что такое ритм игры
«Ритм-игры, которые стоит знать»: какие проекты поставили на звук и сделали его частью жанра
Довольно часто музыкальную составляющую компьютерных игр затмевают геймплей и сюжет. Однако есть проекты, в которых звук не просто выходит на первый план, но становится неотъемлемой частью игрового процесса — например, в ритм-играх. В этой статье мы обойдем стороной такие культовые проекты, как Guitar Hero, и поговорим про чуть менее известные, но не менее интересные релизы.
Osu! Tatakae! Ouendan
Эта серия для Nintendo DS выходила с 2005 по 2007 год. Она — одна из родоначальниц жанра ритм-игр — помимо PaRappa the Rapper (1996), Beatmania (1997), Dance Dance Revolution (1998), Pop’n Music (1998), GuitarFreaks (1999) [дополнения shiru8bit в комментариях] — и по праву обладает «легендарным» статусом: ни до, ни после выпуска серии на рынке не было чего-либо похожего по своей простоте и динамике. Последняя задана специфической атмосферой, которая ведет игрока через процесс разрешения кризисных ситуаций от миссии к миссии.
Ему остается нажимать на всплывающие круги на экране и использовать специальный стилус для консоли в такт музыке. Сложность процесса зависит от мелодии, и здесь можно встретить работы знаковых японских исполнителей, таких как nobodyknows+ и The Yellow Monkey. Один из треков написали Asian Kung-Fu Generation, авторы саундтрека к культовому аниме «Стальной алхимик».
Плейлисты с музыкой к игре можно найти даже на Spotify. К слову, она была издана на японском и на английском, поэтому в адаптации для западного рынка — под названием Elite Beat Agents — задействованы песни Jamiroquai, Мадонны, Шер и других поп-исполнителей.
После того как Nintendo свернула работу над проектом в 2007 году, группа энтузиастов начала разрабатывать её альтернативу для ПК. Проект назвали Osu!, его код есть на GitHub.
Интересно, что такое переиздание обошло по популярности оригинал. Разработчики добавили возможность создавать кастомные уровни, и этот шаг не просто вернул интерес к проекту, но и поднял его до такого уровня, что по игре до сих пор проводят турниры.
Crypt of The Necrodancer
Если Osu! совмещает в себе элементы ритм-игры и даже визуальной новеллы, то Crypt Of The Necrodancer является наполовину roguelike-игрой. Здесь персонаж бродит по бесконечным подземельям, а его действия наиболее эффективны, если попадают в ритм мелодии.
Музыка в игре написана в жанре чиптюн, её автор — Дэнни Барановски (Danny Baranowsky) из компании dB Soundworks. Он работал над саундтреком для Super Meat Boy и Binding of Isaac. Часть композиций написали приглашенные авторы (например, FamilyJules — делает каверы на YouTube).
В определенный момент разработчики дали возможность загружать собственные треки, и — практически по аналогии с ситуацией вокруг переиздания Osu! — существенным образом расширили комьюнити проекта. На тематических форумах люди стали обмениваться музыкой, которая преображает игровой опыт и позволяет взглянуть на проект с другой стороны.
Bit.Trip Runner
Это пиксельный ритм-платформер, в котором персонаж двигается самостоятельно, а задача игрока — помогать ему перепрыгивать препятствия. Каждый шаг сопровождают звуки, сплетающиеся в самостоятельный мелодичный фон, и такое музыкальное оформление помогает вовремя совершать необходимые действия. Но пройти уровень, не попадая в ритм — задача практически невозможная.
Ранние уровни игры — простые, как и звучащие композиции. Но по мере прохождения музыкальный рисунок усложняется, а мелодии — становятся менее предсказуемыми.
Beat Saber
Ритм-проекты проникли и в виртуальную реальность — один из самых ярких примеров это Beat Saber. «Ранний доступ» к игре открыли в 2018 году, и в мае этого года вышла ее полная версия — на ПК, PS4 и Oculus Quest. Проект напоминает Fruit Ninja: если в «ниндзе» по экрану летели фрукты, которые нужно было рубить виртуальной катаной, то здесь на игрока в такт музыке летят разноцветные неоновые кубы, и их уже необходимо разрезать виртуальными световыми мечами.
