что такое реверс в стиральной машине
Устройство реверса электродвигателя стиральной машины
Для лучшего качества стирки белья, в стиральных машинах применяют реверсируемое вращение активатора (диска с выступающими ребрами) в баке с моющим раствором. Если стиральная машина не обладает такой технологией стирки, то ее можно дооснастить простым устройством автореверса двигателя, которое позволит осуществить подобный процесс. Устройство под силу изготовить умельцу мало-мальски знакомому с монтажом компонентов радиоэлектронной аппаратуры. В отличие от промышленных, данное устройство значительно проще и не содержит дефицитных деталей.
Схема устройства состоит из несимметричного мультивибратора, собранного на интегральном таймере DA1 КР1006ВИ, времязадающих цепей на резисторах R1, R2, конденсаторах С1, С2 и электромагнитном реле К1 (рис. 1).
Мультивибратор управляет работой триггера, выполненного на электромагнитном реле К2, конденсаторе С4, резисторах R4. R6. Питается устройство от сети переменного тока через встроенный бок питания, состоящий из понижающего трансформатора Т1, мостового выпрямителя на диодах VD2. VD5, сглаживающего конденсатора С5 и параметрического стабилизатора напряжения, собранного на стабилитроне VD1, резисторе R3 и конденсаторе С4.
Работает устройство следующим образом.
Мультивибратор вырабатывает короткие импульсы, период следования которых зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1. Импульсы вызывают срабатывание реле К1, которое своими нормально разомкнутыми контактами К1.1 управляет работой релейного триггера на реле К2, а нормально замкнутые контакты К1.2 отключают питание электродвигателя стиральной машины во время смены направления вращения. Релейный триггер с приходом каждого короткого импульса контактами К2.2 и К2.3 переключает цепь питания фазосдвигающей обмотки электродвигателя, тем самым меняя направление вращения ротора обесточенного двигателя. После окончания короткого импульса цикл работы устройства повторяется. Время работы электродвигателя в каждом цикле можно регулировать потенциометром R1 и при указанных на схеме значениях R1 и С1 составляет 20. 30 с. Длительность короткого импульса зависит от значений R2, С1 и в данном случае составляет примерно 6-7 секунд, что вполне достаточно для полной остановки электродвигателя.
Детали устройства смонтированы на печатной плате, вырезанной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Плату вместе с деталями следует поместить в пластмассовый герметичный корпус.
В налаживании устройство не нуждается и при исправных деталях начинает работать при подключении его к сети 220 В.
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005
Подключение двигателя стиральной машинки, реверса и регулятора оборотов
В стиральных машинах чаще всего из строя выходит автоматика, на втором месте подшипники и резинотехнические изделия. Двигатель – самый надежный узел, его используются при изготовлении различных домашних станков. Но для этого надо уметь изменять направление вращения и регулировать скорость.
Что требуется
Подключение двигателя
Внимательно осмотрите клеммники снятого двигателя. На нем есть шесть выводов: два контакта идут к датчику оборотов (таходатчику) и по два контакта с обмоток ротора и статора.
Тахометр нам не нужен, его не трогаем, надо подключить только двигатель.
Все однофазные двигатели такого типа подключаются одинаково. Выход обмотки статора надо присоединить к входу обмотки ротора. Оставшиеся два конца присоединяются к нулю и фазе. Нет разницы, какая именно обмотка будет первой, а какая второй.
Определите выходы обмоток на разъеме. Пользоваться надо тестером, один контакт постоянно держите на клемме, а второй по очереди прикладывайте к остальным. Если прибор показал короткое замыкание, то две клеммы присоединены к одной обмотке.
В нашем случае к одной обмотке подключен нижний и второй сверху контакты, а ко второй клемма над нижним и третья сверху. Соответственно, нам надо перемычкой соединить второй и третий верхние контакты. Сделайте перемычку и выполните соединение. Для гарантии опять прозвоните, теперь у вас короткое должно показывать между двумя оставшимися клеммами.
К двум оставшимся присоедините напряжение 220 В, если все в норме – двигатель начнет вращаться.
Подключение реверса
Как выше упоминалось, для изменения направления вращения необходимо поменять местами подключения одной из обмоток между собой.
И двигатель начнется вращаться в другую сторону. Проверьте правильность соединения, поменяйте местами провода на клеммнике согласно описанной схеме, включите напряжение. Направление вращения двигателя должно измениться на противоположное.
