что такое ретрофлексия в психологии
Ретрофлексия. Механизм прерывания контакта.
Человек не позволяет себе удовлетворить свои настоящие потребности. Так, вместо того, чтобы ударить другого, начинает бить себя, либо, например, грызть ногти.
Тот, кто хотел бы получить помощь от других, не просит ее, а справляется сам.
Ретрофлексия образовывается потому, что когда-то человек сдерживал определенные импульсы, чтобы удовлетворить другие свои потребности.
Ретрофлектор проводит четкую границу между собой и средой — точно посередине себя самого.
Ретрофлексия прерывает цикл на стадии контактирования – в человеке рождается импульс, действие, энергия, направленная вовне, на внешний объект, на преобразование окружающей среды, которое позволило бы ему удовлетворить свою актуальную потребность. Но человек неосознанно останавливает этот импульс и направляет энергию внутрь себя, делая объектом воздействия себя самого, а не окружающий мир. Граница между человеком и окружающей средой становится жесткой и непроницаемой – наружу не просачиваются импульсы, поскольку они останавливаются и оборачиваются против самого человека.
Причиной ретрофлексии являются содержания таких механизмов, как интроекция и проекция. Именно иррациональные интроективные и проективные установки, убеждения, предрассудки останавливают движение возбужденной энергии, направляемой к границе цикла-контакта, к окружающей среде. Движение энергии сдерживается установками типа: «так делать нельзя»; «мужчины не плачут»; «порядочные женщины не знакомятся в метро»; «он сильнее меня, и если я его ударю, то он меня потом изобьет до смерти» и т.п.
Результатом ретрофлексии являются соматические болезни. Как крайнюю форму направления злости, агрессии на самого себя рассматривают самоубийство. Это происходит в случае, когда человек не может или не хочет осознать причины, источник и объект своих истинных переживаний.
Примеры ретрофлексивной семьи
(из лекции Анны Федосовой):
Ретрофлексирующий родитель очень самодостаточен. Это тот родитель, который все делает сам и никогда не просит помощи ни у супруга, ни, тем более, у ребенка. Это родитель, который старается все сделать сам и нередко бравирует этим. С первого взгляда такой родитель может вызывать уважение за то, что не заставляет, например, делать ребенка домашние дела, не вмешивается в его дела (не спрашивает подростка о друзьях, увлечениях). Однако обратной стороной является то, что ребенок ретрофлексирующего родителя нередко чувствует себя ненужным, брошенным. Такой ребенок может даже завидовать тем детям, родители которых являются излишне опекающими. Гиперопека кажется ребенку проявлением любви, в то время как внешнее безразличие собственного родителя интерпретируется ребенком как равнодушие и отсутствие любви. Когда родитель обращается к ребенку с просьбой, ребенок видит, что он не «пустое место» для родителя. (Юлия Гусева)
Отдельного внимания заслуживают родители, для которых типична ретрофлексия катарсиса. Это те родители, которые никогда не ругают собственных детей. Со стороны это мягкие, очень добрые родители. Окружающие, глядя на них, нередко начинают испытывать чувство вины, ведь они совсем не такие… Но окружающие не видят оборотной стороны. Вся энергия этих родителей направлена на самих себя. Даже та, которая изначально предназначалась детям. Ретрофлексирующие родители подавляют в себе раздражение, гнев, злость, которые предназначались ребенку. Они ничего не говорят сыну или дочери, получившим двойку или прогулявшим школу. Всю негативную энергию они перенаправляют на себя. И тогда мы видим родителя, агрессия которого направлена на самого себя, хотя она предназначалась другому. Вместо того, чтобы сказать ребенку о своем огорчении, родитель до крови кусает себе губи, грызет ногти или как-то иначе проявляет аутоагрессию (агрессию, направленную на себя). А что же происходит с ребенком? Он чувствует себя незначимым, ненужным. Ему кажется, что родителям все равно, какой он и что с ним происходит. Ведь родители слабо реагируют даже на его проблемы, будь то двойки или прогулы. И тогда с некоторой вероятностью ребенок начинает усугублять ситуацию. Он начинает вести себя так, чтобы его заметили, чтобы на него обратили внимание. Так, ребенок может начать курить, употреблять алкоголь или наркотики, убегать из дома, воровать и т. д. Что делает ребенок? Он ждет реакции родителей. Ему важно понять, что он не безразличен им!
Чем опасна ретрофлексия для родителей? В первую очередь тем, что с помощью ретрофлексии и на ее основе появляются психосоматические заболевания, такие как язва, бронхиальная астма, вегето-сосудистая дистония и другие. И тогда больной родитель еще больше отстраняется от собственных детей. Больного нельзя тревожить, правда? Другие члены семьи будут тоже отгораживать ребенка от страдающего родителя, тем самым увеличивая и так большую дистанцию между ними.
