С
1.2 температура антифриза ниже +70 С
1.3 Климат стоит в режиме AUTO, или в режиме «в лицо»
1.4 Заряд АКБ нормальный (точные цифры не скажу)
1.5 Обороты ДВС не ниже 1200 об/мин
2. Система сама решает на какую мощность выходить.
У РТС есть 3 режима нагрева, максимальный 600w, когда задействованы 3 ТЭНа, промежуточный 2 ТЭНа и минимальный 1 ТЭН. В зависимости от температуры на улице и состояния АКБ, а так же ВНИМАНИЕ! включенных потребителей (электроподогревы, фары и пр.). Влиять на то какое кол-во ТЕНов работает мы не можем (только косвенно. Максимальное кол-во ТЭНов будет работать наверняка, только при полностью отключенных потребителях). Чем больше прогревается мотор, тем меньше ТЭНов задействовано, т.к. начинает работать радиатор печки отопителя.
3. Понять, что РТС работает, не сложно. У вас будут повышенные прогревочные обороты вплоть до +70 С антифриза. Через минуту после запуска авто и выставленном в режиме auto климате, поднесите руку к воздуховодам лобового стекла, вы почувствуете, что оттуда начинает идти теплый воздух, хотя на климате будет показываться, что вентилятор печки не работает.
Также можно почувствовать этот эффект, когда вы вручную на климате переведете положение заслонок в положение «в лицо», вы прям почувствуете сразу что пойдет теплый воздух.
4. Некоторые вопросы от владельцев Тойот:
4.1 Почему, когда автомобиль уже прогрелся до 50, 55, 60 и т.д. С не падают обороты?
— Все очень просто. Система распознала что на улице прохладно и помогает вам сделать тепло в салоне, тем самым активировав РТС, а он в свою очередь поднял обороты ХХ до 1200 об/мин
4.2 У меня ничего не работает!
— Скорее всего вы не выполнили какое-то из условий которые перечислены в пункте 1
4.3 Это штука нифига не греет!
— Отчасти это правда. Даже на максимально возможной мощности ТЭНы выдают всего 600w, а это на самом деле не так и много. Как правило печка автомобиля при рабочей температуре, может выдавать более 5-6 кВт, что в 10 раз больше. Но основная задача РТС, пустить в промороженный салон хотя бы какое-то тепло, чтобы пассажиры быстрее могли согреться, а стекла оттаять.
4.4 Как понять есть у меня РТС?
— Это сделать достаточно просто. Открываете капот, находите блок предохранителей, открываете его и смотрите на крышке где по схеме должны стоять предохранители РТС (они так и написаны РТС и имеют наминал кажется 50А). Если они там есть, поздравляю он у вас есть, если предохранителей нет, значит вам не повезло.
Надеюсь, я достаточно просто и понятно объяснил вам как работает сей чудесный девайс. Если у вас остались вопросы, спрашивайте, может смогу чем помочь. Все удачи на дорогах!
Нагреть за 60 секунд! Установка электрического нагревателя РТС
Еще перед зимой установил дополнительный электрический нагреватель PTC. Возможно для Московского региона уже не самая нужная опция, но иногда может оказаться очень даже кстати. Для регионов с преобладающими отрицательными температурами и хранением машины на улице, считаю очень нужной, практически «must have».
Описаний на D2 по установке этой штуки очень много для разных марок автомобилей, достаточно набрать в поиске PTC. К сожалению, большинство записей ограничиваются коротким описанием установки и подключения и может создаться мнение, что все просто. Однако, с моей т.з. это устройство требует крайне щепетильного отношения к качеству установки и последующей эксплуатации и, в первую очередь, по соображению безопасности. Вот ссылки всего лишь на два невеселых примера:
rp9 описал здесь
Elyf описал здесь
На ВАГах работу нагревателя можно настраивать с помощью сервисных программ. Вот пример от iSewen по настройке нагревателя с помощью «Васи» на Супербе. Инженеры Volvo сочли лишним сообщать владельцу эту информацию и давать ему возможность что-либо настраивать. Наверное полагают, что разработанный ими алгоритм работы нагревателя универсальный для любых условий и не требует ни корректировки, ни наблюдения за его работой.
Выбирая нагреватель, я решил воспользоваться многочисленным опытом владельцев S80 по установке РТС. Грелку хотелось помощнее и ориентируясь только на размер нагревательного элемента, купил FoMoCo 6G9N-18D612-BA. Прописывать собирался с помощью программы VDASH. Когда я занялся заливкой софта, программа VDASH предложила выбрать мощность установленного нагревателя между 1200 или 1500 Вт. А вот этой информации нигде нет, ни на наклейке обогревателя, ни в каталогах. С этого момента начались приключения.
