что такое раппорт технология
Раппорт или подстройка. Инструменты и техники Нового Кода Коучинга
24 августа 2021 306
Раппорт — это первый и важный шаг при работе коуча с клиентом. В статье разберем главные принципы раппорта и пошаговый план сонастройки с клиентом.
Прежде всего коуч должен достигнуть состояния доверия с клиентом. В моменты, когда человек испытывает доверие, у него выделяются гормоны серотонин и окситоцин. Человек входит в состояние потока, креативности и свободы.
Во время влюбленности возникает примерно такое же состояние, которое должно возникать у хорошего коуча и клиента.
Как разобраться: человеку нужен коуч или психолог? Смотрите видео.
Раппорт: главные принципы
Раппорт – глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое является предварительным условием хорошей коммуникации и сотрудничества. Этот термин пришел в коучинг из НЛП и психотерапии.
Когда есть раппорт, коммуникация подобна танцу, в котором оба партнера плывут, как один. Два человека становятся единой системой.
Для полного раппорта – достижения полного контакта – достаточно отражать по отдельности, а не все сразу, поведенческие характеристики партнера в указанных пропорциях:
Кейс из книги Ричарда Бендлера и Джона Гриндера «Из лягушек – в принцы»:
«В одной калифорнийской психиатрической больнице был парень, который несколько лет пребывал в кататоническом состоянии. Он все время сидел на кушетке в комнате отдыха. Единственное, что он мог предложить мне в качестве общения – это свою позу и скорость дыхания. Глаза его были раскрыты, зрачки расширены.
Я устроился в кресле рядом с ним под углом 45°, и принял точно такую же позу, как и он. Тут я даже не скрывал, что я делаю. Я сидел в этой же самой позе, что и он, и дышал вместе с ним примерно 45 минут. К концу этого времени я стал слегка изменять ритм моего дыхания – он последовал за мной. Таким образом я узнал, что раппорт достигнут.
Я мог и дальше менять ритм своего дыхания и постепенно вывести его из кататонического состояния. Но вместо этого я использовал шок, закричав: «Эй, у тебя есть сигарета?». Больной вскочил с кушетки и сказал: «Проклятье! Не смей больше этого делать!»
На что обращать внимание, чтобы настроить раппорт
Когда я встречаюсь с любым человеком, то первым делом происходит разведка. На что обращать внимание?
1. Поза человека и его жестикуляция
Обратите внимание, как человек сидит и двигается. Больше всего люди доверяют себе и тем, кто проявляет искреннюю заботу. Коуч должен организовать место встречи, чтобы клиент чувствовал себя удобно и расслабленно.
2. Скорость речи и тембр голоса
Многие люди говорят быстро и громко. Некоторые медленно и тихо. Коуч обращает внимание на типаж клиента. Те, кто говорят громко, часто бывают глуховаты, и для них тихий коуч — просто страдание.
Я говорю быстро и для меня собеседник, который говорит медленно — испытание. Мне приходится удерживать себя, чтобы не перебивать и не договаривать слова за него.
3. Стиль речи
У меня есть друзья, которые слушают шансон. Их речь очень органично вписывается в фильм «Место встречи изменить нельзя». Кстати, для многих последняя фраза вообще ни о чем. Так как этот фильм смотрели не все. Если я буду сыпать цитатами из этого фильма, то часть людей меня поймут, а часть нет.
Коуч обращает внимание на стиль речи клиента. На его любимые слова и выражения. Во время разведки коуч запоминает. Во время дальнейшей коммуникации использует стиль речи клиента.
4. Убеждения и ценности
Каждый человек наделяет важностью какие-то определенные понятия. У каждого есть набор правил и убеждений, как надо вести себя в различных ситуациях.
Люди, которые думают одинаково, испытывают друг к другу симпатию. Они называют себя единомышленниками.
Помню, как когда-то один из моих потенциальных клиентов отказался со мной работать. Он сидел с сигаретой, а я рассуждал о том, что человек с вредными привычками не управляет своей жизнью. Потенциальный клиент очень обиделся и не стал клиентом.
5. Специальные нюансы
Когда люди хотят найти общий язык, они обычно ищут общих знакомых или общие интересы. Общий любимый певец или фильм — это те нюансы, которые сближают.
После разведки идет подстройка
Коуч проводит разведку, чтобы понять клиента по этим пяти критериям. После разведки происходит подстройка. Коуч как опытный разведчик переходит на язык клиента.
