что такое религиозные нормы
Религиозные нормы: их 8 видов и примеры
Содержание:
Во всех религиях есть правила, определяющие, как их верующие должны вести себя должным образом. Около религиозные нормы, которые сильно различаются в зависимости от вероисповедания и они могут иметь различные последствия на социальном уровне.
Хотя существует много религий, почти столько же, сколько и культур, все их нормы имеют ряд общих характеристик. Если вы хотите узнать, что это за характеристики, мы приглашаем вас продолжить чтение этой статьи.
Что такое религиозные нормы?
Религиозные правила наборы правил, которые определяют серию поведения и привычек, которые должны выполнять верующие. Обычно эти нормы оговариваются в каком-то священном тексте или продиктованы людьми, которые считают себя представителями воли Бога или божеств.
Несоблюдение этих норм может быть истолковано как оскорбление со стороны других верующих, непослушание Божьей воле или грех. Вот почему, используя эти нормы, делается попытка помешать верующим совершать действия, нарушающие замыслы религии. Также может случиться так, что несоблюдение этих правил рассматривается не обществом как нечто плохое, а отдельным человеком, который приобретает глубокое чувство вины.
Традиционно религиозные нормы пытались регулировать поведение людей, и приобрели ключевое значение для правильного функционирования общества прошлых лет.
Характеристики
Религиозные нормы обладают рядом характеристик, которые встречаются в большинстве организованных религий. Посмотрим на самые замечательные.
1. Происхождение
Традиционно появление религиозных норм предшествует правовым, и они легли в основу конфигурации правовой системы.
Вот почему во многих культурах, даже при наличии более или менее светской правовой системы, регулирующей правильное поведение граждан, их законы обычно основаны на старых нормах, сформулированных с религиозной точки зрения.
2. Вечный
Религиозные нормы трудно изменить со временем. В отличие от социальных и законодательных норм, допускающих большую степень изменения, религиозные нормы может оставаться в течение сотен лет без каких-либо изменений.
Это потому, что в контексте послушания определенному божеству изменение этой нормы или признание определенной свободы может быть истолковано как несоблюдение замыслов Бога и действие по собственному усмотрению.
3. Внутренний
Соблюдение этих правил не выражается открыто и внешне, а скорее связано с согласием следовать им или нет и, следовательно, вести себя в соответствии с тем, как эти правила обозначают.
Каждую норму должен усвоить и принять сам верующий., делая это из преданности Богу или богам, в которых он верит.
4. Непринудительный
Религиозные нормы в большинстве случаев не допускают насильственного навязывания людям. Каждый верующий волен следовать установленной норме или нет.
Никто не заставляет верующего соблюдать религиозную норму. Хотя каждая норма, в зависимости от религии, которая их отмечает, влечет за собой ряд последствий в случае их невыполнения, нельзя преследовать без воли человека.
5. Односторонний
Под односторонним понимается тот факт, что в религиозных нормах нет третьего лица, которое могло бы решить, соблюдать или нет эту конкретную норму.
То есть каждый человек, исповедующий религию, обязан соблюдать нормы, установленные его верой, но Эта обязанность не определяется другими людьми, но является решением самого верующего. вашей вере.
6. Разрешенное поведение
Религиозные правила, по сути, те поступки, которые допускают Бог или божества религии и те, которые не допускаются.
7. Гетерономный
Поскольку они гетерономны, это относится к тому факту, что это была третья сторона, такая как пророк, священник или другой религиозный деятель, который продиктовал эти нормы, гарантируя, что они указываются божеством, на которое он утверждал. представлять.
Человек, который диктует религиозные нормы, но не навязывает их и не принуждает их соблюдать, обычно говорит, что это произошло через божественное откровение. Верующий не имеет права изменять нормы или добавлять новые, а скорее тебе просто нужно придерживаться их.
8. Религиозное обещание
В большинстве религий при соблюдении всех норм, продиктованных этой верой, обещана какая-то выгода или привилегия в жизни или в загробной жизни.
Но обещания хороших вещей даются не только в результате повиновения небесным замыслам. Во многих случаях ад, вечные страдания и несчастья также обещаны в случае греха или действий против божественной воли.
