что такое ритм в интерьере
Назад к основам: важность ритма в дизайне интерьера (плюс, как заставить его работать на вас)
Надеемся, вам понравятся продукты, которые мы рекомендуем. Только так вы знаете, Freshome может собрать долю продаж из ссылок на этой странице.
Ритм является фундаментальной составляющей дизайна интерьера. Изображение: M A D E R A Поверхности
Магазин аналогичного вида: Подвески | Кофеварки | кран
Скорее всего, вы, вероятно, привыкли слышать о ритме в связи с музыкой. Это нить, которая соединяет все строфы, мосты и хоры в песне вместе. Тем не менее, ритм в дизайне интерьера работает почти так же. Хотя вы, возможно, никогда раньше этого не замечали, это тонкий образец, который принимает все ваши индивидуальные элементы дизайна и связывает их вместе.
Многие считают, что ритм является секретным для успешного дизайна. Это то, что дает первоклассные интерьеры, которые дают дополнительный намек на полировку, и если вы не можете точно определить, почему ваш дизайн выглядит так, как будто он не собрался вместе, это, вероятно, корень ваших проблем.
Если вы готовы принять свой интерьер на следующий уровень, прочтите ниже. Это руководство поможет вам узнать, что такое ритм, почему он работает и как вы можете применить этот принцип в своем собственном доме. Приложите усилия, чтобы добавить ритм в свои интерьеры, и мы гарантируем, что вы будете удивлены, насколько сильно может повлиять несколько простых изменений.
Магазин аналогичный взгляд: Журнальный столик | Диван | Кресла
Что такое ритм в дизайне интерьера?
Существует пять основных методов, которые вы можете использовать, чтобы стимулировать движение по всему интерьеру. Они заключаются в следующем:
Конечно, вам не нужно использовать все пять этих методов в одном проекте. Включение одного или двух разных компонентов конструкции может помочь визуально объединить пространство, сохраняя при этом достаточное количество вариаций, чтобы он не чувствовал скуки.
Повторение является важнейшим компонентом ритма. Изображение: Студия Duggan Ltd
Магазин аналогичного вида: Комоды | Настольные лампы | Подушки
Применение методов
Подобно восприятию, это один из компонентов дизайна интерьера, который вы должны испытывать, а не полагаться на точные измерения. Когда вы соберете комнату, попробуйте включить ритм, как вы считаете нужным. Затем сделайте шаг назад. Если пространство кажется сплоченным, и если ваши глаза легко перемещаются вокруг, оставьте свой дизайн таким, как есть. С другой стороны, если что-то отвлекается, делайте небольшие корректировки, пока не почувствуете удовлетворение.
Ритм создает единство. Изображение: Amy Lau Design
Магазин аналогичного вида: Обеденные стулья | Люстра
Психологическая выгода ритма
Существует даже психологическая основа того, почему мы находим унифицированные пространства приятными. Согласно Гештальт-психологии, школа мышления, которая фокусируется на восприятии, наш мозг обрабатывает информацию, кипя ее до простейшего узнаваемого шаблона.Это означает, например, что мы зарегистрируем изображение выше как столовую, прежде чем мы сможем сосредоточиться на любом из его отдельных элементов.
Кроме того, чем быстрее мы сможем упростить представленную нам информацию, тем более вероятно, что мы находим ее эстетически приятной. Когда мы включаем ритм в дизайн интерьера, он дает нам набор устоявшихся шаблонов, которые можно отскакивать и позволяет зрителям максимально воспринимать сенсорную информацию комнаты.
Используйте наши советы, чтобы включить ритм в свои интерьеры. Изображение: Robbins Architecture
Магазин аналогичный вид: Торшер | Люстра | Кран | Подушки
Вы прилагаете усилия, чтобы включить ритм в свои интерьеры? Если да, есть ли у вас какие-либо советы, которыми вы можете поделиться? Расскажите нам в комментариях ниже.
Основы дизайна интерьера: ритм
Ритм присутствует во всем: дыхание, биение сердца, океанские приливы, расположение листьев на деревьях. Все это имеет закономерность, повторение. И вот что ритм: организованная комбинация длительностей.
Как принцип дизайна, ритм может быть определен как повторение визуальных образов в пространстве. Ритм создает визуальное единство и движение.
Повторение строительных элементов создает ритм в трех измерениях. Например, колонны, потолочные балки, окна, лестницы создают ощущение движения и делают пространство интересным.
Простейшей формой повторения является регулярное размещение одинаковых элементов на линейном пути. Оконные стекла могут создавать простую сетчатую модель, которая обеспечивает приятный фоновый ритм.