Подстройка по этим пяти параметрам создает раппорт или контакт. Клиент и коуч чувствуют родство душ и возникает то, что Стивен Кови называл синергией, когда 1+1 = 11.
С этого инструмента начинаются коучинговые встречи. Когда раппорт или контакт установлен, мы переходим ко второму инструменту коуча. Он называется «активное слушание», и о нём я расскажу в следующей статье.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.
Что такое раппорт в психологии, и как им пользоваться?
Уметь смотреть с человеком в одну сторону может далеко не каждый. Однако некоторым это удается с помощью раппорта. Под термином «раппорт» подразумевают принцип, когда человек взаимодействует с оппонентом, образовывая единую систему. В данной статье вы узнаете, что является раппортом в области психологии, и как его использовать.
Что такое раппорт?
Наличие рапорта не говорит о том, что у людей появились одни мысли и движения на двоих. Это лишь говорит о том, что все они делают согласованно. Впервые термин rapport появился в 18 веке. По мнению австрийского врача Франца Месмера, раппорт является установленным физическим и интеллектуальным контактом двух людей.
Сферы применения раппорта
В современном понимании раппортный контакт несколько отличается от толкования Франца Месмера. Его активно применяют в НЛП, гипнозе и психоанализе. Научившись устанавливать данный контакт, человек может оказывать влияние на окружающих. Именно благодаря этому раппорт можно использовать во многих сферах.
Доверие
Умея налаживать контакт с людьми, вы способны создавать хорошие отношения. Это касается даже общения между продавцом и покупателем. При создании хороших отношений возникает доверие, что свидетельствует о гармонии в отношениях. Секрет создания доверия по отношению к себе кроется в формировании субъективного опыта человека.
Сознательным доверием является личный опыт индивида. Таким образом он может доверять очень близким людям и друзьям, которых знает уже не один год. Может быть и такое, что ваше общение с незнакомцем также может вызвать доверие. Однако это происходит в случае, если вы располагаете о нем достоверной информацией.
Бессознательное же доверие, в отличие от сознательного, основывается исключительно на чувствах индивида. Невозможно создать хорошие отношения без присутствия эмоций. Вам повезет, если вы встретите интересного человека. Если же оппонент будет скучным, вам потребуется больше времени и умения, чтобы найти с ним общий язык. Для возникновения бессознательного доверия необходимо приложить усилия.
Подстройка
Возникновению раппорта можно способствовать через подстройку, копируя поведение другого человека. Подстройка имеет синоним — присоединение. Для создания межличностной эмпатии используется вербальная и невербальная коммуникации, при этом слова занимают наименьший процент при построении доверительных отношений. В большей степени на них влияют голос и язык тела. Таким образом более чем 90% информации человек получает от невербального общения.
Невербальная подстройка
Обычно люди в процессе общения всегда думают над тем, что сказать, но упускают важный момент. Тем не менее, гораздо важнее не то что вы скажете, а то, как вы это сделаете. Благодаря голосу и языку тела оппонент способен понимать, что конкретно вы ему хотели сказать.
В связи с этим люди стараются не обращать внимания на поведение собеседника, если оно не выходит за рамки приличия. Особое внимание во время беседы уделяется словам, которые часто оцениваются критично. Чтобы подобного не происходило, следует знать несколько приемов, описание которых представлено ниже.
Невербальная подстройка по телу
Подобный прием является очень простым в исполнении. Вам потребуется всего лишь копировать позы человека. Конечно, не следует вести себя словно в цирке, копируя абсолютно все, но начать можно с наклона корпуса и поворота головы. Далее можно попробовать копировать жесты собеседника в то время, когда вы начнете говорить. Стараться повторить жесты, когда говорит оппонент, — не очень хорошая идея, ведь он может заметить это, что приведет к отрицательному эффекту.
Невербальная подстройка по ритму
Также существует подстройка по дыханию, которая является более сложной. Стараясь дышать как собеседник, вам необходимо учитывать интенсивность и глубину дыхания. Обычно человек начинает говорить на выдохе, поэтому если ваш собеседник говорит какую-то фразу, вы тоже смело можете выдыхать. Следует отметить, что мужчины для дыхания чаще используют живот, а женщины — грудную клетку. Если человек испытывает эмпатию по отношению к собеседнику, он автоматически начинает чувствовать внутренние ритмы.
