что такое ролевой экспансионизм

Как преодолеть профессиональное выгорание?

Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.

Деструктивные же изменения личности не являлись специальным предметом исследования. В 1974 г. американский психолог Х.Дж. Фрейденберг ввел термин «синдром эмоционального сгорания», характеризующий состояние истощения и усталости специалистов, находящихся в тесном общении с клиентами. В профессиональную группу людей, подверженных этому синдрому, были включены врачи, учителя, менеджеры. Проявление синдрома «эмоционального сгорания»приводит к возникновению дегуманизации, агрессивности, пессимизма, тревожности и иных разрушающих личность состояний и качеств.

Рассмотрим деформации менеджеров. Основанием для выделения деформаций стали диагностирующие семинары-тренинги актуализации профессионального развития. На тренинговых занятиях менеджерам предлагалось погрузиться в профессию, попытаться почувствовать, что хорошего и что настораживающего привнесла управленческая деятельность в индивидуальную жизнь каждого. Слушатели получали домашнее задание написать по предложенному сценарию психобиографию своего профессионального становления, подробно рассмотрев возможные профессиональные деформации. Применялся также ретроспективный анализ критических событий профессиональной жизни.

Всестороннее обсуждение педагогических деформаций позволило определить их состав. Часть из них мы диагностировали, результаты диагностики коллегиально обсуждались. Таким образом было выделено 11 деформаций, которые в дальнейшем диагностировались по уже известным опросникам, а для отдельных деформаций были сконструированы новые. Средние показатели по группам почти не отличались. Индивидуальные же показатели существенно различались и были статистически значимы.

Анализ результатов диагностики показал, что степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера.

Кратко охарактеризуем основные профессиональные деформации менеджеров.

1. Авторитарность проявляется в жесткой централизации управленческого процесса, единоличном осуществлении руководства, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные менеджеры тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля менеджера, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Известная демонстративность менеджеру профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество управленческой деятельности, становясь средством самоутверждения менеджера.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач. У менеджера исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании управленческих теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением менеджером властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа менеджера создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта менеджера. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что менеджер регулярно репродуцирует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы менеджера, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в управленческой работе становятся тормозом развития организации, предприятия или учреждения.Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у менеджеров предубеждение против инноваций. Сказываются также возрастные изменения личности. С годами растет потребность в стабильности, приверженность устоявшимся и отработанным формам и методам управления.

7. Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения. Конечно, в деятельности менеджера неизбежно принуждение. Агрессивность проявляется также в иронии, насмешках и навешивании ярлыков: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т.п. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у менеджеров с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственной роли и значения. Ролевой экспансионизм характерен почти для всех менеджеров, проработавших руководителями более 10 лет.

9. Социальное лицемерие менеджера обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания подчиненных и коллег, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений. Эта деформация с годами становится нормой социального поведения большинства менеджеров, и дистанция между декларируемыми и реальными жизненными ценностями увеличивается.

10. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным и вышестоящим руководителям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении менеджеров правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи, интонациях отчетливо проявляются психологические особенности правонарушителей.

Менеджеры вынуждены много внимания уделять нарушителям норм профессионального поведения. Нерадивые работники нередко оказывают сопротивление управленческим воздействиям, порождают трудности, провоцируют негативные эмоциональные реакции. Ненормативное поведение «трудных» работников — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится, проецируется на профессиональное поведение менеджера, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

11. Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уход от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

Обобщенные характеристики профессиональных деформаций приведены в таблице.

Таблица. Профессиональные деформации менеджера

Профессиональная деформация

Психологические детерминанты профессиональной деформации

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Психологическая защита — рационализация. Завышенная самооценка своих профессиональных способностей. Властность, агрессивность, схематизация мотивов подчиненных.

Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

Психологическая защита — идентификация. Завышенная самооценка «Я-образа». Акцентуация характера — эгоцентризм.

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность — средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.

Стереотипы мышления. Возрастная интеллектуальная инертность.

Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.

Неконгруэнтность эмпатии. Индивидуально-типологические особенности. Акцентуации характера.

Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.

Психологическая защита — отчуждение. Синдром «эмоционального сгорания». Генерализация личностного отрицательного профессионального опыта.

Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег. Негативное восприятие этических норм и правил поведения.

Психологическая защита — рационализация. Стереотипные способы выполнения деятельности. Социальные барьеры. Хроническая перегрузка профессиональной деятельностью.

Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям. Настороженное отношение к представителям других национальностей.

Психологическая зашита — проекция. Индивидуально-типологические особенности. Фрустрационная нетолерантность.

Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

Стереотипы поведения. Тотальная погруженность в профессиональную деятельность. Самоотверженный «профессиональный кретинизм». Ригидность.

Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения, организации.

Психологическая защита — проекция. Стереотипизация морального поведения. Возрастная идеализация личного опыта. Социальные экспектации.

Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Психологическая защита — проекция Эмпатическая тенденция присоединения. Идентификация.

Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.

Психологическая защита — рационализация. Заниженная самооценка, социальные экспектации, возрастная инертность.

Подавление спонтанности, сдерживание самореализации, контроль за агрессивностью, ориентация на правила, инструкции, избегание серьезной ответственности. Стиль мышления инертный и несколько догматичный. Скупость эмоциональных проявлений, осмотрительность. В межличностных отношениях — высокая нравственная требовательность.

Таким образом, профессиональная деятельность способствует образованию деформаций — качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Профессиональная деформация личности неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других — к равнодушию, третьих — к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, большинство же — к поиску средств профессиональной реабилитации.

Каковы возможные пути профессиональной реабилитации? Назовем основные из них:

Источник

Что такое ролевой экспансионизм

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.

1. Авторитарность — жесткая централизация управленческого процесса, ед иноличное осуществление руководства, использование преимущественно распоряжений и указаний, тяга к наказаниям, нетерпимость к критике, снижение рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявления высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения.

3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта.

4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных.

5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей.

6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами.

7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний.

8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности.

9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения.

10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями.

11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»).

12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных.

Источник

Значение слова «экспансионизм»

что такое ролевой экспансионизм. android bar znachenije. что такое ролевой экспансионизм фото. что такое ролевой экспансионизм-android bar znachenije. картинка что такое ролевой экспансионизм. картинка android bar znachenije. Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЭКСПАНСИОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. (полит.). Стремление к экспансии.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое ролевой экспансионизм. USSR bot. что такое ролевой экспансионизм фото. что такое ролевой экспансионизм-USSR bot. картинка что такое ролевой экспансионизм. картинка USSR bot. Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: изблизи — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «экспансионизм&raquo

Предложения со словом «экспансионизм&raquo

Понятия, связанные со словом «экспансионизм»

В историческом контексте термин «Новый империализм» обозначает период колониальной экспансии крупных европейских держав, а также США и Японии, в конце XIX — начале XX веков; период беспрецедентной конкуренции между ними в приобретениях заморских владений. В эпоху Нового империализма западные державы (и Япония) подчинили почти всю Африку и значительные части Азии. Новый империализм как явление характеризуют как дальнейшее развитие острого соперничества между великими державами в борьбе за мировые.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «экспансионизм&raquo

Что в сравнении представляет собой германский реваншизм, так мало привлекательный в остальном мире, германский экспансионизм.

По завершении войны японский экспансионизм на время перешёл из военной в экономическую и дипломатическую сферы.

Внятного морально мотивированного повода для нападения у повелителя не было, разве что ссылки на давние уже похождения скифов в переднеазиатских пределах, а если по совести – экспансионизм чистейшей воды.

Источник

Экспансионизм

Экспансионизм

Экспа́нсия, и, мн. нет, ж. (лат. expansio ).

Экспансиони́зм (полит.) — стремление к экспансии (множественного числа этого слова не существует).

См. также

что такое ролевой экспансионизм. 51e924a0bb75376e96804cc500d415aa. что такое ролевой экспансионизм фото. что такое ролевой экспансионизм-51e924a0bb75376e96804cc500d415aa. картинка что такое ролевой экспансионизм. картинка 51e924a0bb75376e96804cc500d415aa. Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.
Геополитика
что такое ролевой экспансионизм. 120px punch rhodes colossus. что такое ролевой экспансионизм фото. что такое ролевой экспансионизм-120px punch rhodes colossus. картинка что такое ролевой экспансионизм. картинка 120px punch rhodes colossus. Изучение работ зарубежных ученых (Г. Беккера, К. Зейферта, И. Ландшира, К. Роджерса, Д. Сьюпера и др.) показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества, на продуктивные психологические новообразования. Профессионально значимые способности изучались при профессиональном отборе, определении профпригодности и аттестации специалистов. Психологические особенности профессионализации исследовались в контексте становления «Я-концепции» специалиста.
Экспансия
прочих
государств
ранняя

Полезное

Смотреть что такое «Экспансионизм» в других словарях:

ЭКСПАНСИОНИЗМ — ЭКСПАНСИОНИЗМ, экспансионизма, мн. нет, муж. (полит.). Стремление к экспансии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЭКСПАНСИОНИЗМ — ЭКСПАНСИОНИЗМ, а, м. (книжн.). Политика экспансий. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

экспансионизм — а, мн. нет, м. (фр. expansionnisme … Словарь иностранных слов русского языка