Вопросы и рекомендации родителям (Юлия Гусева):
1. Стена молчания для ребенка — это стена равнодушия. Не будьте равнодушны. Обязательно говорите с детьми о своих чувствах, в том числе и о негативных. Не бойтесь искренне сказать, что вы опечалены, расстроены, возмущены, раздражены или злы.
2. Заботьтесь о себе. Не бойтесь просить помощи. Просьбы — это одно из средств общения. Делайте разные дела вместе с ребенком. Это нужно и ему, и вам.
Символический смысл ретрофлексии: Я делаю с собой то, что хочу сделать с тобой.
Символический образ ретрофлексии: змея, кусающая себя за хвост.
Вербальные индикаторы ретрофлексии: Кого-то другого подменяет на «себя», возвратные глаголы (я стыжусь себя, я злюсь на себя).
Невербальные индикаторы ретрофлексии: Движения, телесная напряженность направлены на себя. Скука, как сдерживаемое раздражение.
Что происходит с возбуждением, направленным на достижение контакта: Возбуждение обращается на себя.
Местоимение: себе или себя.
Действия терапевта: Слово «себя» заменяется на слово «другой», «ты». Усиление ретрофлексивных действий.
Адаптационный смысл: самонаказание, самоконтроль.
Телесные проявления ретрофлексии
Купированную и перенаправленную на себя энергию зачастую легко увидеть, внимательно наблюдая за телесными проявлениями человека. Например, когда кто-то сжимает кулаки и бьет себя по колену, то на самом деле он, возможно, неосознанно хотел бы ударить кого-то другого (не обязательно физически), но остановил этот импульс. Если человек сильно сжимает одной своей ладонью другую, как бы «придушивая» ее, то он, возможно, неосознанно хочет придушить кого-то другого.
Если человек сжимает челюсти, то он сдерживает импульс сжать, нажать, надавить, «укусить» другого и т. д. Постукивание ногой по полу, пощипывание себя, обхватывание ладонью шеи, «поигрывание» желваками, прикрывание ладонью рта, сжатие губ, поджимание пальцев ног, отклонения корпуса назад, переминание с ноги на ногу – словом, любое телесное проявление, а в особенности привычные жесты и автоматически повторяющиеся движения свидетельствуют об остановленном импульсе, об энергии, которая возникла в направлении внешнего адресата, но была удержана и осталась в теле.
Аналогичным образом работает ретрофлексия не только того, что человек хотел бы направить на других, но и того, что бы он хотел получить от других, но не может это открыто признать. Это может быть все что угодно: любовь, сочувствие, жалость, критика и т. д. Например, если человек неосознанно поглаживает себя, это может означать как сдержанное желание погладить, выразить нежность к другому, так и желание, чтобы его погладили и приласкали.
Такая ретрофлексия может возникнуть в том случае, если открытое выражение потребности в любви, одобрении, поддержке, нежности было наказуемым. Например, ребенок, бегущий к родителю за объятиями, раз за разом сталкивался с холодом, отчуждением или недовольством. Живя в такой ситуации многие годы, он научился «не нуждаться» в другом человеке, прерывая свой контакт с окружающими, а исходный импульс к другим неосознанно удовлетворять для себя самого.
Например, клиентка может говорить на сессии: «Мне никто не нужен, я отлично проживу и сама» – и при этом неосознанно приобнимать себя за плечи.
Примеры ретрофлексии в кино.
Например, в «Черном лебеде» героиня до крови раздирает свое тело, а в финале убивает себя, хотя на самом деле ее ярость направлена на поглощающую властную мать, не дающую ей выйти из слияния.
Герой «Бойцовского клуба» ретрофлексировал свою агрессию, доведя себя до тяжелой депрессии и психологического омертвения, и только возникновение субличности – Тайлера Дердена – позволило развернуть всю накопленную ярость вовне, на окружающий мир.
Терапия ретрофлексии
В гештальт-терапии с ретрофлексией часто работают с помощью метода амплификации (усиления) напряжения. Например, заметив, что в определенный момент сессии клиент неосознанно сжимает кулаки, терапевт, обратив на это его внимание («Что ты сейчас делаешь руками?»), просит его сжимать их еще сильнее («Усиль это! Пойди за этим движением, доведи его до крайней точки и давай посмотрим, что там родится!»). Парадоксальным образом не нарочное ослабление, а именно усиление ретрофлексии до предела позволяет осознать исходный импульс и пережить его во всей полноте, то есть развернуть ретрофлексию вовне.