По идее, софт должен соответствовать конкретному железу и если при прописывании нагревателя с выбранной мощностью, программа не выдает ошибку (ошибки), то можно рассчитывать, что установленный нагреватель соответствует выбранной мощности. В результате, после нескольких попыток установить и прописать чудо-грелку, получил сразу три отрицательных результата:
1. нагреватель не встал механически. Он просто не вошел в штатное окно в корпусе климатической установки
2. После записи софта с выбранной мощностью нагревателя 1500 Вт, в config появилась запись «Нагреватель РТС — неопределенная величина» и появилась ошибка «СЕМ — несовместимый модуль управления«.
3. После записи софта с выбранной мощностью нагревателя 1200 Вт, в config также появилась запись «Нагреватель РТС — неопределенная величина» и появилась ошибка «СЕМ — несовместимый модуль управления«.
Весьма неожиданный результат, особенно на фоне многочисленных отчетов на D2 об успешных установках. Никакие другие танцы с бубном типа проведения VIDA-процедур по обнаружению новых LIN компонент в сети ССМ и калибровка климатической установки, не помогли и пришлось разбираться.
1. Матчасть
На разборках для нашей машины продавцы, бодро и уверенно предлагают для S80II три варианта РТС-обогревателей (все производства BEHR):
1. FoMoCo 6G9N-18D612-AA
2. FoMoCo 6G9N-18D612-AB
3. FoMoCo 6G9N-18D612-BA
Но ни один продавец не смог мне внятно объяснить чем они различаются кроме внешнего вида и какой именно обогреватель подходит к моей машине 2008 MY. Начал археологические раскопки каталогов.
1.2 Электрическая мощность
На данных обогревателях отсутствует маркировка каталожных номеров Volvo, и указание на мощность. По номерам с наклеек в каталоге BEHR мне также не удалось найти нужную информацию. Кто знает где посмотреть, напишите, плз. В итоге, я купил нагреватели всех трех типов, которые разобрал и для выяснения их мощности провел нагрузочные испытания нагревательных блоков. Конструктивно нагревательные блоки выполнены одинаково и различаются только количеством позисторов и их характеристиками.
Все три нагревателя имеют различные контроллеры. Однако, принцип управления силовыми ключами, нагрузкой которых являются позисторные элементы, у всех одинаковый и упрощенно выглядит вот так:
Для нагрузки нагревательных элементов использовал 40 Амперный стабилизированный источник напряжения. Ток измерял токовыми клещами в режиме фиксации максимального тока.
Для примера, вот результаты измерений нагрузки нагревательного блока FoMoCo 6G9N-18D612-BA. В последней строчке итоговая расчетная мощность нагревателя. Остальные блоки измерялись аналогично.
В результате получилось, следующее:
FoMoCo 6G9N-18D612-AA — это 31305976 с одним уменьшенным нагревательным блоком, мощностью 1200 Вт, который частично перекрывает воздушный поток. Остальной поток воздуха проходит по краям нагревательного блока сквозь сетку рамы нагревателя. Далее по тексту, для простоты АА-1200W.
FoMoCo 6G9N-18D612-AB — это 31267446 с нагревательным элементом из двух нагревательных блоков, которые полностью перекрывают воздушный поток. Мощность этого нагревателя тоже 1200 Вт. Далее по тексту, АВ-1200W.
FoMoCo 6G9N-18D612-BA — нагреватель с нагревательным элементом из двух нагревательных блоков, как и у FoMoCo 6G9N-18D612_AВ, но мощностью 1500 Вт. Далее по тексту ВА-1500W.
1.3 Конструктивные отличия
Нагреватель устанавливается в климатическую установку в предназначенный для него корпус. Корпус съемный. Корпуса различные для шасси до и после CH 89057. Я все еще с упорством маньяка надеялся поставить нагреватель ВА-1500W, поэтому на разборке был приобретен корпус 31291261 от климатической установки ХС60. Нагреватели АА-1200W и ВА-1500W встали в него идеально.
Спереди корпус имеет прямоугольное окно для контроллера и фланцевое соединение для крепления нагревателя на двух саморезах.
