что такое риск лист
Что такое риск-ориентированный подход при осуществлении проверок? Что такое проверочные листы? И зачем они нужны работодателю?
Все мы с Вами знаем, что на данный момент в сфере проведения проверок происходит переход на риск-ориентированный подход, согласно статье 8.1 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294‑ФЗ от 26.12.2008).
На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшой организации, контролирующий орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим компаниям будет применяться более углубленная комплексная проверка.
Одним из инструментов риск-ориентированного подхода является использование проверочных листов при осуществлении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.11.3 ст.9 ФЗ № 294 от 26.12.2008 г., проверочные листы — это списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем составляющих предмет проверки обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Так чем же проверочные листы могут помочь работодателю?
Проверочные листы создают дополнительную возможность для самоконтроля, работодатель может использовать их для подготовки к плановой проверке трудовой инспекцией, Ростехнадзором, МЧС и другими контролирующими организациями.
Нужно взять проверочный лист, тематика которого соответствует виду деятельности, по которому разработан проверочный лист и ответить на все вопросы в нем. Проделав это, вы обнаружите слабые места и сможете исправить все выявленные недостатки, не дожидаясь визита проверяющих. А также сможете заранее подготовить нужные документы, чтобы сократить время проведения проверки.
Таким образом, использование проверочных листов работодателем при внутреннем контроле позволяет:
Как ничего не забыть, отметить все моменты и сделать это правильно – автоматизировать!
Программный продукт «Охрана труда» для «1С:Предприятие 8», разработанный компанией ООО «Информ «Центр» предназначен для комплексной автоматизации по охране труда и промышленной безопасностью. Подсистема «Мероприятия» программного продукта «Охрана труда», отвечает всем функциональным требованиям для автоматизации проведения внутренних проверок на предприятии, в том числе и с помощью проверочных листов.
Разберем на примере программы «Охрана труда» этапы планирования и осуществления проверки с помощью проверочного листа.
Шаг 1. Документ «Установка периодичности проверок»
Данный документ позволяет назначить для какого-либо объекта проверки периодичность осуществления проверки. Документ можно открыть через меню «Мероприятия – Установка периодичности проверок».
При создании документа на вкладке «Список объектов» указывается объект проверки, для которого нужно установить периодичность. Объектом могут быть:
На вкладке «Расписание» указывается программа проверки, периодичность, длительность проведения и ответственные лица.
Шаг 2. Документ «План проверок»
На основании установленной периодичности проведения проверок можно создать документ «План проверок». Документ можно открыть через меню «Мероприятия – План проверок».
При создании документа, на вкладке «График» указывается объект проверки через «Подбор» или «Добавить». Можно заполнить табличную часть по всем объектам, для которых была назначена периодичность проверок, нажав «Заполнить – Заполнить по объектам с назначенной периодичностью». Программа автоматически проставит даты проверок исходя из указанной периодичности за указанный период, все данные можно корректировать вручную.
Из данного документа можно сформировать печатную форму «График проверок».
Также из документа «план поверок» можно сформировать и распечатать печатную форму проверочного листа, по которому собственно нужно будет проводить проверку.
Шаг 3. Отражение результатов проверки.
Из документа «План проверок» можем создать документ «Акт проверки», так же данный документ можно создать через меню «Мероприятия – Акт проверки»
При выявлении нарушений в процессе проверки, с помощью проверочного листа, данные нарушения нужно указать в документе «Акт проверки» напротив каждого требования, по которым выявлены нарушения, а так же проставить даты устранения нарушений.
Поле этого все выявленные нарушения будут отображаться в Календаре дел у пользователя.
Подведем итоги. Как видим, программный продукт Охрана труда компании ООО «Информ Центр», является отличным решением для автоматизации проведения проверок соблюдения обязательных требований законодательства, с помощью проверочных листов, и не только.
Автоматизируйте процесс проведения проверок у Вас в организации и помните: чем чаще и качественнее в организации производится внутренний контроль, тем меньше допускается нарушений и тем ниже вероятность получения крупных штрафов от надзорных органов!
Шишкин Артем
Методист по программным продуктам
Возникли вопросы по работе в программе?
Обращайтесь к нам, всегда рады помочь.
Как узнать категорию риска компании для трудовой проверки
Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.
Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).
Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.
Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.
В чем суть риск-ориентированного подхода
Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:
РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.
При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.
Как оценивают степень опасности причинения вреда
На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.
В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:
Показатель потенциального риска
Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:
А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.
Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.
Кто присваивает классы опасности и как их изменить
Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.
Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.
Класс опасности меняется и автоматически:
Проверки Роструда по регламенту
С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.
По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.
Как категория риска влияет на периодичность проверки
Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:
Проверка личности и оценка рисков: что такое KYC и AML
Условия современного банкинга предполагают отказ от анонимности операций. Финансовые организации борются за прозрачность транзакций, а кредит можно взять только при предъявлении нескольких документов. Покупка иностранной валюты тоже производится по паспорту. В этой связи в деловом обороте появились аббревиатуры KYC и AML. РБК Тренды разобрались, что это за принципы и как они работают.
Что такое KYC
KYC (Know Your Customer или Know Your Client, Знай своего клиента) — принцип работы финансовых институтов, который обязывает их идентифицировать личность человека перед тем, как тот сможет проводить операции. Эта идентификация служит многим целям: пониманию своей клиентуры, мониторингу операций, снижению рисков, борьбе со взяточничеством и коррупцией.
Понятие KYC появилось в официальных документах Департамента Казначейства по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN США в 2016 году. Именно он ввел формальные требования KYC. Однако то, какие именно данные запрашивать от клиента, решают сами сервисы, так как единого стандарта не существует. К примеру, криптобиржи обычно запрашивают ФИО, дату рождения, почту, номер телефона, страну и адрес проживания, ID (паспорт, права или другой документ).
Примерами процедур KYC можно считать лимиты на снятие наличных со счета или верификацию личности клиента по коду из SMS.
Благодаря этому принципу банк определяет, кто может стать его клиентом, а также может получить базовые данные о клиенте, отслеживать и оценивать его транзакции, повышать безопасность этих транзакций.
Российские банки вводят процедуры биометрического распознавания клиентов. ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Тинькофф Банк, Почта Банк, «Московский кредитный банк» и другие работают с «Ростелекомом» над развитием Единой биометрической системы, которая позволит клиентам этих банков получать все услуги удаленно по образцу лица и голоса. Система Smart-ID уже работает в Эстонии, Литве и Латвии. Она позволяет предоставлять 99% государственных услуг в интернете, а также помогает местным жителям намного быстрее проходить проверки KYC, голосовать онлайн, платить налоги в цифровом виде, покупать криптовалюты и т. д.
В России требования принципа KYC прописаны в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в «Положении об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Контроль за исполнением принципа ведет комитет по финансовому мониторингу Минфина.
Как работает KYC
Софт для KYC работает по принципу сбора информации для составления базы данных. Специализированное программное обеспечение помогает фирмам управлять процессом проверки личности, позволяя им автоматически определять клиентов с высоким уровнем риска, сокращая при этом вероятность человеческой ошибки и ложных срабатываний.
Процедуры KYC представляет собой многоэтапную операцию, включающую сбор и анализ личной информации клиентов. Чтобы проверить эти данные, учреждения отправляют информацию множеству независимых сторонних проверяющих. Эти организации сравнивают ее с официальными базами данных, чтобы подтвердить, что информация верна и совпадает по всем параметрам. Проверяющие также сопоставляют информацию о человеке с глобальными базами преступников.
С помощью этих процедур финансовые организации и поставщики услуг могут определить уровень риска для каждого клиента.
В начале 2021 года FinCEN предложила участникам рынка криптовалют и цифровых активов проверять личности клиентов. Так, Coinbase, которая работает с более чем 10 млн пользователей, требует от них предоставить персональные данные, удостоверяющие личность, чтобы подтвердить отсутствие подозрительной деятельности. Взамен биржа предлагает безопасность сделок. А новая криптовалюта AML Bitcoin (Anti-Money laundering Bitcoin) разработана с учетом политик KYC и AML, а также требований американского «Патриотического акта» и Американской межбанковской ассоциации. Данная цифровая валюта полностью открыта для банков и правительств за счет биометрической идентификации ее владельцев.
Соблюдение политики KYC и AML позволяет пользователям и биржам быстрее конвертировать криптовалюту в реальные деньги.
