что такое ролевой экспансионизм
Как преодолеть профессиональное выгорание?
Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.
Деструктивные же изменения личности не являлись специальным предметом исследования. В 1974 г. американский психолог Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального сгорания», характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. В профессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания»приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.
Рассмотрим деформации менеджеров. Основанием для выделения деформаций стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Применялся также ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.
Всестороннее обсуждение педагогических деформаций позволило определить их состав. Часть из них мы диагностировали, результаты диагностики коллегиально обсуждались. Таким образом было выделено 11 деформаций, которые в дальнейшем диагностировались по уже известным опросникам, а для отдельных деформаций были сконструированы новые. Средние показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.
Анализ результатов диагностики показал, что степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.
Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров.
1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.
2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.
3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.
4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.
5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.
6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.
7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.
8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.
9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.
10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.
Менеджеры вынуждены много внимания уделять нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.
11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.
Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице.
Таблица. Профессиональные деформации менеджера
Профессиональная деформация
Психологические детерминанты профессиональной деформации
Проявление деформации в профессиональной деятельности
Психологическая защита — рационализация. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.
Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.
Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм.
Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.
Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность.
Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.
Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера.
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.
Психологическая защита — отчуждение. Синдром «эмоционального сгорания». Генерализация личностного отрицательного профессионального опыта.
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения.
Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.
Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей.
Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.
Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.
Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность. Самоотверженный «профессиональный кретинизм». Ригидность.
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации.
Психологическая защита — проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации.
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.
Психологическая защита — проекция Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация.
Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.
Психологическая защита — рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность.
Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность.
Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.
Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:
Что такое ролевой экспансионизм
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.
1. Авторитарность — жесткая централизация управленческого процесса, ед иноличное осуществление руководства, использование преимущественно распоряжений и указаний, тяга к наказаниям, нетерпимость к критике, снижение рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявления высокомерия и черт деспотизма. 2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения. 3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта. 4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных. 5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей. 6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами. 7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний. 8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности. 9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения. 10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями. 11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»). 12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных. Значение слова «экспансионизм»Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека ЭКСПАНСИОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (полит.). Стремление к экспансии. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека Делаем Карту слов лучше вместе Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: изблизи — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Синонимы к слову «экспансионизм»Предложения со словом «экспансионизм»Понятия, связанные со словом «экспансионизм»В историческом контексте термин «Новый империализм» обозначает период колониальной экспансии крупных европейских держав, а также США и Японии, в конце XIX — начале XX веков; период беспрецедентной конкуренции между ними в приобретениях заморских владений. В эпоху Нового империализма западные державы (и Япония) подчинили почти всю Африку и значительные части Азии. Новый империализм как явление характеризуют как дальнейшее развитие острого соперничества между великими державами в борьбе за мировые. Отправить комментарийДополнительноПредложения со словом «экспансионизм»Что в сравнении представляет собой германский реваншизм, так мало привлекательный в остальном мире, германский экспансионизм. По завершении войны японский экспансионизм на время перешёл из военной в экономическую и дипломатическую сферы. Внятного морально мотивированного повода для нападения у повелителя не было, разве что ссылки на давние уже похождения скифов в переднеазиатских пределах, а если по совести – экспансионизм чистейшей воды. ЭкспансионизмЭкспансионизм
|