Вы можете повторить цвет, форму, модель или любой другой элемент, в одиночку или группами. Например, в однотонный интерьер можно ввести цвет и повторять его регулярно ведя по комнате.
Чтобы сделать ритмическую схему более интересной, можно варьировать размещение повторяющегося элемента и так задать «темп» для визуального ритма, либо изящный и спокойный, либо резкий и стимулирующий.
Кроме того, можно варьировать характеристику повторяющихся элементов, чтобы создать визуальный интерес. Например, если вы хотите расположить серию картин в рамах в линейном порядке, вы можете выбрать изображения в рамах одной формы и размера, но разных цветов или из различных материалов, чтобы усложнить ритмическую схему. Или можно разместить несколько подушек одного размера, но разного цвета и фактур.
Другой способ достижения ритма с прогрессированием, когда вы постепенно увеличиваете или уменьшаете характеристику элемента. Например, можно расставить вазы одного цвета и формы в последовательности уменьшения или увеличения их размеров. Другой пример: выберите рамы для картин одинаковой формы, размера и цвета, но снижая или увеличивая их тона (от темного к светлому). Вы можете использовать прогрессию, чтобы задать направление в последовательности элементов и привести глаза к главной точке.
Если вы хотите придать интереса ритмическим схемам, вы можете попробовать вводить в последовательность элементов контрастные цвета, формы, текстуры и так далее. Но имейте в виду, что слишком много контраста может создать противоречивый хаотичный ритм.
Наконец, свет тоже может создавать ритм. Например, можно разместить светильники через одинаковые промежутки, чтобы создать повторяющиеся модели из света и тени. Светильники очень эффективны для добавления интереса комнате, особенно встроенные, расположенные вдоль лестниц, стены, коридора. В столовой можно использовать ряд подвесных ламп над столом в сочетании с ритмической схемой, созданной стульями или табуретами, расположенными у обеденного стола.
Правила композиции в интерьере
Поговорим о том, что такое «композиция в интерьере» и правилах ее построения.
Представим комнату живописным холстом и воспользуемся правилами построения художественной композиции. «Динамика» / «статика», «ритм» / «доминанта», «симметрия» / «ассиметрия» — выберите нужное вам понятие о композиции в интерьере и используйте его при оформлении пространства.
Симметрия
Это равноудаленное расположение элементов относительно выбранной оси. Симметричная композиция в интерьере воспринимается нашим глазом как упорядоченная и гармоничная.
Согласитесь, что экстравагантные комнаты с острыми углами, наклонными стенами и волнообразными поверхностями давят на психику — ведь человек сам изначально симметричен, а потому сам стремится к «зеркальности».
Помните, что уравновешенный интерьер не обязательно должен выглядеть как два стоящих напротив друг друга дивана: важно не забыть о уравновешенности по тону и масштабу, ведь если один из шкафов будет под потолок, а другой высотой с комод, то ни о какой симметрии говорить не приходится.
Ассиметрия
По своей структуре противоположна симметрии, а значит вызывает подсознательное беспокойство у любого нормального человека.
Жилой интерьер — не место для экспериментов, потому очень советуем само пространство планировать симметрично, а ассиметричные композиции создавать уже при помощи декора.
Например, можно поиграть масштабами (противопоставить крупную и небольшую мебель), сочетать темные поверхности со светлыми, а яркие цвета с приглушенными. Если вы намеренно выбрали ассиметричную расстановку мебели для комнаты, не забудьте выделить центр композиции — это может быть камин, привлекающая к себе внимание картина или группа светильников.
Ассиметричный интерьер чаще всего обусловлен архитектурой пространства (скругленными стенами, выступами и пр.)
Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности. Ритм задается многократным повторением: горизонтальный (карнизы, фризы, пояса) и вертикальный (колонны, арки). В интерьерном дизайне ритм могут задавать несколько предметов мебели.
Интересный прием композиции в интерьере — «перебить» ритм. Поставьте в ряд несколько одинаковых белых стульев, заменив один из них цветным.
При составлении ритмичной композиции важно помнить о том, что ритм почти не воспринимается, если цвет будет «угасать» по мере удаления от зрителя.
Доминанта
Является визуальным центром композиции, именно она первая притягивает взгляд, и только затем человек начинает рассматривать остальные предметы. Домината может быть цветовая или масштабная. И в том и в другом случае доминирующий предмет «подчиняет» себе остальные.
Доминанта должна быть связана с прочими элементами композиции в интерьере (иначе образ «развалится»).
Потому выбранную цветовую доминанту, например, рекомендуют поддерживать оттенками в аксессуарах или текстиле.