Невербальная подстройка по голосу
Не менее важным в общении является подстройка по голосу. Если вы видите, что человек говорит медленно и спокойно, то будет не слишком правильно общаться на повышенных тонах или тараторить без остановки. В данном случае собеседник просто не услышит вас, что очень быстро приведет к концу диалога.
Общаясь с людьми, старайтесь разговаривать с ними на равных. Если ваш оппонент говорит тихо и медленно, в данном случае лучшим вариантом станет именно такой темп разговора. А чтобы научиться лучше строить коммуникации в личной жизни и на работе, рекомендуем пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».
Киевский центр НЛП и тренингов
Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.
Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.
Глазные ключи доступа
Стратегия творчества Уолта Диснея
Техника «Коллапс якорей»
Техника «Квадратное дыхание»
Техника «Раппорт» (RAPPORT)
Техника «Спецификация цели»
Техника «Буквальный рефрейминг»
Техника «Интеграция логических уровней»
Техника «Линейное программирование»
Техника «Треугольник Карпмана»
Техника «Тройная спираль Милтона Эриксона»
Техника «Трехпозиционное описание»
Техника «Милтон Модель»
Техника «S.C.O.R.E. на линии времени»
Техника «Изменение личностной истории»
Техника «6 шаговый рефрейминг»
Техника «Декартовы координаты»
Техника «Генератор нового поведения»
Техника «Быстрое лечение фобий»
Техника «Шоколад Леди Годивы»
Техника «Покатиться со смеху»
Техника «Музей старых убеждений»
Киевский Центр НЛП и тренингов– один из крупнейших и популярных центров НЛП в Украине.
Техника «Раппорт» (RAPPORT)
или состояние довеpия, гаpмонии и сотpyдничества
Термин РАППОРТ был введен Францем Антоном Месмером (немецким врачом, целителем и создателем учения о «животном магнетизме»). Mesmer обозначал этим термином особый психологический и физический контакт гипнолога (гипнотизёра) с клиентом (пациентом).
ДОВЕРИЕ
Хорошие отношения между людьми (в том числе между продавцом и покупателем ) предполагают способность налаживать контакты друг с другом.
Если в процессе общения возникает доверие и, как следствие, гармония в отношениях или деловое сотрудничество, то становиться очевидным полезность и эффективность умения его вызывать.
Но как же создать ареол доверия вокруг себя? Ведь все люди разные и у каждого есть свой уникальный внутренний мир.
Секрет скрывается в структуре формирования субъективного опыта человека!
На осознанном уровне мы, как правило, доверяем голосу разума. А он, в свою очередь, логически анализирует нашу субъективную систему фактов.
Сознательно мы можем доверять родным и близким людям. друзьям (дружба с которыми исчисляется годами).
Конечно, мы можем довериться незнакомому человеку, если за него гарантирует наш друг (которому мы доверяем). В таком случае мы доверяем гаранту! А не незнакомому человеку.
Вполне может случиться, что Вы доверитесь незнакомцу, если будете располагать достоверной информацией! о нем из источников, которым Вы, несомненно, доверяете.
Мы не говорим уже про личное отношение к человеку. Согласитесь, что Вы, врядли одолжите деньги человеку, который Вам не нравиться, даже если будете располагать информацией, что ему можно доверять.
Согласитесь, что когда у Вас с другим, возможно мало знакомым человеком, много общего (одинаковые жизненные ценности, подобные увлечения или хобби, схожий взгляд на жизнь и т.п.), то волей не волей чувствуете к такому человеку симпатию и, скорее всего, испытываете желание с ним общаться.
Для того, что бы вызывать у людей неосознанное доверие, нужно следовать простым и понятным правилам.
ПОДСТРОЙКА
РАППОРТ можно вызвать через ПОДСТРОЙКУ! То есть через копирование и воспроизведение поведения другого человека.
Возможно, Вы уже встречали подобную схему, где вся информация, которую Вы можете получить, распределена подобным образом.
Схема ясно демонстрирует, что 93% информации мы получаем невербально! То есть неосознанно. Или, как принято считать в нейро лингвистическом программировании (НЛП), на бессознательном уровне.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПОДСТРОЙКА
Раз невербалике принадлежит 93% всей получаемой нами информации, то с неё и начнем.
Наше тело и особенности голоса дадут понимание нашему собеседнику, КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ТО, ЧТО ВЫ СКАЗАЛИ.