Обогреватель АВ-1200W отличается АА-1200W и ВА-1500W посадочным размером «В» в окне корпуса климатической установки, а также фиксацией задней части нагревателя в задней части корпуса. Посадочная высота «В» контроллера нагревателя у АВ-1200W имеет размер в высоту 21 мм, а у АА-1200W и ВА-1500W 24 мм. Посадочный размер «А» пластмассового фланца контроллеров и размеры центров крепежных отверстий фланца у всех контроллеров одинаковые.
Для фиксации задней части кассеты (рамы) нагревательных блоков на задней стенке корпуса есть профильные приливы. Боковые упоры имеют разную форму в старом корпусе (на моей машине) и новом корпусе 31291261. Центральный лепесток одинаковый на обоих корпусах.
Также отличается геометрия задней части кассеты нагревательных блоков, которая входит в задние фиксаторы на корпусе.
Таким образом, с учетом конструктивных моментов по посадке нагревателя в корпус моей «родной» климатической установки и возможности прописать только нагреватель мощностью 1200W, в моем случае остался вариант установить нагреватель АВ-1200W, а именно FoMoCo 6G9N-18D612-AB (31267446).
2. Проводка
Пожалуй это самая ответственная часть всей работы, т.к. от качества самой проводки, ее присоединения и прокладки зависит безопасная эксплуатации обогревателя. Схема подключения РТС наверное самая простая в нашей машине. Заключается подключение в присоединении двух силовых проводников. Управляющие проводники с разъемом на контроллер заложены в жгут приборной панели с завода.
2.2 Силовые соединения и клеммы (наконечники).
Изучение опыта на D2 показало, что самая большая проблема при установке б/у обогревателей на нашу машину — это поиск штатных силовых разъемов. Ищут все и я искал. И не нашел. Хотя полная информация о них есть в EWD.
Чтобы вытащить контактные стойки и нарезать резьбу, разбираем нагреватель
и аккуратно в нарезаем резьбу на контактных стойках.
На крышке контроллера срезаем пластмассовые изоляционные стаканы для штатных разъемов вровень с лицевой поверхностью. В результате шестигранные части стоек после сборки контроллера проходит в образовавшиеся отверстия в лицевой крышке и выступают над поверхностью на 2-3 мм, что достаточно надежной установки и затяжки на них кабельных наконечников.
Дальше изготовил силовую проводку.
Подготовил отрезки проводников из красного Премьера 1.5м и черного 0,4 м (с запасом). Наконечники использовал КВТ 16-6-6 и КВТ 16-8-6. Для Опрессовки наконечников использовал пресс гидравлический ручной КВТ ПГР-70. Для улучшения контакта зону опрессовки заполнял токопроводящей графитовой пастой КВТ.
Сначала опрессовал наконечники КВТ 16-6-6 со стороны контактов нагревателя, затем подогнал окончательную длину с учетом прокладки по месту и напрессовал кабельные наконечники КВТ 16-6-6 со стороны блока предохранителей на плюсовом и КВТ 16-8-6 на минусовом проводах соответственно.
Т.к. штатные изолирующие пластмассовые стаканы вокруг стоек были срезаны, силовые контакты оказались оголенными и для их изоляции я установил на кабели защитные колпачки для резьбовых соединений с кабельными наконечниками.
Готовые силовые кабели для дополнительной безопасности упаковал в пластиковую гофрированную трубку, которую обжал на кабеле стяжками, чтобы исключить вибрацию кабеля внутри трубки и истирание изоляции кабеля о ребра трубки.
3. Прокладка силовых проводников
Установил нагреватель АВ-1200W на свое место и закрепил силовые проводники на доработанных резьбовых стойках. Управляющий кабель имелся в наличии в жгуте приборной панели. Его просто втыкаем. Далее проложил и закрепил силовые кабели.
Минусовой проводник закрепил к корпусу под болт М8 крепления кронштейна торпедо, с левой стороны консоли. Получилось вполне надежно. Дополнительно под фланец болта и на контактные поверхности кабельного наконечника положил контактную пасту КВТ.
Плюсовой кабель питания нагревателя уложил под корпусом климатической установки (там много свободного места) до стенки моторного отсека, повернул налево и проложил вдоль нижних болтов крепления педалей. Кабель в гофрированной оболочке закрепил на штатные клипсы к имеющимся на кузове штатным саморезам для закрепления проводки.
В моторный отсек кабель провел через резиновую заглушку для цилиндра сцепления.
Все легло аккуратно под штатную шумоизоляцию. Для прокладки кабеля к блоку предохранителей в моторном отсеке пришлось снять аккумулятор, кожух аккумулятора, кабельный органайзер на стакане левой стойки и блок предохранителей.
