что такое ратте танк
Машины-монстры: Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster
Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster называют нереализованными проектами гигантских танков гитлеровской Германии.
Так было всегда, что противоборствующие стороны в процессе военных действий обращают внимание на технику противника, используя в последствии наиболее интересные для себя идеи при создании техники. Исключением в этом списке не стала и гитлеровская Германия, в то время, когда шла Вторая Мировая Война. Практически точной копией танка советской армии Т-34 у немцев стал танк «Пантера». Однако это не значит, что Германия не имела своих интересных решений, аналогов которым в то время не было. В их основе лежали идеи, которые не использовались ранее вообще. Такими нововведениями, без сомнения, можно назвать проекты самых больших танков Landkreuzer P1000 Ratte и P1500 Monster, применить которые так и не удалось на деле.
23 июня 1942 года немецким Министерством вооружений, в обязанности которого входило также разработка подводных лодок, были предложены на суд Адольфа Гитлера проекты, включающие в себя гигантские танки, вес которых составлял 1000 и 1500 тонн каждый. Гитлер был человеком, одобряющим всяческие нестандартные решения, касающиеся области вооружения. Для машиностроительного гиганта Германии он поставил серьёзную задачу, обязав обеспечить воплощение в жизнь эти проекты. Первому танку-монстру предполагалось дать название Landkreuzer P1000 Ratte.
Управлять танком P1000, и его орудиями было поручено экипажу, состоящему из 20 человек, а перемещаться он должен был при помощи двух 24-цилиндровых двигателей MAN V12Z32/44, имеющими мощность 8500 лошадиных сил. Вообще данные двигатели применялись в производстве подводных лодок, а танку они обеспечивали мощность, в сумме которая составляла 17000 лошадиных сил. Затем, проведя различные инженерные расчеты, поступило предложение заменить два вышеупомянутых двигателя на восемь 20-цилиндровых двигателей, носивших название Daimler-Benz MB501. Они имели мощность в 2000 лошадиных сил каждый и применялись в производстве торпедных катеров.
Оба варианта обеспечивали скорость движения танка P1000 в 40-45 км/ч, что просто невероятно для машины таких внушительных размеров.
В основу вооружения танка P1000 ложились два используемых на кораблях орудия SK-C/34 калибра 280 мм, которые были установлены на основной поворотной башне. Задняя часть танка оснащалась дополнительной башней с одним 128-мм орудием. Чтобы иметь возможность защищаться от нападений с воздуха, было установлено восемь 20-мм зенитных орудий Flak38, а огневая защита данного гиганта обеспечивалась двумя тяжелыми орудиями-мортирами Mauser 151/15.
Существование проекта P1000 было только на бумаге, но это не помешало разработчика приняться за создание очередного проекта танка P1500, имеющим вес в 1500 тонны. В отличие от Р100, толщина брони которого составляла от 150 мм до 220 мм, броня этого экспоната предполагалась от 250 мм до 360 мм. В танке P1500 предполагалось наличие одного 800-мм орудия, похожее на орудие, установленное на железнодорожных платформах «Толстый Густав» и «Дора». Кроме того, было запланировано оснастить танк двумя дополнительными 150-мм орудиями и в достаточно большом количестве пулеметами и зенитными пушками. Движение осуществлялось бы при помощи четырёх двигателей, заимствованных у подводных лодок MAN V12Z32/44, которые в сумме обладают мощностью в 34000 лошадиных сил.
Но эти модели танков так и не были запущены в производство, причиной тому стали их внушительные габариты, создание которых значительно усложнило бы работу всей машиностроительной отрасли Германии, которая и так работала в усиленном темпе. Чтобы выпускать подобные танки, нужны были грамотные специалисты из разных областей, причём в большом количестве. К тому же для технического обслуживания этих машин также потребовались бы люди, количество которых приближалось к среднему армейскому подразделению.
Эти причины оказались достаточно убедительными для министерства вооружений Германии и в начале 1943 года Альбертом Шпеером (Albert Speer) был издан приказ, требующий остановку всех работ, связанных с каждым из проектов. В то время работы над главной орудийной башней для танка P1000 были уже закончены. Её позже установили на линии Тронхейма в Норвегии.