Некоторые примеры и социальные последствия
Все религиозные нормы имеют цель изменить поведение населения таким образом, чтобы оно было уместным и в соответствии с замыслами того, что интерпретируется как воля Бога.
Примеров гораздо больше, чем существующие религии. Следующий мы увидим серию примеров реальных религиозных норм, за которыми следуют сторонники таких влиятельных религий, как ислам, иудаизм и христианство, в дополнение к объяснению их социальных последствий.
1. Одежда
Одна из самых известных религиозных норм ислама Это тот, который касается использования определенного типа одежды, если вы женщина. Будь то вуаль, закрывающая волосы, или паранджа, одежда, закрывающая все тело, женщины в исламском обществе должны носить какой-либо тип одежды, скрывающей их атрибуты и, таким образом, не вызывающей в мужчинах похоти. к вашей религии.
Хотя в исламских странах существует большое разнообразие в степени соблюдения этого религиозного правила, в тех, где все еще действуют шариат или исламские законы, это правило имеет правовые последствия, такие как тюремное заключение, порка или побивание камнями.
В христианстве и монахини, и священники должны носить специальные одежды в соответствии с их положением в религиозной иерархии, помимо того, что они должны быть скромными и скромными. не заставляй их грешить гордостью.
Другим примером этого является случай с христианскими женщинами, выходящими замуж, которые должны носить белое как символ своей чистоты и девственности.
2. Еда
Возвращаясь к исламу, в месяц Рамадан запрещается употребление пищи в часы, когда солнце находится в небе. В ночное время разрешено употребление пищи. Это религиозное правило допускает исключения: дети, беременные и женщины во время менструации, а также больные могут есть и пить в соответствии со своими потребностями в то время, когда им это необходимо.
В христианстве вино мессы олицетворяет кровь Христа, хотя это не означает, что злоупотребление этим наркотиком воспринимается положительно.
Во время Страстной недели красное мясо не едят в большинстве католических стран., заменив его курицей или рыбой. Это сделано в годовщину смерти Иисуса, представляя страдания, которые ему пришлось пережить перед распятием.
3. Вмешательство на теле
Религии, подобные христианству, не допускают вмешательства в тело, поскольку оно рассматривается как творение Бога и, следовательно, только он имеет право изменять то, что он создал.
Что касается переливания крови и вакцин, отказ от их принятия по религиозным соображениям представляет опасность не только для самого человека, но и для его близких, которые могут пострадать от болезни, от которой они не защищаются.
В иудаизме новорожденному делают обрезание, в то время как в исламе проводится аналогичная процедура, хотя можно сказать, что она выполнялась еще до появления исламской религии.
Этот тип процедуры, при которой в основном операция на половом члене проводится без медицинских целей, может восприниматься как мужская версия обрезания женских половых органов, что на Западе считается плохим обращением с женщинами.
4. Поклонение животным
Как мы уже говорили, есть религии, такие как иудаизм и ислам, которые убегают от определенных животных, в данном случае от свиней.
Другие же обожают определенных животных.. В Индии коровы считаются священными животными, которых нельзя трогать. Как следствие, более чем в одном случае скот, который непринужденно бродит по городам, может парализовать движение, стоя посреди улицы и никем не предпринимая никаких действий, чтобы его отогнать.
В Древнем Египте кошек считали практически богами, и в их честь воздвигались огромные сфинксы и статуи, помимо определенных привилегий, которыми граждане низшего уровня не имели права пользоваться.
Поклонение кошачьим было таково в Египте, что им даже оказывали дань уважения после смерти котят. строить гробницы и помещать в них мумии. В тех же гробницах их сопровождали подношения богам, которые стоили очень дорого.
5. Наказание за преступления
В некоторых исламских странах кража карается законом, который представляет собой реадаптацию старого кода Хаммурапи, который можно в основном свести к принципу «око за око». Вор, который использовал свою руку для совершения преступления, будет рассматривать свою ампутированную руку как справедливое наказание за свой преступный поступок.
Следует сказать, что в большинстве религий и грабеж, и убийство считаются грехами и никоим образом не принимаются.