Для протаскивания кабеля к предохранителю А7, блок предохранителей надо разобрать. Снимаются блоки, закрепленные на дне коробки и панель крепления предохранителей А1-А7. Уложил кабель по месту будущей прокладки, протащил свободный конец через резиновый сильфон в корпусе блока предохранителей и по дну корпуса проложил к нижней шпильке крепления предохранителя А7. Затем собрал блок предохранителей, установил его на место и отрезал лишнюю часть кабеля, которую оставлял на запас. На свободный конец кабеля «по месту» запрессовал кабельный наконечник КВТ 16-6-6 с пастой КВТ и посадил в термоусадку с клеевым слоем. Предохранитель А7 и наконечник кабеля прикрутил к контактным шпилькам также с контактной термопастой КВТ. Заодно для профилактики обжал все остальные предохранители группы А1-А7. Все гайки прокрутились на половину оборота!
4. Программирование
Нагреватель АВ-1200W, был прописан с помощью VDASH. В меню выбрана мощность 1200 W.
После записи ПО, выполнил VIDA-процедуры поиска новых LIN компонентов в сети CCM и калибровку климатической установки. На этом софтверные манипуляции завершаются.
5. Результат
Если вернуться к вопросу безопасности, с которого начинал пост, то установлен штатный для моего 2008MY нагреватель FoMoCo 6G9N-18D612-AB (31267446) в штатный корпус. Проводка и ее детали рассчитаны на токи до 80 А и установлены с максимальной внимательностью к контактам.
Экстремальных условий для испытания нагревателя у меня не было, чтобы проверить его работу при разных параметрах работы. В гараже при температуре воздуха +5, установленной температуре на климатической установке +25, при запуске холодного двигателя, ток потребления скачком поднимался до 40-50 А, затем, через минуту устанавливался в стабильные 20 А. При этом из дефлекторов уже подавался теплый воздух. Температуру воздуха не измерял. Из неизученного остался алгоритм управления мощностью нагревателя. Надеюсь следующей зимой смогу вернуться к этой теме и закрыть вопрос.
Полезная или нет данная опция, покажет время и погода.
Для холодных регионов и при хранении на улице, полагаю, штука очень полезная. Главное установить максимально тщательно. А пока ждем и готовимся к лету.
Установка РТС обогревателя («корячим» ТЭН-ы в печку)
Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Сегодня я расскажу вам сказку про установку электрического «фена» в 120-ю короллу.
В начале 2000-х годов инженеры Тойота получили звиздюлей от жителей Хоккайдо и стали работать над проблемой обогрева салона и изобрели внедрили в систему отопления —
PTC — positive temperature coefficient, а по-русски ТЭН — термоэлектрический нагреватель.
В народе его ещё называют «феном».
Это устройство предназначалось для вспомогательного обогрева салона в холодное время года. Благодаря ему, почти сразу после запуска двигателя из дефлекторов (воздуховодов) дует тёплый воздух.
Опционально PTC устанавливали в автомобили северных регионов Японии. И одной из первых его получила тойота приус в 20-ом кузове (поправьте, если неправ).
Первое поколение РТС обогреватели встраивали непосредственно в радиатор печки.
В 2007 году Тойота выпустила вторую модификацию РТС обогревателя. Теперь это был отдельный от отопителя, плоский алюминиевый радиатор, который состоял из трёх сегментов — одного большого и двух малых ТЭН-нов.
ГЛАВНЫМ условием для включения РТС, является температура наружного воздуха, не выше +10 и низкая температура двигателя.
Встроенные ТЭН-ы «научились» ступенчато отключаться по мере прогрева охлаждающей жидкости, а алгоритм их работы стал следующим: при температуре двигателя ниже +70° одновременно работают все ТЭН-ы, при превышении температуры +70° (отключался 3-ий ТЭН), при +75° и выше (отключается 2-ой ТЭН), при +80 и выше(отключается 1-ый ТЭН). Таким образом РТС компенсирует тепло водителю и пассажирам в холодное время года, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструктивно РТС обогреватель поместили за отопителем, по направлению обдува. Что в общем то логично. Так достигается эффективная передача тепла в салон с наименьшими потерями.
С 2007 года практически у всех Тойот имеется специальная площадка для его установки. Если РТС отсутствует, на его месте будет заглушка, но установка обогревателя возможна!
