что такое ркм калькуляция
Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ
Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу
Типовые формы РКМ ГОЗ
Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.
До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.
Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.
В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.
Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.
Действующие формы РКМ для ГОЗ
Формы по финансово-хозяйственной деятельности в целом
РКМ на миллион
Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ
Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.
Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.
Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).
Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.
Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)
Основные обоснованные экономические нормативы и показатели
Норматив страховых взносов
Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу
Действующие формы РКМ (новые). Калькуляционные и расчетные материалы по гособоронзаказу. Пакет РКМ для обоснования цен и себестоимости военных изделий и НИОКР. Согласование основных экономических показателей, используемых при подготовке РКМ ГОЗ.
РКМ. Часть 1. Вводная
И так в организацию приходит страшная бумага о предоставлении РКМ или в договоре указывается о предоставлении РКМ.
Что такое РКМ? РКМ — это расчётно-калькуляционные материалы.
Как они выглядят, да очень просто. Если это ГОЗ, то смело можно брать Приложение № 5 к приказу ФАС от 31.01.2018 № 116/18. Там около сорока форм. Какие формы заполнять, зависит от вида и метода выбора цены.
Сразу оговорюсь формы, в которых в скобочках стоит буква «Д», предназначены для продукции с длительным циклом изготовления, включая НИОКР.
В любом комплекте РКМ, основополагающим документом является Протокол. Заголовок нужно форматировать, а не оставлять в том виде какой он есть например на Гаранте.
Прошу не пугаться формулировки Государственный Заказчик. Здесь подразумевается именно Ваш Заказчик, это организация, фирма с которой Вы заключаете договор как Исполнитель.
Процедура, здесь, как раз прописывается на основании чего с Вами заключается договор (торги, единственный исполнитель, единственный поставщик и т.д.).
Срок действия цены — срок на который Вы устанавливаете цену (как правило, либо на срок действия договора, либо на текущий год), для НИОКР устанавливается в соответствии со сроками этапов.
Метод определения цены (затратный, сравнимый и т.д.).
В примечании как видно указывается при необходимости, что данная цена будет базовой.
Далее переходим к табличной части.
Наименование работ составляется исходя из Ведомости работ (Спецификации). Если у Вас поставка, то РКМ составляются на каждую самостоятельную единицу, указанную в Спецификации (договоре, ведомости). На НИОКР по этапам.
Код ОКП/ОКПД2 можно найти в интернете, как и ЕКПС. Что касается ФНН, то он присвается только серийным образцам, после прохождения каталогизации.
Единица измерения, в соответствии с договором (ведомостью, СП и т.д.)
Нормативно-техническая документация. Как Вы все знаете, что даже колбаса у нас делается либо по ГОСТу, либо по ТУ. Так что у любого изделия, предмета, работы есть свой номер НТД. Работы например проводятся по ТЗ, либо по заданию и т.п.
Цена заявленная указывается в тыс. руб. в остальных расшифровках в РУБЛЯХ (за искл. формы 21). Без НДС, так как изделие, которое будет поставляться по ГОЗ, может пойти по НДС=0.
Отраслевой орган, как правило, у некоторых поставок или работ есть Отраслевой орган (Министерство), да они тоже имеют право проводить работы по ГОЗ. Пример Министерство спорта закупает оборудование для военных казарм.
Цена принятая Государственным заказчиком. Тут Ваш заказчик ставит свою цену.
Вид цены. По закону у нас их сейчас только ТРИ:
Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу
Базовая цена по гособоронзаказу — это фиксированная стоимость продукции, которую определили затратным методом. Все участники ГОЗ обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому контракту.
Что такое прибыль и расходы по гособоронзаказу
Прибыль, или доходы по ГОЗ, — это финансовый результат по контракту. В ПП РФ №1465 от 02.12.2017 определяется размер прибыли по 275 ФЗ для поставщиков в составе цены — не больше 1% от плановых привнесенных затрат и не больше 20%, но и не меньше 10% от собственных затрат организации на поставку (п. 54 ПП РФ №1465). Для головного исполнителя показатели другие: если доля его собственных затрат в себестоимости продукции 20% и больше, то плановая рентабельность устанавливается на уровне не меньше 5%.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести раздельный учет по гособоронзаказу. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
В контракте указываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может. Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, там же описываются обязанности головного исполнителя.
Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. По правилам при расчете расходов по контракту необходимо учитывать расходы на такие позиции:
Траты по ГОЗ учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.
Каким методом считать цену по ГОЗ
Правительство РФ установило предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ №1465. Кроме того, в постановлении №1465 описаны методы определения цены по гособоронзаказу (п. 9 ПП РФ №1465):
Если методы анализа рыночных индикаторов и сравнимой цены не применяются для определения цены на продукцию ГОЗ и базовая цена такой продукции не сформирована, то итоговая цена определяется затратным методом. Если же базовую цену на продукцию сформировали, то цену на следующий год и плановый период определяют методом индексации базовой цены или индексации по статьям базовых затрат, используя базовые экономические показатели по ГОЗ (ПП РФ №1388 от 23.08.2021).
Что включается в издержки по ГОЗ
Состав затрат по гособоронзаказу определяется приказом Министерства промышленности и торговли №334 от 08.02.2019. Приказ №334 закрепляет порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к приказу №334.
В таблице — состав прямых издержек по гособоронзаказу:
Вид затрат по статьям калькуляции | Норматив — пункт в приказе №334 |
---|---|
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) |