что такое ремонт вооружения
ГЛАВА 13
Эксплуатация вооружения и военной техники – это вид повседневной деятельности, совокупность (система) организационно-технических мероприятий и технологических процессов по применению вооружения и военной техники в соответствии с их предназначением и поддержанием их тактико-технических характеристик в заданных пределах в течение установленного периода времени.
Эксплуатация любых конкретных образов вооружения и военной техники включает следующие этапы (приложение 45):
В процессе эксплуатации ВВСТ осуществляется также ее транспортирование и ремонт.
Основой обеспечения высокой постоянной готовности ВВСТ (в рамках сервисного обслуживания) к использованию по назначению являются полное, своевременное и качественное проведение всех видов:
Виды контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта будут изучены в рамках дисциплины «Военно-техническая подготовка».
Предприятие для оказания услуг по сервисному обслуживанию выбирается на конкурсной основе и с ним заключается государственный контракт в целях обеспечения соответствующих нужд Министерства обороны РФ и конкретной воинской части. Конкретные перечни, объемы и сроки работ по сервисному обслуживанию ВВСТ определяются условиями государственного контракта.
После поступления в воинскую часть копии государственного контракта, в воинской части создается комиссия для организации:
В состав комиссии по согласованию включаются представители Предприятия.
Степень участия личного состава воинских частей и специалистов Предприятий в работах по сервисному обслуживанию устанавливается на основе контроля технического состояния конкретных образцов ВВСТ и разделительной ведомости.
Перед началом работ сервисного обслуживания командир соединения (воинской части):
В случае выявления в ходе приемки выполненных работ несоответствия условиям государственного контракта командир соединения (воинской части) направляет исполнителю работ запрос о представлении разъяснений относительно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков (необходимых доработок) и сроком их устранения.
Статья 1. Основные понятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 16-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
к продукции военного назначения относятся:
системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой;
взрывчатые вещества, предметы и устройства взрывания, пороха (за исключением охотничьих), ракетное топливо для боевых ракет, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства;
инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники;
специальное оборудование и технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
объекты для производства, эксплуатации, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники;
системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, специальные оборудование и материалы для их производства;
специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
техническая документация (нормативно-техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно-методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения;
научно-техническая (нормативно-техническая) документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения;
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды;
результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники;
научно-техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно-технического назначения;
обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружения и военной техники;
создание, дооборудование и модернизация объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечение функционирования этих объектов;
подготовка и обучение военных и военно-технических кадров иностранных государств;
передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно-технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание технического содействия в организации этих работ;
предоставление транспортных средств, в том числе военных, для доставки и перемещения продукции военного назначения;
передача продукции военного назначения иностранным государствам в аренду (лизинг) или для проведения испытаний;
проведение по просьбам иностранных государств учений, стрельб, испытаний вооружения и военной техники на полигонах Российской Федерации;
показы и выставки образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области военно-технического сотрудничества;
ГАРАНТ:
создание организаций с иностранными инвестициями по разработке и производству продукции, проведению работ и оказанию услуг военного назначения;
исследования и испытания, освидетельствование, продление срока эксплуатации вооружения и военной техники, эталонирование контрольно-измерительной аппаратуры;
ремонт вооружения и военной техники;
консультации по вопросам строительства вооруженных сил, боевого применения вооружения и военной техники и другим военным и военно-техническим вопросам;
иная деятельность в области военно-технического сотрудничества, не противоречащая законодательству Российской Федерации;
Организация технического обслуживания и ремонта вооружения
Техническое обслуживание вооружения заключается в обязательном и своевременном проведении работ по проверке его исправности (или функционирования) и уходу за ним в объеме, предусмотренном для предупреждения возникновения отказов и неисправностей и уменьшения изнашивания деталей, узлов, агрегатов и механизмов.
Работы по обслуживанию вооружения подразделяются на контрольные осмотры, ежедневное техническое обслуживание, техническое обслуживание № 1 и 2, сезонное обслуживание.
Контрольный осмотр (КО) проводится перед выходом машин из парка, перед выполнением боевых учебных стрельб, перед боем и на привалах при совершении марша.
При КО проводятся практические работы по проверке работоспособности (функционирования) вооружения, проверке крепления элементов вооружения, наличия возимого ЗИП, качества и полноты боекомплекта, заправки эксплуатационными материалами.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится после возвращения машины в парк после стрельб, на марше после суточного перехода, в перерывах между боевыми действиями.
ЕТО проводится для подготовки вооружения к использованию путем пополнения израсходованных материалов и боеприпасов, проверки наличия, крепления и работоспособности основных конструктивных элементов вооружения и его ЗИП, а также выполнения при необходимости специальных работ. Объем работ по ЕТО включает работы КО.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) проводится для подготовки вооружения к использованию и обеспечения его безотказной работы в пределах назначенной наработки. Для этого выполняются все работы ЕТО и дополнительно осуществляется проверка исправности основных конструктивных элементов вооружения.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматривает работы по ТО-1 и дополнительные работы по углубленной проверке исправности всех конструктивных элементов вооружения. При необходимости проводится восстановление параметров вооружения и его технического состояния (например, эксплуатационных характеристик стабилизатора).
Сезонное обслуживание вооружения проводится два раза в год для подготовки его к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации. Оно заключается в выполнении очередного технического обслуживания ТО-1 или ТО-2 и ряда дополнительных работ. Перевод вооружения и техники с одного периода эксплуатации на другой производится с наступлением устойчивой температуры воздуха соответственно ниже или выше +5°С. Дата перехода с одного периода на другой объявляется приказом по части.
Оформление результатов ТО-1 и ТО-2. Результаты ТО-1 и ТО-2 машины и ее вооружения заносятся в формуляр, который является основным документом, отражающим техническое состояние, эксплуатацию, хранение и ремонт машины и ее вооружения. В формуляр машины заносятся также данные по учету стрельб из пушки и пулеметов и данные по учету моточасов работы приборов управления огнем. Отметки в формуляре скрепляются подписью командира роты. Формуляры машин, поставленных на длительное хранение, находятся в батальоне вместе с карточками хранения, формуляры остальных машин – в роте. В военное время формуляры хранятся в машинах,
При проведении обслуживания (уходе) пулемет и гранатомет (а также такие сложные части пушки, как затвор) могут разбираться с последующей сборкой. Различают два вида разборки: неполную и полную. Неполная разборка производится для чистки, осмотра и смазки перед стрельбой и после стрельбы, полная разборка – для чистки, осмотра и смазки при сильном загрязнении, после дегазации и дезактивации, при получении и постановке на длительное хранение.
Ремонтом называется комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности вооружения. В зависимости от сложности и трудоемкости ремонта установлены следующие его виды: текущий и капитальный.
Текущим ремонтом называется ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации путем замены и восстановления отдельных частей изделий и проведения регулировочных работ. Текущий ремонт с устранением небольших повреждений производится на месте экипажами (расчетами) или ремонтными подразделениями ремонтной роты в частях и отдельного ремонтно-восстановительного батальона в соединениях с обязательным привлечением к работе экипажей (расчетов). Если ремонт или техническое обслуживание производится в подразделении с привлечением ремонтных органов, то техническое руководство осуществляется командиром подразделения.
Начальник ремонтного органа части производит прием вооружения в ремонт под расписку в книге учета материальных средств, выданных во временное пользование, а о проведенных работах делает записи в формулярах (паспортах).
При ведении боевых действий ремонт и техническое обслуживание вооружения ремонтными органами частей и соединений организуются в соответствии с планом технического обеспечения. Ремонт производится в местах выхода его из строя, в ближайших укрытиях или в районе развертывания ремонтных органов.
Капитальным ремонтом называется ремонт, осуществляемый в целях восстановления неисправности и полного или близкого к нему технического ресурса изделия с заменой и восстановлением любых его частей и их регулировкой. Капитальный ремонт вооружения производится в стационарных (окружного и центрального подчинения) ремонтных органах. Капитальный ремонт, если это не связано с боевыми повреждениями, является плановым в отличие от текущего, который выполняется по мере необходимости.
Вооружение, отправляемое в ремонт, должно быть укомплектовано, проверено на безопасность при транспортировании и должно иметь необходимую документацию. Снимать с отправляемого в ремонт вооружения какие-либо детали, узлы, приборы и агрегаты и подменять их другими образцами запрещается.
Как показал опыт Великой Отечественной войны, четко организованные техническое обслуживание и ремонт дают возможность быстро и в значительной мере восстанавливать боеспособность частей и подразделений.
Войсковой ремонт инженерной техники
Вопрос 1 Классификация и характеристика подсистемы вооружения военной техники.
Ремонт вооружения военной техники классифицируется:
-по степени восстановления ресурса
— по планированию (по времени проведения) плановый ремонт и неплановый ремонт
— по совмещению времени и места проведения ремонта образца ВВТ, комплексный ремонт и специализированный ремонт
Виды ремонта ВВТ подразделяется на ступени:
1) ТР образцов ВВТ (простой) продолжительность ДО 10 ЧАСОВ, в зависимости от сложности конструкции образца ВВТ и характера неисправности
2) ТР сложность замены узлов и агрегатов, образцов вооружения военной техники продолжительностью БОЛЕЕ 10 ЧАСОВ СР проводится в ремонтно-восстановительных органах звеньев войск на образцах вооружения военной техники, для которых этот вид ремонта и его объём установлен нормативно техническими документами, МО и предусматривает восстановление работоспособного состояния и или частичное восстановление ресурса образца ВВТ
3) СР и КР СР образцов ВВТ выполняется по ремонтной документации в стационарных условия на ремонтных предприятиях или сервисных центрах для ВВТ которым этот вид установлен в нормативно технических документах и предусматривает восстановление исправного состояния и (или) частичное восстановление ресурса образца ВВТ с заменой или восстановлением составных частей, ограниченной номенклатуры и КТС других составных частей. КР образцов ВВТ и агрегатов, выполняется по ремонтной документации в стационарных условиях, на предприятии промышленности, ремонтном предприятии или сервисном центре
4) КР образцов ВВТ с модернизацией, выполняется на предприятии промышленности или на ремонтном предприятии, по утверждённой ремонтной документации и рабочей конструкторской документации на модернизацию
Вопрос 2 Ремонт ВВТ и инженерного имущества РФ.
СППМ сборный пункт повреждённых машин
Вопрос 3 Методы ремонта инженерной техники, межремонтные и амортизационные сроки и нормы наработки ИТ
СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕКУЩЕГО СРЕДНЕГО РЕМОНТА МАШИН ИНЖИНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ АГРЕГАТНЫМ МЕТОДОМ
2) приём машины в ремонт
4) текущий ремонт корпусов, рам, неснятых агрегатов и узлов, специальные работы на машине
6) выполнение работ номерного технического обслуживания
7) испытание машин и устранение неисправностей
8) частичная окраска машины и доукомплектование
9) выдача машины из ремонта
Ремонт машин ИВ инженерного вооружения можно производить:
1) Индивидуальный метод ремонта заключается в том, что агрегаты и узлы машины не обезличиваются и после ремонта они устанавливаются на ту же машину, с которой они были сняты, при таком методе узлы машины находятся в ремонте до тех пор, пока все снятые с неё неисправные агрегаты и узлы не будут отремонтированы и снова на неё поставленные, недостатком является длительный ремонт, этот метод применяется при разномарочной программе ремонтным органом, при несоблюдении принципов взаимозаменяемости агрегатов машин
2)АГРЕГАТНЫЙ МЕТОД РЕМОНТА заключается в том, что неисправные агрегаты и узлы машины за исключением корпуса (рамы) обезличиваются и на машину вместо снятых ставятся агрегаты из оборотного фонда, неисправные агрегаты ремонтируются и затем поступают в оборотный фонд, при агрегатном методе ремонта машину поставленную в ремонт, после разборки начинают сразу собирать, основное преимущество, сокращение простоя машины и уменьшение стоимости ремонта в целом.
3)СМЕШАННЫЙ МЕТОД РЕМОНТА заключается в том, что часть неисправных агрегатов снимается с машины, обезличиваются и заменяются исправными агрегатами из оборотного фонда, а другие агрегаты после него устанавливаются на туже машину, смешанный метод ремонта применяется в том случае, когда отдельные узлы и агрегаты не выдерживают принцип взаимозаменяемости или отсутствует необходимое количество оборотных агрегатов
1) поточный способ весь процесс ремонта машин подразделяется на самостоятельные операции, выполняемы на специально оборудованных постах, расположенных в технологической последовательности по потоку, на каждом посту выполняется одна или несколько повторяющихся операций, поточный способ является наиболее совершенным и позволяет наилучшим образом использовать площадь и оборудование, использовать рабочую силу менее высокой квалификации, повысить производительность труда и снизить стоимость ремонта, обеспечить общий и пооперационный контроль за качеством выполнения отдельных операций, сократить время нахождения машины в ремонте, организация ремонта машин поточным способом возможна при бесперебойном снабжении ремонтного органа, агрегатами, узлами, деталями, встречается редко.
проводятся водителями, механиками водителями, перед использованием машин в целях проверки и подготовки машины к выполнению предстоящей задачи, по виду КО бывают:
1) перед выходом из парка (перед боем, маршем, занятием, учением, транспортированием)
3) перед преодолением водной преграды
4) по возвращению в парк
КО перед выходом из парка проводит водитель (механик водитель) под руководством командиром подразделения или техником подразделения, осмотр выполняется на месте стоянки машин и при её движении к КТП контрольно техническому пункту.
Время на осмотр многоцелевых автомобилей 15-30 мин, многоосных до часа, гусеничных 20-25 мин.
КО контрольный осмотр включает:
1) проверку наличие и при необходимости дозаправки ГСМ
2) проверку исправности агрегатов, систем и механизмов, обеспечивающих безопасность движения
3) проверку нет ли протекания ГСМ и утечки воздуха
4) выполнение необходимых крепёжных и устранение выявленных неисправностей
Водитель обязан проверить:
1) внешний вид автомобиля, состояние и крепление левого переднего колеса, рулевых тяг, сошки
2) состояние передней подвески, нет ли подтекания масел и спец жидкости
3) автомобиль спереди(стёкол, дворников, фар, поворотников, номера)
4) состояние двигателя
5) состояние правого переднего колеса
6) состояние правой двери кабины, зеркало заднего вида, запасного колеса
7) состояние правых задних колёс
8) проверить автомобиль сзади
9) состояние крепления левых задних колёс
10) состояние и крепление топливных баков и трубопроводов
11) состояние и крепление левой двери кабины, зеркало заднего вида
12) свободный ход педали сцепления и тормоза
13) работу двигателя, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стёкол, показание контрольно измерительных приборов КИП и бензин
14) угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза
15) наличие исправность укладку запасных частей инструмента укладка ЗИП
16) проверить автомобиль в движении, разгон, торможение
о окончании КО механик докладывает командиру или технику подразделения
проводится водителем (механиком водителем) с целью проверки готовности машин к продолжению движения, время на осмотр много целевых, гусеничных 12-20 мин, многоосных
1) после остановки проверить нагрев ступиц, тормозов, тыльной стороной ладони, убедиться в отсутствии подтекания масла, если в шинах посторонние предметы, удалить их
проверить состояние и натяжение гусениц, зимой при необходимости сбить лёд с беговых дорожек
2) проверить крепление и правильность размещения грузов, исправность запорных устройств, бортов кузова и сцепки с прицепом
3) проверить ГСМ и ОЖ и нет ли подтеканий
4) при необходимости долить ГСМ и устранить подтекания
6) удалять пыль грязь, с приборов освещения сигнализаций, стёкол кабины, номерных знаков
7) устранить все обноруженное во время, недостатки и неисправности
По окончании осмотра, водитель докладывает командиру или технику о результатах осмотри и о готовности продолжить движение
КО перед преодолением водной преграды:
Проводится водителем или механиком водителем с целью
КО Перед преодолением водной преграды, проводится водителем с целью проверки исправности и подготовки машины к преодолению водной преграды брод, при этом на машине выполняются работы в соответствии с требованиями инструкции завода изготовителя
Для автомобиля ЗИЛ-131 водитель обязан:
1) Установить давление в шинах 50-150 кПа (0.5-1.5) кгс/м^2 от плотности прибрежного грунта
2) Отключить вентилятор ослабив натяжение приводного ремня
3) Закрыть кран вентиляции картера двигателя
4) Вывернуть коническую пробку со шплинтом из нижней крышки картера сцепления и завернуть её в резьбовое отверстие крышки подшипника цилиндрической шестерни главной передачи переднего моста, а глухую пробку из крышки завернуть в картер сцепления
Что такое сервисное обслуживание вооружения и военной техники (ВВТ) в соответствии с ГОСТ РВ 0028-001-2020.
С 1 июля 2021 года введен в действие ГОСТ РВ 0028-001-2020 «Система технического обслуживания и ремонта военной техники. Сервисное обслуживание. Основные положения».
Данный стандарт устанавливает цели, задачи и основные положения по организации и проведению сервисного обслуживания изделий военной техники, функции основных участников, а также требования к документальному обеспечению и показателям оценки качества сервисного обслуживания изделий военной техники.
Сервисное обслуживание изделий военной техники (ВТ) проводят в целях поддержания (восстановления) исправного (работоспособного) состояния изделий ВТ на заданном государственным заказчиком уровне.
При этом к сервисному обслуживанию вооружения и военной техники относят комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния и ресурса изделия военной техники, выполняемых специалистами сервисной организации самостоятельно или с участием личного состава эксплуатирующих организаций и других исполнителей.
Для более детального ознакомления со стандартом на сервисное обслуживание военной техники, Вы можете получить его у нас.
В сервисное обслуживание, как правило, входит:
Сервисное обслуживание изделий ВТ выполняют по государственному контракту на сервисное обслуживание, заключенному между государственным заказчиком и головным исполнителем (сервисной организацией), в рамках которого головной исполнитель может привлекать различных соисполнителей (контрагентов).
Приемка результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ в зависимости от места их выполнения может осуществляться:
Участниками сервисного обслуживания изделий ВТ являются:
При этом под ремонтной организацией государственного заказчика понимают некоммерческую организацию, созданную государственным заказчиком для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту изделий ВТ.
План (план-график) сервисного обслуживания изделия ВТ может включать следующий перечень работ:
Приемку результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ, предусматривающую оценку соответствия изделия и выполненных работ сервисного обслуживания требованиям эксплуатационной документации и ремонтной документации изделий ВТ и планам-заданиям, осуществляет комиссия с участием представителей эксплуатирующей организации и специалистов сервисной организации согласно условиям государственного контракта на сервисное обслуживание изделий ВТ.
Приемку результатов выполненных работ сервисного обслуживания изделий ВТ организует эксплуатирующая организация при участии сервисной организации.
В соответствии с Федеральным законом от 26.05.2021 №156-ФЗ деятельность по сервисному обслуживанию ВВТ является лицензируемой. То есть, для проведения этих работ (оказания этих услуг) организация должна иметь такой документ, как лицензия на сервисное обслуживание ВВТ.