Поэтому, помимо чувства ритма, пригодится и координация: в некоторых моментах нужно будет «уклоняться» от объектов, нагибаться и делать шаги в сторону. Из-за того, что все тело фактически участвует в игре, геймплей Beat Saber больше напоминает аркадные танцевальные игры.
Cпектр жанров «встроенных» песен довольно велик — от рока до хип-хопа. Есть известные композиции от Muse, Thirty Seconds to Mars и других популярных групп и музыкальных исполнителей.
Сегодня по этой игре тоже устраивают турниры. Они проходят регулярно и по всему миру.
Наша продолжающаяся «Чёрная пятница» — самая честная распродажа аудиотехники со скидками до 70%. Это отличная возможность приобрести гаджет, который вы давно присматривали, — себе или в подарок.
Например, беспроводные наушники Audio-Technica ATH-AR5BT за 9990 руб. или USB-микрофон Beyerdynamic FOX за 10900 руб.
Что почитать в нашем «Мире Hi-Fi»:
«Музыка Большого Брата»: металл, китайский поп и опера
Создатели музыки к компьютерным играм – несколько самых выдающихся имён
Прислушиваясь к информационному шуму: музыка и видео, которые никто не должен был найти
В чем особенности и задачи звукового сопровождения игр
Музыка «по умолчанию»: какие треки были на плеерах и персональных компьютерах
Где брать аудио для разработки игр и других проектов? Библиотеки со звуками природы
Олдскул: на чём выходили игры — обсуждаем необычные носители
Эволюция игр в жанре Rhythm game
Совсем недавно мне удалось поиграть на аркадном автомате в Dance Dance Revolution 1998 года выпуска, после чего захотелось узнать про эту вещь подробнее: откуда она пошла, почему её решили создать и самое главное – для какой практической пользы она использовалась. С этими вопросами я отправился в Глобальную паутину. После нескольких часов поисков на русскоязычных сайтах я обнаружил, что информации по данной теме у нас очень мало. Именно из-за этого я начал серфить англоязычные ресурсы в поиске ответов на мои вопросы. Отыскав нужный материал, я решил порыться еще глубже, и скоро нашел всю историю создания музыкальных игр, а также рассмотрел этапы эволюции такого жанра как Rhythm game, после чего собрал всю информацию и изложил её в данной работе. Надеюсь, получилось интересно. Начнем.
Изначально в 70-х годах прошлого столетия KASKO создает игру, жанр которой обозначился как ритмическая электромеханическая игра (но это еще не тот Rhythm game, который мы с вами знаем сейчас). Название этого чуда я не смог отыскать, но предположительно его называли — Oh! Mouretsu. Разработчиком обозначился Kenzou Furukawa совместно с Kenji Nagata. Основной целью игры, как говорил Nagata, являлось «поднимание женских юбок под ритм музыки». К сожалению, она вышла исключительно в Японии, из-за чего найти еще хоть что-то о ней оказалось весьма проблематичным, но я смог откопать ролик, которым вдохновлялись разработчики игры при её создании
______________________________________________________________________________________
Чуть позже, а именно через 8 лет, в свет выходит еще одна игра, которая в этот раз обрела компактность и более увлекательный геймплей (если рассматривать тот факт, что геймплей предыдущей игры я так и не смог найти). Последний основывался на нажатии нужных кнопок в соответствии с теми же действиями бота. Плюсом этого девайса являлось то, что, помимо развлечения, он развивал память игроков (которые, в большинстве своем, были детьми), ведь всё здесь держалось именно на запоминании нужных манипуляций с клавишами. Внешний вид Саймона (Simon в оригинале) напоминал руль от автомобиля, на котором расположены четыре кнопки: красная, желтая, синяя и зеленая. Каждая из них обладала своим уникальным звуком, который игрок слышал при взаимодействии с одной из них.