Контакт, на который подавалась фаза, надо соединить со входом второй обмотки. Напряжение попадает на освободившуюся клемму, положение ноля не меняется. Изменение порядка подключения можно делать щелчками тумблера.
Переверните тумблер вверх ногами, на днище есть обозначения каждого выхода и схема их соединения в левом и правом положении переключателя.
Для облегчения понимания нарисуйте элементарную схему соединения: две обмотки и два контакта переключателя. Средние контакты по очереди присоединяются/отсоединяются к двум боковым. Подключение элементарное.
Одну обмотку соедините с крайним нижним контактом и свяжите ее перемычкой с крайним верхним. Вторую обмотку подключите к средней клемме, пусть таким образом в нашем примере будет присоединена обмотка статора.
Теперь сталось подключить ротор. Один контакт тумблера должен подключаться к выходу обмотки ротора, а второй напрямую к нулевому проводу питания.
Если все понятно, то приступайте к соединению. Сделайте по диагоналям перемычки между крайними клеммами. Один средний вывод тумблера подключается к нулю, а второй ко второй обмотке.
Присоедините все провода и еще раз проверьте правильность схемы. Средние контакты: один к нулю питания, другой к обмотке статора. Второй конец этой обмотки подключается сразу к фазе питания (коричневый провод).
Контакты по диагоналям должны иметь перемычки, провода от них идут на вторую обмотку (ротора). Перед включением обязательно проверьте тестером изменения короткого замыкания при переключении тумблера.
Тщательно заизолируйте контакты, проверьте функциональность двигателя. При переключении направление вращения должно меняться. Категорически запрещается менять направление движения до полной остановки ротора.
Регулятора оборотов, моя доработка
Если вы покупали недорогую китайскую продукцию, то надо обязательно сделать ревизию устройства. Достаньте из корпуса начинку и обратите внимание на симистор. В лучшем случае на нем очень маленький радиатор, не могущий эффективно отводить тепло. В худшем случае вообще ничего нет.
На новом радиаторе нарежьте резьбу М3, отрегулируйте его длину по размерам корпуса. Намажьте поверхность симистора термопастой и закрепите подготовленный радиатор. Соберите регулятор.
Подключите регулятора
Осмотрите устройство. Сзади на корпусе есть планка с разъемами и штекер с клеммами. Каждый контакт подписан.
Найдите на входе ноль, фазу и землю (если у вас в доме есть заземление). К ним подключается питание, в нашем случае ноль и фаза (земли нет).
Теперь следует найти выход ноля и фазы с регулятора. На крышке должна быть подробная схема с указанием назначения каждого выходного провода и его цвета.
На купленном регуляторе желтый – земля, два синих – на датчик тахометра, красный – фаза. Белый и зеленый взаимозаменяемые, но для этого надо менять положение перемычки. В нашем случае задействован зеленый. Определяется соединение прозванием выводов тестером.
Подключите синие провода к таходатчику на клеммнике двигателя. На примере к средней клемме тумблера присоединен ноль (зеленый), а к свободному контакту обмотки фаза (коричневый). Желтые провода на клеммнике присоединены к тахометру. Подайте напряжение на регулятор скорости и проверьте работу двигателя на всех режимах и скоростях.
На корпусе устройства есть специальное отверстие для регулировки режимов вращения переменным резистором. С его помощью меняется шаг изменения оборотов, вращение ротора будет начинаться не рывком, а почти с нуля. Выставьте нужные режимы.
Заключение
Любые электромонтажные работы следует делать в строгом соответствии с ПУЭ. Если вы не можете расшифровать эти три буквы без помощи интернета, то не стоит рисковать своим здоровьем.
Смотрите видео
Реверс на двигателе от стиральной машины
По статистике, самыми «серьезными» поломками стиральных машин признаны выход из строя электронного модуля и износ подшипникового узла. Остальные неполадки хоть и происходят чаще, но относятся к легко устранимым. Даже если «домашняя помощница» безнадежно сломана, ее «сердце», а именно мотор, обычно продолжает исправно работать, и может быть использован вторично.
Поэтому часто движок от стиралки применяется при изготовлении разных станков: наждачных, токарных и пр. Чтобы самодельное устройство исправно функционировало, требуется выполнить реверс на двигателе от стиральной машины. Разберемся, как это сделать самостоятельно.