Именно поэтому люди, привычно, не обращают сознательно внимание на то, как мы себя с ними ведем (естественно, если наше поведение не выходит за рамки приличий), а критично оценивают слова, которые мы произносим.
Вот здесь то и начинается магия.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПОДСТРОЙКА ПО ТЕЛУ
К подстройке по телу относятся такие параметры, как: ПОЗА человека (в которой он стоит или сидит), его ДВИЖЕНИЯ (походка), характерные ЖЕСТЫ и МИМИКА (выражение лица).
Выполнить этот прием проще всего. Копируя позу человека, Вы становитесь (как бы) похожи на него.
Это как с зеркалом. Вы видите отражение себя и, соответственно, относитесь к человеку, как к своему отражению.
Конечно, не все так просто!
Мы не воспроизводим утрированно буквально все, что демонстрирует человек, а воспроизводим структуру того (как бы по меньшей амплитуде), что он демонстрирует.
Начать присоединение по позе можно с наклона корпуса, затем поворота головы и так до идеальной копии.
Далее следует повторять характерные жесты вашего собеседника. Повторять жесты лучше, когда придёт ваша очередь говорить. В противном случае, Вы рискуете, что он заметит уж слишком очевидные паттерны, а это, в свою очередь, может быть воспринято негативно.
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПОДСТРОЙКА ПО РИТМУ
К подстройке по ритму или ритмам относятся такие параметры, как: ДЫХАНИЕ человека, его МОРГАНИЕ, КИВКИ головой и всевозможная ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ, показывающая внутренний ритм.
Вскользь мы уже говорили о подстройке по дыханию.
Испытывая эмпатию (или состояние очень близкое к нему), люди, обычно, чувствуют внутренние ритмы собеседника.
А кому мы доверяем больше всего?!
НЕВЕРБАЛЬНАЯ ПОДСТРОЙКА ПО ГОЛОСУ
Следовательно, заметив особенности говорения звуков и фраз Вашего собеседника, необходимо максимально, похоже (и при этом конгруэнтно и естественно) изменить свои голосовые настройки так, как говорит он.
Конечно, без тренировок тут не обойтись!
ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДСТРОЙКА ПО РЕЧИ
В основе всего человеческого восприятия мира лежит излюбленный метод обработки информации (обработка и запоминание).
И хотя эти процессы происходят в глубинах человеческого мозга, мы можем определить ключ, с помощью которого зашифрована эта информация.
Когда человек говорит, он автоматически воспроизводит алгоритм, с помощью которого обрабатывал эту информацию. Нужно лишь внимательно слушать человека.
Однако, особое внимание обращать не на то, что он говорит, а на то, С ПОМОЩЬЮ КАКИХ СЛОВ ОН ЭТО ГОВОРИТ!
Существует всего три основных типа восприятия (модальности): визуальная (картинки), аудиальная (звуки) и кинестетическая (чувства).
Для визуалов очень важно выглядеть красиво. Это же качество они будут ожидать заметить и в других людях. Разговаривая с человеком, визуал старается его хорошенько рассмотреть, возможно, по этому, они во время беседы стараются держаться на небольшом расстоянии. Жесты размашисты и энергичны (чаще на уровне плеч и головы).
Если Вы попросите визуала рассказать Вам, как добраться до некоего места, то либо его рассказ будет сопровождаться резкой жестикуляцией (где повернуть направо, где налево и т.п.), либо вообще возьмет лист бумаги и нарисует схему проезда.
Для аудиалов очень важно как человек с ним разговаривает. Обижаются если речь человека сухая и не интонированная! Часто во время беседы могут принимать «телефонную позу» (слегка повернувшись к вам ухом, подносит к нему ладонь, как будто человек говорит по невидимому телефону).
Кинестетик обожает комфорт. Он может одеваться как угодно, лишь бы ему было удобно. Часто при встрече он старается обнять Вас, так как искренне этого желает. Во время беседы может находиться прямо возле Вас и, вполне в его стиле, будет стараться взять Вас за руку или трогать своими руками Вашу одежду или пуговицы на одежде.
Если Вы попросите кинестетика подсказать Вам, как добраться до некоего места, то он скажет Вам, что чувствует, что Вам нужно взять такси. Или же его рассказ будет состоять из ощущений, которые Вы ощутите во время движения по маршруту.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Соблюдая эти простые правила и советы между Вами и Вашим собеседником (покупателем) никогда не будет недоверия или недопонимания.
ФОТО ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ паттерна РАПОРТА:
Учеными уже давно подмечено, что люди, испытывающие эмпатию друг к другу, бессознательно копируют позы и жесты друг друга.
Ниже представлены фотографии, на которых изображен раппорт.
Мы бы не стали утверждать, что Михаил Горбачев или Рональд Рейган, встречаясь в Женеве (1985 год), уже профессионально использовали этот навык, для эффективного воздействия.
И все же, схожесть невербалики Леонида Кучмы и Владимира Литвина или прекрасная иллюстрация подстройки под Владимира Путина, которую демонстрирует Александр Руцкой, вселяет некое подозрение.
Ведь вполне возможно, что все они проходили обучение навыкам эффективной коммуникации, но (что вполне возможно) об этом предпочитают не говорить.
ВИДЕО ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ паттерна РАПОРТА:
Прекрасный образец раппорта между взрослым мужчиной и ребенком.
Отрывок из фильма «Нокдаун».
Походка, жесты, слова и даже подстройка по росту (мужчина присаживается на корточки, что бы быть на одном уровне с ребенком).
Великолепный пример как раппорт выглядит в обычной жизни.
Хорошая иллюстрация отработки навыка присоединения и ведения на улице!
Обратите внимание на то, как Билан догоняет на улице прохожего. Как вначале подстраивается под мужчину (ПОДСТРОЙКА), как наблюдает за ним краем глаза (КАЛИБРОВКА) и как меняет свой ритм и походку под него (РАППОРТ), а потом переходит (ВЕДЕНИЕ) к невербальному управлению этим прохожим, аккуратненько заставляя мужчину двигаться с ним на одной волне!
Несколько терминов:
Подробнее о всевозможных терминах читайте здесь >>>
Нет предела совершенству!
Развивайте в себе все самое лучшее
«Киевский Центр НЛП и тренингов» желает вам в этом удачи!
Киевский Центр НЛП и тренингов – только лучшие техники НЛП в Украине.
Здесь вы всегда можете изучить он-лайн классику и новейшие модели НЛП.
Раппорт и его разновидности: методы достижения контакта с субъектом, допускающие влияние на него
Наверное, у каждой из нас были случаи, когда знакомство с человеком возникало спонтанно и сближало обоих – на несколько минут в очереди, на сутки в поездке или на всю жизнь. Независимо от длительности контакта, на первый план выступало его качество. Обоим было очевидно, что транзакция состоялась, то есть какая-то внутренняя или внешняя сила повлияла на возникновение взаимодействия. Этот контакт основан на достижении раппорта.
Сонастроенность с партнёром
Как это работает? Речевое и эмоциональное взаимодействие состоит из следующего:
То есть раппорт – это возвращение отправленного сигнала адресатом. Ниже рассмотрим, что одна и та же модель может иметь разные формы выражения.
Пример 1
Наташа стоит перед витриной с памперсами и выбирает подходящие. К ней подходит незнакомая женщина (Лена) и спрашивает возраст и вес малыша. Наташа отвечает, при воспоминании о любимом малыше у неё появляется улыбка. Лена видит эту улыбку и разделяет чувства Наташи, ведь она тоже любит свою малышку.
Молодые мамы спонтанно, но с удовольствием вступили в разговор. Совершив покупки, вместе отправились домой и, обменявшись номерами телефонов, договорились по вечерам выходить на прогулку и встречаться. Так завязалась их дружба.
Пример 2
В очереди в поликлинику стоит, подпирая стену, полная и неухоженная женщина (Валя). Мимо пролетает на высоких каблуках красивая и изящная дама (Анастасия). Внезапно она останавливается возле Вали, очаровательно улыбается и подходит к ней очень близко. Валя смущается, она сразу оценивает своё несоответствие этой собеседнице. Но Анастасия склоняется к её уху и доверительным шёпотом спрашивает, где здесь туалет. Она также демонстрирует своё смущение якобы неловкостью вопроса. Валя успокаивается, доверие собеседницы подкупает её, она говорит, что не знает. Анастасия от места нахождения туалета перешла к общим вопросам – длительному стоянию в очередях, когда ни один мочевой не выдержит. Валя кивнула.
Так завязались отношения, в результате которых Анастасия хорошо заработала на продажах препаратов БАД.