Железный капут
Каких только небылиц не создано про немецкий полумифический сверхтяжелый танк P.1000. И даже название для этой машины придумали энтузиасты — Ratte, по-немецки «крыса». Под слоями этих мифов уже сложно докопаться до истины, но мы попробуем. Проект такого танка действительно существовал и рассматривался руководством Третьего рейха. Более того, были даже построены масштабные макеты двух вариантов P.1000. Накануне Дня смеха Warspot предлагает взглянуть на машину, история проектирования которой ничего, кроме грустного смеха, не вызывает.
Такой же монстр, как для «геноссе Духачевского»
Судьба Эдварда Гроте, создателя P.1000, не менее интересна, чем разработанные им танки. Творчество герра Гроте в Советском Союзе достойно отдельной, причём даже не одной, публикации. Здесь талантливый инженер-конструктор создал крайне оригинальный средний танк. Танк ТГ имел мощное вооружение, толстую броню и был выполнен по колёсно-гусеничной схеме. Именно оригинальность машины, а также мотор, спроектированный самим Гроте, стали причинами провала проекта. Тем не менее можно утверждать, что танк ТГ был спроектирован более грамотно, чем немецкие разработки, которые испытывались в СССР на полигоне ТЕКО.
После прихода к власти Гитлера немецкие специалисты стали покидать СССР. Уехал из Советского Союза и Эдвард Гроте. О том, чем он занимался во второй половине 30-х годов, известно мало. Ему принадлежат несколько патентов на изобретения, связанные с моторно-трансмиссионной группой. Судя по всему, Гроте продолжал заниматься военной техникой, но уже не танками.
А вот на страницах немецких профильных изданий вернувшийся в Германию инженер вёл бурную полемику с Гюнтером Бурстиным, несостоявшимся отцом австро-венгерского танкостроения. Например, в немецком военном журнале Kraftfahrkampftruppe за сентябрь 1937 года Гроте довольно подробно рассказал о своей деятельности в Советском Союзе, особенно о 1000-тонном танке. Архивные документы свидетельствуют, что рассказ Гроте вряд ли был похож на басни барона Мюнхаузена и в значительной степени соответствовал действительности.
Спустя по 5 лет Гроте, подобно Отто Меркеру, принял предложение нового рейхсминистра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера и вошёл в его команду. Полем деятельности Гроте (как и Меркера) стал подводный флот. Должность у бывшего танкостроителя была весьма высокой и важной: он был «специальным уполномоченным по вопросам строительства подводных лодок при Рейхсминистре вооружений и боеприпасов».
Гроте не был каким-то мечтателем, который пришёл к Гитлеру со своей экстравагантной идеей сверхтяжёлого танка. Всё было как раз наоборот: если судить по переписке, именно Гитлер стал инициатором работ по будущему P.1000. Произошло это в июне 1942 года, задание Гроте получил не напрямую от рейхсканцлера, а через Шпеера. Согласно исследованиям Вальтера Шпильбергера, впервые с предложением Гроте Гитлер ознакомился 22 июня 1942 года.
Флотские наработки
О существовании проекта P.1000 известно главным образом благодаря мемуарам немецких военачальников и уцелевших руководителей Третьего рейха, в частности, Шпеера. Правда, Шпеер старательно обходит стороной тот факт, что подобную гигантоманию он если и не поддерживал, то как минимум не препятствовал её появлению. В этом отношении наиболее близкими к реальности являются мемуары Гудериана. Генерал, который долгое время занимал должность главного инспектора танковых войск, активно боролся с подобными монстрами:
«Далее Гитлер перешёл к важнейшим вопросам танкостроения и согласился с предложенными ему принципами, что в танкостроении имеет важное значение в первую очередь тяжёлое вооружение, во вторую очередь — большая скорость и в третью очередь — мощная броневая защита. Однако в нём жили две души, ибо он думал, что лишь толстая броня является совершенно необходимым элементом. Его фантазия превратилась в гигантоманию. Инженеры Гроте и Гакер получили заказ на конструирование танка-гиганта весом в 1000 т. Для конструкции танка «тигр» фирмы Порше толщина брони днища указывалась в 100 мм, а в качестве его вооружения предусматривались или 150-мм пушка L-37, или 100-мм пушка L-76. Профессор Порше обещал выпустить первые машины своей марки к 12 мая 1943 г.».