Из лекции Третьяка Л.Л.:
При работе с ретрофлексией – важны два вопроса: 1. Что останавливает человек? и 2. Как останавливает?. Для полного осознавания ретрофлексии в настоящем работают так называемые техники реверса, когда мы усиливаем противоположную роль, амплификации текущих телесных напряжений, эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии.
Рекомендации по работе с ретрофлексией:
Из книги Гештальт-терапия шаг за шагом:
Попробуйте найти интроект, который является причиной ретрофлексии. Здесь важно, чтобы клиент проговорил, что может случиться, если он даст волю своим чувствам. Работа с ретрофлексией считается завершѐнной, только когда найден достаточный ресурс поддержки и клиент понимает, как обращаться с энергией, которую раньше подавлял.
Так как ретрофлексия тесно связана с телесными проявлениями, есть смысл отнестись с особым вниманием именно этому аспекту терапии. Предложите клиенту проследить, где в теле блокируется энергия. Можно попросить клиента поговорить с этими частями тела и послушать, что они скажут. Наконец, в некоторых случаях есть смысл попробовать «вдохнуть» энергию и расслабиться.
Попробуйте попросить клиента сыграть ретрофлексию. Особенно хорошо эта техника работает, когда клиенту уже удалось выявить интроект, который является причиной ретрофлексии (например: «Нельзя злиться»). Предложите клиенту внимательно следить за своим телом, усиливая напряжение до максимума и повторяя интроект вслух. Так клиент сможет выразить чувства в безопасной обстановке.
Театр одного актера (ретрофлексия)
Что Вы знаете о том, чего хотите, и как это получить? Казалось бы, ответить на этот вопрос просто, однако, при наличии потребности в чем-то, осознавания того, как ее удовлетворить, даже с запасом потенциала внутренней энергии, бывает так, что цель не достигается. Как такое возможно?
Дело в том, что, в момент обращения не во внешнюю среду, а на себя, мобилизованной для достижения поставленных задач энергии, запускается психологический защитный механизм – ретрофлексия. Давайте рассмотрим его более подробно. Эта статья поможет разобраться с тем, как управлять этой энергией, что позволит получать желаемое от социума.
Два вида ретрофлексии
Ретрофлексия имеет два вида:
Эти процессы не осознанны, а значит, ими сложно управлять. Управление доступно только в случае, если личность выйдет на уровень осознавания этих механизмов. Например, Вы общаетесь с человеком и замечаете в какие-то неприятные для него моменты, что он немного стискивает зубы, сжимает ладони. Это может указывать не только на то, что вопрос, который Вы с ним обсуждаете, ему не приятен, но и указывать на источник этих неприятных ощущений, т. е. Вас. В эти моменты все то, что он делает с собой, направлено на Вас.
А во втором случае, при том же контакте с Вами, в какие-то моменты, человек поглаживает себя, что может говорить о том, что ему требуется от Вас поддержка.
То, в какие именно моменты это происходит, даст Вам понимание истинного отношения собеседника и к обсуждаемому вопросу, и к Вам лично. Разумеется, не все так линейно и необходимо рассматривать это в контексте ситуации, однако, изучив реакции партнера, очень скоро Вы сможете «читать его» как открытую книгу.
Личности, у которой запускается этот механизм, сложно замечать других людей, обращаться к ним напрямую, контактная граница смещается внутрь личности, а импульс, который был адресован во вне, другому человеку, не достигает цели, замыкается в самой личности.
Конечно, в данном случае, человек в большинстве случаев не получит от других того, чего хочет. А что с этим делать? По сути, ему остался один шаг – опустить письмо в почтовый ящик или нажать клавишу «отправить», но вместо этого человек ждет того, что письмо прочтут, однако, носит его в своей сумке.
Также возможно поведение личности, при котором человек, как бы наблюдая за собой со стороны, видит нелепость или абсурдность своего поведения, либо ему становится неловко. В этом случае возникает аутоагрессия, т. е. агрессивные импульсы, направленные на себя самого. Причиной возникновения такого механизма является то, что когда-то, в момент взросления, человек обратился к другим за помощью и встретил сопротивление, или враждебность среды и человек получил отказ, или еще больше – наказание. В данном случае само наказание за «проступок» не устраняет саму потребность человека, вынужденной мерой будет ее сдерживание. Это приводит к напряжению мышц. Такие люди могут говорить на психологической сессии что-то подобное: «Помогите мне справиться с собой!».