Не стоит воспринимать слова «визуальный центр» буквально, ведь доминирующий предмет не обязательно должен располагаться в центре комнаты.
Статика
Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Такая композиция в интерьере строится на преобладании горизонтальных элементов — низких шкафов, тяжелых глубоких диванов придает приземистый и устойчивый вид.
Статичные интерьеры описывают такими терминами как «стабильность» и «уравновешенность».
Чаще всего речь о пространствах, оформленных в классическом стиле.
«Статичный» интерьер вовсе не синоним скучному! Экспериментируйте в декоре и аксессуарах.
Динамика
В комнату, в которой собираются шумные компании, можно внести элементы движения. Для выражения динамики в интерьере можно использовать не только асимметричную расстановку мебели, элементы с четкими геометричными формами, большое количество свободного пространства, диагональные направления раскладки паркета или плитки. Преобладание вертикальных линий создаст впечатление легкости, устремленности вверх.
Динамичные интерьеры чаще всего выдержаны в современном стиле, ведь нарушать законы композиции стали только в ХХ веке.
Ритм в дизайне или как добиться гармонии в интерьере
В жизни всё подчинено ритму. Ритмичны многие естественные явления: дыхание, сердцебиение, приливы и отливы, смена времени суток… В результате повторения или закономерного чередования определённых элементов появляются стихи, рождается танец, музыка, узоры и… идеальные интерьеры. Без ритма не может быть гармонии: пока вы занимаетесь созданием гармоничного интерьера, всё это время в вашем воображении должен постукивать невидимый метроном. Посмотрим, какие приёмы помогают задать ритм в интерьере.
Умножение на два
Возьмём отдельно стоящий шкаф: в интерьере он часто смотрится как отдельный фрагмент, который так и хочется уравновесить. Особенно это касается открытых книжных шкафов. А вот если заложить в проект две одинаковые такие конструкции – пространство приобретёт совсем другое звучание.
Этот приём подходит не только для шкафов: в журналах, публикующих статьи про уютный дом, есть много примеров использования парных предметов в интерьере. Два изящных торшера, расположенные по обе стороны дивана, одинаковые приставные столики, подвесные светильники над обеденным столом – всё это добавляет гармонии и делает обстановку более уютной.
Фото из открытого источника
Дублирование линий и форм
Если какая-то форма выглядит чужеродной и выбивается из общей картины, постарайтесь повторить её. Представьте, что вам очень понравилась элегантная люстра с плафонами-шарами, но её формы ни с чем в интерьере не рифмуются. А вы попробуйте их продублировать: придумайте какой-нибудь предмет, который будет полезным для вас и не лишним в интерьере.
Это может быть удобный пуфик округлой формы с ящиком для хранения или кофейный столик с закруглёнными краями. Когда такой предмет появится в комнате – шарообразные плафоны уже не будут казаться случайными.
Фото из открытого источника
Декоративные подушки
Многим такой приём покажется примитивным. Но он действительно работает в случае, когда составляющие интерьера сливаются в одно большое пятно или, напротив, смотрятся слишком разрозненно.
Главное условие: подушки должны принадлежать интерьеру. Выбирайте изделия того цвета, который присутствует хотя бы в трёх предметах, имеющихся в данном пространстве. При этом не нужно стараться идеально попасть в цвет, тон можно менять.
Фото из открытого источника
Орнамент
Вам наверняка, и не раз, встречались интерьеры, где декоративные подушки и шторы для окна выполнены из одной и той же материи. Или для пошива штор взяли такую же ткань, которая использовалась для обивки кресла. И вроде всё правильно сделали, и пространство получилось цельным. Но выглядит как-то скучно, “как у всех”, нет изюминки.
Здесь нужно яркое неординарное решение, поэтому попробуйте зайти с другой стороны. У вас шторы в мелкий горох? Отличным вариантом для создания уютного дома будет ковёр с большими кругами.
Фото: Pinterest.ru
Умейте вовремя остановиться
Не злоупотребляйте симметрией: ритм в интерьере тем привлекательнее, чем необычнее. В любом интерьере, даже если он кажется законченным, уместны творческие эксперименты. И хотя безупречность “Весенней рапсодии” Шопена не вызывает сомнений, заваривать чай по утрам гораздо приятнее под Just Friends Паркера.
Основы композиции в дизайне
Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.
В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиционный и геометрический центр.
Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.
Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.
Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.
Способы выделения композиционного центра.
Динамика и статика.
Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.
Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.
Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.
С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.
В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.
Метр и ритм.
В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.
Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.
Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.
Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.
Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.
Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.
Перспективное сокращение.
Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.
Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.
Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.
Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.
Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).
В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.
Спасибо за внимание!
От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.
Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.