что такое ресурсы в концепции триз
Что такое ресурсы в концепции триз
Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения в ТРИЗ называют РЕСУРСОМ (см. также здесь).
Ресурс, конечно, ограничен, (объём благ обычно меньше потребностей людей) поэтому и ИКР невозможно. К несчастью, бывает так, что мы «топчем» ресурс, его просто не видим. Когда говорят: «Нет ресурса», чаще оказывается, что он просто не найден. «Сидя на ресурсе» можно быть бедным и несчастным. Природа кричит: «Человек! У меня нет от тебя секретов! Изучай меня, думай, люби меня и я дам тебе все, что нужно для счастья и для решения любой твоей проблемы». А мы этого не видим.
Проветривал помещение, дышал через мокрую тряпку, много ел, сразу после работы на улице колол дрова до пота, пил вместо водки молоко.
Хороший ресурс не просто найти. Решатель задач должен обладать знаниями, опытом, проницательностью, упорством.
Вспомните рассказ о том, как мужик искал работящую невесту для своего сына. Нагрузил телегу слив и поехал менять их на мусор. Ему приносили, кто ведро мусора, кто подол, кто мешок. А одна девушка принесла мусор в ладошке и сказала: «В своем доме ничего не нашла. Я больной соседке помогаю, в её доме нашла». Хорошую невесту нашел мужик своему сыну?
Ресурс не вечен. Ресурс устаревает и исчезает. Ресурсом может воспользоваться другой, в частности, Ваш враг, поэтому не медли, не трусь и не ленись, если хочешь победить.
В настоящее время, в условиях рыночных отношений, проблема поиска ресурса стоит особенно остро. Чтобы выжить, нужен ресурс, а его всегда мало. Во многих школах мира преподается очень полезный предмет – ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА. Он построен на анализе потребностей семьи, анализе ресурсов семьи и их правильном распределении.
Приведу любопытный пример найденного ресурса. Для исследования поглощения золотом нейтронов физики Плачек и Фриш выпросили у Бора свои золотые Нобелевские медали, которые они дали ему на хранение, чтобы медали не попали в руки нацистов.
Когда мы начинаем искать ресурс? Когда появляется проблема, желание, задача или требование.
Где и как искать ресурс?
Один профессор изучал мышление обезьян. Он положил банан в ящик, а перед дверцей ящика зажег огонь и поставил рядом бачок с водой и кружку. Обезьяна брала кружку, черпала воду, гасила огонь и доставала банан. Тогда он перенес ящик на остров, соединяющийся с берегом доской, а бочек оставил на берегу. Обезьяна бегала на берег за водой, но не догадывалась зачерпнуть воду из озера. Инерция мышления и незнание законов не позволяли ей увидеть ресурс перед своим носом.
Другой профессор тоже изучал мышление обезьян. Он подвесил банан и стал вносить ящики. Обезьяна сидела в углу и внимательно наблюдала за профессором. Когда профессор пошел за вторым ящиком и проходил под бананом, обезьяна прыгнула ему на плечи и схватила банан. Нашла ресурс!
Итак, главные качества ресурса: чтобы он обеспечил сильное решение задачи, чтобы его было достаточно и чтобы он был дешев.
Где же взять такой ресурс?
Как не покажется странным, но часто самый действенный ресурс можно найти именно в той части задачи, которую мы хотим улучшить, которая доставляет больше всего неприятностей (!), которая явилась ПРИЧИНОЙ появления задачи.
А что делать, если не удалось найти ресурс? Ничего утешительного сказать нельзя. Задача не будет решена, процесс пойдет неконтролируемо, противоречие перерастет в проблему, а проблема в катастрофу. Поэтому поучимся искать ресурс.
Алгоритм проведения ресурсного анализа
После того, как сформулировали задачу, противоречие и идеальное конечное решение (ИКР), надо вернуться «на землю» и позаботиться о РЕСУРСЕ.
Отметим, что для реализации ТРИЗовской многофункциональной идеологии «И-И», нужен ресурс больший, чем для реализации идеологии «ИЛИ-ИЛИ».
У ресурса есть и отрицательные качества. Хороший ресурс трудно найти и его всегда не хватает. Ресурс устаревает, поэтому, кстати, рекомендуют выбирать решения не ниже мирового уровня, и не на мировом уровне, а только выше мирового уровня. Иначе не будет «прочности».
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)
Теория решения изобретательских задач на пальцах
Представьте, перед вами встала проблема, как улучшить какую-то вещь, или как что-то заставить работать. Как придумать что-то новое? Для этого и была придумана Теория решения изобретательских задач. В данном топике я на пальцах попробую рассказать, о чем это
Для разминки
Жизненная ситуация: в хорошую погоду окна в квартире должны быть открыты, но если на улице пойдет дождь, то появится необходимость их закрыть. У нас нет желания следить за этим и закрывать их самостоятельно. Какое решение приходит в голову?
Интересный факт: нам всегда приходят на ум вещи, которые мы когда-то уже видели, или просто какие-то готовые решения.
Правильная постановка задачи
Одна из первых проблем с которой сталкивались все – это не понимание условия. По заданной проблеме нужно выстроить альтернативные вопросы, которые так же решают проблему.
Например: найти недорогой экспресс-метод обнаружения мест утечки воздуха в автомобильной шине (это проблема как дана ПКД).
Альтернативные вопросы (это проблема как понятна (ПКП)):
Метод активации перебора решений
Есть множество способов активировать вариативный подход к решению изобретательских задач (на случай, если нужно придумать конкретно новое, а не новый способ применения уже имеющегося). Приведу основные:
Пример
Рассмотрим обычную чашку. Если в нее налить кипяток, то она сама станет горячей, и её будет нелегко удержать в руках. Но ведь мы хотим ей воспользоваться!
Сформулируем задачу (противоречие. Ведь именно противоречие вынуждает решать задачу): Нам нужно, чтобы в чашку можно было налить что-то горячее, и не ошпариться при этом, взяв в руки.
С чем работаем?
Один из способов сохранить температуру налитой жидкости, не допуская нагрева чашки, — это сделать ее из более толстого материала. Это не приведет к существенным изменениям в производстве кроме дополнительных затрат на материал. Аналогичным решением будет считаться изменение материала, из которого делают чашку.
А если ли другие варианты? Можно сделать так, чтобы у чашки было не нагревающееся место. Эта мысль и привела к созданию ручки у чашек.
Чашка осталась чашкой и почти не приобрела в весе. Дополнительные затраты минимальны, так как ручка состоит из того же материала.
А почему не сделать иначе?
Безусловно, это не единственные способы решения задачи. Кроме одного НО. Чем проще решение, тем проще его применить.
Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется
Другими словами, решение наилучшее, если оно не требует ничего, кроме того, что у нас есть в условии.
Решения других областей
Порой некоторые задачи, которые были большой проблемой долгое время в одной области, уже были решены в другой.
Небольшой пример
Находясь в условиях полной темноты, требуется ориентироваться в пространстве. Если мы не можем видеть, то кто может? (про себя сразу формируем противоречие: человек не может видеть в темноте, но нужно, чтобы он мог в ней ориентироваться).
Тут можно вспомнить животных, которые хорошо ощущают себя в темноте. На эту роль больше всего претендуют кошки и летучие мыши. В первом варианте нужен хотя бы слабый источник света (прямого или отраженного). А в случае с летучей мышью свет и вовсе не нужен, они перемещаются при помощи отраженного звука.
На примере летучих мышей были сделаны эхолокаторы, а вот в основу очков ночного видения легла способность кошек ориентироваться при малом свете.
Другой занимательный пример
И ещё пример из мира животных: как избавиться от шнуровки в одежде? Одно из хороших решений — повязывать одежду дополнительным лоскутом этой самой одежды, что и легло в основу большинства халатов.
Второе достаточно распространенное решение состоит в том, чтобы вместо креплений использовать закрепки, вариантом которых являются липучки (их прототипом в свое время служили плоды репейника).