Упомянутый Оскар Хакер, как и Гроте, не был обычным инженером. Он руководил фирмой Steyr, а также входил в Танковую комиссию, ту самую, которую с перерывами возглавлял Фердинанд Порше.
Гроте, как советник Шпеера по вопросам строительства подводного флота, был очень хорошо осведомлён о том, какие передовые разработки имелись у Кригсмарине. В практическую фазу работа по будущему P.1000 вошла 17 июля 1942 года. В этот день Гроте прислал письмо на имя Эриха Мюллера (Erich Müller) по прозвищу «Пушка Мюллер», шефа-конструктора Krupp:
Кроме того, от главного командования военно-морского флота я узнал, что на Вашем заводе в Эссене также ведётся работа над проектом артиллерийского корабля для применения на западном побережье. Как нам стало известно, дело уже значительно продвинулось, хотя существующее разделение на категории срочности препятствует скорому завершению проекта. Возможно, теперь представилась возможность объединить оба проекта как имеющие приоритетное значение, и это следует обсудить в личной беседе.
Я был бы Вам очень обязан, если бы Вы предоставили мне возможность рассказать о своих идеях и привлечь отдельные специальные отделы «Фридрих Крупп АГ» для консультации по реализации моего проекта, насколько это позволяют ведущиеся там в настоящее время работы.
С большим интересом ожидаю Вашего ответа».
Письмо заканчивалось традиционным нацистским приветствием.
Столь резкий поворот в судьбе Гроте, который менее 10 лет назад работал в СССР на «геноссе Духачевского», не должен особо удивлять. В то время многие в Германии вступили в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), чтобы получить должность потеплее и повыше. В Германии NSDAP нередко шутливо расшифровывали как «Na, suchst du auch Pöstchen?» («а, ты тоже хочешь получить должность?»).
Теперь Гроте плотно работал с руководством Krupp. Именно благодаря этому и сохранилась переписка по P.1000, осевшая в архивном фонде Krupp. Привлечение к работе столь высокой фигуры, как Мюллер, свидетельствует о достаточно серьёзном отношении руководства Германии к проекту P.1000.
Рассматривалось два варианта силовой установки. Первый предусматривал использование двух двухтактных дизельных судовых моторов MAN V12Z 32/44 мощностью 8500 л.с. каждый. Эти 24-цилиндровые двигатели предназначались для эсминцев Тип 42, каждый из которых должен был иметь по 6 таких моторов. Альтернативой были восемь 20-цилиндровых двигателей Daimler-Benz MB.501. Эти дизельные моторы мощностью по 2000 л.с. также имели военно-морское происхождение — их устанавливали на немецкие торпедные катера. Существенным плюсом второго варианта было то, что суммарно шесть этих моторов весили 34 тонны, тогда как масса пары MAN V12Z 32/44 достигала 128 тонн.
За основу Гроте взял свои разработки для СССР. Конструктор прекрасно понимал, что без помощи Krupp у него ничего не получится. Поэтому он просил Мюллера выделить 20 человек, которые занимались бы его машиной. В целом Мюллер был не против, поскольку концерн Krupp в таком случае становился фактическим разработчиком супер-танка. Вместе с тем главный конструктор Krupp считал выделение 20 человек на предварительном этапе нецелесообразным, поскольку Гроте ещё даже не закончил эскизный проект. Оставался нерешённым целый ряд принципиальных вопросов, например, выбор вооружения. Существует заблуждение, что P.1000 изначально проектировался с расчётом на использование башни «карманного линкора» Gneisenau. Это не так: как следует из протокола совещания, поначалу у Гроте вообще не было чёткого понимания, чем вооружить свою сухопутную крепость. Всё, чего он смог добиться на тот момент от Кригсмарине — это чертёж береговой башенной установки 305-мм корабельного орудия SK L/50. Этим, к слову, и объясняется, почему на разных макетах танка в башнях главного калибра разные орудия.