Эти и аналогичные им примеры показывают, что сонастроенность может возникнуть в результате неосознаваемой симпатии, а также путём умело проведённой транзакции. Вместо того, чтобы осуждать людей, которые обучились созданию раппорта, мы можем также получать пользу от этого знания. Но вопрос о том, чему послужит полученный нами опыт – на совести у того, кто делает выбор между пользой для всех и корыстью для себя в ущерб другим.
Контакт через доверие
Приведённые выше примеры показывают, что доверие – основной фактор достижения раппорта. Неслучайно в народе люди, которыми часто манипулируют, называются легковерными. Сами же они всегда винят своих обидчиков в недобросовестности, но никогда не признаются в собственной глупости. Поэтому и наступают на одни и те же грабли.
Наша задача – перестать ловиться на удочку таких пикаперов, альфонсов, мошенников и прочей нечисти. Это не означает, что нужно перестать доверять людям. Нужно лишь быть внимательными к собеседнику.
Иногда удачный раппорт возникает уже на первом этапе:
Чтобы убедиться в том, что контакт достигнут, контактёр нередко озвучивает проверочную фразу или задаёт контрольный вопрос. Обычно это бывает какая-то откровенная глупость. Если жертва ответила на этот вопрос или пропустила фразу мимо ушей – можно приступать к её последующей обработке.
Иногда человек начинает понимать, в какой ситуации он оказался, но «слезть с крючка» уже не может. Я советую в таких случаях не стесняться. Разрывать такой контакт нужно любым доступным способом: от агрессивного и возмущённого «Отстаньте от меня!» до инфантильного «Мне некогда, у меня дела».
Иногда, если жертва недозрела, контактёр углубляет настройку телесным воздействием. Например:
Если собеседник не реагирует отрицательно, начинается внушение нужной информации.
Так используются те же самые методы: собеседник хочет, чтобы его мысль была воспринята вами. Но он действует искренне, без подспудной цели. Наша задача, если мы захотим пользоваться методиками, вызывающими доверие собеседника, – делать это красиво.
Контакт через эмпатию
Другая, менее распространённая и более сложная форма установления раппорта – достижение эмпатии с собеседником. Обычно она нарабатывается многолетним опытом и присуща специалистам высокого уровня:
Естественно, они владеют этим методом в пределах своей компетенции, но зачастую этот навык используется ими и в повседневной жизни. Такой навык приобретается путём проникновения в эмоциональное состояние человека. Собеседник оказывается перед ним беззащитным, поэтому некоторые учителя или врачи могут больно ранить, нанести тяжелейшую психическую травму. А политики и артисты – убедить своих зрителей в том, что «заказано» работодателями и ввести народ в заблуждение.
Например, когда врач озвучивает диагноз больного, он способен приободрить его, вселить надежду или сформировать смирение. А иногда – лишить надежды и даже довести до суицида.
То же касается и учителей, которые имеют неограниченный доступ к сердцам и умам своих учеников. Учитель заведомо знает, что ученик желает получить отличную, хорошую или удовлетворительную отметку и избегает неудов. Знание этих элементарных вещей делает его практически всемогущим. Но если учеников не испугаешь отметками – механизм манипуляции прекращает своё действие.
То есть метод – всего лишь метод. Сам по себе он не плох и не хорош, главный вопрос в том, как им распорядились.
Контакт-раппорт через подражание
Это один из самых мощных методов. Его сила в том, что при умелом применении он совершенно незаметен. Жертва, попавшая в сети, не всегда сможет распознать причину влияния. Предлагаю провести упражнение, которое убедит вас в его безупречной действенности.
Упражнение
Два человека становятся лицом друг к другу на комфортном для обоих расстоянии. Один делает простые упражнения, а второй как можно точнее повторяет их. Упражнение делается до тех пор, пока оба не заметят, как у них изменилось состояние ума.
После этого упражнения станут понятны многие вещи. Например:
Методику подражания освоить особенно сложно, когда новичок думает о том, что его уличат в передразнивании. Поэтому добиваться результата нужно постепенно.
Представленная тема может рассматриваться долго и кропотливо – до мельчайших деталей. Но основные положения, данные здесь, уже сейчас можно начать осмысливать и наблюдать:
Чтобы глубже разобраться в этом, можно начать вести дневник, периодически просматривать и анализировать записи.
Также можно делать первые пробы в создании осознанных продуктивных контактов с окружающими.