Сдерживание себя необходимо рассматривать в отношении социальной уместности и адекватности поступков. Например, сдерживание мочеиспускания во время лекции не является патологией. Человек осознает импульс, но предпочитает (и имеет возможность) подождать. Здесь обе составляющие осознаваемы и принадлежат одному человеку, он способен этим управлять. Важно осознавать свои побуждения и их последствия.
Однако ретрофлексия патологична в случаях, когда она становится хронической, привычной. В этом случае естественная задержка спонтанного поведения закрепляется в отказе от действия. Человек перестает манипулировать в среде и средой, застывает, в нем много напряжения и мало жизни. Например, отец требует от мальчика: «Мальчики не плачут!». Ребенок перестает плакать, переживать потерю самым естественным образом. Следствием этого могут возникнуть депрессивные состояния. При этом внутреннее напряжение нарастает, а выход накапливающегося напряжения блокируется. Очень хорошо, если при этом этот парень, например, вместе с папой, занимается спортом или активными видами деятельности, при этом происходит сброс накопившейся энергии. А просто замалчивание и игнорирование желания поплакать приводит к неспособности в будущем выражать свои чувства.
Признаки наличия у человека ретрофлексии
Признаками наличия ретрофлексии у человека могут быть такие обороты его речи, как «Я говорю себе», или «Я спрашиваю себя». Импульс направлен внутрь себя. В большинстве случаев есть внешний адресат этого импульса и, если Вы хотите помочь себе или другому человеку его установить, задайте уточняющий вопрос: «А к кому еще это может быть обращено, от кого зависит?». Есть вещи, на которые мы не в состоянии повлиять, они объективно зависят не от нас. Их важно отделять от тех, на которые мы в состоянии повлиять.
Бывает так, что человек как-бы застывает, замораживается: «Все под контролем, ничего не чувствую!». Внешне это выглядит, как скованные руки и опущенные плечи, сжатые зубы, неестественная улыбка, отсутствие движений во время коммуникации с партнером. В здоровом организме мышцы не зажаты и не расслаблены – это средний тонус, готовность к выполнению действий и движений. Исследуя этот феномен, психолог Кепнер выделил следующие формы телесной ретрофлекксии:
Какие формы телесной ретрофлекксии выделил Кепнер
1. Классическая – поворот на себя действия, первоначально направленного в среду. Симптомы: ком в горле, головная боль, ощущение сдавливания в грудной клетке, грызение ногтей и другие. В данном случае человек сдерживает все те проявления, которые были адресованы во вне или на других людей.
3. Делание себе того, что хотелось бы получить от окружения. Например, попросить кого–то позаботиться о себе. С одной стороны, забота о себе – это путь самоподдержки и самопомощи, а с другой, при хроническом использовании, – путь изоляции от других людей. Здесь блокируется импульс, направленный на оперирование окружением, взаимодействие с ним. Блокируются также чувства нежности, привязанности, интимности. Если сказать проще, то сам человек совершенно не контролирует свои внешние проявления по отношению к другим людям, направляя все то, что адресовано им, на себя. Хотя сама потребность ориентирована на других людей, однако действие разворачивается на себя.
Но попытка выразить другим людям свои чувства вызывает страх, вину, замешательство, т. к. большинство этих импульсов агрессивны. Важно так же учитывать, в какой социальной среде человек воспитывался и проживает сейчас, каков уровень рефлексии и анализа своих поступков. Отслеживание, откуда внутри появляется напряжение и где оно локализуется, даст возможность управления своими реакциями и поведением.
Установки из детства
В основе ретрофлексии могут лежать установки из детства, которые навязаны родителями или значимыми для него людьми (интроекты). Например, запрет на проявление ярких эмоций в общественном месте в детстве может вылиться в сложность самовыражения во взрослом возрасте. При этом импульс тормозится самим человеком, он сам себя сдерживает, считая подобные проявления не уместными, или запретными. Клиент во время психологической сессии может распознать свои противоречия – действия против себя (я хочу заниматься Х, а занимаюсь У). Клиент может занять сторону каждой части, познакомиться с ними и осознать, что каждая из них хочет. Если во время мыслей о чем-то у Вас появляется приятное ощущение и желание туда двигаться, это первые признаки того, что это истинная потребность человека, в отличии от того, когда он сам себя убедил в том, что ему это нужно или, наоборот, не нужно.
