что такое ранг корабля
Ранг корабля
Ко второму рангу кораблей в ВМФ России относят большие и средние дизельные подводные лодки, большие ракетные и противолодочные корабли, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли дальней морской зоны, большие десантные корабли [3] (но есть отдельные исключения — так, эскадренные миноносцы проекта 956 относят к 1-му рангу кораблей). Как правило, требуют командира в звании капитан 2-го ранга.
Содержание
В наследие от парусной эпохи, русские крейсера, в зависимости от водоизмещения, разделялись на эволюционные ранги: «фрегатский» и «корветский». Причём, крейсера «фрегатского» ранга, являлись исключительно кораблями I ранга, а крейсера «корветского» ранга, в зависимости от водоизмещения, подразделялись на корабли I и II ранга. [4]
До 1907 года, русские корабли класса крейсер подразделялись на подклассы: крейсера I ранга (водоизмещением более 4000 тонн) и II ранга (все остальные) без различия по типу бронирования (с поясом по ватерлинии) или только бронепалубные. [5]
По установившейся традиции, боевые корабли, кроме их классификации по боевому назначению, подразделялись на разряды — ранги старшинства. Каждому классу, подклассу, типу кораблей в зависимости от их водоизмещения, скорости хода, дальности плавания, состава вооружения и других тактико-технических характеристик, присваивался ранг старшинства от первого (самый старший разряд) до четвёртого. Ранги кораблей определяли старшинство их командиров, правовые положения офицерского состава и служили определённым «мерилом» при планировании и установлении норм материально-технического снабжения. В частности: ракетные подводные лодки, ракетные крейсера и противолодочные крейсера являлись кораблями 1-го ранга; средние подводные лодки, большие ракетные корабли и большие противолодочные корабли, являлись кораблями 2-го ранга; малые подводные лодки, малые ракетные корабли, сторожевые корабли, являлись кораблями 3-го ранга; боевые катера с ракетным, торпедным и другим вооружением, являлись кораблями 4-го ранга. [6]
В чем отличия корвета от фрегата и эсминца, крейсера и линкора – что больше
Боевые морские судна имеют определенную классификацию, согласно которой их отличают друг от друга. В определяющие критерии входит водоизмещение, круг решаемых задач, вооружение и другие факторы. Чтобы выяснить отличия между корветом, фрегатом, эсминцем, крейсером и линкором, необходимо изучить технические характеристики боевых кораблей и их особенности. Однако необходимо помнить, что у каждой страны существует своя классификация такой техники.
Классификация и определение
Классификация, технические характеристики и краткое описание боевых кораблей помогут определить различия между такой военной техникой.
Корвет
Эсминец
Первые единицы таких боевых кораблей были разработаны в последнем десятилетии 19-го века. Конструктором эсминцев стал испанец Фернандо Вильяамиль. Техника предназначалась для защиты испанского военно-морского и торгового флота от торпедных катеров. На момент начала русско-японской войны такие корабли были быстрыми, мощными и хорошо вооруженными боевыми единицами, которые использовались для уничтожения торпедных катеров противника.
Эсминцы имеют более компактные размеры, чем линкоры, как правило, корабли вооружены одной пушкой и множеством ракет, в том числе противокорабельных. Современные боевые единицы часто оснащаются вертолетной площадкой, что позволяет более эффективно вести противолодочную войну. Водоизмещение современных эсминцев колеблется от 3000 до 10 000 тонн.
Фрегат
В России первые корабли, именующиеся фрегатами, появились во времена правления Петра I. Причем этим словом называли все морские единицы, выполняющие крейсерские функции, независимо от наличия или отсутствия парусного вооружения.
Крейсер
Линкоры
Линкор, или линейный корабль — это класс наиболее мощных бронированных артиллерийских боевых единиц, находящихся на вооружении разных стран в 20-м веке. До начала ВМВ такие боевые корабли считались символом могущества морских держав, а также средством обеспечения господства на море. Их водоизмещение могло превышать 80 000 тонн.
Линкоры использовались для уничтожения судов противника и в качестве артиллерийской поддержки сухопутных операций. Перед началом Второй мировой войны такие боевые единицы имелись в составе флотов всех крупных морских держав, однако во время проведения операций ВМВ не оправдали возложенных на них надежд. Дело в том, что линейные корабли оказались уязвимыми для ударов авиации и подводных лодок. Из-за этого в конце 40-х годов их производство полностью прекратилось. Сегодня в составе флотов мира такие боевые единицы отсутствуют.
Авианосцы
Такой класс боевых кораблей, как авианосцы, предназначены для базирования в порту и боевого применения в акваториях. Можно сказать, что такой корабль представляет собой авиабазу, которая действует в открытом море. Основное отличие авианосцев от других боевых судов заключается в том, что они оснащены полетной палубой и другими средствами, облегчающими взлет, посадку и базирование боевых самолетов и вертолетов.
В задачу авианосцев входят такие моменты:
Всего существует три класса авианосцев: легкие, средние и тяжелые. Водоизмещение кораблей (в зависимости от класса) составляет от 30 000 до 100 000 тонн.
Сравнительная таблица отличий
Чтобы понять, чем отличаются морские боевые единицы друг от друга, стоит изучить таблицу, где указаны их основные характеристики и предназначение.
Боевая единица | Водоизмещение | Скорость | Задачи |
Корвет | От 1200 до 1500 тонн | От 30 до 40 км/ч | Противолодочная оборона конвоя или берегового объекта |
Эсминец | От 3000 до 10 000 тонн | Около 60 км/ч | Сопровождение и защита конвоя от атак ближнего радиуса действия |
Фрегат | До 4000 тонн | От 55 до 60 км/ч | Поиск и уничтожение подводных лодок противника, противоракетная и противовоздушная оборона кораблей |
Крейсер | Около 10 000 тонн | До 60 км/ч | Оборона боевых соединений и конвоев, уничтожение легких сил противника |
Линкор | От 20 000 до 80 000 тонн | От 20 до 25 км/ч | Уничтожение кораблей противника, артиллерийская поддержка сухопутных операций |
Авианосец | От 30 000 до 100 000 тонн | От 45 до 55 км/ч | Защита морских соединений, поддержка сухопутных операций, разрушение противовоздушной обороны противника |
В чем разница
Изучив технические характеристики кораблей, можно сделать вывод, что самыми большими и мощными являются авианосцы.
Классификация кораблей
Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.
Содержание
Парусный флот
Корабль
Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов
Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.
Линейный корабль
Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.
Фрегат
Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.
Корвет
Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.
Шнява
Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте
Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.
Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.
Шхуна
Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.
Клипер
Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.
Люгер
Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.
Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли
Броненосец
Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.
Батарейный броненосец
Казематный броненосец
Барбетный броненосец
Башенный броненосец
Линейный корабль
В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Броненосцый крейсер
Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.
Бронепалубный крейсер
Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Миноносец
Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды
Торпедный катер
Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами
Эскадренный миноносец
Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.
В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.
Эсминец УРО
В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО
Фрегат
Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн
Корвет
Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.
В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
Катер
Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.
О классах, рангах, типах и проектах кораблей
Зачастую на страницах печатных изданий, в сообщениях информационных агентств и электронных СМИ царит настоящая путаница в трактовке ряда понятий, относящихся к Военно-морскому флоту. Вот относительно недавний пример: «┘подводные силы ВМФ будут состоять из ПЛ четырех типов. Основной комплекс «Борей» (многоцелевая атомная субмарина с крылатыми ракетами). » Далее говорится следующее: «┘строятся┘ все три субмарины проекта «Борей».
Вот такая, извините, мешанина из «типов», «комплексов», «проектов» и «субмарин».
На самом деле, во-первых, «Борей» не «комплекс», а обозначение (шифр) проекта 955, но не «многоцелевых атомных субмарин», а находящихся на стапелях новейших атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также «Владимир Мономах», закладка которого состоялась 19 марта. Во-вторых, эти корабли будут вооружены не «крылатыми ракетами», а ракетным комплексом стратегического назначения «Булава» с МБР.
