что такое рас аутизм
Детский аутизм: причины, симптомы, лечение
Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!
Детский аутизм. Что это такое?
Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.
Известны следующие факты:
1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);
2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;
3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;
4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;
5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.
Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.
Детский аутизм. Признаки и симптомы
Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.
СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:
Ребенок с аутизмом:
Многие дети с РАС очень чувствительны:
ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ
Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.
НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ
Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.
1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.
2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.
3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.
Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.
Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
По статистике аутизм встречается у каждого 160-го человека. Соответственно, вероятность встретить ребенка с РАС достаточно высока для каждого из нас.
Вокруг детей с аутизмом «ходит» множество различных мифов: они гениальны, великолепно считают в уме, любят собирать кубик Рубика и, конечно же, совершено не желают общаться. Вспомним типичные образы людей с аутизмом из кинематографа: Раймонд («Человека дождя»), Шон (фильм «Хороший доктор»), Шелдон («Теория большого взрыва»). Они гениальны, холодны, но, несмотря на это, чрезвычайно обаятельны.
Однако реальность несколько отличается от тех образов, что транслирует нам мировой кинематограф. Люди с диагнозом аутизм разные, не менее разные, чем все остальные. У каждого из них свои интересы, свои особенности взаимодействия и поведения, сильные и слабые стороны. И это касается не только взрослых людей, но и детей с аутизмом. И прежде чем понять, что за ребенок перед вами, необходимо вступить с ним в контакт.
Аутизм у детей. Особенности развития
Многие дети с аутизмом имеют ряд особенностей сенсорного восприятия (зрительная, слуховая, тактильная и другая информация от органов чувств):
Среднестатистическому ребенку с аутизмом более комфортно взаимодействовать с предметами, а не с людьми. Но не потому что они не хотят общаться! Для ребенка с РАС, человек – непредсказуемый «объект» с которым сложно установить контакт. Некоторым детям бывает трудно долго фиксировать внимание на человеческой мимике или взгляде. И только если «объект» чем-то интересен и привлекателен для ребенка с аутизмом – он обратит на него внимание.
Ребенок с РАС. Создаем комфортную среду для общения
Помните, что дети с аутизмом очень разные, как и все мы!
Танькина Ольга, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Синдром расстройства аутистического спектра и аутизм — одно и то же?
Слово «аутизм» в обыденном языке обозначает любые поведенческие странности ребенка — гиперактивность, задержку развития речи, стереотипные движения, откаты в развитии, а порой и простую неудобность ребенка. Еще более непонятно выглядит выражение «расстройство аутистического спектра», или РАС. Создается впечатление, что любые нелады с нервной системой — это обязательно аутизм или РАС, а РАС — это все равно что аутизм. А ведь есть еще совсем уж непонятные «аутистические черты»…
Аутизм: диагноз или?
В МКБ-10, действующем до 2022 года классификаторе болезней, на который врачи опираются, заполняя карты, болезни с таким названием нет. Точнее, в подклассе «Общие расстройства психологического развития» есть детский аутизм и атипичный аутизм. Это два разных заболевания.
Детский аутизм проявляется до 3 лет и проявляется:
Это — главные черты болезни. Они могут сопровождаться самоагрессией, избирательностью в еде, расстройствами сна, фобиями — но именно сопровождаться. Сами по себе эти признаки могут означать что угодно, но без триады основных признаков диагноз раннего детского аутизма (РДА) установить нельзя.
Атипичный аутизм — совсем другая болезнь. Развивается она после 3 лет и проявляется в первую очередь задержкой умственного развития, которая может быть как слабой, так и выраженной. Триада, характерная для детского аутизма, здесь отсутствует или выражены один или два признака, а остальные вправе не наблюдаться или быть стертыми. Наиболее точно такое состояние описывает термин-синоним из МКБ-10: умственная отсталость с чертами аутизма. То есть, первичны ментальные нарушения, которые сопровождаются отдельными особенностями, характерными для детского аутизма.
Аутичные черты — доктор, это лечат?
Так называют особенности поведения, которые часто встречаются у людей с ранним детским аутизмом. Это:
Сами по себе аутичные черты не говорят ни о чем. Практически у каждого ребенка можно обнаружить как минимум одну из них. Насторожить родителей должно присутствие 3 и более черт из этого списка. В таком случае нужна консультация врача — для начала речевого\поведенческого невролога, который составит план медицинской и педагогической коррекции. Дело в том, что комплекс аутичных черт может говорить как об аутизме — детском или атипичном, так и о расстройствах аутистического спектра, а кроме того — о состояниях, даже отдаленно не напоминающих ни один из аутизмов и скрывающихся в МКБ под кодом «Другие общие расстройства развития».
РАСплывчатое понятие
Понятия «расстройства аутистического спектра» в МКБ-10 попросту нет. Там есть синдром Аспергера, или аутическая психопатия, синдром Ретта, детская деменция (она же дезинтегративный психоз) и другие сходные заболевания с умственной отсталостью или без нее. А вот в DSM-5, американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, понятие РАС есть. Оно объединяет все болезни, которые МКБ-10 относит к общим расстройствам психологического развития.
Основным диагностическим критерием для РАС считают классическую триаду, характерную для детского аутизма. Но в том и путаница: при некоторых болезнях, включаемых в понятие РАС, эти признаки в полной мере проявляются не всегда.
В 2022 году вступит в силу МКБ-11. В новой редакции расстройства аутистического спектра — это категория в подразделе «Психические и поведенческие расстройства». Они подразделяются на 6 подкатегорий, но не по конкретным заболеваниям. Учитываются функциональный язык (без нарушений, с нарушениями, отсутствует) и интеллектуальное развитие (без нарушения или с ним). Решен в МКБ-11 и главный вопрос: аутизм и РАС — одно и то же, во всяком случае с 2022 года.
Выход из словесных джунглей
Терминологические споры — следствие слабой изученности причин заболеваний, которые проявляются характерной для РДА триадой. Это напрямую отражается в классификациях, ведь их окончательный вид зависит от того, какой принцип составители положили в основу разделения болезней на группы и подгруппы. Несмотря на то, что МКБ-11 однозначно предлагает считать аутизм и РАС одним и тем же, на практике для выбора алгоритмов диагностики, лечения и коррекции не всегда достаточно оценки только уровня интеллекта и речевого развития, ведь эти симптомы только показатель функциональной зрелости мозга. Но классификаторы не остаются неизменными. Если медицинское сообщество придет к тому, что новая классификация недостаточно хороша, в нее могут внести изменения.
Для пациентов и их родителей важно не столько название состояния, сколько ранняя диагностика, комплексная оценка состояния здоровья ребенка и подбор наиболее эффективной терапии и реабилитационных занятий. Универсальных схем для заболеваний, при которых проявляется характерная для детского аутизма триада, не существует, помогает только индивидуальный подход и активная совместная работа врачей, педагогов и родителей. Возможно, составители МКБ-11 и правы: в ранней диагностике сложно однозначно дифференцировать различные состояния, напоминающие РДА. Оказывать помощь без установленного диагноза в рамках доказательной медицины практически невозможно, а чем раньше ребенок начинает получать терапию, тем лучше прогноз.
Расстройства аутистического спектра (РАС)
Группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися действиями. РАС может быть диагностировано в любом возрасте, но симптомы должны проявляться в первые годы жизни.
Историческая справка
Впервые аутизм как отдельное заболевание описал Лео Каннер на примере 11 детей в своей знаменитой работе «Аутистические нарушения аффективного контакта», опубликованной в 1943 г. В этой работе автор предложил называть «ранним детским аутизмом» особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией. Ранний детский аутизм Каннер считал особым расстройством шизофренического спектра, подчеркивая его отличие от шизофрении. В клиническое описание раннего детского аутизма Каннер внес не только самоизоляцию, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов, что позволило выделить его как отдельное расстройство.
Примерно в это же время австрийский психотерапевт Ганс Аспергер в своей диссертации, посвященной аутистической психопатии, описал 4 детей со схожими симптомами. Как и Каннер, Аспергер считал, что первичным при аутизме следует считать нарушение социального взаимодействия, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Однако можно увидеть различия в описании этими двумя авторами речевых способностей и моторной координации при аутизме. Если Каннер к ключевым симптомам аутизма относил отсутствие коммуникативной функции речи у детей, то Аспергер, наоборот, писал о «свободном и оригинальном» использовании языка своими пациентами. Каннер также отмечал двигательную ловкость детей, особенно в плане тонкой моторики, Аспергер же, в свою очередь, характеризовал своих подопечных как неуклюжих, отмечая их трудности как в плане тонкой, так и общей моторики. Однако еще задолго до публикации работы Аспергера, в 1925 году на русском языке и в 1926 году — на немецком, была опубликована работа Груни Ефимовны Сухаревой, в которой она дала описание поведенческого синдрома, характеризующегося высоким интеллектуальным развитием и неспособностью к установлению и поддержанию социальных контактов. Впоследствии, описание, данное Г. Е. Сухаревой, почти полностью совпало с описанием аутистической психопатии, данным Г. Аспергером.
В дальнейшем описание Каннера и Аспергера расширилось, и были выделены другие диагнозы, которые впоследствии вошли в расстройства аутистического спектра: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, другое дезинтегративное расстройство детского возраста, гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера, другие общие расстройства развития, первазивное расстройство развития, неуточнённое [3].
Общие характеристики симптомов, которые в той или иной степени обнаруживаются при расстройствах аутистического спектра [1; 2]: проявления отрешенности, недостаточная потребность в общении, стремление к неизменности окружающей среды («феномен тождества»), своеобразные страхи, своеобразие моторики (двигательные стереотипии; двигательная расторможенность или, наоборот, заторможенность), своеобразие речи и процесса ее формирования (частое отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой структуры речи, трудности в экспрессивной речи, жестовой речи, мимике и пантомимике, эхолалия), интеллектуальная неравномерность, стереотипии в поведении, игре, речи, а также способность к относительной компенсации при раннем вмешательстве.
Распространенность
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваемости США у одного из 54 детей диагностируется расстройство аутистического спектра (по данным Всемирной организации здравоохранения — у 1 из 160 детей). РАС в 4,5 раза чаще встречается у мальчиков (1 из 42 мальчиков), чем у девочек (1 из 189 девочек). Исследования, проведенные в Азии, Европе и Северной Америке показали, что распространенность РАС среди населения варьирует от 1 до 2%.
Этиология
Согласно имеющимся научным данным, существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе генетических факторов и факторов окружающей среды. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваемости США, риск диагностики РАС у ребенка выше, если:
1) в семье уже есть дети с РАС (2—18%). В случае постановки диагноза одному из монозиготных близнецов, риск у второго, по данным разных исследований, варьирует от 35 до 95% (у дизиготных — от 0 до 31%).
2) возраст матери выше 35 лет и/или возраст отца выше 40 лет [7; 8].
3) наличие определенных генетических или хромосомных заболеваний: синдрома Дауна, синдрома ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина—Белл), туберозного склероза и других.
В некоторых исследованиях были продемонстрированы связи между развитием РАС у ребенка и различными факторами протекания беременности и родов: преждевременными родами, низким весом при рождении, инфекциями у матери, приемом определенных лекарств при беременности, диабетом или ожирением у матери и др. [4; 5; 6]
В 2013 году было разработано и опубликовано Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM), пятого пересмотра. Некоторые расстройства DSM-IV в DSM-V были объединены в спектры, включая расстройства аутистического спектра, которые в DSM-IV рассматривались в рубриках аутизм, синдром Аспергера, детское дезинтегративное расстройство и первазивное расстройство психического развития. Хотя в DSM-V все проявления этих состояний отнесены в одну рубрику, спецификаторы позволяют определить варианты РАС в зависимости от степени тяжести, включая наличие или отсутствие интеллектуального снижения, нарушения речи, сопутствующих соматических заболеваний или утраты приобретенных навыков.
В 1979 году Лорна Винг совместно со своей коллегой Джудит Гулд опубликовали результаты исследования 173 детей с аутизмом из Кэмбервелла (его часто называют «Кэмбервельское исследование») в котором впервые были произведены попытки систематизировать основные симптомы аутизма. Авторы выделили триаду нарушений при аутизме, которую впоследствии назвали «триадой Винг-Гулд»: нарушения социального взаимодействия, коммуникации и воображения. И хотя нет официальных подтверждений, что составители DSM ориентировались на эту триаду, описывая признаки аутизма, тем не менее связь прослеживается.
Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН
(1) Башина В. М., Симашкова Н. В. Аутизм в детстве //М.: Медицина. – 1999. – Т. 1. (2) Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия/Под ред. проф //ИЯ Гуровича. – 1993. (3) Чуркин А.А., Мартюшов А.Н.Краткое руководство по использованию МКБ_10 в психиатрии и наркологии. М.: Изд-во «Триада-Х», 2000. (4) Christensen J. et al. Prenatal valproate exposure and risk of autism spectrum disorders and childhood autism //Jama. – 2013. – Т. 309. – №. 16. – С. 1696-1703. (5) Darcy-Mahoney A. et al. Probability of an autism diagnosis by gestational age //Newborn and Infant Nursing Reviews. – 2016. – Т. 16. – №. 4. – С. 322-326. (6) Fezer G. F. et al. Perinatal features of children with autism sPectrum disorder //Revista Paulista de Pediatria. – 2017. – Т. 35. – №. 2. – С. 130-135. (7) Idring S. et al. Parental age and the risk of autism spectrum disorders: findings from a Swedish population-based cohort //International journal of epidemiology. – 2014. – Т. 43. – №. 1. – С. 107-115. (8) Wing L. Manifestations of social problems in high-functioning autistic people //High-functioning individuals with autism. – Springer, Boston, MA, 1992. – С. 129-142.
Расстройства аутистического спектра у детей
Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.
Рассмотрим клинический пример:
Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).
Причины вызывающие РАС.
Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:
— гипотеза о генетической предрасположенности
— гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).
— гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.
Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.
Особенности психического развития детей с РАС.
Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.
Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.
Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).
Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.
Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.
Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.
Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.
Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.
Диагностика расстройств аутистического спектра
Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.
Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:
— нарушение социальной адаптации
— нарушения в коммуникативной сфере
В основные диагностические этапы входит:
— осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом
— наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства
— беседа с родителями
— заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»
Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:
Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.
Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)
Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт
— Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.
— Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.
— Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.
— Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.
Коррекция больных с РАС
Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:
Первая программа основывается на следующих принципах:
— Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;
— повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;
— создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.
Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.
6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.
В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.
Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)