6. Паломничество
В христианском мире есть Камино-де-Сантьяго, по которому ежегодно тысячи людей путешествуют через северную Испанию, чтобы почтить память Сантьяго-эль-Майора, похороненного в галисийском городе Сантьяго-де-Компостела.
Глиптодонты: характеристика, среда обитания, питание, размножение
Религиозные нормы: характеристики и примеры
Содержание:
В религиозные нормы это те правила, которые устанавливают, как должны действовать верующие определенной религии. Как правило, эти правила исходят из раскрытия информации, к которой имеют доступ лишь несколько человек, чьи показания записываются. Благодаря этому откровению становится очевидным, что действительно существует высший дух.
Согласно религиозным предписаниям, несоблюдение указанного поведения подразумевает очень серьезное неповиновение высшему порядку, почитаемому в соответствующей религии. Благодаря такому подходу верующих убеждают соблюдать установленные правила.
По сути, религиозные нормы стремятся регулировать поведение людей на основе религии. Эти правила применяются только к людям, которые идентифицируют себя с этой религией и являются односторонними.
Характеристики религиозных норм
Они неотчуждаемы
Обязательное соблюдение религиозных норм. Его выполнение связано с приближением верующих к учению как таковому и к почитаемому высшему существу.
В рамках религиозных норм четко определено, что произойдет, если человек не будет соблюдать определенные правила.
Санкции обычно связаны с условиями жизни после смерти или с получением небольшого счастья и / или благополучия в жизни. Наказание будет выполнено вышестоящей сущностью, подлежащей почитанию.
Они односторонние
Утверждается, что религиозные предписания являются односторонними, поскольку нет третьей стороны, которая имеет право требовать соблюдения этих предписаний.
То есть каждый верующий обязан следовать указанным правилам, но прямого требования со стороны другого человека нет. Приверженность исполнению принимает на себя каждый верующий.
Они непобедимы
Никто фактически не принуждает верующих соблюдать религиозные нормы. Помимо описания инструкций, которые подробно описаны в правилах, нет случаев, когда кого-то заставляли бы следовать каким-либо правилам силой.
Затем каждый верующий по своей собственной воле решает, следовать ли нормам, изложенным в правилах религии.
Они внутренние
Соблюдение религиозных норм не обязательно выражается внешне, но связано с нахождением на определенном уровне сознания, благодаря которому человек принимает решение о том или ином поведении.
Необязательно демонстрировать соблюдение правил конкретными действиями, хотя в целом обычно бывают разные проявления. Однако природа религиозных норм больше связана с их внутренним принятием.
Они гетерономны
Эта характеристика связана с тем, что религиозные нормы продиктованы третьей стороной, которая пришла к ним благодаря так называемому «откровению». Следовательно, верующий не имеет права изменять правила или добавлять новые; он должен ограничиваться только их соблюдением, как указано.
Таким же образом ценность этих правил определяется тем, кто их создал. Тогда у верующего нет возможности добавлять или уменьшать ценность нормативного тела.
Примеры религиозных норм
— Нормы ислама
Ислам основывает свои убеждения на пяти основных параметрах. Первый из них включает в себя уверенное признание вашего Бога (Аллаха) и его пророка (Мухаммеда).
Второй основной столп указывает на то, что они должны молиться в пять раз в день, направляя молитву туда, где находится Мекка, священный город на западе Саудовской Аравии.
Третий принцип касается подаяний, которые считаются обязательными и соответствуют одной десятой дохода каждого человека.
Четвертый столп приглашает вас поститься в течение девятого месяца лунного календаря. Речь идет о Рамадане: согласно священным писаниям, в этом месяце святая книга начала открываться. Пост происходит от восхода до заката и включает отказ от еды и питья, а также отказ от секса и курения.
Наконец, пятый столп приказывает мусульманам посетить Мекку. Это посещение должно быть сделано хотя бы один раз в жизни.
В дополнение к этим основополагающим принципам существуют некоторые религиозные нормы, имеющие отношение к более общим вопросам. Например, мусульмане не могут есть свинину или любое другое животное, у которого не слита кровь. Также запрещено употреблять алкогольные напитки и совершать супружеские измены.
Некоторые особые правила ислама:
Шахада
Есть только один бог (Аллах), и нужно исповедовать единую и искреннюю веру по отношению к нему.