Судя по всему, первым вариантом сверхтяжёлой машины Гроте был трёхбашенный танк. Сохранились фотографии макета, который был подготовлен под руководством Гроте осенью 1942 года. Роднит эту версию с P.1000 только общее построение ходовой части. Башня главного калибра, расположенная со смещением к корме, разработана с нуля. В ней предусматривалось размещение спарки орудий 30,5 cm SK L/50. Впереди располагались две малые башни со спаренными установками 128-мм универсальных орудий 12.7 cm SK C/34, типичным вооружением немецких эсминцев. Идеи об использовании на P.1000 танковых башен и уж тем более башни от Pz.Kpfw.Maus являются плодами богатой фантазии ряда авторов. Башня Pz.Kpfw.Maus, к слову, появилась в привычном нам виде больше чем через полгода после смерти проекта P.1000. К таким же фантазиям относится и установка 128-мм орудия в лобовой части корпуса.
Корпус первого варианта сверхтяжёлого танка Гроте напоминал проект 1933 года. О полном копировании речь, разумеется, не идёт. Но ряд элементов, включая V-образную форму крыши моторного отделения, явно перекочевал сюда с более раннего проекта. И даже схема с кормовым размещением основной башни уже использовалась Гроте в одном из предварительных вариантов сверхтяжёлого танка для Советского Союза. Это же касается и размещения силовой установки ближе к носовой части корпуса.
Малые орудийные и зенитные башни немецкого проекта размещались на массивных надгусеничных полках, которые переходили в экраны, прикрывавшие ходовую часть. В носовой части была предусмотрена рубка для отделения управления. 3-башенный вариант отличался рациональными углами наклона бортовых листов, что увеличивало бронестойкость и вероятность рикошетирования вражеских снарядов.
Ходовая часть также представляла собой развитие конструкции ходовой одного из его предварительных вариантов 1000-тонного танка для СССР. У трёхбашенного варианта предусматривалось по 12 сшестерённых катков на борт, плюс по два катка в носовой и по одному в кормовой частях, которые должны были обеспечить натяжение гусеничных лент и смягчать удары при преодолении вертикальных препятствий. Элементы подвески были максимально вынесены вниз, что должно было облегчить обслуживание. С каждого борта имелось по 3 гусеничные ленты.
В процессе работы над проектом Гроте дорабатывал макет. Изначально малые башни со 128-мм пушками должны были выполнять и роль зенитных. Но было очевидно, что такого вооружения для эффективной борьбы с воздушными целями явно недостаточно. Для борьбы с самолётами требовались менее громоздкие системы с куда меньшим калибром. Здесь Гроте помогло немецкое самолётостроение: на гидросамолётах Blohm & Voss устанавливалась зенитная башня HD 151 (Hydraulische Drehringlafette 151) с гидравлическим приводом. Вооружалась она 20-мм автоматической пушкой MG 151/20.
На доработанном макете появилось сразу 8 зенитных башен HD 151. Правда, первый вариант малокалиберного зенитного вооружения сложно назвать удачным. По 3 башни Гроте разместил по бортам корпуса, ещё 2 в корме. При подобном размещении зенитных башен существовало немало мёртвых зон, прежде всего в носовой части.
На свет появился новый макет танка, на сей раз пятибашенный. Гроте наконец добился доступа к материалам по применяемым Кригсмарине артиллерийским установкам, а также к документации проектов. В результате вместо концептуальных орудий и орудийных установок новый проект предусматривалось вооружать вполне реальными системами. И это касается не только башни главного калибра и зенитных турелей HD 151. Расположившиеся по периметру корпуса орудийные башни также имели вполне реальные прототипы — двухорудийные башни для немецких эсминцев типа 36C (Z46-Z50). Они были заказаны в 1942 году, но так и не построены. Вооружить башни планировалось 128-мм универсальными орудиями 12.7 cm SK C/41. Позже основную башню пришлось доработать: центральное орудие предполагалось демонтировать, что позволило бы выиграть в весе.