Соберем все необходимое
В ходе работ по подключению электродвигателя и обеспечению его реверса потребуются специальные приборы и инструменты. Для проверки электроцепи пригодится стандартный мультиметр. Приобрести тестер можно в специализированных магазинах.
Кроме этого, в процессе будут необходимы:
Конечно, под рукой следует иметь и другие материалы, которые необходимы для конструирования самодельного устройства. Когда весь инвентарь будет подготовлен, можно приступать к работе.
Запитываем мотор
Для начала внимательно изучите демонтированный электродвигатель. На коллекторе обычно имеются 6 выводов: два для подключения таходатчика и по паре проводов статорной и роторной обмотки. Тахогенератор за пределами стиральной машины не пригодится, поэтому эти контакты можно сразу сбросить со счетов.
Чтобы запитать однофазный движок, необходимо соединить выход статорной и начало роторной обмотки, а другие концы подсоединить к нулевому контакту и фазе.
Для определения выводов обмоток на штекере потребуется мультиметр. Один щуп тестера следует приложить к клемме, а свободный – поочередно прислонять к прочим контактам. Если омметр просигнализирует о коротком замыкании, значит, две клеммы подведены к одной электрообмотке.
Когда все в порядке, можно подать на мотор стандартное 220-вольтовое напряжение. При нормальном раскладе движок заработает и начнет крутиться в одностороннем порядке – против или по часовой стрелке.
Как обеспечить реверсивное вращение?
Реверс электродвигателя – это изменение хода вращения ротора на противоположное. Чтобы обеспечить этот процесс, нужно поменять положение концов одной из обмоток. Тогда мотор начнет двигаться в другую сторону.
Чтобы постоянно не лезть в цепь и не переставлять местами провода обмотки, лучше установить специальное устройство. Направление вращение ротора можно переключать щелчками тумблера. Подключение несложно выполнить своими руками.
Для начала переверните тумблер и изучите маркировки на днище устройства. Там есть обозначения всех выходов, также представлена схема соединения при разной позиции переключателя (правой и левой). Чтобы вам проще было разобраться, зарисуйте элементарную цепь: две обмотки движка и пара контактов коммутатора. Средние провода поочередно подводятся к боковым.
Вывод одной электрообмотки необходимо связать с нижним контактом, расположенным с краю и совместить ее перемычкой с крайней клеммой, находящейся сверху. Провод статорной обмотки подключить к разъему, расположенному посередине.
Далее дело останется за малым – включить в цепь ротор. К одному контакту коммутатора нужно подвести выход роторной обмотки, к другому, оставшемуся – нулевой питающий провод. После этого необходимо организовать диагональные перемычки между двумя крайними клеммами. Первый средний вывод тумблера подсоединяется к «нулю», второй – к «хвостику» обмотки ротора.
Закончив схему, обязательно убедитесь, что все контакты подсоединены верно.
Если кратко, то средние контакты механического переключателя должны быть подведены: один – к нулевому проводу, второй – к статорной электрообмотке. Противоположный «хвостик» этой обмотки подсоединен к фазе (проводку коричневатого оттенка). Обязательно, чтобы контакты по диагоналям сообщались перемычками и проводки от них велись на роторную обмотку.
Прежде чем запускать мотор, вооружитесь мультиметром. С помощью тестера проверьте, как изменяется короткое замыкание при щелчке тумблера. Обязательно заизолировать все контакты. Переключать направление вращения двигателя можно только когда ротор полностью остановится. Поэтому не торопитесь щелкать тумблер, дождитесь, пока элемент перестанет крутиться.
Как добавлять обороты мотора и уменьшать их?
Регулятор скорости оборотов мотора можно заказать на известном сайте Алиэкспресс. Стоит понимать, что дешевая продукция из Китая не всегда соответствует заявленному качеству, поэтому обязательно проведите диагностику устройства. Вытащите из корпуса внутреннюю «начинку» и внимательно осмотрите симистор. Если повезет, на нем будет небольшой радиатор, который еле-еле справляется с задачей предотвращать перегрев. В худшем случае его вообще там не будет, тогда придется покупать деталь отдельно.
На «неидеальном» радиаторе придется нарезать резьбу М3. После на поверхность симистора нанесите немного термопасты и зафиксируйте усовершенствованный теплообменник на прежнем месте. Затем выполните обратную сборку регулятора.