Экспансионизм — I м. Агрессивная политика; экспансия 1.. II м. Поведение, отличающееся несдержанностью, порывистостью, бурной реакцией и непосредственностью проявления свои чувства; экспансивность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

экспансионизм — экспансионизм, экспансионизмы, экспансионизма, экспансионизмов, экспансионизму, экспансионизмам, экспансионизм, экспансионизмы, экспансионизмом, экспансионизмами, экспансионизме, экспансионизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А … Формы слов

экспансионизм — экспансион изм, а … Русский орфографический словарь

экспансионизм — (2 м) … Орфографический словарь русского языка

экспансионизм — Экспансиягә омтылу (дәүләт чикләрен көч белән киңәйтергә омтылу, империалистик баскынчылык политикасы) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

экспансионизм — а; м. Книжн. Агрессивная политика экспансии (1 зн.). ◁ Экспансионистский (см.) … Энциклопедический словарь

Источник

Юридическая педагогика. Учебник

Главная > Книга >Педагогика

Стереотип «начальник всегда прав» заключается в представлении о том, что начальник должен требовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих поручений и приказов, согласия со своей точкой зрения без ее обсуждения. Подчиненный обязан принимать видение проблемы начальником и выполнять его указания, какими бы они ни были. Этот стереотип может иметь положительное значение в ситуациях наставничества, обучения, воспитания подчиненных посредством положительного примера. Однако если он проявляется всегда, независимо от конкретной ситуации, то он начинает мешать творческому подходу подчиненных к решению профессиональных задач, у них отпадает необходимость задумываться над целесообразностью своей деятельности, а у руководителей формируется авторитарный стиль управления.

Авторитарность руководителя обнаруживается в снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявлении высокомерия и черт деспотизма, в единоличном осуществлении руководства с преимущественным использованием распоряжений и указаний. Авторитарные руководители тяготеют к различным наказаниям, нетерпимы к критике.

Доминантность связана с выполнением юристами властных функций. Юристу даны большие права: требовать, оценивать, наказывать, контролировать. Развитие этой профессиональной деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Юридическая деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в самоутверждении за счет других.

С данной профессиональной деформацией тесно связан стереотип оптимального ролевого поведения, который заключается в убежденности субъекта юридической деятельности в том, что наиболее эффективным способом решения проблемных ситуаций является проявление упорства и непоколебимости в отставании своей позиции. Этот стереотип в сочетании с ложным пониманием корпоративности выступает, как правило, условием профессиональной деформации. Ложное понимание корпоративности приводит к защите «чести мундира» в ущерб законным интересам.

Находясь в плену этого стереотипа, например, следователь не признает и не исправляет своих ошибок, добиваясь опротестования определения суда, а прокурор, исходя из тех же кор-

поративных интересов, подает протест на законное и обоснованное решение суда. Если данные судебного следствия не подтвердили предъявленного подсудимому обвинения, прокурор защищая «честь мундира», может прибегнуть к компромиссным приемам: например, вместо отказа от обвинения попросить суд изменить квалификацию преступления на более мягкую, определить минимальную меру наказания или возвратить уголовное дело для производства дополнительного расследования.

Профессиональная индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей партнеров по профессиональной коммуникации. Эта деформация характерна для черствых, закрытых людей со слабо выраженной эмпатией, испытывающих трудности в общении. Она может породить равнодушие к людям, их судьбам, переживаниям, интересам. Индифферентность развивается вследствие отрицательного индивидуального опыта профессионального взаимодействия с людьми и эмоциональной усталости, синдрома «эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Юридическая деятельность, как уже отмечалось выше, отличается высокой эмоциональной насыщенностью при дефиците позитивных впечатлений. Причем отрицательные эмоции юристам приходится подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на длительный период времени. Эмоциональное выгорание проявляется как приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свою энергию, с другой — способно отрицательно влиять на выполнение профессиональной деятельности и отношения с партнерами по общению.

Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, настороженном отношении к творческим работникам, приверженности устоявшимся методам работы. Развитию консерватизма способствует «нормативный» характер юридической деятельности, когда работник вынужден регулярно репродуцировать одни и те же формы и методы работы, что может привести к привычке действовать по шаблону, прикрываясь тем или иным нормативным актом, инструкцией либо распоряжением вышестоящего лица. Обращенность в прошлое, предубеждение

против инноваций, потребность в стабильности, приверженность устоявшимся формам и методам работы формируют поведенческие стереотипы, которые могут тормозить развитие как самой личности юриста, так и организации, где он работает.