Доработке подверглось и шасси. Из-за серьёзных изменений вооружения основная орудийная башня снова сместилась вперёд, а моторное отделение перекочевало назад. Шасси стало ещё более похожим на шасси танка, создававшегося Гроте для СССР. Особенно схожей была ходовая часть. Количество опорных катков сократилось до 6, при этом значительно вырос их диаметр. Зенитные башни HD 151 теперь размещались более рационально.
Работа в стол
Пятибашенная версия проекта тоже недолго была актуальной. Внушительное вооружение имело один существенный недостаток — чрезмерную боевую массу. Расчёты, проведённые Гроте, показывали, что доработанный проект преодолел порог уже в 1000 тонн! Это явно не входило в планы конструктора, который считал, что его детище должно иметь удельную мощность не меньше 16 л.с. на тонну. При такой удельной мощности он ожидал, что танк сможет развить максимальную скорость 40 км/ч.
После доработки появился третий проект танка, который считается «каноничным». От башен с эсминцев пришлось отказаться, серьёзной переделке подвергся и корпус танка. К 10 октября 1942 года Гроте подготовил эскизный проект, 17 октября он продемонстрировал его Шпееру.
С октября активизировалась переписка между Гроте и Мюллером. В ней поднимался вопрос о 128-мм орудии, ставшим предметом споров среди любителей военной истории. Гроте писал буквально следующее:
«Я попытался вместо расположенного в задней части 8,8-см палубного орудия подводной лодки установить 12,8-см зенитное орудие. Его вес, конечно, значительно больше, однако данная компоновка является лишь предложением, и, возможно, Ваши специалисты смогут предложить в качестве равноценной замены более лёгкие орудия. Я получил от Кригсмарине данные относительно укладки боеприпасов, которые с учётом флотского опыта могут быть произвольно изменены».
Очевидно, что речь здесь идёт о морском орудии. Правда, ни орудийной установки, которую предполагалось ставить в кормовой части, ни эскизов, которые демонстрировались Шпееру, не сохранилось. Не сохранились и чертежи, которые 31 октября Гроте выслал на Krupp. Возможно, они погибли во время одной из бомбардировок, которой подвергались объекты концерна Krupp в 1943 году.
Тем не менее из сохранившейся переписки можно понять, откуда именно взялся индекс P.1000 — цифра в нём обозначает массу танка. Впрочем, индекс этот почти не использовался в переписке. Согласно спецификациям, упомянутым в контракте, P.1000 должен был обладать следующими характеристиками:
На этом месте проект колоссального немецкого танка вполне мог приказать долго жить, поскольку Шпеер всячески старался от подобных ужасов избавляться. Но работы по похожим проектам продолжались до мая 1944 года. Правда, уже без Гроте: Мюллер аккуратно «задвинул» проект P.1000 и его автора, о чём говорит протокол совещания, датированного 13 декабря 1942 года:
«Гроте представил фотоснимки своей новой модели, где башни были уже более органично соединены с поверхностью машины. Кажется, он уже знает, что министр не намерен продолжать его проект, и что фирме «Крупп» поручена разработка сходного проекта. Не вдаваясь в подробности, я подтвердил ему эту информацию, однако упомянул, что для нашей машины ставится другая тактическая задача, поэтому мы, к сожалению, не можем воспользоваться его наработками.
Гроте принял это к сведению».
Работы по P.1000 прекратились, чтобы освободить дорогу собственным разработкам Krupp. Но к ним вернёмся чуть позже. Другая судьба ждала башни, которые предполагалось использовать на P.1000. Башня «B» (Bruno) отправилась в 1943 году на береговую батарею «Фйелл» (Fjell) возле Бергена в Норвегии. Батарея отлично справлялась с возложенной на неё задачей — охраной акватории возле Бергена — благодаря дальности стрельбы в 41 км. После войны башенную установку разобрали, от неё осталось лишь бетонное основание. Башню «С» (Caesar) установили на береговой батарее «Ёрландет» (Oerlandet), которая прикрывала подходы к другому норвежскому городу, Тронхейму. После войны, уже находясь на вооружении норвежской армии, батарея была переименована в «Аустратт» (Austrått). Из состава сил норвежской береговой обороны батарею исключили в 1977 году, но орудийная установка уцелела. В 1991 году бывшая батарея «Аустратт» стала музеем. Любой желающий может заглянуть внутрь этого чуда инженерной мысли, значительная часть механизмов которого всё ещё исправна.
Следует отметить, что при установке на берегу обе башни лишились дальномеров и их бронировок, как это и предполагалось при установке башен на P.1000.
Иногда под индексом P.1500 ошибочно подразумевают гусеничную версию «Толстого Густава» с бронёй, достигающей 250 мм, двумя башнями с орудиями калибра 150 мм и 4 дизелями от подводной лодки в качестве силовой установки. Так была истолкована информация, которую двумя строчками выдал в книге Special Panzers Вальтер Шпильбергер.
Благодаря стараниям Михаэля Фрёлиха удалось выяснить, что в реальности ничего общего с «Толстым Густавом» проект сверхтяжёлого танка Krupp не имеет. В спецификациях, датированных 4 февраля 1943 года, проект предлагается в двух вариантах — 800-тонный с 600-мм мортирой и 1800-тонный с 800-мм мортирой. Длина 1800-тонной машины должна была составить 25 м, ширина — 12,8 м, а максимальная высота — 8,25 м. Толщина лобовой брони оценивалась в 250 мм, а бортов — в 200 мм. В движение машину должны были приводить 4 мотора Daimler-Benz MB.501 общей мощностью 8000 лошадиных сил. При этом максимальная скорость оказывалась мизерной — всего 7 км/ч.
Последняя активность по Urling датирована июнем 1944 года, когда рассматривался вопрос об использовании на машине газовой турбины. Никакой другой информации, кроме переписки, по этому проекту не сохранилось.
Реальность иногда превосходит даже самые смелые фантазии. Концерн Krupp всё же смог создать настоящих стальных наземных монстров. По сравнению с ними и P.1000, и P.1500, будь они построены, показались бы детскими игрушками. Правда, это машина сугубо мирного назначения. В 1978 году Krupp изготовил роторный экскаватор Bagger 288, самую длинную в мире наземную машину. Эта 240-метровая махина массой 13 500 тонн всего 5 метров не дотягивает до длины дирижабля LZ 130 Graf Zeppelin II, самого большого в истории летательного аппарата. Экскаватор высотой в 96 метров перерабатывает 10 тысяч кубометров породы. Лавры самого тяжёлого экскаватора, впрочем, принадлежат другой немецкой машине — MAN TAKRAF RB293, или Bagger 293. Он чуть короче конкурента, но весит при этом 14 200 тонн.
Автор благодарит Михаэля Фрёлиха (Michael Fröhlich), Германия, и Вадима Антонова, г. Москва, за помощь при подготовке данного материала.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Разработка чертежей танка была завершена к 29 декабря. Проект получил кодовое обозначение «Ratte» («Крыса»). К добру или к худу, немцы даже не попытались выпустить такой танк на поле боя. Уже к началу 1943 года Гротте свернул свой проект. Причин тому было несколько. Во-первых, тогда не существовало технологий, способных удовлетворить все запросы конструкторов в отношении машины. Во-вторых, Гротте и Гаккер отказались от идеи строительства «Ратте» из «здравого смысла».
Нести в битву танк должен был 22-цилиндровый корабельный двигатель Daimler-Benz MB501 с мощностью 2 000 лошадиных сил. Предполагалось, что на ровной местности гигант разгонится до 40 км\ч и сможет пройти не менее 500 километров при полной заправке баков. Впрочем, современные инженеры ставят эти цифры под сомнение.
Очевидно, верхушку нацистской Германии приводили в очарование все эти супер большие и разрушительные машины, которые, к слову, были абсолютно нежизнеспособны в реальных условиях. Касается это и танка «Ратте». Его пугающие исполинские размеры были его слабостью. Машина с такой низкой скоростью движения, отвратительной маневренностью и такими огромными габаритами была очень уязвима. Невероятно прочная броня делала «Крысу» почти неуязвимой для огня полевой артиллерии, однако все перечисленное выше делало «сухопутный крейсер» отличной мишенью для тяжелой дальнобойной артиллерии и для авиации, несмотря на то, что танк пытались защищать зенитными орудиями.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: