v Любая образовательная программа нацелена на изменение «исходного состояния» ребенка и переход его в качественно иное, новое состояние. Если процесс изменения отождествляется с процессом обучения, то есть с приобретением конкретных знаний, умений и навыков, то, соответственно, и результатом освоения программы являются ЗУНы.
v Определение результата освоения основной образовательной программы дошкольного образования возможно через понятие качества как адекватной характеристики развития ребенка в дошкольном возрасте.
«Развитие есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» ().
Качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.
Содержание понятия качества применительно к дошкольному образованию
— качества как результаты освоения образовательной программы определяются в той же логике, что и цель, и содержание дошкольного образования (наличие признаков целостности, системности, интегративности);
— обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (например, как к набору знаний, умений и навыков или соответствующих компетенций);
— если в процессе дошкольного образования мы делаем акцент на развитие (а не обучение) детей, то результатом любого развития является достижение нового качественного состояния; ребенок в возрасте 7-и лет, если правильно организовано его развитие, действительно, переходит в новое качественное состояние, существенно отличающее его от самого себя в возрасте от 3 до 7 лет;
— сформированные качества ребенка – это, в большинстве случаев, результат всего периода дошкольного образования, но каждое качество, являя собой совокупность признаков, свойств, позволяет нам на протяжении всего периода от 3 до 7 формировать его отдельные составляющие – то есть некие промежуточные (не интегративные) результаты.
Интеллектуальные – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
Основания выбора качеств
— по принципу интегративности (то есть возможности формирования в ходе освоения всех или большинства образовательных модулей);
— в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребенка к концу дошкольного возраста, если процесс его развития был правильно организован;
— на пересечении интересов и потребностей семьи, государства и общества в сфере дошкольного образования (именно поэтому социальный, а не психолого-педагогический портрет);
— с учетом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения основной образовательной программы.
v Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
v Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
v Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
v Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
v Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
v Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
v Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
v Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Конструктивное решение проблем (методы конструктивного решения проблем применяются в экспертных системах, которые используются для планирования, проектирования и некоторых видов диагностирования) анализа результативности педагогической деятельности может быть обеспечено на основе праксеологического подхода.
Праксеологический подход рассматривает человеческую деятельность с точки зрения оптимальности ее осуществления.
Праксеологический подход к анализу педагогической деятельности означает осмысление ее функциональности, результативности, определение целесообразности действий педагога, выявление тех действий и операций, выполнение которых не удовлетворяет, выяснение причиннеэффективности, изучение возможностей, потенциала и неиспользованных резервов, выработку предложений по повышению эффективности деятельности.
Анализ результативности педагогической деятельности означает изучение составных частей организации педагогом педагогического процесса и деятельности учащихся, то есть изучение выполняемых педагогом в процессе организации практических действий.
Специфика праксеологического подхода предполагает определение сути результатов и результативности педагогической деятельности с точки зрения праксеологических основ, выявление их праксеологических характеристик, то есть праксеологическое осмысление результатов педагогической деятельности. Праксеологическое осмысление результатов означает:
· фокусировку внимания на тех результатах, которые в полной мере зависят от действий педагога;
· осознание многогранности результатов педагогической деятельности;
· различение результатов в каждый конкретный промежуток времени (текущий, промежуточный, итоговый результаты);
· представление о необходимых характеристиках, которыми должны обладать результаты: соответствие цели, качество, эффективность, успешность, продуктивность, конструктивность, полезность.
Параметрами анализа результативности педагогической деятельности, которые удовлетворяют праксеологическим характеристикам, являются:
· Качество организации образовательного процесса.
· Эффективность педагогической деятельности.
· Профессиональные проявления и достижения.
Под качеством организации образовательного процесса понимается такое свойство (состояние) организации, при котором достигается положительная динамика личностных проявлений обучающихся, обогащение их опыта социально и личностно значимым содержанием и обеспечивается продуктивность их деятельности. (подробнее см. 33)
Эффективность педагогической деятельности– мера (степень) позитивного влияния следствий результатов педагогической деятельности на достижения и положительную динамику личностных проявлений обучающихся (воспитанников).
Термин «эффективность» применительно к педагогической деятельности несет смысловой оттенок «действенности», способности производить эффект неких действий, приводящий к запланированной цели. В этом случае учитывается отсроченность образовательных результатов, проявление результатов спустя некоторый временной отрезок.
Параметру «Эффективность педагогической деятельности» соответствуют критерии динамика образовательных результатов и удовлетворенность участников образовательного процесса. Основной смысл анализа – установить соответствие достигнутых эффектов нормативным требованиям, личностным и социальным ожиданиям, а также динамику личностных проявлений детей.
Профессиональные проявления и достижения. Динамика показателей этого параметра влияет на все другие показатели деятельности, и в то же время профессиональные проявления могут совершенствоваться только в результате осуществления педагогической деятельности. Профессиональные достижения имеют существенное значение для субъекта, но в педагогической деятельности не должны становиться самоцелью, иначе будет искажен смысл самой педагогической деятельности.