Профессиональная агрессия проявляется в отсутствии стремления учитывать чувства, права и интересы других, приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения, превышения властных и должностных полномочий. Сложность юридической деятельности с неизбежными профессиональными трудностями, барьерами и принуждением способствует возникновению фрустрации, т. е. мотивационно-эмоционального состояния, являющегося результатом продолжительного блокирования целенаправленного профессионального поведения. Фрустрация может протекать в форме агрессии, депрессии, замещения и т. д. При часто повторяющихся фрустрациях личность может приобрести негативные черты: агрессивность, озлобленность, зависимость, безразличие, вялость, деловой пессимизм. Агрессивность как профессиональная деформация обнаруживается у субъектов юридической деятельности с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, снижается самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

Ролевой экспансионизм, т. е. перенос своей служебной роли на внеслужебные взаимоотношения, проявляется в полном погружении в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании назидательных высказываний и безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, в преувеличении собственной роли и значения. Поведение человека в этом случае становится неадекватным ситуации, что может препятствовать бесконфликтному и полноценному межличностному общению, проявляясь, например, в бестактности по отношению к собеседникам, грубости, агрессивности и т. п.

Поведенческий трансфер характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих партнерам по профессиональной коммуникации (вышестоящим руководителям, подчиненным, правонарушителям и т. д.). Поговорка «с кем поведешься — от того и наберешься» справедлива и в отношении сотрудников правоохранительных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи отчетливо проявляются порой

психологические особенности правонарушителей. Ненормативное поведение последних — агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость — переносится на профессиональное поведение субъектов правоохранительной деятельности.

Правовой нигилизм представляет собой осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Данная деформация имеет несколько форм проявления: а) пренебрежительное отношение к требованиям закона или непринятие необходимых по закону мер; б) игнорирование требований закона в форме псевдоактивности и имитации бурной деятельности; в) произвольное толкование закона, когда субъект юридической деятельности манипулирует правовыми категориями в зависимости от определенных обстоятельств.

Сверхконтроль проявляется в чрезмерном сдерживании своих чувств, ориентации на инструкции, уходе от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности подчиненных.

Для профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности юриста применяются соответствующие психолого-педагогические технологии, направленные на раскрытие и развитие индивидуальности обучающихся, активизацию и реализацию их творческого потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Деонтологическая подготовка юристов включает в себя усвоение необходимых психолого-педагогических знаний для адекватной оценки и учета негативных факторов профессиональной юридической деятельности, формирование и развитие профессионально важных качеств (справедливость, гуманизм, ответственность, объективность, чувство долга, достоинство, честь, эмоциональная устойчивость), развитие профессиональных умений и навыков с помощью тренинговых технологий профессионально-личностного роста.

Эффективность деонтологической подготовки юристов во многом зависит от степени использования потенциала содержания всех учебных дисциплин юридического вуза с ясным

осознанием всеми преподавателями деонтологических возможностей каждой дисциплины, а также применения адекватных методов воспитания и самовоспитания студентов.

§ 3. Управление конфликтами

Образовательный процесс, как и любой вид социального взаимодействия, не свободен от конфликтов. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) представляет собой столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, то их выявление и рациональное разрешение являются необходимым условием нормального развития общества, его институтов, человеческой личности. С целью успешного управления конфликтами студентам и преподавателям необходимо знать основы конфликтологии, владеть способами разрешения конфликтов и построения эффективного межличностного общения, т. е. приобрести конфликтную компетентность.

Конфликтная компетентность определяется как «умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению». Конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик профессионализма педагога и юриста, неотъемлемой составной частью общей коммуникативной компетентности специалиста, включающей в себя знания о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.

Конфликтная компетентность, способствуя преодолению стереотипов негативного отношения к конфликту (преодолению страха перед ним), включает в себя навыки анализа конфликтных ситуаций, умения организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов. Она позволяет найти ответы на чисто практические вопросы: 1) как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между людьми, затянуть нас в бесконечную череду дрязг, интриг и беспощадных битв, опасных для здоровья и жизни; 2) как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал и сделать связанные с ним переживания менее болезненными; 3) как завершить

конфликт с наименьшими потерями, а может быть, и каким-то выигрышем от его удачного разрешения.

Конфликтология как наука о конфликтах и способах их урегулирования приобретает в настоящее время статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер. При этом она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами других наук. Культурология, социология, педагогика, психология, история, юриспруденция дают конфликтологии фактический материал и служат полем приложения результатов ее изысканий.

Основной тезис современной конфликтологии заключается в том, что одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий являются переговоры. Переговоры создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задеваемой противоречиями: ребенок—взрослый, студент—преподаватель, руководитель—подчиненный и т. п., может стать реальной основой повышения качества нашей жизни и деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *