что такое reperaunt в радиожурналистике

Что такое reperaunt в радиожурналистике

Под редакцией профессора A.A. Шереля

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности Журналистика

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В учебнике рассматриваются история, специфические особенности и общественные функции радиовещания, его место в системе средств массовой информации, структура выразительных средств, жанры и формы радиовещательных программ, вопросы методики работы радиожурналиста как в прямом эфире, так и при подготовке передач в звукозаписи, а также типология радиовещательных организаций, сложившаяся в России и за рубежом. Впервые обобщен зарубежный опыт, опыт международного радиовещания и формы и методы изучения радиоаудитории.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников радиовещания.

Становление радиопрограмм (1921 1927)

Радио тоталитарного государства (1928 1941)

Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941 1945)

Радио тоталитарного государства (продолжение: 1945 1970)

Радио эпохи социального застоя (1970 1985)

Радио «перестройки и гласности» (1985 1991)

Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991 1999)

Радиовещание в системе современных каналов коммуникации

Эстетическая основа радиовещания

Технологические и экономические основы радиовещания

Радиовещание и аудитория: особенности контакта

Формообразующие средства радиожурналистики

Стилеобразующие средства радиожурналистики

Документ и обобщение в структуре радиопередач

Предварительная подготовка к эфиру

Общение в работе радиожурналиста.

Репортер в прямом эфире

Работа радиожурналиста в экстремальных условиях

Репортер на событии: подготовка к передаче в записи

Работа с режиссером

Ведущий информационно-музыкальной радиостанции

«Авторская программа» и особенности работы над ней

Работа радиожурналиста в пресс-службе

Радиожурналист в зарубежной командировке

Радиожурналист в парламенте

Типовая структура государственной радиовещательной организации и особенности «тематического планирования»

Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования

Понятие «аудитория СМИ»

Формы и методы изучения радиоаудитории

Становление международного радиовещания

Международные организации радио- и телевещания

Иновещание в России

Материалы по истории радиовещания

Из истории радио США

Из истории радио Германии

Из истории радио Франции

Из истории радио Великобритании

Из истории радио Канады

Из истории радио Японии

Из истории радио Австралии

Основные даты развития радиотехники

Становление технической базы радиожурналистики в СССР

Становление регулярного вещания в России

Форматы коммерческих информационно-музыкальных радиостанций

Источник

что такое reperaunt в радиожурналистике. userinfo v8. что такое reperaunt в радиожурналистике фото. что такое reperaunt в радиожурналистике-userinfo v8. картинка что такое reperaunt в радиожурналистике. картинка userinfo v8. Под редакцией профессора A.A. Шереляvladis_baxman

Carpe diem

3. Выразительные средства радиожурналистики.

Группы выразительных средств радио

• Документальные записи сделанные вне студии

• Технические способы звукообразования (реверберация (эхо) и пр.)

1)слова должны точно описывать событие, кот. явл. объектом журн. внимания, достоверно передавать его атмосферу.

2)нужно найти наиб. точную интонац, кот. часто несёт ничуть не меньше инф., чем само содержание.

Бернард Шоу заметил что есть только один способ написания слова «да» и слова «нет», но 50 вариантов его произношения, причем часто с прямо противоположным значением.

Слово, устное или письменное, если оно несёт значительный смысл, может эффективно воздействовать на воображение человека в понятийной форме, минуя зрительные ассоциации, т. Е. не нуждаясь в подкреплении визуальным рядом.

Слово всегда ориентируется на эмоции человека, на образность, которую нельзя сводить лишь к зрительному представлению. Образ, возникабщий в сознании человека, сложен по своей природ: он являет собой сплав эмоционального и смыслового, рационального и интуитивно-ощущаемогою

3)поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений.)

Важнейшим критерием качества работы у микрафона можно считать открытую Станиславским психофизическую зависимость речи говорящего от понимания им важности сообщаемой информации и его искренности.

Эффект вовлеченности слушателей – диалог, неправильный порядок слог, паузы для подбора нужного слова.

1)стремлен. иллюстрир-ть действие муз.и ш., вводить их в передачу в качес. звук. аккомпанемента.

Пример: в радиоочерке речь о молодом офицере едёщем на службу.

Журналист: Петя смотрел в окно вагона. Поезд проходил через Волгу.

(звучит песня «издалека долго течет река Волга)

2)мнение, что музыка может быть включ. только в худ. программу.

Но : Музыка и шумы могут предствал. собой самостоят. части сюжета благодаря заложен. в них информ-ии. Музыка и шумы – смысловые структурообразующие элементы. В процессе художественной организации материала музыка и шумы могут представлять собой самостоятельные части сюжетной конструкции благодаря заложенной в них семантической информации, смысла. При этом в ряде случаев музыкальные фрагменты и шумы превращаются в синонимы логического утверждения.

Наиболее яркий приём – позывные. Так, фраза песни «подмосковные вечера» может быть эквивалентом объявлению: Прошло ещё полчаса. Сейчас будут новости. Таким образом музыка играет роль слова, потому что у слушателей в сознании выработался соответствующий код.

Всё вышесказанное применительно и к шумам.

В литературе о радио можно встретить термин рисующие шумы – их используют, когда хотят звуком описать место действия.

Но это бедный термин потому что шумы могут нести гораздо большее значение. Например, метроном в блокадном Ленинграде.

Музыка и шумы могут выступать как самостоятельные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они способны уточнять, дополнять, и развивать идейную и эстетическую информацию, высказанную словом, нести логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.

Первую группу выразительных средств мы называем формооб-разующей потому, что сочетание указанных элементов образует форму и жанр радиопередачи, диктует наиболее выгодные композиционные акценты.

Во-первых, как выразительное средство, как краски с журналистской палитры, помогающие корреспонденту радио рассказать с возможной полнотой об этом событии, передать его психологическую атмосферу, акцентировать внимание на том или ином обстоятельстве времени, места и действия.

Во-вторых, всякая документальная запись является фонодокументом, выступающим самостоятельным или дополнительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала передачи.

Стилеобразующие средства (технические)

Рассматривая группу стилеобразующих выразительных средств, мы идем от более простого к наиболее сложному, от чисто технических приемов к приемам усложненного мышления, к комплексу эмоций и выделяем прежде всего специфические способы звукообразования.

Именно с их помощью формируются стиль программы, индивидуальные особенности манеры журналистского изложения материала, ритм Рассказа и т.д.

Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукозаписи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект «эха». Этот прием часто используется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи персонажа, на какой-либо фразе журналиста или звуковой детали события.

Прием «буратино» как выразительное средство был открыт выдающимся режиссером отечественного радио Розой Иоффе. Она установила, что убыстрение или замедление хода магнитофонной пленки может из «технического брака» превратиться в сильнейший художественный прием. Из художественного вещания прием «буратино» достаточно быстро перешел в арсенал средств журналиста. Он позволял подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи кого-либо из интервьюируемых.

Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма (скажем, от мотора трактора или автомобиля и т.д.), создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы какой-то один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, как на крупный план в кино. И тогда именно этот звук или голос становится сюжетным, смысловым и эмоциональным стержнем передачи.

Голосовой грим – одно из выразительных средств радиожурналистики, заимствованное ею из арсенала радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Так, например, репортаж об автомобильных гонках может быть разным. Можно вести репортаж, удобно устроившись в кресле комментаторской кабины и ровным спокойным голосом объясняя слушателям, что происходит на дорожке, почему тот или иной гонщик допустил ошибку и т.д. и т.п. А можно и самому как бы оказаться в одной из этих машин, бешено рвущихся к финишу и каждую секунду бросающих водителей на грань катастрофы, на грань жизни и смерти. Тогда речь журналиста становится прерывистой, сбивчивой, напряженной.

Главн. место в этой группе занимает монтаж, акустический монтаж = технический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты радиосообщения в целостную композицию; под акустическим монтажом мы понимаем также систему взаимосвязей содержания и звуковой структуры – систему, выполняющую функцию драматургической конструкции.

Монтаж есть прежде всего выражение идеологических и эстетических позиций автора, метод его художественного мышления, творческого осмысления действительности. В этой связи следует заметить, что суть того или иного жизненного эпизода, запечатленного на магнитофонной пленке, может существенно изменяться в зависимости от монтажного контекста.

В практике современного вещания завершающая часть работы над радиосообщением часто проходит в аппаратной и представляет собой процесс творческого осмысления и обработки звукозаписей, произведенных на этапах, предшествующих окончательному монтажу.

Монтаж бывает параллельный – здесь объединение событий различных по времени и месту происходит главным образом в зависимости от желания автора. Пример:

11.30–11.35. Репортаж из Петропавловской крепости. Толпа людей на подступах к собору.

11.35–11.43. Репортаж с аэродрома, где приземляется самолет Президента Российской Федерации.

11.44–11.50. Петропавловская крепость. Интервью с иностранными гостями, собирающимися на похороны.

11.50–11.55. Улицы Санкт-Петербурга, репортаж о проезде президентского кортежа.

11.55–12.05. Репортаж с улицы Екатеринбурга. Выступление историка, который занимался поисками захоронении императора Николая Второго и членов его семьи.

12.05–12.15. Репортаж с улиц Санкт-Петербурга о том, как президент едет на похороны.

12.15–12.22. Выступление одного из членов императорской фамилии.

12.15–12.23. Репортаж из Москвы, из зала Дворянского собрания.

12.25–12.30. Репортаж из подмосковного села, где установлен памятник Николаю II. Выступление скульптора – автора памятника.

12.30–12.35. Репортаж из Петропавловской крепости о прибытии президента и начале церемонии. и т.д.

Монтаж бывает последовательный. Он заключается в построении четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения.

Метод акустического коллажа (т.е. соединение разнофактурных звуковых элементов), один из самых современных и мощных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя. Он создает максимально благоприятные условия для возбуждения широкого круга ассоциаций в воображении.

Источник

Что такое reperaunt в радиожурналистике

Факт, т.е. знание, ставшее достоянием человека, общества, с философской точки зрения есть сочетание объективной реальности с ее субъективным восприятием и отражением. Факт в журналистике – актуальные, значительные сведения, имевшие место в действительности и представляющие общественный интерес.

Основу информационных жанров составляют сообщения о фактах, высказанных в разных формах. Сообщение о самом событии, краткий рассказ о его развитии, дающий представление о происшествии, сообщение новых мыслей по его поводу, высказанных компетентным лицом. Информационные жанры лежат в основе системы жанров, определяют отношения между всеми журналистскими произведениями, взаимоподчиненность ее составных частей, их функционирование.

Главное направление работы информационных служб радиостанций – «добывание» новых сведений, их обработка и составление программ новостей. Поэтому прежде чем рассматривать специфику самих жанров, остановимся на более объемной характеристике природы новостей.

Среди огромного потока сведений о жизни нашей планеты первое место по своему значению, бесспорно, занимают новости. Именно они, прежде всего, рисуют постоянно меняющуюся общественно-по литическую, экономическую, социальную, культурную картину мира, представляют собой самую важную информацию для функционирования общества. Узнавая новости, происходящие в разных уголках земного шара и в первую очередь в своей стране, люди с тревогой и надеждой следят за ходом главных событий в мире и своей стране, которые могут оказать и оказывают реальное воздействие на их жизнь. И в оперативном информировании людей по всему миру, как уже отмечалось, доминирует радио, не признавая границ и расстояний, оно несет новости в каждый дом. В системе средств массовой информации радио завоевало себе позиции наиболее удобного, доступного, регулярного, дешевого канала трансляции новостей. Новости на радио передаются крупными радиостанциями большую часть суток, потому что новости на радио – это поток информации. В целом он создает панораму происходящих событий, если же рассматривать его временные рамки шире – это живое движение, беспрерывный конвейер новостей. Значение новостей для аудитории, их объем и различные формы подачи в эфир определяют организацию информационного вещания.

Одна из важнейших особенностей вещания – его программность. Радиопрограмма дня создает многомерность, разнообразие, динамику, взаимосвязи ее частей – всего объема вещания, куда входят и общественно-политические, и документально-художественные, и художественные, и музыкальные передачи. А главное – радиопрограмма дня влияет на восприятие слушателем ее отдельных частей, она создает особый контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

Информационные выпуски составляют основу программы дня, образно говоря, ее «скелет». Выпуски эти не изолированы в радиопрограмме дня даже с точки зрения восприятия новостей. Они дополняются комментариями, обозрениями, беседами с самым широким кругом людей. Информация живет в программах в самых разных формах.

Выпуски новостей не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем их звучания и, естественно, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи, степень зависимости радиоорганизаций от политической системы общества. Более того, как наиболее мобильные, значимые – выпуски новостей отражают не только саму информационную политику, но влияют на другие программы.

Практика отечественной радиожурналистики, опыт работы зарубежных радиостанций выработали основные принципы организации информационного вещания. Они основаны на осмыслении прошлого, изучении аудитории, наблюдениях за ее реакцией, рекомендациями психологов, а главное, повторим этот важнейший постулат, – на изменениях политического «климата».

Особенность информационного вещания проявляется в первую очередь в том, что оно должно стремиться к максимальной объективности. Задачи хроникера, корреспондента редакции новостей – сообщать факты. Комментарии, оценки должны давать специалисты, эксперты, обозреватели. На что обращают внимание слушатели прежде всего, с каких позиций, по каким критериям оценивают они содержание и форму радиоинформации? Наиболее существенными, значимыми для восприятия являются показатели: объективность, оперативность, компетентность, актуальность и доходчивость. Эти качества и должны лежать в основе выпусков новостей. А это значит: определять работу журналиста при сборе, отборе и подаче сообщений.

Информационное вещание обращено к самой широкой аудитории, поэтому оно должно сочетать в себе сообщения о важных событиях, проблемах общественной жизни с их доступностью для слушателей. При составлении программ, выборе места и времени для информационных выпусков учитывается время выхода в эфир (утренние, дневные, вечерние, ночные выпуски) – а они бывают разными по своему характеру. Объем звучания (от 3 – 4 минут до 10) определяет тематику содержания, панорамность, доминанту основных событий, их развитие в течение дня, психологию восприятия на слух насыщенного конкретной информацией текста. Слушатель сам «фильтрует» новости значимые и незначимые для него, представляющие интерес прямой, опосредованный и т.д.

Выпуск новостей в самом общем виде – это набор радиосообщений и материалов, углубляющих, развивающих их. Он имеет постоянное место в эфире. Это очень важно для организации внимания аудитории. Слушатель должен знать, когда и где найдет он в эфире свежие новости. Так, радиостанция «Радио России» передает выпуски новостей каждые полчаса, а «Эхо Москвы» – каждые 15 минут, и в различные отрезки времени эти выпуски различны, в первую очередь по объему передаваемой информации и по ее группировке.

Выпуск имеет свое «фирменное» звуковое оформление. Заставку или, как еще говорят радиожурналисты, «шапку», музыкальные разбивки (музыканты называют этот материал «музыкальными обоями»). Такое специальное оформление выделяет информационный выпуск из других передач. Не рекомендуется часто менять звуковое оформление: слушатель должен привыкнуть к его звучанию и настраиваться на него. Знакомый сигнал привлекает его внимание. Он должен быть коротким, музыкально ярким, насыщенным, динамичным и психологически настраивать слушателя на восприятие этой программы. Думается, многие слушатели помнят музыкальную заставку радиостанции «Би-Би-Си» – она существует на радио долгие годы. Музыкальная заставка – это звуковая визитная карточка программы. Ее повторение дает возможность внутренне подготовиться к прослушиванию новостей. Так, радиостанция «Маяк» начинает передачи музыкальной фразой из популярной песни «Подмосковные вечера», которая повторяется 2 – 3 раза и звучит 8 секунд, создавая этот важный настрой. Позывные новостей «Радио России» звучат 20 секунд, разбивки внутри выпуска – 7. Разбивка, как короткая музыкальная рубрика, дает возможность «отбить» один блок новостей от другого. Блоки обычно объединяют сообщения на разные темы: политические, экономические, культурные, спортивные, рекламные.

По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности – выпуски новостей делятся на следующие:

Общие содержат самую разнообразную информацию. Их цель дать движущуюся панораму событий. Это самые распространенные программы. Они представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомят слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении в стране и в мире.

Тематические выпуски содержат рассказ о том, что происходит в области экономики, финансов, искусства, спорта и т.д. Они привлекают внимание тех слушателей, кто в большей степени интересуется этими сферами жизни. Такие выпуски дают радиоканалы, вещающие или круглосуточно, или большую часть суток.

Специальные выпуски посвящены крупным событиям: спортивным соревнованиям мирового уровня (Олимпиады, чемпионаты, фестивали, кинофорумы и т.д.). Они содержат более подробную информацию о том, что происходит на этих крупнейших мероприятиях.

Экстренные выпуски новостей обусловлены необходимостью самого оперативного сообщения об очень важных событиях (например, отставке Президента, Премьер-министра).

Важнейшим фактором работы информационной службы является отбор новостей. Аудитории должны предлагаться самые важные, значительные, интересные новости. Выпускающий редактор, составляя выпуски, решает двоякую задачу: отражает панораму событий и создает у слушателя представление об информационной картине дня. Такая работа требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. Что такое «факт» в журналистике? В чем состоят особенности работы информационной службы радио?

2. Что представляют собой выпуски новостей? Охарактеризуйте их специфику.

3. Запишите с эфира несколько новостных выпусков разных радиостанций и проанализируйте их с точки зрения тематики, структуры. Чем, на ваш взгляд, обусловлены их различия?

Информационное радиосообщение подобно заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе других к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Оно, как и заметка в газете, должно отвечать на главные вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Возможны и дополнительные вопросы: Как? Каким образом? Оперативность – важнейшее качество радио, поэтому значимость информации понижается, если она отстает по времени от события.

«Маяк» явно опоздал с сообщением («Минувшим днем. »).

Сообщения, не отвечающие на вопрос «Когда?» дезориентируют слушателя. Причем, указание времени не требует порой особых усилий редакции. В приведенном ниже примере (слева) не указано время игры, не назван и вид спорта, по которому проходит чемпионат.

Сравним начало сообщений:

«Минувшим днем Президент России беседовал по телефону с Президентом Казахстана» («Маяк»).

«По сведениям ИТАР-ТАСС, сегодня Президент России обсуждает по телефону положение в Чечне с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым» («Радио России»).

«Российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира в Канаде. В первом матче они со счетом 3:4 уступили команде Соединенных Штатов Америки» («Радио России»).

«Вчера вечером российские юниоры начали с поражения молодежный чемпионат мира по хоккею в Канаде».

Пример правильного сообщения приведен справа, при этом отметим, что вторую фразу следовало бы закончить более кратко (. «команде США»).

Для редакции информации очень важно определить значительность фактов, отбираемых для выпусков новостей, выбрать то или другое событие из их огромного количества. В первую очередь это должны быть новости, представляющие всеобщий интерес: общественно-политическая и социальная жизнь страны, самые значительные события, происходящие за рубежом. Слушателя всегда привлекут сообщения о событиях, отражающих те стороны жизни людей, которые определяют их собственное бытие: проблемы здравоохранения, образования, воспитания детей, цены на товары и услуги, состояние преступности.

Источники информации могут быть разнообразными: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), другие радиостанции.

Самые важные характеристики радиосообщения: оперативность, событийность, новизна, актуальность, достоверность, конкретность! Эти качества определяют особенности сбора материала, методы его обработки, содержание и форму радиосообщения. Событийность, новизна, оперативность требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, большой мобильности. А актуальность – умения оценить значимость события, его место в общественно-политической картине дня. Достоверность, конкретность не возможны без высокого профессионализма радиожурналиста, умения работать с источником информации, дорожить точностью, надежностью, объективностью сведений.

Иногда редакции прибегают к выдаче в эфир непроверенных сведений. Но бывают случаи, когда этого делать нельзя – слишком нежелателен может быть эффект такой информации.

Приведенное ниже радиосообщение не должно было появиться в эфире именно по этой причине (выделен в тексте фрагмент, вызывающий негативную реакцию у слушателей):

В эфире часто встречаются радиосообщения разных видов: хроникальное, озвученное, дополненное небольшим комментарием, информационное радиовыступление. Все они расширяют содержательную и звуковую картину выпуска новостей.

Хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10–15 секунд. Это своего рода расширенный «лид». Развернутое радиосообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей. Оно содержит некоторые пояснения, примеры. Обычно это текстовые сообщения, звучащие 30–40 секунд. Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события, или голос очевидца. Такое информационное радиосообщение напоминает краткий репортаж. Это делает информацию более объемной и интересной. Но к такому приему подачи новостей редакторы прибегают редко. В том случае, когда новости необычны, требуют пояснения, комментировать их должен специалист, авторитетный человек. Такие оценочные тексты следует выносить за рамки самого радиосообщения. Недопустима в тексте радиосообщения и оценка события в тех случаях, когда журналист не знает всех обстоятельств, влияющих на нее.

С информационным радиосообщением могут выступать не только журналисты, но и очевидцы, специалисты, эксперты. В нем документальные факты составляют основную базу рассказа, а аргументация дополняет их, внося пояснения-популяризацию, растолкование происшедшего события, но не давая ему основательный анализ, глубокую оценку. Такие сообщения могут звучать и по тексту, и без текста.

Структура радиосообщения зависит от задачи, насколько оперативным должно быть сообщение важной новости. Поэтому особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории. Причем, в одном случае на первое место может входить значительность события, в другом – интересность, в третьем – его необычность.

Восприятие на слух требует закрепления самого важного материала. Главная мысль, факт, особенно имена, географические названия, могут повторяться, варьироваться в начале и в конце сообщения.

Радиосообщение – небольшой текст. Но эта малая форма журналистики требует основательной подготовки, умения, опыта. Здесь выразительные средства радиожурналистики используются минимально, поэтому особое значение приобретают язык, стиль, интонация звучащего голоса.

Язык информационного сообщения должен быть доступным, ясным, простым и точным. Стиль – лаконичным, предельно кратким, ориентированным на разговорный вариант литературного языка и нейтральную лексику. Особенно не приемлем для радио административно-бюрократический стиль.

В приведенном ниже сообщении обратите внимание на нагромождение терминов, длинноты. Несмотря на то что оно состоит практически из одной фразы, читать его диктору и воспринимать слушателю необычайно трудно.

«Пресс-служба главы администрации области сообщает: на своем заседании областная энергетическая комиссия решила до уточнения цен на топливо, принятия соответствующих нормативных актов Правительства Российской Федерации по государственному регулированию тарифов на энергию в 1995 г. и согласно прогнозу динамики цен в сфере материального производства на 1995 г., подготовленного министерством экономики Российской Федерации, установить с 1 января 1995 г. для потребителей области следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию: для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью – 750 киловатт и выше, прочих предприятий и организаций, а также производственных сельскохозяйственных предприятий – при оплате за электрическую и тепловую энергию применяется коэффициент – одна целая, 12 сотых. Для городского населения устанавливается тариф 50 рублей за один киловатт-час; для сельского населения – 35 рублей за один киловатт-час» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

Для того чтобы правильно организовать это информационное сообщение, требуется устранить все повторы (1995 г., электроэнергия, тарифы, предприятия. ), разбить предложения на более короткие, убрать причастные обороты и вообще сжать текст:

«Вчера (или указать время когда. – В.С.) на своем заседании областная энергетическая комиссия приняла решение о повышении тарифов на электроэнергию. С 1 января 1995 г. все предприятия мощностью свыше 750 киловатт будут платить на 12% больше, чем платили ранее. Горожанам один киловатт-час будет обходиться в 50 рублей, жителям села – в 35. Об этом сообщила пресс-служба главы администрации области».

В требованиях к языку и стилю информации можно сослаться на опыт и рекомендации радиостанции «Би-Би-Си», завоевавшей огромное число слушателей во всем мире. Вот некоторые из ее рекомендаций:

w » в основе языковых требований лежит необходимость соответствовать хорошим манерам и безупречному вкусу;

w идеальное предложение должно содержать в себе одну законченную мысль, не превышающую одну строку;

w предложение длиннее двух строк всегда воспринимается труднее и сложно для запоминания;

w лучше всего чередовать короткие и длинные фразы. Это поможет избежать монотонности, витиеватости и потери смысла;

w при составлении фразы избегайте причастных и деепричастных оборотов»;

w нежелательны такие слова, как «так называемый», «пресловутый».

Цифры нередко составляют важную часть радиосообщения. Но и они требуют специальной обработки. По возможности их нужно избегать, сокращать до минимума, особенно крупные цифровые данные. Цифры можно округлять. Трудно воспринимать на слух данные в процентах, так как они относительны. Особенно, если текст перегружен ими.

Приведем пример, а затем покажем улучшенный вариант:

«С апреля по октябрь удерживались в Шолоховском районе стабильные, вполне доступные цены на молочные продукты. Зато с октября по 10 декабря они повышались трижды. Стоимость сливочного масла возросла на 4 тысячи рублей, сметана подорожала почти вдвое. Если еще в 1991 г. средняя рентабельность молочного производства в Шолоховском районе была плюс 37%, то уже в минувшем она составила минус 40. А за 11 месяцев этого – минус 95%. Показатели, мягко говоря, не оптимистические. Нам сообщили, что за 11 месяцев на переработку молока поступило на 32% меньше прошлогоднего» (Телерадиокомпания «Дон-ТР»).

«За 11 месяцев этого года производство молока уменьшилось в два раза. На переработку молока стало поступать почти на треть меньше прошлогоднего».

Цифры, стоящие в том или ином падеже, лучше писать прописью. Это облегчит работу того человека, который читает текст у микрофона. Цифры не только неудобны для слушателя, но и таят возможность ошибки. А ошибки эти могут дезинформировать аудиторию.

Проанализируем прозвучавшую в эфире информацию.

«Запасы сахара на московских складах стабильны – через них ежемесячно проходит более четырех тонн этого продукта. В пресс-центре московской мэрии со ссылкой на данные президента акционерного общества Моссахар опровергли появление в некоторых средствах массовой информации сообщения о том, что с поставками сахара сложилась критическая ситуация. В первом квартале наступающего года в торговлю Москвы будет передано около 28 тысяч тонн сахара» («Радио России»).

Этим сообщением радиостанция хотела развеять слухи о том, что в Москве нет сахара. Но вместо того, чтобы сказать: «. его проходит ежемесячно 4 тысячи тонн», – прозвучало: «четыре тонны», что усилило распространение слухов и паники в кондитерских магазинах. Хорошо еще, что в последней фразе была дана настоящая цифра: «28 тысяч тонн».

Можно сказать точно, что ведущий программу новостей предварительно не читал текст, иначе бы он обратил внимание на нелепость первой цифры. Чтение информации перед ее выдачей в эфир обязательное условие работы ведущего. Не менее важны и требования к тексту радиовыступления.

Так, в тексте радиосообщения следует избегать кавычек, передающих иронию, сарказм, второй смысл. Малоизвестные географические названия должны привязываться к общеизвестным. Например, к сообщению о небольшом городке, поселении, название которого ничего не говорит слушателям, необходимо добавить: «Близ Москвы» или «Около Новосибирска» и т.д.

Следует обращать внимание и на сокращения. Во-первых, некоторые из них трудно произносить, во-вторых, а это важнее, не все они могут быть понятны слушателям. Вот, например:

«На территории НКР. » («Радио России»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *