что такое расчековка парашюта
Разбор полетов. Непроизвольная расчековка ранца
В рубрике Friday Freakout портала iLoveSkydiving было опубликовано видео.
Просмотрев его, у меня появилось желание разложить его по полочкам, чтобы выяснить причины и следствия инцидента, и поделиться с вами своими мыслями. Парашютистом было допущено множество ошибок, которые могли привести к печальному исходу, и он настоящий везунчик, так как целая череда неправильных действий и ошибок тем не менее завершилась успешным приземлением. Мы имеем возможность разобрать видео и научиться на его ошибках. Просьба еще раз просмотреть и ответить для себя на 4 вопроса:
Почему произошла непроизвольная расчековка ранца и выход камеры?
Насколько готов был перформер к такому исходу событий?
Какие ошибки допустил перформер?
Как следовало ему действовать в данной ситуации?
Следите за своим снаряжением
У перформера произошло непроизвольное открытие на высоте 2200 метров (7500 ft). Непроизвольное раскрытие может произойти по многим причинам, но чаще всего это происходит по причине халатного отношения к своему снаряжению.
Рекомендации
Следите за износом всех частей парашютной системы. Лучше заменить карман медузы или петлю зачековки вовремя, чем оказаться в такой ситуации. Совершайте проверку своей системы перед каждым прыжком;
Перед выходом из самолета произведите круг контроля и проверьте, на месте ли ваша подушка отцепки и кольцо запасного, а, также, хорошо ли спрятана медуза основного парашюта в кармане;
Используйте правильную прыжковую одежду (парашютные комбинезоны, обувь без крючков).
Ввод запаски
На видео видно, что перформера перевернуло на спину и произошёл зацеп стреньги за ногу, в результате часть расчековавшихся строп, находясь в зоне затенения, начала запутываться за ноги и руки парашютиста.
Далее из положения на спине, а, если быть точным, из положения практически на голове (ноги находятся значительно выше головы), и с зацепом стреньги за ногу он вводит в действие запасной парашют (0.21 сек.). В этот момент высота приблизительно 1650 м. Под наполненной запаской он оказывается на высоте 1500 метров.
Ошибка
Ввод запаски без отцепки основного парашюта;
(Предположение) однозначно сказать невозможно, но на видео не видно, что перформер целенаправленно контролирует высоту.
Ввод запаски без отцепки основного мог привести героя видео к более сложной ситуации, чем та в которой он находился изначально. Медуза запаски могла запутаться в стропах основного и не вытащить камеру запасного. К тому же, зацеп, вероятно, был не сильный, так как после открытия запаски сразу слетел. Если бы началось одновременное открытие обоих парашютов, вместо двух наполненных он мог бы наблюдать кучу спутавшихся тряпок. Перформеру определенно повезло, что открытие основного купола началось после того, как запасной парашют полностью раскрылся. В этой ситуации действия скайдайвера однозначно должны были быть другими. Не забываем, что инцидент начался на высоте 2200 метров, и у него было достаточно времени.
Рекомендации
Попытка устранить зацеп;
Если получилось, то ввод запаски. Если нет, то контроль высоты, и, если есть время, повтор попытки;
Отцепка основного
Ошибки
Следовало выбросить кольцо запасного парашюта и заниматься оценкой ситуации;
Следовало незамедлительно выполнить отцепку.
Запомните раз и навсегда
“При положении куполов “колокол” следует незамедлительно произвести отцепку на любой высоте”.
Психологическая подготовка
Большую роль в действиях этого парашютиста сыграла его психологическая подготовка. Каждому прыгающему следует запомнить одну вещь про особые случаи при парашютных прыжках:
Рекомендации
В интернете огромное количество видео с особыми случаями. Смотрите их и анализируйте. Думайте, как бы вы поступили в таких ситуациях;
Изучайте свежие материалы. Читайте новые статьи и ходите на семинары;
Проигрывайте в голове разные сценарии особых случаев и правильные действия при них;
Тренируйтесь на земле. Чем чаще вы будете тренировать свою мышечную память, тем больше вероятность не впасть в ступор в критических случаях;
Классическая программа обучения парашютизму
Классическая программа обучения разработана в СССР и распространена на территории бывших Союзных Республик.
Прыжки по этой программе совершаются студентом самостоятельно на учебно-тренировочных круглых парашютах, обычно Д-1-5У или П-1-У. Время свободного падения увеличивается постепенно до 30 секунд.
В процессе обучения приходится совершить порядка прыжков и на небольших дропзонах это может растянуться на несколько сезонов.
Этапы обучения по классической программе
Стягивание чехла
Прыжок с принудительным раскрытием ранца на парашютах Д-1-5У или Юниор. Студенту не нужно дергать кольцо: вытяжной фал парашюта крепится на трос в самолете. Когда парашютист отделяется от обреза, фал стаскивает рыжий чехол с купола и парашют наполняется.
Задачи прыжка — отработать отделение «на мотор» и познакомиться с куполом.
Основная сложность на данном этапе — преодолеть страх и принять правильную позу: «звездочку» или «коробочку». Положение тела должно быть симметричным, самое главное контролировать ноги.
По-разному студенты осваивают этот этап: многие успешно выполняют задание за один-два прыжка, другим требуется прыжков десять.
Расчековка ранца
Прыжки выполняются на парашютах Д-1-5У также с принудительным раскрытием ранца. Но фал не стаскивает чехол с парашюта, он выдергивает шаровой вытяжной парашют, за которым уже следует чехол и наполняется купол.
Время с момента отделения до наполнения купола составляет около 5 секунд, и если студент не сумеет правильно отделиться, то может запутаться в стропах, скрутить сальто (и не одно), удариться о борт самолета.
После отработки правильного отделения ставится задача имитации ручного раскрытия. За те 5 секунд, что наполняется купол, студент должен найти кольцо парашюта и сымитировать его выдергивание, сохраняя правильную позу и стабильное положение тела.
Прыжки с задержкой раскрытия
Время свободного падения постепенно увеличивается от 5 до 30 секунд. Парашют уже приходится раскрывать самостоятельно — дергать кольцо.
Эти прыжки очень интересны — студент начинает чувствовать поток, учится контролировать высоту и время прыжка, срывается в беспорядочное падение (например, штопор — потрясающие ощущения, словно, на дьявольской карусели 😉
Дуб, как ласково называют парашют Д-1-5У, прощает все ошибки и позволяет безопасно научиться лежать на потоке.
Комплекс упражнений в свободном падении
После освоения стабильного свободного падения, начинается не менее захватывающий этап — выполнение спиралей, сальто, отработка отделения «под хвост» и в БП.
Эти прыжки уже могут выполняться на парашюте П-1-У — он легче и маневреннее безотказного дуба, купол его шьется из той же ткани, что и купола парашютов типа «крыло».
Студенты отделяются с высоты 2000 метров, и инструктор при необходимости может прыгать рядом и снимать выполнение упражнений на камеру.
Зачет
Зачет состоит из четырех частей:
Инструктор прыгает вместе со студентом и снимает на камеру весь процесс с момента отделения до раскрытия парашюта.
Очень важно уверенно выполнить упражнения и ставить точки между ними: левая спираль — стабилизация, контроль высоты — правая спираль — стабилизация, контроль высоты — сальто.
Окрыление
После успешного зачета студент проходит дополнительную теоретическую и практическую подготовку: изучает принципы управления парашютом типа «крыло», правила построения захода на приземление — «коробочки» и сдает «отцепку».
Первый прыжок с крылом выполняется на самом простом, безопасном и большом парашюте: например, Аккурат или Арбалет. Студент отделяется с 1500 метров, стабилизируется, падает около 10 секунд и бросает медузу.
Зачастую, для подстраховки студента на приземлении, на первые прыжки ему выдают шлем со встроенной рацией и подсказывают с земли, когда делать крайний разворот и подушку. Но лучше надеяться на свои силы — связь иногда барахлит, инструктор может отвлечься или ветер будет настолько сильным, что придется приземляться на запасную площадку.
Окрыление — красивое завершение долгого и сложного обучения по классической программе. После окончания курса можно совершать одиночные прыжки и выбрать, какому направлению парашютного спорта учиться дальше.
История обучения по классической программе Светланы Клименко
Выпуск #67
о подготовке к прыжкам, особых случаях, отцепках и работе двух куполов
В Питере пасмурно и есть время на внеочередной выпуск дайджеста. В этот раз быстро вспомним основные правила безопасности.
Алгоритм осмотра парашютной системы: спереди сверху вниз, сзади сверху вниз.
Осмотр системы нужно выполнять в три этапа: при подготовке снаряжения к прыжку, на линии стартового осмотра и на борту ЛА перед прыжком.
Осмотр парашюта спереди
Осмотр парашюта сзади
Распространенные ошибки при осмотре парашютной системы
Особые случаи в ЛА
Приоритеты при раскрытии парашюта
Особые случаи при раскрытии парашюта
Высоты для принятия решений:
Порядок действий при отцепке:
Любые сомнения трактуются в пользу «Нет»
Совместная работа двух парашютов
Немедленно отсоединить транзит!
Схождение под куполами
Действия в особых случаях от Елены Мазаевой
Работа двух куполов
И полезные материалы по теме:
Подпишитесь на мой канал в телеграме или рассылку, если хотите получать выпуски дайджеста на электронную почту.
Что такое расчековка парашюта
154. Во всех случаях, когда произошел отказ основного купола в работе, полный или частичный, создающий угрозу нормальному приземлению, парашютист обязан ввести в действие запасной парашют.
При частичном отказе купола и при несходе чехла с купола на парашютах, имеющих замки отцепки, парашютист должен немедленно, как только обнаружил отказ, отцепить отказавший в работе купол и только после этого ввести в работу запасной парашют.
Отцепка купола производится в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации данного типа парашюта.
155. Для раскрытия запасного парашюта при отсутствии основного купола необходимо выдернуть кольцо запасного парашюта. Если купол при этом не наполнился (попал в зону аэродинамического затенения), вынести в сторону руку, что приведет к изменению положения тела.
156. Для приведения в действие запасного парашюта при частично работающем основном куполе необходимо:
свести ноги вместе и подогнуть их под себя;
придержать левой рукой клапаны ранца, а правой резко выдернуть вытяжное кольцо;
взять купол обеими руками и энергично отбросить его от себя в сторону и вверх, затем для ускорения раскрытия купола руками вытащить стропы из сот ранца и, взявшись рукой за несколько верхних строп, рывками натягивать их на себя, пока купол не наполнится воздухом.
При прыжках со спортивными парашютами
157. Наиболее характерными отказами спортивных парашютов в работе являются:
несход чехла с купола основного парашюта;
перехлестывание купола стропами;
зацепление вытяжных парашютов за ноги парашютистов;
непреднамеренная отцепка (самоотцепка) одного из замков ОСК;
частичное ненаполнение камер купола;
заедание ленты рифления;
попадание вытяжного парашюта в стропы основного.
158. Несход чехла с купола наиболее часто происходит по следующим причинам:
применение в парашютной системе несоответствующего конструкции количества вытяжных парашютов или вытяжных парашютов меньшей площади;
скручивание вершин чехла и купола в жгут;
невыход строп из сот чехла купола.
Использование вытяжных парашютов меньшей площади приводит к тому, что тянущего усилия оказывается недостаточно для вытягивания строп из сот, расчековки фартука чехла и стягивания чехла с купола.
Применение на парашютных системах вытяжных парашютов, не соответствующих конструкции данного парашюта, запрещается.
159. Скручивание вершин купола и чехла может произойти из-за интенсивного вращения шарового вытяжного парашюта (ШВП) в процессе вытягивания чехла с куполом из ранца и выхода строп из сот вследствие плохого состояния пружин ШВП.
Меридианальные пружины ШВП подвержены остаточной деформации (нераспрямление пружин в первоначальное состояние) и при эксплуатации приобретают пропеллерообразную форму, из-за чего и происходит вращение ШВП в потоке.
Чтобы предотвратить подобное явление, которое может привести к отказу парашюта в работе, необходимо перед зачековкой и укладкой ШВП в ранец выправить меридианальные пружины, придав им первоначальную форму.
Укладка в ранец ШВП, пружины которого перед зачековкой имеют пропеллерообразную форму, запрещается.
Длительное хранение ШВП разрешается только в расчекованном состоянии.
160. Невыход строп из сот может произойти из-за попадания в стропы посторонних предметов или неисправности сот (надрыв строчки, нарушение оплетки, вспучивание резиновых нитей в местах повреждения оплетки).
Для предотвращения отказа парашюта в работе необходимо исключить попадание посторонних предметов в стропы. Укладка строп в неисправные соты запрещается.
При несходе чехла с купола парашютист, не предпринимая попыток к освобождению купола от чехла, обязан отцепить с помощью замков ОСК отказавший в работе парашют и немедленно раскрыть запасной парашют. Если парашют замков ОСК не имеет, парашютист раскрывает запасной парашют, не освобождаясь от отказавшего в работе купола.
161. Перехлестывание купола происходит в основном из-за неправильной укладки купола и строп в соты или из-за раскрытия ранца в неблагоприятном положении. Перехлестывание стропами купола спортивного парашюта, как правило, сопровождается вращением. В отдельных случаях симметрично перехлестнутый купол при нейтральном положении строп управления тенденции к вращению не имеет, а начинает интенсивно вращаться лишь при натяжении одной из строп управления.
Для предотвращения перехлестываяия купола стропами укладку парашютов следует производить в строгом соответствии с требованиями инструкции по укладке данного типа парашюта.
Допуск к прыжкам со спортивными парашютами парашютистов, не освоивших устойчивое свободное падение, запрещается.
Перед раскрытием парашюта парашютист обязан придать телу наиболее благоприятное положение, обеспечивающее в момент раскрытия ранца беспрепятственный выход чехла с куполом из ранца и строп из сот чехла купола (рис. 25).
Парашюты, имеющие собственную горизонтальную скорость перемещения до 2,5 м/с, тенденции к вращению при перехлестывании купола не имеют и скорость снижения на них при таких отказах увеличивается незначительно. Применять запасные парашюты в этом случае следует только при крайней необходимости без отцепки перехлестнутого купола.
162. Зацепление вытяжных парашютов за ноги парашютистов происходит из-за неправильного положения тела парашютиста в момент раскрытия ранца парашюта и выхода строп из сот.
При зацеплении вытяжных парашютов за ноги парашютиста создается наиболее опасная аварийная обстановка, при которой стропы парашюта вытягиваются во всю длину, а купол, продолжая оставаться в чехле, образует «дугу» (петлю), в которую может попасть запасной парашют.
Если вытяжные парашюты зацепились за ноги, парашютист обязан освободиться от них, сняв их с ног руками или обрезав ножом.
Если освободить ноги от вытяжных парашютов не удалось, парашютист обязан ликвидировать «дугу», отцепив замки ОСК, или обрезать лямки свободных концов и раскрыть запасной парашют.
163. Непреднамеренная отцепка (самоотцепка) замков ОСК может произойти из-за неисправности замков или неправильного их монтажа.
При отцепке одного из замков ОСК парашютист обязан отцепить другой замок и раскрыть запасной парашют.
164. Частичное ненаполнение боковых камер (воздухозаборников) в планирующих оболочковых парашютных системах может произойти из-за неправильной регулировки длины строп. Если длина строп первого ряда меньше, чем предусмотрено конструкцией данной системы, боковые воздухозаборники наполняются неполностью или совсем не наполняются. Чтобы этого не произошло, укорачивание или удлинение строп при их регулировке следует производить последовательно, не более чем на 50 мм в каждой попытке, с обязательным опробованием парашюта в действии после каждой регулировки.
Если боковые воздухозаборники оказались ненаполненными, парашютист должен при помощи разворотов попытаться наполнить камеры, а если это сделать не удалось, проверить по высотомеру и секундомеру скорость снижения. При превышении скорости 8—9 м/с отцепить отказавший в работе парашют и раскрыть запасной.
165. Заедание ленты рифовки с последующей неразрифовкой купола может произойти из-за заправки перекрученной ленты рифовки под карманы ранца или из-за укладки парашюта с влажной лентой рифовки.
Чтобы избежать заедания ленты рифовки в люверсах, необходимо, не дожидаясь полного наполнения купола, с помощью раздергивающей стропы втянуть ее внутрь до выбора всей слабины.
Если лента рифовки не вытягивается, следует двумя-тремя резкими движениями раздергивающей стропой вверх-вниз передернуть ленту рифовки. Если при этом парашют не разрифовался, необходимо расчековать одновременно левый и правый клеванты и резко, на полный ход, натянуть стропы управления.
При неразрифовке купола после выполнения указанных операций парашютист обязан отсоединить с помощью замков ОСК отказавший в работе купол и раскрыть запасной парашют.
166. При невыдерживании в процессе раскрытия парашюта устойчивого положения тела и при неправильной укладке строп в соты может произойти закручивание строп. В этом случае парашютист должен свести вместе свободные концы подвесной системы и вращательным движением тела помогать раскручиванию строп.
Если стропы не раскручиваются и парашют не наполнился, нужно отсоединить с помощью замков ОСК ненаполнившийся купол и раскрыть запасной парашют.
167. При неблагоприятных аэродинамических условиях в момент раскрытия основного парашюта вытяжной парашют (парашюты) может попасть в стропы или щели основного парашюта или зацепиться за ленту рифовки, вызывая при этом вращение купола.
При попадании вытяжного парашюта в стропы, щели или петли шнура рифовки парашютист должен резким движением строп управления или свободных концов подвесной системы попытаться освободить купол от зацепленяя. Если ликвидировать зацепление вытяжных парашютов не удалось и снижение происходит с вращением или неустойчиво, парашютист обязан отцепить с помощью замков ОСК отказавший в работе купол и раскрыть запасной парашют.
168. При отказе в работе планирующей оболочковой парашютной системы и щелевого парашюта все действия по введению парашюта в работу должны быть прекращены на высоте 600 м, после чего парашютист обязан отцепить отказавший в работе купол и раскрыть запасной парашют.
Что такое расчековка парашюта
Медуза мягкая – система из текстиля без каркаса и пружины. Выполняет функцию вытяжного парашюта. Прикрепляется к вершине основного парашюта при помощи стреньги. Существует коллапсирующая разновидность.
Медуза мягкая коллапсирующая – вытяжной парашют, после выполнения своей функции стягивающийся по оси для уменьшения сопротивления. Применяется на скоростных куполах.
Мешок – слэнг. купол.
Наземная подготовка – тренировка физических способностей и навыков парашютиста на земле, изучение им теоретических вопросов и составление плана прыжка.
Наполнение парашюта – наполнение купола парашюта потоком воздуха и принятие им нормальной для парашютирования формы.
Нейтральный купол – купол, не имеющий собственной горизонтальной скорости.
Несход чехла – отказ, при котором чехол по какой-либо причине не сходит с купола и не дает ему наполниться.
Ножные обхваты – очень важная часть подвесной системы. Регулировка длины ножных обхватов, а также их положение на теле парашютиста к моменту отделения требует особого внимания.
Обрыв строп – неисправность парашюта, требующая ремонта или списания.
Обрывная стропа – специальное приспособление, применяемое для упорядочивания процесса раскрытия при принудительном стягивании чехла (см. раскрытие принудительное).
Одноразник – человек, совершающий (или уже совершивший) свой первый и последний прыжок с парашютом.
Особые случаи – название самого занятного раздела скучного инструктажа.
Отделение – покидание летательного аппарата в соответствии с указаниями выпускающего.
Отделение на мотор – правильное отделение от ЛА лицом на мотор, т.е. вперед.
Отказ – особый случай, при котором парашютная система не работает должным образом.
Отказ полный – отказ, при котором купол парашюта находится в чехле или камере.
Отказ частичный – отказ, при котором купол парашюта полностью или частично вышел из чехла или камеры и уменьшает скорость снижения парашютиста.
Открываться – раскрывать основной парашют произвольно.
Отмашка – характерный взмах руками, означающий окончание работы либо предупреждающий окружающих о предстоящем раскрытии парашюта парашютистом, выполняющим отмашку.
Отцепка – 1. отсоединение подвесной системы с парашютистом от свободных концов основного парашюта. 2. Не всегда необходимое, но более чем достаточное условие для применения запаски.
Паникер – человек с ТЗК на КДП, сообщающий РП на СКП о ЧП.
Парашют – (франц. parachute, от греч. para – против и франц. chute – падение) устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолета и др. Состоит из купола, строп и укладочного контейнера (ранца).
Парашют вытяжной – небольшой парашют, предназначенный для вытягивания (отсюда название) парашюта с чехлом (если есть), расчековки и выхода из резиновых сот (газырей) строп и стягивания чехла. Обеспечивает раскрытие парашюта. Син. медуза.
Парашют стабилизирующий – небольшого размера парашют, предназначенный для предотвращения БП объекта (обычно перворазника). Раскрывается сразу после отделения. Фиксирует перворазника в вертикальном положении и замедляет его вращение, то есть стабилизирует (отсюда название). Выполняет также функцию парашюта вытяжного. Не путать с парашютом вытяжным.
Парашютирование – процесс снижения парашютиста с момента полного раскрытия основного (запасного) купола до момента приземления.
Парашютист – живое существо, прыгающее с парашютом.
Парашютный полуавтомат – см. страхующий прибор.
Парашютный спорт – вид авиационного спорта, прыжки с парашютом на точность приземления, затяжные, с выполнением комплекса акробатических фигур, комбинированные и др. В парашютной комиссии, основанной в 1950 при ФАИ, около 60 стран (1982), СССР – с 1950; чемпионы мира – с 1951.
Перворазник – человек, совершающий (или планирующий совершить) первый в своей жизни прыжок с парашютом. Не путать с одноразником.
Перекаты – 1. устройства на свободных концах парашюта Д-6, позволяющие ему перестать быть нейтральным. 2. Действия, выполняемые парашютистом, приземляющимся с увеличенной горизонтальной скоростью. Он принимает при этом скругленную форму и катится по земле, радостно повизгивая и пытаясь остановиться.
Переносная сумка – приспособление для удобного перемещения в направлении укладочной использованного парашюта. Изготовлена, как правило, из авизента.
Переукладка – роспуск парашюта и повторная укладка. Связана с завершением срока переукладки или с выявлением ошибок, допущенных при укладке.
Перехлест – отказ парашюта, связанный чаще всего с плохим качеством налистывания купола. Одна или несколько строп (или стреньг) захватывают часть купола и мешают его нормальной работе.
План прыжка – алгоритм действий парашютиста во время отделения, свободного падения, парашютирования, приземления. Детализирован в нужных местах в зависимости от подготовки парашютиста и того, каким видом парашютного спорта он занимается. Составляется на земле после анализа погодных условий и обстоятельств прыжка (тип ЛА, высота отделения, с кем, кто еще может быт в воздухе и пр.)
Планирование – 1. составление плана прыжка. Часть наземной подготовки. 2. Поступательное движение объекта вниз и вперед, вызванное отклонением части набегающего потока наклонной поверхностью объекта.
Погода – условие наличия (отсутствия) хорошего настроения.
Подвесная система – изделие из силовых лент и пряжек, соединенных особым образом. Предназначена для надежного удержания в себе спортсмена-парашютиста или разника.
Приземление – окончание процесса парашютирования (или свободного падения) путем столкновения с поверхностью планеты либо твердых объектов на ней расположенных (искл.: приземление на воду. См. особые случаи).
Принудительная расчековка ранца – способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения расчековывает ранец основного парашюта, освобождая пружинный вытяжной парашют. Далее процесс раскрытия протекает как при ручном раскрытии парашюта.
Принудительное раскрытие – см. принудительное стягивание чехла.
Принудительное стягивание чехла – способ раскрытия парашюта, при котором фал, пристегнутый за трос в ЛА, после отделения сначала расчековывает ранец, затем вытягивает оттуда чехол (камеру) с куполом и стропами, затем стропы выходят из сот, вытягиваются на всю длину, фал стягивает чехол (камеру) с купола, купол наполняется свежим воздухом и процесс раскрытия завершается.
Пристрелка – специально подготовленный, абсолютно хладнокровный парашютист-профессионал малых размеров, единственной обязанностью которого является оказание помощи выпускающему в определении точки выброски. Прыгает всегда первым. Отделяется с руки. Требует помощи в возврате с площадки приземления, так как лишен возможности самостоятельно передвигаться по твердой поверхности. См. также мясо.
Прогрессирующая закрутка – вид отказа. Закрутка, сопровождающаяся вращением системы купол-парашютист и дальнейшим закручиванием строп парашюта типа крыло. Требует отцепки.
Прыжок затяжной – прыжок с задержкой раскрытия ранца парашюта. Сопровождается свободным падением.
Разбежка – удаление спортсменов-парашютистов на безопасное расстояние после занятия групповой акробатикой для обеспечения безопасного раскрытия парашютов.
Разник – общее название одноразников и перворазников. Не путать с парашютистом.
Рамка укладочная – П-образный предмет из прутка 8 мм, предназначенный для придания жесткости чехлу парашюта на время укладки строп в резиновые соты.