Работа с ретрофлексией может проходить через проекцию – во мне или в моей жизни есть кто–то, кто заставляет меня, или на кого я проецирую такое принуждение – путем принятия такой позиции, осознание и пересмотр интроекта. Происходит присвоение энергии для манипуляции миром и дальнейшее продвижение к удовлетворению потребности. Например, во время сессии мы выходим с клиентом на то, что он в какой-то момент замирает, боится пошевелиться, выясняется, что такая реакция была в детстве на властную маму, которая ограничивала ребенка в чем-то. При этом его потребность была иной, энергия, которая возникает внутри потенциально способна удовлетворить эту потребность. Если эту энергию направить во вне, то человек получит удовлетворение. Тут важно так же брать на себя ответственность и за свои желания, и за свои действия.
Вариант ретрофлексии – делание себе того, что могло бы (и хотелось) быть сделано другим (сам себе дед мороз). Такое прерывание контакта (в психологии называется конфлексия) – это внимание, жалость к себе, подарки себе. Это и опора на себя и ретрофлексия одновременно, если человек пытается удовлетворять себя сам по всем вопросам, отвергая значимых других. Во время сессии я наблюдал поглаживание себя, жалость к себе, когда необходима поддержка или утешение от психолога. Здесь важно развернуть клиента к миру, чтобы он смог удовлетворить свою потребность во вне, а не искать ресурсы внутри себя самого, игнорируя значимых других. В этом случае человек, вместо того, чтобы жаловаться на жизнь и желать, чтобы его все жалели, просто получает то, чего реально хочет в социуме.
Чему учится клиент в сессии с психологом
Что же делать в случае, если, читая эту статью, Вы осознали, что у Вас ретрофлексия присутствует? Разумеется, самим себе удалять зубы можно, даже если Вы знаете какой именно и как, но лучше обратиться к специалисту. В психологии также.
В первую очередь, обратите внимание на физические признаки ретрофлексии – напряженную позу, задержки дыхания, сжаты кулаки, обнимание себя руками, ломание пальцев, постукивание ногой о пол, сжатые челюсти – обратите внимание на то, что с Вами происходит.
Далее, после того, как Вы научились распознавать свои напряжения и импульсы, поощряется проявление чувств и выражение их адресату. Тут важно понимать кто или что является адресатом. От кого или от чего Вы этого хотите?
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Аннотация
В статье приводится результаты пересмотра традиционных представлений о механизмах прерывания цикла-контакта в теории и методологии Гештальта. Согласно представленной авторской точке зрения, не все традиционно представленные в литературе по Гештальту механизмы прерывания цикла-контакта являются таковыми. Обосновывается мнение, что такие механизмы как ретрофлексия и дефлексия не могут являться механизмами именно прерывания цикла контакта, но сами являются следствием прерывания цикла-контакта другими механизмами. Отсюда, выделение ретрофлексии и дефлексии в качестве механизмов прерывания цикла-контакта является логически необоснованным и неправомерным. С другой стороны, в статье представлена позиция, которая рассматривает новый – поскольку он не представлен ни в одной теоретической работе по Гештальту – механизм срыва цикла-контакта, а именно – генерализация опыта.
Ключевые слова: потребности, механизмы срыва цикла-контакта, прерывания движения энергии, ретрофлексия, генерализация
Во всех делах очень полезно
периодически ставить знак вопроса
к тому, что вы с давних пор считали
не требующим доказательств».
Введение
Известно, что одной из особенностей Гештальт-терапии – по сравнению, например, с психоанализом, – состоит в том, что теория Гештальта вторична по отношению к его практике: т.е., Гештальт – это сначала практика, и только потом теория. А. Левитски в предисловии к книге К. Наранхо пишет, что «… эта система (Гештальт – В.П.) построена больше на интуитивном, «чувствующем» понимании, чем на строгой и стройной теории» (Наранхо, 1995). С. Жинжер писал, что Гештальт не претендует на статус науки, но гордится правом именоваться искусством (Жинжер, 2010). К. Наранхо специально назвал одну из своих работ, посвященных Гештальту, как «Гештальт-терапия. Отношение и Практика атеоретического эмпиризма». Он избрал вместо «теории» слово «отношение», что проясняет сущность темы его работы. Наранхо подчеркивает, что уникальность Гештальт-терапии состоит в том, что это система, построенная скорее на интуитивном понимании, чем на теории.
Однако вышесказанное не означает, что Гештальт является противником теории. Без теоретических основ он бы не стал системой, а был бы просто эклектичным набором работающих техник. Наранхо пишет о Гештальте, что «…это больше «терапия», чем теория, больше искусство, чем психологическая система. Но, как и психоанализ, Гештальт-терапия имеет философскую основу» (Наранхо, 1995). Другими словами, теория и методология в Гештальте существует – завершенная, цельная, строгая и последовательная в целом.
Вместе с тем, в научной литературе по Гештальту существуют темы, которые представлены в известной степени поверхностно, метафорически, не достаточно полно, четко или логично. Так, один из самых авторитетных авторов, описывая механизмы прерывания цикла-контакта, пишет: «Если родитель говорит ребенку: «Сделай то или не делай этого», ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого как замену своей собственной воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: «В жизни надо делать то, и не надо делать этого». В этом процессе важно не столько содержание того, было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного желания» (Робин, 1996).
В данном случае не ясна фраза автора: какая ситуация и как может превратиться в опыт? Судя по контексту, смысл этой фразы таков: «если приказ будет повторяться, то он может превратиться в иррациональную (по А.Эллису, А. Бэку) установку: «В жизни надо делать то, и не надо делать этого». Но иррациональная установка не есть опыт. Многократное послание родителей ребенку «не суй пальцы в розетку» как таковое, самое по себе, может стать для ребенка установкой, но никак не опытом, и в его психике она не превратиться в опыт, но так и останется посланием, иррациональной установкой. Опыт ребенок получит в том случае, если все-таки сунет пальцы в розетку. Так что, на наш взгляд, рассмотренная фраза Робина является логически абсурдной.
Также в литературе порой недостаточно полно и подробно рассмотрены некоторые аспекты теории Гештальта, в частности, касающиеся механизмов прерывания цикла-контакта. Так, представленные в литературе механизмы цикла-контакта, – на наш взгляд, – во-первых, принадлежат к разным порядкам, и логически и эмпирически не все являются механизмами именно прерывания цикла-контакта; во-вторых, список механизмов является не полным. Нам представляется, что он не включает такого механизма, как генерализация опыта. Этот механизм не подпадает ни под один из представленных в литературе по Гештальту механизмов срыва цикла-контакта.
Таким образом, в отличии от существующей в литературе точке зрения на механизмы прерывания цикла-контакта, авторская позиция рассматривает такие феномены, как ретрофлексия и дефлексия, не относящимся к механизмам прерывания цикла-контакта. С другой стороны, список механизмов прерывания цикла-контакта, представленный в литературе по Гештальту, дополнен новым механизмом – генерализацией опыта. Рассмотрим это подробнее.
Отличие ретрофлексии и дефлексии от механизмов прерывания цикла-контакта
Согласно теории Гештальта, существует несколько механизмов прерывания цикла контакта, или, – другими словами, – прерывание возможностей удовлетворения потребностей через контакт со средой. Известно и очевидно, что удовлетворение потребностей возможно только в среде. Питаться собой невозможно, как говорил Ф. Перлз, – во всяком случае, недолго. Но в жизни человека именно процесс удовлетворения потребностей сталкивается с определенными трудностями, включающие механизмы психики, которые мешают удовлетворению потребностей и желаний. Польстеры пишут: «Каждый человек управляет своей энергией так, чтобы иметь хороший контакт с окружающей средой, или сопротивляется такому контакту. Если он чувствует, что его усилия принесут успех, что он полон сил, а окружающая среда является для него средой питательной, – он будет смотреть жизни в лицо с радостью, доверием и даже отвагой. Но если усилия не приносят желаемого результата … тогда он вынужден направить свою энергию на поиск разных способов, снижающих возможности его контакта со средой… Специфические способы прерывания взаимодействия со средой определяют стиль жизнь человека, когда он установит свои приоритеты» (Польстер, Польстер, 1996).
В литературе по Гештальту авторами рассматривается следующие способы – или механизмы – прерывания цикла-контакта (сопротивления): 1) конфлюенция (слияние); 2) интроекция; 3) проекция; 4) ретрофлексия; 5) дефлексия; 6) эготизм.
Кратко рассмотрим, что из себя представляют традиционно описываемые механизмы (по Ж-М. Робину):
— Конфлюенция (слияние):
При слиянии существует ситуация «неконтакта», «неграницы» и «неосознавания»; ничто не возникает, не существует различия между «Я» и не «Я», между фигурой и фоном; нет возникающей фигуры – слияние препятствует выделению фигуры и сопровождающему ее возбуждению.
— Интроекция:
При возникновении фигуры появляется возбуждение и увеличивается энергия, чтобы дать организму возможность войти в контакт с окружающей средой. Здесь реализация этого стремления может быть прервана таким механизмом, как интроекция. Интроекция – это то, что «проглочено» из внешнего мира, на психическом уровне – родительские (шире – взрослые) послания, предупреждения, советы, набор воспитательных увещеваний, наказаний и пр.: «хорошие девочки не должны себя так вести», «мальчики не плачут», «кричать на улице нехорошо» и масса других.
— Проекция:
Проекция – это механизм, по направлению противоположный интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности, за свои эмоции и аффекты. При таком механизме человек может считать кого-то другого очень встревоженным, очень беспокойным или очень агрессивным, потому что не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.
— Ретрофлексия:
— Дефлексия:
Дефлексия, или уклонение – это маневр для того, чтобы уйти от прямого контакта с другим человеком, средой, собственными эмоциями, переживаниями. Это способ снятия накала актуального контакта. Интенсивность контакта уменьшается от долгих разглагольствований, нарочитого вышучивания, избегания прямого взгляда на собеседника. Человек абстрагируется от ситуации, «уходит в себя», меняет адресат агрессии, отпускает реплики не по существу, произносит банальности или общие фразы, проявляет минимум эмоциональных реакций вместо живого участия. «Он принимается рассуждать о прошлом, тогда как речь идет о настоящем и игнорирует важность того, о чем ему говорят. Поведение не достигает цели, оно вяло и неэффективно» (Польстер, Польстер,1996).
— Эготизм:
Эготизм – особая форма ретрофлексии, которая проявляется в том, что субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное.
Таковы механизмы прерывания цикла-контакта, описанные в литературе по Гештальту. Согласно представляемой здесь авторской теоретической позиции, такие механизмы, как ретрофлексия и дефлексия, не могут относиться к механизмам прерывания цикла-контакта, поскольку по своей сути принципиально принадлежит к другому классу механизмов. Рассмотрим подробнее.
Сам термин «ретрофлексия» «… буквально означает «оборачивание» в противоположную сторону… Ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим. При ретрофлексивном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеривался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь (курсив здесь и далее наш – В.П.), и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого» (Перлз, 2008). Т.е. при ретрофлексии энергия, которая первоначально направлялась к границе цикла-контакта, к среде для удовлетворения какой-либо потребности или желания, оборачивается и возвращается обратно к субъекту-адресанту. Ж-М. Робин пишет: «Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма» (Робин, 1996).
В словах Робина указаны причина и принцип механизма образования ретрофлексии, а именно: «…субъект не позволяет себе…» – и далее по тексту. И уже как результат этого «непозволения» энергия, изначально направленная в окружающую среду, оборачивается и направляется обратно на субъект-адресант. Другими словами, энергия по какой-то причине не могла быть реализована по отношению к адресату, находящемуся вне субъекта – в окружающей среде, – и потому вернулась к адресанту.
Таким образом, не ретрофлексия как особый механизм срыва цикла-контакта прервала контакт организма со средой, но сама ретрофлексия есть результат срыва цикла-контакта по каким-то иным механизмам. Она является как раз следствием срыва цикла-контакта с окружающей средой.
Интроекция и проекция как причины ретрофлексии и дефлексии
Какие причины лежат в основе ретрофлексии? На наш взгляд, причиной ретрофлексии являются содержания таких механизмов, как интроекция и проекция. Именно иррациональные интроективные и проективные установки, убеждения, предрассудки останавливают движение возбужденной энергии, направляемой к границе цикла-контакта, к окружающей среде. Движение энергии сдерживается установками типа: «так делать нельзя»; «мужчины не плачут»; «порядочные женщины не знакомятся в метро»; «он сильнее меня, и если я его ударю, то он меня потом изобьет до смерти» и т.п.
Представления об интроектах как причине ретрофлексии имплицитно содержаться в словах Польстеров: «При ретрофлексии человек подобен гермафродиту – он направляет против себя то, что хотел бы сделать другому, или делает сам для себя то, что хотел бы получить от другого…. Система «должен» (интроективный механизм – В.П.), претендующая на то, что лучше самого ребенка знает, что ему нужно, причиняет страдание и сковывает. Боль от осуждения самого себя (ретрофлексия – В.П.) пронизывает всю его жизнь… Вспышки, горячность, крики или драки последовательно искореняются. Снова появляется интроекция: «Я не должен злиться на них», – которая позволяет создать ретрофлективную оборону. Он поворачивает свою злость на себя самого (Польстер, Польстер, 1996).
В этих словах показана роль интроекции в создании ретрофлексии. Другими словами, именно интроекция прерывает цикл-контакт опыта, после которого – прерывания – энергия ретрофлексируется.
Таким образом, опираясь на все, сказанное выше, следует вывод, что конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия – явления разных порядков. Ретрофлексия не является каким-либо отдельным специфическим механизмом-способом прерывания цикла-контакта опыта, взаимодействия с окружающей средой, но является следствием прерывания цикла-контакта по механизмам интроекции или проекции. Отсюда, выделение в гештальтистской литературе ретрофлексии как отдельного механизма прерывания цикла контакта является неправомерным и логически необоснованным.
По той же причине логически неверно и неправомерно рассматривать в качестве механизма прерывания цикла-контакта и дефлексию. Последняя так же есть результат того, что энергия, изначально направленная к границе цикла-контакта, подверглась «цензуре» содержаний интроекций или проекций.
Генерализация опыта
К существующим механизмам срыва цикла-контакта, описанным в литературе (без ретрофлексии, дефлексии и эготизма), можно добавить такой механизм, как генерализация опыта. Его суть мы видим в том, что некий опыт (говоря в оценочных категориях – положительный или отрицательный), полученный личностью, обобщается, принимая в сознании и подсознании человека абсолютный или почти абсолютный характер, догму, закон.
Этот механизм задействует сферу рационального мышления, и генерализация происходит по известной в логике операции индуктивного умозаключения, хотя данная операция в действительности не логическая, а психологическая (великий логик XX века Бертран Рассел в свойственной ему тонко-саркастической манере однажды сказал, что индукция «только из вежливости называется логической операцией»). Суть индуктивного умозаключения сводиться к выводу, что если некое событие А повторяется некоторое количество раз, то оно будет повторяться и в дальнейшем: «Индукция утверждает, что если часто оказывалось, что за A следует B, то, вероятно, окажется также, что за A последует B и в следующий раз. Этот принцип полностью остается в пределах действительного или возможного опыта» (Рассел, 2017). Так, например, если человек несколько раз видел только белых лебедей, то он может сделать вывод, что вообще все лебеди есть белые. Один из самых глобальных примеров индукции – убеждение в том, что Солнце завтра утром взойдет. Это убеждение основано только на том, что до сегодняшнего дня Солнце всходило миллиарды лет и несчетное количество дней.
Как механизм прерывания цикла-контакта этот вариант может выражаться в (например) следующем: ребенок, несколько раз пробовавший присоединиться к игре в компании сверстников, и, будучи столько же раз отвергнут ими, делает вывод, который может распространиться и на дальнейшее поведение в жизни: «не стоит проситься в компанию, потому что все равно отвергнут, как это уже не раз бывало». Другой пример: если человек столкнулся с обманом, он может перестать доверять всем, сделав умозаключение, что все люди – обманщики.
Таким образом, схема прерывания цикла-контакта по механизму генерализации опыта выглядит следующим образом: имеет место быть некий опыт, полученный человеком в реальной жизни; опыт имел определенное количество повторений; на основе этих фактов следует индуктивное умозаключение, что подобное будет повторяться и в дальнейшем; индуктивное умозаключение, в реальности имеющее только вероятностный характер, в психике конкретного человека приобретает иррациональный абсолютистский характер, например: «То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее» (по А. Беку, А. Эллису); поэтому нет смысла делать это снова, и чтобы снова не испытывать боль, разочарование и пр. негативные чувства по причине повторения первого негативного опыта.
Возможна ситуация, когда для подобных умозаключений повторяемость опыта необязательна. Это может произойти в том случае, если какой-либо полученный человеком опыт, оцененный им как негативный, совпадает с иррациональной установкой, полученной посредством интроекта. В этом случае интроективная установка находит подтверждение в опыте.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было обнаружено, что не все феномены, называемые в литературе по Гештальту механизмами срыва цикла-контакта, являются таковыми. Было показано, что традиционное включение ретрофлексии и дефлексии в категорию механизмов срыва цикла-контакта является логически неправомерным и необоснованным – они являются самостоятельными механизмами. С другой стороны, в статье был представлен такой механизм срыва цикла-контакта, как генерализация опыта, который не фигурирует в традиционной классификации в литературе, но который имеет место быть в психике человека.
The mechanisms of interruption of the cycle of contact in Gestalt theory: a revision of traditional ideas
Annotation
The article presents the results of the revision of traditional ideas about the mechanisms of interruption of the cycle-contact in the theory and methodology of Gestalt. According to the author’s point of view not all mechanisms of interruption of the cycle-contact traditionally presented in the literature on Gestalt are such ones. Retroflexion and deflection can not be the mechanisms that interrupts the cycle of contact because it are the result of the interruption of the cycle-contact by other mechanism. Hence the allocation of retroflexion and deflection as mechanisms to interrupt the cycle of contact is logically unwarranted and unjustified. Author presents the generalization of experience as new mechanism of failure of the cycle-contact.
Keywords: needs, mechanisms of disruption of the cycle-contact, interrupting the movement of energy, retroflexion, generalization.