______________________________________________________________________________________
Human Entertainment`s в 1987 году выпускает Dance Aerobics, ставшую эксклюзивом для обладателей Nintendo Power Pad, который, между прочим, сейчас стоит от 50$ и выше! Её гемплей отличался от Саймона тем, что теперь игрокам приходилось вставать с дивана и нажимать уже на напольные клавиши, нарисованные на специальном коврике. В игре было 3 мода: Normal, Pad Antics и Aerobics. Каждый из них отличался от другого. В первом игроку предстояло продержаться большее время, его счет начинался со 100 очков и за каждую последующую допущенную игроком ошибку он уменьшался на 10. Когда счетчик достигал 0, плеер проигрывал. Второй мод внутри себя делился еще на три мини-игры: Tune Up, Mat Melodies и Ditto. Каждый из них также обладал некоторыми особенностями. Например, в Tune Up игроку активировались две центральные кнопки, на которые он мог спокойно встать. В дальнейшем, он в свободной форме мог создавать собственную музыку. Во второй мини-игре игрок должен был повторять мелодию, которую воспроизводил ему бот. Третья же была неким аналогом Twister`a: здесь игравшему нужно было нажимать на определенные кнопки определенными конечностями (как бы странно это не звучало). В режиме Aerobics игрокам было доступно 4 песни из обычного режима (Studio 5, Studio 10, Studio 15, Studio 20). Здесь невозможно было проиграть, т.к. после достижения счетчиком 0 игра продолжалась. Однако, прогресса и открытия будущего контента также не было.
______________________________________________________________________________________
Но официально именно PaRappa the Rapper становится первой в мире игрой в жанре Rhythm game да и вообще — одной из первых музыкальных игр в целом. Её геймплей заключался в том, чтобы игрок вовремя нажимал клавиши, которые показаны на экране телевизора/монитора. Несмотря на то, что внешне игра напоминала мультик для детей, она была поистине хардкорной даже для опытных пользователей консоли Playstation, на которой она, между тем, эксклюзивно выпускалась. Дело в том, что иногда комбинации клавиш были настолько длинные и сложные, что после одного промаха вы сбивались и дальше благополучно проигрывали уровень. Игра обладала инновационной графикой, своеобразным дизайном уровней и персонажей, а также весьма разнообразной музыкой. После успеха данного проекта последовало большое количество игр в музыкальном жанре. Кстати, недавно вышел ремастер этой игры на Playstation 4, однако, можно ли её так называть? В любом случае, всем советую ознакомиться с этим шедевром, именно таких слов заслуживает данная игра. А поскольку сейчас действуют новогодние скидки, то цена PaRappa the Rapper Remastered составляет всего 499 рублей, поспешите, быть может, вы еще успеете её купить!
______________________________________________________________________________________
Затем, в 1997 году, выходит отличная, на мой взгляд, Beatmania – игра, которая до сих пор является символом хардкорности лично для меня. Я считаю, что по шкале сложности она обскакала PaRappa на несколько уровней вверх. Но если вы думаете, что Osu! какая-то сложная, то спешу вас разочаровать. После знакомства с Beatmania вы поймете, что глубоко ошибались. Геймпад, с помощью которого нужно играть в эту игру, представляет собой мини-диджейский пульт с ярко-выделенной круговой частью и семью клавишами (их количество варьируется). Специально нашел подборку сложнейших треков, которую предлагаю вашему вниманию:
(мне кажется, что вы уже сами догадались, что здесь находится)
______________________________________________________________________________________
Из-за того, что подобные игры с использованием музыкальных инструментов не были известны за пределами Страны восходящего солнца, всеми любимые на сегодняшний день франшизы GuitarHero и Rock Band, которые начали выходить на Западе, обрели и у нас свою популярность. Игры данных серий выходят до сих пор. Последние части обеих вышли 3 года назад. Вторая вообще воспользовалась концептом DrumMania, и в их проект также были встроены барабаны. Rock Band, к слову, совсем недавно получила поддержку очков виртуальной реальности, а именно Oculus rift. Если честно, я предпочитаю GuitarHero, в нем мне больше нравится плей-лист, а также его замечательная интеграция видеороликов с живыми актерами в игровые моменты. Очень атмосферно смотреть на лица расстроенных людей после плохо сыгранного эпизода в песне “Paint it black”, или, наоборот, их улыбки при отличном отыгрыше сложного момента в “Bangarang”. Это выглядит и ощущается намного приятнее, чем полностью нарисованная картинка Rock Band`a. Опять же, это исключительно моё мнение.