Предложение
Вам следует молиться пять раз в день. Чтобы совершать эти молитвы, необходимо соблюдать другие правила, такие как омовение тела, время, в которое совершаются молитвы (рассвет, полдень, полдень, закат и ночь).
Милостыня
Все прихожане должны ежегодно подавать милостыню тем, кто в ней больше всего нуждается, начиная с соседей и родственников.
Это соответствует 2,5% от заработка. Норма указывает, что следует откладывать 10% дохода и давать милостыню, эквивалентную четверти этих сбережений.
Голодание
Паломничество
Правило гласит, что каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни побывать в Мекке.
— Нормы иудаизма
В иудаизме существует 613 заповедей, описанных в священных писаниях. По словам раввина Элиэзера Данцингера, в настоящее время действуют только 270 из этих заповедей, обязательных для всех верующих.
Некоторые особые нормы ортодоксального иудаизма:
Скромность
Эти стандарты относятся к тому, как мужчины и женщины должны одеваться. Одежда должна быть скромной, нейтральной по цвету и не быть откровенной.
Социальные отношения
И мужчины, и женщины взаимодействуют друг с другом в небольших группах, состоящих из представителей одного пола.
Одежда
Мужчины должны носить черный костюм и носки, белую рубашку, цицит (вязанный) и кипу.
Еда
Пища должна быть кошерной, то есть приготовленной в соответствии с религиозными стандартами.
Музыка
Ни светской музыки, ни певиц не слышно.
— Нормы христианства
Христиане должны посещать церковную церемонию каждое воскресенье, где они символически поглощают тело и кровь Иисуса Христа. Согласно Священным Писаниям, Иисус Христос был мессией, посланным Богом для спасения человечества.
Во время этой церемонии верующие должны подавать милостыню, с помощью которой поддерживается храм, а также проводятся благотворительные акции.
Христиане также должны регулярно исповедоваться перед церковными властями своих приходов и выполнять предписанные ими покаяния. Что касается католиков, они обычно должны искренне раскаяться и произносить особые молитвы.
Стоит отметить, что католики должны были ранее исповедоваться, чтобы иметь доступ к телу и крови Иисуса Христа во время литургической церемонии.
Некоторые ветви христианства продолжают эту практику; Со своей стороны, католики заняли более индивидуальный подход и понимают пост не как отказ от еды и питья, а как мгновенный отказ от чего-то, что высоко ценится верующими.
Самыми известными нормами христианства, в частности католицизма, являются 10 заповедей:
— Нормы индуизма
Уважение к пожилым
Это правило должно быть продемонстрировано через обычаи, например, сидеть слева от пожилых людей, приносить им подарки по особым случаям или не зевать и не тянуться перед ними.
Именной протокол
Указывается, что пожилого человека следует называть не по имени, а по ссылке с ним. Таким образом, старший брат будет называться не по имени, а термином «аннан» или «старший брат».
Сенсорные ноги
Дакшина
Норма указывает на то, что после завершения обряда священнику необходимо сделать денежный взнос или подарок.
Чистота и еда
Чистота играет ключевую роль в еде и питании. Правила индуизма гласят, что еду нельзя пробовать прямо с ложки и что губы человека никогда не должны касаться емкости, из которой другие люди также будут пить.
Подношения цветов
Нельзя нюхать цветы, которые приносят в жертву божествам, потому что даже этот запах предназначен для богов. С другой стороны, нельзя предлагать цветы, которые падают на землю.
Предложения
Подношения божествам нужно переносить обеими руками на правой стороне тела, таким образом, их нельзя нюхать.
Перед предложением все предметы необходимо вымыть, подготовить, завернуть и накрыть.
обувь
Обувь считается нечистой, поэтому ее нельзя вводить в храмы или дома другого индуса.
Интересные темы
Правила школьного сосуществования.
Ссылки
Глиптодонты: характеристика, среда обитания, питание, размножение
Афферентный путь и эфферентный путь: типы нервных волокон
Религиозные нормы
Религиозные нормы — что собой представляют
Религиозные нормы — это правила, которые устанавливаются разными религиозными течениями или вероисповеданиями и выступают общеобязательными для всех верующих той или иной религии.
Нормы утверждаются для осуществления деятельности религиозных организаций (к примеру избрание священнослужителей), отправления религиозных культов, проведения богослужения.
Нормы регламентируют повседневную деятельность верующего в соответствии с религиозной доктриной, то есть влияют на его рутину и быт. Нормы можно считать результатом унификации религиозных чувств и опыта.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Религиозные нормы выступают разновидностью социальных норм.
Иудеи должны соблюдать 613 правил, из которых 365 выступают запретительными, а остальные 248 — предписательными. Преимущественно правила касаются нормирования повседневной деятельности (соблюдение чистоты, питание, поведение и т.д.).
Любое религиозное правило становится нормой в случае закрепления своего правового характера в рамках системы религиозного права (каноническое право). Пока правило существует исключительно в устной формулировке, не имея под собой документального признания или же любого другого авторитетного подтверждения, оно не может нести нормативный характер.
Религиозные нормы не являются компонентом моральности или права, или любой другой социальной системы.
Свод религиозных норм входит в состав системы канонического права, который отображает особенности того или иного вероучения (в т.ч. этические концепции). Контроль за соблюдением норм и соответствующие карательные функции зачастую выполняют религиозные суды: Церковный суд, бейт дин (в иудаизме), махкама шария (ислам) и другие конфессиональные институции.
Происхождение понятия
Источник религиозных норм связан с разработкой этических концепций и представлений той или иной религии. Нормы обосновываются представлениями религий о том, что происхождение социальных институтов (в т.ч. права) носит божественный (неземной, трансцендентный) характер.
Выступая в форме откровений, которые получают избранные (пророки, просветленные), нормы позже приобретают формальный характер в рамках сакральных текстов. При этом не все нормы четко сформулированы в рамках священного писания, но выступают продуктом осмысления и трактования тех или иных моментов доктрины, вероучения. Тогда нормы обосновываются отдельными указаниями, которые свидетельствуют о ценности соблюдения правил и исполнения предписаний.
Те или иные системы религиозных норм претендуют на статус истинности по отношению к другим правилам и предписаниям, которые выходят за рамки учения или противоречат ему. Верующие, в свою очередь, воспринимают соблюдение норм как акт веры, как наиболее целесообразную деятельность, которая не может оказаться ложной.
Нормы влияют на формирование моральности и духовности верующего, его ценностей и принципов. Они помогают ему стать «на истинный путь» и осуществить духовное усовершенствование. Таким образом, религиозные нормы тесно связываются с:
Часто разные религиозные организации апеллируют к притчам, пересказам и примерам священных книг как образцам духовных добродетелей. Нормы же обосновывают свою целесообразность и правдивость такими примерами («этот святой так делал» или «он так делал, и Господь любил его»).
Таким образом, свое происхождение нормы могут брать из:
Существует также ряд подходов (преимущественно атеистического, агностического и антитеистического характеров), которые ставят под сомнение божественность происхождения норм и их общую целесообразность. Такие взгляды ищут основание религиозных предписаний в культурно-исторических особенностях развития религий, специальных адаптивных решениях («так начали делать, чтобы защитится от врагов»), географических (климатических) условиях и т.д. Научность таких воззрений и мнений не всегда есть доказанной.
Общие черты и признаки религиозных норм
Обязательность и авторитаризм
Нормы имеют общеобязательный характер даже не для верующих, которые должны воспринять религиозное вероучение (обратится в религию) и следовать ему. Таким образом большинство религий осуществляют прозелитическую (проповедническую) деятельность и распространение своего учения, в т.ч. собственных религиозных правил как исключительно истинных.
Нормативность
Религиозные нормы имеют характер упорядочивания и высокой устойчивости, противостоя вседозволенности и отсутствию регламентации жизни верующего и религиозных организаций. Здесь же можно говорить о систематичности норм как необходимости последовательности. Систематичность не значит, что все нормы можно логично (рационально) объяснить, но это предусматривает наличие внутренней обоснованности самой системы норм, где правила пребывают в относительной гармонии, а не противоречии. Некоторые системы норм могут иметь незначительные разногласия, которые снимаются в ходе теологических (богословских) дискуссий, решений и т.д.
Обоснованием норм служат религиозные идеи
Религиозные идеи вносят в нормы характеристику ангажированности (нерациональности). А потому причины соблюдения правил в большинстве коренятся в вере и убеждениях (идеологии), а не логическом мышлении. Для верующего наличие последовательного объяснения или причин не является ключевым.
Не все идеи имеют нерациональный характер, но имеют научные доказательства полезности выполнения и целесообразности. Также многие нормы были сформированы в контексте приобретаемого опыта и регулярного осуществления той или иной деятельности верующими или же их организациями.
Основой реализации норм служит религиозная вера
Вероучения рассматривают нормы как ориентиры духовного роста и усовершенствования. При этом большинство религий делают акцент на деятельности верующего, на его подвиге веры, который актуализирует нормы, делая живым и эффективным их выполнение.
В большинстве демократических стран выполнение норм верующим стало вопросом частного порядка. Такая либерализация столкнулась с тем, что все меньше людей соблюдают предписания и правила религиозного порядка, все равно причисляя себя до последователей той или иной религии.
Незыблемость авторитета
Данная черта характерна для большинства норм, но с развитием секулярных настроений и общего формирования критического подхода к религии (в т.ч. старым традициям и правилам) появилась тенденция ревизионизма — переосмысления. К примеру, эпоха Реформации во многом пересмотрела религиозные нормы и традиции (отвержение авторитета Папы Римского).
Устойчивость
Процессы введения новых норм или выведения старых из рамок вероучения являются сложными и неоднозначными. Такие изменения должны обосновываться исключительной важностью, актуальностью и пользой для самой религии. При этом некоторые нормы могут потерять свою общественную актуальность (например, религиозный брак в светских странах), но сохранять собственный значимый статус в рамках вероучения.
В силу этого, большинство норм носят оттенок древности и традиционности (то есть отсутствия прогрессивности или адаптивности к реалиям). Норму сложнее опровергнуть, если на нее имеются прямые указания или дословное отображение в священных текстах. И обратно — если правило нужно ввести, то чем больше имеется указаний на него в текстах, тем более обоснованным будет его добавление. Нормы зачастую не опровергаются, что свидетельствует о стабильности и авторитетности институтов религиозной власти и управления, а также истинности положений вероучений. Религиозные организации стремятся к оправданию и предоставлению обоснований тех или иных норм.
Если многие верующие православные редко ходят в храм и не участвуют в таинстве Евхаристии, это не означает, что необходимость (нормативность) таинства или посещения храма перестает существовать.
Религиозная мораль и право, соотношение
Религиозные нормы имеют тесную связь с религиозной моралью и ценностями. Так, некоторые нормы имеют характер морального воздержания (например заповеди). Нормы выступают идеализированной формой моральных предписаний и заповедей.
Цель норм — направление к духовному усовершенствованию (как его понимает та или иная конфессия). Выполнение норм обуславливается уровнем религиозной веры и соответствующими убеждениями относительно справедливости и истинности собственного вероисповедания. Нормы соответствуют нравственным принципам религиозной морали, то есть этического учения (концепции, доктрины) той или иной религии (конфессии). Цели религиозных норм — сверхъестественные, потусторонние. Цели права — мирские, ориентированные на обыденность.
Религиозная мораль и право, как разные точки зрения на регламентацию жизни верующего, тесно связанны между собой. Большое количество нынешних законов относительно прав, разрешений или запретов происходят из религиозных норм и воззрений. С точки зрения истории, религиозная мораль, в форме канонического права, отыгрывала важную роль в формировании норм права, длительное время подменяя последнее собой. Показательным есть не только опыт античной (с римской религией) и средневековой (с христианством во главе) Европы, но и стран Востока, где значительную роль в создании систем права отыгрывали, к примеру, буддизм, конфуцианство (управление государством), индуизм (кастовая система).
Понятие гражданского моногамного брака исходит из религиозных воззрений на необходимость закрепления союза между женщиной и мужчиной, а также морального осуждения полигамии христианством.
Таким образом, религиозная мораль существует параллельно праву, но может с ним взаимодействовать в рамках:
Религиозные организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) не признают институтов государственной власти, а потому не регистрируются как юридические лица во многих странах.
Характер взаимоотношения права и религиозной морали в пределах того или иного государства, а значит и правовой системы, зависит от типа государственно-конфессиональных отношений (кооперация, вражда, либеральная модель и т.п.).
Также показателен процесс кооперации норм права и религиозной морали в единичном сознании верующего человека. Это те моменты, когда последователь той или иной религии соотносит свои моральные ориентиры или принципы с существующим порядком.
Верующий христианин решает не воровать у другого, во-первых, потому что он чтит 10 Заповедей («Не укради» 7-ая), а во-вторых, потому что он гражданин своего государства и может быть наказан законом.
Примеры взаимодействия
Существует немало государств, где религиозные нормы и система права государства активно взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Таким примером (в разных степенях уровня кооперации) могут служить не только многие страны, где ислам признан официальной религией, но и Израиль (признание иудейских институций (в т.ч. судов) как равнозначных государственным органам управления), Греция (исключительное влияние Элладской церкви на управление государства), Швейцария (в некоторых кантонах священники приравниваются к гос. служащим), Австрия (предоставление детям верующих обязательного религиозного образования в школах), США (запрет на аборты в отдельных штатах) и многие другие.
В древнем государстве Маурьев при правительстве императора-буддиста Ашоки в рамках законодательства была значительно ограничена охота на зверей, поскольку учение буддизма утверждает, что дхамма есть у всех живых существ.
В Пакистане существует закон относительно богохульства в адрес любой признанной в государстве религии, в т.ч. ислама. Так, одна из статей запрещает использование уничижительных замечаний (устных или письменных, прямо или косвенно) и тому подобного, что оскверняет имя Мухаммеда или другого Пророка. Виновного ждет наказание в форме смертной казни и штрафа. Судебное разбирательство возглавляет судья-мусульманин.
Разводом между евреями в Израиле занимается отдельный раввинатский суд. При этом, развод осуществляется по законам Галахи, и каждый супруг должен дать согласие на развод. Если же супруги принадлежат вместе к другой конфессии, тогда они должны обращаться в соответствующий религиозный суд — шариатский (если они мусульмане), католический и т.д.
Исторические и современные примеры религиозных норм
Нормы характеризуются высокой устойчивостью, однако в современности многие из них активно переосмысляются и переоформляются в соответствии с бытующими реалиями жизни. Под переосмыслением подразумевается не свободное решение верующего относительно выполнения тих или иных правил, но изменение реальной практики и отношений к доктринальным моментам и постулатам на общем уровне вероучения.
Существует относительно небольшое количество религиозных норм, которые были изъяты из канонического права. Примером таких могут служить постановления булл отдельных католических пап, которые позже утратили свою значимость. Также некоторые организации могут признавать ошибки относительно практики придерживания (реализации) тех или иных правил. К примеру, Папа Иоанн II приносил извинения за ошибки прошлого католического священства и церкви как таковой (в т.ч. инквизиции), не опровергая актуальности норм, которые послужили причинами того или иного действия.
Характер современности или историчности религиозных норм относится к их определенному осмыслению, толкованию и реальному выполнению в рамках той или иной эпохи, не меняя их сути и изложения.
После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. практика жертвоприношений иудеями была прервана, и не возобновлена до сих пор. Многие последователи неортодоксального иудаизма (реформистского) больше не упоминают о жертвах, последователи ортодоксальных направлений утверждают возобновление жертвоприношений с появлением нового Храма.
Католическая церковь с 2015 года разрешает женщинам, сделавшим аборт, осуществить покаяние, чтобы избежать наказания в форме отлучения от церкви. Также католики отдельно указывают условия, при которых аборт не будет считаться грехом (к примеру, медицинские показания). Запрет контрацепции же рассматривается как осуждение непродуктивного секса.
Многие страны Ближнего Востока пересматривают исламские запреты в отношении многих вопросов, в том числе относительно женщин и их прав. В 2005 году исламский комитет Саудовской Аравии запретил принудительный брак девушек, а в 2018 году вступил в действие декрет, разрешающий женщинам водить машину. В Ираке после 2018 года приобрела популярность акция протеста против ношения хиджабов. При этом не ношение хиджаба в Коране не рассматривается как нарушение.