Что такое AML
Финансовые институты используют принцип AML для проверки бизнеса, который работает с наличными расчетами или имеет активы в наличности, держит деньги на разных счетах и в нескольких банках, переводит их за границу, покупает фьючерсы, опционы или другие инструменты для наличного расчета, инвестирует в ценные бумаги через брокеров или дилеров.
Понятие AML закрепилось после создания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — FATF. Это произошло в 1989 году в Париже. Она разрабатывает международные стандарты по предотвращению отмывания денег и способствует их внедрению, а также борется с финансированием терроризма.
Другой организацией в борьбе с отмыванием денег выступает Международный валютный фонд. МВФ требует от своих 189 стран-членов соблюдать международные стандарты для предотвращения финансирования терроризма. Одно из правил требует, чтобы период замораживания средств на депозитах был не менее пяти дней для борьбы с отмыванием денег.
Как работает AML
AML использует различные алгоритмы для связи базы данных KYC и других источников информации. Связь между AML и KYC должна быть постоянной и обратной. Модули KYC могут использоваться для адаптации программы AML к уникальным потребностям конкретного бизнеса, уточнения рисков клиентов и повышения эффективности соблюдения нормативных требований.
Идентификация клиента (KYC) является лишь частью противодействия отмыванию денег (AML). Другими его элементами выступают CDD — Customer Due Diligence (надлежащая проверка клиента), EDD — Enhanced Due Diligence (углубленная или расширенная проверка клиента), политика AML, основанная на рисках, текущая оценка рисков и постоянный мониторинг, программы обучения персонала, внутренний контроль и внутренний аудит.
Отчеты EDD составляют специальные фирмы, которые работают по стандартам компании PwC в соответствии с международным стандартом ISAE 3000. Обычно это работа по сбору дополнительной информации о клиентах с повышенными рисковыми рейтингами. К примеру, компания Refinitiv предлагает как продукт свои отчеты Enhanced Due Diligence с информацией по KYC из глобальных источников.
Подобные отчеты могут предоставлять также сами клиенты финансовых учреждений. Вся информация в них должна быть открытой и подкрепленной достоверными источниками.
Различия KYC и AML
KYC относится к процессу проверки личности и оценки рисков, а AML представляет собой спектр методов борьбы с отмыванием денег, используемых для защиты от финансовых преступлений, выявления и сообщения о них. Однако многие финансовые организации не могут полностью реализовать один или оба этих аспекта, ошибочно полагая, что они выполняют одну и ту же задачу.
KYC выступает одним из принципов, которые нужно соблюдать, чтобы соответствовать правилам AML. Причем, отказ от проверки KYC станет поводом для уголовного преследования, даже если организация работает легально и честно.
AML, по сути, это процесс соответствия, который состоит из анализа информации о клиентах, чтобы соответствовать требованиям FATF. При этом одним из источников информации о компании является документ KYC, который включает качественную и количественную информацию.
Андрей Симаков, руководитель продукта «Риски и комплаенс» компании «Диасофт», отмечает, что KYC и AML дополняют друг друга. По его словам, когда современные крупные банки объявляют конкурс, они включают отдельные блоки и по выявлению сомнительных операций AML и KYC. Однако, когда речь идет о банках с недостаточным капиталом, KYC может быть не предусмотрена. Симаков поясняет, что в этом случае банки предпочитают ориентироваться на открытые справочники и неавтоматизированную идентификацию.
Эксперт отметил, что в России идентификация клиента регламентируется Положением Банка России от 15 октября 2015 года № 499-П, а для его проверки можно использовать открытые перечни, реестры, а также СМИ и другие источники.
«AML — это, в основном, техника соблюдения законодательства в определенной стране. В 2021 году в нашей стране ЦБ и Росфинмониторинг ввели много новых правил контроля операций и исключили некоторые устаревшие. Кроме того, нормой AML стала блокировка операций клиентов, которые имеют совпадения с различными перечнями (их список недавно пополнил реестр запрещенных ресурсов от Роскомнадзора). Таким образом, самым успешным игроком становится тот, кто хорошо разбирается в российском законодательстве. Это, как правило, местные игроки», — рассказал Симаков.
Термины KYC и AML встречаются только в тех странах, где есть законодательные ограничения. В офшорах таких требований нет.