______________________________________________________________________________________
В 1998 году Konami создает аркадный автомат, который целиком и полностью связан с музыкой, и называет его Dance Dance Revolution. Инновационный геймплей, сумасшедший музыкальный ряд и интересная концепция позволили игре стать популярной и запомниться игрокам со всего мира на многие годы вперед. При помощи напольных клавиш игрокам предлагалось контактировать с внутриигровым миром. Самое главное, что нужно было учесть пользователям — каждое неверное нажатие опускало вашу «шкалу жизни», которая прямо пропорционально зависела от будущего рейтинга этой песни. Сами отметки вы можете увидеть на картинке ниже.
Что уж там говорить о популярности, если данный автомат есть даже у нас в Норильске, и поиграть в него может любой желающий, предварительно заплатив, разумеется. В будущем DDR получила огромное количество клонов, а основная линия эволюционировала прямиком до 2013 года, после чего производство серии видеоигр приостановилось.
______________________________________________________________________________________
Рассмотрим теперь более современные музыкальные проекты, которые повсеместно выходят в наши дни. Первые игры, которые сразу приходят в голову – Just Dance, Dance Central и менее известная, но также существовавшая Michael Jackson: The Experience. При помощи камеры и «мувов» (playstation 3) осуществляется весь геймплей. Его смысл заключается в том, чтобы игрок повторял движения персонажей, показанные ему на экране телевизора. Чем синхроннее вы двигаетесь с показанным персонажем, тем больше получаете очков, а в дальнейшем узнаёте рейтинг сыгранного трека. Опять же, в этих играх отсутствовал какой-либо сюжет, но прекрасная реализация «игрок+игра» позволила данным проектам обрести популярность и будущие продолжения.
______________________________________________________________________________________
По Just Dance вообще существует специальный турнир, называемый «Just Dance World Cup», где игрокам предлагается посостязаться в любимом деле, выиграв, если удастся, ценные призы! На этом сайте уже есть вся информация, посвященная данному ивенту в 2018 году: en.justdanceworldcup.com/. Инструкцию с подробным описанием того, как можно принять в нем участие, вы можете найти в видеоролике:
На ютубе также создаются отдельные каналы, напрямую связанные с этой игрой, вот, например, некоторые из них: www.youtube.com/user/thefairydina
www.youtube.com/channel/UC_TDcT3TnjNimZHbMj66Bdg
На сегодняшний день самым современным музыкальным проектом является вышеупомянутая Just dance, которая выходит раз в год. Для того чтобы серия не скатывалась в «помойку», разработчики с каждым разом меняют в игре музыкальный ряд, совершенствуют систему отслеживания движения, а также добавляют в игру специальные треки для детей. Я считаю, что таким образом Ubisoft только продлевают жизнь своему проекту, делая его интереснее для всех возрастов. Не удивлюсь, если в скором будущем там появятся треки для старшего поколения.
Что ж, проанализировав всю найденную мной информацию, можно сделать вывод, что игры в жанре Rhythm game действительно прошли длинный эволюционный путь, для того чтобы мы их знали такими, какими они являются сейчас. Конечно, я не затронул другие проекты, как, например, Patapon, но дело в том, что акцент я делал именно на тех, которые как-то глобально меняли этот жанр. Радует, что музыкальные игры являются одними из тех немногих, которые позволяют геймерам так или иначе совершенствоваться не только в виртуальном мире, но и в весьма реальном. При помощи Just Dance вообще можно накачать ноги, а GuitarHero в какой-то степени облегчает будущее знакомство с реальной гитарой. Очень приятно осознавать, что разработчики не забывают про этот жанр, с каждым разом они, наоборот, пытаются его улучшить. Разумеется, это такой же заработок, как и в случаях с другими играми, но отсутствие лутбоксов в 2018м — это уже редкость. Спасибо за прочтение. Если вам понравилась данная работа, поставьте плюсик сверху и «одобряю» снизу:D Также буду признателен, если вы поделитесь ею в предоставленных на СГ соцсетях. С вами был l3ulldo6, до скорых встреч на том же самом сайте.
ТОП 10: Лучшие ритм-игры
Симулятор гитариста с пивным пузом, ритм-шутер от первого лица и музыкальные гонки — представляем лучшие игры, где нужно внимательно следить за ритмом.
В жизни мало вещей лучше музыки, поэтому у связки «музыка + ритм-игры» конкурентов еще меньше. Музыка вызывает больший эмоциональный отклик, чем любое другое искусство, если делить удовольствие на минуту.
Здесь мне хочется процитировать Цитана из культовой игры Xenogears: «Музыка — вещь загадочная. Иногда она заставляет людей вспомнить то, чего они совсем не ожидают. Многие мысли, чувства, воспоминания. почти забытые вещи».
Создание видеоигр на основе музыки требует нескольких ключевых ингредиентов — игровой процесс, конечно же, остается на первом месте, но вы не стали бы играть в ритм-игру, если саундтрек не выполнен на должном уровне. Представьте, если бы Guitar Hero заменил свой каталог знаковых песен на треки, о которых вы даже не слышали.
Имея это в виду, мы составили список лучших ритм-игр: от 2D-рогаликов с четким ритмом до VR-проектов, где используется световой меч.
10. Beat Saber
Beat Saber штурмом взяла виртуальную реальность и помогла внедрить новые технологии в головы и руки многим игрокам. Концепция Beat Saber очень проста: используя два световых меча разного цвета (да, как в «Звездных войнах»), вы режете блоки соответствующего цвета в направлении, указанном игрой, — это позволяет почувствовать себя джедаем в абсолютном потоке силы (хотя со стороны это выглядит глупо).
К игровому саундтреку нет никаких претензий, но версия для PC — единственная, которая поддерживает импорт пользовательских песен. Включив культовый трек Duel of the Fates, вы почувствуете себя настоящим джедаем!
9. Thumper
Thumper — это игра с «насилием в ритме», и, хотя такое определение может показаться немного агрессивным, оно связано с тем, что в саундтреке много перкуссии, громких падений басов и почти ужасающих звуковых эффектов.
Однако нельзя сказать, что такое решение угнетает — заставлять вашего маленького главного героя-жука мчаться по трекам со скоростью, которая, как кажется, превышает миллион километров в час — очень весело. Кстати, если вы играете, используя шлем виртуальной реальности, держите тазик под рукой.
Каким бы способом вы ни проходили Thumper — это ритм-игра, напоминающая американские горки, от которых невозможно отказаться. Главное — играйте в нее в наушниках, иначе будет сложно добиться желаемого эффекта.
8. Crypt of the Necrodancer
Рогалик с видом сверху может показаться странным подходом в игровом дизайне, основанном на ритме, но разработчику Brace Yourself Games удалось создать нечто уникальное и главное — работающее.
Каждое действие в Crypt of the Necrodancer должно выполняться в такт музыке — учитывая врагов, отстукивающих уникальные ритмы. Чтобы осознать гениальность идеи, потребуется время, а для получения бонусных очков вы можете пройти всю игру, используя специальную танцевальную площадку в качестве контроллера. И в этом случае готовьте ведро — потеть придется много.
7. Guitar Hero III: Legends of Rock
Guitar Hero III: Legends of Rock 2007 года навсегда останется в памяти благодаря тщательно подобранной музыке, включающей такие треки, как Rage Against The Machine и Slipknot, вплоть до Kiss и ZZ Top.
Guitar Hero III: Legends of Rock по-прежнему хорошо подходит для широкого круга игроков, с различными настройками сложности и медленными песнями для новичков, с которыми стоит познакомиться, прежде чем перейти к тяжелым партиям.
Тот факт, что эта игра все еще сохраняет процветающее сообщество на Twitch спустя более десяти лет после выпуска, говорит нам о многом.
Если вы мечтаете стать рок-звездой, но не хотели захламлять комнату проводами, инструментами и прочей аппаратурой, или у вас просто нет таланта — Guitar Hero III: Legends of Rock вернет вам иллюзию забытой мечты.
6. Lumines: Remastered
Первое появление Тэцуи Мидзугути в этом списке, Lumines изначально была игрой для PSP, которая была переработана в 2018 году и выпущена на PC.
Lumines: Remastered — это разновидность музыкального тетриса, где игрокам необходимо складывать из фигур ровные блоки различного цвета. Линия очищения здесь проходит в соответствии с музыкальным сопровождением. Идея проста, но ее медитативный характер вызывает массу удовольствия.
Lumines: Remastered расслабляет и вгоняет в состояние эйфории. Особенно приятно, когда у вас накопилось множество блоков, и под кульминационный момент песни все они разом очищаются. Это как смыть большую… кхм, не будем об этом.
5. Audiosurf 2
А вы когда-нибудь играли в ритм-игру и думали: «Вау, было бы здорово, если бы я был знаком с некоторыми из этих песен?». Если да, то Audiosurf 2 может быть именно тем, что вы ищете.
Здесь вы мчитесь по трассе с невероятной скоростью и собираете блоки, стараясь не врезаться в препятствия. Это не совсем новая концепция, но Audiosurf 2 поддерживает импорт ваших собственных песен, чтобы превратить их в футуристическое шоссе нот.
Ощущения от игры — будто вы попали на настоящую дискотеку. Свистопляски приносят массу удовольствия, а любимая музыка так и норовит заставить вас подпевать или выстукивать знакомый ритм.
4. Rocksmith 2014 Remastered
Rocksmith 2014 Remastered — это переиздание оригинальной игры Rocksmith 2014, которая сама по себе является продолжением первой части Rocksmith.
Если отбросить громоздкое название, Rocksmith 2014 Remastered — большая редкость — она веселая и познавательная. С помощью нее можно научиться играть множество песен — достаточно лишь подключить собственные инструменты. Хотя Rocksmith не похожа на типичную ритм-игру, вам будет сложно найти другой музыкальный проект с такой же степенью масштабируемости.
Освоив основное содержание игры, вы можете выбрать из более чем тысячи полностью лицензированных треков в качестве DLC — так что Rocksmith 2014 Remastered может длиться столько, сколько способны выдержать ваши покрытые мозолями пальцы.
3. Rhythm Doctor
Самая странная ритм-игра в этом списке. Вы — неопытный интерн в больнице. А ваши пациенты — люди, которые живут музыкой. В прямом смысле слова. Чтобы вылечить своих больных, вам нужно нажимать пробел во время седьмого бита.
Называя себя «самой сложной однокнопочной ритм-игрой, в которую вы когда-либо играли», Rhythm Doctor будто играет с вашими ожиданиями, делая это весело и изобретательно. Чтобы сосредоточиться на ритме, придется очистить разум от лишних мыслей. В конце концов, от вас зависят жизни людей!
По мере того как вы лечите пациентов, ваш экран может давать сбои или возникает какая-нибудь задержка — под все это вам нужно приспособиться, вовремя нажимая пробел. Более того, ваш экран может погаснуть, заставляя вас отсчитывать удары в голове. Возможно, после этой игры вы захотите приобрести метроном.
2. Rez Infinite
Оригинальная Rez была запущена на PlayStation с уникальными (и зачастую впечатляющими) каркасными визуальными эффектами, вдохнувшими жизнь в этот гибридный шутер / ритм-игру. Спустя 20 лет игроки на PC наконец-то смогли оценить ее расширенную версию — Rez Infinite — еще одну впечатляющую ритм-игру, созданную Тэцуей Мидзугути.
Каждое действие в Rez Infinite влияет на звуковой ландшафт, а вибрация при игре с геймпадом только усиливает ощущение синестезии. Rez Infinite — это игра о разрушении барьеров между чувствами и о безумии. Да, она абстрактна и несколько вычурна, но при этом до боли прекрасна от начала до конца.
1. BPM: BULLETS PER MINUTE
BPM: BULLETS PER MINUTE заняла первое место в этом списке ритм-игр исключительно на основании того факта, что она привнесла нечто новое в жанр.
Среди множества вещей, которые BPM делает правильно, можно отметить схватки с боссами — для победы нужно использовать маневры уклонения и атаки таким образом, чтобы вы могли попасть в такт саундтрека.
А какая ваша любимая ритм-игра, и почему это osu?