Кстати сказать, военные моряки и морские специалисты, как правило, не употребляют в своих выступлениях или печатных работах слово «субмарина», а используют принятые в ВМФ названия и термины: подводная лодка, подводный корабль, атомоход или ракетоносец.
Разделение корабельного состава по предназначению, сфере, специфике действий, конструктивным особенностям, то есть по классам, подклассам и рангам, регламентируется действующей «Классификацией корабельного состава ВМФ», которая объявляется приказом главнокомандующего ВМФ и периодически корректируется с учетом развития флота и появления в его составе новых кораблей, судов и катеров. Согласно действующей до начала 1990-х годов «Классификации┘» (думаю, что ее структура не изменилась, а содержание лишь пополнилось новыми типами кораблей) весь корабельный и судовой состав ВМФ разделен на пять групп: 1) боевые корабли, 2) боевые катера, 3) корабли специального назначения, 4) морские суда, 5) катера и рейдовые суда обеспечения.
Каждая группа кораблей (судов) по предназначению разделяется на классы, а те, в свою очередь, на подклассы (корабли и суда одного предназначения, но разнящиеся по объему и особенностям выполнения задач в этом предназначении, а также, как выше упоминалось, по водоизмещению, движителям и другим ТТХ).
Например, есть класс «ракетно-артиллерийские корабли». В нем имеются подклассы: тяжелый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер, эскадренный миноносец и другие. Или класс «противолодочные корабли». Он тоже включает подклассы: большой противолодочный корабль, противолодочный корабль, сторожевой корабль и другие.
Думаю, что строящиеся надводные корабли новых типов «корвет» и «фрегат» будут разнесены соответственно по классам «противолодочные корабли» и «ракетно-артиллерийские корабли» (или выделены в отдельные подклассы).
Кораблям каждого подкласса присваивается свой ранг. Например, ракетный крейсер – корабль первого ранга, сторожевой корабль – второго ранга.
Тип корабля, как правило, определяется по головному кораблю серии (например: тяжелый авианесущий крейсер типа «Киев»). Зачастую типом корабля называют номер его проекта (например, эскадренный миноносец проекта 956). Зачастую с выдачей ВМФ заказа на проектирование корабля этим работам (или инициативным предложениям проектантов) присваивается словесный шифр (например, авианесущий крейсер «Беркут»). Номер проекта будет присвоен впоследствии – обычно или с принятием аванпроекта и включением дальнейших работ в план проектирования, или с утверждением эскизного проекта корабля. Но нередко этот шифр, к примеру, как тот же вышеупомянутый «Борей», долго сопутствует в жизни головному кораблю и другим кораблям серии. К этой череде типов, шифров и номеров проектов иногда примешивается в обиходе (и в печати) еще и номер заводского заказа на постройку каждого корабля («Беркут» заказа 101).
Во всех этих случаях правильным будет в материалах СМИ при каком-то обозначении или названии корабля приводить или его собственное «имя» (например, ракетный крейсер «Москва»), или его тип (например, большой противолодочный корабль типа «Удалой»), или номер проекта (атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955). Словесных шифров проектов кораблей в ходе строительства головного корабля и тем более к серийным употреблять, как представляется, в публицистике и выступлениях в электронных СМИ нежелательно, поскольку это вносит путаницу в восприятие читателями, телезрителями и радиослушателями.
В заключение следует пояснить, что наряду с вышеупомянутыми «Корабельным уставом» и «Классификацией┘» в ВМФ устанавливаются сокращенные наименования подклассов и типов кораблей для применения в служебных документах, на картах и в печати. Так, аббревиатура того же строящегося атомного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий» – РПКСН, ракетного крейсера «Москва» – РКР, эскадренного миноносца – ЭМ, большого противолодочного корабля – БПК. При этом в печати часто встречается аббревиатура АПЛ – атомная многоцелевая подводная лодка. Но она неправильная, а правильная – ПЛА.
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.