Простыми словами: Риск-ориентированный подход
Что такое этот риск-ориентированный подход? Расскажем в новом тексте Milknews в рубрики “Простыми словами”.
Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.
Как это работает сейчас?
На данный момент риск-ориентированный подход проявляется в том, что в отношении небольшого компании надзорный орган может ограничиться самой простой процедурой оценки рисков, а к большим учреждениям будет применяться более комплексная проверка.
Сам подход к управлению рисками изначально появился в финансовом секторе, деятельность участников которого предполагает значительные риски – банки, страховщики, инвестиционные фонды стремятся управлять ими для установления цен на свои услуги. Ставки по кредитам, стоимость ценных бумаг и размеры страховых премий напрямую зависят от рисков, которые берет на себя компания.
Благодаря изначальной схожести работы отделов управления рисками в финансовых компаниях и служб внутреннего контроля риск-ориентированный подход внедрился сначала в традиционный аудит, а затем и в прочие виды контроля и надзора, в том числе в государственный.
Одновременно с этим произошло упрощение системы – если в финансовом секторе используются экономико-математические модели просчета рисков с точностью до десятых процента, то в других областях достаточно разделить риски на группы опасности, что мы и видим сейчас в деятельности контрольных ведомств.
Где это прописано?
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основная его цель – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.
Как подход меняет работу ведомств?
Россельхознадзор
В деятельности Россельхознадзора риск-ориентированный подход используется в государственном земельном контроле, карантинном фитосанитарном контроле, а также к ветеринарном надзоре и ветконтроле на границе.
В своем докладе Заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Николай Власов отмечает, что ведомство готовилось к реформе и еще в 2007 году задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности, однако не смогло избежать трудностей при переходе.
Первой проблемой стали критерии оценки риска: было неясно, в каком случае применять выборочную проверку, а в каком проводить тотальный контроль.
Второй проблемой стал доступ к данным об организациях – до реформы не было системы регистрации предприятий как имущественного комплекса, была только система регистрации предприятий как субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим у надзорного органа возникала проблема, когда у большого аграрного холдинга с множеством площадок (к каждой из которых применяются отдельные методы контроля) был один ИНН, и было сложно контролировать виды деятельности в реестре.
С сентября 2017 года риск-ориентированный подход применяется при проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении земель сельхозназначения, для них устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
В отношении земельных участков, отнесенных к средней категории риска, устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, а в отношении участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
За 2017 год Россельхознадзор разработал вышеперечисленные критерии, утвердил их, а также подготовил обоснование отнесения объектов к категориям в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска.
Для развития применения риск-ориентированного подхода в сфере земельного надзора Россельхознадзор дорабатывает информационную систему «Цербер» для создания и ведения реестров поднадзорных объектов. В текущем году плановые проверки юрлиц и ИП уже сформированы с учетом критериев риска.
Также ведомством применяется форма проверочного листа – списка контрольных вопросов, предъявляемых к проверяемому. На их основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может самостоятельно, еще до проверки оценить соответствие объекта к классу опасности.
Указанная форма проверочного листа утверждена приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора», приказ вступил в силу в декабре 2017. С этого момента Россельхознадзор и его территориальные управления применяют проверочные листы во всех плановых проверках.
Роспотребнадзор
Как это работает в мире?
Основная концепция внедрения РОП в других странах мира не отличается. На первоначальном этапе разрабатывается нормативная база и инструментарий надзора, этап разработки предполагает стратегическое планирование и риск-ориентированные документы для всех отраслей, а этап реализации подразумевает регулярную актуализацию нормативной базы и оценку результатов.
Частыми проблемами, с которыми сталкивались страны ЕС при переходе к риск-ориентированному подходу, оказались недостаточно проработанная нормативная база и одновременное использование старых и новых нормативных документов, а также нечеткая стратегия и неориентированное на риск планирование.
Основная идея риск-ориентированного регулирования – нельзя регулировать и контролировать все эффективно, полный контроль экономически нецелесообразен.
Дания
Контроль также производится по 5 группам опасности, но в Дании существуют и т.н. элитные группы – стандартная частота проверок составляет 0,5 в год (т.е. раз в 2 года), и если в последних 4 отчетах с результатами проверок не предусматривалось штрафных санкций, компания получает статус элитной и количество проверок относительно нее сокращается (с 5 до 3 в самой высокой группе риска и с 3 до 1 в высокой). Кроме того, приятным бонусом для компании становится то, что она может использовать значок своего элитного статуса в маркетинге, например, в рекламе или маркировке.
В ноябре 2017 Всемирный Банк провел семинар по риск-ориентированному подходу, в ходе семинара профессор Гордана Ристич представила доклад об индикаторах риска для санитарно-эпидемиологического надзора.
В первую очередь, эффективность зависит от правильного анализа реальных угроз, возникающих на проверяемых объектах. Так, например, пищевые производства должны иметь разные уровни риска в зависимости от методов обработки продуктов и потенциальной опасности для потребителя.
Согласно международной практике, административные меры, применяемые надзорными органами, должны быть гибким инструментом воздействия. Предприятия должны получить определенное время на устранение нарушений и уже затем, в случае дальнейшего несоблюдения требований, быть наказаны.
Эксперт также указала на важность подготовки инспекторов. По словам Ристич, “современный инспектор должен знать о хороших практиках, умениях, технологиях. Во время проверки он должен оценивать как инфраструктуру, так и процессы”.
Относительно проверочных листов эксперт подчеркнула, что чек-листы должны удобным инструментом выявления рисков, а не простым копированием законодательных норм. То, как на предприятии происходят процессы, важнее формальной оценки инфраструктуры.
В целом, в практике внедрения РОП в ЕС пришли к выводам, что инспекционный контроль может стимулировать компании, а может и производить обратный эффект – продолжительные и частые проверки с целью выписывания штрафа не могут улучшить результаты деятельности компании.
Оценки
В целом, конечно, со стороны реформа выглядит позитивным изменением, облегчающим жизнь бизнесу. Заместитель министра экономического развития, один из инициаторов перехода к РОП Савва Шипов на Российском экономическом форуме рассказал, что решение о проведении проверки должно приниматься не конкретным инспектором, а на основании степени риска, пояснил Шипов.
Однако у представителей бизнеса и потребительских обществ реформа вызвала разную реакцию.
Дмитрий Янин, Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) в разговоре с Milknews раскритиковал проводимую реформу и связал изменения с нежеланием финансировать контрольные органы.
«На мой взгляд, реформа КНД была инициирована от безысходности. Это связано с нежеланием государства финансировать эффективный надзор, нежеланием обеспечивать компенсационные пакеты надзорным органам, зарплаты и социальные гарантии проверяющим.
Главный документ – закон о контроле юрлиц при осуществлении КНД – фактически снизил эффективность контрольно-надзорных мероприятий. Ни в одной стране ЕС мы не нашли практики, когда организацию предупреждают о внеплановой проверке за сутки – таких ограничений нигде нет, потому что после предупреждения посылать госчиновников на проверку неэффективно. Чиновники-реформаторы, инициировавшие вместе с крупным бизнесом и надзирающими органами, достаточно лояльно относятся к мизерным штрафам за обман потребителя и фальсификат, у нас не очень высокие штрафы за нарушения требований технических регламентов. Поэтому тенденция сохраняется, качество и количество надзорных ведомств будет сокращаться, а бизнес продолжит писать правила игры, исходя из условий «не мешайте делать, что хочется».
К остальным изменениям, вроде ранжирования и косметическим изменениям в законодательстве я отношусь спокойно, ключевая проблема – недофинансирование и низкий уровень штрафов, проблемы в законодательстве, отсутствие возможности потребителям через суд массово отстаивать свои интересы (например, в США есть коллективные иски, которые подают общества потребителей, в некоторых странах надзорные органы могут обращаться в суд по поводу не только изъятия продуктов с полок, но и со всего рынка, включая выплату компенсаций)».
На вопрос о том, не является ли значительное снижение количества проверок нежеланием государства финансировать надзор, эксперт пояснил, что эффективный контроль можно (и нужно) построить, вообще обходясь без плановых проверок госорганами. “Лучшие мировые практики это наглядно показывают. Тем более сегодня, когда есть тысячи способов обеспечения контроля с помощью разнообразных технических устройств. Кроме того, есть практика страхования и работы Саморегулируемых организаций. Вполне положительная”.