В итоге
Краткую схему применения ТРИЗ в общем виде можно представить в виде:
1. Определить задачу и сформулировать ее (проблема как дана и проблема как понятна)
2. Найти противоречие и то, что мешает решить задачу (в чем проблема ситуации)
3. Выделить ресурсы, которыми обладаем
4. Применить уже имеющиеся приемы решений (в пространстве, временной экран, решение из других областей и так далее)
5. Проанализировать решение и понять, можно ли его улучшить
Надеюсь, что несмотря на краткость, смог объяснить в общих чертах, что из себя представляет ТРИЗ (или хотя бы побудил самих узнать подробнее).
Метод ТРИЗ: особенности и принципы технологии
Человечество не стоит на месте, и последние десятки лет подтверждают это – число достижений и открытий неуклонно растет. А все благодаря тому, что некоторые люди находят уникальные алгоритмы для упрощения стандартных, рутинных процессов. Одним из таковых является метод ТРИЗ.
Я расскажу, что этот метод собой представляет, как работает и в каких сферах может пригодиться.
ТРИЗ – что это за метод и где он используется
ТРИЗ – это набор методов для решения задач и совершенствования систем. С его помощью можно повысить эффективность и улучшить способности при решении сложных задач, используя при этом креативный подход, развивая фантазию и гибкое мышление. Некоторые специалисты считают эту теорию самой эффективной для разработки творческих навыков, так как она не основывается на оценке и не предусматривает единого правильного ответа.
Теория применяется тогда, когда на пути человека возникают изобретательские задачи. Это могут быть те проблемы, которые не решаются очевидными или привычными способами. То есть нужно изобрести что-то, что поможет выиграть без каких-либо потерь.
Преимущества технологии
Многие люди изучали данную методику и активно применяли ее в своей практике. В итоге они установили следующие преимущества ее использования:
Историческая справка
Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).
В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.
В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.
Принципы ТРИЗ
Технология помогает установить и устранить противоречия. Для этого задачу следует сформулировать так, чтобы все неэффективные пути решения отсеялись. По итогу она должна соответствовать одному из трех нижеперечисленных принципов:
Именно после этого шага обычная задача становится изобретательской. Подобное устранение противоречий называют еще идеальным конечным результатом (об этом чуть позже).
Работа с противоречиями
При противоречии одно из двух понятий или суждений отрицает второе. Метод ТРИЗ предусматривает три вида противоречий. Далее перечислю их по сложности разрешения:
Не столь серьезные противоречия можно разрешить в четырех параметрах – во времени (выбрав другой момент или интервал), в пространстве (переместившись в другое место) или отношении (поменяв смысл), а также за счет ресурсов другой системы. Если ситуация не проясняется или выбранные способы не помогают, можно использовать ТРИЗ.
Идеальный конечный результат в ТРИЗ
Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.
Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.
Итак, в основном используются три формулировки ИКР:
Виды ресурсов
Ресурсы – это все то, что полезно и необходимо для достижения требуемого результата. Как мы помним, для достижения ИКР необходимо использовать только те ресурсы, что уже имеются. В ТРИЗ их подразделяют на несколько категорий:
Приемы решений по ТРИЗ
В ТРИЗ выявлено 40 различных приемов и техник для решения противоречий в технических изобретательских задачах. Далее я перечислю 10 наиболее популярных из них.
1. Принцип дробления
2. Принцип вынесения
Здесь мы отделяем от объекта те части или свойства, которые мешают или не нужны, или же, наоборот, выделяем нужные элементы.
3. Принцип объединения
Для его реализации делаем следующее:
4. Принцип «наоборот»
Тут мы следуем такому алгоритму:
5. Принцип непрерывности полезного действия
При его реализации вести работу необходимо непрерывно. При этом все элементы должны все время функционировать с полной нагрузкой, а исполнителю следует устранить холостые и промежуточные действия.
6. Принцип «обратить вред в пользу»
Нестандартный метод, но он работает, причем следующим образом:
7. Принцип «посредника»
Для его воплощения следует внедрить промежуточный объект, переносящий или передающий действие. Можно также временно присоединить к объекту другой легкоудаляемый объект.
8. Принцип самообслуживания
Тут все просто – объект обслуживает себя самостоятельно, при необходимости выполняет вспомогательные и ремонтные операции.
9. Принцип копирования
Вместо недоступной, сложной, дорогостоящей, неудобной или хрупкой детали можно использовать более простые или дешевые копии.
10. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности
Здесь подразумевается замена дорогостоящей части более дешевым набором, уступающими оригиналу некоторыми качествами, например долговечностью.
Связь между ТРИЗ и креативным подходом
Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:
Как использовать ТРИЗ для решения задачи
Чтобы технология помогла решить задачу, желательно следовать следующему алгоритму действий:
Заключение
Несмотря на то, что данная методика изначально предназначалась для решения технических задач, она нашла широкое применение и в других сферах. С ее помощью можно отыскать нестандартные решения стандартных проблем. По сути, каждый человек ежедневно реализует приемы и принципы ТРИЗ, но просто не знает этого.
ТРИЗ. Ресурсы
Ресурс будем рассматривать в контексте того, что помогает решить проблему. Поэтому ресурсом может быть всё вокруг, что нам доступно. Но важно, что далеко не всё доступное нам имеет ценность и может помочь в решении проблемы.
Если надо забить гвоздь, то кулак, как ресурс, не совсем уместен. А, например, пакет молока, если его заморозить, вполне подойдет.
Ресурсы используются в ТРИЗ для поиска Идеальных решений. Наиболее подходящий ресурс тот, который улучшает нашу систему, придавая ей требуемые качества, необходимые для решение проблемы. При этом не возникают нежелательные эффекты. Идеальность системы возрастает.
Бывает так, что мы точно понимаем, чего не хватает системе, а затем быстро находим это в подсистемах или надсистемах, тем самым решая проблему. Для легких задач такой перебор подходит, но чаще требуется больше времени на составление требований к ресурсу и поиск лучшего варианта. В реальных задачах большое количество подсистем и надсистем, имеющих множество ресурсов. Если перебирать их все, может уйти слишком много времени, а это не допустимо.
Поэтому, прежде, чем выбирать ресурс, необходимо четко сформировать требования к нему. Что он должен делать, какие свойства иметь, чтобы его использование в системе дало Идеальное решение. Таким образом идет отсечение того, что точно не подходит. Хотя в процессе поиска решения критерии могут уточняться, и какие-то ресурсы, ранее отброшенные, могут быть вновь полезны.
Важный момент, что ресурсы могут быть не только материальные, как многие привыкли считать. Для решения проблемы ключевым ресурсом может стать информация, например.
Категории ресурсов в ТРИЗ
— Время (параллельно несколько процессов)
— Пространство (использование пустоты)
— Материальные ресурсы (всё физическое, что нас окружает, включая отходы)
— Информация (знания, связи и т.п.)
— Функции/Свойства/Признаки/Состояния элементов системы (тепло от серверов для отопления, встречный поток ветра при движении)
— Системный эффект (объединения элементов дает новый эффект)
— Энергия (свет фар)
Всё, что Траблшутер и рабочая группа считают важным для поиска решения необходимо учесть. Лучше написать больше, чем забыть что-то ключевое, и упустить Идеальное решение.
Доступность ресурсов
По стоимости:
— Дорогие
— Средние
— Дешевые или бесплатные
По количеству:
— Мало
— Средне
— Много, бесконечные
По доступности
— Труднодоступные
— Средняя доступность
— Легкодоступные, всегда доступные
Если в процессе найдено решение с ресурсом, который дорогой, его мало и трудно достать, то есть большой риск, что решение не будет внедрено, либо его стоимость будет выше, чем польза. Тогда идеальность системы снизится, что также недопустимо.
Лучшие ресурсы те, которые ничего не стоят, их много и они всегда доступны. Это еще один хороший фильтр отбора ресурсов.
Где искать ресурсы?
В подсистемах, надсистемах и самой системе. А уже затем во внешней среде.
Поэтому, когда хорошо проработана Многоэкранка, найти ресурсы становится гораздо проще.
Ресурсы для бизнеса
Если в технической системе мы часто ограничены в выборе ресурсов, то в бизнес-системе вариантов гораздо больше. Мы можем использовать всё, что нас окружает, даже свои недостатки (приём обратить вред в пользу).
Примеры ресурсов и их использования
За основу возьмем задачу о просрочке продуктов в магазине.
— Надсистема: покупатели, поставщики, товары, конкуренты, надзорные органы, шантажисты
— Система: продуктовый магазин
— Подсистема: сотрудники, помещение, полки, кассы, товары
В комментариях приводилось много хороший идей решений, близких к Идеальному решению и основанных на ресурсах системы:
— Сотрудники сами устраняют проблему просроченных продуктов
— Полки магазина сами убирают с себя просроченную продукцию
— Кассы сами не дают купить просрочку
— Просроченные товары сами проявляют себя
— Покупатели сами находят просрочку и несут нам
— Поставщики сами делают так, что просрочка не возникает
— Поставщики сами контролируют просрочку
— Шантажисты сами отказываются шантажировать наш магазин
По формуле Идеального решения будет звучать так: товар, который может быть просрочен и найден шантажистом, сам устраняет проблему просрочки и шантажа без дополнительных затрат и нежелательных эффектов.
Мышление фокусируется на ресурсах, которые есть у товаров и подсказывает ответ со штрих-кодом или визуальной маркировкой.
Итого
Потренируемся!
Задача 19:
Используем систему мешки-кресла. Ниже напишу свою Многоэкранку, но вы можете расширить подсистемы и надсистемы, а так же углубиться в каждую из них.
— Надсистема: покупатели, поставщики, товары, конкуренты, транспортные компании, грузовики, партнеры
— Система: мешки-кресла
— Подсистема: сотрудники, помещение, шарики из пенопласта (для наполнения мешков), производство, технология
Используйте ресурсы системы, подсистем и надсистем, чтобы найти Идеальное решение.
Полезные инструменты Траблшутера: ИКР, Идеальность, Системный оператор, Противоречия.
Вступайте в международный бизнес-клуб ТРИЗ и получайте самую актуальную информацию раньше других. Изучайте ТРИЗ и решайте нерешаемые задачи!
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: http://xtriz.com/online_bm_triz_level1_ru (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения ТРИЗ-РТВ размещена на сайте: http://www.xtriz.com/online_rtv_ru
По вопросам участия в конференциях, проведения консультаций, тренингов и мастер-классов, корпоративного обучения и ТРИЗ-консалтинга пишите на blagih@gmail.com
С доверием к вам,
Алексей Благих
Ресурс
Гин Анатолий, Френклах Григорий
Основные понятия ТРИЗ
Не приходилось ли вам сталкиваться с историями, подобными истории с бабушкиными очками? Их искал весь дом, а они случайно оказались на лбу самой бабушки. Такое часто случается и при решении изобретательских задач. Мы ищем нечто, необходимое для решения задачи, в стороне, а оно уже содержится в самой технической системе, является ее «ресурсом». Видеть в системе незадействованные ресурсы — одна из главных особенностей изобретательского стиля мышления.
ПРИМЕР
Для обнаружения внутри зерен личинок вредителя брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них, рассматривали под микроскопом. Но вспомнили, что личинка, жующая зерно, издает какие-то звуки (звук — ресурс системы). Осталось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, чтобы можно было услышать в динамике скрежет челюстей вредителя.
Ресурсом в ТРИЗ называют все, что может быть использовано для решения задачи.
Существуют ресурсы времени, пространства, энергии, вещества, информации и т. д.
ПРИМЕР
Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи: в использовании пространственного ресурса. Частично выпускают воздух из шин, и автомобиль свободно проезжает под мостом.
ПРИМЕР
При взрыве в шахте для спасения людей нужно срочно сделать завал и преградить путь взрывной волне. Для этого используют энергетический ресурс — энергию самой взрывной волны (звук в более плотной среде стенки шахты распространяется быстрее).
Все виды ресурсов, кроме ресурсов пространства и времени, в ТРИЗ называют вещественно-полевыми ресурсами.
Справку подготовили А. Гин и Г. Френклах