Критериями, соответствующими данному параметру, выступают технологичность педагогической деятельности и динамика личностных проявлений педагога.
Технологичность педагогической деятельности – это способность производить запланированные изменения, развивающаяся вследствие педагогических умений (аналитических, конструктивных и организаторских и т.д.). Показатели её проявления – уровни проектировочных умений педагога (способность проектировать деятельность) и методологической грамотности педагога (способность осуществлять деятельность), а также рациональность педагогических действий (способность действовать оптимально). Анализу подвергаются действия педагога, направленные на прогнозирование оперативных и долгосрочных результатов; постановку педагогических задач; отбор и обоснованное применение педагогом методов и технологий обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате ресурсов; функциональную организацию образовательного пространства; рациональность применения разнообразных средств, форм и методов.
Другой критерий – динамика личностных проявлений педагога – проявляется через коммуникативность и культуру педагогического общения, сформированность рефлексивных навыков, уровень профессиональных достижений. Показателями данного критерия служат соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с коллегами, учащимися и родителями; обладание навыками саморегуляции и рефлексии; умение анализировать и обобщать свой профессиональный опыт; освоение новых профессиональных знаний и умений; участие в профессиональных конкурсах; создание инновационных продуктов и дидактических материалов.
Обозначенные критерии могут быть оценены в баллах и достаточно легко формализованы через числовое выражение.
Так же нашла еще вот такие критерии результативности:
· стабильность количественного и качественного состава учащихся;
· уровень освоения учащимися образовательной программы;
· результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях. выставках) разного уровня
· качество программно-методического обеспечения
· результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т. д. Разного уровня;
· включенность родителей в образовательный процесс (участие родителей в творческой жизни коллектива, работа родительского совета)
Вопрос 37.В чем заключается понятие качества педагогической деятельности? Каковы основные подходы к определению качества педагогической деятельности?
Организация образовательного процесса составляет одну из центральных задач педагога. Под качеством организации образовательного процессапонимается такое свойство (состояние) организации, при котором достигается положительная динамика личностных проявлений обучающихся, обогащение их опыта социально и личностно значимым содержанием и обеспечивается продуктивность их деятельности.
Качество педагогической деятельности определяется многими факторами, среди которых исследователи (Н.В. Кузьмина, В.М. Соколов, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук, В.И. Андреев и др.) выделяют внешние и внутренние.
Внешние(по отношению к педагогу) факторы связаны с условиями, в которых осуществляется педагогическая деятельность (материально-техническая обеспеченность, уровень методической работы в учебном заведении, характер управления, психологическая атмосфера и др.).
Параметр «Качество организации образовательного процесса» может быть охарактеризован с помощью соответствующих критериев:организация деятельности детей(учащихся, воспитанников) и обеспечение образовательного процесса(создание условий).
Организовать деятельность детей и управлять ею – важная задача для педагога, а продуктивность и положительная динамика результатов деятельности детей – необходимое условие для достижения результативности образовательного процесса. Этот критерий является праксеологическим в силу того, что раскрывает целесообразность, рациональность педагогических действий. Анализу подвергается то, как педагог владеет способами активизации и вовлечения детей в деятельность; как формирует необходимые умения; как организует взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса; как предоставляет информацию; обеспечивает состояние работоспособности и преодоление утомления детей и т.д.
Другим важным критерием качества организации образовательного процесса является обеспечение педагогом этого процесса, создание необходимых условий для его реализации. Оснащение образовательного процесса зависит и от внешних условий, но роль педагога остается ведущей. Педагог отвечает за конструирование собственной деятельности, построение и отбор содержания деятельности, предлагаемого детям. Именно это содержание должно быть соответствующим образом обеспечено. С помощью анализа изучаются действия педагога, которые направлены на оснащение образовательного процесса: методическое, информационно-коммуникативное и материально-техническое. При этом существенным является не только полнота и насыщенность оснащения, но и праксеологическая характеристика оснащенности – целесообразность и обоснованность применяемых педагогом средств и методов.
Праксеологический подход рассматривает человеческую деятельность с точки зрения оптимальности ее осуществления.
Праксеологический подход к анализу педагогической деятельности означает осмысление ее функциональности, результативности, определение целесообразности действий педагога, выявление тех действий и операций, выполнение которых не удовлетворяет, выяснение причиннеэффективности, изучение возможностей, потенциала и неиспользованных резервов, выработку предложений по повышению эффективности деятельности.
Выявление результативности образовательного процесса в рамках предмета «Игра и общение» (опыт работы)
В процессе реализации комплексной программы IQ школы «Теремок», ГДД (Ю) творчества им. Н. К. Крупской, г. Новокузнецка, особое внимание уделяется психолого–педагогической диагностике, которая является важным компонентом целостного педагогического процесса школы. Мы считаем, что правильно организованная система диагностики позволяет наиболее объективно оценить качество усвоения программного материала учащимися.
Задания представляются детям в игровой форме и включаются в планы занятий. Хотя они и считаются диагностическими, но их проведение не требует дополнительного времени. Проводя такое занятие, педагог фиксирует выполнение заданий каждым ребенком. При этом анализируется такой показатель, как степень самостоятельности выполнения задания.
Таким образом, подобные игры и упражнения могут быть использованы и для реализации программных задач по развитию ребёнка.
Образовательная программа«Игра и общение» является частью комплексной программы IQ школы «Теремок», поэтому в рамках этого курса также проводиться педагогическая диагностика.
Во время организации и проведения диагностических процедур необходимо помнить, что только качественное их проведение, позволяет отследить уровень усвоения дошкольниками того или иного содержания программы. Именно по этой причине, нами разработана система диагностики, которая позволяет с наибольшей точностью определить усвоение детьми программного материала.
Диагностика проводится на итоговом занятии по каждому разделу программы и показывает результативность обучения по предмету. В процессе проведения такого занятия мы отслеживаем усвоение материала по теме каждым ребенком.
Результатыдиагностики заносятся в диагностическую карту по следующим данным: группа, порядковый номер ФИО ребенка, показатели в цифрах.
По горизонтали цифрами отмечены показатели усвоения программы, которые позволяют проследить, насколько полноценно решены задачи программы «Речевое развитие», это, например,такие показатели как:
2. Использование в речи различного вида рассказа (индивидуального, группового).
3. Навыки сюжетосложения и др.
А также показатели, которые позволяют проследить решены ли задачи, поставленные в рамках комплексной программы школы «Теремок».Например:
1. Навыки согласованных действий в группе и положительного взаимодействия.
2. Навыки коллективного слушания и др.
Данные, занесенные в такую таблицу, позволяют проследить результативность, как по каждому ребёнку, так и по каждому критерию усвоения материала. А также характер овладения материалом, как отдельными детьми, так и группой в целом.
Сам процесс диагностики включает в себя беседы с детьми и их родителями, контрольные задания игровой направленности, наблюдение за детьми в процессе деятельности, всё это может сопровождаться съёмкой на видеокамеру, записью на аудио носитель, что позволяет провести более глубокий анализ материала.
Повышенный интерес у детей вызывают контрольные задания и беседы с использованием компьютерных программ: от простой демонстрации картинок до речевых игровых заданий.
Таким образом, проведение педагогом качественных диагностических мероприятий позволяет ему в дальнейшем скорректировать образовательный процесс по программе и повысить его уровень.
Анализ полученных результатов позволяет наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы, немалую роль в этом играют резервные занятия, внести необходимые коррективы в методику преподавания, повысить свой профессиональный уровень, а также оказать необходимую консультативную помощь родителям учащихся.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.
Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Светлана Владимировна Федулова Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Консультация для педагогов
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием». А. Дистервег
Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и Образовательном стандарте нового поколения, профессиональном стандарте педагога.
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.
Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое,личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования,выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
Создание современного, предметно-развивающего пространства;
Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
Успешная и безболезненная адаптация;
Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
проследить динамику развития каждого ребёнка;
оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников(педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ:
• видение современных задач дошкольного образования;
• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;
• способность к самообразованию.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
В последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается понятие «качество образования». Что же это такое?
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей –это эффективное обучение детей:
— обучение без утомления;
— сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
— поддержание желания учиться;
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ,родителями:
— успешное выполнение ими всех учебных программ;
— оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
— поддержание интереса детей к учебному процессу;
— успешное развитие детей в процессе их обучения;
— сохранение психического и физического здоровья детей;
— рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
— обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Таким образом,вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования(дети, родители, педагоги).
А как оценить «качество деятельности педагога ДОУ» и каковы критерии оценки этой деятельности?
Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.
Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.
Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования,по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:
Научно –методическая работа:
• использование современных образовательных технологий,
• участие в методической работе,
• участие в конкурсах профмастерства,
• наличие публикаций педагога,
• наличие портфолио педагога,
Организация работы по взаимодействию с социомом:
• взаимодействие педагога с родителями,
• взаимодействие с социумом,
• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.
Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.
Кодекс деятельности успешного воспитателя:
В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс.Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:
• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя
• Творчество – отличительная черта
• Здоровый образ жизни – основа существования
• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя
Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога.Вы можете видеть их на экране:
«Принцип фейерверка: Раскрой себя!» Все педагоги – звёзды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.
«Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности!
Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.
«Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй!
У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.
«Принцип успеха»: Реализуй себя!
Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.
Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог):
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.
Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь,приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Итак,перед вами модель воспитателя 21 века:
• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагогаДОУ относятся представленные на экране:
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.
Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.
Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут:
• разработаны единые показатели и критерии оценки;
• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.
А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии:
• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.
• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.
• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013