Если вы обладатель тойоты выпуска с 2007 года, дополнительно потребуются:
1) блок управления климатом с поддержкой РТС (нужен именно от вашей модели автомобиля)
2) блок силовых реле (находится под капотом)
3) реле на 30 ампер — 3 штуки + силовые предохранители
4) проводка и фишки для подключения
5) сам РТС обогреватель (имеет стандартный размер, но может отличаться мощностью, которая напрямую зависит от объёма обогреваемого пространства автомобиля. Так например для Тойоты Vitz — 435 ватт, Corolla — 495 ватт, Camry — 600 ватт, а у TLC Prado — 600-800 ватт.
Совет: мощнее, не значит лучше. Выбирайте исходя из характеристик вашего генератора.
Есть мнение, что «‘северные» блоки управления климатом идут с красно-фиолетово-оранжевыми наклейками, а у простых блоков — чёрные стикеры.
В сети уже появляются отчёты по подключению РТС обогревателей, например:
1-Toyota Corolla Axio,
2-Toyota Prius V Alpha
3-Toyota Land Cruiser Prado,
4-Toyota Prius.
Настоятельно рекомендую к прочтению этот форум, на котором вы найдёте многие ответы.
Ну а я попытаюсь «вкорячить» РТС второго поколения в 120-й кузов короллы.
Если благодаря РТС, время прогрева салона уменьшится хотя бы на 30%, покупку буду считать оправданной.
Посмотрев архивные фотографии разобранной печки, определил два места установки РТС:
1) в »картридж» салонного фильтра, проделав в нём сквозное отверстие (показано жёлтым прямоугольником, см. фото ниже),
2) врЕзать в корпус, рядом с отопителем (синие прямоугольники с разных ракурсов).
«Варик» поставить в салонной фильтр не прокатил. Тепло РТС сначала заберёт вентилятор печки, часть рассеется по тоннелю, а холодные испаритель и радиатор и вовсе добьют КПД обогревателя в ноль.
Остаётся врезать РТС рядом с отопителем, как и задумано на всех тойотах с 2007 года.
Для доступа и детального изучения места установки, отсоединил панель климата, бардачок, левый нижний воздуховод пассажира и пластиковую защиту радиатора. С противоположной стороны открутил сервопривод заслонки смешения потоков воздуха.
Предварительные замеры показали, что по габаритам РТС в аккурат (с небольшим запасом по длине) встанет на всю ширину печки.
Получилось почти по ФЕН-шую (◕‿◕) как на всех современных тойотах.
Переходим к электрике. Купил 3 автомобильных ВАЗовских реле на 30 Ампер, клеммы для них, кнопку обогрева заднего стекла (речь о ней пойдёт ниже) + два метра медного провода ПВ-3 сечением 6мм. Фишку РТС сохранил, подыскав широкие клеммы, хотя можно было и скрутками обойтись. Остальные провода вытянул из косы климата, оставшейся после «свапа» печки.
Забегая вперёд, покажу видео под нагрузкой. Всё норм!
Короче, пока я «рожал» свой отчёт, один прогрессовод меня опередил и подключил точно такой же РТС обогреватель на свой авто. Подробнее ЗДЕСЬ. На его схеме активация РТС выполнена через отдельную кнопку обогрева заднего стекла.
Назовём этот СПОСОБ №1.
Единственный недостаток той схемы в том, что для запуска РТС используется кнопка БЕЗ фиксации, а моя задача, активировать обогреватель автоматически, после старта двигателя, тем самым сразу начав прогревать салон. Для реализации этой идеи, драйвовчанином awwwa в схему прогрессовода были внесены три дополнительных элемента — плата, реле и кнопка-тумблер.
Назовём этот СПОСОБ №2.
Рассмотрим плату awwwa подробнее. Картинка кликабельна.
В итоге получаем комбинированную схему, включающую оба способа активации РТС: 1)ручной — с кнопки таймера и 2)автоматический — тумблер + плата.
Производил в утренние часы до восхода солнца. Автомобиль ставил на одно и то же место, плюс-минус 5 метров. Интересно, что показания день ото дня разнились. Причём при более низких температурах теплоотдача порой была даже лучше. Я не знаю с чем это связано, возможно с влажностью воздуха, ветром, погрешностью измерительного прибора…Короче смотрим.
Огрызок «пруфа». К сожалению полностью видео снять не получилось, т к в смартфоне села батарейка ;(
В конце видео (спустя полторы минуты, после запуска двигателя) из дефлектора дует +15°С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Обладатели Webastо и те, кто имеет тёплый гараж, могут выдохнуть. Особой выгоды, кроме ускоренного отогрева лобового стекла, покупка РТС не принесёт. А вот жителям северных регионов, не имеющих автономных подогревателей, девайс несомненно добавит пару бонусов к зимним опциям.