Позади устройства имеется планка с несколькими разъемами и клеммами. Все выходы подписаны. Необходимо найти нулевой контакт, фазу и заземление, к ним подсоединяются соответствующие кабеля.
На верхней панели корпуса регулятора оборотов должно быть описано назначение каждого выхода и соответствующего ему цвета провода.
Обычно желтый выходной провод – это заземление, пара синих – выводы для подключения таходатчика, ярко-красный – фаза. Белоснежный и зеленый контакты взаимозаменяемы, что регулируется перемычкой. Определить сопротивление клемм можно, прозвонив их мультиметром.
Разобравшись с устройством, подключите его к двигателю. Проверьте, что провода подсоединены к соответствующим выводам. Закончив работу, подайте 220-вольтное напряжение на контроллер оборотов электромотора. Теперь легко своими руками переключать скорость и режимы вращения движка.
На стенках контроллера еще предусмотрено специальное отверстие. Оно предназначено для регулировки режимов работы электродвигателя переменным резистором. Можно выставить шаг изменения скорости оборотов мотора. Тогда при запуске цепи, вращение ротора не будет «рывкообразным», а начнется плавно, практически с нуля.
Устройство реверса электродвигателя стиральной машины
Устройство реверса электродвигателя стиральной машины
Для лучшего качества стирки белья, в стиральныхмашинах применяют реверсируемое вращение активатора (диска свыступающими ребрами) в баке с моющим раствором. Если стиральнаямашина не обладает такой технологией стирки, то ее можно дооснаститьпростым устройством автореверса двигателя, которое позволитосуществить подобный процесс. Устройство под силу изготовить умельцумало-мальски знакомому с монтажом компонентов радиоэлектроннойаппаратуры. В отличие от промышленных, данное устройство значительнопроще и не содержит дефицитных деталей.
Схема устройства состоит из несимметричного мультивибратора,собранного на интегральном таймере DA1КР1006ВИ, времязадающих цепей на резисторах R1,R2, конденсаторах С1, С2 и электромагнитном реле К1 (рис. 1).
Мультивибратор управляет работой триггера,выполненного на электромагнитном реле К2, конденсаторе С4,резисторах R4. R6. Питается устройство отсети переменного тока через встроенный бок питания, состоящий изпонижающего трансформатора Т1, мостового выпрямителя на диодахVD2. VD5, сглаживающего конденсатора С5 ипараметрического стабилизатора напряжения, собранного настабилитроне VD1, резистореR3 и конденсаторе С4.
Работает устройствоследующим образом.
Мультивибратор вырабатывает короткие импульсы,период следования которых зависит от сопротивления резистораR1 и емкости конденсатора С1. Импульсывызывают срабатывание реле К1, которое своими нормально разомкнутымиконтактами К1.1 управляет работой релейного триггера на реле К2, анормально замкнутые контакты К1.2 отключают питание электродвигателястиральной машины во время смены направления вращения. Релейныйтриггер с приходом каждого короткого импульса контактами К2.2 и К2.3переключает цепь питания фазосдвигающей обмотки электродвигателя,тем самым меняя направление вращения ротора обесточенного двигателя.После окончания короткого импульса цикл работы устройстваповторяется. Время работы электродвигателя в каждом цикле можнорегулировать потенциометром R1 и приуказанных на схеме значениях R1 и С1составляет 20. 30 с. Длительность короткого импульса зависит отзначений R2, С1 и в данном случаесоставляет примерно 6-7 секунд, что вполне достаточно для полнойостановки электродвигателя.
Детали устройства смонтированы на печатной плате, вырезанной изфольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Плату вместе сдеталями следует поместить в пластмассовый герметичный корпус.
В налаживании устройство не нуждается и при исправных деталяхначинает работать при подключении его к сети 220 В.
Реверс двигателя от стиральной машины
Направление вращения вала асинхронного движка от стиральной машинки зависит от очередности соединения выводов пусковой и рабочей обмоток. Если из двигателя выходит три провода, его реверс сделать не удастся без разрыва соединения выводов обмоток, скрытого в его корпусе. Для реверса выводы пусковой обмотки надо поменять местами. Некоторые двигатели используют в цепи пусковой обмотки конденсатор, некоторые нет.
Представляем несколько вариантов подключения асинхронного двигателя от стиральной машинки.
Первым подключением будет — как подключить двигатель от стиральной машины при помощи двух магнитных пускателей и кнопок — (Пуск, Стоп, Реверс).
У двигателя имеется две обмотки ПО – пусковая обмотка и РО – рабочая обмотка и того четыре вывода. Пусковая обмотка имеет большее сопротивление, чем у рабочей обмотки, это для информации, что бы можно было определить их, замерев сопротивление.
Рассмотрим силовую часть схемы управления двигателем. Один вывод рабочей обмотки подключается к сети 220В напрямую, а второй вывод через магнитные пускатели МП-1 и МП-2.
Пусковая обмотка подключается к сети 220В через конденсатор и магнитный пускатель, например, МП-1 для правого вращения вала, а для реверса двигателя необходимо отключить МП-1 и включить МП-2 на котором силовая схема переворачивает вывода пусковой обмотки по отношению рабочей, тем самым меняется пусковой момент и двигатель вращается в противоположном направлении.
Вторичные цепи управления магнитными пускателями, организованы таким образом, что бы не допустить одновременного включения двух пускателей, что не допустимо и фиксация включенного положения магнитного пускателя, чтобы не удерживать кнопку «Пуск» или «Реверс», для отключения пускателей кнопка «Стоп».
Вторым вариантом будет подключение двигателя с электронным управлением.
Схема устройства состоит из несимметричного мультивибратора, собранного на интегральном таймере DA1 КР1006ВИ или многим известный таймер — 555, времязадающих цепей на резисторах R1, R2, конденсаторах С1, С2 и электромагнитном реле К1 (рис. 1).
Мультивибратор управляет работой триггера, выполненного на электромагнитном реле К2, конденсаторе С4, резисторах R4…R6. Питается устройство от сети переменного тока через встроенный бок питания, состоящий из понижающего трансформатора Т1, мостового выпрямителя на диодах VD2…VD5, сглаживающего конденсатора С5 и параметрического стабилизатора напряжения, собранного на стабилитроне VD1, резисторе R3 и конденсаторе С4.
Работает устройство следующим образом.
Мультивибратор вырабатывает короткие импульсы, период следования которых зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1. Импульсы вызывают срабатывание реле К1, которое своими нормально разомкнутыми контактами К1.1 управляет работой релейного триггера на реле К2, а нормально замкнутые контакты К1.2 отключают питание электродвигателя стиральной машины во время смены направления вращения. Релейный триггер с приходом каждого короткого импульса контактами К2.2 и К2.3 переключает цепь питания фазосдвигающей обмотки электродвигателя, тем самым меняя направление вращения ротора обесточенного двигателя. После окончания короткого импульса цикл работы устройства повторяется. Время работы электродвигателя в каждом цикле можно регулировать потенциометром R1 и при указанных на схеме значениях R1 и С1 составляет 20…30 с. Длительность короткого импульса зависит от значений R2, С1 и в данном случае составляет примерно 6-7 секунд, что вполне достаточно для полной остановки электродвигателя.
В устройстве могут быть использованы такие детали: резисторы типа МЛТ или ВС мощностью 0,125 или 0,25 Вт, конденсаторы С1, С3, С4, С5 — типа К50-6 или любые другие типы имеющихся электролитических конденсаторов, реле К1 — типа РЭН-34 с двумя переключающими контактами, а реле К2 типа ТКЕ53ПДТ с тремя переключающими контактами, можно взять и другие типы реле, но они должны быть рассчитаны на напряжение срабатывания 24…27 В, а их контакты должны позволять переключение напряжения 220 В при токе 1…2 А. Трансформатор Т1 имеет мощность 10…15 Вт, а его вторичная обмотка должна давать 20…22 В. В качестве сетевого трансформатора подойдет, например, унифицированный трансформатор ТН1-220-50. Диоды VD2…VD5 могут быть типа Д7 или Д226, можно использовать и диодную сборку типа КЦ405 с любым буквенным индексом.
Детали устройства смонтированы на печатной плате, вырезанной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Плату вместе с деталями следует поместить в пластмассовый герметичный корпус.
В налаживании устройство не нуждается и при исправных деталях начинает работать при подключении его к сети 220 В.
И самый простой способ подключения:
Интересный момент. Если в двигателе не использовать (не задействовать) пусковую обмотку, то направление вращения может быть всевозможным (в любую из сторон) и зависит, например, от того в какую сторону провернуть вал в тот момент когда подключается напряжение.