что такое реформация в европе
Начало протестантской Реформации в Европе
31.10.1517. – Начало протестантской Реформации в Европе
Реформация (лат. reformatio ‒ исправление, превращение, преобразование, реформирование) ‒ широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ‒ начала XVII века, направленное на оздоровление католической церкви, однако приведшее к отказу от Церкви вообще и ее замене молитвенными собраниями верующих.
Прежде всего следует вкратце охарактеризовать состояние Европы того времени. Основной государственной структурой в ней была «Священная Римская империя» (с 1512 г. ‒ «Священная Римская империя германской нации»), основанная в 962 г. восточно-франкским королем Оттоном I Великим и считавшая себя продолжением Римской империи, восстановленной на Западе Карлом Великим в 800 г. в соперничестве с Восточной Римской Империей. В период наивысшего расцвета в состав новой империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Во главе империи стоял император, но его титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. С властью императоров конкурировал папский престол. («Священная Римская империя» просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.)
Реформация была направлена как против церковной, так и против политической власти в империи. Центром Реформации принято считать Германию, которая к началу XVI века была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера.
31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, понимаемых как отпущение грехов за деньги независимо от таинства исповеди. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства), большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.)
Разумеется, Папа издал буллу, осуждающую учение Лютера. 10 декабря 1520 г. при огромном скоплении народа Лютер сжег эту папскую буллу. Император «Священной Римской империи» Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории империи, и начались репрессии против его сторонников.
Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения империи были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.
Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), к нынешнему времени насчитываются сотни протестантских деноминаций. (Наиболее консервативная ветвь тогдашнего протестантства ‒ возникшее особым путем англиканство.)
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны католической церкви ‒ Контрреформацию. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой католической церкви.
В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.
Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.
Помимо социально-экономических причин, предпосылкой Реформации послужили вольнолюбивые идеи эпохи Возрождения с ее возвеличиванием человеческой индивидуальности и земных ценностей, к которым стремился зарождавшийся класс буржуазии, желавший независимости от церковной морали.
В такой атмосфере огромную роль в Реформации сыграло еврейство. Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925). Это привело к образованию масонства как унии протестантства с иудаизмом (с целью подрыва христианских монархий и обретению евреями равноправия) и появлению иудаизированных христианских сект, из которых наиболее известны пуританизм в Англии и кальвинизм в Швейцарии, которые приняли иудейское толкование богатства как предопределенной свыше богоизбранности. Наибольшее распространение эти секты и протестантизм в целом приобрели в Америке, в том числе с идеологией т.н. «христианского сионизма», трактующие Россию как «империю зла», «Гога и Магога», который найдет свою погибель в войне против «Израиля».
Однако и в США и в Европе известны также протестантские авторы, подвергающие иудаизм критике за нацизм и подготовку царства антихриста, как и антихристианскую глобализацию. Например: известная книга американского евангелического историка и богослова: Theodore Winston Pike. «Israel: Our duty. Our dilemma (1984); вышедшие в германском издательстве Bibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e.V книги пастора-антиглобалиста: Wolfgang Borowsky. «Christus und die Welt des Antichristen» (1984); «Kommt Lyzifer an die Macht?» (1985).
В целом Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности, что стало причиной возникновения капитализма. Это убедительно исследовал основоположник социологической науки М. Вебер в своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).
В светских энциклопедиях к протестантству обычно причисляется и живший веком ранее Ян Гус (1369‒1415) ‒ национальный герой чешского народа. Он был священником и некоторое время ректором Пражского университета, протестовал против пороков католического духовенства. Гус стойко держался своих убеждений и был сожжен в Констанце вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419‒1434). Причины критики католицизма Гусом были во многом теми же, что и у Лютера, однако вот что писал об этом чешском мученике и его сподвижниках видный дореволюционный богослов проф. А.П. Лопухин.
«В глубине его души еще не угасли кирилло-мефодиевские предания, не порвалась еще та внутренняя историческая нить, которая связывала его с православным востоком. И вот, в лице его лучших людей вновь оживились эти предания, взоры их обратились опять к православному востоку, где церковь жила без папы и их разлагающей политики, – жила в простом благочестии, по преданию апостолов и оо. церкви. Если где, то именно там, на правосл. востоке, нужно искать спасения и от удручающих западную церковь зол и невзгод. К сожалению, целые века отчуждения правосл. востока от общего движения западного мiра и особенно его печальное положенье под тяжким игом ислама не дали возможности осуществиться этому стремлению души чешского народа к восстановлению старых кирилло-мефодиевских преданий и как их необходимая следствия – воссоединения с правосл. востоком, и все движение получило другой характер, находя себе стимул и поощрение в движении, возникшем на окраине западного мiра – в Англии и имевшем сродный характер в смысле протеста также против папства и дел его. Виновник этого движения был Виклеф, преобразовательные идеи которого, не имевшие особенного успеха в самой Англии, однако, нашли горячее сочувствие и широкое распространение на разным странам Европы и особенно в Чехии.
Главным источником христ. вероучения и жизни он [Ян Гус] считал Св. Писание, не отрицая однако и другого источника, – именно Св. Предания. Против обвинения, будто он излагает Св. Писание по собственному разуму и не соображается с толкованиями отцов церкви, он приводил в свою защиту то, что в действительности часто приводит мнения отцов и учителей церкви. – Свои убеждения и воззрения относительно церкви он изложил преимущественно в «Трактате о церкви», прочитанном в Вифлеемской часовне. Что касается папства, то Гус прямо говорит, что не папа, а только Христос есть глава вселенской церкви (caput, capitaneus). Двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище. Лишь в том случае римский епископ есть наместник Христов, наследник Петра, обладатель апостольской кафедры, когда он следует по стопам Христа, учит и живет по-апостольски. Папским велениям надо следовать только тогда, когда они основаны на законе Христовом, в противном случае им должно противодействовать. ; иногда может стать долгом – проповедовать Евангелие вопреки папскому отлучению, как это и делал Гус. И в учении об оправдании, и в отношении призывания святых, он стоял на почве древней церкви. В этом заключается его существенное отличие от Виклефа, который открыто сошел с этой почвы и, несомненно, был повинен в разных ересях и заблуждениях, и если Гус увлекался сочинениями Виклефа, то отнюдь не потому, чтобы он сочувствовал его учению во всем его объеме, а просто потому, что находил в нем источник вдохновения и возбуждения для своих стремлений к свободе национально-религиозного духа от тяжелого и позорного ига папской тирании» (Православная Богословская энциклопедия).
1415 г. Сожжение Яна Гуса. Раскрашенная гравюра из издания «Хроники Констанцкого собора»
В Русской Церкви Реформации не было. Православное осмысление Реформации в России началось уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая реформаторскую программу Лютера, был согласен с ним в оценке папства. К 1640-м гг. относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского.
Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться протестанты ‒ мастера, а также военнопленные, которым русскими Царями было дозволено исповедовать свою веру. В Москве и ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Русские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Лишь в петровскую эпоху дух протестантства вместе со всем западным стал привечаемым в России. С протестантским влиянием ассоциируется деятельность Петра I по преобразованию Русской церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Тогда же в русское высшее общество проникло и масонство. Результат известен.
В конце XIX века в Российской Империи было около 5 млн. протестантов. В основном это были жители Финляндии и Прибалтики, а также иммигранты, в том числе обрусевшие (например, протестантами большую часть жизни были русские патриоты В.И. Даль и граф генерал Ф.А. Келлер, в конце жизни перешедшие в Православие). Протестанты не имели ограничений по службе наравне с католиками и православными. К 1917 году в России насчитывалось лишь около 200 тысяч коренных российских протестантов.
В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн. верующих. В середине 2000-х гг. прихожанами протестантских церквей считались 2 млн. человек. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 г. в России насчитывалось 2,56 млн. протестантов. В 2014 г., на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн. протестантов в РФ.
Вместе с ростом численности протестантских общин, растет и их доля среди религиозных объединений, зарегистрированных министерством юстиции РФ. Если в 1991 г. протестанты составляли 3 % от всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 г. это число достигло 21 %. В 2012 г. база данных минюста содержала информацию о 4,4 тысячах протестантских религиозных объединениях. Однако значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Согласно самим протестантам, к 2014 г. в России существовало около 10 тысяч протестантских общин. Рост в любом случае налицо.
Более 90 % современных российских протестантов стали таковыми после 1990 г. благодаря иностранным миссионерам.
Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы. Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, адвентисты и евангельские христиане-баптисты. В стране также действуют общины евангельских христиан (прохановцев), методистов, пресвитериан, реформатов (кальвинистов), меннонитов, англикан, «Армии Спасения», перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др.
М. Н.
Использованы сведения из Википедии.
Пояснение. В XVI веке в Европе был Юлианский календарь, Григорианского календаря еще не было. И по Юлианскому календарю 31 октября в этом году соответствует 11 ноября, однако в Европе сохраняют дату 31 октября по н. ст. Этот праздник является государственным в германских землях как День Реформации. Поскольку этот праздник западный, мы тоже ставим его в календарь на эту дату.
Реформация для «чайников»
Сегодня Германия празднует 500 лет Реформации — события, определившего вектор развития страны на много лет вперед. Рассказываем, кто такой Мартин Лютер и чем лютеранская церковь отличается от католической.
Ч то такое Реформация
Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». В них он высказывался против злоупотреблений властью католической церкви и продажи индульгенций.
В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.
Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.
Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации
Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.
Причиной, почему Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери церкви, была булла (папский документ) папы Льва X о продаже индульгенций. Лютер не был первым, кто критиковал отпущение грехов за деньги, однако именно он осмелился высказаться с критикой католических догматов — например, того, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком.
Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.
Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.
Лютеране и протестанты — в чем разница
Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).
Однако путать лютеранство и протестантизм не так уж стыдно. Изначально именно сторонников Лютера стали называть протестантами — после их протеста в немецком городе Шпайер. Термин «лютеране» впервые был использован в текстах против Лютера и его сторонников — причем в негативном смысле.
Лютеранская и католическая церковь — в чем разница
Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.
Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.
Лютеране признают два таинства (католики — семь) — крещение и причастие, так как они установлены самим Иисусом Христом. Однако в лютеранской книге «Апология Аугсбургского исповедания» также относят к таинствам исповедь и рукоположение.
Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?
Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.
До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.
Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.
Реформация: рождение современной Европы
Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и фильмам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристократов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизиции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного представления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания.
Тезисы
Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и главной ее задачей было изменить сообщество верующих. И католики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения ее учения, строго контролировавших свое поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массовых проповеднических кампаний и создания новой системы европейского образования.
Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принес с собой конфликты — кровавые войны, преследование религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии. Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом. История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.
Именно Реформация определила облик современной Европы. Принесенные Реформацией конфессиональные различия сказались на европейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время национальные государства принимали отчетливые конфессиональные очертания: так, например, Британия мыслилась как протестантское государство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.
Интервью с лектором
— Расскажите, почему вы стали заниматься именно Реформацией?
— Меня довольно рано, еще в студенчестве, начал привлекать период в Европе. С одной стороны, он совсем не похож на современную жизнь, а с другой — именно тогда появляются первые ее предзнаменования. И особенно важной частью этого меняющегося мира мне казалась религиозная история. Меня интересовали люди, захваченные переменами — религиозным расколом, новыми догматами, политическими конфликтами и так далее. Как они реагировали на перемены? Как себя вели и что значила тогда для людей их конфессиональная принадлежность — была ли она важнее, чем семейные или дружеские связи, например? Большая удача, что моя работа позволяет искать ответы на эти вопросы.
— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?
— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в историю Реформации, как бы вы это сделали?
— Я бы позвала людей в музей, взглянуть на картины Тициана, Веласкеса или ван Дейка, а потом в театр, на спектакли по пьесам этого периода. А потом попросила бы зрителей задуматься о том, почему лучшие произведения европейской живописи связаны с католическими странами, а протестанты — за единственным исключением Голландии — не имели развитого изобразительного искусства, хотя в области слова преуспевали — достаточно вспомнить Шекспира. Одним словом, влияние религиозного конфликта на культуру Европы наглядно видно до сих пор.
— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?
— Очень интересна история интеллектуальной культуры раннего Нового времени. Ведь она отражает быстро меняющийся и увеличивающийся мир и сама стремительно меняется, в буквальном и переносном смысле меняя язык — переходя с латыни на национальные языки и резко расширяя свою аудиторию, а также и осваивая новые способы описания мира. Когда выпадает возможность, с удовольствием совершаю вылазки в эту увлекательную область знания.
Где узнать больше
Николай Кареев. «История Западной Европы в Новое время. Том 2. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках» (1893)
До сих пор лучшее на русском языке изложение политической истории европейской Реформации. Одновременно это и прекрасное отражение исторического знания своей эпохи, и ее конфессиональных предрассудков, которые, преодолев географические барьеры, прижились в России, казалось бы не имевшей отношения к религиозным конфликтам
Хилари Мантел. «Вулфхолл» (2011), «Внесите тела» (2013)
Автор дважды получила Букеровскую премию за эти романы, посвященные жизни архитектора английской Реформации Томаса Кромвеля. В книгах Мантел прекрасно показано соединение политических, религиозных и личных мотивов, которое предопределило ход религиозной истории раннего Нового времени. Мантел рассказывает о том, как изменения в религиозной жизни, навязанные правительством Англии, сказывались на жизни рядовых англичан — и сторонников Реформации, и тех, кто не стремился к переменам.
Жан Делюмо. «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (2003)
Исследование известного французского историка отлично показывает, как работала кампания по воспитанию христианина у католиков и у протестантов. В книге показывается, как проповедники всех конфессий учили прихожан постоянно контролировать свои поступки и побуждения через насаждение в них чувства собственной вины и греховности.
Фильмы и сериалы о тюдоровской Англии: «Тюдоры», «Другая Болейн», «Елизавета. Золотой век»
Прекрасно иллюстрируют живучесть конфессиональной мифологии — представлений о «прогрессивных», «свободолюбивых» протестантах (англичанах) и «силах зла» (католической Испании) — в современной массовой культуре.
Выставка к лекции
К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483–1546). На ней представлены автограф Лютера, Библии, изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.
Филипп Меланхтон (1497–1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.
Отдел изоизданий РГБ
Письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505–1571). Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации.
Отдел рукописей РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.